этико-философский журнал №99 / Осень 2024
Валентина Дудко
Опубликовано: газета «Свет», США, 1945 г.
Валентина Дудко
…«А Я говорю вам – не противьтесь злому». Эта заповедь очень различно толкуется и часто вызывает споры. Множество людей, во главе с великими мыслителями, буквально принимают эту заповедь Христа. Толстой, например, говорил совсем конкретно: «для христианина лучше быть убитым, чем убийцей, лучше самому подвергнуться насилию, чем насильничать. Если меня люди обидят, то я как христианин должен рассуждать, что и я обижал людей и хорошо, что Бог послал мне испытание для моего вразумления».
Поскольку такое отношение к непротивлению касается личной самодисциплины, оно, конечно, идеально, но что делать, если в нашем присутствии обижают ребёнка или убивают других людей? Неужто и тогда не противиться? Это – естественное возражение каждого нормального и доброго человека. У Толстого есть на такое возражение ответ: «Если я вижу, что один человек хочет убить другого, то самое лучшее, что я могу предпринять, это поставить себя на место убиваемого и сказать злодею: “вот тебе моя грудь, потому что я не могу выносить, пока жив, человекоубийства”».
И, однако, не будет ли такое действие верхом эгоизма, не будет ли оно равносильно самоубийству?! Ведь, если из личного отвращения к злу мы дадим себя перебить как мух, то не останется ни одного идеалиста, ни одного пылкого искателя истины. Поскольку мы унижены лично, мы вольны не противиться, но как скоро затронут вопрос общего блага или чья бы то ни было жизнь и безопасность, наша прямая обязанность сделать всё, от нас зависящее, чтобы обезвредить обидчиков, а отнюдь не бросаться первыми под их нож. Это знает каждая мать, каждый вождь, каждый, кто любит…
Конца не будет этому насилию, пока человек не расширит своё сознание и не переоценит ценности. Пока же, когда агрессивность считается чуть ли не добродетелью, необходимо, к сожалению, самое ярое противление.
Есть, конечно, тысячи способов борьбы со злом. Чем выше человек, чем более он совершенен, тем, конечно, благороднее и жертвеннее будет его противление злу. Великие святые противятся злу …своей святостью. Там, где святой человек живёт, дышит, говорит, накапливаются такие сильные эманации чистоты и святости, что невольно обыкновенный и даже злой человек в их присутствии избавляется от злых намерений и чувств. Но ведь чтобы так противиться, нужно быть величайшим подвижником, достигнувшим святости и полной душевной гармонии. Как же обыкновенный человек должен противиться злу наиболее благородно и успешно?
Прежде всего, стараясь оказывать сопротивление без малейшей личной обиды и раздражения. Это гораздо труднее, чем кажется. Мы все склонны бороться со злом не идейно, а очень мелочно, злостно и лично. В сущности, возмущаясь всякими несовершенствами, мы выказываем не мужество, а нетерпеливую мелочность, мы не боремся, не учимся и не учим, а наказываем. Люди наказывают друг друга, взрослые наказывают детей, общество наказывает преступников. Мы не отдаём себе в этом отчёта, а между тем, во всяком наказании есть элемент личной мести: нам кто-то надоел, досадил, помешал, ага, тут-то ему показать, отмстить, возвратить сторицей… И, конечно, результаты такого противления не будут созидательными. Мы должны учиться бороться со злом так, как это делает Природа. Природа не наказывает, а учит. Обжорливый человек предостерегается Природой болями в желудке, и пока он не научится быть умеренным, он будет страдать; то же о развратнике, о пьянице, о лгуне и т.д. Все страдания посылаются Природой с целью возвратить человека Гармонии. Очевидно, что и наше противление злу должно быть терпеливым и бескорыстным. Ведь даже если мы подставим другую щёку под удар, мы этим выкажем величайшее противление, в случае, если мы сознательно отдадим себя поруганию, т.е. если мы покажем терпение, кротость, презрение к опасности. Но, конечно, никакой не будет заслуги, если мы это сделаем из трусости.
Когда Будда отдал царский престол и пошёл проповедовать нищим, он выказал полное отречение, ибо было, что отдать. Но если нищий будет похваляться отречением, в этом будет явный абсурд. Короче, нужно тонко разбираться, где требуется подставить щёку, а где предотвратить удар.
Вспоминается прелестный восточный рассказ. К святому пришёл юноша и попросил указаний на жизнь. Святой посоветовал ему безмерно любить всё сущее: «Люби человека, люби зверя, люби дерево. Если ты сумеешь найти Бога даже в диком звере, то этот зверь не тронет тебя. Ищи божество во всём сущем и достигнешь святости и мудрости». Вскоре после этого разговора к мудрецу привели окровавленного раненого юношу. – «Учитель, ты велел искать и видеть Бога даже в диких зверях, – я так и сделал. Я встретил бегущего слона и, несмотря на остерегающий оклик человека – беги, бешеный слон! – я смело пошёл навстречу зверю. И вот, как видишь, зверь покалечил меня. Мудрец улыбнулся: «Ты в данном случае проглядел Бога: ведь человек, окликнувший тебя и остерегший от опасности, и был от Бога. Тебе бы поблагодарить и послушаться! Ищи и примечай мудро».
Очень важно применять идею мудро, практично, не ударяясь в крайности. В особенности, если после будет хорошо, если мы сумеем защищаться, не нанося вреда. Это было бы и очень созидательным противлением злу, ибо заставило бы многих призадуматься.
Есть и на эту тему милая сказка.
Жила-была страшная ядовитая змея. Никто не смел проходить близко от её жилища. Святой человек не побоялся, однако, и пошёл той дорогой, где жила змея. Его остерегли пастухи, – не ходи, там гремучая змея. «Я не боюсь никакого зла, ибо знаю всякие молитвы от всяких напастей». Змея набросилась на него с высунутым жалом, но под влиянием силы, исходящей от святого, она не посмела, не смогла его ужалить, а бессильно растянулась у его ног.
– «слушай, змея. Ч тебе дам часть моей силы и наделю тебя кротостью и боголюбием, – отныне ты не будешь никому причинять зла».
И после этого со змеёй произошла удивительная перемена. Она выползала и ложилась у ног людей, не причиняя им ни малейшего вреда. Пастухи заметили эту метаморфозу и решили вдоволь поиздеваться над беззащитным зверем. Один из них схватил её и несколько раз ударил о камень. Змея харкнула кровью, но ничего не сделала людям, а лишь тихонько уползла к себе.
Святой напрасно искал змею, она больная сидела у себя. Но когда святой приказал ей выйти, она выползла с трудом и легла у его ног. Последовал следующий разговор.
Святой: Как живёшь?
Змея: Хорошо, учитель, я счастлива.
Святой: Почему ты исхудала?
Змея: Может быть, потому, что питаюсь лишь кореньями.
Святой: Эта пища не могла тебе повредить, подумай и вспомни, не было ли ещё чего…
Змея: Теперь я вспоминаю, – пастухи меня избили до полусмерти.
Святой: Экая ты, змея, глупая! Я освободил тебя лишь от злобы, но не от разума! Ты должна знать, как защищаться, Не нужно набрасываться на людей и тварей, но должно показать им своё жало и заставить их оставить тебя в покое!
Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)
№99 дата публикации: 01.09.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020