Мне представляется, что современные религии и религиозное сознание можно разделить на три типа по уровням развития:
1) «Детский сад»
Характерные примеры религиозного сознания: мой бог самый лучший (мой папа самый лучший в мире); не увлекайся иными религиями (не общайся с другими дядями), все другие религии плохие (не выходи за ворота гулять – там ходит страшный волк и гуляют бандиты, они могут тебя украсть и съесть) и т.д.
2) «Школа»
Уже нет «страшилок о злых дядях» -- там уже нежная материанская и отеческая любовь и забота, мягкость и обучающая мудрость. Впрочем «дети» по прежнему полностью или почти полностью зависимы от «родителей».
3) «Университет»
Для взрослых. Не всегда уже мягко и тепло в жизни, не всегда уже тебе могут помочь папа и мама. Уже начинаешь опираться на свое понимание и свой опыт, начинаешь на себя брать ответственность за всех живых существ – не судить, но помогать всем (и правым, и неправым…) На этом уровне, человек уже не очень боится ошибиться в чем-либо, -- на ошибках ведь тоже учишься, и причем часто наиболее эффективным образом.
Я не привел названия ни одной из религий и Вы сами можете определить какой тип религиозного собрания Вас привлекает.
Как Ваше мнение, в этом представлении есть что-то от реальности?
Мир Вам
***
Такую тему я недавно размещал на кураевском форуме – к сожалению, тема не прижилась и ее удалили. Размещу здесь, может быть кого-нибудь заинтересует этот подход.
Добавлю, мне кажется, что классическое христианство и ислам относятся к первой группе. Классический индуизм – ко второй. Буддизм, по моему, к третьей группе. Что-же касается неклассического христианства как например гностического, отношение к суффизму, к индусским сиддхам (несколько направлений сиддханты – сиддхи – натхи, шайва сиддхи, и нек. другие) – трудно оценить, много особенностей и недостаток информации: мне кажется, это 2-3 группа, по разным традициям и направлениям. О даосизме не могу судить удовлетворительно, т.к. современный даосизм практически не знаю, но мне кажется, что речь идет о 3 группе. О теософии не высказываюсь – если интересно, сами можете высказаться.
Знаете, в прошлом веке американец Чарльз Прис, формируя свое учение фаллабилизма (учение о погрешностях познания) сделал вывод о двух состояниях сознания - 1. состояние сомнения и 2. состояние веры. мы либо верим, либо сомневаемся. Третьего не дано, по его учению. Все, что в промежутке поглощается этими двумя фокусами сознания. По большому счету он прав. Поэтому и религиозное сознание будет также делиться на эти два состояния. Кто-то будет думать, что верит, а на самом деле сомневается. И порой наоборот. Все типы религиозного и нерелигиозного сознания по любым ступеням всегда упруться в эти два состояния.
Я думаю, что дело тут не в той или другой религии, а в уровне осознания в самом человеке. Это ступени, по которым человек поднимается вперед и вверх (или не поднимается.) И почему-то мне кажется что вера и знания на каком-то уровне сливаются в понимание.
На мой взгляд, христианство и ислам можно отнести, в какой-то мере, к "дзеноподобным" системам - в них благодать, покаяние (просветленное состояние сознания?) непосредственно передается от Учителя (священника) к Ученику. И, если будет хороший Учитель, то, мне кажется, исповедуя, например, христианство, человек может тоже достигуть очень высоких реализаций.
Есть четыре метода философского размышления (их можно назвать четырьмя типами познания с помощью разума): 1. Критический. 2. Диалектический. 3. Герменевтический и 4. Феноменологический. Слияние в понимании присуще герменевтическому методу размышления. Его суть заключается в допущении того, что мысль человека движется по пути понимания и оно возможно. Другие методы ставят другие цели.