ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №93 / Весна 2023

Читателям Содержание Архив Выход

Ж. Ю. Каитова,

Культурно-просветительное общество «Зов к Культуре»,

Санкт-Петербург

 

Символизм в религии

Из цикла: Философия Н. К. Рериха. Основы Культуры.

Религиозные аспекты Культуры

 

Публикуется по материалам сайта «Культуру в жизнь!»:

http://culture-into-life.ru/simvolizm_v_religii/

 

 

ВАЖНОСТЬ ПОНИМАНИЯ СИМВОЛИЗМА

Вспомним, что такое религия.

Религия – это восстановление связи с Богом, с Высшим Миром, а далее религия – это уже существующая живая связь с Богом, с Высшим.

Сразу скажем, что без понимания символизма хотя бы в какой-то степени, без стремления расширять и углублять своё понимание символов невозможно правильное восприятие и осмысление никакой религии, никакой религиозной системы.

Почему? Потому что сами Cв. Писания написаны языком символов, все обряды и ритуалы наполнены символами и сами по себе тоже являются символами. То есть всё насыщено символизмом.

Поэтому, что можно понять в религиозной системе, если всё в ней воспринимать буквально, по внешней форме? Очень немного.

При буквальном понимании религиозное знание часто делается бессмысленным, не логичным, антинаучным, выражающим несправедливость. И человек с развитым интеллектом или просто со здравым смыслом, не может его принять.

«Когда вы читаете много книг о Шамбале, частично переведённых на другие языки и частично неясных, не запутайтесь в великих символах. Даже на Западе, когда вы говорите о больших открытиях, вы пользуетесь техническим языком, и простой человек не понимает вас, он воспринимает всё буквально и скользит только по поверхности. То же самое можно сказать о великих письменах и научных документах. Некоторые воспринимают великие Пураны в их буквальном аспекте. К какому же заключению они могут прийти? Только к тому, что лежит на поверхности языка, в его филологии, но не в значении символов, которые использованы» («Шамбала Сияющая», сб. Шамбала Сияющая).

Конечно, полное отрицание символизма в религии – это крайний случай. Чаще бывает частичное отрицание или искажённое представление о тех или иных символах.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Символ – это сконцентрированная идея.

Символ – это огненная сфера в пространстве, в которую заложен какой-либо комплекс мыслей и идей. Но не любых, а связанных с ускорением развития сознания человека в каком-либо направлении, то есть выполняющих эволюционные задачи. Эта огненная сфера является мощным магнитом, который зовёт и привлекает человеческое сознание.

А уже на земном плане символ может быть выражен в словах, в изображениях, в предметах, в звуках, в движениях.

Можно представить и так: Высоких Знаний, данных человечеству в разные времена, очень много, но они везде рассеяны. И человек не может сконцентрироваться на чём-то. В этом океане знаний нужны какие-то самые мощные магниты, которые бы притягивали и на которых легче сконцентрировать внимание и устремление. Как вехи на пути. Символы – это и есть такие магниты.

Символы – это узлы знания, на которых люди концентрируются. От одного узла к другому. От одного символа к другому.

Можно сказать, что за каждым символом стоит целое учение, глубокий пласт знаний.

 

 

ИСТОЧНИК СИМВОЛИЗМА

Настоящие, истинные символы создаются только Учителями человечества, то есть Иерархией Света. И передаются ими или их учениками человечеству.

Кстати, одним из символов Иерархии Света является треугольник. Треугольник символизирует многое. Но почему треугольник является символом Иерархии? Потому что Иерархия Света ведёт эволюцию. Поэтому она называется ещё Иерархией Эволюции. А эволюция определяется духовным развитием. Духовное развитие определяется духом. А дух – это триада. Потому треугольник – есть символ Иерархии Света.

 

 

ДРЕВНОСТЬ СИМВОЛОВ

Конечно, Учителя могут создавать символы во все эпохи, но, как правило, религиозные символы идут из глубочайшей древности. Часто они намного древнее самой религии, в которой они существуют.

«Помните ли Турфанскую Матерь Мира с младенцем? Среди Азии, может быть, несториане или манихеи оставили этот облик. Или, вернее, этот облик остался претворённым от времён гораздо более древних. Кали или Гуаньинь - кто знает, сколько им веков? За ними скрываются жена и змий. Древность этого символа уже неисчислима. Не к библейской странице, не к символам каббалы ведет этот облик. Несуществующие материки уже сложили красоту Матери Мира - этой светоносной материи. Только невежество толкует о незнании древности»(«III. ПИР-ПАНДЖАЛ (1925)», Алтай-Гималаи).

 

 

ГЛУБИНА СМЫСЛА СИМВОЛА

Символы имеют форму и глубинное содержание, то есть знание, которое в нём сконцентрировано.

Это содержание обязательно имеет несколько уровней, несколько слоёв или несколько ступеней понимания. Иначе сказать, существует самый глубочайший пласт знания, а также ещё несколько уровней приближения к нему, вхождения в полный смысл символа. Поэтому каждый символ имеет много разных переводов, толкований и пониманий.

Глубины символов раскрываются постепенно, по мере развития сознания человечества. Благодаря этому, люди постоянно наращивают устремление к познанию. Они следуют от одного символа к другому, от одного узла концентрации энергии до другого, раскрывая их всё глубже и полнее, тем самым постоянно наращивая устремление, напряжение, то есть находясь в постоянном восхождении, в притяжении Магнита Эволюции.

Но на самом деле в религиозных системах глубине символов чаще всего придают мало значения. Их объясняют так, как было однажды где-то и кем-то написано, в каких-то авторитетных утверждённых писаниях. Например, в катехизисе или кратком курсе понимания основ православия.

А между тем, символ нуждается в осознании, чтобы проявилась его огненная сила.

Попрание же символа равнозначно кощунству, потому что это реальное действие, происходящее в Тонком Мире. И это действие губительно отражается на допустившем кощунство.

 

 

ЛОЖНЫЕ СИМВОЛЫ

Люди тоже могут создавать символы. Только эти символы не будут настоящими, истинными.

Символы Братства насыщены глубокими знаниями, в них не может быть никаких неточностей, никаких искажений. Каждый символ сочетается со всей системой символов, и все они находятся в потоке Магнита Эволюции. Всё в одном потоке, всё согласуется и всё соответствует.

А вот если не очень высокое сознание сконцентрирует какие-то свои мысли, и сконцентрирует настолько, что эта мыслеформа заработает сама по себе и станет привлекать сознания людей, то это будет создан ложный магнит.

Ложные магниты не соответствуют Магниту Эволюции. Они имеют низкие вибрации, в них заложены и соответствующие мысли и образы.

Человек притягивается к тому или иному магниту (символу) по созвучию. То есть, какие энергии главенствуют в самом человеке, такие же и притянут его извне, по подобию своему.

Н. К. Рерих рассказывал случай из жизни о том, как люди придумывали символику. Он писал, что когда некий Комитет обсуждал учреждение одного нагрудного знака, то «каждый из присутствующих настаивал на своем символе, и председатель из любезности собрал все эти символы воедино, так что получился совершенно нескладный комплекс. Тогда один инженер, до тех пор молчавший, предложил покрыть весь этот сложный знак сетью мировых железных дорог, имея в виду намёк на пути сообщения человечества. И только тогда, под этой бесконечной, минимально уменьшенной сетью, всем присутствующим стала ясной неприменимость бесконечного числа механически сложенных символов» («Знамя», сб. Твердыня пламенная).

 

 

ИЕРОГЛИФ, ЭМБЛЕМА

Эмблема – это несколько символов, сложенных вместе.

Чаще всего это человеческое построение, то есть люди сами строят эмблемы. Выше как раз была цитата о механическом подходе к созданию эмблемы. Но истинные эмблемы создаются хоть и людьми, но по высшему вдохновению.

Иероглиф – иерархический глиф. Глиф – это отпечаток Высшей Мысли.

Иероглиф – это сложное, многомерное образование. По сути – это Послание Иерархии, это Напутствие Иерархии людям на будущее, выраженное в символьной форме.

Если все иероглифы сложить, то получится картина Мироздания.

 

 

ГДЕ ПРИСУТСТВУЮТ СИМВОЛЫ

Религиозные символы распространены во всей жизни. Они присутствуют везде.

Священные Писания написаны языком символов. Различные Откровения святых, описание ими каких-то своих озарённых постижений, а также пророчества – тоже излагаются часто символами. Символами насыщены все обряды, все ритуалы. Символы – в строении и оформлении храмов, в одеждах, во всём убранстве, в орнаментах, в предметах, в именах, в священных изображениях.

Религиозные символы выходят далеко за пределы религиозной системы. Они существуют в государственной символике, на различных флагах, гербах, эмблемах.

Они во всей повседневной жизни человека, даже не религиозного. Они, конечно, и в искусстве.

 

 

СИМВОЛЫ В РАЗНЫХ РЕЛИГИЯХ

У каждой религиозной системы есть свои символы, но есть и общие символы для всех религий.

Часто ещё бывает так, что единый изначально символ оделся в такие разные одежды, что люди одной религии не узнают свой же символ в другой религии. А иногда, находясь в неведении о значении какого-то символа, люди удивляются образам другой религии.

Например, христианин может удивляться облику многоокой и многорукой Дуккар – главному Божеству Женского Начала в Тибете. Это та же Лакшми и Кали Индии, Гуаньинь Китая.

Дуккар символизирует Матерь Мира. На древнейших тибетских изображениях её аура состоит из бесчисленных глаз. Каждый луч ауры заканчивается глазом. А иногда Дуккар изображалась ещё и с тысячью головами, тысячью руками и тысячью ногами.

Если не принимать во внимание символизм, а это бывает гораздо чаще, чем может показаться, то образ богини выглядит, мягко говоря, странным. Но знающий понимает, что это есть символы вездесущия богини, всеведения, всезнания и всепроникновения.

Одна буддийская легенда описывает, что Гуаньинь поклялась не знать покоя, пока все живые существа не будут освобождены от сансары, или перерождений. Несмотря на упорные усилия, она видела, что ещё очень многие несчастные существа не спасены. От стараний постичь нужды столь многих её голова раскололась на одиннадцать частей. Будда Амитабха, видя это, наделил её одиннадцатью головами, чтобы слышать крики страдающих. Тогда Гуаньинь попыталась дотянуться до всех нуждающихся в помощи, но обнаружила, что её руки разрываются на части. И вновь Амитабха пришёл на помощь и дал ей тысячу рук.

«Заговорили о символах Всемогущества и Всеведения, и оказалось опять, что те же самые символы прошли через самые различные сознания» («Великая Матерь», сб. Твердыня пламенная).

Удивляются люди и другим устрашающим обликам, которые так часты на Востоке. Например, буддийским ритуальным маскам. Опять же не зная, что это не Божественные Сущности изображены, а стихийные силы.

Рерих рассказывает о споре представителей Востока и Запада. Он пишет, что представитель западной психологии вспомнил из изображений Востока «страшных идамов, рогатых, увешанных ужасными атрибутами. Он напоминает о пляске Дурги на человеческих телах и об ожерельях из черепов. Но носитель Востока не сдаётся. Он указывает, что в этих изображениях нет личного начала, что кажущиеся страшные признаки есть символы необузданных стихий, зная силу которых, человек понимает, что именно надо ему одолеть. При этом любитель Востока указывает, что элементы устрашения применялись всюду и не меньшее пламя и не меньшие рога демонов изображались в аду на фресках Орканья во Флоренции. Всякие ужасы в изображениях Босха или сурового Грюневальда могут поспорить со стихийными изображениями Востока» («Великая Матерь», сб. Твердыня пламенная).

Страшные маски – это напоминание человеку о том, что нарушая гармонию в себе, нарушая самообладание, он вызывает на себя ярость стихий. Ведь все стихии присутствуют внутри самого человека. Они отражаются в его страстях. И они ужасны и разрушительны для человека, если не обузданы, если не взяты под управление.

Непонимание символов разъединяет и людей, и религии.

Кстати, одним из символов разъединения, рассеяния и разделения является Вавилонская Башня.

«Мрачный Сэт разбросал по всему миру части тела Озириса. Неутешная Изида собирает воедино это тело - какая же радость возникнет, когда вновь всё расчленённое соберётся вместе, целостно. Подобные легенды запечатлены многими народами. Испокон веков народы опасались расчленения. Мечтали о единстве. Предупредительны и символы вавилонской башни, которая, возбудив чувственную самость людскую, окончилась в плачевном разделении языков» («MEMBRA DISJECTA», сб. Врата в будущее).

Для всех религий общим является символ огня. Символ огня – это символ единства жизни, потому что огонь есть стихия самая тончайшая, всепроникающая, скрепляющая, объединяющая и вечная. Огонь – это символ проявления Вечности, Божественных Сил, Иерархии.

«"Неопалимая купина". О прекрасном высоком чуде напоминает эта икона, полная огня. И "Премудрость" Божья мчится на коне огненном, и "Ангел-благое молчание" тоже непременно огненный. Первописатели этих символов понимали их не как отвлечённое мудрование, но как незыблемую истину, как действительность» («Пламень вещей», Листы дневника т.1).

Ещё один общий символ – Чаша.

«В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времени Соломона и древнее. В индусских раскопках эпохи Чандрагупты Маурьи видим то же самое мощно стилизованное изображение. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу жизни друидов. Горела чаша Грааля. Не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков»(«II. СИККИМ (1924)», Алтай-Гималаи).

Чаша – это символ накопления огня. Сосуд для накопления огня.

 

 

ТАНЕЦ

Н. К. Рерих восхищался «фантастикой священных танцев, полных символических ритмов» («Весна священная», сб. Держава Света).

Он писал о танцах лам: «Незнающий называет их «чёртовыми плясками». «Бросьте эту глупую кличку. Танцы лам имеют глубокое символическое значение». – «А как же рога?» – «Покровители животного царства и повелители стихий имеют этот символ, но не имеют ничего общего с бесами. Скоро и лучи Моисея примете за рога, ох уж это незнание!» («Меч Гессер-Хана», сб. Химават).

Рерих писал и о танцах Индии, например, о танце Катхакали: «Весьма похвальна деятельность г-на ПадмаханамТампи, который возрождает древнюю символику танцев Катхакали. … Не удивительно, что в наши дни танцы Катхакали вызывают такой большой интерес среди ценителей искусства и на Западе. Как будто бы обнаружено что-то совершенно новое! Когда содержание древней символики будет раскрыто с подлинным пониманием и любовью, оно вызовет ещё большее восхищение» («Тампи», Листы дневника, т.2).

 

 

ТЁМНЫЕ СИМВОЛЫ

У иерархии тьмы своя символика.

«Трудно отличить магические приемы от символов» («II. СИККИМ (1924)», Алтай-Гималаи)

То есть, если данный свыше символ исказить в начертании, в изображении, то этот искажённый символ уже не будет соответствовать внутреннему содержанию, смыслу символа истинного. Он станет противоположным по действию.

Например, если в пентаграмме удлинить один конец или разорвать единство частей, то знак будет являть собою дисгармонию, и из символа равновесия и гармонии он превратится в противоположное начало. Тогда это тёмный знак.

 

 

СВАСТИЧНЫЕ ЗНАКИ

Возьмём самый известный пример искажения символа – свастичный знак.

Обычно говорят – свастика. И Рерих так пишет, упрощая термин для лучшего понимания читателей. Но на самом деле свастика, как таковая, – это только один из многих видов свастичных знаков.

Что же такое свастичный знак, или то, что принято называть свастика?

Два огненных потока, два луча, перекрещиваются в энергетическом центре Сердца. То есть, встретившись в Сердце, эти два огненных луча образуют центр вращения. При их вращении возникают самые разнообразные знаки огня, огненные фигуры. Это и есть свастичные знаки.

Свастичные знаки – один из главных символов многих религий, например, буддизма. Но сам символ гораздо древнее буддизма. Даже в славяно-арийских Ведах уже были описаны многие свастичные знаки.

«За Канченджангой находится место рождения священной свастики, знака огня» («Сокровища снегов», сб. Обитель Света).

«Всемирный знак креста проходит все тысячелетия, через Египет, через свастику к несказуемой древности» («Шамбала», сб. Обитель Света).

«В бесконечность древности устремляет Свастика – знак Огненного креста жизни» («Искусство Тибета», сб. Шамбала сияющая)

Свастичные знаки очень разнообразны. Но есть одно но. Они никогда не должны быть чёрными. Если свастичный знак, этот священный знак огня, изобразить чёрным, то он будет являть собой противоположение Свету.

Фашистский знак – чёрная свастика на белом фоне в красном оформлении. Символизирует проникновение чёрного сердца и затемнение им светлой жизни (белой окружности) в зареве пожара (красный фон).

В прикладных целях фашистский знак изображался и без своего задуманного цветового оформления, но настоящий знак именно чёрный на белом в красном. Так же как настоящий свастичный знак по незнанию может быть напечатан в книге чёрной типографской краской. Но это уже искажение.

 

 

ЗАТЕМНЕНИЕ СИМВОЛОВ

Помимо сознательного искажения символов силами тьмы существует ещё и затемнение несознательное. Когда высокий символ используется повсеместно без всякого понимания.

«Из самых высоких и прекрасных символов люди ухитряются сделать бытовые, никому не говорящие предметы. Потому и в движениях самой жизни так страшно омертвение, опошление, которое внедряется во весь смысл существования, овладевает всем складом мысли и оставляет на всём свою позорную печать» («Восхождение», Листы дневника т.1).

Сегодня мы можем видеть это везде. Взять хотя бы высочайший символ креста. Многие люди увешаны крестами и даже не имеющие никакого отношения к какой-то религии. Это модно. Один из модных аксессуаров.

Но что такое крест? Крест – это древнейший символ, он принадлежит многим религиям и всему человечеству.

«У нас тоже есть крест в Великом Знаке Ак-Дордже. Мы считаем его великим знаком жизни, элемента огня, знаком вечности. И против такого знака никто ничего не скажет!» («Ламы Шамбалы», сб. Обитель Света).

Рерих пишет: «Вспомнили, как один католический священник, один индус, один египтянин и один русский занимались исследованиями знака Креста и каждый искал значение креста в свою пользу, и как все пришли к единому значению» («Радж – Раджесвари», сб. Химават).

«Повсюду знаки креста. И старые монгольские монеты несторианских ханов - с крестом, и над древним буддийским монастырем под Пекином - крест, и на чепраке седла - крест, и налобник уздечки снабжён крестом. Даже и на камнях Ладака и Синьцзяна - кресты. Несториане и манихеи широко прошли по Азии. На фресках монастырей - кресты, на узоре кафтана, на чётках, на бусах, на ладанках - тот же крест. Не свастика со струями огня, но равноконечный, вечный символ жизни. На китайских шапках тибетских генералов горит рубиновое крестообразное дордже. Конь счастья несёт знак его. Старые бронзовые фибулы, может быть, из могил, - крест в круге» («XII. ТИБЕТ (1927-1928)», Алтай-Гималаи).

Крест – это символ жизни и символ любви.

Почему символ жизни? Жизнь – это единство духа и материи. Единение духа (вертикаль креста) с материей (горизонталь креста) даёт единство, а значит, саму жизнь.

Почему символ любви? Потому что единение возможно только любовью, притяжением любви. Всё скрепляется любовью. Потому крест – это и символ любви.

 

 

ОХРАНЕНИЕ СИМВОЛОВ

Конечно, чтобы символы сохранялись в чистоте, кто-то должен их охранять. Логично предположить, что функция эта должна принадлежать священнослужителям. Но это если бы они сами оставались в чистоте.

Однажды Рерих увидел в индуистском храме, как была убита жертвенная коза. Он написал: «Мясо козы, должно быть, пошло в пищу браминам. Ведь брамины мяса не кушают, за исключением мяса жертвенных животных. А таких животных запуганное население, вероятно, приводит ежедневно. Учение, предполагавшее браминов, очевидно, видело их какими-то иными, но не теми, как они выродились сейчас. Даже декоративно они не хороши. Могут ли они хранить красоту символов знания?» («ЦЕЙЛОН - ГИМАЛАИ (1923-1924)» Алтай-Гималаи).

«Мы должны брать вещи так, как они есть. Без условной сентиментальности мы должны приветствовать свет и справедливо разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания. Будем приветствовать все стремления к творчеству и созиданию, и оплакивать варварское разрушение ценностей природы и духа. Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать к их естественному первоначальному значению? Ведь можно создавать совершенно новые понятия и выражения, но приклеивать к вековым понятиям новое эгоистическое обозначение совершенно недопустимо. Таким порядком жизнь вместо улучшения и оформления будет приходить в нестерпимый хаос, в то смешение языков, о котором так символически повествует Библия во образе Вавилонской Башни» («VI. СИНТЕЗ», сб. Твердыня пламенная).

 

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ И НАУКА

 

Религия неотделима от науки, а наука – от религии. Когда наука во всей чистоте возьмётся за расшифровку, то есть постижение религиозных символов, то польза будет величайшая. Отдельные попытки того, конечно, всегда имеются. Рерих писал:

«Осуждённые рационализмом современности символы из сверхъестественного вдруг сделались доступными исследованию испытателя. И в этом чуде простоты и познания наметилось дуновение эволюции Истины» («Миссия женщин», сб. Химават).

«Другой учёный, д-р Риил, под древнейшими символами установил указания на железы, значение которых сейчас понято и так выдвигается наукою. Таким образом, в разных областях науки древние знания выявляются под новым вполне современным аспектом» («Парапсихология», сб. Химават).

«Открываем сундук с буддийскими картинами - развешиваем их и вместе с ламами любуемся яркими красками и глубокими символами науки, собранными в этих изображениях. Только знание без всяких предрассудков открывает новые возможности» («IX. КАРАШАР - ДЖУНГАРИЯ (1926)», Алтай-Гималаи).

«Со времён Будды упоминаются железные птицы Огня, которые будут служить человечеству. Глубочайшая древность знает железных змиев, полезных людям. Как замечательно находить в Ригведах и в других тысячелетних Учениях факты точной науки, сокрытые в символах. Может быть, язык их нам сразу покажется странным, нас удивят метафоры и сравнения, но если мы честно разберём эти длинные мудрые свитки, не впадая в предрассудки, мы можем различить множество полезных указаний. Мы слышали, что Азия и Америка когда-то составляли один континент; в красивой сказке люди Азии расскажут вам о катаклизме, разделившей эти континенты, и вы почувствуете, что образ Азии не менее прекрасен, нежели образ Атлантиды. Знание преображается в легендах. Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно» («Прекрасное», сб. Держава Света).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рерих предупреждал о «грохоте урагана наступающей цивилизации» и о том, что «так много символов и прекрасных знаков выметается прочь во время поверхностной механизации жизни» («ГУРУ-УЧИТЕЛЬ», сб. Химават).

Но без постижения религиозных символов невозможно правильное понимание религиозных истин. Поэтому, раскрытие и познание символов – это есть действие по очищению религий.

А очищение религий – это очищение путей к Богу, к Высшему Началу, к Иерархии. Потому что религия – это и есть связь со всем Высшим. Связь со всем Высшим для большинства людей, потому что мы не говорим сейчас об Учении, а говорим о религии.

Поэтому скажем вместе с Н. К. Рерихом: «Пусть благие символы, пусть самые благожелательные знамена развеваются над всем, чем жив дух человеческий» («О мире всего мира», сб. Врата в будущее).

 

 


№57 дата публикации: 10.03.2014

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020