ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №92 / Зима 2022-2023

Читателям Содержание Архив Выход

А. Д. Алехин

 

Н. К. Рерих – педагог

Статья из Сборника научных трудов

«Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией» изданного МГПУ им. Ленина

 

Немало проблем волнует в наши дни специалистов, посвятивших свой труд художественному воспитанию и образованию молодёжи.

А ведь ещё в самом начале двадцатого столетия Николай Константинович Рерих нашёл простые и мудрые решения многих из них. Он не ограничивался публицистикой, теоретической стороной дела: стремился провести в жизнь свои принципы и соображения путём собственной педагогической практики.

Но прежде всего сам Рерих может служить замечательным примером самовоспитания и самообразования, чему он придавал огромное значение и считал обязательным в формировании человека любой профессии. Таким образом, первым его учеником был он сам.

В 1894 году студент первого курса Петербургской Академии художеств Николай Рерих по собственной инициативе разрабатывает «Устав кружка начинающих художников для взаимного самообразования». Вот начало этого устава:

«§1. Цель кружка – понятие уровня образования общего и художественного. §2. Общее образование пополняется чтением книг по 1) философии, 2) истории, 3) естествознанию, 4) психологии, 5) эстетике, 6) беллетристике. Чтение происходит совместное или же для успешности занятий между членами распределяются книги для составления рефератов, которые и читаются в собрании. Рефераты составляются по желанию кем-нибудь из членов кружка. §3. Художественное образование пополняется сочинением эскизов на всевозможные темы. Эскизы представляются на собрании, где и обсуждаются. Число членов кружка не ограничено».

В Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи среди документов Н. К. Рериха можно увидеть списки литературы, изученной художником. Здесь книги по истории и орнаментации древнего гончарства, юридические акты 1838 года и археологические исследования, труды по этнографии, философии, географии, филологии…

Поражает работоспособность Рериха. Он одновременно учился в Академии художеств и университете, успевал – помимо живописи, графики, декоративно-прикладного искусства – серьёзно заниматься археологией, писать статьи, рассказы, сказки и стихи, вести огромную общественную работу, путешествовать с научными целями, преподавать.

Он создал около семи тысяч художественных произведений. И каждому из них отдал максимум мастерства, терпения и сил.

Рерих был человеком с рано сложившимися взглядами и убеждениями. Интересны многие его высказывания, соображения, советы.

«Надо учиться распределять время – все выдающиеся люди умели его хорошо распределять, – писал он в 1900 году брату. – Не забрасывай и языки, а главное не делай из всего важного дела – всё должно быть просто и всё делаться с улыбкой».

«Ты пишешь, что мы самые обыденные люди; будем скромны и скажем, что и все люди обыденны – едят, пьют, болтают языком все на один манер. Но для наших успехов мы сами не должны считать себя заурядными людьми – тогда пропадёт смелость и уверенность, а без этих качеств никакого города не возьмёшь» – читаем мы в письме Рериха его будущей жене Е. И. Шапошниковой.

Будучи ещё совсем молодым человеком, Рерих выработал твёрдые и ясные убеждения, из которых исходили его требования к художнику, учащемуся, вообще к человеку.

В деле формирования личности Рерих отводил первостепенную роль эстетическому и художественному воспитанию. Руководить этим процессом – задача умного и тактичного учителя.

Что входит в его обязанности? Каковы цели его работы и как, какими средствами, методами он добивается их достижений?

По глубокому убеждению Рериха, педагог – прежде всего требовательный, но внимательный и добрый друг своих учеников. Он заботится о своеобразии их творческого развития и в целях выявления индивидуальных способностей каждого даёт им как можно больше самых разнообразных знаний. Но не менее этого стремится воспитать в учениках жизнелюбие, стойкость в невзгодах, веру в себя.

Справиться с такими задачами можно лишь, будучи во всеоружии знаний, в курсе достижений педагогической науки, опыта зарубежных коллег.

Гражданственность, человеколюбие, желание приносить радость окружающим – качества настоящего человека, а значит, и художника. Нормированию этих качеств, неотделимых от трудолюбия и самостоятельности мышления, необходимо уделять серьёзнейшее внимание.

Следует отметить особо: Рерих никогда не полагал, что всех учащихся следует готовить в профессионалы. Одни ими станут, другие нет. Главное, чтобы быть художником в широком смысле слова, чтобы искусство напитало всю жизнь, коснулось всех помыслов человека.

В художественном воспитании Рерих отводил важнейшую роль произведениям искусства. Особое значение он придавал тем из них, что созданы в прошлом – зодчеству, живописи, народному творчеству. Он первым, ещё в конце прошлого века, поднялся на борьбу за сохранение, реставрацию и активную пропаганду народного достояния, рассматривая его не только как чисто художественную ценность, но и как активное средство культурного и патриотического воспитания.

Прообраз гармонии человеческого общества Рерих находил в древней Руси и даже ещё раньше – в каменном веке. То была гармония между людьми и искусством, необходимая нашим предкам для жизни, как воздух. «Стыдно для нашего времени: в древности ни одного предмета без украшений. Невозможно даже сравнить народный обиход современности нашей с тем, что так настойчиво стремились иметь около себя старые обитатели тех же мест», – писал Рерих в период расцвета своей археологической деятельности.

«Стыдно: в каменном веке лучше понимали значение украшений, их оригинальность, бесконечное разнообразие». Борясь с недоброжелательством и непониманием, Рерих упорно твердит о «красоте народного достояния», необходимости поехать по Руси «во имя красоты и национального чувства».

Убеждённый, что «незнающий прошлого не может думать о будущем», Рерих призывает: «Пора вербовать новые молодые силы в кружки ревнителей старины, – пока, наконец, этот порыв не перейдёт в национальное творческое движение, которым так сильна всегда культурная страна».

Активно пропагандируя древнерусское зодчество и живопись, художник не ограничивался выступлениями в печати. В 1903–1904 годах едет по средней России и создаёт около ста архитектурных этюдов, открывших многим глаза на неоценимые достоинства старинных построек.

Рерих относился к искусству и культуре как к воплощению всего лучшего, созданного человечеством, и не мыслил без них дальнейшего продвижения вперёд. В течение многих лет он работает в содружестве с деятелями различных областей искусства и науки над созданием пакта по защите культурных ценностей, который в дальнейшем стали называть Пактом Рериха. «Пакт для защиты культурных сокровищ, – писал художник, – нужен не только, как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей человечества».

Важнейшую роль в деле формирования личности и художественного вкуса, воспитания гуманизма, доброго и мягкого характера Рерих отводил природе, утверждая, что даже непродолжительное общение с нею облагораживает и освящает. В природе он видел незаменимого учителя, под руководством которого трудиться – великое счастье для каждого, кто посвятил свою жизнь искусству. Она даст не только образцы великолепных украшений, но вдохновит и поддержит в трудную минуту.

Долг педагога – неустанно приобщать детей и подростков к природе (путешествия с кистью и карандашом, наблюдение и изучение растительных и животных форм и т.д.), каждодневно направлять их на познание окружающего мира:

«...и столько кругом чудесного, что не перестанете удивляться. И не постареете. И творчество будет постоянным отдыхом. Хорош удел, удел художника! Так называемые муки творчества – самые сладкие муки. И не забивайте себя в безысходный угол».

С ранних лет важно всячески изживать у детей ростки эгоизма, учить их приносить радость окружающим:

«Дайте радость и кому-то вам неведомому. Дать радость – это как увидать восход Солнца».

Воспитывать потребность трудиться, жить в постоянном творчестве:

«Веселей любите труд... Будьте всегда самим собою. Поймите, что в творчестве нашем и отдых, и обновление, и радость».

Вдохновляться окружающей жизнью, постоянно развивать художественный вкус, вырабатывать собственный неповторимый стиль. К этому не может не стремиться тот, кто посвятил себя изобразительному искусству.

Усвоение грамоты рисунка и живописи недопустимо отделять от творческого процесса. Нельзя также, учил Рерих, слишком увлекаться рисованием с натуры в ущерб работе над композицией.

Рерих, как уже отмечалось выше, прекрасно понимал, сколь важно осуществлять руководство развитием ребёнка с первых лет его жизни. Не каждый будет профессиональным художником, но каждому необходимо обладать высоким художественным вкусом, любить и понимать искусство, уметь грамотно рисовать.

Во многих книгах, статьях, дневниках Рерих пишет о детях; среди них у него много друзей, и он всегда глубоко рад, если видит на своих выставках маленьких посетителей. Художник не устает призывать к заботе о них...

«Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние – радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребёнка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».

 

Весной 1906 года Рерих назначается директором Школы Общества поощрения художеств. 14 апреля М. В. Нестеров пишет ему письмо: «Известие об избрании Вас директором Школы С.Н.Х. искренне меня обрадовало. В какой мере оно отразится на Вашей художественной деятельности – не знаю. Хочется думать, что творчество Ваше при новых обязанностях не пострадает. Ваша художественная подготовка, понимание задач современного искусства даёт право надеяться, что жизненные идеи искусства будут постепенно и с обычным Вашим тактом проведены в Школу С.П.Художеств.

Вопрос, что надо делать – подчинять ли искусство ремеслу или наоборот ремесло возвысить до искусства, становится теперь обострённым и надо без колебаний его решить в пользу последнего принципа, что думаю и удастся Вам при обычной Вашей энергии сделать».

Нестеров не ошибся. С момента вступления Рериха на пост директора царившая в Школе атмосфера застоя и рутины постепенно рассеивается, уступая место живому творчеству, активной деятельности учащихся.

Рерих сразу же стремится к реализации заветного плана – превратить школу в настоящий университет искусств, доступный самым широким народным массам. Недаром примерно половина учащихся школы состояла при нём из рабочих и их детей.

«С молодых лет судьба поставила нас близко к учащейся молодёжи... Два десятка лет перед нами проходили самые разнообразные учащиеся. Хорошо, что пришлось иметь дело именно с трудящейся молодёжью. Её было в нашем окружении больше, нежели обеспеченной и богатой. Показательно было наблюдать, как и в самых трудных бытовых условиях молодые дарования стойко развивались, – писал Рерих в 1947 году, за несколько месяцев до смерти.

Он в корне улучшает работу мастерских живописи по фарфору и фаянсу, керамике, резьбе по дереву и создаёт новые: иконописную, чеканки, рукодельную и ткацкую. Молодой директор организует классы графики, рисования животных, композиции (которыми руководил сам), медальерного искусства и другие. Вводит в число дисциплин хоровое пение и мечтает «обогатить программу введением и музыки», имея в виду «своеобычность» развития художественных дарований.

Теперь в головном и фигурном классах чередуются постановки гипсовой и живой моделей – «для подготовки к восприятию форм живой натуры». В натуральном классе усилено внимание к наброскам, а также к рисованию отдельных частей человеческого тела и к пластической анатомии. В классе майолики введён рельефный орнамент по рисункам собственного сочинения, в скульптурном – натюрморт. В акварельном классе заменено копирование с оригиналов работой непосредственно с натуры.

В практику работы с учащимися входят экскурсии в музеи и на выставки, прослушивание лекций непосредственно в музейных и лабораторных помещениях, посещения древнерусских городов – Ярославля, Костромы, Новгорода, Печор, Пскова. В 1915 коду при Школе открывается Музей русского искусства.

Возрастает количество учащихся. В 1909 году их было около 1000, а к 1917 году это число удвоилось. Школа становится не только самым народным, но и самым большим средним художественным учебным заведением России. В целях максимального увеличения числа учащихся Рерих организует сеть её пригородных отделений, в которых обучались в основном дети рабочих.

Когда бы и где бы ни был Рерих, его мысли всегда обращались к школе, к заботам о её воспитанниках. Находясь за рубежом, он приобретает для рисования в младших классах коллекции бабочек, закупает образцы предметов декоративно-прикладного искусства.

В художественных и художественно-промышленных школах Франции, в берлинской школе живописи Рерих присутствует на занятиях с целью использования опыта зарубежных педагогов для усовершенствования методики преподавания в руководимом им учебном заведении.

Во многих западноевропейских городах Рерих присматривается к работе кустарей и предприятий по производству изделий декоративно-прикладного искусства. Школа готовила главным образом специалистов для художественной промышленности. Вот почему весенние школьные выставки поражали прежде всего бесконечным разнообразием и огромным количеством художественных изделий из самых различных материалов.

Наблюдать и изучать окружающую жизнь, постоянно рисовать с натуры, делать наброски и этюды, осваивать пластическую анатомию – с тем, чтобы овладеть знаниями, накопить материал, необходимый для создания самостоятельных композиций – картин, графических листов, орнаментов, предметов декоративно-прикладного искусства.

Идти в ногу со временем, дать учащимся полное знание всех областей творчества – такой смысл вкладывал Рерих в задачи Школы. «Каждое дело может жить лишь постоянным развитием», – писал он в «Записке директора» от 16 сентября 1913 года.

Для претворения этих принципов в жизнь Николай Константинович привлекает к работе в Школе талантливых педагогов, известных художников, архитекторов, искусствоведов, учёных – А. А. Рылова, И. Я. Билибина, А. В. Щусева, В. А. Щуко, Н. С. Самокиша, К. К. Вроблевского, Н. П. Химону, С. П. Яремича, Н. Е. Лансере, Д. В. Айванова, Б. В. Фармаковского и других.

Показательно нигде до сих пор не опубликованное письмо И. Я. Билибина Рериху: «По-моему, он (Г. Нарбут, – А.А.) очень способный малый, но пока ещё (по юности) совершенно без индивидуальности. Он подражает моим первым сказкам, от которых я сам давно отказался, и не может ещё, кажется, понять, насколько оне не то, чем оне должны бы были быть.

Я всё время твержу ему, чтобы он искал самого себя: а как он поймёт после сырые материалы и будет ли рисовать широко или с микроскопом на носу, это уже дело его индивидуальности, которая пока ещё не проявилась.

Потом он не умеет рисовать. Он хочет поступить в нашу школу. Мне кажется, что это хорошо. Пускай порисует».

Вот свидетельство А. Бенуа об успехах школы, о работах её учеников: «Рисунки эти исполнены без лишнего педантизма, без лишней отделки. Видно, что преподаватель (В. А. Щуко, – А.А.) обращает внимание только на нужное, заставляет вникать в «душу предмета», оставляя в стороне все заботы об элегантном виде рисунков...» «Самое закоснелое из российских художественных учреждений преобразилось. Это чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха».

Интересно воспоминание о занятиях в школе одного из её выпускников, эстонского художника и публициста Я. Вахтра: «Он был директором школы, спокойный, молчаливый... Раз в неделю он появлялся в классе композиции, который сам вёл. Его метод преподавания казался простым: задавая тему, он в нескольких словах развивал план эскиза, говорил – как следует расположить фигуры. Но при этом всегда добавлял, что так поступил бы лично он, а другие должны делать так, как им больше самим нравится. На изготовление эскизов давалась неделя времени. Готовые эскизы развешивались в классе для просмотра. Рерих подходил к каждому эскизу и основательно разбирал его с учениками. Мне не приходилось встречать более участливого и доброжелательного педагога, чем Николай Рерих. В каждой работе, даже самой слабой, он умел находить что-либо позитивное и таким образом побуждал к работе даже тех, кто терял веру в свои способности».

Рерих был убеждённым реалистом: «... от реализма открыты все пути. Самое реальное творчество может быть прекрасно по колориту, может иметь внушительную форму и не убоится увлекательного содержания». И ярым противником «чистого искусства»: «...бесконечные говорения о чистом искусстве и ограждение его от всяких привхождений сделали то, что искусство перестало быть свободным».

Сюрреалисты, футуристы и многочисленные другие последователи различных «измов» уже в силу принадлежности к тому или иному направлению заключают себя, по мнению Рериха, «в заколдованный круг всяких запрещений». Ничуть не лучше натурализм, враг истинного творчества, пренебрегающий композицией.

А композиции Рерих придавал огромное значение, считая, что ею необходимо заниматься с первых шагов в искусстве. Он рекомендовал сочинять эскизы с самого начала обучения. «Существует, – говорил художник, – заблуждение, что раньше человек должен законченно научиться рисовать и живописать, а уже потом думать о композиции. Забывается, что нет предела мастерству рисования и живописания, и никто не может дерзнуть утверждать, что он этому уже вполне научился. А, кроме того, может случиться любопытнейший внутренний процесс, который захлопнет навсегда вход в композицию».

Интересно отношение Рериха к методам работы: «Не терзайте себя методами, лишь бы вам вообще хотелось работать. Работайте каждый день. Непременно каждый день что-то должно быть сделано. По счастью, работа художника так многообразна, и в любом настроении можно сделать что-то полезное. Один день будет удачен для творчества. Другой – для технических выполнений Третий – для эскиза. Четвёртый – для собираний материала. Мало ли что понадобиться для творчества! Главное, чтобы родник его не иссякал...»

В годы директорства Рерих требовал от учащихся помимо обязательных занятий в классах и мастерских ежедневной самостоятельной творческой работы – вдумчивой и терпеливой.

«Если же начатое не понравится, – отставьте. Не уничтожайте. Под настроением можно порешить и нечто пригодное. Пусть постоит у стены. Придёт час, и этот осуждённый изгнанник может понадобиться. Многооко восприятие. Вчера взглянулось одним оком, сегодня глаз увидел нечто неожиданное, а назавтра покажется что-то совсем новое. Не судите сразу. Пусть в ходу будет несколько разных вещей. Одну отбросили, другую вытащили. Да и когда можем мы сказать, что вещь кончена? В конце концов, она никогда не кончена. Лишь обстоятельства заставят расстаться с ней.

Главное, чтобы в саду художества росли многие виды растений. Не бойтесь постоянной работы. Напрасно сидеть у берега и ждать попутного вдохновения. Оно приходит мгновенно и неожиданно. И не знаете, какой луч света, или звук, или порыв ветра зажжёт его. Всему – милости просим. Вода – на мельницу! Лишь бы колесо кружилось и жернова работали.

Мы лишь коснулись некоторых аспектов педагогической деятельности Николая Константиновича Рериха, которая требует более полного, обстоятельного освещения.

 

Источник текста: Сайт «Художественная культура в публикациях Александра Даниловича Алехина».

 

 


№87 дата публикации: 01.09.2021

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020