ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №92 / Зима 2022-2023

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Голос Бога

 

Чем ближе к Пасхе, тем торжественнее звонят колокола. У нас, в Бирюче, Покровский Собор и Митровановская церковь видят один другую, но, чтобы понять, где звонят, не надо смотреть на храмы. Звук из колоколен разительно непохож. Митрофановский звон величественный, в длинную волну, обхватывает за плечи и даже покачивает тебя немного. Колокола у Митрофания «родные», отлиты в середине XIX века, нарочно для этой церкви. Тут – неразделимая гармония архитектуры и звука. При первом же ударе здешнего колокола душа сразу вспоминает, что она – православная.

И, увы, другое дело – соборные колокола. Сам многострадальный Покровский собор освящён ещё в 1834 году. Тогда бирюченские ходоки побывали у Николая Первого, в подарок ему передали шмат сала. Царь дал на строительство собора 200 тысяч рублей ассигнациями. Собор возвели в классическом стиле. А в металл для колоколов, которые лили в Воронеже, высыпали пуд драгоценностей, что полиция изъяла у уездного разбойника Звонаренко.

И как зазвучал колокол! В «Воронежских Епархиальных вестях» тех лет писали, что «слышен глас того живого колокола по Тихой Сосне от Благодатского до Фаддеевки!» Чтоб вы знали – Благодатское – это нынче село Новохуторное, оно чуть не в двадцати километрах от Бирюча. А Фаддеевка – нынешний город Алексеевка, на таком же расстоянии. И звучал тот колокол так, что слышалась в нём и сердечность верующих, и боль ограбленных разбойниками...

В 20-х годах прошлого века собор закрыли. При Хрущёве снесли восьмигранную колокольню. Сами звоны увезли в Воронеж на переплавку. А спохватились уже в XXI веке. Собор восстановили, подняли новую колокольню.

И повесили колокола...

Я не настаиваю. Возможно – кому-то и нынешний звон нравится. Но я слышу в его голосе только глухой однотонный металл. Как чугунное било. Против Митрофановского звона как плотник супротив столяра, как сказал бы Чехов.

Конечно, спасибо, хоть так получилось. Но я эту тему затронул потому, что она мне близка лично, и в голосе колоколов я слышу не только молитву к Богу, но и напоминание о том, как у нас всё запущено в колокольном хозяйстве.

А личное всё это вот почему.

Был у меня дед – Павел Харитонович Калуцкий, 1879 года рождения. О нём я расскажу отдельно. А к нашей теме дед имеет то отношение, что был он, помимо службы...настройщиком колоколов!

Да, друзья мои, – было на святой Руси и такое занятие. Колокола, подняв на перекладины, ещё надлежало и настроить. Звук зависел от многих условий. Расстояния от стенки колокольни и от соседних колоколов. Толщина перекладин, вес языка. Высота над землёй, продуваемость ветрами, материал звонницы, проём аркад. И всё это учесть правильно мог только настройщик колоколов. Вот моего деда...да какого там деда! – к началу церковных гонений ему и пятидесяти лет не исполнилось – и звали к новым храмам оттачивать божественный звук.

Конечно, я лишь поверхностно знаю о его музыкальных делах. Мой отец – его сын – несколько раз пытался заинтересовать меня воспоминаниями о Харитоне Платоновиче, но мне всё было некогда. Всё надеялся – успею ещё выслушать.

Вот – не успел. Умер отец. Хорошо, как участника войны, я записал его частями на магнитофон. Теперь вот перемотал плёнку и слушаю:

– Батя мой, то есть твой дед, какие-то звуковые секреты знал. У него был такой большой напильник, скорее даже – рашпиль. С одной стороны насечка крупная, с другой – мелкая. Так он этим рашпилем окончательно выверял колокола. Юбки надпиливал. Он говорил, что всякое дело, чтобы звучало, должно быть со щербинкой. А ещё он говорил, что все звуки имеют свой цвет. И люди тоже. От того, как человек говорит или поёт, зависит его природный цвет. «Ты, – говорил мне, – Устинка, – зелёный. Звук от тебя тёплый, но короткий. Как от полевого чеснока». Когда отца, то есть деда, отправили в лагерь, он и там не унимался. Там, знаешь, распорядок дня определялся по рельсу, подвешенному на столбе. Так отец – то есть, дед – на каждую команду подобрал свой звук. Рельсу он не подпиливал, а вот била подобрал разные. Это были шкворни разной длины и толщины. И лагерь, уже не глядя на часы, знал по рельсовому звону – строиться ему на выход за ворота или готовиться к шмону.

А вы говорите – что в нём, в церковном звоне? Дед играл на всех инструментах. По балалаечной игре отца учебник написан. Он, отец, не мог пройти мимо штакетной ограды, чтобы не выбивать случайной палочной из неё мелодию. Я музыкальными инструментами не владею. Но звуковую фальшь различаю сразу. Она режет слух.

И потому я наслаждаюсь пасхальным звоном Митрофановской церкви.

 

 


№86 дата публикации: 01.06.2021

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020