ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №94 / Лето 2023

Читателям Содержание Архив Выход

А. Алехин,

учитель рисования,

член комиссии по эстетическому воспитанию детей

при правлении Союза художников СССР

 

Николкина выставка

Опубликовано: газета «Советская культура» от 29 августа 1963 г.

 

Только-только научился ходить карапуз, а уже тянется к карандашу. Подрос и – малюет что-то, высунув язык, развешивает по стенам свои «картины».

Родители довольны: не шумит.

– Вчера Николка нарисовал дедушку, – рассказывает папа соседям. – Умора! Однако пусть балуется.

Потом у Николки вдруг пропадает интерес к рисованию. Краски и кисти тонут на дне ящика с игрушками.

Николка – школьник. Срисовывает выведенные мелом на доске домики, ёлочки, с восторгом рассказывает матери: «У нас уроки рисования самые весёлые!»

С пятого класса Николку и его товарищей начал обучать изобразительной грамоте преподаватель рисования. Одни и те же гипсовые геометрические тела, копирование одних и тех же образцов, и так в течении трёх лет.

– Почему ты не занимался сегодня физикой? – спрашивают сына родители.

– Выучу завтра на рисовании.

После седьмого класса слово «рисование» незаметно исчезло из Колиного расписания уроков. И далее ни в техникуме, ни в институте он не почерпнул ничего нового из этой области.

– Искусство… Оно вас накормит и оденет, что ли? Пустое дело! – рассуждает солидный мужчина. Не тот ли самый Николка, ставший инженером?..

Каждый художник, если он только не считает себя абстракционистом, стремится быть понятым как можно большему числу людей. Без этого немыслимо подлинное искусство. Но есть ещё одно условие: способность людей понимать и любить произведения искусства. Оно не менее важно, чем первое.

Легче посадить в новую почву молоденькое деревцо, чем взрослое. Легче в первые годы жизни человека привить ему любовь к искусству. Если вовремя не развито его творческое воображение, эстетическое восприятие окружающей жизни, сделать это позже будет очень трудно.

Почему же мы терпим серьёзные изъяны в художественном воспитании детей?

В детских садах занимаются рисованием и лепкой какой-нибудь час в неделю. Ещё хуже в начальных классах, где уроки рисования приносят зачастую больше вреда, чем пользы, ибо многие из преподавателей не имеют никакой художественной подготовки.

Вот письмо Ф. Селезнёва из села Ельцовка Троицкого района Алтайского края: «Я не готовился в институте на учителя, я механик-самоучка. Меня пригласили учить управлять трактором и комбайном в Ельцовскую среднюю школу. Однажды завуч был у меня на уроке и, признав, что я вроде подходяще рисую на классной доске части и узлы сельскохозяйственной техники, неотступно просил меня вести рисование в V, VI и VII классах. Дали программу. Часть слов понятна, но большинство непонятные (натюрморт, композиция, зарисовки и т.д.). Школы здесь не такие, как в городах. В городах можно легко найти учителя по рисованию».

Легко ли?

Во Фрунзенском районе столицы на тридцать с лишним школ приходится всего несколько педагогов, добившихся хороших результатов на уроках рисования. Да и те жалуются на равнодушие директоров школ, на отсутствие специальных помещений для занятий, оборудования.

За последние годы на многих совещаниях говорилось о том, что необходимо готовить больше учителей рисования. Ведь по сравнению с педагогами других дисциплин их до смешного мало!

«Раньше в доме культуры была детская изостудия. Я записалась туда. Но уже в конце года занятия прекратились. Потом художник, учивший нас, перешёл в школу и стал преподавать рисование и черчение. Оборудовали прекрасный кабинет рисования. Организовали кружок. А художник вновь перестал с нами заниматься... В школе очень много ребят, которые по-настоящему хотят рисовать. Пусть они не будут художниками, но человек, умеющий рисовать, замечает всё красивое и делается гораздо богаче духовно. Как же быть? К кому же нам обратиться?» – спрашивает в своём письме Ира Могильнер, ученица седьмого класса школы № 1 города Обнинска Калужской области.

Если сейчас и ведётся какая-либо работа по художественному воспитанию школьников, то преимущественно в домах и дворцах пионеров. Ведут её педагоги-энтузиасты, находящиеся примерно в том же положении, как и их коллеги – учителя школ.

Нужны новые кадры. Но это ещё не всё. Нужно усовершенствовать методы художественного воспитания.

Рисовать зверей и птиц в движении гораздо труднее, чем их неподвижные чучела. Но посмотрите на детские работы, и вы убедитесь, что живое, естественное они схватывают и изображают неизмеримо лучше.

Рисовать следует не муляжи, а настоящие фрукты; цветы не восковые, а полевые; не настенный пейзаж, а пахнущий смолой и хвоей уголок леса, то есть живую действительность. Но постигнешь прекрасное в тесном кругу всем надоевших наглядных таблиц и схем, гипсов и горшков, драпировок и прочего «классического» ассортимента.

Развитие художественного вкуса – дело сложное. Детей надо научить распознавать прекрасное в жизни и в искусстве, самостоятельно оценивать художественные достоинства каждой мелочи, входящей в их быт.

– Почему, Оля, ты перестала ходить в изостудию?

– Там неинтересно. Я люблю рисовать то, что вижу дома и в школе, а меня заставляют рисовать одни пейзажи. И всё время руководитель своей рукой поправляет мои работы...

Посмотришь на иную экспозицию детских рисунков и думаешь: уж не персональная ли это выставка учителя?

По опыту других педагогов и по своему собственному я знаю, до какой степени индивидуален и осторожен должен быть подход к каждому ученику.

Да, лишь вовремя начатое, бережное, умелое развитие художественного вкуса и творческой индивидуальности рождает подлинную любовь к искусству.

Каждый почин в этом деле необычайно ценен. Вот, например, «Страница юного художника» в журнале «Творчество». Пусть такие «страницы» поскорее появятся в других журналах!

Конкурсы на лучший детский рисунок также плодотворны: опыт «Пионерской правды» подтверждает это.

Много расцветает у нас замечательных талантов, возвышающих советское искусство, советскую культуру. Сколько же их будет, когда мы по-настоящему наладим художественное воспитание детей и когда духовный мир человека с ранних лат наполнится красотой?!

 

Источник текста: Сайт «Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина»

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020