этико-философский журнал №99 / Осень 2024
О. Е. Цветкова
К 100-летию со дня рождения
Павла Федоровича Беликова
Рериховедение, как научное знание, имеет более чем столетнюю историю, ведя свой отсчёт с первых, ещё в конце 1890-х годов, публикаций о творчестве Н. К. Рериха. Современный массив рериховедческих монографий, статей, диссертаций и др. в количественном отношении огромен по сравнению с числом работ первых исследователей. Справедливым, однако, будет отметить, что далеко не все эти многочисленные публикации демонстрируют высокий уровень проникновения в материал, корректность подачи фактов и имеют художественную и публицистическую ценность.
Непреходящей ценностью отличаются произведения классиков. Понятие «классик» подразумевает высочайший уровень культуры творческого выражения идей, мыслей, эмоций, фактов. Глубина и форма подачи материала, богатая фактология, корректный стиль, яркая эмоциональная окраска и, в первую очередь, цель, во имя чего осуществляется литературный труд, – всё это определительные для творца, именуемого классиком.
Павел Фёдорович Беликов (1911–1982), безусловно, соответствовал этим определительным. Его исключительные человеческие качества, высокая внутренняя культура, творческое горение, удивительная работоспособность, стремление достойно представить многогранный внутренний мир Рерихов с их научными и художественными поисками и достижениями сформировали облик П. Ф. Беликова как классика рериховедения.
Он прошёл большой трудовой путь: от сотрудника книготорговой фирмы «Международная книга» в Эстонии, начальника республиканской конторы «Союзпечать» до главного бухгалтера отделения «Эстсельхозтехники» в Козе-Ууэмыйза.
С юности Павел Фёдорович серьёзно интересовался философией, литературой, искусством, постоянно стремился к самообразованию и углублению своих знаний. Особое внимание он уделял изучению Востока, благодаря чему в 1936 году началась его переписка с Н. К. Рерихом. Об этом Павел Фёдорович вспоминал так: «...подготовил несколько докладов на тему о Рерихе. У Рериха в Таллинне были знакомые, через которых он узнал о моём увлечении и в 1936 году написал мне. Представьте же себе, он сам обратился ко мне! Мне тогда было 25 или 26 лет. Это письмо глубоко затронуло мои чувства. Я осознал, что способен на значительно большее. Началась переписка, завязались связи с его семьёй. Началась целенаправленная собирательская работа...»[1]
Много позднее в 1978 году в своей автобиографии он писал: «Международная гуманистическая и просветительская деятельность Н. К. Рериха и членов его семьи привлекает к себе всё больший и больший интерес во многих странах мира <...>. Исследования в этой области и составляют мои основные интересы и являются основной творческой деятельностью за последние двадцать лет»[2].
Павел Фёдорович начал собирать документы, свидетельства, литературные и эпистолярные материалы, связанные с жизнью и деятельностью Рерихов, в 1930-е годы, в дальнейшем его архив стал самым большим на территории Советского Союза и насчитывал свыше 4000 единиц. Эти материалы позволили ему в 1968 году сделать крупную публикацию с приложением библиографии трудов Н. К. Рериха в научном сборнике Тартуского университета[3] и тем самым ввести в научный оборот сведения, касающиеся зарубежного периода творчества художника, и привлечь интерес учёных к исследованию его жизни и деятельности.
Затем последовала огромная работа, увенчавшаяся в 1972 году выпуском монографии о Н. К. Рерихе издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Книга была создана в соавторстве с кандидатом искусствоведения, старшим научным сотрудником Государственного Русского музея В. П. Князевой. Выход этой монографии стал краеугольным камнем в формировании понимания и принятия обществом плодов многогранной деятельности Рерихов, пронизанной идеями Учения Живой Этики и направленной на эволюцию духовной культуры, на развитие творческой, научной и художественной мысли. Имея в виду постоянно увеличивающийся интерес к жизни и творчеству Н. К. Рериха, П. Ф. Беликов писал: «Книга серии ЖЗЛ – один из труднейших этапов. Она открыла путь многому последующему, и в этом её основное значение»[4].
В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих. Он привёз с собой значительную часть наследия старших Рерихов: свыше 400 произведений Н. К. Рериха, около ста – С. Н. Рериха, коллекции тибетских танок, малой бронзы, литературные и научные труды Рерихов, архивы Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедиций и др. Одной из основных своих задач Ю. Н. Рерих ставил создание в СССР Музея Н. К. Рериха, где могли бы разместиться привезённые им ценности.
П. Ф. Беликов активно включился в эту организаторскую и просветительскую работу. Он вёл беседы и переговоры с чиновниками, в большинстве своём отказывавшимися воспринимать то новое эволюционное знание, которое несли в себе творения Рерихов, и потому всеми силами препятствовавшими продвижению идеи Музея и других культурных начинаний. Его обширная публикаторская деятельность[5], его действия, направленные на организацию празднования 100-летия со дня рождения Н. К. Рериха, его шаги по сохранению ценностей в Мемориальной квартире Ю. Н. Рериха, его инициатива и усилия в создании комиссии по культурному наследию Рерихов и многое другое были окрашены стремлением как можно шире, полнее, объективнее представить личности Рерихов и их научное и художественное творчество.
Павел Фёдорович выступал консультантом при создании документального фильма «Николай Рерих» (Киевнаучфильм, 1975) и при разработке проекта реконструкции усадьбы Н. Рериха в Изваре, рассказывал о философском и мифологическом аспекте произведений Н. К. и С. Н. Рерихов работникам музеев, где проходили выставки художников. В этой связи ценны воспоминания В. П. Князевой о выставке картин Н. К. Рериха в Русском музее в Ленинграде:
«Помню, делала первую рериховскую выставку. Было это в конце пятидесятых, когда вернувшийся в 1957 году на родину Юрий Николаевич Рерих привёз в дар нашей стране завещанные отцом полотна. Событие в культурной жизни страны огромное. На наш музей буквально сваливается настоящее богатство – триста рериховских картин! Выставку надо открывать, все волнуются, народу толпы, а мы, сотрудники, не знаем, как и подойти к полотнам. Раннего-то Рериха все «проходили», он вошёл во все учебники, а позднего видим – впервые.
Юрий Николаевич охотно взялся нам помочь, толковал сюжеты, объяснял содержание, но успел провести только два занятия. Неожиданно ушёл из жизни, и оборвалась цепочка между нами и полотнами. Каким-то образом о нашей беде узнал Павел Фёдорович, приехал и сделал то, что не успел Юрий Николаевич Рерих»[6].
Празднование 100-летия со дня рождения Н. К. Рериха всколыхнуло новую волну интереса к жизни и творчеству Рерихов. К Павлу Фёдоровичу и к материалам его архива стали обращаться не только журналисты, писатели, учёные, но и люди, ищущие ориентиров на духовном пути. Десятки из них приезжали в Козе-Ууэмыйза для личных бесед, ещё большее число были его корреспондентами. В письмах к ним П. Ф. Беликов не только расставлял вехи, корректно направляя их духовный рост, но и делился своими творческими планами. Одной из основных своих творческих работ Павел Фёдорович считал написание духовной биографии Н. К. Рериха, которая составила бы литературный диптих с книгой «Рерих» из серии ЖЗЛ. Имея в виду этот замысел, П. Ф. Беликов писал об изданной книге «Рерих» (ЖЗЛ): «О большинстве её недочётов я знал в процессе работы над нею с редактором и стремился к одному, а именно к тому, чтобы недочёты по своему характеру были бы «пропусками», которые впоследствии можно заполнить, а не искажениями, которые пришлось бы «опровергать» и краснеть за них»[7].
С другой стороны, работу над книгой «Рерих. Опыт духовной биографии» Павел Фёдорович планировал так: «В ней, в силу своих знаний и возможностей, постараюсь зафиксировать приоткрытые нам по разным источникам моменты «стыковок» нашего плана с Иным на реальной канве жизненного пути Четверых [Рерихов, – О. Ц.]. <...> Новый свиток их Книги Жизни и необычен и поучителен. Вряд ли нам дано расшифровать его в полую меру, но собранные мной материалы позволяют это сделать в какой-то степени доступной нам приближенности. Считаю это важным ещё и потому, что некоторые моменты выяснены только в беседах и частной переписке, которая ещё не систематизирована и неизвестно, когда будет изучена»[8].
После скоропостижной смерти Ю. Н. Рериха в 1960 году Павел Фёдорович во всех действиях «на всё расширяющемся поприще Культуры и Духовного Озарения»[9] сверялся с позицией Святослава Николаевича Рериха. Через П. Ф. Беликова проходил канал духовной связи С. Н. Рериха со всеми заинтересовавшимися изучением наследия Рерихов. Благодаря этому каналу о творчестве Рерихов и об Учении Живой Этики узнавали тысячи читателей, учёных, посетителей выставок, лекций и участников конференций и др.
Павел Фёдорович Беликов являлся фигурой, роль которой в историческом процессе нашей страны трудно переоценить. Он был из тех личностей, которые, пропуская сквозь свой внутренний мир высокие идеи, становятся фокусом, объединяющим доселе разрозненные силы в культурное движение.
В своих трудах историк Л. В. Шапошникова рассматривает личность в связи с метаисторическим процессом, обуславливающим эволюцию человечества и планеты в целом. Энергии Высших и плотных планов совместно творят новую эволюционную ступень человечества, и в этом творчестве Высшая Воля проявляется через деяния личностей. Более того, по мысли Л. В. Шапошниковой, «ничто в феноменальном мире не может быть создано, если оно не существует в более высоком, ноуменальном пространстве. Любое явление на Земле вне зависимости, видим ли мы это или не видим, уходит своими корнями в материю более высокого состояния, которая в своём творчестве опережает земную, или низшую, материю»[10].
В настоящий эволюционный период на нашей планете формируется новое мировоззрение, стержнем которого является философия Космической реальности. Помимо самих вестников и творцов Космической эволюции – Н. К. и Е. И. Рерихов, давших человечеству совместно с Великими Учителями Учение Живой Этики, – немалый вклад в этот процесс внесли их ближайшие сотрудники, продвигавшие заложенные в Учении идеи в пространстве культуры той или иной страны. Павел Фёдорович Беликов и был таким сотрудником Рерихов. Во многом через него в Советском Союзе шло формирование Рериховского движения, укоренение идей Живой Этики и осознание эволюционной роли семьи Рерихов.
В своих беседах и письмах П. Ф. Беликову С. Н. Рерих ставил высокую планку для их совместной работы: «Главное, хотелось бы всё передать в надёжные руки, а где они. Конечно, есть преданные друзья и работники, но их мало очень. Мало таких, кто был бы знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением – Служением. А без этого трудно мыслить о каком-то Продвижении.
Внутреннее Предстояние – это то необходимое состояние Духа, когда мы стоим, отрешившись от всех ненужных цепей жизни, но не отрываясь от Жизни как таковой. Когда лицом к лицу мы стоим перед Вратами Будущего, готовые воспринять Весть Благую»[11].
Эти слова были написаны С. Н. Рерихом незадолго до преждевременной смерти П. Ф. Беликова 15 мая 1982 года.
Истинным Служением и Предстоянием проникнуты все литературные труды П. Ф. Беликова, и особенно книга «Рерих (опыт духовной биографии)». Это своего рода путеводитель, подводящий к глубинам внутренней жизни Рерихов через размышления над их очерками, книгами, письмами, дневниками. Нить повествования проходит так, что перед читателем во всей возможной на то время полноте раскрываются грани личностей Н. К. и Е. И. Рерихов. В книге затрагиваются темы, требующие самостоятельной работы сознания читающего, построение фраз побуждает размышлять, делать свои выводы, вырабатывать свое отношение.
Литературное творчество П. Ф. Беликова отличает высокая культура обращения с материалом и подачи противоположных мнений. Каждая мысль, каждый факт в книге подкреплялся ссылкой на первоисточник. В личной библиотеке Павла Фёдоровича находились практически все первые издания книг Учения Живой Этики и трудов Н. К. и Е. И. Рерихов. Им было переписано с оригиналов большое количество писем Н. К. Рериха В. А. Шибаеву, в связи с этим он неоднократно посещал Ригу, где у Г. Р. Рудзите хранились эти архивные документы. В Фонд Рериха, находящийся в Государственной Третьяковской галерее, в то время не было широкого доступа, потому в своей работе П. Ф. Беликов цитировал по выпискам из документов. Однако ценнейшими в тексте книги остаются сведения, полученные им в беседах с Ю. Н. и С. Н. Рерихами.
Многочисленные выступления Павла Фёдоровича перед разными аудиториями вызывали неподдельный интерес слушателей, которые затем подходили и активно задавали вопросы. Иногда от непонимания, иногда от отсутствия внутренней культуры высказывались невежественные и подчас провокационные суждения. П. Ф. Беликов посчитал важным включить ответы на ряд таких вопросов в книгу, так же как и уделить место разбору опусов всевозможных компиляторов и комментаторов, искажавших в своих писаниях мотивы и мировоззрение Рерихов.
По свидетельству близких П. Ф. Беликова, он ежедневно проводил за пишущей машинкой не менее четырех часов, отвечая на письма, готовя статьи и книги, делая перепечатки. В 1980 г. он писал о работе над «Опытом духовной биографии»: «Кончаю сейчас на 139 странице. За опечатки (их особенно много на последних 15 страницах) прошу прощения, печатал одной рукой [из-за перенесенного инсульта, – О. Ц.] и только по второму разу. Я пишу без предварительного плана, первый раз наношу на бумагу лишь мысли, второй раз – их «причёсываю», а третий раз уже окончательно «отделываю». Посланное лишь «причёсанные» мысли, без окончательной отделки, которой решил заняться позже, когда всё будет уже готово»[12].
Специфика работы за пишущей машинкой требует особой чёткости и ясности мысли: в отличие от современных литераторов, работающих за компьютером, у авторов середины ХХ века не было возможности легко стереть непонравившуюся фразу.
Книга не разбита на главы. П. Ф. Беликов строит свои размышления, опираясь последовательно на труды Рерихов: Н. К. Рерих «Цветы Мории», Н. К. Рерих «Пути благословения», Учение Живой Этики: «Листы Сада Мории» и «Община», Ж. Сент-Илер (Е. И. Рерих) «Криптограммы Востока» и др. Этот мыслительный процесс наглядно иллюстрируют письма Павла Фёдоровича разным корреспондентам в конце 1970-х годов[13]. В них отчётливо проявляется его природная скромность и отсутствие какого-либо эгоистического или амбициозного мотива при написании книги. «Собственная моя жизнь и деятельность, – писал он в 1977 г., – могут представлять интерес только как пример того, что, как я сам полагаю, кармические накопления и, конечно, Помощь дают возможность осуществлять такие задачи, к осуществлению которых по привычным человеческим меркам ни малейших предпосылок в наличии не было. Как-нибудь коротко я изложу чёрным по белому этот аспект своей жизни, в остальном же интереса она не представляет»[14].
Несмотря на такую оценку Павлом Фёдоровичем Беликовым своего жизненного пути, для тех, кто учился у него Служению, он остаётся классиком рериховедения.
И дело не только в том, что П. Ф. Беликов, разделяя духовные устремления Рерихов к Красоте, Творчеству, Знанию, был их учеником, был первым глубоким исследователем их жизненного и духовного пути, а в том, что от него, от его бескорыстной деятельности исходил мощный по силе импульс, не только способствовавший зарождению Рериховского движения в нашей стране, но и напитавший целые поколения рериховцев.
Рериховедческие исследования ХХI века не сравнимы по масштабам и возможностям с работами о жизни и творчестве Рерихов середины ХХ века. Открыта значительная часть архивов, обмен информацией и мнениями с помощью сети Интернет во много раз превосходит по скорости обычную почтовую связь, уровень общественного интереса к жизни и творчеству Рерихов достаточно высок. Несмотря на это произведения П. Ф. Беликова остаются востребованными именно как ключи к раскрытию глубин мировоззрения Рерихов и их эволюционной задачи. Они являют нам пример не только бережного отношения к фактам и научности подачи информации, но и высокого уровня этической ответственности биографа и просветителя.
«...Когда мне было лет тридцать, – писал П. Ф. Беликов одному из своих корреспондентов, – я думал, что я могу много сказать о Рерихе, и стремился к этому. Жизнь сложилась так, что вышел я на профессиональную арену с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так, как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда мне на исходе шестой десяток, я гадаю – сумею ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то, что нужно, и так, как нужно...»[15]
Павел Фёдорович не успел закончить свой труд. Оригинал текста разошёлся в копиях, одна из которых, без ведома его родственников, была опубликована в Новосибирске в 1994 году. Затем, также без разрешения держателей архива П. Ф. Беликова, было осуществлено ещё одно издание (М.: Сфера, 2001). В 2002 году сын Павла Фёдоровича Кирилл Беликов передал в Международный Центр Рерихов для издания хранившийся в семье переплетённый машинописный экземпляр книги, датируемый 1980 годом.
При подготовке текста был максимально сохранен авторский стиль, внесены некоторые стилистические поправки, которые обозначены квадратными скобками, исправлены орфографические и пунктуационные ошибки. Составление комментариев осуществлено с помощью председателя Эстонского общества Рерихов Киры Алексеевны Молчановой.
Источник текста: Сайт «Рериховская библиотека».
Примечания:
[1] Беликов К. П. Непрерывное Восхождение // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 19.
[2] Беликов П. Ф. Краткая автобиография // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001.С. 14.
[3] Беликов П. Ф. Рерих и Горький // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 217. Тарту, 1968.
[4] Письмо П. Ф. Беликова Г. С. Батищеву от 24 октября 1977 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 192.
[5] П. Ф. Беликов являлся составителем примечаний, комментариев и автором вступительных статей к ряду избранных очерков Н. К. Рериха: «Моя Жизнь» (Наш современник. М., 1967. № 7), «Листы дневника» (Прометей. М., 1971 и Контекст-1973, М., 1974), «Из литературного наследия» (М., 1974) и др.
[6] Санникова-Надточий Н. От водопада новой мызы... // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 41-42.
[7] Письмо П. Ф. Беликова Г. С. Батищеву от 24 октября 1977 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 192.
[8] Там же. С. 191.
[9] Письмо С. Н. Рериха П. Ф. Беликову от 14 августа 1981 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 194.
[10] Шапошникова Л. В. Земное творчество Космической эволюции. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2011.
[11] Письмо С. Н. Рериха П. Ф. Беликову от 26 августа 1981 г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2001. С. 195.
[12] Письмо П. Ф. Беликова Л. В. Шапошниковой от 28 октября 1980 г. //Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 408.
[13] См.: Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003.
[14] Письмо П. Ф. Беликова Г. В. Гаврилову от 19 августа 1977. г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 173.
[15] Письмо П. Ф. Беликова А. Н. Анненко от 22 декабря 1978. г. // Сб. Непрерывное Восхождение. В 2 т. Т. 2. Ч. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. С. 265-266.
№99 дата публикации: 01.09.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020