В символике я не очень, так что... А вот захватывающий сюжет, как мне кажется, - вопрос более простой. Сергей, известно, что большинство литературных сюжетов берутся из жизни, однако, откуда, по-Вашему, взялся ЭТОТ?
Честно говоря, не интересовался глубоко. Наверное, Толкин читал что-то такое, что определило сюжет. Википедия вот что сообщает:
Значительное влияние на «Властелин Колец» оказал эпос о рыцарях Круглого Стола. Образ Гэндальфа в качестве мудрого волшебника и наставника почти точно соответствует роли Мерлина в эпосах Джоффруа Монмутского и Томаса Мэлори. Арагорн — наследник королевского трона, подтверждающий свое право волшебным мечом, исцеляющий наложением рук — весьма близок к королю Артуру Пендрагону.[2] Некоторые также видят в нем аналог Иисуса Христа, как наследника иссякшей династии, чьё место занято временщиками и явление которого предсказано в пророчестве.
Образ кольца, дающего власть над миром, ради чего необходимо отказаться от любви, присутствует в оперной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Однако сам Толкин отрицал связь между произведениями Вагнера и сюжетом «Властелина Колец». Характерным отличием толкиновского сюжета от вагнеровского является то, что, по Толкину, Кольцо уничтожает не герой (у Вагнера — Зигфрид), а маленький хоббит (сказочно-фантастическая версия образа «маленького человека», распространённого в реалистической литературе XIX — XX веков).
Возможно также провести параллель между «Властелином Колец» и «Старшей Эддой», а также Сагой о Вёльсунгах, где присутствует образ про́клятого кольца, похищенного у карлика Андвари и приносящего своему обладателю смерть.
Роман имеет также ряд других параллелей с германо-скандинавской мифологией. В частности, обличье мага Гэндальфа, одного из главных героев «Властелина колец», в основных своих чертах (седая борода, широкополая шляпа и плащ) соответствует обличью скандинавского бога Одина в его ипостаси культурного героя и бога-дарителя. Отрицательная ипостась Одина — "сеятель раздоров» — представлена в романе образом злого мага Сарумана, а одно из прозвищ Одина в его отрицательной ипостаси — Грима («Скрытый») носит тайный слуга Сарумана. К скандинавской мифологии отсылает образ сломанного меча, перековываемого заново (одна из базовых сюжетных линий мифа о Сигурде), а также образ девушки-воительницы (у Толкина — Эовин), раненной в бою и погружённой в колдовской сон (образ валькирии Брюнхильд).
...известно, что большинство литературных сюжетов берутся из жизни, однако, откуда, по-Вашему, взялся ЭТОТ?
Да тоже из жизни :о). Жизнь ведь в разных мирах идёт, а Толкиен, видимо, мог проникать в разные миры и жить не только в нашем Мире Плотном. Что увидел, то и описал.
Сергей, спасибо Вам за ответ, однако, есть одно "но". Прочтение любого мифа, легенды или эпоса не гарантирует создание законченного произведения, которое органично включает в себя всё то, что перечисляет энциклопедия. И делает это так, словно именно такой сюжет существовал задолго до того, как Толкин его записал. Что скажете? Может это просто мои субъективные впечатления?...
То-то и оно, что описано очень достоверно! И настолько достоверно, что у меня давно уже где-то внутри есть уверенность что это реальность не столько Тонкого, сколько плотного мира. Опять же, любой миф имеет комплексную структуру, где земной план равен остальным, если не более значим. Поправьте меня, если я ошибаюсь. И ещё, есть ли что-то о природе мифа в Теософии?
Мне кажется, чтоб создать хорошее произведение - талант нужен. Вот взять того же "Гарри Поттера" - по-моему, вещь в чем-то похожая на Толкина - тоже остросюжетно и "многослойно" написана (т.е. каждый над чем-то своим задуматься может), много параллелей с разными мифами. А по-поводу того, что сюжет заранее существовал - вопрос в том, что это нам дает в практическом плане? Какова польза от этого? Помнится, ходили какие-то тексты о том, что В.С.Высоцкий от "Высшего Разума" принимал информацию и на основе ее писал свои песни... В результате подобных "мистических" идей много людей стали "фанатеть" на инопланетянах, экстрасенсах и т.п., а кто-то на этом делал деньги. Т.е., по-моему, ничего особо хорошего не вышло.