Александр Мень: "Заметьте, что мы всегда ценим художников за оригинальность их взгляда. Не за то, как они копируют действительность, а как они ее преломляют. Характерный пример: Рерих. Такие горы, как он писал, существовали только в его воображении. Это горы, преломленные через его сознание. Это небесные видения, и именно это нам важно и ценно. Этим они отличаются от цветной фотографии Гималайских гор".
>>..мы всегда ценим художников за оригинальность их взгляда.
Чем лично для Вас оригинальны "Троица" Рублева, "Джоконда" Леонардо да Винчи, "Девочка с персиками " в.Серова? Если у Вас есть любимая картина, то любима она Вами именно за оригинальность?
Я не бывал в Гималаях сам, но неоднократно слышал (возможно не из первых рук), что картины Рериха реалистичны, т.е. не побывав в Гималаях люди тоже не считали их таковыми, но посмотрев сами, признавали свою ошибку.
Ирина, а как быть таким как я? Мне, например, нравится Дюрер, Брейгель мл. и не только они (кстати, ваша графика тоже), но объяснить почему нравится я не могу. Может я просто ничего не понимаю?
K.Z.> Я не бывал в Гималаях сам, но неоднократно слышал (возможно не из первых рук), что картины Рериха реалистичны......
В Гималаях тоже не был, но был на Алтае... до этого тоже думал, что его картины выглядят несколько "гротескно"... увидев горы и небо Алтая, понял, что совсем даже и не гротескно
"Истинный художник считает себя творцом красоты не в большей степени, чем истинный философ считает себя автором истины, которую он провозглашает. ...
В связи с этим я вспоминаю выставку в бенгальской школе искусств. Несколько посетителей стояли перед прекрасной серией картин, изображавших закан в Гималаях и громко их критиковали, говоря, что таких цветов в закате конечно же не бывает, но позже те же люди, снова увидев закат, восклюцали: "Это те самые цвета с калькуттских картин!". Они не замечали их раньше и увидели их только сейчас, потому что видели картины; так художник научил их в какой-то степени увидеть то, что видел сам."
Наоборот, Георгий, Вы то как раз понимаете... Дело не в оригинальности взгляда, а в непосредственности и искренности чувства, которое художник вложил в картину. Все остальное - лишь средства для выражения этого чувства. Я про это и говорила. А взгляд - это скорее умение видеть, которому можно научится. И попытка отделить то главное в увиденном, что поможет передать настроение, вызванное кем-то или чем-то ,от второстепенного, что в данном случае не так важно. На картинах у Рериха нарисованы не просто горы, а их суть, их величие, их гармония, их энергия. А фотография передает все подряд - возникает много случайного, как помехи. А то, что графика нравится - я очень рада, для того и рисую...
В какой-то из книг о дзене прочла, что главный талант художника - это увидеть красоту и показать ее остальным, а каким способом - просто обратив внимание собеседников, нарисовав картинку или дополнив, "сгустив" красоту уместно посаженным деревом - это дело десятое....
> Я не бывал в Гималаях сам, но неоднократно слышал (возможно не из первых рук), что картины Рериха реалистичны
Могу засвидетельствовать виденное там собственными глазами: цвета, какие бывают на его картинах, вполне реалистичны. Похожие вещи видел и на Алтае, и в Гималаях, и на Тянь-Шане, так что думаю, что в высокогорье любой части мира можно увидеть нечто подобное, просто большинство людей живут совсем в других местах.
Недавно, возвращаясь из отпуска поездом, я проснулась рано оттого, что Венера настойчиво заглядывала в вагонное окошко. Я поднялась. Время к рассвету... Я устроилась поудобнее у окна. Вдруг небо стало разделяться на полосы, они становились все четче-чередование нежно аквамариного и розовых цветов. Я обомлела. Такие цвета я видела на серии картин Н.К.Рериха. Открывала выставку Хмелевская Л.Г. и когда она подошла к этим картинам-она назвала их Нежность и Любовь. Но эти цвета- те же, что и на небе, были на отдельных картинах. Как бы мужская и женская тема. А здесь чередовались. Полосы то бледнели, то проступали ярче. К появлению Солнца стал проявляться нежно-фиолетовый цвет. Изумительное зрелище. Может эффект вагонного стекла, не знаю... Но оттенки цвета точно те, что на Гималайской серии. Мне картины Рериха больше напомнил Памир. Хотя на Алтае и на Тянь-Шане была тоже.