ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №93 / Весна 2023

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Мартин Лютер в умении держать удар и в почёте исключительности

От автора

Однажды, будучи любителем органной музыки, оказался на концерте в Лютеранском соборе Москвы. Это был Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла – главный собор региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России.

Надо отметить, что приход церкви святых Петра и Павла в Москве – один из старейших лютеранских приходов в России. Понимал, что иду на необычный концерт, но получил гораздо большее того, что мог представить. Передо мной в звучании органа открылся мир новых, неведомых ранее ощущений, чувствований и восприятий. И вместе с этим, в душе откликнулось что-то далёкое, забытое, дорогое и долгожданное. Произошло чудо обновления…

Понравилось всё: содержание собора, духовное наполнение его пространства, простое и вместе с тем величественное, где дышалось легко и свободно. Словно пришёл на свидание к давним, забытым друзьям, к тому, чего всегда не хватало. Здесь ничего не давило, не стесняло, не обязывало. Никакой помпезности, навязчивости, желания удивить или восхитить, привлечь к чему то, показать, что ты выше других. Здесь ощущалась полная, долгожданная свобода существования, атмосфера подлинного уважения и братства. Может быть, это только так казалось? Тем не менее, было хорошо и просторно и на душе и в мыслях. После чего пришла идея познакомиться с жизнью человека, именем которого назван собор.

«Христианин является совершенно свободным господином всего сущего, и не подвластен никому; Христианин является покорнейшим слугой всего сущего, и подвластен всем; Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя – это искать его для других».

Мартин Лютер

 

 

Из биографии: «В 1497 году родители отдали 14-летнего Мартина в францисканскую школу города Магдебурга. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в Эрфуртский университет. В те времена бюргеры стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование. Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». В 1505 году Лютер получил степень магистра свободных искусств и начал изучать юриспруденцию. В том же году он вопреки воле отца поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Лютер был рукоположен в католические священники в 1507 году».

Википедия: «Ма́ртин Лю́тер (монашеское имя – Августин) Родился 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония – умер 18 февраля 1546, там же. Немецкий христианский богослов, бывший монах-августинец, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Ключевой создатель протестантизма, именем которого названо одно из его крупнейших направлений –лютеранство. Один из создателей немецкого литературного языка.

Со временем он пересмотрел свои взгляды и отверг некоторые важные элементы католического учения, в частности, учение об индульгенциях, и учение о высочайшем религиозном авторитете папы Римского».

 

Отвечу прямо и просто

Из речи Мартина Лютера в Вормском рейхстаге перед Императором Карлом V: «Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума – ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, – совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».

Первые издания речи Лютера содержат также слова: «На сём стою и не могу иначе», но в документальных записях заседания этой фразы не было».

Как же развивались события дальше? А дальше разыгрались события в жанре детектива.

 

Нападение и спасительная защита

Из биографии: «Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 26 мая 1521 года был издан Вормсский эдикт, осудивший Лютера как еретика. По пути из Вормса, вблизи деревни Эйзенах, придворные курфюрста Фридриха Саксонского по просьбе своего господина инсценировали похищение Лютера, тайно поместив его в замок Вартбург.

Некоторое время многие считали его погибшим. В замке Лютеру якобы являлся дьявол, но Лютер приступил к переводу Библии на немецкий язык, редактировать который ему помогал профессор теологии Виттенбергского университета Каспар Круцигер».

 

Символический микрокосм рождения Мартина Лютера

 

 

Исследование начнём с определения значения градусов Домов и планет микрокосма рождения и, если таковым найдётся соответствие в биографии, сопроводим тайнознание реальными событиями и иными мнениями.

Момент рождения (АСЦ) указывает на активного и деятельного человека, который преуспевает в избранной им сфере, благодаря своей врождённой энергии и поддержке Судьбы. Он решителен и готов встретиться с врагами и оппонентами. На его жизненном пути будет немало опасностей, и ему не раз придётся принять нелёгкий вызов. Однако этот человек находится под таинственным покровительством, и до тех пор, пока его намерения не будут связаны с завистью и критикой окружающих, с ним всё будет благополучно. Это символ Умения Держать Удар.

Читаем: «В 1517 году Лютер публично обнародовал свои 95 тезисов, что привело к религиозному брожению, сперва в Германии, а затем и по всей Европе, и фактически стало отправной точкой Реформации.

Папа Римский Лев X (в 1520 году) и император Священной Римской империи Карл V (на Вормсском рейхстаге в 1521 году) потребовали от Лютера публично отречься от своего учения, но он отказался, после чего папа Римский отлучил его от церкви, а император объявил его вне закона».

Солнце, как показатель жизненной энергии, представляет носителя возвышенных помыслов и грандиозных идей. Этот человек умеет создать вокруг себя особую трудноуловимую, но влиятельную атмосферу, позволяющую ему незаметно действовать в своих интересах и склонять на свою сторону людей. Другие могут ошибаться, но он-то знает себя, знает свои честолюбивые устремления и свою постоянно растущую веру в себя – непоколебимую уверенность, неважно, наслаждается ли он расположением и почётом или защищается от недовольства. Это символ Почёта и Исключительности.

Читаем: «Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха. Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры». При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что он родился вновь и через открытые врата вступил в рай». Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515–1519 годах».

Сатурн, как управитель судьбы, представляет интересного человека – впечатлительного, глубокомысленного, оригинального, магического и таинственного. Подобно тому, как батарея может ударить током, так и от него будет доставаться многим, и многих он будет шокировать. У него будут странности и причуды, и в целом с ним будет не так-то легко ладить, но не потому, что вибрации его сознания очень уж напряжённые, а эмоции – слишком мощные. Он настроен на суровый и аскетический образ жизни, и это сильно действует на окружающих. Это символ Принесения себя в жертву.

Из биографии: «Лютер также считал, что только Библия является единственным источником богооткровенного знания, и выступил против привилегий духовенства, считая всех крещёных христиан святым священством, чем не только бросал вызов религиозному авторитету папы Римского и его епископов, но и фактически отрицал предшествующее священное предание».

«Карьера и Профессия» (МС) имеет отношение к «высокоинтеллектуальной личности, обладающей даром красноречия. Это поэтичный, приветливый и одухотворённый человек. Преодолев трудности и неблагоприятные обстоятельства, он достигнет определённого положения и власти. Воля этого человека непреклонна и непоколебима, ибо помимо других достоинств – он верит в себя и сознаёт свои силы. Это символ Триумфа».

«То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала».

Мартин Лютер

 

Исследование символического микрокосма рождения

Родился Лютер под знаком «Козерог» с картиной-символом «Большой птичник» и поскольку птицы символизируют духовные силы, то речь идёт о душе, способной освоиться с духовными ценностями и порадоваться им.

По мнению психоаналитика, здесь можно говорить о яснослышании, как способности точно откликаться на множество внутренних голосов (1, стр.200).

Рождение (АСЦ) сопровождается ЧТ «Женитьба» и «Мошенничество» (58, 47), так же ЧТ «Осуждение» (38) (см. ниже рабочий вариант микрокосма).

За что могли осуждать женившегося Лютера, не трудно догадаться. Если принять во внимание, что 42 летний Лютер «смошенничал» по отношению к 26 летней девушке, поскольку женился на той, что дала обет безбрачия.

Читаем: «Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей. Катарина фон Бора была монахиней при монастыре, и когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов».

 

О сексе человека большого таланта

Судьбой Лютера управляет Сатурн, отложивший отпечаток на Венеру, что отмечено ЧТ «Сексуальное влечение» (72), но к общепринятому сексу это не имеет ни малейшего отношения. Перед нами отпечаток необыкновенной талантливости, в котором проявлялись природные влечения Лютера. Талантливости в чём? В музыкальном чувстве ритма, гармонии и мелодичности, в общем стремлении к гармонии и уравновешенности, в понимании законов гармонии природы, переходящих в чувство справедливости и благородства.

Лютер писал: «Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений и напечатали некоторые из них в этой книжице. Но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение».

Приведём одинаковую картину-символ Сатурна и Венеры, поскольку планеты занимают один градус. Это «Официальный бал в посольстве». На языке психоаналитика картина означает групповой сознание на уровне высшего расцвета в культурном обмене между представителями элиты правящего класса (1, стр164).Таким образом, символ уверенно причисляет Лютера к элите правящего класса.

 

Рабочий вариант микрокосма рождения Мартина Лютера

 

 

Положение Венеры склоняет Лютера любить философию, религию и искусство, не оставлять без внимания другие религии, знакомиться посредством религии, иметь высокие идеалы и представления о любви, пытаться обратить других в свою веру.

Более того, Сатурн поддерживает наклонности Венеры и так же ратует за интерес к религии, философии и высшему образованию, желая оценивать религиозные системы исходя из их практической ценности и значения для общества.

 

Картина «Мартин Лютер реформатор»

 

Благодаря желанию добиться личного признания, заботы о нравственной репутации и честолюбию имеется возможность занять авторитетный пост в религиозной организации. Что собственно и произошло.

 

Воинственный Лютер

Обратимся к положению Солнца, имея в виду, что рядом находится ЧТ «Коренное изменение» (67). Картина-символ Солнца, безусловно, полна энергии: «Военная команда шумно марширует по городским улицам». Не трудно представить Мартина Лютера, марширующего в строю военных… Указанный символизм проявился и в жизни Лютера.

Из биографии: «Во время Крестьянской войны 1524–1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков «богоугодным делом».

Однако, приведённый «марширующий» символ означает несколько иное значение, а именно агрессивное возвеличивание культурных ценностей, что соотносится сЧТ «Образование и воспитание» (10).

 

Лютер сжигает папскую буллу

 

Успех у того, кто занимается одним делом

В карьере и профессии Лютера активно проявился тандем Меркурия и Нептуна, окружённый ЧТ «Внезапная удача в Сотрудничестве», но и «Тяжёлая утрата» (75, 28, 21). При этом «тандем» планет стабильно и гармонично поддержан энергиями Луны и Плутона. В этом случае предполагается проявление организаторского таланта и дальновидности, политической проницаемости и ораторского искусства, интуиции глубинной психологии и закулисные действия, духового руководства и возможности ясновидения и пророчества.

Кроме того, умение выражать себя с силой, активно заниматься одним делом, проявлять здравый смысл по вопросам повседневной жизни, везде и повсюду демонстрировать красноречие, а так же интуитивные озарения в отношении будущего.

Особого внимания заслуживает положение Юпитера, связанное и «индивидуальностью» Лютера и настораживающее присутствием ЧТ «Убийство» (20). Что не так?

От Юпитера ожидается выгода через наследства, правовые споры, интерес к жизни после смерти, возможно, умение связываться с умершими с помощью телепатии. Особенность, идущая от индивидуальности, проявляется в том, что общественные и этические амбиции могут противоречить господствующим нормам, что ведёт к столкновению интересов, при этом возможно и искреннее принятие общепринятых ценностей.

При этом союз Юпитера с Марсом указывает на энтузиаста, который борется за всё, что для него важно, уверен в себе и не боится сопротивления.

 

Алчность до знания

В чём же видится счастье Лютера? Колесо Фортуны находим в Доме «Место жительства» (IV), в духовном и материальном наследстве полученным от семьи. Картина-символ ЧТ «Счастье» представляет «Рабочего, бурящего нефтяную скважину», и в таком случае символ означает алчное стремление к знанию, обеспечивающему богатство и власть. Это человек ненасытного любопытства и жажды познания, проявления честолюбия. Поддержит ли, скорректирует ли представление содержание ЧТ «Образование и воспитание» (10)?

Символ картины данной ЧТ означает культивирование природных энергий для коллективного использования и отдыха. Как видим, знания потребовались Лютеру не для того, чтобы взойти на вершину власти и богатства, а для того, чтобы послужить народу.

 

Лютер в отходе от взятого курса

Положение сильного Марса так же окрашенного индивидуальностью Лютера, указывает на возможность отхода от взятого курса, если он покажется неверным. А ведь именно это и произошло с Лютером! В этом и заключалась судьба, последующая слава и репутация Лютера в проявлении философских и религиозных представлений. Отсюда возникает образ одиночки, действующего по своему разумению, не считаясь с мнениями других.

При этом символ Марса обнаруживает фундаментальное человеческое стремление расширить социальный горизонт и узнать о результатах коллективных усилий и новых способах жизни (1,стр.159).

Красноречив обилием чувствительных точек (ЧТ) Дом «Лишения и страдания» (XII), среди которых «Фатальность любви к братьям и сёстрам» (2, 8, 4), а так же «Злая фортуна Судьбы Оккультного характера» (14, 15).

При этом картина-символ «несчастного» дома обнаруживает «Десять брёвен, лежащих под аркой, ведущих в тёмный лес». Символ картины многозначителен и серьёзен, поскольку намекает на необходимость закончить предпринятое, прежде чем искать вход в то, что будет найдено за этим.

 

Лютер в образе захватчика?

Если обратиться к писательству Лютера, его сочинениям и переписке (III дом), то обнаруженные ЧТ «Беда Развода» (33, 41) говорят сами за себя. Перед нами картина «Висячий мост над ущельем», символ которой означает захват отделённости групповой кооперацией. И здесь исчезает образ одиночки Лютера и возникает образ множества строителей моста в преодолении препятствий и достижения эволюционной связанности, равно как и пространственной экспансии (1, стр.65).Таков Лютер в способе жизненного самовыражения, представленного в корреспонденциях и печатных работах.

 

Это Луна виновата!

Что касается положения Луны, то перед нами эмоциональная, торопливая Луна, не думающая о последствии поступков. Луна очень независимого человека, упорно идущего своим путём, не терпящего вмешательства других. Разве не таким предстаёт перед нами образ Лютера, со всеми его «за» и «против»?

И совсем не удивительно, что Луна находится в окружении ЧТ «Перемены в Профессии» (25, 13). Картина Луны обнаруживает символ «Треугольник с крыльями», означающий желание достигнуть более высокого уровня существования и способности к самотрансценденции.

Любопытна Чёрная Луна, скрывающая тайны прошлых жизней Лютера, в окружении ЧТ «Ущерб бизнесу Детей-мальчиков» (51,57). Как вариант, в прошлой жизни человек «зарыл свой талант в землю», но став Мартином Лютером решительно воспротивился прошлому и в желании поправить карму, развил бурную деятельность, отдал врождённые таланты на службу обществу.

Микрокосм рождения показывает, что Чёрная Луна противится проявлению жизненной энергии Лютера, тем самым наносит ущерб последователям в вопросах сотрудничества (VII дом). Это и есть «ущерб для детей-мальчиков».

 

Как события жизни отражаются в зеркале микрокосма

В заключение рассмотрим, как именно конкретные события жизни соотносятся со структурой рабочего варианта микрокосма.

ЧТ «Счастье» сопровождает годы учёбы в школе и университете, ясно давая понять, когда и где Лютер был счастлив.

Поездка в Рим и получение степени доктора теологии приходятся на вершину Дома «Сотрудничество» (VII).

Безжалостная критика Папы объясняется проявлением Чёрной Луны. Осуждение Папой и представление Лютера «еретиком» попадает на ЧТ «Дочери» (32).

Одобренная Лютером расправа с бунтовщиками-крестьянами отмечена вхождением в Дом «Смерти» (VIII).

Широкие возможности в развитии попадают на проявление жизненной энергии Солнца.

Болезни обостряются при вхождении Лютера в «Общественные отношения» (XI).

Смерть наступает на пороге Дома «Лишения и Страдания» (XII) и проявления ЧТ «Страсти обмана» (35, 62).

 

О евреях и их лжи

Было бы несправедливым не отметить противоречивые воззрения Лютера в еврейском вопросе.

Читаем: «О евреях и их лжи» – памфлет против евреев, написанный в 1543 году Мартином Лютером и опубликованный в Виттенберге. Памфлет состоит из 394-х пронумерованных отрезков и разделён на четыре части.

В содержание входит:

1.2 Богоизбранность в понимание иудеев.

2.3 Ложь на Христа и Богоматерь иудеев.

2.4 Критика ростовщичества иудеев.

2.5 Антисемитские рекомендации Лютера».

Далее читаем: «Отношение Мартина Лютера к евреям несколько раз менялось. От поддержки позиции католической церкви он с начала Реформации перешёл к пропаганде эмансипации евреев и до 1537 года стремился обратить их в лютеранство без использования каких бы то ни было репрессий благодаря их эмансипации и ликвидации их дискриминации. В последние девять лет своей жизни отказался от этих своих прежних воззрений и выступал за их преследование с целью вынудить принять лютеранство силой.

В 1519 году Лютер пишет: «Абсурдным для теолога является ненависть к евреям... Как иудей примет нашу веру, когда видит ненависть и враждебность к себе? В нашем поведении к ним мы менее похожи на христиан, чем звери».

В памфлете «Иисус Христос родился евреем» Лютер писал:

«Если бы апостолы, которые также были евреями, обращались с нами, язычниками, так же, как мы, язычники, обращаемся с евреями, то из язычников никогда не получилось бы ни одного христианина».

Что тут скажешь? Имеется ли объяснение противоречивости Лютера в трактовке сложного еврейского вопроса? Конечно, имеется. Это непредвзятость, критичность, самостоятельность мышления, а главное стремление к истине. Рассматривая индивидуальность Лютера, находим возможность отхода от взятого курса, если он покажется неверным. К тому же Луна рождения принадлежит очень независимому человеку, упорно идущему своим путём и не терпящему вмешательства других.

 

Литература

1. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала, М.: Бослен, 2006.

 

 


№91 дата публикации: 01.09.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020