Грани Эпохи

этико-философский журнал №91 / Осень 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Удачин

 

Жизнь и судьба Велимира Хлебникова
на посту «Председателя Земного шара»

«Он мне показывал мне свои «доски судьбы» – большие листы, где были напечатаны математические непонятные формулы и хронологические выкладки, предсказывающие судьбы человечества. Говорят, он предсказал Первую мировую войну и Октябрьскую революцию… Несомненно, он был сумасшедшим. Но ведь и Магомет был сумасшедшим. Все гении более или менее сумасшедшие».

Валентин Катаев «Алмазный мой венец».

 

Владимир Маяковский: «Во имя сохранения правильной литературной перспективы считаю долгом чёрным по белому напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Аcеева, Бурлюка, Кручёных, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе».

 

Дмитрий Петровский: «Явно никогда, никому не открыл он своей миссии, но люди с душевной и духовной предуготовленностью к новому, что просочилось в современность, чуяли проходящего Великого. Очень в сущности неудобного и досадно-неприспособленного, обременявшего их часто человека, всё ж с неожиданной для них самих откуда-то вытекавшей почтительностью, склонялись перед ним, и грубо толкнуть не смели».

 

Из хронологии жизни. Запись от 2 марта 1921 года

Удостоверение

«Настоящее удостоверение выдано тов. Хлебникову Виктору в том, что он 17 декабря 1920 г. читал в коллегии лекторов Университета «Красная звезда» доклад «Опыт построения чистых законов времени в природе и обществе», причём в этом докладе указывал, что 21 января 1921 года должно возникнуть где-либо Новое Советское Правительство».

Заведующий мор. университетом «Красная звезда» Бородин. Баку, 2 марта 1921 г. Подпись руки тов. Бородина удостоверяет Начальник Общего Отдела В. Гуцало. 13 марта 1921 г.

С подлинным верно: Старший делопроизводитель Финотдела В. Колесников. 13 марта 1921 г.

 

21 января 1921 г. признана новая Советская Азербайджанская Республика.

 

Портрет кисти Михаила Ларионова. Ныне оценивается в 20 млн. долларов

 

Давид Бурлюк: «Велимир Хлебников пробыл в жизни как фантастический, диковинный, феноменальный организм, непрерывно творивший слова... Уже в 1912 году Хлебников стал увлекаться бесконечными вычислениями, и я дал ему деньги на издание малой брошюры, в которой он предсказал гибель Российской империи в 1917 году».

 

От автора

Да здравствует притяжение «родного к родному»!

Пришла пора написать о Велимире Хлебникове («ВХ»). Раньше писать было преждевременно. Да и невозможно. Все эти годы имя «ВХ» маячило на окраинах сознания, не подпускало к себе, вводило в растерянность, отталкивало загадочной, неприступной мощью. Являлось «вещью в себе». Отчего перо не могло держаться в подрагивающих руках. Теперь приспело.

Или только так кажется? Но попробовать следует. Право на попытку дано каждому. Тем более, право на попытку для автора имеет серьёзные основания. Какие же?

По здравому размышлению «ВХ» – родная душа автору. Судите сами. Во-первых, поэт, и, как оказалось, художник. Хотя автор не художник, но всё-таки, поэт. Во-вторых, «ВХ» – чрезвычайно любопытная личность, а всё непонятное не только отталкивает, но и парадоксально притягивает. Стоит только преодолеть невидимую черту. Неужели не осилю?

Однако складывается ситуация «плюс-минус», а значи,т может «пойти ток», может появиться результат. В-третьих, «ВХ» пристально вглядывался в глубины Космоса, размышлял о судьбах людей и народов, использовал сущность чисел, чем, в сущности, занимается и автор. Правда, смотрел на числа не с точки зрения нумерологии, а с какой-то своей, только ему понятной, особенной стороны. Автор питает надежду, что творческие линии с «ВХ» могут пересечься, тогда и обнаружится новое качество. Что же остаётся?

На свой страх и риск войти в диковинный лес вычислений «ВХ». Удастся ли? Когда стоишь у подножия высоченной горы и, задрав голову, смотришь на недосягаемую вершину, когда сердечко ёкает и замирает…

По слову Маяковского, «Хлебников – не поэт для потребителя. Его нельзя читать. Хлебников – поэт для производителя». Следовательно, в данном случаеавтор обязан стать «производителем», выдать некий результат. Обнаружить на примерах «ВХ» закономерности космической биологии.

И последнее. Вокруг «ВХ» по орбитам «вращается» множество знакомых и даже близких для автора лиц: Маяковский, Есенин, Пастернак… Науке известен закон природы, который можно сформулировать так: «Родное, принимает (притягивает) родное». Закон, с которым автор познакомился на университетских лекциях по химии. Закон универсален, ибо распространяется на всё проявления природы, в том числе и на жизнь общества. Итак, да здравствует притяжение «родного к родному»!

 

Википедия: «Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы… Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством».

Далее: «19 июля (1 августа) 1914 года началась Первая мировая война. Как и русско-японская, она побудила Хлебникова к поискам неких исторических закономерностей, которые помогли бы предвидеть события и не допустить новых войн».

 

Какую задачу ставит автор исследования? Для начала скромную: обнаружить источник, благодаря которому отошедший от поэзии и приникший к познанию тайны чисел «ВХ» написал следующее: «Итак, лицо времени писалось словами на старых холстах Корана, Вед, Доброй Вести и других учений. Здесь, в чистых законах времени, то же великое лицо набрасывается кистью числа и таким образом применён другой подход к делу предшественников. На полотно ложится не слово, а точное число, в качестве художественного мазка живописующего лицо времени» («Доски судьбы»).

Решая скромную задачу, автор не отказывается при случае и везении претендовать на нечто большее.

 

Картина рождения в стиле Хлебникова

Одного взгляда на «картинку» микрокосма рождённого 9.11.1885 года достаточно, что понять: жизнь Хлебникову предстоит многоликая, сложная, разноплановая и крайне нестабильная. Жизнь суматошная, обременительная, с избытком однообразных и незначительных событий. Что подтверждается мнением оставившего интересные воспоминания и близко знавшего «ВХ» Дмитрия Петровского: «Вообще произведения Хлебникова – это мозаика его биографии». И утверждением: «Велимир Хлебников был крайне эксцентричным человеком».

 

Автопортрет Велимира Хлебникова

 

Как обычно, автор обратился к биографии героя, дабы обнаружить заметные, ключевые, важные для исследования события жизни. И таких событий… не обнаружил. Обнаружил множество переездов, смен местожительства, проживаний в гостях, смены учебных заведений, множество писем и поездок к родным, непоседливости и скитаний. Словом, жизнь человека богемы.

 

«Изыскания в области непознанного»

(Из анализа микрокосма рождения)

Обзор градуса Момента рождения представляет картину-символ: «Собака с птицей в зубах бежит по полю, усыпанному маргаритками».

Итак, «ВХ» предстаёт в образе собаки, которая нашла нечто существенное (символическую птицу). Таким образом, «ВХ» является добытчиком. Добытчиком чего? Духовного знания, символизируемого птицей. И возникает вопрос: а не добытчиком ли того, что изложено в «Досках судьбы»?

Читаем: «Символ указывает на дальновидную личность, прекрасно разбирающуюся в поэзии и искусстве, одарённую замечательными умственными качествами и способную к глубоким изысканиям в областях непознанного. Но!

Если в его гороскопе поражён Меркурий, особенно со стороны Сатурна, то этот человек будет предрасположен к неверному использованию своей энергии и будет стараться ограничить права окружающих ради собственной выгоды. Это символ Дальновидности и Благоразумия».

Увы, энергии Меркурия в микрокосме рождения действительно поражены энергиями Марса и Плутона, и это склоняет предположить, что «ВХ» нерационально и неправильно использовал жизненную энергию. О чём это? О том, что «ВХ» заблуждался в расчётах пространства и времени, которые добыл опытным путём? Возможно.

 

Давид Бурлюк: «Я вёл с ним споры и просил писать стихи, романы, но с каждым месяцем всё более рукописи Вити стали покрываться числами и формулами, в коих я не мог разобраться».

При этом психоаналитик в Моменте рождения обнаруживает картину-символ: «Генерал, проявляющий благородство характера, признаёт поражение».

Кто в символе представлен генералом? «ВХ». То есть, значительным лицом. Признаёт ли «ВХ» поражение, будучи феноменальным организмом, не понимаемым современниками? Признаёт. И делает это спокойно и благородно. Причина тому простая, поскольку ключ к символу поясняет: «Имеется понимание, что и в поражении можно расти не менее, а, может быть, даже и более, чем в победе».

 

«Здоровье – всему голова»

Рождение «ВХ» произошло в знаке земли «Козерог». Судьбой управлял изгоняемый в «Раке» Сатурн, проявлявший себя в Доме «Работы, будней и здоровья».

Отсюда у «ВХ» предполагается «задержка выражения чувств и отчуждение от членов семьи, что могло привести к неврозу, способность к тяжёлому труду, получению особых способностей и специальных знаний. Необходимость следить за своим здоровьем, поскольку заботы и переработки могут спровоцировать имеющиеся хронические заболевания».

Что касается отчуждения от членов семьи, то тут можно поспорить, поскольку «ВХ» постоянно писал родным письма и неоднократно встречался с ними. Может быть, как раз благодаря отчуждению, поскольку чувствовал своё неблагополучие? Однако следил ли «ВХ» за состоянием здоровья? Это при бурно протекающей богемной жизни. Ответ напрашивается сам собой.

Из сказанного следует, что «увлечение» числами являлось не блажью, не пустым времяпрепровождением, а следствием имевшихся особых способностей и специальных знаний и задачей автора является обнаружить источник этих знаний.

Где же и когда «ВХ» мог получить «особые» знания? Вопрос. Не иначе, как в прошлых жизнях, поскольку биография на этот счёт сведений не даёт. В таком случае, следует внимательнее приглядеться к положению и содержанию Чёрной луны, тем более, что находится она вблизи Момента рождения. В прошлой жизни «ВХ» предположительно проявлял пассивность, но в ХХ веке карма потребовала исправить положение. Что и произошло, поскольку «ВХ» проявил творческие способности, расширил область познания, явил мощное воображение в качества мыслителя-исследователя, особенно в области музыки и поэзии, властность лидерства, возрождение новых возможностей первопроходца. Однако за это пришлось дорого заплатить. Заплатить потерей здоровья, что всецело подтверждается обстоятельствами конца жизни.

Википедия: «Весной 1922 года поэт начал страдать от приступов лихорадки. …Новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом. …Уже через две недели окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался».

 

«Рискованные предприятия обеспечивают успех»

Обзор градуса Сатурна являет картину-символ: «Акробат, выступающий в присутствии большого количества людей». Символ указывает на того, кто выходит к публике, чьи рискованные предприятия обеспечивают ему успех. Он видит много изменений в жизни, и временами ему приходится очень нелегко, но энергия и находчивость такого человека велики и дух его несгибаем. Это символ Известности.

Вероятную рискованность усугубляет конфликт энергии Сатурна с энергией Урана, протестующей против существующего порядка, проявляя непримиримую позицию, когда возможны несчастные случаи.

Дмитрий Петровский: «В то свежее время Хлебников ещё верил в реальное значение своего общества, он надеялся путём печати, и корреспонденции привлечь в общество лучших людей своего времени и, установив связь по всему земному шару, диктовать правительствам Пространства. «Захватить в руки Государства Времени лучших людей. И таким образом заставить Государство Пространства считаться с Государством Времени» (Из письма).

«Государством времени» является Государство «Эры Водолея» и по мысли «ВХ», именно оно обязано диктовать правительствам стран и народов (государствам пространства) свою волю. Ситуация конфликта планет, с точки зрения символизма, означает основные черты начала процесса учения. Что соотносится с появлением и распространение по всем континентам принятого от Великих Учителей Учения Живой Этики.

 

Борисов. Обложка к трём выпускам «Досок Судьбы». 1923

 

«Доски судьбы»

Велемир Хлебников: «Я хотел найти ключ к часам человечества, быть его часовщиком и наметить основы предвидения будущего. Это было на родине первого знакомства людей с огнём и приручения его в домашнее животное. В стране огней – Азербайджане – огонь меняет свой исконный лик.

…Уравнение внутреннего пояса светил солнечного мира найдено мной 25.IX.20 г. на съезде Пролеткульта в Армавире, на задних скамьях помещения собрания, когда во время зажигательно деловых речей вычислял на записной книжке А. А. времена этих звёзд.

Это уравнение впервые сковало звёздные величины и сделало их гражданами одного общего закона, наряду с людской общиной. Первое решение искать законы времени явилось на другой день после Цусимы, когда известие о Цусимском бое дошло в Ярославский край, где я жил тогда в селе Бурмакине <у Кузнецова>. Я хотел найти оправдание смертям.

…Человечество, как явление протекающее во времени, сознавало власть его чистых законов, но закрепляло чувство подданства посредством повторных враждующих вероучений, стараясь изобразить дух времени краской слова.

Учение о добре и зле, Аримане и Ормузде, грядущем возмездии, – это было желание говорить о времени, не имея меры, некоторого аршина.

…Впервые я нашёл черту обратности событий через 35 дней, 243 дня. Тогда я продолжил степени, и росты найденных времён стал примерять к прошлому человечества. Это прошлое вдруг стало прозрачным, и простой закон времени вдруг осенил всё. Я понял, что время построено на степенях двух и трёх, наименьших чётных и нечётных чисел. Я понял, что повторное умножение само на себя двоек и троек есть истинная природа времени».

Например: 1053 = 33 + 3 + 33 + 2 + 33 + 1, где число членов равно основанию, показатель старшей степени дважды взятая тройка, а другие показатели убывают на единицу, или всем знакомое число 365 = 35 + 34 + 33 + 32 + 31 + 30 + 1.

Далее: «Я не выдумывал эти законы; я просто брал живые величины времени, стараясь раздеться донага от существующих учений, и смотрел, по какому закону эти величины переходят одна в другую, и строил уравнения, опираясь на опыт.

Напротив, для двух обратных точек во времени очень своеобразна скрепа 3a + 3a или 3n + 3n, или в более простом виде 3n. Такая скрепа времени соединяет событие и противособытие во времени. Событие хода + А и событие обратного хода −А. Здесь твёрдое основание три и бесконечно растущий показатель степени n – не обратное ли течение счёта?».

Благо в «Досках судьбы» «ВХ» приводит многочисленные примеры применения открытого им закона, а именно обратности событий через 35 дней, то есть 243 дня. Казалось бы, понятно, можно попробовать и самому автору. Попробовал. Сделал аналогичные расчёты. Ничего не получилось.

 

Удовольствия таят опасность

Обзор градуса Солнца представляет картину-символ: «Балерина, только что сошедшая со сцены, разговаривает с несколькими мужчинами, которые льстят ей».

Символ картины указывает на личность, для которой удовольствия могут таить в себе опасность. Эмоции такого человека сильны и нелегко поддаются контролю, а его потребности и увлечения требуют немедленного исполнения. Он любит изящество в движении, искусстве, звуке – всё это приводит его в волнение и вызывает восторг. Этот человек пытается контролировать и влиять на других, но, в конечном счёте, он может обмануть самого себя. Пусть он будет осторожен. Это символ Пылкости.

 

Дмитрий Петровский: «Украинский язык, оставшийся до сего времени более непосредственным и свежим, сохранившим ещё звуковую символику, был необходим Хлебникову, занятому в то время исканиями в области языка».

 

«Богу следует доверять!»

Картина-символ Солнца называется «Женщина, оплодотворённая собственным духом «велика ребёнком». Ключ к картине указывает на «полное доверие указаниям Бога внутри».

Между тем, обзор градуса Марса открывает картину-символ «Странствующий паломник, опираясь левой рукой о посох, ведёт за собой небольшую группу мужчин и женщин».

Символ указывает на человека, детство которого находится под угрозой природных катаклизмов. Он будет вынужден столкнуться с испытаниями, страданиями и злоключениями как с искуплением деяний своего далёкого прошлого. Если судьба такого человека в том, чтобы жить, то его судьба также и в том, чтобы преодолевать препятствия, и он станет мудрым советчиком и проводником для своих собратьев. Это символ Расплаты».

Тезис «искупление деяний далёкого прошлого» поддерживает версию в отношении пассивности в прошлой жизни.

Картина-символ Марса указывает на «Нераспечатанное письмо». Символ наилучшим образом характеризует загадочное творчество «ВХ», для многих действительно явившееся «нераспечатанным письмом», коим являются оставленные потомкам «Досками судьбы».

Ключ к символу означает: «Понимание индивидуумом, что все мысли и все послания неизбежно должны быть разделены со всеми людьми».

Что, вероятно, и являлось движущей силой «ВХ» в устремлении к познанию числовых закономерностей жизни общества. Это означает: тем, кто не понимает достижения предполагаемого гения, когда-нибудь представится возможность «распечатать» письмо. Как и то, что «ВХ» творил не для современников, а для поколений будущего.

 

«Труды переживут творца»

Обзор градуса Луны рисует картину-символ: «Купидон держит в правой руке сломанную стрелу, а в левой – миниатюрный якорь».

Символ указывает на романтическую личность с артистическим темпераментом, увлекающуюся поэзией, искусством и теми научными исследованиями, которые возвышают человеческую душу над условностями нашего мира, зовут её ввысь, навстречу лунным горам и звёздным пространствам. Такой человек может оставить после себя научные работы, романы и стихи, которые переживут его. Но что бы этот человек ни делал и чем бы он ни занимался, он верит в это и всегда доводит дело до положительного результата. Это символ Приобщения».

Обзор градуса Юпитера являет картину: «Лунный серп как-то особенно ярко светится на фоне синего, усыпанного звёздами неба».

Символ указывает на личность в чём-то гениальную, очень артистическую, но не терпящую, если её пытаются как-то ограничивать, любящую скитаться по миру. Этот человек странствует с определённой целью, а не для праздных развлечений, так как он никогда не тратит время впустую. Обладая огромной верой, такой человек добивается признания и успеха. Это символ Озарения.

Этот же градус в понимании психоаналитика представляет картину: «Искатель оккультного знания читает древний список, который озаряет его ум».

Ключ к символу содержит предупреждение: «После кризиса следует перестроить и обновить сознание с помощью первоначального Откровения Истины Человека».

Обзор градуса Венеры обнаруживает картину: «Старый человек сидит на троне посреди облаков; его правая нога покоится на мече. Над ним – огромная яркая звезда, по обе стороны от него – два световых столпа».

Картина-символ указывает на гениального человека, чьи таланты вознесут его высоко над обычными мирскими делами, предоставляя ему возможность постигать запредельное. Всё, что он знает и чувствует, он стремится облечь в пульсирующие цветовые одеяния, с тем, чтобы нести красоту детям земли, возвышая их до созерцания истинного великолепия, находящегося за пределами любой рациональной мысли и привычного понимания. Это символ Бессмертия.

 

Работа первооткрывателя

Обзор градуса Урана представляет символ: «Дрезина катится по новой железной дороге, проложенной в изумительно красивой местности».

Символ указывает на артистичную личность с трудолюбивым, но властным характером. Такой человек призван выполнить работу первооткрывателя. Он является сторонником действия, и те знания, которые связаны с его прежним опытом, он будет склонен применять в других областях. Это символ Новаторства.

Дмитрий Петровский: «Свое "столпотворение", как выражался его брат, Хлебников вносил всюду с собой и заражал им окружающих, если его любили. Властвовать он любил и иного не переносил, какими бы средствами, хотя бы детскими капризами это ни достигалось».

Природа потребности во всём быть первым, наверняка откроется в положении и содержании высших планет микрокосма: Урана, Нептуна, Плутона. Уран в Доме «Наследство» находится в «милости» у энергии Меркурия и в «немилости» у энергий Сатурна и Венеры.

Положение возвышенного Урана указывает на то, что «ВХ» стремится разгадать тайны жизни, выходя за рамки физических явлений, проявляет интерес к физике IV измерения, понимает, что лишь духовные ценности имеют непреходящее значение. Его имущественное положение может неожиданно измениться, и так же неожиданно может быть смерть от несчастного случая.

Меркурий предполагает хорошую память, подвижную восприимчивость, самостоятельное мышление, озарения, оригинальность.

Энергии Сатурна и Венеры могут повредить быстрой сменой настроений, волнением любви с первого взгляда, общественной сверх активностью, а отсюда невозможностью постоянства в любви, протестом против существующего порядка, непримиримой позицией, склонностью к непоследовательности.

Дмитрий Петровский: «Я оглянулся на "Пуму" – он весь зрение. Он любовался цыганкой и был уже влюблён. Влюблялся Хлебников невероятное количество раз, но никогда не любил по-настоящему».

Положение Нептуна подпитывается благотворными энергиями Юпитера и Урана и воздействует на Момент рождения. Возможно, «ВХ» проявлял сильную эмоциональную связь с домом кармического происхождения, любил опекать весь мир. Не потому ли получил титул «Председатель Земного шара»?

Отсюда следует, что «ВХ», вероятно, обладал тонкой интуицией и ясновидением, таинственной внешностью, притягивал людей как магнит, легко завоёвывал доверие, проявлял чувствительность к спиритуальным влияниям. Кроме того, мог стать жертвой обмана и заблуждения, получал помощь от других, не заслужив её, склонялся как к затворничеству, так и бродяжничеству, обладал безбрежной фантазией и преувеличением.

Дмитрий Петровский: «Декларацию мы написали вместе; чтобы дать понятие, насколько она была фантастична, упомяну только об одном положении: "Все творцы: поэты, художники, изобретатели должны быть объявлены вне нации, государства и обычных законов. Им на основании особо выданных документов должно быть предоставлено право беспрепятственного и бесплатного переезда по жел. дорогам, выезд за пределы Республики во все государства всего мира. Поэты должны бродить и петь».

Что касается Плутона, то положение в микрокосме «обещает» настойчивое желание «задавать тон» по месту жительства, что многим может не понравиться, занятия в доме таинственными делами при склонности к оккультизму.

Негатив, образующийся при воздействии энергии Марса, предполагает странные эмоциональные желания берущие начало из глубин подсознания, возможность следования скрытым причинам, отношения с людьми проблематичные, когда фантазия воспламеняет желания.

На конец жизни «ВХ» выпало немало испытаний. Дмитрий Петровский пишет: «За этот год он перенёс 2 тифа, 2 тюрьмы, белую и красную, и те, и другие принимали его за шпиона (документов Хлебников никогда не имел), холодность друзей к «неряхе». Причина? Таких, вероятно, было несколько. В том числе «власть и ответственность, подразумеваемые требованием лидерства».

 

Конец жизни

Википедия: «Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии, где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников слёг, поражённый параличом. Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит.

Уже через две недели было очевидно, что это не так – окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве (8 участок, 6 ряд).

 

Могила Велимира Хлебникова на Новодеввичьев кладбище

 

 


№96 дата публикации: 01.12.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020