Грани Эпохи

этико-философский журнал №91 / Осень 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Учение Жизни об Израиле

Так Голос, звучавший на горе Синай,

был Гласом Матери Мира.

Письма Е. И. Рерих, 1936г., т. 4,стр. 92

 

Непростая судьба Израиля: через него миру были даны 10 заповедей нравственной жизни людей, город Иерусалим был «центром мира» при царе Соломоне, и были заложены основы иудео-христианской идеологии; затем было разрушение Иерусалима и изгнание евреев из Израиля, и, наконец, восстановление Государства Израиля через 2000 лет, – всё это порождает вопрос: а какова историческая миссия Израиля, в чём заключается «избранность» еврейского народа? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим, что сказано об Израиле в Учении Жизни, предварительно дав некоторые сведения об Израиле.

 

Некоторые сведения об Израиле

На протяжении последних трёх тысячелетий слово «Израиль» обозначало как Землю Израиля (ивр. ‏אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‏‎, Э́рец-Исраэ́ль), так и весь еврейский народ. Источником этого названия служит Тора, которая в Библии представлена в 5-ти книгах Ветхого Завета, где в «Первой книге Моисея. Бытие» описывается, как праотец Иаков получает имя Израиль. Об этом говорится дважды. Первый раз Иаков получил это имя, когда бороться с ангелом (Быт. 32:27,28). Во второй раз об этом сказано так: «явился Бог Иакову [в Лузе] по возвращении его из Месопотамии, и благословил его, и сказал ему Бог: имя твоё Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарёк ему имя: Израиль. И сказал ему Бог: Я Бог Всемогущий; плодись и умножайся; народ и множество народов будет от тебя, и цари произойдут из чресл твоих; землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию (Быт. 35:10-13)».

Впоследствии еврейский народ стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне».Современное государство было названо «медина́т исраэ́ль» (ивр. – ‏מדינת ישראל‏‎, англ. –State of Israel – «Государство Израиля», в СССР и на постсоветском пространстве название искажено и представлено как «Государство Израиль»).

В имеющейся у меня книге: «Письма Елены Рерих 1929–1939, том 2», стр.280 (Минск, «Латаць»,1999) в письме от 9.12.36 сказано: «Теперь на ваш вопрос о значении слово израиль. Те раввины, с которыми нам пришлось встречаться, дружно подтверждали, что израиль означает именно избранный. Так, избранным или израилем называется каждый непредубеждённый и чистый ум, чтущий древнее Откровение или единый Источник всех религий и философии».

Как человек, знакомый с ивритом, могу отметить, что слово Израиль на иврите ‏‎состоит из двух частей: יִשְׂרָ(йшар) и אֵל‏‎.(эль). Первая часть слово означает: прямой, честный, справедливый; вторая часть слова – к Богу. То есть Израиль, его народ должен быть прямым, честным перед Богом и, видимо, в этом его предназначение, в этом суть его избранности.

 

 

На флаге Израиля изображён очень сильный символ – шестиконечная звезда, которая трактуется как «щит Давида» или «печать Соломона», которая была у Него на перстне. Пифагор рассматривал шестиугольник, образованные двумя скрещенными треугольниками, как символ творения.

В «Тайной Доктрине» указывается, что еврейский народ – выходцы из Индии. Одно из низших племён вышло из Индии и смешалось через браки с теми семитическими народностями, с которыми им пришлось столкнуться в странствовании своём. Потому евреи не чистые семиты, но в них течёт и арийская кровь.

«...Народы появляются и исчезают соответственно Божественному Плану. С самого начала существования человечества Логос предначертал, какие расы и народы и какие подходящие для них религии и науки появятся одна за другой на Земле. Исполнителем же Его воли на нашей планете и является Великое Белое Братство, которое и приводит Его план к осуществлению» (С.Стульгинскис. Семь Великих Тайн Космоса, Изд. Эксмо-Пресс, 1999 г, стр. 707).

 

ГАЙ 1954.162 «...Наше благословение над всем, что служит выполнению Плана Владык. План Создали Мы, и Мы его Проводим в жизнь...»

 

Согласно этого Плана более 3000 лет назад израильскому народу были даны Благословения, если будет он поступать по уставам Господним, и наказание за презрение законов Моисея, а также Память о Заветах, которые были Даны народу.

В «Ветхом Завете» в «Третьей книге Моисеевой. Левит» глава 26 посвящена описанию этого, где, в частности, сказано: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в своё время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле [вашей] безопасно;

Если же не послушайте Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так: опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены.

И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; и тогда как они будут в земле врагов их, – Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить зовёт Мой с ними; ибо Я Господь, Бог их» (Лев.26:3-5,14,15,32,33,42,44).

На этом не заканчивается План Владык относительно Израиля. Перед переходом реки Иордан, чтобы войти в страну Обетованную, в «Пятой Книге Моисеевой. Второзаконие», в главе 30, в частности, говорится следующее:

«Когда придут на тебя все слова сии – благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберёт тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края неба, и оттуда соберёт тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмёт тебя, и [оттуда] приведёт тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь её во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих; и обрежёт Господь Бог твой сердце твоё и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе; тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя, а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа [Бога твоего] и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня; с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь [Бог твой] о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих» (Втор:30:1-9).

В «Ветхом Завете» представлены 17 Книг Пророков Израиля от Исаии до Малахии, изложенные на 250 страницах мелкого шрифта. Исторически часть заветов была выполнена, но большинство из них не нашли воплощения в жизни. Почему это так случилось? Почему даже Божественные пророчества не реализуются? Вот, что говорится о пророчествах в Учении Жизни.

 

Община 24. «Что есть пророчество? Предуказание определённого сочетания частиц материи. Потому пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра».

Община 25. «Могут ли пророчества остаться невыполнимыми? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить.

Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию.

Пророчества издавна идут из Нашей Общины как благие знаки человечеству. Пути пророчеств разнообразны: или внушаемые отдельным лицам, или неизвестно кем оставленные надписи. Пророчества лучше всего оповещают человечество. Конечно, символы часто затемнены, но внутренний смысл создает вибрацию. Конечно, исполнение пророчества требует настороженности и устремления».

Грани Агни Йоги. 1953 г. 137. «Ошибочно думать, что если что-то должно быть, то оно непременно и будет. «Должно быть» означает, что даётся полная возможность иметь предуказанное, но конечным условием всё же будет воля человеческая. Надо, чтобы она допустила или, во всяком случае, не препятствовала правильной и законной реакции собранных для этой реакции элементов. Печальное явление упущенных возможностей и несбывшихся пророчеств именно на этом и обосновано».

Листы Сада М. Озарение 101. «Закон наполнения пространства подобен цементу. Явление легенд, пророчеств, всяких знамён имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства».

 

Представляется, что План Владык Проводился в жизнь, в том числе, избранием израильского народа для воплощения в нём Ведущего Владыки под разными Великими именами, такими как: Моисей, Соломон, Христос с целью создания причин для Эволюционного духовного восхождения народа Израиля и других народов мира с помощью:

– Учения Тора, 10-ми Заповедей, высеченных на Скрижалях Заветов на горе Синай Моисеем; эти и множество других исторических событий представлены в Библии, где, кроме 5-ти Книг Моисеевых, такими произведениями являются Книги: Иисуса Навина, Судей Израилевых, Царств, Паралипоменон, Ездры, Нанесении, Эсфирь, Иова и 17 Книг Пророков;

– мудрости царя Соломона, обеспечившего расцвет и могущество Государства Израиля; в «Ветхом Завете» это нашло отражение в Книгах: Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона;

– Учения Христа, неприятие этого Учения в Израиле, распятия Христа, рассеивания евреев по странам мира, распространение Учения Христа за пределами Израиля; все эти исторические события представлены в Книгах «Нового Завета»;

– возрождения Государства Израиль, репатриация евреев из более, чем 100 стран рассеивания, с превращением Израиля в «мини модель мира». Это можно рассматривать, как «созревание к суждённому сроку пространственных зёрен, которые были захоронены в великом Космическом Вместилище Будущего».

 

Восстановление Государства Израиль после двухтысячелетнего изгнания еврейского народа рассматривается многими еврейскими и христианскими теологами как осуществление завета, заключённого между Богом и Авраамом, и исполнение Его обещания сохранить Израиль и возвратить его в Землю обетованную.

Во многих источниках возрождение государства Израиля рассматривается как чудо, как воплощение слово Бога и выполнение его обязательств. Изучающие Учение Жизни знают, что Владыки, которые реально Управляет миром, не делают что-то по своей воле, а Исполняют Веления Космических законов.

 

ГАЙ 1964 г. 141. (Март 24). «Люди надеются на чудо, а чуда нет. Есть Закон причин и следствий. Им определяется течение планетной жизни. Когда Говорим, что Знаем, Имеем в виду знание причин, которые должны породить соответствующие им следствия, если Колесо причинности приведено в действие и кармические Законы вступили в силу. Когда Говорим о суждённом будущем, Знаем причины и условия, долженствующие выявить его утверждение. Мало сказать «Знаем», не только Знаем, но и Видим. Пространственные зёрна будущих следствий покоятся в великом Космическом Вместилище Сущего и, будучи захоронены там, зреют к суждённому сроку».

 

Рассмотрим, что говорится в Учении, с точки зрения связи Израиля с такими Великими именами как: Мория, Моисей, Соломон, Христос, а также Указание, что все Учения вышли из одного Источника. Кроме этого, рассмотрим, что сказано в Учении относительно народной кармы.

 

 

Гора Мории

Мориа (ивр. ‏מוֹרִיָּה‏‎) – гора, на которой, согласно еврейской традиции, должно было быть совершено жертвоприношение Исаака. Согласно Книге Бытия эта гора находилась в «земле Мориа». В Ветхом Завете Мориа появляется дважды.

В книге Бытия (Быт. 22:2): «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Во второй книге Паралипоменон (2Пар. 3:1): «И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина». После построения Храма это место получило так же название «Храмовая гора».

 

 

Рассмотрим, какие Указания имеются в Учении Жизни, связанные с Горой Мориа.

 

Листы Сада Мории. Зов.

«1.063. Устремите силы на просвещение народа.

Любите Меня – счастье придёт, как заря утра.

Поражу вредящих.

Осторожно вознесите сокровище Храма на Гору Мории.

Учитель шлёт вам благословение.

Учитесь понимать Меня.

Покойны будьте в вере. Помогу искателям».

 

«1.156. Создали вы дело, которое и богачам не под силу.

Но приносимая чистая жертва отдаётся Богом, принесшим Исаака по чистой вере. И Гора Мории, принявшая жертву, сохранит сокровище сердца.

Не малое дело подняли вы и положили достояние своё на явленный жертвенник, не хвалясь и не воздвигая устремления личного.

Являя истину, разве Могу умолчать о приносящих полезное явленной жнитве среди холода бури?

Устав Мой охраняя, охранены будете.

Нужда не коснётся явления Моего.

Успокоение – в свете Истины.

Явленная Гора – не испытание, но поручение».

 

«1.202. На Гору Мории ходили для жертвы.

Трудно молиться, когда ум занят.

Воля должна охранить место молитвы.

Лучше знать людей, чем умиляться масками.

Если бы сердца людей были наполнены красотой, не был бы нужен подвиг, но тёмных так много.

Это должно показать путь тернистый всякой правды».

 

«1.207. Космос отражается в зрачке каждого глаза,

И Бог почиет в каждом сердце.

Горе изгоняющим Бога!

Лучше не знать, нежели предать.

Явили Учителя, и Имя Мессии произнесено в Доме Моём.

Не малому, не ничтожному свидетелями станете.

Облако Горы Бога просветится, и молния Гласа осветит бездны.

Новые, новые, новые – чудные, разумеющие, вознесённые соберутся.

Учитель дал вам явить Лик Свой – зовите народ под Кровлю Мою.

Построена, и определена, и обведена плугом труда Гора Мории».

 

Представляется, что вышеприведённые строки показывают, как высоко ценит Владыка то, что происходило на горе Мории. Вновь подтверждается приверженность Владыки обещаниям, Данным Израилю много веков тому назад: «Устав Мой охраняя, охранены будете».

 

 

Моисей Водитель

Под таким названием Николай Рерих в 1925–1926 году написал ниже представленную картину, о которой в свои книге «Алтай – Гималаи» сделал такую запись: «Моисей Водитель – на вершине, окружённый сиянием неба».

 

Н. К. Рерих. Моисей Водитель

 

«Хочу ещё передать, что Моисей должен быть включён в цепь Имён Махатмы Мории. Теперь понятно, почему эта картина так величественна и прекрасна» (Рерих Е. И. Письма в 9-ти томах, т.1, п.37).

Мир Огненный. I, 648. «Много знаков даётся человечеству, нужно лишь не забывать их. Каждый из вас помнит эти вехи, разбросанные в разных годах жизни. Когда Скрижали явлены, тогда нужно лишь читать их и в мужестве следовать к Свету».

Иерархия. 301. «Время очень величественное! Помните, пока Моисей на горе готовил скрижали, народ внизу предавался безумию. Но телец беззакония всё же разрушился перед Заветом Высшим!»

ГАЙ 1953. 63. (Фев. 6). «...Пока народ бесновался у подножия, Моисей Готовил на вершине Скрижали Завета. Пока волнуется море житейских событий и кипит планетный котёл, выбрасывая ненужную накипь, в тишине молчания и в уединении, в келье самоуглубленного духа, собираются сокровища мысли Владыки, дабы, когда пробьёт Час, быть отданными миру. Неповторяема ценность даваемых сокровищ, и нет, и не было ничего, чему можно было бы их уподобить».

 

Явлению «Скрижалей Завета» на горе Синай Николай Рерих посвящает и другую картину (1931 г), представленную ниже.

 

Н. К. Рерих. Скрижали Завета

 

На картине Моисей собственноручно высекает на камне текст Десяти заповедей, согласно Пятикнижию, начертанный самим Богом.

 

Представляет большой интерес письма Е. Рерих А. Клизовскому, который посылал на рецензию Е. Рерих главы своей книги «Основы Миропонимания Новой Эпохи».

Ниже представлены выдержки из этих писем с материалами, касающимися Израиля.

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 26 мая 1934 г.

«...4. Моисей был воистину великим Вождём, и Вы правильно отмечаете, что он явился творцом народа израильского, но не идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времён. Потому утверждение, что «народ еврейский понёс эту идею в мир», не совсем точно. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящён и в тайное знание, в Единство Космоса, Единство в многообразии. И эту идею Единства он утвердил в виде Единоначалия именно в массах, закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему именно был избран образ Иеговы, как руководящее начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла наука о светилах в Древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим светилом.

И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической религии евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и Пантеоны других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все Планетные Духи, которых почитает католическая церковь.

5. Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики. Весь ход, всё развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому измышлению.

6. Моисей был в полном смысле Вождём и Законодателем, и на нём лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве, и в силу этого усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нём основы порядка, строительства и государственности. Все намёки на жестокость и мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубеждённым умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов, жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных преступлений и растлений говорить о жестокостях законов Моисея.

Кроме того, назовёте ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно понятие.

7. Также относительно пресловутого изречения – «Око за око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не кажется ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону кармы? И если мы прочтём следующие слова Христа (Матфея 5, 21): «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной», то этот закон, выраженный устами Христа, будет много суровее закона Моисея, если не принять и его в том же смысле непреложного закона кармы. Потому явим справедливость.

Также в той же главе, стих 17-18, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». А евреи, как мы знаем, жили законами Моисея. Некоторую кажущуюся непоследовательность дальнейшего утверждения в той же главе, стих 38-39: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую...» – можно отнести к некоторой неполности в передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет отношение к закону кармы (объясню ниже).

Представим себе положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его заданием? На его обязанности Вождя и земного Законодателя лежала защита и ограждение вверившегося ему народа и нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости».

В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своём. Потому слова «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую...» я рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам...», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы? И возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего силами духа, и, конечно, отпор врагу, нанесённый без злобы в сердце, оккультно во сто крат мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвящённым и знал силу обратного удара. В том же смысле следует понимать и сказанное в Книге Второзаконие (книга Моисея): «Мне отмщение и Аз воздам». Именно Апостол Павел приводит это изречение в своём Послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить.

Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета. При переводе «Тайной Доктрины» на русский язык мне приходится постоянно сталкиваться с этими неточностями.

Каббала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока через Веды, Упанишады, Орфея, Египет, халдеев, Ассирию и Пифагора и т.д. Во всяком случае, субстратум её тождествен со всеми другими системами. Основы Каббалы именно следует отнести к самым древним временам. В «Тайной Доктрине» Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о Космогонии из Индии, от халдеев и египтян. Потому и Моисей, как еврей и ученик египетских жрецов, должен был знать о законе кармы».

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 31 мая 1935 г.

«Также должна добавить, что Десять Заповедей Моисея свидетельствуют о высоком моральном уровне этого Законодателя и навсегда останутся в ряду Величайших Заветов, данных и даваемых человечеству. Последователи Его также предали Облик Его, как и современная Церковь исказила Облик Христа. И ещё раз повторю, что «око за око и зуб за зуб» есть лишь непреложный, неумолимый закон Кармы и Христос говорил о нём ещё твёрже и грознее».

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 17.03.1936.

«...Теперь о Иегове. Иегова не всегда обозначает планетного Духа Сатурна. Все подобные Символы имеют много значений, и часто одно наименование покрывало целый ряд понятий или заместителей. Эзотерически Иегова означает «Элохим». Так, Голос, звучавший на горе Синай, был гласом Матери Мира. Также верно, что еврейский народ зародился под лучами Светила Сатурна, пока что больше доверить бумаге не могу. Не скрою, что некоторые теософы порицают Вашу прекрасную книгу, но это хорошо, ибо это возбуждает больший интерес к ней....»

 

 

Царь Соломон

В 1923 году перед отъездом из Америки в Индию Святослав Рерих написал картину «Царь Соломон», представленную ниже. На ней изображён библейский царь, держащий золотую чашу. За ним – Иерусалимский Храм, воздвигнутый на Горе Завета. На руке Владыки – перстень. На картине Соломон – седобородый старец, завершающий путь жизни, испивший чашу судьбы, жертвовавший собой ради построения «Храма Истины».

 

С. Н. Рерих. Царь Соломон

 

Вот, что сказано о царе Соломона в Учении Жизни.

 

Листы Сада Мории. Зов.

«1.113. Сурово начинаете светлое дело, но свет знамени Моего осенит вас и направит на путь явления Правды Моей.

Умейте начать, Учитель умеет послать вам щит.

Ту Я чую удачу, которая сопровождает исполнение Воли Моей.

И перстнем Соломона Свидетельствую и Знаменую.

Я дал, Я даю, Я дам.

Не по ничтожеству, но по славе явите рвение».

 

Рерих Е. И. Письма. Том 6, 08.12.1938

«Теперь о Соломоне. Когда высокий Дух приходит на Землю для выполнения определённого задания, Он ничем не должен отличаться от смертных, и потому Он принимает на себя и все условия и обычаи данного времени и народа. В этом и заключается великое самоотвержение. Так и упоминаемые Вами наложницы являлись необходимым атрибутом царского величия по понятию того времени. Но не бросается ли Вам в глаза ничтожное количество потомства Соломона, а также насколько всё приписываемое Ему находится в резком противоречии с Книгою Притчей Соломоновых и Екклесиастом? О Соломоне иначе, как о мученике, никогда не говорилось ни одним из Великих Учителей».

 

Рерих Е. И. Письму. Том 7, 12.12.1944.

«Но и «Это пройдёт», можно вспомнить это мудрое изречение великого Царя, оно мне очень близко, в нём и мужество, и надежда, и великое терпение. Соломон – не только живой Образ, но один из Величайших. Нет ни одного мифа или легенды, которые не имели бы в основании своём ту или иную Великую Индивидуальность, действительно существовавшую тогда (и существующую сейчас). К этому заключению (без слов в скобках) присоединились теперь все наиболее «просвещённые» среди учёных».

 

ГАЙ 1955. 275. «...Только овладевшему собою и победившему себя дозволено всё, но рабу – ничего. Мера овладения собою и обуздания себя есть мера вседозволения. Астральное рабство – это рабство самое горшее из горчайших. Учитесь в свободе совершать свои дела, но не в рабстве. Соломон был царём. Это был, воистину, царь духа. Дух мощный, свободный и мудрый. Он явил миру пример того, как среди всех богатств мира и возможностей иметь всё, что только человек ни пожелает, можно сохранить свободу духа и быть действительно победителем прельщений земных, ибо он победил мир. Победа над миром в нужде, бедности и горе достигается, но как трудна она, когда карма даёт всё, все блага земные, всю земную власть и богатства. Многие совершали подвиги в затворе и отшельничестве и победили, но немного тех, кто во главе царств земных совершили его. Царь Соломон и Император Акбар Великий дали пример человечеству того, что дух, воистину, непобеждаем ничем, даже царскою властью».

 

ГАЙ 1953 (1). 194. «Если путь в духе, если решение в духе, если всё – в духе, то допущено всё. И можно владеть всеми вещами и не заслужить порицания Учителем. И можно ничего не иметь и быть упрекаемым в неизжитом чувстве собственности. Можно иметь триста жён и девятьсот наложниц и быть царём духа. И можно никого не иметь и быть жалким рабом своей похоти. Ибо всё в духе. Допущено всё и дозволено всё, но лишь тогда, когда всё взвешено на весах Беспредельности и когда чаша весов духа перевешивает чашу земную. В этом великая свобода духа. Свободен, свободен, свободен, свободу свою и силу свою над земными притяжениями осознавший. Ему, осознавшему, дозволено».

 

О царе Соломон сложено множество легенд и рассказов, в том числе и рассказ Николая Рериха «Царь Соломон», и его картина (1935–1936 гг.) о полётах Соломона на ковре-самолёте.

 

Н. К. Рерих. Китайская сказка

 

 

Великий Путник

Ниже представлена картина Николая Рериха «И мы видим». Есть ещё одно название этой картины – «И узрим», взятое из авторского списка картин художника за 1917–1924 годы. На ней изображён Нерукотворный Лик Христа, запечатлённый на полотне.

 

Н. К. Рерих. И мы узрим (И мы видим)

 

Обратимся вновь к письмам Елены Рерих.

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 26 мая 1934.

«...Существует еще более гнусная выдумка относительно Христа. В своём желании отделить Христа от ненавистного им еврейского народа некоторые «последователи» Христа не останавливаются даже перед такой гнусностью, как приписать рождение своего «Бога» случайному совокуплению Пресвятой Марии с беглым римским солдатом!!! И этим объясняют русые волосы и синие глаза Христа! Куда же идти дальше!!!»

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 30 июня 1934 г.

«На странице 200 я изъяла бы по нескольким причинам самые последние строки: «Не уподобимся лишь древним евреям и т.д....» Никогда не следует слишком лягать какую-либо национальность. Кроме того, некоторые евреи, не признающие Христа своим Мессией, гораздо ближе именно к Учению Христа, нежели средневековые инквизиторы и многие современные книжники, богословы и иереи. Также во имя Истины нужно сказать, что Христос действительно не был тем обещанным им Писаниями Мессией. Мессия Евреев тождественен Майтрейе, Калки Аватару, Мунтазару и т.д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет звучать духовная эволюция Нового Цикла. По древнейшим еврейским Писаниям, Мессия в Книге Своих еврейских жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей и Соломон, Сын Давида, также как Калки Аватар по индусским традициям – воплощения Рамы и Шри Кришны, творца «Бхагавад Гиты»; и, наконец, Майтрейя, согласно буддистам, перед своим последним проявлением должен явиться в земной сфере как Владыка Шамбалы. Может быть, Вы догадаетесь и узнаете Тот Высокий Огненный Облик, который объединяет в себе все эти и ещё другие великие воплощения, устремлённые к самоотверженному подвигу на Служение Человечеству. Явление Христа была величайшая Жертва, и об этом мы когда-нибудь побеседуем с Вами, но Он не Мессия. Конечно, сказанное о Мессии в связи с Христом Вы не будете вставлять в Вашу книгу и даже широко оповещать среди членов Общества. Лишь самые преданные Учению могут это знать – Карл Иванович, Рихард Яковлевич, – но о том, что Майтрейя и Калки Аватар и Шри Кришна – Единая Высочайшая Индивидуальность, можно говорить. И если Вы прочтёте в этом духе «Бхагавад Гиту», Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно, это так. И теперь Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха – Владыка».

 

ГАЙ 1952. 534. «Пиши, Мой друг, и сегодня. Преодолеем и воздействие чужой ауры. Не сама по себе она вредна, но потому, что привлекает постороннее и внешнее влияние и мешает проявлению психической энергии. И если Я, посещая в Палестине те или иные селения, не Был в состоянии совершить в них чудес по неверию их жителей, то не так ли и ты при соприкосновении с низшими аурами не в состоянии оявить восприятие тонких энергий? Будь всегда настороже и помни, что среди людей есть очень много тушителей, парализующих энергию или же являющихся каналами для тушителей из Тонкого Мира».

 

ГАЙ 1952.612. «...Огни духа длительны в своём действии. И там, где по Земле проходит Служитель Света, он оставляет как бы каналы Света, прорытые в местности, где ступала его нога. И там, где он пребывал более или менее длительный период времени, остаются очаги Света. Меняется самая атмосфера местности, или дома, или обители светоносного духа. Почитание мест жизни Великих Духов имеет очень глубокое значение, основанное на знании воздействия огненной ауры на окружающий земной мир. Свет трансмутирует окружающую сферу. Так называемые святые места могут действительно быть местами особой значимости. Так создаются магниты светоносные, действующие века. Их трансмутирующая сила может быть огромна. Технически они представляют собою сгущённые кристаллы Света высшей светоносной материи, выраженные в определённой форме и пребывающие в месте концентрации огненной энергии. Так же и священные предметы представляют собою как бы сгустки Света, накопленные и собранные вокруг их материального символа».

 

ГАЙ 1953(2).457. (Сент. 22). «Светила разделяются по стихиям. Это деление резко проходит через все миры: минеральный, растительный и животный. Преобладание той или иной стихии, обусловленное пространственными лучами, комбинирует в данной форме жизни элементы, стихиям соответствующие, и в должном их сочетании. Есть, например, лунные растения, собравшие в себе свойства стихии воды. Есть растения огненные, концентрирующие в теле своём энергию огненную. Ива и сосна, осина и эвкалипт, папоротник и роза – кто же будет отрицать их резко противоположные качества и свойства. Так деление всего по стихиям, а, следовательно, и по лучам светил зарождающих, будет уже основным, а не произвольным, как это делалось до сих пор при неверной, выдуманной и несоответственной классификации, хотя бы растений. Классификация химических элементов сразу же открыла законы их жизни и взаимодействия друг с другом, то же самое произойдёт и с классификацией всех форм жизни по стихиям и принадлежности их к светилам, их зародившим. Также и человечество разделится не по цвету кожи, национальности и прочим временным признакам, но по лучам. Принадлежность людей к тому или иному светилу поможет людям объединиться и осознать свою силу как коллектива, единосущного своему Владыке и светилу, за Ним стоящему. Есть нации особенно живучие и упорные, познавшие тайну луча своего светила. Конечно, знают не все, а лишь овладевшие тайной наукой, но они тысячелетиями держат ключи в своих руках и собратьев своих нераспылёнными. Даже в Тонком Мире такой народ держится вместе. К сожалению, отвечают они в громадном своём большинстве лишь на низшие октавы луча своего правящего светила, но всё же объединены им прочно. Но есть светила повыше, и главенство будет принадлежать тем, кто рождён под ними. Низшее подчиняется, но высшее управляет низшим. Уран господствует. И не детям Сатурна состязаться с ним. Глубока и космична борьба. Народы, в неё вовлечённые, лишь орудия лучей своих светил и слепые выразители битвы космической. Притяжение и отталкивание идёт по лучам. Лучи объединяют народы. Народы идут, подчиняясь Космическим Велениям, то есть начертанию лучей Дальних Миров. Столкновение пространственных лучей, вызвавших великую битву, закончится, и силою же лучей утвердится Новая Эпоха. Всё происходящее на Земле идёт под воздействием незримых лучей и ими одними и обуславливается. Эта великая и часто невидимая сила отрицается человечеством. Но Уран побеждает, и наступает Эпоха Урана. Лучи – властители жизни, и в сердце каждого человека незримо властвует луч его светила, давший ему жизнь».

 

ГАЙ 1952(1).186. (Апр. 27). «Нет более печального явления, нежели нерадивый хранитель духовных богатств. Можно и раздавать их, но сколь же осмотрительным нужно быть при раздаче. А что, если розданные сокровища уйдут на худое дело и огни духа сделаются факелами поджога? Будьте осмотрительны при духовном даянии. Можно дать много и можно дать мало, но всё же лучше недодать, чем передать. Непродуманная раздача влечёт за собой предательство. Не выдерживает дух человеческий тяжести даров духа. Плевки, издевательства, удары и поношения озверевшей толпы на Крестном Пути разве не доказательство этому? А ведь встречали пальмовыми ветвями и ходили толпами. Давайте осмотрительно. Я Знал, что Даю, и Знал плату людскую за Даяние, но вы не знаете. Потому будьте мудры и зорки. И если святыня данная будет попрана ногами их, ответственны вы, и удар одарённых обрушится на вас. Потому Наш Закон – открывать врата лишь на зов. Открываем лишь устремлённому духу. Дайте, когда видите устремление, но замкнитесь на зов инертности, или любопытства, или неосознанных, смутных, невыкристаллизованных желаний. Будь точен в соблюдении этого закона. Мы Даём по соответствию. Давай так и ты».

 

Надземное.153. «Урусвати знает из апокрифов, что люди хотели сделать из Великого Путника народного героя. Такие желания нередко высказывались по отношению Великих Учителей. Происходило печальное недоразумение. Конечно, Великий Учитель и есть герой и вождь, но многие сознания не могут вместить истинное значение этих понятий, – так свиваются терновые венцы.

Урусвати слышала Голос Великого Путника, но мог ли он принадлежать водителю толп? Именно толпы своими криками ввели Путника под особые страдания. Толпы, те же самые толпы кричали о царстве, и они же торопили казнь. Так они своеобразно способствовали исполнению пророчеств.

Невозможно представить, какая карма ложилась на множество безумцев! Могут теперь многие помнить события, которые легли на плечи многих поколений. Это не наказание, но следствие безумия свободной воли. Когда Советую очень воздерживаться от неразумных слов и мыслей, тем самым Прошу подумать о будущем.

Учитель мог пройти путь подвига и без рычаний толп, но именно даже исцелённые Им наполняли пространство угрозами и проклятиями. Такое проявление свободной воли можно называть многими именами, но всё-таки оно останется свободной волей. Правильно считать свободную волю высшим даром, но как разумно нужно пользоваться этим драгоценным сокровищем!»

 

ГАЙ 1954.10. «Немыслимо, чтобы один человек мог простить грехи другому человеку, то есть нейтрализовать или прекратить ход и развитие порождённых данным проступком причин. И корни, и следствия этих энергий вне власти человеческой. Колесо причинности, пущенное в действие, не может быть остановлено ни покаянием, ни отпущением греха даже за плату. И всё же дана формула «Прощаются тебе твои грехи». Но даже последователям Сказано: «Возьми крест свой и следуй за Мной». В глазах наркомана лежит печать самоосуждения и падения. Грехи, то есть поступки, вызывающие тяжкие следствия, накладывают на дух, их допустивший, печать обречённости. Повреждённые души можно узнать по глазам. Причина и следствие связаны прямой линией. Допускающий ошибку вред наносит, прежде всего, самому себе. Самопоранением своего микрокосма можно назвать действия предосудительные. Известное количество ошибок может вызвать остановку эволюции духа, что тяжко ложится на сознание безысходностью. Не от следствий проступков Освобождает Учитель, произнося указанную формулу, но от давления груза, мешающего духу двигаться по спирали эволюции. Именно сбросив тяжесть, парализующую дух, устремляется освобождённое сознание по пути восхождения, но взяв крест с собой, то есть карму свершённых деяний. Таким образом, не об отпущении греха говорится, но об освобождении от власти его над сознанием, мешающей сознанию двигаться. Печать обречённости снимается с духа властью Учителя, и дух, воспрянув, может продолжить прерванный путь. Эта возможность даётся всем, даже разбойнику и блуднице. Под влиянием Света Учителя человек обретает возможность устремляться духом, несмотря на груз за плечами. Человек обретает величайшую свободу восходить духом, несмотря ни на что. Только так можно понять искупление и искупительную жертву Спасителя. Каждому дан путь и возможность сбросить цепи, мешающие движению. Искуплена и уничтожена безысходная замкнутость круга, обрекавшая человечество на застой и регресс. Жертва принесена, дабы люди могли восходить».

 

ГАЙ 1954.152. «Итак, всё проявленное имеет свои два полюса единой вещи. Рождение и смерть. Обычно люди живут одним или в одном из полюсов явления. И только мудрость видит оба и поднимается над обоими, чтобы видеть явление в целом. Так рождение и смерть дают картину целой жизни, два полюса – целое. Но жизнь земная будет лишь полюсом жизни надземной, значит, круг большей жизни ещё шире. Но круг воплощения в материю со своими двумя полюсами лишь только малая часть одного Круга, скажем, четвёртого Круга с его сознанием воплощений Индивидуальности на всём протяжении Круга. А за ним, за четвёртым Кругом, другой полюс – Пралайя, завершающая Цикл. Но ведь таких Кругов семь, заканчивающихся Великой Пралайей. А за ней новые жизни на новых планетах, и так без конца. Мудрость проводит более длинную линию или берёт более широкий круг и рассматривает явление, как бы велико оно ни было, поднявшись над ним и увидя оба полюса проявленной вещи. Потому Говорю: «Мудрость живёт в вечности». Потому Говорю: «Приковать своё сознание и своё понимание к одному полюсу явления, как бы мал или как бы велик он ни был, значит допускать ошибку, которая искажает Истину или, во всяком случае, берёт только одну её половину, забывая о другой». Люди в своём мышлении, подобно страусу, прячут голову в песок или стоят, словно аист, на одной ноге. Но даже аист ходит на двух и летает на двух крыльях. Диалектика, отрицающая Мир Тонкий незримый, тоже является однобокой и не устоит против действительности. Потому утверждается мудрость, видящая оба полюса вещи единой или любого явления. Хочу ввести сознание в Мир Мой, признающий полюсность явлений в Беспредельности проявленного. Так будущее будет неизбежным и неотрицаемым полюсом прошедшего и его антиподом. Если прошлое – тьма, то будущее – Свет. Итак, Свет будущего обусловлен тьмою прошлого и переходным моментом настоящего, которого нет и которое мгновенно становится прошедшим. Утверждаю неизбежность циклического бега явлений во времени, дающего спираль с точкой противостояния. Зная это, можно спокойно и мудро смотреть в будущее, рычаги которого или причины, порождаемые мудрость, держит в своих руках. Почему Предсказал Мой Приход и славу Грядущего Света победного? Ибо Знал. Ибо во тьме, охватившей Землю, на Кресте, в муках и смертью позорной Заложил основание Нового Мира, держа рычаг причин явлений будущего в Своих Руках. Так большой круг господствует над малым, и явление в целом – над его полюсами. Так Мы Управляем миром, создавая причины, далёкие следствия порождающие. Люди видят обычно лишь то, что непосредственно у них перед глазами. Но мудрость проводит более длинную линию. Только из неизменяемости Великого Цикла можно понять циклы малые, до биения пульса или пульсации атома, ибо нет ни великого, ни малого, но всё обнимает собой Беспредельность. Нужно понять двойственность явлений в Круге восходящей и нисходящей спирали эволюции и инволюции. Нужно понять, что день сегодняшний имеет свою противоположность, своё отражение в грядущем. Так нет ничего тайного, что не стало бы явным, и порождения, или причины, следствия не приносящие».

 

ГАЙ 1957 г. 408. (Сент. 13). «Дадим напоминание о грядущем. Не видно его, но оно уже есть, оно существует незримо. В мире причин оформлена его сущность. Как город не виден за лесом, так и будущее – за настоящим. Отсутствие видимости или невозможность увидеть ещё не означает того, что нечто не существует. Подобно тому, как первый Приход Спасителя на Землю является необходимой ступенью второго Пришествия. Точно так же и всё происходящее ныне есть неизбежная ступень Прихода Владыки Майтрейи. Спираль неизбежности обуславливает то, чему быть надлежит в днях ваших. Ожидайте Его, и шаги Будущего могут зазвучать явно».

 

ГАЙ 1957г. 435. (Окт. 6). «Великий закон равновесия управляет миром. В основании его лежит принцип полярности. Зарождаясь из центра, явление направляется к одному из полюсов, и движется там по окружности спирали времени, и достигает кульма. Продолжая движение, уменьшается в силе своей манифестации. Движение по спирали идёт к противоположному полюсу через точку нейтрализации, или уравновешивания, с тем, чтобы, перейдя её, снова достичь своей кульминационной точки, но уже у полюса противоположного. Так в спирали времени движутся явления жизни. По торжеству тьмы и мраку в момент крестных страданий Спасителя и смерти Его можно судить, по закону непреложности кармической спирали, о Свете и полной победе Его, когда снова придёт Он на Землю. Также и тяжкая, полная самоотречения и великих трудов жизнь Матери Огненной Йоги уравновешивалась несказуемой радостью Общения и постоянной Близости Владыки и радостью возможности получения космических знаний путём личных полётов. Много тайн в жизни Архата и Тары. Неисповедимы Пути духа. За жизнью тернистой и трудной стоит другой её полюс, полюс радости духа и осознания великолепия огненного Сфер Высших. Чтобы понять путь Великого Духа, надо видеть жизнь его в целом, оба её полюса: один – погружённый в материю, другой, восходящий в Надземные сферы. За каждое страдание, за каждую слезу, за каждую крупицу труда во Имя Владыки великий закон, уравнивающий схему явлений, приносит награду свою, утверждая и усиливая полюс явлений диаметрально противоположных. Закон действует непреложно. Ошибок не бывает. Преследуемые, пострадавшие, лишённые, подавляемые, ищущие и ненашедшие – все получат награду свою по роду нанесённого духу ущерба, получат и уже получают, но в аспекте измерений иных, высших, немогущих быть ограниченными очевидностью плотной. Истинно, Говорю вам, велика награда ваша, вас, пламенно устремлённых. И великий Закон Равновесия, правящий миром, ручательством служит того, что скорее прейдут Луна и Солнце, чем слова Владыки, вам счастье несущие в жизни в мирах».

 

 

Все Учения вышли из одного Источника

 

Листы Сада Мории. Зов.

«1.246. Аум к Иегове относится, как косяки одной двери.

Все – знаки одного коридора жизни».

 

Община, 3.81. «...Явим понимание Учений жизни. Как Моисей приносил достоинство человеческое, как Будда устремлял к расширению сознания, как Христос учил полезности отдачи, и как Новый Мир устремлён к дальним мирам! Подумайте, какие сопоставления нас окружают. Подумайте о камне основания. Подумайте о данном пути. Подумайте, как границы Космоса с вами соприкасаются. Припомните шаги чудесных напряжений не в книге, но в жизни. Подумайте, сколько не было поднято и не вмещено, и, всё-таки, мы стоим на месте. Потому не отчаивайтесь ошибками, но восходите Иерархией Учения».

 

Община. 3.205. «Нам не нужны благонамеренные Никодимы, приходящие ночью и молчащие днем в Синедрионе. Каждый должен хранить тайну доверенную, но должен иметь слова о Нас. Слова твёрдые, могущие ошеломить противника.

Скажите – любопытно видеть говорящего о том, чего не знает. Если будут говорить против кладов, скажите – даже море полно запечатанными бутылками.

Будут говорить против Общины, скажите – почитающий Христа, Будду или Моисея не дерзнёт говорить против Общины Блага. Самое худшее – сказать ложное обвинение, ибо в нём и ложь, и клевета, и предательство, и невежество. Скажите – раз Учитель существует, почему не пользоваться Его разумными Советами? Сами не пользуетесь ими, ибо не знаете, как получить их. Торопитесь узнать о Махатмах не в истории, но в жизни; пока же оставьте невежество при себе».

 

Агни Йога. 4.090. «Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания. Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идёт из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы. Мы легко Тору заменяем гимнами Вед и заветы Будды соединяем со словами Христа, ибо не видим отличия в Учениях одного Источника.

Чую трудность явления Моего без знаков Учения среди народа. Нужно разбросать среди малых зёрна Учения. В срок эволюции зёрна всходят быстрее.

Утверждение чистого действия будет знаменем Нашим».

 

Агни Йога. 4.092. «Считайте часы больших явлений. Уже начинается слияние Вед с Трипитакою и с Каббалой, и заветы Учителей уносят невежество. Явите внимательное наблюдение над ростом знания в разных частях света. Утверждающие и отрицающие идут в одном направлении. Неповторенное время, как врата к суждённому. Мертвы, которым урочный час кажется обычным».

 

Агни Йога. 4.508. «Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и когда он заострён, он сливается в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий Земли.

Возьмём примеры. Рамакришна не был интеллектом, и Акбар, и Соломон могли дать благоденствие мудрости, но интеллект был лишь шире обычного адвоката. Синтез духа открывает все сферы. Духовное напряжение накапливает пространственную психическую энергию. Духовное напряжение может вести в любые сферы астрала».

 

ГАЙ 1957, 330. (Июль 28). «Христос – прошлое, Мория – настоящее, Майтрейя – будущее. Так сочетаются в едином понятии Великого Сердца уявления Его времени. Могущий вместить протягивает нить Света из прошлого в будущее через настоящее, не разрывая её. Под многими Обликами Являлась в мир Великая Индивидуальность и Запечатлела Свет Свой в сознании народов в различных аспектах и формах. Но сущность Его оставалась единой, и цель оставалась всё той же: поднять человечество на следующую ступень духа. Много доказательств тому сохранилось в веках в виде различных Учений, каждое из которых называлось Великим. Как грани алмаза сияли они отблеском единой Космической Истины, доступной пониманию людей своего времени. Если все эти Великие Учения собрать, получилась бы жемчужная нить Единого Учения Света, каждая жемчужина которой поражала бы своей особой неповторяемой красотой и необычностью. Не повторено ничто, но нить цельность являет Единого Космического Знания».

 

ГАЙ 1964 г. 141. (Март 24). «Люди надеются на чудо, а чуда нет. Есть Закон причин и следствий. Им определяется течение планетной жизни. Когда Говорим, что Знаем, Имеем в виду знание причин, которые должны породить соответствующие им следствия, если Колесо причинности приведено в действие и кармические Законы вступили в силу. Когда Говорим о суждённом будущем, Знаем причины и условия, долженствующие выявить его утверждение. Мало сказать «Знаем», не только Знаем, но и Видим. Пространственные зёрна будущих следствий покоятся в великом Космическом Вместилище Сущего и, будучи захоронены там, зреют к суждённому сроку. Зерно-причина родит результат-следствие. Действие Закона неодолимо. Зная Законы причинности, Мы Совершаем в должное время посевы Космических Зёрен и к сроку ожидаем всходы, созвучные заложенным причинам. Две тысячи лет тому назад совершился Великий Посев: Майтрейя и Великий Приход следствие. Посев приурочивается к Звёздному Циклу и следствие тоже. Сочетание Посева и Жатвы с энергиями пространственных Лучей Дальних Миров вводит построения Наши в рамки непреложности. Когда Произносим: «Да будет так», Приводим в действие силу Великого Закона. Для Нас всё только лишь следствие. Потому Утверждаю будущее как непреложность и в День Годового Праздника Говорю: Суждённому быть надлежит. Заповеданное будущее непреложно наступит, когда исполнится срок. Так Говорю, так Утверждаю в День Великого Праздника Света».

 

 

Карма народа

 

Е. И. Рерих А. И. Клизовскому. 26 мая 1934 г.

««Непринятием Учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в связь с другими же подобными случаями именно в один ряд. Конечно, непринятие очищения древнего Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство, и преследование Его учеников тяжко повлияли на карму еврейского народа, точно так же, как и преследование последователей Будды и изгнание буддизма из Индии браминами породило печальную карму Индии. Именно это утверждение в такой же мере сейчас должно относиться и к христианскому миру. Словесное признание и исповедание Христа – одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу – совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черед христианскому миру сделать выбор своей кармы».

 

ГАЙ 1952(1).423. (Авг. 28). «Учение Жизни устремляет один конец дуги сознания в бесконечное прошлое, к Началу вещей, а другой – к концу, к Завершению, и к Началу всего, и в высочайших точках Начала концы дуги соединяются, давая круг сознания. Манвантара замыкается у одной и той же высокой точки Начала Бытия проявленного мира. И дуги, устремлённые во времени, идут вверх, к Началу Начал, туда, где соединяются и прошедшее, и будущее, то есть к Вечности. Надо жить вне точки настоящего, в большом круге понимания Жизни, то есть в Вечности, и момент настоящего рассматривать как прохождение сознания по кругу Вечности. Соприкасание сознания с точкою окружности спирали даёт иллюзию настоящего, ибо гигантская окружность Манвантары есть лишь оборот спирали Эволюции Космоса. Сама окружность спиральна и состоит из миллиардов спиралей: больших и малых, и малейших. Ибо спирально по своему строению всё, что существует во времени. И каждая спираль начинается с начальной точки колесницы бесконечной причинности по всем планам бытия. Человек – творец – породитель спиралей причинностей. Дух рождает огненной мыслью в материи низшей вихри спирали, зарождающей явление. Не перерыв бытия, но видоизменение, то есть трансмутация, то есть Эволюция, то есть исполнение Космического Закона. Не нарушение закона, но исполнение. Ибо не нарушить Пришли, но исполнить. Приходил на Землю не нарушить спираль Ветхого Завета, то есть Учений, данных ранее, но исполнить, то есть завершить строение восходящей спирали. Но книжники и церковники не приняли и отвергли то, что должно было лечь во главу угла: Меня отвергли и мощь Космического построения. И потому разрушено было их Царство и Город. Ибо спираль их построения безжизненно повисла в пространстве, не поддержанная Законом Космическим. Но спираль Моего Учения мощно продолжала восходить в сияющие чертоги будущего. Ибо Земля прейдёт, и Луна прейдёт, но Спираль Моего построения устремлена в Вечность и от Вечности, и она есть идущая из глубин времён. Есть огонь творящий, побеждающий инертность материи и её выявлений. Я – Строитель добрый, Я – Строитель Вечного Храма Жизни. Я – Ведущий и завершающий космический звёздный путь человечества вашей планеты. Идём через тысячелетия к Вечности в спирали вечного восхождения. И Ведущий – Я».

 

ГАЙ 1954.328. «Мало придают люди значения воздействиям сфер, окружающих Землю, в то время как этими влияниями обуславливается жизнь человека. Каждый народ живёт как бы в сфере деяний совершенных, взаимопорождая с ними явления новые. Отречение от старого мира означает и сознательное освобождение от пространственных цепей прошлого. Закристаллизовавшиеся нагромождения веков давят на сознание, замедляя бег эволюции. Между тем как человек, не желая того, несёт ответственность за каждую слезу, пролитую где-то, и наполнившую пространство эманациями горя, и добавившую тягость пространственному нагружению, осуществляемому явно аппаратом человеческим в виде так называемых настроений или беспричинных состояний духа. Поймут, наконец, люди, что горе одного касается всех и страдания человеческие, где бы они ни имели место, тяжко ложатся на сознание всего коллектива человеческого. Одни несут это планетное бремя, осознавая свою ответственность за Землю, другие несут, не понимая, за что и почему, но несут все в размере сознания своего. Чем выше сознание, тем тяжелее нагрузка, и тягчайшую Несёт Великое Сердце. Сейчас, когда мысль приобретает особое пространственное значение и изолироваться нельзя даже в отшельничестве, которое было возможно когда-то, когда мысль была около человека, наступает время особо острого осознания общей ответственности и ответственности каждого отдельного человека за всё и за всех. «Все за одного и один за всех отвечает» – формула грядущего Нового Века».

 

ГАЙ 1954 г. 407. «Если лучшее и высшее, что Даю, не меняет, то что же может тогда изменить: худшее и тягчайшее? Так не будем на себя навлекать волны кармы путём непринятия Высшего Знания и лучших возможностей. Лучше отвернуться, обратиться против отвергнувшего путём привлечения противоположного полюса явления. Толпа, улюлюкая, глумилась надо Мною, плевали и били Меня, а ведь Дал им Свет Свой, который Принёс. И лучшее, принесённое Мною, будучи отвергнуто, заменилось худшим, влекущим за собою волну кармической справедливости. Горе отвергнувшим Свет и тем тьму пригласившим в сущность свою. Потому Свет посылаемый примите, потому не создавайте магнита для тьмы. Ныне день конечного разделения полюсов – или тьма, или Свет. И тьма, и Свет магнетичны. Люди мало думают о магнетичности тьмы, тем самым делая себя жертвами тёмных притяжений. И если свет, который в человеке, тьма, то что же эта тьма, этот тёмный магнит магнитно к себе привлекает? Не тьму ли? Притяжения бывают и светлыми, и тёмными».

 

ГАЙ 1969 г. 015. (Янв. 7). «Придаём большое значение желанию потрудиться на Общее Благо. Когда желающих будет достаточно много, наступит Сатиа Юга. Готовность сознаний и астрологические сроки находятся в прямой связи друг с другом. Космические Сроки не всегда считаются с желаниями человеческими. Жертвы последней войны и концлагерей совсем их не хотели. Карма не посчиталась с десятками миллионов пострадавших людей. Поэтому и оставшиеся немногие годы могут внести стремительные изменения в положение общепланетное. Космический Магнит определяет события, и людям не под силу бороться с неизбежностью огненной. И ранее перемещались неоднократно центры мировой культуры. Возникали и гибли целые государства. Рушения Римской Империи ничто не могло предотвратить. Также и наступления Века Майтрейи не остановят ни дипломаты, ни ядовитые газы, ни водородные бомбы. Наступит он стремительно, и Наша забота только о том, чтобы «не дать барсу прыгнуть». Когда сроки наступят, он уже не будет опасен и его конвульсии не вызовут мировой катастрофы. Сроки идут».

 

Мир Огненный. ч.3, 304. «Урусвати знает, насколько своеобразно касается карма целых стран. Можно себе представить, как смешиваются кармы: личная, родовая и народная. Вы увидите страны, как бы несущие на себе какое-то проклятие.

История этих стран может дать некоторую разгадку, но могут быть причины, не вошедшие на страницы истории. Спросят – неужели несправедливость, совершенная в отношении одного человека, может отразиться на целой стране? Может, тем более, что многие воплощаются в одном народе. Все такие обстоятельства увеличивают ответственность человечества. Телесные особенности передаются на многие поколения, тем печальнее, что люди не думают, что могут передаваться все кармические признаки. Урусвати права, полагая, что лучше воплощаться в разных народах».

 

Надземное, 365. «Урусвати знает, что любовь к человечеству не исключает любви к родине. Можно встретить заблуждение, что отдельный народ тонет в понятии человечества. Некоторые воображают, что такое толкование будет знаком широкого мышления. Мы достаточно часто говорили о всём человечестве и устремляли к нему внимание, тем более уместно теперь сказать о понятии родины.

Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит к определённому народу. Кармические условия устремляют человека к определённому месту. Перед воплощением человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на Землю, но, в конце концов, оно становится неизбежным и в последнее мгновение оно становится добровольным.

Прикасание к различным народам создаёт особую близость или отчуждённость, но веские причины направляют пришельца к определённому народу. Зная всё это, можно понять притяжение человека к родине. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине.

Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определённому месту, но и к определённому заданию послужить некоему народу.

Люди, нередко отвергают родину, вследствие разных привходящих обстоятельств. Они не знают сущности вещей и не исполняют своего кармического задания. Нередко они скажут старую, циническую пословицу: «Где хорошо, там и родина». Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины. В смутах теряется достоинство человеческое. Под миражём всеобщего понимания, люди теряют всякое понимание. Значит, нужно обратиться к основам, действительно, научным основам. Познание законов Кармы научит различать назначения человека.

Мыслитель стремился развивать истинное понимание родины. Он говорил: «Граждане, служите родине и знайте, что вы пришли сюда выполнить великий долг».

 

«Карма связывает целые группы людей на долгие и долгие тысячелетия» (Из письма Елены Рерих от 17 апреля 1934 г.)

 

«Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить» (Из письма Елены Рерих от 12.12.34 года).

 

Мир Огненный, ч.3, 076. «Явление разрушения многих стран напрягается мощно, вся земная битва сопровождается мощными битвами на Высших Мирах. Все, кто знают значение народной Кармы, могут осознать происходящее. Нужно задуматься над теми событиями, которые потрясают Мир. Легко убедиться, как тёмные тучи покрывают многие горизонты. События в каждом уходящем строе указывают на то будущее, которое сменит настоящее. Космический Магнетизм очищает и собирает новые силы. Тени мрака над смещаемыми странами. Где не установится равновесие в продолжении короткого времени, там соберутся тучи, которые решат судьбу тёмных стран и их водителей. Народная Карма напряжена на Западе и на Востоке. С Севера идёт Новый Свет. Юг трепещет от огня подземного. Так решится Карма народов. На пути к Миру Огненному запомним, что народная Карма разрешается мощными событиями».

 

Мир Огненный, ч.3 353. «Волны, которые захватывают народы, исходят от народной Кармы. В Космическом Строительстве каждая эпоха оставляет свои волны в пространстве. Когда наступает срок и магнитному притяжению, все волны начинают действовать, тем Карма неизбежна. Когда в древних Писаниях сказано было – «Всё от Отца Небесного», то, именно, закон Кармы был назван. Всё творится по этим волнам, которые уходят в пространство и сохраняют вечную связь с планетой. Связь между Миром надземным и земным обусловлена этими волнами. Рекорды пространства состоят из этих волн, и народы творят свои исторические искупления. Сознание, что всё переходит в волны пространства, может пробудить лучшие устремления. На пути к Миру Огненному явим устремление к улучшению народной Кармы».

 

 

Об «избранности» народа

Еврейские общины существуют в более чем 100 странах мира, самые крупные – в Израиле, США, Франции, Канаде, Великобритании, России, Аргентине. С середины ХХ века происходила эмиграция евреев из мусульманских – арабских и неарабских – стран, в результате которой численность еврейского населения в этих странах заметно сократилась, а в некоторых – Афганистане, Ливии, Судане, Алжире – опустилась до нуля.

 

Представляется, что «избранность» еврейского народа заключается в следующем:

– быть народом, который прошёл ступень восхождения принятием Торы и следованием Её Заповедям вот уже на протяжении 3000 лет, а так же получением первыми Апостолами, которые были евреями, Учения Христа 2000 лет тому назад, и распространение его за пределы Израиля по всему Миру;

– отказом от возможности спасти Иисуса Христа от распятия римлянами, что своеобразно способствовало Ему исполнению кармически неизбежной искупительной жертвы Спасителя и Заложить основание Нового Мира, совершив Великий Посев, следствием которого будет Майтрейя и Великий Приход; это событие было искажено наветом о распятии Христа евреями и служило поводом многочисленных погромов и мирового антисемитизна, который проявляется во многих странах и до настоящего времени;

– быть народом, рассеянным практически по всем (более 100) странам Мира, с несломимой стойкостью к ассимиляции, несмотря на погромы и трагедии Холокоста, унесших более 6 миллионов жизней, что составило половину всего населения евреев в мире; в течении 2000 лет стойко выдерживать погромы как волну космической справедливости за издевательством над Христом во время его крестного хода, а также в преддверии наступления Космических Сроков быть трагическим участником конца Кали Юги, когда Карма не посчиталась с миллионами пострадавших в последней войне в концлагерях, что позволило им, расплатившимся с кармическими долгами, войти в Новый Мир и послужить основанием для возрождения Государства Израиль;

– быть народом, возвращённым из рассения по странам Мира и возродившим из пепла Государство Израиль, которое, с точки зрения разнообразия и особенности его населения, можно рассматривать как «Мир в миниатюре»;

– победной стойкостью во всех войнах в попытках тёмных сил уничтожить Государство Израиль или сломить изнутри путём уступок Верховному суду в исполнении реальной власти, навязывания так называемого «мирного процесса», вредоносных отступлений от завоеванных позиций в Ливане и Газе, недооценки угрозы уничтожения со стороны Ирана;

– служить доказательством существования Высшей Воли; при наступлении Эволюционного Срока, вслед за Ведущей страной (Россией), реализовать приход Новой Эры в Израиле и стать Светочем Человечества (как указано в пророчествах), т.е. быть наглядным примером этой возможности для всего Мира;

– быть ведомым Высшим Иерархом Планеты, Который трижды был с еврейским народом, как Моисей, как царь Соломон, как Иисус Христос.

 

В завершение рассмотрим следующие Наставление из Учение Жизни:

 

Надземное, ч. 2, 14.468. «Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение даётся не без причины на определённом языке. Можно исследовать все Учения от давних времён и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения.

Иногда полагают, что Поучение даётся на том языке, который ближе получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык избран по надобности.

Можно видеть, как Наставления давались на разных языках и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Так язык, на котором даётся Учение, своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет своё задание, и каждый народ имеет свою обязанность.

Немало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдии трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Потому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы после не жалеть о легкомысленных суждениях.

Люди привыкли судить легкомысленно, они надеются, что никогда не поздно изменить решение. Но изменить очень похоже на измену, иначе говоря, на свойство, которое Нам особенно отвратительно. Не может быть легкомыслия там, где обсуждается психология целого народа и значение целой эпохи.

 

Когда Израиль получил Тору – Учение на горе Синай, было время восхождения его народа. При царе Соломоне Израиль достиг своего наивысшего могущества. В настоящее время Учение Жизни дано на русском языке, и проявить ступень восхождения следует «Ивану Стотысячному». Другими словами, настало время для русского народа стать «избранным или израилем», как понимала это выражение Елена Рерих.

 

Подготовил:

Александр Файнлейб,

Израиль, 06.11.21 г.

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020