ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №99 / Осень 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Планетная цепь Земли в эволюции Космоса

Различные подходы к описанию

 

Планетной цепью мы называемвсе те сферы Тонкого и Огненного Мира, которые окружают нашу планету, и они соответствуют принципам в человеческом строении или организме.

Письмо Е. Рерих от 30.04.35 [1].

 

Первый том книги «Тайная Доктрина» Елены Блаватской [2] называется «Космогенез». Согласно Википедии [3]: «Космогенез (лат. cosmogenesis; от космос и генез, происхождение, зарождение) – эволюция космоса, Вселенной; учение о зарождении, формировании, структуре и жизнедеятельности (бытии) мира».

Реализация Космогенезиса происходит с помощью так называемых «планетных цепей». Ниже представлено описание возникновения и эволюционного развития планетной цепи Земли, что представляется очень важным с точки зрения понимания Единства всего Сущего и космической эволюции нашей планеты. Это описание базируется, прежде всего, на письмах Е. Рерих, которая по указанию Великого Владыки перевела с английского на русский язык два тома «Тайная Доктрины».

Углублённое чтение самой «Тайная Доктрины» виду сложности, многочисленности и, на первый взгляд, кажущейся запутанности имеющегося материала для большинства читателей представляется проблемным. В силу этого, а также для расширения понимания, кроме письма Елены Рерих, приведены и другие подходы к описанию озаглавленной тематики. С этой целью представлены выдержки из книг Л. Дмитриевой и Е. Самохваловой.

 

Елена Рерих в письме от 16.11.35 [4] сообщает:

«...Как я уже писала Вам, под планетною цепью следует понимать определённую планету, рассматриваемую в её различных фазах развития, с сопутствующими ей невидимыми сферами. Всё сущее в Природе развёртывается единым вечным законом на семеричном принципе. Потому так же, как и человек, каждая планета имеет свои семь принципов, или семь сфер. Из этих семи сфер самая низшая и самая материальная (в земной цепи наша Земля) вполне доступна нашему познаванию, шесть остальных лежат вне её и невидимы земному глазу. И каждая подобная цепь миров является, так сказать, воплощением или порождением другой низшей и умершей цепи. Семь сфер этих отвечают принципам человека. Так, наша земная цепь есть воплощение или порождение старшей лунной цепи.

 

Привожу Вам схему планетных цепей и выдержки по этому вопросу из «Тайной Доктрины» <…>

 

 

Так, когда планетная цепь находится в её последнем, седьмом Круге, её сфера-глобус А, прежде чем окончательно замереть, высылает всю свою энергию и все принципы в нейтральный центр латентной силы, лайа-центр, и тем самым одушевляет новый нуклей недифференцированной субстанции или материи, т.е. вызывает его к деятельности, или даёт жизнь».

 

«Вообразите себе шесть собратьев-глобусов Луны – эоны до начала развития первого из наших семи сфер-глобусов – занимающими по отношению друг к другу то самое положение, которое собратья-глобусы нашей цепи занимают сейчас по отношению к нашей Земле. Теперь будет легко представить себе, как глобус А лунной цепи оживляет глобус А земной цепи и затем начинает замирать; следующий глобус В той же цепи посылает свою энергию глобусу В земной цепи, и, наконец, Луна (наш спутник) изливает всю свою жизнь, энергию и силы в низший глобус нашей планетной цепи – глобус D, нашу Землю. Луна есть, несомненно, спутник нашей Земли, но это не вредит теории, что она передала Земле всё, кроме своего трупа. И, передав их новому центру, Луна действительно становится мёртвой планетой, в которой со времени рождения нашего глобуса вращение почти прекратилось…»

 

«Почему Венера и Меркурий не имеют спутников? И раз они существуют, то каким образом были они образованы? Астрономы не знают, говорим мы, потому что наука имеет лишь один ключ – ключ материи, – чтобы открыть тайны Природы, тогда как оккультная философия имеет семь ключей и объясняет то, что наука не видит. Венера и Меркурий не имеют спутников, но имели «родителей», так же как имела их Земля. Обе эти планеты гораздо старше, нежели Земля, и, прежде чем последняя достигнет своего седьмого Круга, её матерь Луна растворится в тончайшую атмосферу так же, как сделали это или ещё не сделали Луны других планет, ибо существуют планеты, которые имеют несколько Лун – ещё одна тайна, которую ни один Эдип астрономии ещё не разрешил».

 

«Луна является сейчас охлаждённым отбросом, тенью, влекомой новым телом, которому переданы её жизненные силы и принципы. Она обречена теперь, на протяжении долгих веков, преследовать Землю, привлекая свое порождение и будучи сама привлекаема им. Постоянно вампиризуемая своим порождением – Землёй, она отомщает ей, пропитывая её своими губительными невидимыми и ядовитыми воздействиями, излучаемыми оккультною стороною её природы. Ибо она мертва, но, тем не менее, она – живое тело. Частицы её разлагающегося трупа полны деятельной и разрушительной жизнью, хотя созданное ими тело теперь лишено души и безжизненно. Потому её излучения одновременно благодетельны и вредоносны – обстоятельство, находящее на Земле параллель в том тракте, что трава и растения нигде так не сочны, нигде не растут с большею силою, чем на могилах, тогда как, именно, эманации кладбища или трупов приносят болезни и убивают».

 

«Природа и свойства Луны известны каждому оккультисту, но они остались закрытой книгой для физиков».

 

«В помощь тем, кто не читал или же если и читал, то не ясно понял доктрину семеричных цепей миров в Солнечном Космосе, мы даём краткое изложение учения:

1) Всё в метафизическом и в физическом мире семерично. Следовательно, и каждое звёздное тело, каждая планета, видимая или невидимая, имеет шесть собратьев, или спутников-сфер. Эволюция жизни происходит на этих семи сферах-глобусах, или телах, от первого вплоть до седьмого, на протяжении семи Кругов, или семи циклов.

2) Эти глобусы, или сферы, формируются процессом, называемым оккультистами «возрождением планетных цепей» (или колец). Когда Седьмой, или последний, Круг одного из таких колец начался, высший (или первый) глобус А и с ним все остальные, в последовательном порядке до последнего, вместо того, чтобы вступить в более или менее длительный период покоя, или «обскурации», как это было в предшествующих Кругах, – начинают умирать. Планетное разложение (пралайя) приближается, и её час пробил; каждый глобус, или сфера, должен передать свою жизнь и энергию другой планете.

3) Наша Земля, как видимая представительница её невидимых высших собратьев-глобусов, её «Владык» или «Принципов», должна существовать так же, как и другие, на протяжении семи Кругов. В течение первых трёх она формируется и твердеет, в течение четвёртого она устанавливается и затвердевает, в течение последних трёх она постепенно возвращается к своей первичной форме, она становится, так сказать, одухотворённой.

4) Человечество её вполне развивается лишь в Четвёртом – нашем настоящем круге. До четвёртого цикла жизни это человечество называется так лишь в силу недостатка в более надлежащем термине. Подобно личинке, становящейся коконом, затем бабочкой, человек или, вернее, то, что становится человеком, проходит через все формы и царства в течение Первого Круга и через все человеческие формы в течение двух следующих Кругов. Достигнув нашей Земли в начале Четвёртого, в настоящих сериях Жизненного Цикла и рас, человек появляется на ней как первая форма, будучи предшествуем лишь минеральным и растительным царством, – даже последнее должно развиваться и продолжать свою дальнейшую эволюцию через посредство человека. В течение будущих трёх Кругов человечество, подобно планете, на которой оно живёт, будет постепенно стремиться снова принять свою первоначальную форму воинства Дхиан-Коганов. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать богочеловеком и затем – Богом.

5) Каждый Жизненный Цикл на глоб[усе] D (нашей Земле) состоит из семи коренных рас. Они начинают с эфирообразной и кончают духовной, следуя по двойной линии физической и моральной эволюции – от начала земного Круга и до его конца. Круг от глобуса А к глобусу D, седьмому, называется «Планетарным» Кругом, другой – «Кругом глобуса», или земным Кругом (цикл семи рас).

6) Первая коренная раса, т.к. первые «Люди» на Земле (независимо от формы) были потомством «Небесных Человеков», правильно названных в индусской философии «Лунными предками», или же питри, принадлежавшими к семи степеням, или Иерархиям».

 

«Примите во внимание, что каждый круг приносит с собою новое развитие и даже полное изменение в ментальном, психическом, духовном и физическом строении человека. Все эти принципы развиваются вдоль постоянно восходящей скалы».

 

«Теперь в каждой новой манвантаре должно быть ограниченное число Монад, которые развиваются и становятся всё более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей или воплощений. Таким образом, хотя множество более или менее продвинувшихся Монад почти неисчислимо, всё же число их предельно, как и во всей этой Вселенной дифференциации и предельности».

 

«Так, наша Луна была четвёртым глобусом-сферой в лунной цепи и находилась на том же плане видимости, как и наша Земля…»

 

«Далее, когда глобус-сфера А новой цепи готов, первый класс или иерархия Монад лунной цепи воплощается на нём в низшем царстве и далее в последовательности. Как следствие этого, лишь первый класс Монад достигает в течение Первого Круга развития человеческого состояния, ибо второй класс на каждом глобусе-сфере, прибывая позднее, не имеет времени достичь этой стадии. Таким образом, монады второго класса достигают начальной человеческой стадии лишь во Втором Круге и так далее до середины Четвёртого Круга. Но на этой точке и в этом Четвёртом Круге, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается, и с этого момента число «человеческих» Монад, то есть Монад в человеческой стадии развития, закончено. Ибо монады, не достигшие к этому времени, будут в силу развития самого человечества настолько позади, что они достигнут человеческой стадии лишь при конце Седьмого, и последнего, Круга. Потому они не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей манвантары и будут вознаграждены тем, что станут людьми на более высокой цепи, получая, таким образом, кармическое возмещение».

 

«Монадическое множество может быть, грубо говоря, разделено на три больших класса.

1. Наиболее развитые Монады – Лунные Боги, или «Духи», называемые в Индии питри, назначение которых пройти в Первом Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царства в их наиболее эфирных, флюидических и рудиментарных формах для того, чтобы облечься и приспособиться к природе новой формированной цепи. Именно они первые достигают человеческой формы – если только может существовать какая-либо форма в области почти совершенной субъективности – на глобусе А в Первом Круге. Потому они и возглавляют и представляют человеческий элемент на протяжении Второго и Третьего Круга…

2. Те Монады, которые первые достигают человеческой стадии в течение трёх с половиной Кругов, становятся людьми.

3. Остальные Монады, запоздавшие и которые не достигли вследствие кармических затруднений человеческой стадии на протяжении этого Цикла или Круга…»

 

«Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру, или плану, и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутого на нашу Землю, как доска спасения для личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за неё и, таким образом, путём приобщения и соучастия в её божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной личности и, подобно доске, будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению».

 

«Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего, или истинного, человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи – одарённой, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане, как в случае внешней эволюции, – но прохождение «Души-странницы» через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же к перцепции через апперцепцию».

 

«Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности и, проскакивая первые два плана, слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем-либо на более низком плане, – она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качеств, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой «формы», начиная от минеральной Монады до того времени, когда эта монада расцветёт, в силу эволюции, в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она всё та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями в последовательных циклах частичной или полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи – две антитезы полярности – сообразно с тем, подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности».

 

«Могут спросить – что есть «лунные Монады», о которых только что говорилось? Описание семи классов питри будет дано позднее, но сейчас может быть приведено несколько общих объяснений. Каждому должно быть ясно, что они являются Монадами, закончившими свои жизненные циклы на лунной цепи, которая ниже земной, и воплотившимися на последней. Но есть несколько дальнейших подробностей, которые могут быть добавлены, хотя они слишком приближаются к запрещённому пределу, чтобы быть вполне подробно обсуждаемы. Последнее слово тайны раскрывается только Адептам, но можно указать, что наш спутник есть лишь грубое тело своих невидимых принципов. Так как имеется семь Земель, то так же существует семь Лун, и лишь последняя из них видима; то же самое относится к Солнцу, видимое тело которого называется майей, отражением, так же, как и человеческое тело! «Истинное Солнце и истинная Луна так же невидимы, как и истинный человек», – гласит оккультная догма».

 

«В действительности же Луна является спутником Земли лишь в одном отношении, именно в том, что физическая Луна вращается вокруг Земли. Как бы ни было поражающе это заявление, Оно не лишено подтверждения со стороны науки. Оно подтверждается приливами, периодическими изменениями во многих формах болезней, совпадающих с лунными фазами; оно может быть прослежено в росте растений и ярко выражено в феномене человеческого зачатия и в процессе беременности. Значение Луны и её влияние на Землю были признаны каждою религией древности, особенно еврейской, и были отмечены многими наблюдателями психических и физических феноменов. Но пока что наука лишь знает, что воздействие Земли на Луну ограничивается физическим притяжением, заставляющим её вращаться в её орбите. И если бы возражатель настаивал, что этот факт сам по себе достаточное доказательство, что Луна действительно является спутником Земли и на других планах действия, можно было бы ответить, задав вопрос – будет ли мать, которая ходит вокруг колыбели своего ребёнка, охраняя его, подчинённой своего ребёнка или же зависящей от него? Хотя в одном смысле она его спутник, тем не менее, она, конечно, старше и полнее развита, чем ребёнок, охраняемый ею».

 

«Следовательно, именно Луна играет самую большую и самую значительную роль как в образовании самой Земли, так и в населении её человеческими существами. Лунные Монады, или питри, предки человека, становятся, в действительности, самим человеком. Они являются Монадами, которые вступают в цикл эволюции на глоб[ус] А и которые на протяжении круга цепи глобусов-сфер развивают человеческую форму, как это только что было показано. Эти Монады или божественные искры, таким образом, и есть лунные предки, сами питри, ибо эти лунные духи должны стать «людьми», чтобы их Монады могли достичь более высокого плана деятельности и самосознания, то есть плана Манаса-Путр тех, кто в позднейшей стадии третьей коренной расы (Четвёртого Круга) одарил разумом бессмысленные оболочки, созданные и одушевлённые питри.

1) Их называют Манаса-Путра, или Рождённые Разумом, Сыны Света и Солнечные Предки. Так, наше человечество обязано им своим ускоренным развитием.

2) Таким же образом Монады, или человеческие Эго Седьмого Круга нашей Земли, после того как наши собственные глобусы А, В, С, D и т. д., расставшись со своею жизненной энергией, одушевят и тем вызовут к жизни другие лайа-центры, предназначенные жить и действовать на ещё более высоком плане бытия, – таким же путём земные предки создадут тех, кто превзойдёт их…»

 

 

Лариса Дмитриева озаглавленную тему раскрывает следующим образом [5]:

«История Космической Эволюции, как она намечена в Станцах, есть, так сказать, абстрактная, алгебраическая формула этой эволюции… Станцы потому и дают абстрактную формулу, которая может быть приложима… ко всей эволюции: к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи Планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнёт колебаться и не истощится в этом усилии…»

 

«…Восточная Доктрина предпочитает называть Электричество, конечно, имея в виду его высший космический исток, многоаспектным Элементом, именующимся Фохатом. Он олицетворяет жизненную силу, трансцендентально объединяющую все космические энергии, как в видимом, так и в невидимом состоянии».

 

«Это Космическое Электричество в своём низшем аспекте наглядно проявляется на земном плане в виде ярких молний и постоянно витающих в атмосфере невидимых электромагнитных зарядов; оно собирается сосновыми иголками и вырабатывается в мощных генераторах электростанций. Любой жизненный процесс, каждая мысль человека сопровождается электричеством, потому что оно и есть сама Жизнь, разлитая везде».

 

«Восточное Учение, говоря о Фохате, говорит о Живом Огне, Живой Силе, созданной Волей и Разумом (или Божественной Мыслью). Учение называет Фохат Сущностью».

 

«Это Фохат начинает работу по зарождению СЕМЕРИЧНЫХ новых Миров – звёзд и их скоплений, планет и их "Ожерелий"».

 

«СТАНЦА V, СТИХ 3.

 

ОН ИХ НАПРАВЛЯЮЩИЙ ДУХ И ВОДИТЕЛЬ. НАЧИНАЯ РАБОТУ, ОН ОТДЕЛЯЕТ ИСКРЫ НИЗШЕГО ЦАРСТВА (атомы Минералов, – Л. Д.), В РАДОСТИ НОСЯЩИЕСЯ И ТРЕПЕЩУЩИЕ В СВОИХ СВЕТОЗАРНЫХ ОБИТАЛИЩАХ (Газообразных Облаках, – Л. Д.), И ОБРАЗУЕТ ИЗ НИХ ЗАЧАТКИ КОЛЁС. ОН ПОМЕЩАЕТ ИХ В ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОСТРАНСТВА И ОДНО ПОСРЕДИ – КОЛЕСО СРЕДИННОЕ».

 

«Придётся довольствоваться, как и ранее, лишь схемой, так как рассказать о процессе планетообразования – задача настолько трудная и обширная (да и, может, преждевременная), что даже Е. П. Блаватская в своих комментариях не посягнула на неё в полной мере».

 

«В Космосе Единство проявляется во всём. Един и Закон рождения, роста, разрушения. От Солнца – как говорится в ТАЙНОЙ ДОКТРИНЕ – до светляка, ползающего в траве».

 

«Новые Миры – в Станцах они, напомню, называются «Колёса» – создаются по подобию «старших Колёс» – тех Миров, которые существовали в прежнюю Манвантару. Работа по совершенствованию непрерывна, но Материя и действующие Силы всегда одни и те же. И этот Закон действует на каждой планете посредством других, уже меньших и разнообразных законов».

 

«Этот вечный Закон творит всё, что существует в Природе, строго на семеричном принципе. Сотворение планет, а точнее, единой ПЛАНЕТНОЙ ЦЕПИ, не исключение. В Планетную Цепь включены одновременно… семь планет Земля, которые называются ГЛОБУСАМИ».

«

Чтобы немного прояснить это, необходимо сказать, что Закон Аналогии действителен и для человека, и для таких, как раньше казалось, «мёртвых» небесных тел, какими являются планеты».

 

«Как же представить себе, что кроме нашей, единственной Земли где-то ещё существуют и другие – Шесть – Земли. Где они? Почему о них мы слышим впервые? Почему нигде не видим их?»

 

«Земля и как отдельная планета, называемая Глобусом, и как Цепь из Семи Глобусов, называемая Планетной Цепью (как и любая планета), как и всё сущее, повторим, семерична. И она – единый организм. Поэтому все составные подразделения каждого Глобуса находятся там же, где и все тела одного и того же человека, – т.е. в нём самом. Только каждое тело, сотканное из иного состояния материи, живёт и действует как бы в другом пространственном измерении, и оно связано с аналогичными телами других Глобусов невидимыми нитями».

 

«Как всем видимо лишь физическое тело человека – тело внешнее, самое материальное, самое грубое, не излучающее свет, а лишь отражающее его, – так в пространстве видимо лишь внешнее физическое тело Земли (а это именно наш нынешний Глобус D или четвёртый в Планетной Цепи). Так же, как человеческая физическая оболочка, так и земная оболочка лишь отражает свет Солнца, но сама не светится. (Но так же, как светится невидимый человек, особенно его духовная сущность, так светится и невидимое естество семеричной Земли)».

 

«В человеке – Семь «Я». У Земли – тоже Семь своеобразных «Я». (Почему бы не сказать просто Семь «Я»? Потому что так можно сказать лишь о существе, которое Само Себя Осознаёт. Земля в том состоянии, в котором находится, – это хотя и живое тело, но оно не имеет Самоосознающего Разума, она бессознательна, как огромное животное)».

 

«Семь «Я» в человеке называются телами или принципами. Тела-принципы Планетной Цепи Земли названы Глобусами: Глобус А, Глобус В, Глобус С и т.д. – до Семи. Семь Глобусов составляют единый организм планеты».

 

«Ожерелье из Семи Глобусов (Планетная Цепь – единый организм Земли). Посмотрим на схему Планетной Цепи, которую дает Е. П. Блаватская:

 

 

она проста и наглядна. Мы видим, как Дух нисходит тремя Глобусами, которые по мере нисхождения становятся всё более материальными, всё более плотными, пока не достигают максимальной плотности в Глобусе D».

 

«Этот четвёртый по счёту Глобус, как видим, без пары. Это предел огрубления Духа, это царство такой же грубой Материи. Это именно тот Глобус № 4 или Глобус D, на котором мы сейчас живём. Это физическая планета, санскритское название которой Бхуми, а более привычное русскому уху – Земля».

 

«До Глобуса D Духоматерия спускалась по дуге нисхождения тремя Глобусами, которые все уплотнялись и всё более становились материальными. После Глобуса D начинается, как видим, подъём по дуге восхождения, когда Материя вновь растворяется в Духе».

 

«Нельзя не заметить, что на восходящей дуге Глобусы, которые по плотности соответствуют своим зеркальным парам, по уровню располагаются немного выше, чем Глобусы на дуге нисхождения. Это свидетельство их более высокого развития. (Если бы они были на одном уровне, прогресса бы не было.)».

 

«Наша Земля должна пройти семь циклов развития: от Глобуса А до Глобуса G. Этот необозримо огромный отрезок времени вполне можно назвать для Земли Вечностью. ТАЙНАЯ ДОКТРИНА этот период полного оборота Земной Цепи называет ПЛАНЕТАРНЫМ КРУГОМ или «Великим Колесом».

В свою очередь каждый Глобус также должен пройти свои семь циклов развития. Эти периоды называются Кругами Глобуса или ЗЕМНЫМИ КРУГАМИ, или «Малыми Колёсами».

 

«Ещё раз вспомним: ТАЙНАЯ ДОКТРИНА знакомит нас только с Землёй или Глобусом D. Причём, лишь с небольшим периодом его Эволюции – ТОЛЬКО С ЗЕМЛЁЙ ЧЕТВЁРТОГО КРУГА».

 

«Всё, что касается предшествующих трёх Земных Кругов и трёх (А, В, С) Глобусов, для нашего понимания не годится. Мало того, даже формы существования на нашей нынешней Земле, но в тот период, когда она находилась не в нынешнем, Четвёртом Круге, а в предшествующих ему трёх Кругах, также выше понимания физического ума. Лишь человеку будущего будут выданы подобные знания».

 

«Пока только малыми намёками, буквально назывными предложениями, выдаются Е. П. Блаватской сведения о далёком прошлом Земли, на которой мы сейчас живём. Но даже эти намёки заставляют уже наш ум пробуксовывать».

 

«Вот Земля (Глобус D), на которой уже будет явлен Человек Разумный (в трёх предшествующих Кругах Человек был бессознательным существом). Первый Круг, говорит Древнее Учение, был «огнен, холоден и лучист». Такими были и его эфироподобные призрачные люди и животные. Надо бы взять в кавычки и «людей», и «животных», потому что абсолютно никакой аналогии не сыщем, чтобы хотя бы отдалённо представить себе облик и строение призраков, населявших эту Землю Первого Круга».

 

«Во Втором Круге Глобус D был более уплотнённым, но ещё светящимся, но всё же не материальным. В Третьем Круге Глобус D уже становится как бы водянистым. Почему «как бы»? Потому что он стал водянистым, но это понятие ничего общего с нашими представлениями о воде не имеет. Это примерно то же самое, если бы нас спросили, видели ли мы когда-нибудь астральную воду или представляли ли себе, что такое духовный прообраз минерала?»

 

«И лишь в Четвёртом Круге наш Глобус стал твёрдоземельным. Но его, мы также не сможем представить даже в тот период, когда появились не призрачные, а уже видимые плотные люди. Когда мы приступим к знакомству с понятиями Антропогенезиса, кое-что узнаем о тех временах, но и тогда вряд ли хватит воображения для, хотя бы отдалённого, представления картины далёкого прошлого».

 

«Всегда возникает сложность при изучении Кругов, так как это фактически, Круги в Кругах. Запутаться легко. Взять хотя бы Глобус D. Это Четвёртое «Малое Колесо» Большого, «Великого Колеса» или Четвёртый Глобус, находящийся сейчас в собственном Четвёртом Круге развития. Это есть уплотнившийся «призрак» планеты D».

 

«Но, быть может, и не стоит вдаваться в детали, – главное, усвоить семеричность Планетной Цепи, семеричность Планетарного Круга, семеричность каждого Глобуса, состоящего из семи собственных Кругов. А внутри каждого такого Круга на каждом Глобусе-Земле есть свои круги, имеющие отношение к циклам развития Человечества. Эти циклы-круги называются КОРЕННЫМИ РАСАМИ, которых Семь».

 

«Внутри каждой Коренной Расы есть свои круги, называемые СУБРАСАМИ. Их тоже семь. Внутри субрасы – свои семь подразделений. И в каждом – СЕМЕРИЧНЫЕ ЛЮДИ, которые каждые семь лет обновляют клетки своего физического тела, и чья жизнь измеряется семеричными циклами, уложенными в два пятиричных периода, составляющих в общем итоге семь раз по десять».

 

«Короче, главное усвоить общий принцип. Всегда будем помнить: пока мы несовершенны, знание всё равно будет относительным, несовершенным. Ибо оно предназначено для несовершенного инструмента познания – физического ума, несовершенного потому, что он не может проникнуть за предел своей физической природы, изучающей лишь оболочки вещей, внешние, самые грубые материальные феномены, являющиеся иллюзией».

 

«Сокровеннее Учение Востока утверждает, что, подобно человеку, Планетные Цепи и их Глобусы жизнь сменяют смертью, чтобы вновь воскреснуть в другой оболочке, т.е. перевоплотиться для дальнейшего подъёма по беспредельной спирали совершенствования. Их Циклы – это свои Дни и Ночи, но гораздо меньшие, конечно, чем у Космоса-Брамы и несравнимо более продолжительные, чем одна жизнь человека в физическом теле».

 

«Умирая (т.е. завершив полный цикл развития), Глобусы рождают новый Глобус (т.е. Глобус А родит новый Глобус А, который будет уже более развитым; наша Земля – Глобус D – родит более высокую планету D и т.д.) Глобусы передают новой планете – «своему дитяти» – только свои бессмертные тонкие структуры, духовные принципы. Внешняя физическая оболочка (т.е. твёрдое тело) так же разлагается, как и физическое тело мёртвого человека. (Конечно, время разложения мёртвой физической оболочки планеты несоизмеримо со временем разложения физического тела человека, но принцип тот же)».

 

«Те планеты, которые мы сейчас видим на небосводе, – лишь отдельные звенья своей собственной Цепи (её в Индии поэтически называют «Ожерельем»). Из всех Семи бусин этого «Ожерелья» мы видим на небе только одну: один Марс, одну Венеру, одну Землю, одну Луну, одно Солнце. Эти бусины-Глобусы – повторимся, самые материальные, самые грубые, а остальные шесть их братьев (сестёр) – вне досягаемости наших чувств. И потому они невидимы и недоступны для наблюдения ни простым физическим глазом, ни тончайшей современной аппаратурой, ибо она предназначена для изучения лишь физической Природы».

 

«Венеру, Юпитер, Марс, Сатурн и т.д. мы видим лишь потому, что они, в отличие от других бусин своего «Ожерелья», находятся на одном с нами плане, другими словами, в том же пространственно-временном измерении – в так называемом трёхмерном. Это все Глобусы D различных Планетных Цепей. Планет в Солнечной Системе – Семь (не десять, как полагают современные астрономы). Вот и сосчитайте, сколько всего миров только рядом с нами, только в одной системе солнечной звезды».

 

 

Елена Самохвалова в своей книге [6], в разделе 3, озаглавленной теме посвятила главу 5, 11 и 12, содержание которых представлено ниже:

 

Глава 5. Земля и Вечность

 

«В науке не существует более грандиозной загадки, проблемы, более безнадёжно неразрешённой, нежели вопрос: какова древность (даже приблизительная) Земли и человека? Что знает современная наука о продолжительности существования Мира или хотя бы даже геологических периодов? Ничего, абсолютно ничего».

 

«Единый вечный Закон развёртывает в проявленной Природе всё сущее на семеричной основе. Среди прочего и бесчисленные Круги Планетных Цепей, где каждая Цепь составлена из Семи Глобусов. Во Вселенной всё неизменно продвигается в Великом Цикле («Веке Брамы») и в то же время непрестанно нисходит и восходит в Малых циклах».

 

Наш Глобус Земля, как и все другие глобусы во Вселенной, проходит Семь Кругов, или Циклов, своего развития (см. рис. «Семь Кругов Земли»).

 

Рис. Семь Кругов Земли

 

«Каждый Круг повторяет эволюционную работу предыдущего Круга на более высоком уровне, образуя эволюционную спираль. Затем Глобус умирает, передав свои Жизнь, Энергию и Принципы другому Глобусу».

 

«Каждому Кругу предшествует длительная Пралайя (временный отдых), которая создаёт непроходимую пропасть между двумя Кругами до наступления времени для нового Цикла жизни».

 

«Первые три Круга Земля проходит по инволюционной дуге (Дух нисходит в Материю). Она формируется и твердеет».

 

«В серединном Четвёртом Круге (в котором мы находимся сейчас) Земля устанавливается и окончательно затвердевает. Наш Глобус являет собой самую низшую точку инволюции и максимальную плотность Материи. Четвёртый Круг – это поворотный пункт, после которого начинается восхождение».

 

«В течение последних трёх Кругов Земля будет находиться на восходящей дуге, будет постепенно возвращаться к своей первичной духовной форме, становясь одухотворённой и повысившей уровень своего сознания».

 

«Земля как Космическая Сущность создавалась одновременно с человечеством, и они всегда соответствовали друг другу. Во все времена на Глобусе существовала Жизнь, и условия жизни всегда были пригодны для её обитателей, как в нынешние времена пригодны для жизни современного человечества».

 

«Согласно древним учениям, Земля имеет шесть глобусов-собратьев, которые вступают в проявление поочерёдно друг за другом. Вместе с Землёй они образуют Планетную Цепь из Семи Глобусов и обозначаются буквами: A, B, C, D, E, F и G. Планетная Цепь определяет Цикл развития Планеты, её текущее конкретное воплощение. Тайная Доктрина Востока утверждает, что Планетные Цепи, имея свои «Дни» и «Ночи» (то есть периоды активности, или жизни, и периоды покоя, или смерти), действуют в небесах, подобно человеку на Земле. Они порождают себе подобных, стареют и умирают. И только их духовные Принципы живут в их потомках».

 

«Эволюция Глобусов и эволюция человеческих Монад тесно переплетены между собой, их нельзя разделить и необходимо рассматривать совместно».

 

Рис. Планетная Цепь

 

«На рис. «Планетная Цепь» изображена Планетная Цепь. Ранее Оккультисты называли их Ожерельями. Мы сейчас находимся на Четвёртом Глобусе (Глобусе D) Земной Цепи, который носит название Земной Шар, или «Земля», и проходит свой Четвёртый Круг. Мы уже прошли самую низкую точку погружения в Материю и начинаем восхождение».

 

«Как и всё сущее во Вселенной, наша Планета имеет свою странствующую Монаду, которая затем становится астральным семенем, содержащим в себе человеческие зачатки. Планета наделена собственным космическим именем Гея. Оно фигурирует во всех мифах и легендах и отражено в названиях таких наук, как география, геометрия, геология, геофизика и т.п. Прежде, чем космическое тело, с которым связана судьба человека, стало Землёю, оно прошло через ряд воплощений».

 

«Следует помнить, что все Круги разделены длительными периодами покоя, Пралайями. Эволюция не совершается непрерывно, а идёт по спирали, и за периодами постепенного накопления следуют качественные скачки».

 

«Оккультизм разделяет периоды покоя, Пралайи, на несколько видов».

 

«Пралайя Циклов, так называемая Обскурация (или «Ночь Планеты»), наступающая после каждого Круга одного Глобуса».

 

«Индивидуальная Пралайя Глобуса, наступающая после Семи Кругов Глобуса, когда человечество и Жизнь переходят на следующий Глобус».

 

«Планетная Пралайя, наступающая после каждого «Планетарного Круга», включающего в себя 49 малых кругов, когда все Круги всех Семи Глобусов Планетной Цепи завершены и Жизнь, Принципы и Человечество переходят на другую Планетную Цепь».

 

«Солнечная Пралайя, наступающая, когда вся Солнечная система приближается к своему концу».

 

«И, наконец, Всемирная Пралайя (Маха-Пралайя) при завершении “Века Брамы”».

 

«Индивидуальная Пралайя Глобуса, Планетная, Солнечная и Всемирная – это главные Пралайи, или «Периоды разрушения». Имеются ещё много других малых Пралай, которые не сопровождаются разрушением небесных тел».

 

 

Глава 11. Царства Природы на Глобусах А, В и С Земной Планетной Цепи

 

«Те монады, которые завершили свой эволюционный цикл на Лунной Планетной Цепи и стали зародышами земного человечества, должны были пройти на инволюционной дуге своего развития через три царства Природы: минеральное, растительное и животное, – чтобы приспособиться к земным условиям».

 

Глобус А

«На Глобусе A Лунные Предки будущего человечества выделили своё эфирообразное тело как матрицу для построения физического тела, а по сути, сами стали первыми «людьми», если можно так выразиться, Земной Планетной Цепи. Здесь у них образуется зачаток физического тела, над развитием которого в течение всех Семи Кругов работают Духи Природы. На Глобусе A у эфирообразного «человека» развивается самый низший Первый уровень сознания – сознание минерала, и он становится «человеко-минералом». Но этот человеко-минерал не имел формы современного минерала. Таких минералов, как сейчас, тогда ещё не было».

 

«В Седьмом Круге Глобуса A у человеко-минерала возникает зачаток высшего духовного тела – Атма, с которого начнется строительство высших тел человека. Но связи между строящимися низшими и высшими телами не будет до середины Третьей Коренной Расы в Четвёртом Круге Глобуса D (нашей Земли)».

 

«После Седьмого Круга наступает Пралайя Глобуса. Глобус А прекращает своё существование и передаёт Жизненную Энергию, духовные Принципы и своих обитателей Глобусу В».

 

Глобус B

«На Глобусе B после Пралайи человеко-минерал в Первом Круге повторил на более высоком уровне своё развитие и достиг Второго уровня сознания – сознания растения. Его он развивает на протяжении следующих шести Кругов, проходя через растительное царство. Физическое тело «человеко-растения» поднимается до своего растительного бытия».

 

«Часть существ, которые не смогли развить в полной мере Второй уровень сознания, отстали от остального человечества и образовали на Глобусе B царство минералов».

 

«Человечество переходит на более высокий уровень сознания, оставляя позади себя отставших членов в более низких царствах Природы. Этот ход вещей повторяется и на следующих ступенях развития, так как он отвечает основному Закону Эволюции».

 

Глобус C

«На Глобусе C человек развивает Третий уровень сознания – сознание животного».

 

«В Третьем Круге Глобуса C получает бытие астральное тело, которое развивается в течение следующих Кругов. Здесь оно развёртывается во всей полноте своей самостоятельности. Оно деятельнее само по себе, чем впоследствии будет на Глобусе D (нашей Земле), став подчинённым ментальному телу».

 

«Если характеризовать человеческое существо на Глобусе C, то можно сказать, что это «человеко-животное». И как таковое, оно стоит на более высокой ступени, чем современное животное. Человеческое существо на этой ступени его бытия стоит в своём развитии между современным животным и теперешним человеком. Как говорят оккультисты, человек в своём развитии проходит через животное царство».

 

«Но не все человеко-растения, образовавшиеся на Глобусе B, смогли развиться до человеко-животного. Часть из них отстала в своём развитии и образовала растительное царство Природы. Но следует помнить, что минералы и растения Глобуса С были совсем не похожи на современные земные».

 

«С середины Пятого Круга появляется зачаток того, что называется Манасом (Разумом), который затем соединяется с зародышем Атма-Буддхи. Так что в конце Седьмого Круга Глобуса C уже оказывается подготовленным зачаток Высших тел человека, но связи с низшими телами он по-прежнему не имеет».

 

«Таким образом, во время этих треё великих мировых периодов возникло, собственно говоря, два разных Начала человека: низшее – Животный человек, состоящий из физического, эфирного и астрального тел, и высшее – зародыш Духовного Человека, состоящий из зародыша Монадической Триады, Атма-Буддхи-Манаса. Но связи между Животным человеком и зародышем Духовного Человека нет».

 

«Кроме того, к двум прежним царствам Природы, растительному и минеральному, которые низвергаются на более плотный уровень, присоединяется животное царство, в котором находится и сам человек».

 

«Современные организмы на ранних стадиях развития фактически воспроизводят эволюционный путь своего вида. На основе точной аналогии работа над постепенным образованием человека при прохождении им через все царства Природы повторяется в микроскопическом цикле внутриутробного развития человеческого эмбриона. Каждый организм в своём развитии начинает с яйца и проходит через ряд форм, через которые в подобной же последовательности прошли его предки на всём протяжении истории Земли. Во время внутриутробного развития эмбрион человека пробегает стадии, поразительно сходные с эмбрионами рыб, амфибий, рептилий и млекопитающих, которые ещё не относятся к приматам. Только спустя несколько недель после зачатия эмбрион человека принимает узнаваемые человеческие формы. История эмбриона является картиной в миниатюре и начертанием развития всего человечества».

 

Глава 12. Глобус D. Оккультная история Земли.

 

«Присущее человеку стремление к более глубокому познанию самого себя и окружающего мира проявляется во многих формах, в том числе, в обращении к истории. История – это огромный массив информации о прошлом человечества. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, от поколения к поколению. При этом в живой памяти народа сведения о событиях глубочайшей древности сохранялись в виде преданий и легенд, сказаний и мифов».

 

«Вся история Земли и нашей цивилизации делится на два периода: древность, о которой мы можем судить на основании археологических находок, легенд и мифов, и так называемый исторический период, когда, получив письменность, человек стал фиксировать происходящие вокруг него события».

 

«Но человек может узнать из обычной истории лишь очень незначительную часть того, что человечество пережило в былые времена. Даже так называемая «всемирная история» охватывает лишь крошечное поле в почти беспредельном пространстве неисследованных областей нашей позднейшей Пятой Коренной Расы. Исторические свидетельства проливают свет только на несколько тысячелетий, а те знания, которые нам дают археология, палеонтология и геология, весьма ограничены. Кроме того, известно немало случаев, когда найденные новые исторические свидетельства меняют образ того или иного события».

 

«За пределами этого периода назад, в глубь веков, простирается обширная и неопределённая серия доисторических времён. Знания о них существуют во всех эзотерических школах, и в течение целых тысячелетий среди них царит такое согласие, какого не бывает между историками даже одного и того же столетия. Посвящённые могли заглянуть в гораздо более отдалённое прошлое Земли, и их сообщения о доисторических эпохах в существенном всегда совпадали».

 

«Земля, такая, какой мы знаем её сейчас, не существовала до Четвёртого Круга, сотни миллионов лет назад, времени начала нашей геологической Земли. Комментарии к Книге Дзиан говорят:

«Глобус был огнен (эфирообразен), холоден и лучист, так же, как и его эфирные люди и животные, на протяжении Первого Круга; светящимся воздушным, но более уплотнённым и тяжелым на протяжении Второго Круга; водянистым вязким и пластичным в течение Третьего».

 

«В течение первых трёх Кругов «человек» вновь прошёл через все царства Природы, приспосабливаясь к условиям Глобуса D. Он был «камнем, растением, животным», пока его Монада в Четвёртом Круге не воплотилась в Первой Коренной Расе настоящего человечества».

 

«Четвёртый Круг преобразил газообразные флюиды и пластическую форму нашего Глобуса в твёрдый, покрытый корою, грубо материальный шар, на котором мы сейчас живём. Это принесло с собой обновление всех существующих форм, типов и видов. Они изменились и стали более плотными и совершенными».

 

«Оккультизм утверждает, что прообразы минерального, растительного и животного царств вплоть до человека потратили 300 миллионов лет на своё приспособление к земным условиям Четвёртого Круга. По истечении этих 300 миллионов лет Природа начинает уплотнять все формы».

 

«Степень материальности Земли изменялась соответственно со степенью материальности её обитателей. Сейчас наша Земля уже прошла самую низшую точку нисходящей дуги, где материя выявляется в своей наигрубейшей форме, и начала своё восхождение».

 

Представляется, что вышеизложенные различные подходы к описанию названной темы существенно помогут читателям расширить свой кругозор и лучше понять непростые положения Космогенезиса.

 

 

Литература:

1. 30.04.35.Studfile.net: https://studfile.net/preview/6007489/page:88/

2. Е. Блаватская. Тайная Доктрина.Том1. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002, 880 с.

3. Космогенезис. Википедия: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Космогенез

4. 16.11.35 Рерих Е. И. Письма. 19291938 т. 2. – Энциклопедия Агни Йоги, http://agniyoga.roerich.info/index.php?title=16.11.35_Рерих_Е.И._Письма._1929-1938_т.2

5. Л. Дмитриева. ЦЕПЬ, ГЛОБУС, ЧЕЛОВЕК – ТРИ СЕМЕРИЧНЫХ ОЖЕРЕЛЬЯ, СОТВОРЕННЫЕ ОГНЕМ.Вики Чтение.

https://fil.wikireading.ru/hLRm82GqIH

6. Е. Самохвалова. «Восток и Запад о Вселенной и Человеке. Тайная Доктрина в свете сегодняшнего дня», т. 1, http://esamohvalova.ru/glava-5-zemlya-i-vechnost/

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, июнь 2023 г.

 

 


№99 дата публикации: 01.09.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020