ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №93 / Весна 2023

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской

Не тщись покорять чуждое племя, но противоборствуй всякому, кто твоё племя поработить тщится!.. Аще немощен возрастом, но аз реку: сними ярмо басурманское с земли Русской, Димитрий. И еже един ремень того ярма порвёшь, благо ти будет. И преемству своему закажи остатние ремни рвать. Вольный народ силён; угнетённый – день ото дня слабее становится!..

Дмитрий Донской

 

Знаменательное соседство

Фото автора. 70-е годы

 

В конце 70-х годов прошлого века волею судьбы автор оставил стезю школьного учителя и неожиданно поступил на работу в орденоносное НИИ технической химии, вошёл под своды высокой науки и влился в многотысячный коллектив НПЛО «Союз». Работа на ВПК тех лет считалась престижной и уважаемой. К тому же это были молодые, лучшие годы жизни. Но речь пойдёт о другом.

Дело в том, что НИХТИ территориально располагался по соседству с исторической реликвией России – Николо-Угрешским монастырём, что находится в г. Дзержинском Московской области. Приезжая на работу, в течение 20 лет я проходил мимо древнейших стен, свидетелей великих исторических событий. Крепостных стен, сооружённых в 1380 по воле Великого Князя Московского Дмитрия.

В атеистические времена монастырь находился в полном запустении и небрежении, вид имел самый неприглядный. Достаточно сказать, что на территории монастыря размещались теплицы, куда нас, инженеров, иногда посылали на сельхоз работы. В зданиях монастыря размешалась фотография, медучреждение, гостиница. Но жизнь брала своё и, мало-помалу, монастырь стал оживать, начался ремонт зданий, преображалась территория, всё, не имевшее отношение к религиозной жизни убиралось.

 

Креста на вас нет…

Наступил день, когда с высоты третьего этажа, где размещалась одна из комнат лаборатории, я увидел в окно удивительную картину: над обновленным позолотой куполом монастыря кружит вертолёт, а на самом куполе копошатся верхолазы, происходит установка креста. Огромный, но издалека кажущийся маленьким, крест то приближался к куполу, то отдалялся от него, в то время, как верхолазы пытались удержать крест и направить в приготовленное место. На фоне синевы неба движущийся и сверкающий на солнце золочёный крест представлял завораживающее зрелище. Полчаса упорной и сноровистой работы, и крест, наконец, вознёсся над куполом.

 

На фото слева купол без креста, справа с установленным крестом

 

…В минуты водружения креста я не мог знать, что религиозная картина – явление для меня знаковое, что тема Николо-Угрешского монастыря спустя много лет воскреснет и продолжится, войдёт в творческую жизнь.

 

Непростое название

Разумеется, я заинтересовался притягательным названием монастыря: почему «Николо», почему «Угрешский»? И в ответ услышал то ли легенду, то ли быль Древней Руси. В 1380 году на этом самом месте, перед тем как отправиться на битву с войском Мамая, стояли войска Великого князя Дмитрия Донского. И вот в ночь перед битвой князю снится сон, в котором является икона святого Николы Чудотворца и сообщает радостную весть: войска Мамая будут разбиты и победа будет за русским войском.

Эта весть согрела, «угрела» душу воеводы, придала уверенность в победе, вселила новые силы. Так и случилось. Враг был разбит, победа осталась за Великим Московским княжеством. Благодарный князь Дмитрий повелел на месте явления чудодейственной иконы возвести монастырь, который со временем стал называться «Николо-Угрешским».

 

Современный вид Николо-Угрешского монастыря

 

В энциклопедии читаем следующее: «Нико́ло-Угре́шский монасты́рь – ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, основан в конце XIV века. Находится на площади Святителя Николая в подмосковном городе Дзержинском. Монастырь основан в 1380 году Великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой благоверный князь произнёс: «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским».

 

Великий Князь Московский Дмитрий Иванович Донской

 

Многострадальна и величественна история Николо-Угрешского монастыря, однако перейдём к теме повествования.

Википедия. «Дми́трий Ива́нович (др.-рус. Дмитрей Ивановичь (12 октября 1350, Москва – 19 мая 1389, там же), прозванный Донским за победу в Куликовской битве – князь Московский (с 1359 года), великий князь Владимирский и князь Новгородский (с 1363 года). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены, княгини Александры Ивановны.

В правление князя Дмитрия Донского Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Великое княжество Владимирское стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния ушли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. Также был построен белокаменный Московский Кремль. Жизнеописание князя и сведения о его правлении подробно изложены в анонимном памятнике литературы XIV века «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского».

 

Преподобный Сергий Радонежский благословляет

святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник А. Кившенко

 

Однако удастся ли обнаружить в микрокосме рождения Дмитрия Донского предпосылки выдающихся побед и успехов в объединении русских земель?

Рождение происходит в знаке «Стрелец» с характерной особенностью: на Моменте рождения отметился Нисходящий лунный узел, подчёркивая необычную индивидуальность рождённого. Картина-символ такова: «В старой северной деревне человек вырубает кусок льда в замёрзшем пруду, чтобы использовать его летом». Этот человек – будущий Дмитрий Донской. Почему в старой деревне? Почему именно в северной? Образ «старой деревни» – образ Руси середины XIV века.

 

Микрокосм символического рождения Дмитрия Донского

 

Указание на Север, указание на врождённую духовность будущего Великого князя. В картине символ означает предусмотрительное использование природных ресурсов для обеспечения будущих человеческих потребностей. Таким образом, Дмитрий обнаруживает ценность предусматривания будущих потребностей Руси, ключевое слово деятельности – запасание впрок. Что и явилось предпосылкой для Московского княжества стать одним из главных центров объединения русских земель. Как говорится, «каким родился, таким и пригодился».

 

А что на этот счёт скажут историки?

С. М. Соловьев: «В 1389 г. умер великий князь московский Димитрий, ещё только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Димитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной. Заслуга Димитрия состояла в том, что он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Димитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшено написанного жития его... Важные следствия деятельности Димитрия обнаруживаются в его духовном завещании; в нём встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовёт своей отчиной. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля».

 

Перейдём к рассмотрению Управителя жизни и судьбы Юпитера. Планета находится во «Льве», в Доме «Наследство» стабильно и гармонично поддержанная Марсом, Сатурном и Плутоном (трины). Отсюда следует убеждённость, что Дмитрий проявит стремление к развитию, оптимизм и самоуверенность, выгоды получит через наследства и общие финансы. Обнаружено предположение о склонности к «работе в фирме похоронных принадлежностей», а также в «совете по налоговым вопросам», возможность стать «финансовым посредником».

Если вдуматься, то это соответствует действительности: в первом случае участие Дмитрия Донского в многочисленных кровопролитных битвах, во втором случае, в общении с ханами Золотой орды по «финансовым вопросам», кому, какую и в каком количестве платить дань… Картина-символ Юпитера представляет «Любительский церковный хор поёт религиозные гимны». И тут попадаем в самую точку, поскольку символ означает ощущение совместности, объединяющее людей в служении коллективному идеалу. Символ выражает идеализированную совместность. Таким образом, на жизненном пути Дмитрия Донского поддерживало чувство совместности с народом.

 

В. О. Ключевский: «Димитрий Донской далеко выдался вперёд из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Молодость (умер 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырёхсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского, и летопись с заметным подъёмом духа говорит о нём, что он был «крепок и мужествен и взором дивен зело». Биограф-современник отметил и другие, мирные качества Димитрия – набожность, семейные добродетели, прибавив: «...аще книгам не учен сый добре, но духовные книги в сердце своем имяше».

Следует отметить, что в рабочем микрокосме рождения Дмитрия на положение Юпитера приходится дата разрыва с митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном, после чего следует двухлетний период заключения договоров Дмитрием Донским, ЧТ «Суд» (38) (см. ниже). Показателен символ картины Дома «Наследство», означающий необходимость преодолеть подчинение моде в морали. Таким образом, Дмитрию Донскому предстояло создать собственную мораль, собственное отношение к жизни на Руси.

В микрокосме привлекает внимание факт попадания даты Куликовской битвы на «Злую фортуну» («Крест судьбы») и положение Чёрной Луны. Первый факт указывает на то, что Куликовская битва явилась для Дмитрия Донского тяжёлым испытанием. Второй факт на период самовыражения, усиления контактности, независимости и коренного изменения.

 

Рабочий вариант микрокосма рождения Дмитрия Донского.

 

Кстати, в чём именно заключается «коренное изменение» судьбы Дмитрия Донского? ЧТ «Коренное изменение» (67) соседствует с ЧТ «Коммерция и коммуникация» и означает способность распознавать интегрирующий Принцип в сердцевине всего существования и отдавать ему должное. В индивидуальном смысле этот принцип – Самость. Иными словами, Дмитрий Донскойначинает ощущать присутствие духовного объединяющего фактора, внутренняя преданность начинает поляризовать сознание.

Солнце рождения соседствует с ЧТ «Сотрудничество» (28), что указывает на то, что «жизненная энергия» князя будет нуждаться в сотрудничестве. При этом символ картины Солнца обнаруживает сознание, способное превзойти конфликты и давления личной жизни, а символ картины ЧТ «Сотрудничество», означает понимание, что на любом уровне существования ты не одинок, что есть некая «общность» – видимая или не видимая, – поддерживающая твои усилия.

Символ картины «Карьера и Профессия», равнозначный «Славе и Репутации», означает фундаментальное человеческое стремление расширить социальный горизонт, узнать о результатах коллективных усилий и новых способах жизни. При этом«Профессия» находится в «Скорпионе», что предполагает проявление силы воли и ярких эмоциональных импульсов.

В важнейшей сфере отмечаем союз пары ЧТ «Удача» (5) и «Любовь» (8), что воспринимается как «удача в карьере благодаря поддержанию высокой репутации».

Обратимся к Дому «Место жительства» Дмитрия Донского, к Московскому Кремлю, к «духовному и материальному наследству» (IV). Здесь обнаруживаем ЧТ «Счастье» (Колесо Фортуны), по соседству с ЧТ «Порезы» (30) и «Мошенничество (47). В чём же видится трудное счастье Дмитрия Донского, судя по всему, доставшееся в наследство от семьи? Картина-символ любопытна: «Утиный пруд и выводок утят», что следует воспринимать, как понимание естественных границ. Психоаналитик поясняет: «Чтобы жить в повседневном мире, нужен мир и внутренняя удовлетворённость своей сущностной судьбой». В этом, по-видимому, и заключалось счастье жизни и судьбы Дмитрия Донского.

Символ картины Дома «Философия и Религия» (IX) обнаруживает полную власть личности в моменты требующие решения, а символ картины Дома «Вхождение в отношения с обществом» открывает готовность принять последствия отказа следовать автократическим паттернам агрессивного общества.

 

И в заключение

Читаем: «Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ). В годы Великой Отечественной войны его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. В 1988 году РПЦ причислила Дмитрия Донского к лику святых. В 2004 году РПЦ был учреждён Орден святого благоверного Великого князя Димитрия Донского трёх степеней. Им награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внёсшие вклад в развитие взаимодействия между РПЦ и Российской армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим».

 

 


№90 дата публикации: 01.06.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020