ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №98 / Лето 2024

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Удачин

 

«Тёмные силы нас грозно гнетут»

 

Дух нерушим, бессмертен и вечен, не зависимо от того, сознаёт это человек или нет, и в собранных в прошлом накоплениях человека выявляется их непреходящая сущность, хотя и изменяющаяся во времени и растущая в сторону Света или тьмы.

Г.А.Й., 1971, XII, 338, (июнь 6).

 

От автора

Мир основан и существует на принципе дуализма, в котором философия усматривает «единство и борьбу противоположностей».

Из энциклопедии:«Дуали́зм (от лат. Dualis – двойственный) – свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные».

Действительно, и в Природе, и в обычной жизни человека повсеместно встречаются противоположности: горячее и холодное, высокое и низкое, светлое и тёмное, хорошее и плохое, жестокое и милосердное, любовное и ненавистное, смертельное и жизненное, и т.д. Видимо, сюда же относится мужское и женское. То, о чём в народе образно говорят: «Палка о двух концах». В этом ряду сосуществуют Свет и тьма.

В Учении Живой Этики утверждается: всё, что от «Света», способствует эволюционному развитию человечества, всё, что от «тьмы», затрудняет, тормозит, тем самым противостоит прогрессивному движению человечества. Как же в таком случае относиться к «Тьме» и её «тёмным» представителям? Как к неизбежности? Данности? А потому с должным пониманием. С «тьмой» приходится считаться. Если «Свет» – друг человечества, то «тьма» – его враг. И это следует хорошо понимать. Понимать и то, что без конкурирующей «парочки» не было бы движения вперёд, не было бы поступательного развития. Но важно другое. Определиться, на чьей ты стороне, по какую «сторону баррикад»? На стороне «Света» или же «тьмы». А может быть, на «нейтральной полосе»? Что, скорее всего. Однако приходится выбирать, занимать чёткую позицию. Иначе попадёшь в разряд «ни рыба, ни мясо», «ни то, ни сё», «ни Богу свеча, ни чёрту кочерга». УЖЭ называет таких «тёпленькими».

Читая «Грани Агни Йоги», почти на каждой странице встречаешь упоминание о «тёмных», о том, как опасно подвергаться их влиянию. Под этим, не афишируя себя, скрываются силы, противостоящие духовному развитию человечества. У них своя Иерархия, свои «рядовые и генералы», вплоть до «Командующего». Это серьёзные противники, действующие на разных планах. Не обходят вниманием и отдельных личностей, особенно твёрдо идущих по пути Света. «Тёмные» пытаются столкнуть человека с пути истинного, проявить самость, скомпрометировать, направив на путь порока. А если человек, осознав опасность, упорствует, не поддаётся влиянию, выстраивает защиту, «тёмные» злобятся, могут применить и физическое воздействие. Напомнить о своей силе открыто, пытаться напугать.

Вот как об этом пишется в Г.А.Й.(1971, XII, 403, июль 6):

«Тёмные, досаждая своими выдумками, имеют целью нарушить внутреннюю гармонию, огорчить, доставить неприятность и омрачить излучение ауры… Злобствуют и торжествуют, когда видят, как тускнеет сияние ауры и гаснут огни».

«…Вы правы, всё это старые знакомые, встречавшиеся в прежних жизнях… Трагично другое: идя против вас, вас огорчая и причиняя страдания, выявляют скрытую сущность свою и в действительности идут против Меня и Иерархии Света, то есть предают себя тьме. Не тёмные предают, те уже предали, но явные и тайные, сознательные и бессознательные помощники их» (там же, 517, авг.23).

 

Стара, как мир

 

История противостояния сил «светлых» и «тёмных» стара как мир. Так было всегда. И так будет всегда, пока существует человечество. Борьбу «Света» и «тьмы» не могли обойти вниманием великие художники, писатели, поэты, живописцы, оставив потомкам поучительные произведения, наиболее ярким из которых является «Фауст» Гёте. Итак, совершим краткую экскурсию в мир «единства и борьбы и противоположностей» героев бессмертного произведения. При этом отметим, что на месте главного героя Фауста легко мог бы оказаться каждый из живущих.

 

Георг – Фауст на стороне «светлых»

«Человек разумный» на протяжении тысячелетий задавал себе нелёгкие вопросы. Как пройти по жизни достойно? Как не «удариться во все тяжкие» и не «продать душу дьяволу»? Как взрастить мужество и вкусив горечь бытия, познать истину?

 

 

Ответы на вечные вопросы и сегодня следует искать в жизнеописании доктора Фауста, представляющего сторону «света», прототипом которого был учёный Георг. Современникам Георг представлялся учителем, знахарем, магом, «искусным гороскопщиком», личностью «не от мира сего», полной странного беспокойства.

Однажды, и это факт биографии, Георга с позором выгнали из Нюрнберга. «Нет пророка в своём отечестве»? Вот именно. Но книгу о знахаре и маге Георге-Фаусте Гёте писал всю жизнь. Кто знает, может быть, в перипетиях судьбы «странного» Георга, Гёте угадывал черты собственной жизни? С первых же страниц поэмы в описании образа Фауста, Гёте представляет человека пытливого ума, жадного до знаний, философа, обращающегося за помощью к магии. Словом, такого, каковым во многом проявился сам Гёте. Фауст Гёте делает несомненные успехи в науках, учится вызывать духов, становится «духовидцем», осознаёт, что значит «не меньше других». Гёте явно симпатизирует Фаусту, упоминает о его ученике и последователе Вагнере, который, так же, как и учитель, «хотел бы всё знать без изъятий». Как видим, Георг-Фауст явно на стороне Света.

 

Фауст и Мефистофель

Мефистофель, как представитель « тёмных»

Однако вокруг Фауста затевается опасная интрига. Обнаглевший Чёрт, он же Мефистофель, самоуверенно заявляет Богу, что совратит Фауста с пути истинного и сделает из человека духовного заурядного мещанина. Но Бог уверен, что Чёрт блефует, и никогда не сможет добиться желаемого. И настолько уверен в духовных устоях Фауста, что даёт Чёрту фору. А именно, разрешает в собственных целях делать всё, что тому пожелается. Рискованно? Ещё как! Чёрт-Мефистофель обращается в пуделя, который, стараясь понравиться, льнёт к ногам Фауста. Такова одна из уловок, о которых упоминает УЖЭ. Но чуткий Фауст угадывает в ухищрениях пуделя «магический смысл». И, тем не менее, совершает ошибку, опрометчиво вводит пуделя в дом. Однако понимает, что «ввёл нечистого». Известно, за чистосердечием прячется коварство, «дух отрицанья и сомненья». И вот печальный результат. Огорчённый Фауст решает уйти из жизни. Но, обдумав ситуацию, осознаёт истинную цену пороку, мирской славе, золоту, женщинам. Из уст Фауста соблазнитель слышит: «Ты пищу дашь не сытую ничуть. Дашь золото, которое, как ртуть меж пальцев растекается. Зазнобу, которая, упав к тебе на грудь, уж норовит к другому ушмыгнуть».

 

Смелый эксперимент

Фауст понимает, что просто так от Чёрта не избавиться. Силён чертяка с «конскою ногой»! И решается на крайний шаг, заключает с Мефистофелем рискованный договор. В чём, заметим, уподобляется Богу. Если Чёрту удастся сбить Фауста с пути истинного, то душа Фауста будет принадлежать Дьяволу, перейдёт к нему в вечное служение. Фауст должен остановиться в развитии, восславить сладкие «мгновения бытия», принять жизнь суетную, сиюминутную, грешную. Откуда и происходит известное выражение «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Между тем, «прекрасные мгновенья» часто заводят людей в Ад. Согласно договору Фауст обязан отступиться от поисков смысла жизни. Уверенный в выигрыше пари, Чёрт самодовольно учит Фауста «как надо жить». И, о, ужас, преуспевает!

 

Радости Мефистофеля

Чёрту удается убедить Фауста, что «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Он пускается в путешествие, учит Фауста жить «с размахом», в результате Фауст соблазнят юную Маргариту. Самодовольный Мефистофель подтрунивает над падшим учёным: «Что бы делал ты без злого духа? Не спас ли я тебя от философского угара?». Чувствуя, что находится на краю гибели и готов «продать душу дьяволу», Фауст из последних сил противится искусителю: «Ты как всегда софист и лжец». А затем волевым усилием решительно заявляет: «Сгинь искуситель окаянный!»

 

Новое испытание

Между тем, Чёрт-Мефистофель и увлекаемый им Фауст поднимаются на дьявольскую гору поглазеть на праздник нечистой силы. Известно, что накануне тяжких испытаний Провидение посылает добрым людям сон-предупреждение. Фауст удостоился такого сна: «На ветке в соку два спелых яблока». Спелые яблоки на дереве – хороший знак. Знак означает: «Наступило время осуществления самых заветных желаний и следует, хорошо подумав, смело отправляться вперёд». Фауст понимает, что яблоки являются знаком спасения Маргариты. Но тут же узнаёт ужасное. Маргарита признаётся, что «усыпила до смерти мать и дочь утопила в пруду». Как поступить Фаусту после страшного признания? Фауст в отчаянии! И всё же склоняется к тому, чтобы простить убийцу матери и ребёнка. Такова тяжкая плата, которую приходится платить за связь с Дьяволом! Но нет худа без добра. Новый персонаж Гомункул, полудух, получеловек, детище талантливого ученика Фауста алхимика Вагнера, избавляет Фауста от злых чар Мефистофеля.

 

Что в итоге?

Фауст стар, немощен и ему не до тайных желаний. Пора «платить по счетам». Героя окружают недобрые спутники – «нехватка, забота, нужда, вина». Приходит, как и положено, смерть. Мефистофель суетится у тела умирающего в надежде заполучить душу, которую, как он уверен, выиграл на спор. Но не тут-то было! В дело вовремя вступают ангелы и уносят душу Фауста. Чем же заслужил спасение Фауст? Мысль Гёте такова: Фауст заблуждался, грешил, но ведь и боролся со злом, сохранил в себе дух человека-борца, священнодействовал, добывая зерно истины. Это главное! А потому Фауст достоин снисхождения: «Спасён высокий дух от зла произволением Божьим». Гёте напоминает всем нам вековечную истину: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой».

 

В заключение несколько наставлений из «Граней Агни Йоги» о том, как противостоять «тёмным». Источник тот же.

«Досаждение бесами всегда неприятно, ибо стремятся нарушить внутреннюю гармонию сознания, а во время контакта – настроенность приёмника, которая так труднодостижима и без тёмных воздействий. Но научиться стойкому противостоянию тьме необходимо, и так научиться, чтобы не допускать нарушения равновесия. Если его удаётся сохранить, все попытки тёмных напрасны» 335 (М.А.Й.).

«Правильно делаете, что, не прекращая усилий, стараетесь утвердить тишину вокруг, несмотря на упорное противодействие. Упорно оно не столько потому, что окружающие упрямы, но потому, что их вдохновляют тёмные, и при этом степеней немалых. Борьба с ними закалит дух, и научит самой технике этой борьбы. Тепличные растения не годятся для суровых условий. Потому приходится учиться на трудностях и преодоления сильных противодействий. Ковать броню духа тёмные помогают» 477. (Авг.6).

«Ну, что же? Можно порадоваться, что тёмные так старательно и упорно теснят к Вратам Света. Не понимают того, иначе прекратили бы нападки свои» 517. (Авг.23).

 

 


№98 дата публикации: 06.06.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020