этико-философский журнал №99 / Осень 2024
Александр Файнлейб
О существовании Братства
радуйтесь!
Братство. 1937 г. 610.
Сегодня выражение, вынесенное в названия статьи, известно многим как девиз-клятва храбрых мушкетёров из романа Александр Дюма и одноимённого кинофильма «Три мушкетёра»:
«А теперь, господа, – произнёс д’Артаньян, не пытаясь даже объяснить Портосу своё поведение, – один за всех и все за одного – это отныне наш девиз, не правда ли? – Но… – начал было Портос. – Протяни руку и клянись! – в один голос воскликнули Арамис и Атос. Сражённый их примером, всё же бормоча что-то про себя, Портос протянул руку, и все четверо хором произнесли слова, подсказанные им д’Артаньяном: – Все за одного, один за всех!» [1].
Александр Дюма – выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф, журналист. Как у любого гениального человека, у него, видимо, был открыт или приоткрыт хотя бы один Огненный центр, что давало ему возможность через яснослышание понять то, что другим не было дано, но было близко к сердцу для многих. Этим можно объяснить популярность вынесенного в заголовок девиза-клятвы о верности, что, по своей сути, является основой понятия «Братство».
«Только призыв к Братству может иногда блеснуть, как молния. Пусть люди подумают, что Братство несвоевременно, что оно недостижимо, но, всё-таки, даже в одичалом сердце забьётся некоторый трепет. Такое напоминание о чём-то забытом не оставит даже ожесточенное сердце. Нужно находить слова простейшие, ибо народ ждёт самого простого. Народ может получить слово доброе, если он убедится, что оно улучшает его быт» (Братство.1937 г. 298).
О понятие «Братство» у Дюма нет ни строчки, однако об этом говорят многочисленные страницы в Учении Жизни. Так, в Агни Йоге, изложенной мелким шрифтом в 4-х томах [2], этому важнейшему вопросу посвящены почти два тома. В частности, в томе 3, в разделе «Братство. 1937 год» – это 112 стр. В томе 4: «Братство, ч.2, Надземное, 1937 год», «Братство, ч.3, Надземное,1938 год» – это 509 стр.
Последняя строка из раздела «Братство. 1937 год» вынесена в эпиграф этой статьи. То есть, фактически более 600 указанных страниц Учения Жизни посвящены жизненно важным вопросам Братства. Этот раздел в Учение начинается с таких слов: «Самое сокровенное окружает понятие Братства. Самое радостное живёт в сознании, что существует Сотрудничество Знания. Такая мысль подтверждает, что где-то живут Верные Сотрудники. Напомним себе основы, которые приведут к Братству».
Ниже представлена часть параграфов из Учения Жизни, «Братство, 1937 год».
«7. В разных веках многие народы подчёркивали значение Братства. Братоубийство считалось тяжким преступлением. За всем этим можно было усмотреть почтение к какому-то повышенному состоянию. Сильными мерами ограждали нечто, не уместившееся в обычном мышлении. Рассудок отрицал это нечто, но сердце в глубине огня своего утверждало. Сердце трепетало красотою значения Братства. Опять человечество обернётся к сердцу и поймёт сущность Братства».
«28. Достаточно известно о существовании Братства Добра и Братства Зла. Также известно, что Братство Зла пытается подражать Братству Добра в способах и методах действия. Невежды спросят – можно ли человеку отличить приближение того или иного Брата? Если и видимость их, и слова будут одинаковы, то не трудно впасть в ошибку и принять советы, ведущие ко злу. Так будет рассуждать человек не знающий, что способ распознавания заключён в сердце. Уявление психической энергии поможет безошибочно распознавать внутреннюю сущность явлений. Не нужно никаких сложных приспособлений, когда человек сам в себе носит искру знания».
«51. Братство является высоким выражением человеческих взаимоотношений. В состоянии Братства можно постичь свободное осознание Иерархии. Именно Иерархия не может быть насильственно приказана. Она живёт лишь в осознании добровольном. Она не может быть признана из лукавых соображений, такое ложное состояние кончается ужасным разложением. Иерархия может быть сопровождена радостью, но всякое насилие и ложь сопровождаются горем».
«130. Невозможно Братство на Земле! – восклицают наполненные самостью. Невозможно Братство на Земле – скажут тёмные разрушители. Невозможно Братство на Земле – шепчут слабовольные – так много голосов пытаются отрицать основы Бытия. Но сколько истинных Братств жило в разные эпохи и ничто не могло пресечь их существование. Если люди чего-то не видят, то оно для них и не существует. Такое невежество можно проследить от древних времён и до сего времени. Ничто не может заставить видеть человека, который не хочет видеть. Пора понять, что не только видимое существует, но Мир полон невидимых реальностей».
«131. Чем же могут соприкасаться Братья? Если земным телом, то такая связь будет мимолетна. Если в тонком теле, то и такое единение может быть хрупким. Только тела Света могут взаимоутверждаться. Только под единым лучом средоточия можно находить взаимопонимание – так не отнесёмся к понятию Братства поверхностно – иначе оно останется в земных пределах и будет бесполезно. Магнит ведущий заключён не в земном теле, не в тонком, но в зерне духа, в Свете, данном превыше воображения. Кто не понимает высшую тайну Братства, тому лучше не умалять это понятие. Пусть ещё раз погрузится в Мир Тонкий и узнает сияние Мира Высшего. Может быть, путник донесёт искру Света в своём новом восхождении?
Так найдём бережность к восприятию Братства».
«175. Великое Служение повсюду вызывает много недоумения. Обычно люди представляют его в виде чего-то недосягаемого. Они надеются, что ответственность за такое Служение их минует. Но оглянемся на некоторых великих Служителей. Посмотрим, были ли Они недоступными сверхлюдьми? Пифагор и Платон, и Бёмэ, и Парацельс, и Томас Воган были людьми, несшими свои светильники среди собратьев, среди жизни под градом непонимания и поношения. Каждый мог приблизиться к ним, но лишь немногие умели под ликом земным усмотреть надземное сияние. Можно назвать великих Служителей Востока и Запада, и Севера, и Юга. Можно прочесть их жизнеописания, но везде мы почуем, что надземное сияние проявляется лишь в веках. Нужно из действительности поучаться.
Не сопричислим себя к хулителям Платона и к гонителям Конфуция. Они были гонимы теми гражданами, которые считались украшением страны. Так Мир поднимал руку против Служителей великих. Поверьте, что Братство, образованное Пифагором, являлось опасным в глазах городской стражи. Парацельс был мишенью для насмешек и недоброжелательства. Томас Воган оказался отверженным, и мало кто желал встречаться с ним, – так проявлялись законы тьмы. Ведь и там свои законы. Очень наблюдают за опасным великим Служением. Приложим бывшие примеры ко всем дням».
«176. Нужно понять, насколько силы тьмы постоянно борются против Братства. Каждое даже малое о Братстве напоминание будет преследоваться яро. Даже всё, что может вести к Братству, будет осуждаться и поноситься, – так будем на дозоре».
«190. Скудоумы способны утверждать, что Наши Братья сеют смуту и восстание. Но именно Они прилагают все усилия, чтобы умиротворить народы. Они готовы нести тяжкое Служение, вовремя предупреждая лиц, от которых зависит народная судьба. Они не щадят сил своих, чтобы поспеть принести весть. Они ценою неугодных приёмов несут Свет, который силы тьмы пытаются потушить. Но посев семян добра не сохнет, и во дни суждённые зёрна процветут. Но как назвать людей, которые вредят добру? Они умеют не только помешать Свету, но истолкуют, как неудачу, самые естественные последствия. Какую мерою ценят скудоумы следствия? Почему берутся они судить, когда явилась удача или неудача? Как и что могло случиться без помощи Братства? Невозможно представить себе злотолкование, которым сопровождается каждое великое Служение!»
«204. Постепенно придёт знание, что легенда есть правдивая история, документы найдутся. Каждое открытие подтверждает, что правда живёт и должна быть воспринята. Если мифы живут, то и история о Братстве получит достоверность. Можно замечать, что сведения о Братстве особенно заподозреваются. Много обстоятельств принимается очень легко, но существование Братства особо поражает. Люди готовы встретить неизвестного отшельника, но представить себе сообщество таких отшельников почему-то трудно. Существует ряд истин, которые встречают особое сопротивление. Нетрудно представить, кому противно понятие Братства. Эти сущности отлично знают о существовании Братства и трепещут, чтобы это знание не проникло к людям. Но всё совершается в срок. Если и не знают они, всё-таки начинают предчувствовать».
«251. Угроза и насилие не Наша область. Сострадание и предостережение будут областью Братства. Нужно быть жестоким по природе, чтобы принять предупреждение за угрозу».
«266. Учение Жизни должно, прежде всего, утвердить понятие жизни и за пределами земной оболочки. Иначе к чему будет понятие Братства, если самое ценное должно развиваться для немногих десятков лет? Нужно накопить сознание вовсе не на завтра, но на вечные пути в Беспредельности. Полезно повторять эту истину при свете дня и ночи».
«267. Сотрудничество может начинаться и кончаться, но Братство, однажды установленное, нерушимо. Потому не будем легкомысленны к понятию, заложенному в основу. При всех существованиях Братья будут встречаться и утверждать общую работу. Нужно радоваться такой возможности, которая не иссякает во всех веках».
«282. В основе Братства каждый работает, сколько может. Каждый помогает по мере сил; каждый не осуждает в сердце своём; каждый утверждает знание по опыту; каждый не упускает времени, ибо оно невозвратимо. Каждый готов уделить силы Брату. Каждый проявляет лучшее качество. Каждый радуется удаче Брата. Разве эти основы слишком трудны? Разве они сверхъестественны? Разве они вне сил человеческих? Разве они требуют сверхзнания? Неужели только герои могут понять единение? Именно для вразумления давался пример лучших людей – врача, сапожника, ткача, мясника, чтобы в разных трудах запечатлеть лучшее мышление.
Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро она входит в любую область. От земли и до дальних миров она успеет соткать крылья Света. Умеет сохранить чашу в разных атмосферах. Когда говорим о сотрудничестве, Мы всегда указываем на подвиг женщины. Область Братства есть область сотрудничества».
«315. Нелегко собрать братство в полном созвучии. Пусть будет малочисленная группа, но без противоречий; и сойтись, и разойтись легче малому сборищу. Всякая насильственная связь противна понятию Братства. Даже пусть будут лишь трое, но их согласие будет сильнее колебания сотни. Колебание и смущение будут вредны не только людям, но и космически».
«549. Утверждаю понятие Братства; оно напомнит нам о том Братстве, которое всегда будет мечтою человечества. Сколько дел превосходных утверждается напоминанием о Великом Братстве. Одна мысль о существовании такого Братства уже наполняет человека мужеством. Нужно собрать всё мужество, чтобы противостать натиску тьмы. Но что же укрепляет такое сверхчеловеческое мужество? Именно Братство может дать силы несломимые».
Далее приведём выдержки из писем Е. И. Рерих и записей «Грани Агни Йоги» (ГАЙ), посвящённые вопросу «Братство».
Из письма Е. И. Рерих – А. Паскевичу и А. Кавка от 31.07.1937:
«Белое Братство – мечта человечества, Твердыня Знания и сокровищница жизнедательной Энергии. Истинно – лишь этими Держателями жив мир и человечество его».
Из письма Е. И. Рерих – Е. Я. Драудзинь от 12.07.1939:
«Центром эволюции на нашей планете является Великое Белое Братство. Именно Твердыня Братства с помощью Космического Магнита творит равновесие, постоянно нарушаемое человеческим хаотическим мышлением. Конечно, центр должен иметь основу двух полярностей, или двух Начал (мужского и женского). Лишь сочетание энергий этих Начал создаёт необходимые явления на всех планах и во всех мирах».
Из письма Е. И. Рерих – Е. А. Губаревой от 18.12.1948:
«Существует ли Белое Братство на Земле или в Тонком Мире? – Белое Братство имеет свою Обитель Света, или Шамбалу Небесную, в Тонком Мире, но также как Отображение её Шамбалу Земную в неприступной Трансгималайской Твердыне. Конечно, такая Твердыня вполне охранена от всяких нападений, от непрошеных гостей и любопытствующих исследователей. Существует правило, по которому в течение одного столетия один, редко два ученика, из выполнявших особое Поручение Братства на Земле, допускаются в своём физическом теле в Твердыню Земной Шамбалы, где и остаются или в теле физическом, или же переходят там в новую оболочку, которая является особым видом тонкого тела, плотнее, нежели обычная тонкая оболочка и несколько разреженнее физического тела. Некоторые высокие Духи из перешедших уже за черту мира земного сотрудничают в таких уплотнённых оболочках с Белым Братством в земной Их Твердыне. Можно сказать, что все великие учёные и артисты, отличавшиеся высоким нравственным уровнем, сотрудничают с Твердыней Света».
Из письма Е. И. Рерих А. М. Асееву от 20.12.1934:
«Большинство Белых Братьев находятся в уплотнённых тонких телах. А Те из Них, Кто носят ещё физические тела, сейчас все собрались в своей Главной Твердыне. Все Ашрамы в Тибете, укрытые в непроходимых ущельях, тоже закрыты. Страшное разложение земной атмосферы не позволяет Белым Братьям появляться среди людей. И притом работа Их не требует сейчас Их телесного выявления. Такие понятия, как «Посвящённый», «Адепт», «Белый Брат» ужасно профанированы теософами! А между тем именно им следовало бы помнить слова Учителя К.Х.: «Адепт есть редчайший цветок целого ряда поколения искателей». И сколько раз именно этот цветок рождался, может быть, среди самых самоотверженных подвижников! Так проявим и тут высшую бережность и не будем профанировать величайшие понятия. Ведь невозможно даже представить себе всё величие Архата Иерархии Света! Оно не умещается в нашем ограниченном мышлении и воображении. Лишь трепет сердца свидетельствует о том духовном восторге, который ощущает преданный Ученик при приближении Луча Владыки Света!»
Е. И. Рерих. Записи Учения Живой Этики, 26.04.1924:
«…Рассмотрим состав Братства. Видим четыре категории жителей. Первая – члены Бр[атства], нисходящие к земле. Вторая – члены Братства, принимающие земное поручение. Третья – работающие с Братством в уплотнённых телах, призванные как специалисты из Астрала. Четвёртая – рабочие на разных ступенях. Последняя категория не имеет лучей, иногда это пропавшие пастухи и поселяне. С тремя первыми категориями позволено Ур[усвати] общаться…»
ГАЙ 1952, ч.1, 87. (Март 3). «Нужно собраться с силами – дальше пойдём.
«Хижина дяди Тома». Находя эту книгу вредной, Л. указывает на вред жаления. Книжку написали, над ней умилялись, но рабы остались рабами. Нужна творящая жалость, то есть сострадание. Не имеет его старый мир. Одни утопают в избытке земных благ, другие миллионами умирают от голода и десятками миллионов – от невыносимых условий жизни. Лицемерие планетарное надо оставить. С Евангелием и крестом в руках обрекают на вымирание и бедствия целые народы. О благе народном Заботимся. Не надо Христу таких последователей. Пусть лучше не называют себя христианами, но не участвуют в мировом преступлении. И малых сих, во тьме пребывающих, опекают, как волки ягнят, ибо, воистину, волки в овечьих шкурах. Пора открыть глаза, и понять маски тьмы, и сбросить их с этих служителей тьмы. Увидите оскал тигра. Радуйтесь лучу истины, освещающему истинное мировое положение народов. «Разве я сторож своему брату», – так говорит старый мир и хватает брата за горло. Но каждый ответственен за всех. И если где-то люди умирают от голода, то ответственны вы и будете отвечать вы. И никому не уйти от ответственности за брата. Говорим о братстве народов. Это основа строительства Нового Мира. Один отвечает за всех и все за одного. Ещё раз Говорю: Едино стадо и Пастырь – Я. Разделение идёт во всём до конца, также и понимание явлений. Каждое явление мира выявляет свою истинную сущность, всё выявляет свой настоящий лик, чтобы быть либо оправданным, чтобы жить, либо осуждённым, чтобы умереть или исчезнуть. Всё идёт или одесную, или ошуюю. И самость личности со всеми её тёмными накоплениями отходит туда же и осуждена, но уже в мировом масштабе. Многим Скажу, позорящим Имя и Учение Моё: «Прочь от Меня, не Знаю вас, делающих беззаконие». Многие и много прикрываются Мною. Но миллиард – знак Моего войска, им и Сотру тьму и её приспешников. Великое будет рушение, и даже пёс не придёт на их зов. Так и останутся на грудах щебня. А народы пойдут и уже, не сознавая того, идут за Мной. Я Поднял их. Я, Владыка Шамбалы, Утверждаю Царство Грядущего Света. Да будет Свет, и Свет этот да будет Солнцем народов – детей Моих».
ГАЙ 1965 г. 139. (Май 15). «Пусть никто не обманывается кажущейся лёгкостью достижений. Мало достичь, надо ещё удержать достижение. Трудность в том, что вековые нагромождения являют собою большую силу инертной сопротивляемости. Они как бы поглощают плоды достижений и тянут достигшего вспять. Снова и снова приходится утверждать достигнутое, чтобы его удержать. Периоды удержания сменяются периодами, когда из прошлого восстают, казалось бы, изжитые и уже забытые тени далёких свершений и снова вторгаются в сознание, отемняя его. Отрубленные головы чудовища вырастают вновь. Это только лишний раз указывает на то, насколько зорок должен быть дозор. Все эти щели очень опасны, ибо через них просачивается пространственный яд. Подобное объединяется подобным, как стаи волков или птиц, и пространственная тьма стремится слиться с тьмою, хотя бы временно допущенной в сознание. А тёмные шептуны стараются раздуть каждую усмотренную ими возможность, ибо и они тоже постоянно на страже. Собственное отемнение заразительно, так как отемняет не только окружающих, но и окружающее. Вред получается уже не личный, но общий, ответственность не только за себя, но и за людей, за пространство, за его чистоту. Можно отмахиваться от этой ответственности, но избежать и уклониться от неё невозможно, независимо от того, хочет её, признает её человек или нет. Часто ощущение непонятной и беспричинной тягости на сердце есть не что иное, как знак того, что сознание несёт на себе часть Ноши Мира за всё человечество. Отсюда забота о благе всего человечества есть обязанность каждого. Это не слова, это огненная действительность жизни. Один за всех и все за одного – непреложный закон коллективной жизни людей. Можно его отрицать, можно его попирать, но избежать страшных кармических следствий его нарушения не сможет ни один человек. Каждый поступок и каждое действие, идущие против него, против идеи всеобщего братства человечества, вызывают обратный удар, который обрушивается рано или поздно на нарушителей. Откуда же тогда бедствия, болезни, войны, стихийные катастрофы и все те несчастья, которые одолевают людей? Откуда вымирающие народы и гибнущие цивилизации и развалины огромных, когда-то цветущих городов? Можно не признавать ответственности каждого человека за свою планету и судьбу её народов, но уйти от этой ответственности не может никто. За нарушение Закона Братства людей платят все без исключения».
ГАЙ 1960 г. 98. (Май 2). (Май 2). «Утверждаю равновесие, насколько возможно среди пространственных взрывов и неуравновесия земного. Удержать равновесие планетное может лишь человек, и он же – его нарушить. Вот почему Говорится о согласованности. Говоря о согласованности, к людям живым Обращаюсь, но не к пням мёртвым, гнилым и почерневшим от разложения. Откликнуться люди должны на общепланетный призыв к согласованности, то есть к согласию, дружелюбию и кооперации. Сотрудничество между людьми общеземное даст возможность утвердить мир на Земле, то есть равновесие и творящую согласованность между энергиями человеческими и энергиями пространственными. Человек – регулятор планетных огней. Огонь подземный неспокоен. Общее неуравновесие не может уравновесить и его. Бури, циклоны и вихри над земною корой, порождённые мятущимися энергиями микрокосмов человеческих, вызывают такие же бури поземных огней. И тогда приходится предупреждать невежественных двуногих о творимом ими безумии. Тяжко, ибо немногим Сильным Духам приходится выдерживать на себе упор огненной стихии. Ближайшие разделяют эти труды и тяготы, ибо на дозоре вместе. По Сети планетной и узлам Света идёт распределение напряжения и разрядка его своими огнями. Потому так трудно сердцу. Ответственность за Землю Несём, за миллионы трутней. И вы, Наши труды разделяющие, знайте, что помощники Нам, и поймите, что не за себя страдаете и крест свой несёте, но за всё человечество, как Нёс его Я. Психология Каина, отвергшего ответственность за брата – наследие тьмы. Лозунг Нового Мира – один за всех, и все за одного. Таково планетно-космическое назначение человека, но при условии полной согласованности и равновесия утверждённого. Подобно тому, как в организме человека внутренние неуравновесия порождают болезненные реакции, мгновенное изменение флуктуации некоторых органов, перебои сердца, головные боли и прочее, точно так же высшие принципы планеты, заключённые в человечестве в целом, при коллективном неуравновесии создают вихри и бури, и прочие явления несогласованности в масштабе общепланетном. Этому должен быть положен конец, ибо плоть планеты, тело планеты может не выдержать далее. Призывая каждого к утверждению равновесия, Хочу установить сотрудничество сознательное. Человек яро и тесно связан со всем человечеством и с планетой своей, своим домом земным. Забота о нём обязательна для всех. Шатается его основание. Вот почему призыв к объединению столь срочно насущен. Доколь же лучших будут терзать разнузданные толпы двуногих? Все, кто откликнулись на Мой призыв мир утвердить на Земле, Мне сотрудники, независимо от того, кто они, где они и как веруют, и даже веруют ли вообще. Не признанными верованиями утверждается сотрудничество, но действиями, созвучными с теми Мыслями и Зовами, которые Мы Посылаем в мир. И вы, уставшие от борьбы непосильной и напряжения тяжкого, знайте, что Мне помогаете по мере своих сил, и даже сверхсильно. И помните это, когда особенно трудно. Итак, утверждая равновесие в себе, творите дело не личное, но общепланетное и общечеловеческое – в этом значение качеств. Как бы лучше Объяснить, что всё, что творится человеком и что происходит в нём, имеет большое пространственное значение. Батарея человеческая взаимодействует с пространственным огнём. Нельзя отрицать наличие пространственной жизни. Отрицание завело людей в тупик, из которого нет выхода. Невесело в мире. За улыбки немногих благополучных страдают множества. Этому время пришло конец положить. Идёт последний призыв под знамена счастья, под знамена будущего, под Знамя Майтрейи. Ответственность за Землю Несём, за миллионы трутней. И вы, Наши труды разделяющие, знайте, что помощники Нам, и поймите, что не за себя страдаете и крест свой несёте, но за всё человечество, как Нёс его Я. Психология Каина, отвергшего ответственность за брата – наследие тьмы. Лозунг Нового Мира – один за всех, и все за одного. Таково планетно-космическое назначение человека, но при условии полной согласованности и равновесия утверждённого. Подобно тому, как в организме человека внутренние неуравновесия порождают болезненные реакции, мгновенное изменение флуктуации некоторых органов, перебои сердца, головные боли и прочее, точно так же высшие принципы планеты, заключённые в человечестве в целом, при коллективном неуравновесии создают вихри, и бури, и прочие явления несогласованности в масштабе общепланетном. Этому должен быть положен конец, ибо плоть планеты, тело планеты может не выдержать далее. Призывая каждого к утверждению равновесия, Хочу установить сотрудничество сознательное. Человек яро и тесно связан со всем человечеством и с планетой своей, своим домом земным. Забота о нём обязательна для всех. Шатается его основание. Вот почему призыв к объединению столь срочно насущен. Доколь же лучших будут терзать разнузданные толпы двуногих? Все, кто откликнулись на Мой призыв мир утвердить на Земле, Мне сотрудники, независимо от того, кто они, где они и как веруют, и даже веруют ли вообще. Не признанными верованиями утверждается сотрудничество, но действиями, созвучными с теми Мыслями и Зовами, которые Мы Посылаем в мир. И вы, уставшие от борьбы непосильной и напряжения тяжкого, знайте, что Мне помогаете по мере своих сил, и даже сверхсильно. И помните это, когда особенно трудно. Итак, утверждая равновесие в себе, творите дело не личное, но общепланетное и общечеловеческое – в этом значение качеств. Как бы лучше Объяснить, что всё, что творится человеком и что происходит в нём, имеет большое пространственное значение. Батарея человеческая взаимодействует с пространственным огнём. Нельзя отрицать наличие пространственной жизни. Отрицание завело людей в тупик, из которого нет выхода. Невесело в мире. За улыбки немногих благополучных страдают множества. Этому время пришло конец положить. Идет последний призыв под знамена счастья, под знамена будущего, под Знамя Майтрейи».
В тяжёлые моменты истории понятие «Братство» особенно приобретает свою притягательную силу. Так было и в начале Великой отечественной войны. Об этом говорит выступление по радио Сталина [3], в обращение которого были следующие слова:
«Товарищи! Граждане! Братья и сёстры!»
Следует отметить, что в Израиле и до настоящего времени среди верующих людей принято обращаться друг к другу со словами: אחי (ахи – брат мой) или אחותי (ахоти – сестра моя).
В заключение приведём абзац из содержательной статьи М. Гореликовой [4]:
«Кажущаяся недостижимость идеала Братства на земле обусловлена степенью духовного развития настоящего человечества. Но следующая ступень эволюции – ступень раскрытия духовных чувств (так называемого шестого чувства) – станет возможностью осуществления практического братства людей на основе их взаимодействия и сотрудничества с Братством Высших Сознаний. В этой связи можно говорить, что Космическое Сознание – это сознание (реализация) единства и Братства».
Ко всему этому можно добавить, что мы находимся сейчас на пороге Новой Эры, зарождения более духовной 6-й Коренной Расы, и это откроет новые возможности истинного воплощения на Земле законов космического Братства.
Литература:
1. А. Дюма. Три мушкетёра, глава 9 «Характер Д’Артаньяна вырисовывается»,
http://chtooznachaet.ru/odin-za-vsex-vse-za-odnogo.html
2. Агни Йога: В 4-х томах. – Д.: Сталкер,1999: т.1 – 512 с.; т.2 – 464 с.; т.3 – 480 с.; т.4 – 512 с.
3. Сталин И. В. Выступление по радио 3 июля 1941 года,
https://c21ch.newcastle.edu.au/stalin/t15/t15_07.htm
4. М. Гореликова. Братство как единый закон бытия – в трудах Е. П. Блаватской,
http://www.ivorr.narod.ru/blavatsk/blav_sovrem/100-let/gorelikova.html
Подготовил:
Александр Файнлейб.
Израиль, январь 2023 г.
№99 дата публикации: 01.09.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020