этико-философский журнал №99 / Осень 2024
Александр Файнлейб
Пятое, шестое и седьмое Дыхание универсальны и безграничны.
Четыре низших Дыхания скованы ограничениями материи…
Наставление 241.
Базисные положения Учения Храма изложены в статье автора под названием: «Учение Храма в публикации МЦР» [1], что позволяет узнать причину обнародования Наставлений этого Учения и уже на первом этапе ознакомления быть значительно лучше подготовленным к пониманию содержания материалов, представленных в них.
В Учение Храма вопросам Дыхания, которым обладает всё Сущее, посвящены четыре Наставления, опубликованные под следующими названиями:
– Наставление 35 – «Культура дыхания»;
– Наставление 237 – «Пятое Дыхание»;
– Наставление 240 – «Шестое Дыхание»;
– Наставление 241 – «Седьмое Дыхание».
Ниже представлены все эти Наставления.
Наставление 35 [2].
«”Дитя Запада должно без устали пребывать в Восточном Ветре, пока Северный и Южный Гиганты не смогут уверенно стоять на его пупке”.
Вышеприведённый афоризм встречает ученика при входе в портал одного из Храмов Мистерий на далёком Востоке. Он означает, что чела, или ученик, – символически, человек Запада – должен настроить себя так, чтобы впитывать указания Посвящённого – символически, человека Востока – и следовать его инструкциям до того момента, пока магнитные токи – «Гиганты Севера и Юга» – не завершат свою работу по пробуждению дотоле непроявленной, или дремлющей, серой материи солнечного сплетения. И лишь когда вышеупомянутые гиганты смогут «стоять твёрдо», то есть когда эта серая материя станет достаточно крепкой и активной, чтобы выдерживать приложенное к ней напряжение, чела готов к следующему шагу на пути эволюции. Часть этих указаний Посвящённого относится к обычному правильному дыханию, и данный афоризм имеет самое непосредственное отношение к людям западного полушария независимо от того, являются ли они сознательными учениками или нет; ибо в подавляющем большинстве случаев подразумеваемая здесь серая материя едва только начала проявляться в солнечном сплетении – этом солнце тела.
В последние века родители, перегруженные работой, обременённые заботами или же просто по невежеству и нерадивости, уделяли так мало внимания детям, что развитие их дыхательных центров было предоставлено случаю. Развитие мускулатуры видится обычному человеку гораздо более необходимым, тогда как в действительности усиленная тренировка мышц без соответствующего развития дыхательных центров очень часто бывает вредной и порою приводит к преждевременной болезни и даже смерти. В таких случаях на сердце и лёгкие ложится слишком большая нагрузка, а кровь, вызывающая эту нагрузку, недостаточно насыщается кислородом и поэтому не способна снабдить эти органы необходимой силой сопротивляемости. Бывает так, что мужчина или женщина неожиданно падают на землю, подобно дереву, сражённому молнией.
Но не следует думать, будто Я критикую или, напротив, защищаю указания различных восточных учителей, столь распространённые сейчас в Америке и Европе. Они могут быть правильны в теории и в деталях, но абсолютно разрушительны на практике, ибо подобные учителя не учитывают в должной мере или просто игнорируют тот факт, что люди, которым они предлагают свои поучения и инструкции, как правило, совершенно к этому не подготовлены. Конечно, в отдельных случаях возможны кратковременные благоприятные результаты, но достижения полного успеха в одной жизни можно ожидать лишь от детей нынешнего и грядущих поколений. Взрослые, как правило, не имеют ни времени, ни терпения, ни силы, чтобы преодолеть все стоящие на пути к этому трудности, но ведь когда-нибудь, в этом или в каком-то другом воплощении, всё же придётся сделать первый шаг. И хотя те немногие простые правила, которые Я собираюсь вам дать, могут показаться недостаточными для тех, кто хочет расти гораздо быстрее, нежели положено природой, но в действительности это и есть всё, что необходимо (если, конечно, верно им следовать), чтобы привести ваших детей к тому уровню, на котором они смогут получить гораздо более важные наставления.
Внимательное изучение формы и функций дыхательных центров является первой необходимостью, и любой хороший современный учебник физиологии даёт все необходимые сведения по этому вопросу.
Кровяной поток тела, проходя через артерии, вены и капилляры и достигая мельчайших частей организма, является передатчиком жизненного принципа. Он является также своего рода канализационной системой, настолько замечательной и искусной, что властям больших городов стоило бы ознакомиться с нею.
Кровь вытекает из левого желудочка сердца чистым жизнедательным потоком, а возвращается из своего странствия по телу наполненная негодными отбросами, поступая в лёгкие – её путевые станции, где приходит в соприкосновение с жизнедателем-кислородом, вдыхаемым в лёгкие, и где освобождается углекислый газ, образовавшийся благодаря процессу окисления в результате такого контакта. Таким образом кровь очищается, как на огне, и готова продолжать свой бег к отправной точке пути. То, что кислород, содержащийся в воздухе, является газом, вдыхаемым лёгкими, и необходим для правильного дыхания, совершенно очевидно. А так как всё проявленное имеет своё соответствие, свой прообраз или подобие, на каждом плане материи, то и весь процесс дыхания, и воздух, и все участвующие в этом органы, и сам кровяной поток также имеют свои соответствия.
В молекулах воздуха находится эфирная энергия, которая, в свою очередь, сообщается астральному телу человека в то же время и теми же методами, что и в процессе снабжения крови кислородом. Процесс трансмутации астральной субстанции в ещё более высокое состояние материи и, таким образом, освобождения духа, может быть завершён приведением в действие силы воли, когда человек постигнет эту великую тайну. Что же касается настоящего времени, то мы ограничимся лишь чисто физической функцией правильного дыхания.
Если вы обратите внимание на слабую активность дыхательных центров у обычного ребёнка или даже у взрослого во время глубокого раздумья и сопоставите это с тем, что Я сказал, то отчасти поймёте необходимость некоторых Моих указаний, направленных на исправление подобной их пассивности, на время лишающей кровь нужного ей для очищения кислорода.
Зная о силе привычки, вы без труда поймёте, что если сознательно выработать привычку глубокого и ритмического дыхания, то действие воли будет продолжаться бесконечно, уже независимо от вашего сознания. Привычное глубокое дыхание будет способствовать развитию в солнечном сплетении серой материи, находящейся в настоящее время в спящем состоянии, а также подготовит путь для предварительного развития и употребления более тонких природных сил. Именно бездействие этой серой материи солнечного сплетения и делает некоторые практические йогические упражнения столь опасными для человека, ибо такие упражнения вызывают слишком большое напряжение головного мозга, мозжечка и нервов. Но если солнечное сплетение вполне развито, а серой материи достаточно, и она активна, то такое напряжение более равномерно распределяется по всему телу, позволяя избежать подобной опасности. Для достижения гармонии, или здоровья, необходимо полное созвучие между главными струнами, или органами, тела. Сила сопротивления важна точно так же, как и сила воздействия, и, когда солнечное сплетение вполне развито, оно порождает силу сопротивления в большей степени, нежели один мозг. Если в каком-либо органе наблюдается недостаток этой силы, то воздействие более утончённых природных сил приводит к разрушению составляющих данный орган молекул материи и освобождению жизненной энергии, истечение которой обрекает этот орган на постепенное разложение и гибель. Так бывает, когда на мозг оказывается слишком большое давление. Но если кровь достаточно обогащена кислородом, а серая масса мозга и солнечного сплетения вполне развита, то происходит постепенное распределение этого серого вещества по другим органам, и в надлежащее время уже всё тело начинает реагировать на любую ментальную вибрацию, становясь в каждой своей части настоящим мыслительным инструментом. И тогда его возможности увеличиваются десятикратно, а жизнь становится уже не тяжким бременем, но великой привилегией и благословением. Итак:
1. Прежде всего учите ваших детей стоять прямо.
2. Никогда не позволяйте им смещать кости ступней высокими каблуками. Пусть они по возможности по нескольку часов в день касаются босыми ногами земли, если вы не позволяете им ходить так целый день.
3. Приучите их к постоянной мысли о полном глубоком дыхании, напоминая об этом каким-либо простым способом.
4. Дышите с ними в унисон по нескольку раз в день, следя при этом, чтобы дыхание было настолько глубоким, чтобы сокращались мышцы брюшной полости.
5. Никогда не дышите с ними в унисон в состоянии беспокойства, тревоги или раздражения; всегда помните о гармонии и внушайте мысли о ней детям.
6. Никогда не пытайтесь учить детей физическим упражнениям в то время, когда вы учите их глубокому дыханию.
Следуя этим простым правилам, вы подарите вашим детям прекрасное здоровье, а также тела, способные противостоять многим суровейшим жизненным испытаниям. Одновременно вы подготовите их для тех наставлений, которые в будущем помогут им достигнуть более высокой ступени развития, нежели та, которой достигают ныне обычные расы Земли».
Наставление 237 [3].
«В каждой проявленной форме материи, для чего бы она ни предназначалась и ни использовалась, заключён один из семи принципов, качеств и энергий, который является доминирующим фактором при создании этой формы.
Назначение и сфера применения, ради которых задумывается любая форма, определяет, какой из Семи принципов, качеств и энергий должен быть привлечён при её создании Божественными Строителями формы. Поскольку эти семь великих созидательных сил являются основой всей материи, то из этого следует, что материальные формы, изобретённые человеком, подчиняются тому же закону – закону централизованной силы. Например, та форма энергии, что преобладает в управляемом человеком процессе соединения молекул известного вида материи, из которой была образована форма из металла, есть энергия Сцепления. То же самое справедливо и на плане Манаса, где объединяющая сила применяется по отношению к субстанции-материи высших вибраций, и в случае двух или более индивидуальных разумов энергия, доминирующая при их сочетании и объединении, будет той же энергией сцепления.
Теплота, Притяжение и Отталкивание являются первой троицей Духа в манифестации.
Они есть именно три Сына Фохата (Движения), являющегося движущей силой всей Вселенной.
Пятое Дыхание есть пятое из пяти дыханий (вибраций), вдохнувших в манифестацию жизненную силу.
Пятое Дыхание имеет свои соответствия в пятом Космическом Веке, в пятом цикле каждого такого Века, в пятом принципе жизни, в пятом периоде человеческой эволюции, в пятом чувстве человека и вообще в каждом пятом проявлении любого существа или предмета. Мы сейчас в Пятой расе Великого века.
Пятый принцип есть Манас (ментальность), и предостережение относительно действия пятого дыхания означает предостережение, касающееся чрезмерного напряжения высшего разума, ибо силы этой фазы жизни имеют огненную природу и человеческое тело не может вынести их действия, не подвергая опасности свой мозг.
Напряжение и нагнетание этих сил во время религиозных экстазов у христиан вызвало немало случаев сумасшествия, так как эмоциональная реакция перевозбудила мозговые центры.
Пятое Дыхание в действительности есть дыхание внутреннее и имеет свой скрытый центр действия в каждой клетке и в каждом органе физического тела, а также во всех соответствующих им внутренних оболочках, или принципах. Этот внутренний центр действия находится там, где концентрируется Акаша. Четыре низших дыхания являются внешними, Пятое является первым дыханием, которое имеет отношение к Универсальному Ритму высшего «Я», или Бога внутри. Иными словами, это есть первый вдох, и его элемент соответствует кислороду на всех планах. На низшем астральном плане это чистый озон, который, как ни плотен в сравнении с высшими аспектами, всё же настолько огненный, что физические лёгкие быстро бы сгорели, если бы вдыхали этот элемент неразбавленным. Сказанное может послужить подсказкой относительно так называемого «дыхания богов» на разных планах бытия. Обладая контролем над Пятым Дыханием, йоги, использующие всего лишь низший астральный его аспект, могут привести себя в состояние так называемого каталептического сна или позволить похоронить себя на многие месяцы, не проявляя признаков внешнего дыхания, после чего без каких бы то ни было последствий восстановить свою чувствительность. В этом случае огонь внутреннего дыхания проникает в дыхание физическое в объёме, достаточном для предотвращения внешнего разложения.
Илл. Фохат
На этой иллюстрации показана манифестация фохатической энергии, которая выражается в этой вспышке молнии Tejas Tatva [Вечно существующее «То», а также различные принципы в природе в их оккультном смысле. 5 экзотерической и 7 эзотерической философии, соответствующие пяти и семи чувствам на физическом плане, – примеч. ред.] в действии.
«Кружевная красота молнии с поразительной чёткостью выявлена на этой фотографии искры в 2 000 000 вольт, полученной во время опытов в Питсфильде (шт. Массачусетс). Вспышка в виде треугольника есть результат разряда мощнейшей накопленной человеком энергии. Его мощность всего лишь в 25 раз меньше мощности разряда настоящей молнии. Вершины этой треугольной искры находятся на расстоянии девяти футов друг от друга. Отдельные нити света, ясно различимые на снимке, были вызваны последующими волнами электронов, порождёнными трёхфазным переменным током. Человеческий глаз не способен уловить этот «эффект паутинок» при практической демонстрации, поэтому в целях показать эти дополнительные линии использовалась специальная камера, снабжённая кварцевой линзой, через которую лучи падали на пластинку. Каждый разряд искусственной молнии сопровождался оглушительным треском и ослепительным сиянием, длящимся долю секунды, пока искра совершала свой прыжок от одной вершины к другой. Удалось произвести даже искусственный дождь».
Все животные организмы обладают четырьмя низшими дыханиями. Минералы не обладают этими внешними дыханиями, но зато имеют пятое, внутреннее. Все изменения, происходящие в минеральных структурах, в действительности являются результатом действия Пятого Дыхания внутри их существа, ибо Пятое Дыхание сопряжено с Акашей, из которой произошли, или были выдохнуты, все вещи. Подобным же образом космический вдох – вдох Акаши – втягивает, в конце концов, все вещи обратно, или приводит их к первичному акашическому состоянию. Форма, цвет и другие качества минералов, драгоценных камней и вообще всех объектов природы определяются импульсами Акаши. Там, где на первый взгляд ничего нет, часто находятся наиболее драгоценные вещи и силы. Так, некоторые полости в физическом теле, такие, например, как центральный канал спинного мозга и желудочки головного мозга, являются центрами действия низшего астрального дыхания. Импульсы, сосредоточенные в этих областях, стремятся направить физическое внутрь, или вверх, и повысить частоту вибраций внешнего тела, в итоге приближая их к степени вибраций астрала по мере эволюционного продвижения. Знание о Пятом Дыхании – первом внутреннем дыхании – и контроль над ним являются бесконечно важными для каждой души, находящейся на пути, ведущему к Вечному Свету, и принадлежат по праву рождения каждой индивидуализированной душе.
Только научно дисциплинированный ум способен размышлять на тему энергии сцепления согласно её действительному значению в структуре Вселенной, однако понимание её функций в создании формы на всех планах бытия является необходимостью для всех изучающих оккультизм.
Если бы принцип, или энергия, сцепления был упущен среди семи универсальных созидательных средств, или энергий, то и не могло бы быть каких бы то ни было организованных форм. Эта энергия является соединяющей и объединяющей силой между любыми двумя или более электронами, атомами, молекулами и клетками всей первичной субстанции.
С философской точки зрения сцепление есть один из семи Сыновей Фохата – Божественной Воли, проявляющейся как электричество, магнетизм, свет, звук, теплота, притяжение и сцепление».
Наставление 240 [4].
«Шестое дыхание является формообразующим принципом, так сказать, сутью абстрактной формы. Это Шестое Дыхание есть то Дыхание, которое Бог вдохнул в человека «из глины» и которое сделало того живым духом. Если бы человек получил только четвёртое, или жизненное, дыхание, то материя не была бы одухотворена Божественной Искрой. Шестое Дыхание – дыхание духовное, одушевляющее все проявленные вещи; а его противоположность в материи есть четвёртое дыхание, или дыхание рупа, принадлежащее лишь твари, то есть сотворённой вещи, в то время как Шестое Дыхание есть дыхание Творца. Ритмические импульсы Шестого Дыхания, совпадающие с ритмом Великого Дыхания, возбуждают соответствующее желание дыхательной активности в низшем полюсе рупа, и таким образом форма удерживается в манифестации на низших планах. Если бы Шестое Дыхание прекратилось, то все одушевлённые и неодушевлённые формы исчезли бы с лица Космоса.
Воображение – этот царственный дар души – имеет фокус своей мощи в Шестом Дыхании, которое также является основой Крийяшакти – созидания посредством воли и воображения. В некотором смысле дыхание и желание есть одно и то же. Желание, настроенное на универсальный ритм Великого Дыхания, является всемогущим, но низшие желания не могут вибрировать синхронно с Шестым Дыханием по причине ограниченности материи, ибо сознание рупа на четвёртом плане есть всего лишь отражение высшего шестого принципа арупа в царствах бесформенности, потенциально заключающих в себе все формы.
Дыхание создаёт образы, а рождение образов в свою очередь пробуждает Дыхание. На универсальных планах бытия процесс Шестого Дыхания обширен и не поддаётся описанию в человеческих понятиях, но, тем не менее, некоторое представление о нём может быть получено при изучении воздействия желаний эмоциональной сферы человека на низшее дыхание. Все виды эмоций, что относятся к четвёртому, или рупическому, состоянию бытия, такие, как радость, печаль, гнев, страх, глубокая концентрация и т.д., влияют на дыхание. Когда проявляются низшие эмоциональные аспекты, дыхательные центры не контролируются.
Дыхание становится глубоким и ритмичным или же поверхностным и прерывистым в зависимости от вида эмоций, поскольку все они принадлежат плану Четвёртого Дыхания. Но при контроле Четвёртого Дыхания Шестым все эти беспорядочные условия исчезают.
Поэтому при любых нарушающих умственное или эмоциональное равновесие условиях направьте своё сознание вовнутрь, сознательно успокоив дыхание, и попытайтесь найти необходимое соответствие с Шестым Дыханием на его собственном плане силы и сознания. Если это будет выполнено, то немедленным результатом будет состояние равновесия и чувство внутреннего покоя и мира при контроле над внешними условиями. Волнения и эмоции будут всё более и более сдерживаться по мере вступления нашего сознания в Центр Бытия, ибо Царствие Божественного Ритмического Дыхания – Небо – находится внутри нас. Дифференциация от центра вовне порождает всё более и более широкое движение, которое становится причиной ещё большего движения, и так далее, до бесконечности, как это замечено в случае мощных колебаний звёзд и планет, пронизывающих глубины пространства. И всё же в истинном внутреннем центре этих вращающихся небесных тел и всех живущих на них созданий существует общее место, или план Тождественности. Иными словами, если вы найдёте истинный центр чего-либо – души, живого существа, планеты или звезды, – это означает, что вы нашли центр всего. Все дороги ведут к Богу через центры внутри центров.
В состоянии самой глубокой умственной концентрации внешнее дыхание становится спокойным и бесшумным, а при достаточной силе может прекратиться и вовсе, как в случае с йогами, по той причине, что внешний импульс, или желание, перешёл через Четвёртое Дыхание к Пятому и, возможно, приближается к Шестому. А когда внешнее дыхание соотносится с внутренним, каждый орган, клетка или ткань тела начинают дышать в унисон, ибо имеют в себе соответствие любому другому органу, а каждая клетка содержит в себе некий аналог лёгких и потенциальный ритм всех Семи Дыханий».
Наставление 241 [5].
«Пятое, Шестое и Седьмое дыхания универсальны и безграничны. Четыре низших Дыхания скованы ограничениями материи соответствующих низших планов бытия, но по своей природе они являются аспектами трёх высших, то есть три Дыхания на высшем плане становятся четырьмя Дыханиями на низшем вследствие непреложного закона кристаллизации и материализации духовных сил при их нисхождении в материю. Три превращаются в Четыре, согласно закону твёрдых тел, подобно тому как треугольник, с его тремя сторонами на плоскости, обретает четыре грани, когда становится объёмным материальным телом. Простейшее объёмное тело, которое может существовать в трёхмерном пространстве, есть тетраэдр, каждый угол, ребро и грань которого заключают в себе Божественные Истины.
Сформулируем краткие определения четырёх низших Дыханий перед рассмотрением тайны Седьмого.
Первое Дыхание. Это чисто элементарное и автоматическое дыхание является низшим из четырёх низших, или внешних, дыханий. Это ритмическое молекулярное дыхание, то есть дыхание молекул. В действительности оно есть низшее астральное дыхание, которое в силу своего отражения на физической оболочке, или теле, заставляет функционировать внешнее дыхание через лёгкие. Смерть является результатом прекращения молекулярного дыхания, которое неизбежно влечёт за собой и прекращение дыхания внешней массы.
Второе Дыхание. Это жизненное дыхание, или ритм пульсаций, вдохов и выдохов клеток и тканей микрокосма. Это дыхание в микрокосме является аналогией Великого Дыхания в макрокосме. Оно – аспект Атмы, в котором синтетическое, становясь дифференцированным, сохраняет, тем не менее, свой синтез.
Атма находится повсюду и, тем не менее, её низшее дыхание, или ритм, может быть видоизменён или окрашен волей и желанием каждого создания. Таким образом, это создание – человек – становится сотворцом вместе с Божественным и может либо помочь природе, либо задержать её эволюцию в зависимости от того, содержит ли он Второе Дыхание в чистоте или же оскверняет сотворёнными им самим образами.
Третье Дыхание. Третье внешнее Дыхание есть низший позитивный полюс Дыхания Шестого, которое на своём высшем плане негативно по отношению к Атмическому, или Великому Дыханию. Третье Дыхание является рупическим, и его дыхательные импульсы материализуют саму сущность формы, черпая её из Шестого Дыхания и поддерживая тем самым принцип рупы, или формы, в проявлении. Это относится ко всем планам бытия. Без этого Дыхания не было бы и возможности облечь наши мысли и идеи в какую бы то ни было форму и потому был бы невозможен сам процесс мышления при помощи мозга. Абстрактное мышление возможно лишь на высшем плане, на так называемом плане Бесформенного. На низших планах мысль есть лишь вспышка последовательных образов (форм) на чувствительном акашическом экране внутреннего сенсорного центра мозга.
Четвёртое Дыхание. Это Дыхание негативно по отношению к Третьему и Пятому Дыханиям. Оно обладает важными функциями и принадлежит к разряду дыхательного равновесия между высшими и низшими планами. Четвёртое Дыхание вдыхает во все вещи и создания свет разума – принцип Познания, будучи воспринимающим и негативным для импульсов Пятого Дыхания.
Наиболее божественные тайны сосредоточены именно в Седьмом Дыхании, которое является дыханием аурическим. Седьмое Дыхание является самопорождающимся – оно не имеет никакого органа действия, но каждая клетка и каждый атом дышат в унисон с аурическим ВСЕМ. Когда Седьмое Дыхание активно, то каждая клетка, молекула и атом природы дышат в совершенном единении с универсальным ВСЕМ – Великим Атмическим Дыханием. Дыхание есть жизнь, – как духовная, так и материальная. Дыхания всех планов должны быть скоординированы, и, когда это выполняется, человек становится более чем человеком – он становится Мастером Жизни, Владыкой Дыхания, всемогущим.
Сегодня одна половина человека ещё мертва. Пока она есть труп или, скажем, ещё не родилась, она не дышит. Всякий центр, орган, клетка и ткань должны дышать, то есть иметь свои ритмические вибрации, или ритмическое выражение. Благодаря им выявляются внутренние силы, так же как при росте семени выявляются скрытые в нём потенции. Каждое живое создание обладает дыханием, а так как мёртвой материи не существует, следовательно, дышат абсолютно все вещи, включая минералы. Это может быть то или иное из Семи Дыханий в зависимости от плана и уровня вовлечённой в него материи. Современная наука иллюстрирует это на примере семян, которые дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Помещённые в воздухонепроницаемую среду, большинство семян быстро погибают. Ко времени прорастания семена дышат чаще и требуют больше воздуха. Минералы дышат внутренним дыханием, настроенным на Универсальную Природу. Солнечное дыхание имеет период в 11 лет; ещё не родившийся ребёнок живёт за счёт внутреннего дыхания, при этом мать выступает в роли универсальной природы. Седьмое, или Аурическое, Дыхание есть дыхание, синхронизированное одновременно на всех планах «я», и это синтетическое Дыхание устанавливает полную взаимосвязь человека с высшим «Я». Аурическое Дыхание в действительности обозначает тождественность индивидуального с универсальным и является истинным выражением Священного Слова, Неизречённого Имени, так как каждый план «я», каждая клетка и атом на каждом плане высшего «Я» сгармонизированы в своём устремлении с Божественным Сознанием».
Литература:
1. А. Файнлейб. Учение Храма в публикации МЦР. Журнал «Грани Эпохи», № 94/ Лето 2023, http://www.facets.ru/index.htm?issue=96&article=9411
2. Учение Храма / пер. с англ. – М.МЦР, 2001. Ч.1, стр.81-83.
3. Учение Храма / пер. с англ. – М.МЦР, 2001. Ч.2, стр.201-203.
4. Там же, стр.205-206.
5. Там же, стр. 206-208.
Подготовил:
Александр Файнлейб.
Израиль, октябрь 2022 г.
№99 дата публикации: 01.09.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020