ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №98 / Лето 2024

Читателям Содержание Архив Выход

П. Беликов

 

Праздник мудрой красоты

Опубликовано: газета «Правда Бурятии» (Улан-Удэ), 1975, 20 мая, №117, С.4.

 

«Я счастлив вновь прикоснуться к родной земле...» – сказал журналистам Святослав Николаевич Рерих в прошлом году по прибытии в Советский Союз на юбилейные празднества, посвящённые 100-летию со дня рождения его отца, замечательного русского художника Николая Константиновича Рериха. И ещё он сказал: «19 ноября – день радостный для меня: в Государственной Третьяковской галерее начинается показ выставки моих произведений. Я счастлив, что вынесу на суд взыскательных советских людей свои работы».

После Третьяковки картины С. Н. Рериха экспонировались в Ленинграде, а 5 мая у нас в Улан-Удэ в торжественной обстановке открылась выставка работ замечательного художника.

Тысячи улан-удэнцев, а также гости нашего города побывали за эти дни на выставке. Всё больше и больше взволнованных записей становится в книге отзывов.

«Я счастлив вновь прикоснуться к родной земле» – говорил С. Рерих. «Мы счастливы прикоснуться к земле Индии, к высокому искусству художника-гуманиста» – говорят улан-удэнцы.

И для тех, кто уже побывал на выставке С. Рериха, и для тех, кого ещё ожидает эта радость, мы публикуем статью о творчестве художника. Её автор – Павел Фёдорович Беликов, исследователь и биограф Николая Рериха. Он издал книгу о Н. К. Рерихе в серии «Жизнь замечательных людей». Павел Фёдорович сопровождал Святослава Рериха во время его приезда в прошлом году в СССР, присутствовал при беседах художника со зрителями на выставке в Москве и Ленинграде. Статья интересна ещё и тем, что автор приводит в ней высказывания самого художника о своих работах.

 

* * *

 

Между двумя выставками Святослава Рериха в Советском Союзе прошло без малого пятнадцать лет. За эти годы он вообще не выставлялся. И не потому, что имеет привычку хранить в секрете свои творения (у него в студии их можно обозревать свободно), а потому, что взял себе за правило ежедневно проводить за мольбертом несколько часов. «Выставки отнимают слишком много времени» – кратко отвечает художник на вопросы по этому поводу. И посетителей охватывает тёплое, родственное чувство к Святославу Рериху за то, что к своему семидесятилетию он «нарушил молчание» новой выставкой именно в Советском Союзе, решив показать её народу, из которого вышел и который искренне заинтересован в его творческих достижениях.

Яркий, красочный мир Святослава Рериха сразу же привлекает к себе глубиной мысли и вескостью содержания – этими верными признаками настоящего, нужного человечеству искусства. Художник трактует большие жизненные проблемы, подчас радостные, подчас потрясающе трагические. Причём те и другие решаются художником в едином ключе бескомпромиссной веры в преобразующую силу Прекрасного.

Обход своей выставки в Москве и Ленинграде, как правило, Святослав Рерих начинал с триптиха, всегда окружённого плотной стеной зрителей. Триптих создавался в 1939–1942 гг., и его тема была подсказана художнику второй мировой войной.

Перед триптихом Святослава Рериха зрители стоят долго, горячо обсуждают его, отходят и опять возвращаются к картинам. Между тем те, кто сами прошли дорогами войны, сразу же скажут, что ничего подобного изображённому Святославом Рерихом они в боях не испытывали и символика художника не вызывает у них реальных образов военной Голгофы.

Голгофа триптиха (центральное полотно «Распятое человечество») – апокалиптически величественна и устрашающа. Гигантская, без малого в размер всего полотна, фигура простёртого в распятии человека. Над ним развёрстые небеса, откуда низвергается на землю испепеляющий огонь. У ног распятого – две небольшие склонённые фигуры людей, как бы оплакивающие вселенскую жертву. На заднем плане – пылающие города, суровое воинство, толпа отчаявшихся, обречённых, взывающих к кому-то и свидетельствующих о чём-то людей. Все эти символические образы ассоциируются с военной трагедией и истолковываются без затруднений. Однако среди них отсутствует наиболее реальное – враг, от которого нужно обороняться и которого необходимо уничтожить.

Святослав Рерих подтверждает, что нависшая в 1939 году угроза новой мировой войны и её начало вызвали в нём мысли, лёгшие в основу этого произведения. Указывая на правую картину триптиха, он говорит: «Это панно я назвал “Куда идёт человечество”. Оно написано перед самым началом войны в предчувствии грандиозной катастрофы. Человечество зашло в тупик глубокого и узкого ущелья. По инерции, в слепой покорности подходят люди к краю пропасти. Некоторые уже заглянули в неё, и их лица выражают отчаяние и безнадёжность.

Центральное панно – это уже разразившаяся катастрофа. Миллионы безвинных жертв и искупление всеобщей вины человечества за те пороки, которые периодически приводят его к кровопролитиям.

На левом панно изображена война иного порядка. Это борьба человека с самим собой, с тем множеством безобразных эгоистических «я», которые не дают ему подняться на более высокую ступень эволюции. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними вырывается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается в сфере направленных ввысь лучей. Это полотно как бы завершает основную мысль всего триптиха.

Триптих Святослава Рериха – произведение философское, охватывающее человечество в целом, человечество, ещё не разделённое на два вражеских фронта, но раздираемое противоречиями и несовершенством человеческой личности.

В картине «Воззри, человечество» (1962) карающий меч как последнее предупреждение навис над городом людей, над их общей судьбой. О всечеловеческой скорби повествует и картина «Пиета» (1961). Этот классический сюжет (изображение Богоматери с телом Христа на коленях) Святослав Рерих трактует не канонически. Он изменяет традиционной композиции, вводя в картину вторую женскую фигуру, и даёт своей трактовке такое объяснение: «Это – общечеловеческая тема. Герой, жертвующий своей жизнью ради других. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге, готовили к нему героя. И, может быть, их горе сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самое для себя дорогое? И это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг – не удел одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И если этот поступок завершается чьей-то гибелью, то переживается они также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, – это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них».

Предельно ясна по замыслу картина «И мы приближаемся» (1967). Величественный трансгималайский пейзаж с ледниковым озером. От тёмных скал, по нефритовой глади вод скользит ладья с путниками. Перед ними открывается даль сияющих белоснежных вершин. Путь к ним открыт для всего человечества.

«Мы», а не «Я» превалирует в творчестве Святослава Рериха, и сомнения о смысле, который он вкладывает в понятие «самоусовершенствование», не имеют под собой основания. Судьбы человечества, а не душеспасительные сентенции «праведников» занимают мысли художника. И в шестидесятых годах в его творчество закономерно входит новая, актуальная для нашего времени тема. Оживлённый обмен мнениями вызывают у посетителей три расположенных рядом картины: «Я двигаюсь среди этих теней» (1967), «Мы сами строим себе тюрьмы» (1967), «Ты не должен видеть этого пламени» (1968). Это картины о нерешённых проблемах нашей цивилизации. Художественные образы Святослава Рериха, в которых они нашли себе воплощение, по-современному лаконичны, графически чётки и поддаются моментальной расшифровке.

Жизнь коренного населения Индии, красочное богатство её природы дают Святославу Рериху неисчерпаемый материал для произведений индийской тематики. Художник знает Индию, любит её людей, проникся величием её прошлого и верит в великое будущее этой страны.

Полотна «Вечная жизнь» (1954), «Мои соседи» (1961–1967), «Весна» (1961), «Мой дом» (1961–1971), «Эти краски никогда не должны поблекнуть» (1964), «Глина приобретает форму» (1964), «Моя страна прекрасна» (1974), многочисленные пейзажи цветущих долин и величественных горных пиков – приковывают к себе внимание зрителей.

Трудовые будни Индии, несложный обиход её людей, их традиции, верность домашнему очагу, тихая радость материнства, счастливое детство – все эти сюжеты берутся Святославом Рерихом из повседневной жизни, предмета «бытового» жанра, по мнению многих, далеко не самого возвышенного в изобразительном искусстве. Что же делает их в трактовке Святослава Рериха, столь значительными, торжественными, прекрасными? Безусловно – творческий гений художника, который за «мелочами» жизни способен прозревать величие человеческого Бытия. Образный мир Святослава Рериха влечёт к себе как возвышающей красотой, так и богатством содержания, ярко выраженными прогрессивными идеями, интеллектуальной глубиной и пытливостью.

Особое место в творчестве Святослава Рериха занимает портрет. Раскрывая в портрете или картине характер человека, его индивидуальность, Святослав Рерих испытывает их на общечеловеческих ценностях, и, обходя галерею портретов его кисти, зрители ощущают радость познания людей, с которыми хочется здесь же заключить союз в борьбе за светлую жизнь на обновлённо-прекрасной Земле.

Искусство Святослава Рериха, как и всякое идейное искусство, несёт в себе элемент назидательности, но ему чужда сухая дидактичность. Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость предстают в картинах художника не в навязчивых сентенциях «так нужно», а в увлекательно-прекрасных образах, наполняющих человеческие сердца стремлением к необходимому.

Высокое мастерство живописи Святослава Рериха, его умение создавать законченно-гармонические композиции, организовать пространство в его перспективном или плоскостно-декоративном построении, выразительность рисунка, изумительная чистота красок, совмещаемая с колористическим богатством и новаторством, – всё это темы специальных исследований. Они выходят за рамки общего обозрения выставок Святослава Рериха в Советском Союзе. Кроме Москвы и Ленинграда, где художник имел возможность непосредственно встречаться со зрителями, выставка проходит сейчас с большим успехом в Улан-Удэ.

Без всякого преувеличения можно сказать, что ответственная встреча Святослава Рериха с народом стала подлинным праздником мудрой красоты.

 

 


№98 дата публикации: 01.06.2024

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020