ГРАНИ ЭПОХИ

этико-философский журнал №92 / Зима 2022-2023

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Ковалева

 

Елена Рерих: личность и характер

(по материалам книги «Елена Рерих. Путь к Посвящению»)

К 60-летию со дня ухода Е. И. Рерих

 

60 лет тому назад, 5 октября 1955 года покинула наш мир Елена Ивановна Рерих, философ и бесстрашная подвижница, осуществившая под руководством Учителя Мории небывалый по своему значению и сложности духовный эксперимент открытия и трансмутации высших энергетических центров, названный её Учителем «Огненным Опытом». Елена Ивановна всегда была предельно скромна, всегда держалась в тени всемирной славы любимого супруга, Н. К. Рериха. Известно, что она оказывала огромное вдохновляющее влияние на творчество великого художника. Но о ней самой и по нынешний день известно гораздо меньше, чем о знаменитом «мастере гор».

К счастью, одна из ближайших учениц Рерихов в Америке, Зинаида Фосдик, оставила нам воспоминания об общении с Еленой Рерих, которые помогают воссоздать живой и близкий образ великой сотрудницы Белого Братства. Зинаида Фосдик (по первому мужу – Лихтман) немало времени проводила в общении с Еленой Ивановной в 1922 году, когда Рерихи отдыхали на острове Монхиган. Тогда же, понимая масштаб личностей Рерихов, Зинаида Григорьевна решила вести дневник, записывая туда самые значительные впечатления о Рерихах и общении с ними.

Елена Ивановна как личность произвела большое впечатление на Зинаиду, молодую блестящую пианистку и преподавательницу музыки. В своём дневнике ученица Рерихов писала: «Е.И. – натура ищущая, стремящаяся с раннего детства к знанию духа. У неё сильный характер, ясный, глубокий ум. Она очаровательна в обращении, умеет всех приласкать, обнять, и вся она светится внутренней красотой. Кроме того, она обладает большой внешней красотой. Дивные карие глаза, ясный большой лоб, изумительные чёрные длинные брови, прелестный, неправильный, но тонкий нос, красивый тонкий рот, очаровательная улыбка с ямочками на щеках и удивительный цвет лица – румянец на слегка смуглом лице. Кожа на лице как персик, ни одной морщинки под глазами, у рта, а ей теперь сорок три года. Волосы чёрные с сильной проседью, она завивает их. Не имеет никаких фотографических карточек, – как мы её все ни просили, не позволила себя снять…»[1].

Позднее, уже в Нью-Йорке, Зинаида Фосдик также отмечала, что Елена Ивановна обладала исключительно приятным серебристым тембром голоса: «Я дивно провела время, слыша чудный мягкий серебряный тембр голоса Е.И. и глядя на спокойное лицо Н.К. и слыша его мудрую речь. Незабвенные часы!»[2]

Мелодичный голос наверняка достался Елене Ивановне как результат творческих накоплений из прежних жизней. Однажды на вопрос Е. И. Рерих, была ли она певицей, Учитель ответил: «Ты творила в каждом явлении. Голос твой несёт все следы твоего музыкального творчества. Конечно, ты вспомнишь. Помнит Акбар твой голос и вину»[3].

Зинаида Фосдик описала в своём дневнике не только внешность Елены Ивановны, но и некоторые черты её характера. Впрочем, лучше всего о характере Елены Рерих говорили сообщения Учителя, оставленные в дневниковых записях Елены Ивановны.

Несмотря на огромный интеллект и эрудицию в вопросах философских учений Востока (ко времени начала регулярных бесед с Учителем Елена Ивановна прочитала очень много книг по индийской философии, теософии и другим духовно-философским учениям), Е. И. Рерих была очень скромна и явно себя недооценивала. Это чувствовалось по тем вопросам, которые она задавала  Учителю во время бесед и по замечаниям Учителя в ответ на её незаписанные в дневнике реплики. Так, в июне 1921 г. Учитель говорит своей ученице:

«Моя жена Урусвати, несчастье твоё – нрав твой. Ты себя не ценишь! Умно писать будешь»[4].

Это пророчество Учителя оправдалось с лихвой: литературно-философское наследие Елены Ивановны огромно. В её письмах последователям она изложила и прокомментировала основные положения Агни Йоги.

Достаточно сложная философская тематика благодаря прекрасному литературному стилю Елены Ивановны обрела живую, доступную и понятную читателю форму. И при её жизни, и в настоящее время многие люди, считающие тексты Агни Йоги трудными для понимания, тем не менее без труда познают основы этого учения благодаря письмам Елены Ивановны. Содержащиеся в них пояснения наиболее важных положений Агни-Йоги сделали это учение более доступным широкому кругу людей, что в немалой мере содействовало его превращению в самое популярное в современной России философское эзотерическое учение.

Но в 1921 году Елена Ивановна ещё не знала о своей будущей миссии как «Матери Агни Йоги», как потом назовут её Учителя гималайской общины Архатов. И поэтому она продолжала допытываться у Учителя: почему он избрал для этой миссии именно её? Сможет ли она оправдать доверие Учителя и надлежащим образом выполнить доверенную ей работу?

Елена Ивановна была очень скромна не только в самооценке, но и в жизни. Несмотря на детство, проведённое в обстановке дворянской роскоши, она никогда не требовала для себя каких-то исключительных условий в чём бы то ни было. Став женой и матерью, заботилась о том, чтобы было удобно прежде всего мужу и детям, отодвигая свои интересы на второй план – и в больших, и в малых делах.

Типичным примером её отношения к своим потребностям является одно из воспоминаний З. Фосдик:

«Бедная Е.И. мне сегодня жаловалась, что всю свою жизнь мечтала иметь большой письменный стол, принадлежащий только ей. В Петрограде был куплен стол – его взял Н.К., ещё один, красного дерева, – дети забрали. “А я, – говорит, – работала, читала и писала в одном кресле”»[5].

Позднее, в период жизни Рерихов в Америке, Елена Ивановна исключительно стойко переносила годы финансовой нестабильности, уготованные Рерихам в Америке, сама выполняла такую работу, которую во всех более-менее обеспеченных семьях делала прислуга, и старалась не тратить много денег на книги. Всё время жизни Рерихов в США она сама готовила, а в Санта-Фе, помимо этого, ещё и сама топила печи.

Рерихов отделяли от Учителя тысячи километров, но на любом расстоянии Он наблюдал условия жизни своей ученицы, и, отдавая дань её отношению к самой себе, однажды во время беседы сказал Николаю Константиновичу: «…Лучше, Рерих, Урусвати деньги нелишние яви. Урусвати может себя обделить в деньгах. Урусвати может себя обидеть в еде.

Смотрю в душу чистую, красивую дерзновением, твою, Урусвати! Вулкан счастья уготован вам, пройдите заграждения! (…)»[6].

Это сообщение Мастера М. красноречиво свидетельствовало о личных качествах Елены Ивановны. Позднее Учитель подчёркивал, что черты характера (в Агни-Йоге они назывались также «качествами духа»), свойственные Елене Рерих, особенно её самоотверженность, высоко оценены Белым Братством:

«…Нам нравятся качества твоего духа. В тебе живёт самоотверженность, а для будущего подвига возможности умножатся. В тебе живёт созидательное сознание»[7].

В характере Елены Ивановны проявлялись и свойства, типичные для людей, родившихся под знаком Водолея, а именно – независимость и стремление к самостоятельности суждений. Однажды Елена Ивановна даже спросила у Учителя, «кот[орая] черта у неё преобладает, гордость духа или неповиновение». Мастер М. ответил: «Одно вытекает из другого»[8].

Заметим, что гордость духа (то есть независимость, самостоятельность) о которой говорила Елена Ивановна, конечно, не имела никакого отношения к гордыне, которая абсолютно не была ей свойственна.

Ещё одна характерная черта Елены Ивановны – она не любила обращаться к Учителю за помощью в земных делах. Эта тема однажды была поднята во время беседы с Учителем. Замечание Е. И. Рерих и ответ на него Учителя также записаны в её дневнике:

«(…) Е. Р[ерих] заметила, что она боится просить о помощи, считая это слабостью.

– Можешь. Урусвати, нужно ради Моих поручений не только молиться, но и требовать»[9]. Конечно, все эти жизненные примеры отнюдь не исчерпывают всего богатства необыкновенно одарённой, утончённой натуры, которой отличалась Елена Ивановна. Зинаида Григорьевна отметила необыкновенное сочетание, свойственное ей: блистательный облик светской красавицы наряду с глубоким, неженским умом и душой философа, исследователя, духовного подвижника и наставника, каковым она стала для всех последователей созданного ею вместе с Махатмой М. учения.

Характерная запись из дневника Зинаиды Фосдик: «Е.И. думала: кто из мифологии или истории её больше привлекает как мировая душа? И решила, что не Будда, который спокоен в экстазе любви и созерцания, а Прометей как душа в порыве стремления, посягающая на новые небеса, желая узнать, что за ними»[10].

Порыв, стремление, мятежные поиски Истины, желание раскрыть самые сокровенные тайны бытия, готовность к любым испытаниям, бесстрашие и твёрдость в достижении поставленных целей, – такова была сущность Елены Рерих. И это вечное духовное горение, эта внутренняя пассионарность непостижимым образом сочеталась в ней с неповторимой нежностью и материнской любовью ко всем, с бесконечным терпением, которым, вероятно, обладают только женщины; с великой самоотверженностью и готовностью принять на себя чужую боль…

Чем больше Зинаида общалась с Еленой Ивановной, тем больше удивлялась богатству души и художественной одарённости этой женщины. Она, несомненно, оказывала большое влияние на творчество своего мужа не только как муза-вдохновительница, но и как первый и, пожалуй, самый строгий художественный критик.

«Это дивная женщина, – писала З. Лихтман. – Она – вдохновение Н.К. Он без неё картину не напишет, всегда просит её выбрать ему место, где писать, и запоминать увиденные краски. Если место или выбранный им сюжет не понравится ей, он там ни за что писать не будет. М.М. ей говорил: “Учи мужа писать картины. Твой вкус – Мой вкус”[11].

Интуитивное чувство цвета было свойственно Елене Рерих с детства; в дневнике Зинаида отмечала, что не только муж, но и – в её раннем детстве – отец оценили её необыкновенный художественный вкус, и отец-архитектор всерьёз просил маленькую дочь помогать ему выбирать краски для эскизов.

Николай Константинович и сам подтверждал, что мнение Елены Ивановны о его картинах было для него исключительно важным. Он писал, что каждое произведение должно иметь два имени – мужское и женское, тем самым давая понять, что любимая жена играла огромную роль в его творчестве.

Позднее личный секретарь Николая Константиновича Владимир Шибаев, живший вместе с Рерихами в Индии, отметил в своих воспоминаниях ту огромную роль, которую Елена Ивановна играла в творчестве Н. К. Рериха.

«О той громадной роли, которую играла Елена Ивановна в жизни, делах и достижениях Николая Константиновича, следовало бы написать отдельную монографию, и я уверен, что ко времени она будет написана, – писал В. А. Шибаев. – Во всех отношениях она была «Ведущей», как Н.К. это изобразил на нескольких своих полотнах. Как часто, работая в своей комнате, видел я Н.К. пишущим новую картину в своей мастерской; видел, как он отходил на пару шагов, стоял, что-то обдумывал, а затем шёл наверх позвать Е.И. посмотреть новое произведение и посоветоваться с ней. Н.К. высоко ценил и принимал малейшие её советы»[12].

Зинаида Григорьевна также отметила, что Елена Ивановна была одарена удивительно развитым воображением – настоящим воображением художника. «У Е.И. поразительное воображение, она видит целые картины в облаках и так сообщает о них другим, что и все начинают их видеть. Благодаря ей мы видели и замки, и горы, и две широкие дороги, ведущие в дальний город, и высокую фигуру в остроконечной шапке, а потом два солнца. Мы наслаждались всем этим.

Е.И. учит всех наблюдать цвета на камнях: серые, лиловые, розовые – у неё учишься видеть природу в красках»[13].

Елена Ивановна признавалась Зинаиде, что любовь к музыке и живописи была у неё столь сильной, что она могла бы сделать искусство своей основной профессией. Но ей не дано было стать ни музыкантом, ни художницей, и она понимала, почему. Если бы искусство стало её профессией, то, будучи цельной, увлечённой натурой, она полностью отдалась бы только ему и не состоялась бы – в требуемой мере – как мать двух талантливых сыновей и как верная помощница своего мужа, не говоря уже о более глубокой духовной миссии, доверенной ей Учителем М.

Не ускользнули от внимания молодой сотрудницы Рерихов и необыкновенно тёплые, душевные отношения между знаменитым художником и его женой. «На прогулке они всегда держат друг друга за руку. Так прекрасно [они] любят друг друга, такая нежность в обращении, такая чуткость в понимании и столько преданности во взгляде, когда смотрят друг на друга. Более прекрасной и гармоничной любви между мужем и женой я не видела»[14].

Об отношении Николая Константиновича к жене-вдохновительнице Зинаида Григорьевна писала: «Е.И. он обожает, прямо молится на неё, она для него всё – весь мир. Между ними полная гармония, хотя они совершенно противоположны»[15].

Противоположность эту Зинаида видела в чертах характера Елены и Николая Рерихов. Несмотря на удивительную духовную гармонию, супруги имели разные темпераменты, что обусловливало и неодинаковое – в эмоциональном выражении – отношение к философским вопросам бытия.

«Какая это дивная, но бурная душа, всё мечется и всё ищет – отмечала в дневнике Зинаида. – Всё время старается разрешить тайны мироздания – сливается ли душа совершенная в Высшей Гармонии Духа или же продолжает свою эволюцию всё дальше? Наше ли личное “я” всё предчувствует или, как это говорят, Высшее Сознание или Голос Мастера? Где разница между инстинктом и духом? Как часто инстинкт бывает и высокого порыва, и когда он таковой – голос ли он духа или же только инстинкт? Потом Е.И. всё думает, будет ли полная красота в будущих проявлениях их жизни, сообразно с обещаниями Мастера, или же она разочаруется? Она очень боится разочароваться в красоте проявления творческой силы. Верит в красоту её и боится, что не всегда красота будет полной.

Е.И. жаждет высшего знания и стремится к нему. Не знает, чему ещё научится за этот год в Нью-Йорке, мечтает о поездке в Индию и “надеется, что она её удовлетворит”. Богатая, тонкая душа! Все эти переживания заставляют её глубоко страдать. Она прямо умиляется и поражается спокойствию и непоколебимости Н.К., который верит и знает, что всё случится как надо и в положенное время. Какие оба – огромные личности и какая разница между ними и в то же время полная гармония»[16].

Воспоминания сотрудников и учеников Елены Ивановны, долго общавшихся с ней в повседневной жизни, важны тем, что хранят в себе многие детали личностного облика великой женщины-философа, подвижницы и сотрудницы Великих Учителей.

Огромный духовный потенциал и творческая одаренность; необыкновенная скромность и готовность к любым испытаниям и лишениям во имя идеи; постоянство стремления к самопознанию и самосовершенствованию; терпимость, ласка и доброта по отношению к  окружающим и строгость по отношению к себе – такими качествами она запомнилась всем, кому довелось часто встречаться с ней. Высокие нравственные идеалы Агни-Йоги она несла миру не только в учении, созданном ею совместно с Учителем, и не только на словах – она несла их в своей душе, в своей каждодневной жизни. И именно поэтому ее духовное воздействие на окружающих оказалось таким значительным, а личное, человеческое обаяние – столь непобедимым.

 

 

Примечания:

[1] Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. М.: «ЭКСМО», 2013. Запись от 29.07.22.

[2] Там же, 09.12.22.

[3] Записи Учения Живой Этики, 01.09.29. Речь шла об одном из прошлых воплощений Е. И. Рерих – в качестве супруги императора Индии Акбара. – Прим. авт.

[4] Записи Учения Живой Этики, 12.06.21.

[5] Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах, 16.07.22.

[6] Записи Учения Живой Этики, 17.06.21.

[7] Записи Учения Живой Этики, 23.06.23.

[8] Записи Учения Живой Этики, 11.12.21.

[9] Записи Учения Живой Этики, 14.11.21.

[10] Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах,  07.11.22.

[11] Записи Учения Живой Этики, 14.07.22.

[12] Шибаев В. А. Из воспоминаний очевидца // Н. К. Рерих: жизнь, творчество, миссия. М.: «ЭКСМО», 2007. С. 92–93.

[13] Записи Учения Живой Этики, 21.07.22.

[14] Записи Учения Живой Этики, 18.07.22.

[15] Записи Учения Живой Этики, 29.07.22.

[16] Фосдик З. Г., 02.08.22.

 

 


№63 дата публикации: 05.10.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020