этико-философский журнал №98 / Лето 2024
Александр Херсонов
Эта работа начиналась с идеи обнаружить причину загадочной смерти Парацельса, вариантов которой известно несколько. Только и всего. Однако в процессе работы возникли новые идеи, и планы изменились. Родилась идея сопоставить содержания Домов микрокосма новорождённого с микрокосмом, накануне ухода Парацельса из жизни.
Автор не нашёл в архиве записей, благодаря которым подошёл к официально неизвестной точной дате рождения Парацельса. Согласно версии автора, это 24 октября 1493 года. Однако представляется возможность косвенно проверить состоятельность указанной даты в процессе дальнейшего исследования. По причине обилия данных, принято решение провести сокращения, в частности не приводить картины-символы Домов, которые без труда выявляются при рассмотрении микрокосмов. Исключение составляют особо значимые картины-символы. После сравнительного анализа микрокосмов даётся авторский комментарий. Напомню читателю, что повествует о Парацельсе энциклопедия.
«Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Фили́пп Аурео́л Теофра́ст Бомба́ст фон Го́генгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim; родился, предположительно, в 1493 году, Эг, кантон Швиц – умер 24 сентября 1541 года, Зальцбург) – швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.
Изобретённый им самимпсевдоним Парацельс, согласно устаревшим представлениям, означает в переводе с латыни (пара – «около, рядом») «приблизившийся к Цельсу», древнеримскому энциклопедисту и знатоку медициныI века. Согласно современным исследованиям, псевдоним является учёной латинизацией немецкой фамилии Гогенгейм (Hohenheim).
Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью Мартина Лютера, так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс стал великим реформатором в отрасли медицинской практики и теории».
1 а. Дом «Глубинная сущность» дня рождения указывает на личность, которой нелегко угодить и нередко не считающуюся с чувствами окружающих. Нельзя сказать, что такому человеку недостаёт вкуса, но он позволяет себе идти на поводу у различных влечений и желаний и именно поэтому ему так трудно сохранять твёрдость. Он должен постоянно стараться поддерживать всё доброе и развивать свои лучшие качества.
1б. Дом «Глубинная сущность» дня смерти указывает на романтическую личность с артистическим темпераментом, увлекающуюся поэзией, искусством и теми научными исследованиями, которые возвышают человеческую душу над условностями нашего мира. Такой человек может оставить после себя научные работы, романы и стихи, которые переживут его. Но что бы этот человек ни делал и чем бы он ни занимался, он верит в это и всегда доводит дело до положительного результата.
Комментарий автора.
Итак, некто, назвавший себя впоследствии Парацельсом в 1493 году появился на планете Земля в «расслабленном», неудовлетворённом состоянии. Этому некто предстояло стать великим учёным, бессмертным Парацельсом, каковым и являлся в 1541 году на пороге ухода в небытие. Благодаря несломленной вере, явился научный исследователь, возвышающий человеческую душу и приобщившийся к славе.
2.а. Дом «Ожидание прибылей и выгод» дня рождения указывает на человека, которому не привыкать к страданиям. Прямо или косвенно он зарабатывает с помощью людей, старших его по возрасту. Неважно, какое общественное положение он занимает, но он в чём-то ограничен. Этот человек сочувствует людям, чей жизненный удел преисполнен страданий, и он облегчает долю страждущих, внимая их мольбам.
2 б. Дом «Ожидание прибылей и выгод» в день смерти указывает на того, кто, благодаря вере, избежит каких-то трёх больших опасностей, и именно вера привлечёт к такому человеку покровительство Высших Сил. Наибольшую угрозу будет таить в себе третья опасность, но вера этого человека поможет ему не поддаться и ей. У него будут моменты напряжённых переживаний, однако он не позволит другим ни узурпировать его права, ни отнять у него плодов тяжелого труда.
Комментарий автора.
С рождением того, кто впоследствии стал Парацельсом человечество обрело пример милосердия, готовности к страданиям, возможности облегчить долю униженных и оскоблённых. Парацельс начинал жизнь бессребреником, не заботился о прибылях и выгодах. Не потому ли из жизни уходил человек, заслуживший покровительство Высших Сил? Человек, благодаря стойкой вере, названный баловнем Судьбы.
3а. Дом «Способ жизненного самовыражения» дня рождения указывает на обаятельную личность, от природы любящую физическую и интеллектуальную свободу, наивную и простодушную. Труды и жизненные изыскания такого человека увенчаются успехом, а его индивидуальность останется в памяти окружающих.
3б. Дом «Способ жизненного самовыражения» в день смерти указывает на человека, которого Судьба наделила властью над окружающими, однако обстоятельства могут заставить его подчиняться силам более могущественным, нежели он сам. Необходимость может вынудить этого человека променять самое дорогое, что у него имеется, на внешние преимущества; но те люди, с которыми он вступит в соглашение, знают этому цену. У этого человека – редкая, своеобразная жизнь, но он не из тех, кто абсолютно свободен. Это символ Ответственности.
Комментарий автора.
О чём может идти речь? Кто эти могущественные силы? Что самое дорогое, драгоценное мог поменять Парацельс? Читаем: «В Турции врач, якобы, и получил философский камень. Странствия по Востоку завели Парацельса прямиком в мифическую Шамбалу, где он провёл длительное время в ашраме, изучая восточную мудрость. В своих записях Парацельс не подтверждает, но и не опровергает вояж».
Возникает вопрос: не идёт ли речь в тайнознании о философском камне, который поменял Парацельс на «внешние преимущества» и это стало его самой большой ошибкой?
Начитал жизненный путь Парацельс, как видим, свободным, наивным и простодушным человеком, однако настроенным на духовное изобилие и потенциальный успех. А уходил из жизни человек ответственный, имеющий над людьми власть, но соблазнившийся внешними преимуществами, а потому потерявший самое дорогое – свободу.
4а. Дом «Местожительство, унаследованные наклонности, начало жизни» указывает на человека, чьи желания и склонности направлены на обнаружение секретов, пребывающих под покровом тайны. Из других источников он принёс на землю знание, позволяющее ему найти вход в пещеру спрятанных сокровищ, проход в которую охраняем тонкими и мощными силами, являющимися проявлениями вибраций более высоких, чем способно вынести человеческое тело.
4б. Дом «Местожительство, унаследованные наклонности и конец жизни» указывает на личность, стремящуюся достичь ответственного положения, власти и влияния. Такой человек будет пытаться найти в других людях искру совершенного света. Перед нами учитель, прилагающий усилия для того, чтобы вывести людей из долины мрака к свету истинного понимания, но ему самому угрожают Заблуждение и Ненависть.
Комментарий автора.
Содержание Домов п.4 имеет особое значение, поскольку подтверждает правильность выбора даты рождения Парацельса. Поскольку желания и склонности новорождённого оказались направлены на обнаружение секретов, пребывающих под покровом тайны. Именно это и позволило стать посвящённым, алхимиком Парацельсом. А уходил из жизни Учитель Парацельс, направлявший людей из мрака к Свету истины, человек заступничества. Однако уход из жизни оказался обременён неким заблуждением.
5а. Дом «Естественные желания, финансовые интересы, удовольствия» начала жизни имеет картину-символ: «Химик-лаборант подносит к свету пробирку – в ней находится тусклая зелёная жидкость».
Указывает на осмотрительную личность с научным складом ума, увлекающуюся исследованиями и экспериментами. В любом случае такой человек никогда не оставляет свою работу незаконченной; вместе с тем он не уйдёт с этой планеты, не пополнив возрастающий источник света всего прогрессивного человечества.
5б. Дом «Естественные желания, финансовые интересы, удовольствия» конца указывает на личность, обладающую тонким вкусом и благородными чувствами, одарённую силой ясновидения и художественным мастерством. Союз с человеком, наделённым психическими способностями, товарищем в духовных поисках, – принесёт гармонию, либо осложнит жизнь такого человека, но в его распоряжении окажется энергия и власть.
Комментарий автора.
Дом 5а вторично подтверждает правильность выбора автором даты рождения, поскольку родился потенциальный алхимик, указующий, что и в прошлой жизни Парацельс занимался тем же самым. Что касается ухода из жизни, то заложенные в Парацельсе качества развились и окрепли, явили возможность ясновидения. О союзе с незаурядным человеком. Кем был сподвижник Парацельса, названный товарищем в его духовных поисках?
В биографии Парацельса значится: «По свидетельству ван Гельмонта, в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно – лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса».
Судя по характеру аспектов Точки-Жизни даты предполагаемого получения Философского камня в микрокосме рождения Парацельса, камень действительно мог быть им получен.
6а. Дом «Работа, заботы, повседневность, осознание своих реальных возможностей» при рождении указывает на того, кто считает милосердие высочайшей из добродетелей, – душевное милосердие, милосердные помыслы, благие дела. Когда великодушный поступок совершён, тогда мистическая корона, омытая священным светом, занимает своё место на голове.
6б. Дом «Работа, заботы, повседневность, осознание своих реальных возможностей» в конце жизни указывает на отважного и решительного человека, который осмелится на многое и немало сделает для того, чтобы добиться осуществления для своих желаний. Начало его жизни будет полно усилий и трудностей, но, поскольку такой человек прогрессирует с годами, именно это позволит ему приобрести опыт, столь необходимый для того, чтобы сделать его имя известным, а идеи – общепризнанными.
Комментарий автора.
Итак, с рождением Парацельса в мир пришёл милосердный, бескорыстный человек с помыслами о благих делах, без претензий на большее. А уходил из жизни, потрудившись на славу, человек опытный, осмелившийся на многое, идеи которого стали общепризнанными.
7а. Дом «Сотрудничество, договоры, суд, признание в обществе, явные враги» в начале жизни указывает на человека, который, совершенно не смущаясь тем, что встречает сопротивление, препятствия и трудности, благодаря своим собственным усилиям, приобретет влияние и займёт важное и ответственное положение в избранной им сфере. Такой человек реализует свои достоинства и победит.
7б. Дом «Сотрудничество, договоры, суд, признание в обществе, явные враги» в конце жизни указывает на человека, переоценивающего свои силы и ввязывающегося в ссоры, из которых всё равно нет никакого проку. После неприятностей и бесполезной траты энергии, к своему большому сожалению, такой человек может обнаружить, что своими похождениями он не добился ничего и лишь заработал безумие в награду.
Комментарий автора.
Уже в самом начале пути, благодаря труду и волевым усилиям, в Парацельсе обнаружилась возможность приобрести влияние и занять в жизни ответственное место. Однако к концу жизненного пути Парацельс потерпел досадное фиаско, ввязался в недостойные его имени отношения.
Из биографии: «В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии. В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца».
Бороться с врачами-конкурентами означало бесполезно тратить драгоценную психическую энергию, ослабить творческий потенциал. На этой почве возникает версия смерти Парацельса, согласно которой «Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов». Что является в полном согласии с тайнознанием: переоценил свои силы, ввязался в ссоры, от которых и пострадал.
8а. Дом «Род смерти, несчастные случаи, отношение к потустороннему» в начале жизни указывает на человека со значительными способностями, но который с возрастом будет вовлечён в неприятные ситуации и суету. Такому человеку следует избегать сомнительных авантюр, быть бдительным к обману и предательству и делать всё возможное, чтобы вести спокойную и умеренную жизнь. Это символ Угрозы.
8б. Дом «Род смерти, несчастные случаи, отношение к потустороннему» в конце жизни указывает на обладателя изящных манер; человека, умеющего прекрасно держать себя, поэтичного и артистичного и который будет всеобщим любимцем. Он удачлив в профессиональной художественной карьере или в любой сфере, приводящей его в прямое соприкосновение с публикой. Для такого человека праздная жизнь губительна и ее следует остерегаться. Это символ Наслаждения и Удовольствий.
Комментарий автора.
Что же мы видим? Уже с самого начала жизни будущему учёном рекомендуется избегать сомнительных авантюр, быть бдительным к обману и предательству. Необходимо вести спокойную и умеренную жизнь. Следовательно, этому уделяется особое, провидческое значение. Но вот жизнь почти прожита. И что же? Содержание жизни любимца публики заметно сменяется на жажду наслаждений и удовольствий, непривычной для Парацельса праздности. И всё это, как видим, имеет отношение к смерти. Не здесь ли произрастает причина смерти Парацельса?
Из биографии: «…Осел в Зальцбурге, куда был приглашён герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придётся перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория».
9а. Дом «Умственные и духовные интересы, абстрактное мышление, печать и религия, профессия и успех в жизни» к началу жизни указывает на человека, который будет неоднократно рисковать, зачастую подвергая себя ненужным опасностям. Ему следует особенно остерегаться находящихся поблизости трудноуловимых и трудно обнаружимых вещество, таких, как газы, яды и т.п., и ему нужно стараться постоянно ограждать себя от окружающих, пытающихся оказывать на него чрезмерное влияние.
9б. Дом «Умственные и духовные интересы, абстрактное мышление, печать и религия, профессия и успех в жизни» в конце жизни указывает на человека с напористым и агрессивным умом. Энергично и решительно он рвётся вперёд. Его утверждения не так-то легко опровергнуть, а во всех своих отношениях с окружающими он требует ответа только «Да» или «Нет», потому что его сознание не ведает середины. Такой человек возьмёт на себя огромные обязательства, и будет постоянно принимать активное участие в спорах и дискуссиях.
Комментарий автора.
Итак, начиная жизнь умственных и духовных интересов с тонкого различия, Парацельс к концу жизни проявился в уверенности и притязаниях. С самого начала жизни Парацельс проявил настрой на будущие рискованные опыты алхимика, старался оградить себя от вредных, непрошенных влияний. Важно и то, что с самого начала жизни будущий великий учёный был «запрограммирован» на длительные путешествия, что следует из его биографии:
«С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова».
К концу жизни Парацельс сильно изменился: стал напористым и агрессивным, бескомпромиссным, не считающимся с чужим мнением, настаивающим на своём спорщиком. И это явилось серьёзным препятствием в его отношениях с оппонентами.
10а. Дом «Потенциальные возможности личности, репутация в обществе, власть и карьера» в начале указывает на человека, настроенного на путешествия и наслаждающегося приключениями и переменами. У него сильный характер, но он склонен брать от других больше, чем сам им отдаёт. Возможно, такой человек добьётся определённого положения в обществе и сможет на многих оказывать влияние, но пусть он сначала научится жить более тихой и спокойной жизнью.
10б. Дом «Потенциальные возможности личности, репутация в обществе, власть и карьера» в конце жизни указывает на человека, который, если он не рождён в роскоши, обязательно тем или иным путём приобретет богатство. У него будет немало удач, вследствие чего он будет чувствовать себя чрезвычайно окрылённым и гордым. А потом окажется, что рядом бродит опасность. Этот человек может попасть в ловушку фальшивого капиталовложения и за ночь потерять всё то, что он зарабатывал годами.
Комментарий автора.
Важно, что с самого начала жизненного пути Парацельс был нацелен на поиск знаний, чему в немалой степени способствовали путешествия. С самого начала жизни был далёк от накопления материальных ценностей, но к концу жизни стал богат и богатство не пошло Парацельсу на пользу. Более того, представило для него опасность.
11а. Дом «Вхождения в общественные отношения, замыслы, надежды, покровительство» в начале жизни указывает на религиозного человека, обладающего сильным характером и проникновенным умом, благодаря которому, он добивается жизненной позиции, приносящей ему прочную славу. Сила, богатство и предательство противостоят его власти и могуществу и могут в значительной степени помешать, а то и вовсе положить конец его карьере.
11б. Дом «Вхождения в общественные отношения, замыслы, надежды, покровительство» в конце жизни имеет картину-символ: «Вращающаяся звезда, сверкающая множеством ярких цветов, между которыми видны яркие полутона».
Указывает на человека, способного воспринимать тонкие оттенки, переводить на понятный язык и воспроизводить самые разнообразные идеи и мнения, принадлежащие в основном тем учениям и философиям, которые близки ему. Он наделён нестандартным умом, но вполне благоразумен и старается не осуждать, а скорее просвещать других людей. Этот человек может много путешествовать, однако деньги «сами не лезут к нему в карман», и ещё ему необходимо избегать любого риска. Его богатство – это он сам.
Комментарий автора.
Что тут скажешь? Картина символ приводится по той причине, что она важна для деятельности алхимика. Парацельса предупредили с самого начала: войдя в жизнь общества, следует ожидать непримиримой борьбы, в результате которой может пострадать его карьера. А в конце жизни, как и ранее, следует предупреждение ни в коем случае не рисковать, не «зацикливаться» на богатстве, поскольку богатство он сам.
12а. Дом «Разного рода страдания и лишения, заточения и ограничения, тайные враги» в начале жизни указывает на человека, придерживающегося философии предопределённости и не желающего слушать ни о чем другом. Он делает ошибки и совершает бессмысленные поступки. Ему не следует предпринимать никаких спекулятивных авантюр, в противном случае ему грозят серьезные потери. Этому человеку следовало бы держаться того, что он имеет, и верить в Господа Бога и в самого себя.
12б. Дом «Разного рода страдания и лишения, заточения и ограничения, тайные враги» в конце жизни указывает на носителя идеала истинной справедливости, которая, с его точки зрения, невозможна без чистой и искренней любви. Такому человеку Судьбою предписано распространять практические и духовные знания, которые помогут многим людям. Сам он – беспристрастный и великодушный человек, ориентирующийся в делах повседневной жизни на твёрдые принципы.
Комментарий автора.
Итак, в чём же заключались страдания и лишения Парацельса? В начале жизни в предопределённости философии, в возможности ошибок и бессмысленных поступков, в спекулятивных наклонностях. А в конце жизни великий учёный страдал от собственного великодушия, необходимости распространять практические и духовные знания. И по-прежнему совершал ошибки.
№98 дата публикации: 01.06.2024
Оцените публикацию: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020