Грани Эпохи

этико-философский журнал №91 / Осень 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Учение Жизни о силе слова

Подборка из записей «Грани Агни Йоги»

 

1951. 115. …Смотри в жизни вокруг себя. Смотри, как слабы и размагниченны люди без ограды, открывающие себя всем, – пустые оболочки. Сила прямо пропорциональна сдержанности и молчаливости. Сдержанность и болтливость. Подумай о тайне слова и звука. Сила молчания – явление особого порядка. Тишина молчания присуща спокойствию Владыки. Молчания, а не болтливости, не опустошённости, выдавшей всё. Так в понятие молчаливости и сдержанности включим ещё и понятие охраны святилища сердца.

1952. 110. …Приходим к тому же, то есть к выводу, что высшая сила огней, то есть огненной мощи духа, выражается в согласованности, и что согласованность, или гармония огненных энергий, есть рамка, или форма, их выявления и притом единовозможная. Потому высшая согласованность есть венец всех качеств и достижение высочайшего порядка. Назовём её синтезом качеств. Так синтез, как верхушка пирамиды, увенчивает всё строение и завершает его. Всё – в одном, и для и ради этого одного – всё. Так, если слово выражает собою точку, или пункт, где собрано всё сознание, нет, всё существо человека как в точке удара единорога, то какова же его мощь? Какова же мощь слова, или мысли, или действия? Вот почему вложение всего себя в работу, или какое-либо действие, или вообще во что-либо столь эффективно по своим следствиям. Делайте всё, но целе- и полноустремлённо. Весь микрокосм направляет силу своих энергий в один пункт. Потому бессильны слова опустошённые. И нельзя извергать поток слов, сообщая им силу. Количество обратно качеству.

 

1953. 52. Слова – корабли мысли. На кораблях плавают. Так и на кораблях мысли можно уплыть в направлении, им соответствующем. Слова, с глубоким сосредоточением повторяемые, могут и мысль направить по желаемому руслу. Так разделим слова на два вида: слова Света и слова тьмы, слова, ввысь и в бездну ведущие, слова жизни и слова смерти, слова созидающие, и слова разрушения. Пену и накипь слов, посреди лежащих, отнесём к тёплым и тёпленьким. Их участь и участь носителей и породителей их знаем. Ибо горе тому, кто был ни холоден и ни горяч. И каждое слово можно рассматривать, прилагая к нему данные мерки. Так оценим слова, нами произносимые. Нужно или молчать, или, произнося творящее слово, знать ответственность за каждое, на Архата возлагаемую. Он говорит, но знает, что на острие каждого слова висит жизнь или смерть. В царство произносимых слов он входит сознательно и, вкладывая в каждое огонь мысли, знает, что совершает непоправимое, то есть то, что уже изменить нельзя, и потому никогда не прободает пространство словами, пути восходящему не соответствующими. Слово как форма выражения мысли от мысли неотделимо. Слово есть оболочка мысли, как бы физическая форма её, независимо от того, выражена она в виде звука или начертания. Слово можно назвать также стрелой мысли. В форме слов оратор мечет стрелы мыслей или молнии мыслей, если это деятель Общего Блага. Так форма, в которую облекается мысль, имеет значение. Так слова – оболочки мыслей – есть носители либо тёмного, либо светлого Агни. Осуждено пустословие, и болеющий болезнью пустословия остаётся на груде щебня. Но соблюдающий слово летит за ним, как на крыльях. Потому будем блюсти чистоту одеяния огненной мощи, носителем которой может стать каждое слово. Мощь огня, облечённого в слова соответствующие – неимоверна. По Словам, Спасителем сказанным, можем судить, что было вложено Им в каждое слово, Им произречённое. Слово Владыки есть могучий огонь пространства, собранный и кристаллизованный в физической оболочке слова. Ему в словах произносимых уподобимся. Культура слова есть нечто настолько великое, до понимания чего ещё не дошло человечество. По трудам великих философов, писателей и поэтов можем судить о мощи слова выкристаллизованной мысли. Только при помощи слов можно увековечить и рекордировать в физической форме пространственную мысль. Иначе она ускользает от реализации её сознанием. Слово начертанное можно назвать вехами пути, дающими и указывающими направление. Потому надо пересмотреть книгохранилища. Много найдётся на книжных полках влекущего вниз, в бездну. Яд скрыт под формою, для поверхностного наблюдателя незаметною. Царство человеческого слова требует большего внимания. Молчаливость и сдержанность приветствуются как первая ступень дозора воли. О дисциплине мысли говорилось, но она тесно связана с дисциплиной слова. В Новом Мире пустословы будут считаться преступниками против Общего Блага и преследоваться законом, охраняющим чистоту пространства. Но до понимания общепространственного вреда пустословия надо ещё дорасти. Снимки излучений не допустят пустословов к общественным местам. Но сознание человечества надо поднять до понимания пространственного значения произносимых слов. Помыслим о значении слов, мысль облекающих в зримые и ощущаемые формы. Конвейер микрокосма, облекающий огонь пространства в формы, должен быть понят и осознан под знаком ответственности за мысли.

 

1953. 98. (Фев. 23). Убедительность действия достигается явлением применения Учения. Нет другого способа стать убедительным в действии. Личный пример увлекает лучше слов. Слова могут вызвать аффект слушателя, но не желание следовать примеру в жизни. Аффект – явление скоропреходящее. Но в случае личного примера явление происходит путём воздействия ауры на ауры. Энергия, приложенная в жизни, мысль, утверждённая в сущности человека, вызывает в другом вибрации тождественного порядка, и сознание настраивается на путь следования за ведущим. Потому слушающий слова Мои и применяющий их «строит на прочном фундаменте». Слова, не применённые самим говорящим, силы не имеют, ибо в организме их породителя не породили творящих энергий огненных. Слова, этими энергиями не оправданные и не подтверждённые, не имеют под собой основы и являются оболочками, лишёнными содержания. Они могут дать явление аффекта, но не породят пространственных психозёрен и не дадут желаемого следствия. Потому сила слова – в мысли, за ним стоящей. Слова опустошённые лишены воздействия. Энергия сердца, вложенная в слово, даёт ему жизнь. Сильно слово, идущее из глубины.

 

1953. 206. Писаниям твоим нет цены. И нет ничего, чему можешь их уподобить или с чем сравнить. Печать необычности лежит на каждом слове. Силу их лишь в действии осознаешь, и в действии на умы человеческие. Равнодушных не будет: или осудят, или вознесут. Не возносящие вознесут, но осуждающие. Потому сумей оценить и понять будущих супротивников и воздать им должное. Они твои лучшие помощники. Без них потопят согласившиеся свет слов твоих в море обычности. И многие из них, не согласившихся, дадут явление ярых друзей. Не отгони друзей переодетых. Придётся иметь много глаз. Но помни всегда – одиночеству никто не изменит.

 

1954. 311. …Мистерия огненной речи лишь огненно постигается. Власть над сердцем людей имеет необычайную. За речью своей следите, дабы не перешла она в лепетание. Пустые оболочки пустые слова произносят и лепетные речи говорят. Нужно побороть лепетание. Торжественность поможет. Торжественностью побеждается всё, что не соответствует достоинству духа.

…Контроль над речью требует особой осмотрительности, и особенно тогда, когда возгораются огни, ибо тогда каждое слово несёт на себе печать оправдания или осуждения. Как огненные стрелы вонзаются в сознание людей слова, насыщенные психической энергией, и надолго остаются там, воздействуя на человека. Нельзя привести никаких оправданий за речи и слова необдуманные, неосмысленные и без дела сказанные. Можно представить себе, что ни одной капли ценной энергии не выдаётся без нужды и контроля. Учитель ученику Доверяет огонь. Доверие надо оправдать. Как же Могу дать больше, если меньшим управить не смогли? И как же Пошлю с поручением, если и малого не выполнили? Учитель Озабочен тем, чтобы все энергии ученика привести в состояние должной готовности и дисциплинированности, то есть управляемости – состояния умения управлять ими. Это достигается долгой и постоянной тренировкой и упражнениями. Не нечто надуманное, но мудрое использование опыта возможностей, жизнью даваемых. В конце концов лучшим учителем и лучшим школою будет всё-таки жизнь. А Учитель не Промедлит указания нужные дать и условия требуемые приготовить. Лишь бы пламень священный, горящий в груди, не погас среди сутолоки жизни.

 

1955. 74. (Фев. 8). …Многие говорят о Великом Служении, поднимая глаза кверху и устремляясь к небесам. Но Служение совершается на Земле. И состояние, и настроенность магнита человеческого или допускает Служение, или делает его невозможным, как бы высоко ни закатывались глаза. По ауре и её излучениям Судим и Оцениваем приходящих к Нам, а также степень и характер Служения. Ни слова, ни поступки, ни характер не имеют значения, если светлая аура свет излучает, а тёмная – тьму излучений чёрных огней. В этом и заключается сущность тёмного или светлого Служения. И что пользы человеку или людям, или пространству, если человек говорит о Свете, а излучает тьму. Красивые слова и высокие изречения, и священные тексты не помогут, если в ауре своей несёт человек излучения злые. Ибо добрый из сокровища сердца своего выносит доброе, а злой – злое. Так деление людей на светлых и тёмных глубже и трагичнее, чем это кажется с первого взгляда: и не каждый, говорящий «Господи, Господи» войдёт в Царство Света, ибо слова не имеют никакого значения, если они не подтверждены сердцем и аурой и не насыщены их излучениями.

 

1955. 215. (Апр. 25). …Мало задумываются люди над силою ритма человеческой речи. А она велика, даже и в том случае, если всё значение самой речи ускользает от сознания. Но когда внешнее и внутреннее сочетаются гармонично в созвучии и достигают сознания воздействием двойным, родится третье – огонь понимания сокровенного. Великая сила находится в руках человека, но чтобы пользоваться ею, законы созвучия надо понять. Можно дать ритм нарастающий, усиливая мощь этого созвучия по бесконечной шкале огненности. И подобно тому, как на музыкальной шкале можно создать бесконечное разнообразие прекрасных произведений, так и на огненной клавиатуре духа можно творить вещи в разных ключах, каждую в своём роде, каждую, насыщенную своеобразием новых сочетаний содержания и формы, увенчанных красотою. Пусть красота выражений будет формой творимых созвучий. Великие Мастера слова чуяли тайну огненной мощи его и творили согласно законам гармонии и созвучия. Магия звука, магия слова, магия речи и словосочетаний есть область, полная неиссякаемыми возможностями. Творите в глубоком понимании мощи доверенной, зная, какое могучее оружие воздействия на сознания человеческие даётся в руки идущих со Мною. Можно процесс человеческой речи считать священным и насыщать каждое слово торжественностью, приличествующей величию Мироздания. Некоторые люди процесс принятия пищи считают особо ответственным, исключая из него суету. Но процесс речи человеческой ответственен ещё более, ибо последствия слова уничтожить нельзя. И недаром Сказано, что не то оскверняет человека, что входит в него, но каждое слово, исходящее из его уст, несёт на себе нестираемую печать заслуги или осуждения. Сам себя осуждает, порождая соответственные энергии кармы в себе. Но формы речи созвучные, красотою рождённые и насыщенные мощью ритма сочетаемых слов, будут явлениями, родящими свет.

 

1956. 723. (Окт. 8). …Слова, много слов говорится, и много ненужных. Много пересудов ведётся о людях, и все не нужны. Но каждое слово о другом человеке с этим другим человеком соединяет говорящего для воздействия эманации этого человека на говорящего о нём. Каждым словом и каждой мыслью о ком бы то ни было связываем себя с этим лицом. Если слова силы не имеют и говорятся попусту, то их пустота с говорящим и остаётся, опустошая и без того его пустую оболочку. Но если слова сильно затрагивают того, кто их произносит, то затрагивают они столь же сильно и объект речи, связывая с ним говорящего. Если слова текут, не касаясь людей, касаются они тогда определённых явлений, объектов или мыслей и устанавливают с ними незримый контакт, в той или иной степени влияя на сознание. Каждый разговор имеет значение и даёт следствия. Надо заботливо выбирать и обдумывать то, о чём говорится. Всё происходящее можно разделить на явления Света или тьмы. И всё воздействует на человека соответственно. Лучше со Светом и в Свете во всем: мыслях, поступках и чувствах. Большая часть того, что говорится, ненужно и вредно: нити, связующие с объектами и субъектами, мысли влекут вниз. Надо пересмотреть в корне всё своё поведение. Конечно, приходится говорить и о тёмных, и вещах неприятных и тяжких, но необходимость и праздное пустословие – вещи совершенно различные. Очень вредны пересуды, ещё вреднее осуждения. Сколько же мыслей зловредных часто роится в мозгу. Погружаясь в это болото неосмысленных явлений, обволакивает человек мышление своё тиной и выбраться уже из своего окружения не в силах. Ярое осуждение отдаёт осудителя во власть осуждаемого, ярая ненависть – во власть – ненавидимого существа, ярая вражда и злоба – в руки врага. Как осмотрительно надо думать и говорить, чтобы не стать жертвою собственного маломыслия и невежества. В этой области закон созвучия имеет особое значение. Добрыми мыслями о людях элементы добра и света из сущности их вызываем к проявлению, недобрыми – злые и сопровождающую их добрую или злую реакцию, направленную уже на нас. Надо быть очень осмотрительными, говоря о других. Даже о вещах, о предметах говоря плохо, хаотические части, в них заключённые, яро вызываем к проявлению. Пусть лучше люди выявляют сами себя без вашего вызова.

 

1957. 41. …К чему столько слов, когда можно действовать молча? Великий молчаливый обмен постоянно происходит между людьми при помощи психической энергии и её излучений. Не надо лишних слов, где она призвана. Учитесь действовать в молчании, даже когда говорите. Молчание сильнее слов. Неужели ещё не поняли? Действуйте молчанием. Сдержанная сила молчания во много раз превосходит силу обычных слов и, тем более, слов опустошённых, которые на языке у большинства людей. Учитесь действовать молча, словами беззвучными, молчаливыми, действующими на сознание собеседника. Слова произнесённые опустошают сокровищницу энергии, открывая затворы. За короткое время словами можно себя опустошить до предела. Скупые слова сберегают психическую энергию от расточения. Молчание – великий её накопитель. Болтающий язык, как клапан открытый парового котла. Люди, болтающие без меры – расточители огненного сокровища. При словоизвержении теряется магнетизм убедительности и притяжения, аура теряет свою силу. Потому Утверждаем молчаливость и сдержанность как путь простейший к накоплению огненной силы. Замените слова действием мысли, насыщенной зарядом психической энергии. Имейте в виду, что в Мире Надземном эта сила оявится могучим фактором жизни для того, кто сумел её накопить на Земле и научился действовать ею.

 

1957. 65. (Фев. 15). На первый взгляд, теперь всё обстоит хорошо. Но можно заглянуть глубже и увидеть в сущности близкого человека элементы, созвучные тьме. Хороших, даже самых лучших, намерений недостаточно. Нужны дела. По ним и будешь судить о положении. Не по словам, но по делам. Слово – самая опасная иллюзия самообмана и обмана. И сколько было сказано слов, плодов не принесших, вернее, слов добрых, но давших плоды зла. Платишь сейчас здоровьем. А не будет здоровья, чем будешь платить? Печально видеть, когда слова принимаются за дела, в то время как за словами колеблются тёмные тени противников Света. Пусть будут нераздельны слова и дела, и пусть будут слова выражением дел. Сейчас на карту поставлено будущее души человека.

 

1957. 207. (147). …Надо уметь получаемые сокровища мудро раздать. Также и вмещающие, даже при отсутствии противоречия, могут вредить. Как малым детям, понемногу и в известном порядке, даётся духовная пища. Дать всё – значит разрушить. Полная открытость сознания означает его беззащитность. В открытые настежь двери кто угодно войдёт. Сдержанность утверждается как лучший способ защиты. Болтливость и многословие осуждены, ибо всю тягость следствий их несёт на себе осуждённый. Для опыта можно попробовать хотя бы один день провести так, чтобы не сказать ни одного лишнего или ненужного слова. Опустошённым чучелом ходит болтун среди своих ближних и окружающих его, а также и тот, кто выдал полученное от Учителя ранее срока! Надо говорить по сознанию, чтобы его не переобременить. Соизмеримость часто страдает, и приходится тут же платить. Мудро сумейте раздать.

 

1957. 339. …Ставите вопрос: почему, когда говорится о том, что что-то стало хорошо или кого-то или что-то похвалили, результаты бывают иногда как бы разрушающие. Если рассказать одну и ту же новость два раза одним и тем же лицам, впечатление от первого и второго сообщения будут совершенно различны по силе. Ибо сила была разряжена при первом сообщении. Если одно и то же повторить сто раз, то на сто первом разе силы на повторение может не хватить. Вокруг всякого явления сосредоточена какая-то сфера энергий, дающая явлению силу существовать. Когда о чём-то говорится, скажем, о том, что вы собираетесь делать, о своих планах, выращенных и взлелеянных в сердце, говорится без абсолютной к тому необходимости и дела, энергия, собранная вокруг предполагаемых действий, освобождается в пространстве, лишая говорящего силы исполнения. То же самое происходит и при многих других явлениях. О них говоря без нужды и крайней необходимости, явления силы лишаем. Помимо всего, каждое слово, речённое человеком, есть освобождение энергии в пространстве. Многие люди договариваются до полного нервного расстройства и полной утечки сил. Это все явления одного и того же порядка. Молчание – золото, ибо сохраняет огненную мощь человека. Недаром давались обеты молчания. Недаром йоги проходят испытания молчанием. В этом уявляется понимание значения силы слова. Часто собеседник своим отношением нейтрализует энергии говорящего, лишая его план силы, столь нужной для выполнения. Если решили явить спокойствие, то расскажите об этом встречному и поперечному – силы в себе уже не найдёте его сохранить. Если чего-то достигли и прокричите об этом на базаре, достижение сведётся к нулю. Если, будучи действительно хорошим, скажете людям, как я хорош, действительно, станете плохим. И если вообще следует говорить только то, что необходимо и когда это нужно, то в случаях, указанных выше, слова будут тушителями огней, лишающими человека возможности удержать достигнутое, или выполнить задуманное, или сохранить что-то от утечки силы. На прямые вопросы отвечайте так, чтобы не разрушить чего-то в себе, что подлежит охранению. Болтовнёю может лишить себя ученик всех достижений. Учитесь охранить свои огни от попрания, расточения и тушения их своими же собственными словами.

 

1957. 502. …На лаврах почить ошибкою будет. Состояние постоянной напряжённой активности, невидимой извне, но явной для внутреннего ока, пусть будет основною линией поведения как наедине, так и на людях. Контроль запоздалый над мыслью по следствиям равносилен его отсутствию. Потому приучить себя надо подумать, прежде чем слово сказать, и подумать вдвойне, прежде чем действовать. Факт запаздывания контроля очевиден явно. Следовательно, контроль обостряется прежде, чем язык пришёл в движение, но никак не после. Осознание ошибок излишних слов хорошо, но если они постоянны, то виною тому запоздалый контроль. Настороженность напрягается перед самым действием, то есть сама действующая энергия, в любом своём выражении, берётся под контроль. Опыт можно провести незамедлительно в процессе слов и мыслей обычных: прежде произвести проверку подлежащих речению слов, а потом уже их произнесение. Паяц не любит контроля, ибо распущен. Без меры болтать – его сфера. Присмотритесь к болтливым людям: безнадёжны они – пустые решёта, дырявые бочки, люди, обкрадывающие себя. На людях учитесь тому, чего не следует делать, ибо сучок в чужом глазу явственно виден и лучше, чем полено в своём. Но, увидев сучок, о полене своём не забудьте. Кто знает, с того спросится больше. Как же спрашивать с незнающих? Но если знаете и не делаете, то оправдания нет. Можете знать, но знание налагает ответственность и, прежде всего, – перед собою. Тот, кто ответственность перед собою поставил выше ответственности перед людьми, тот не ответственен перед ними, то есть свободен, и людской суд власти над ним не имеет. Осознание такой ответственности будет тропою к свободе.

 

1957. 525. (Нояб. 25). …Даю право говорить огненными словами, как бы выжигая их в сознании человека. Ответственность за такие слова велика, ибо вонзаются в сердце и остаются там. Слово может болтаться на языке. Оно тогда пусто – форма без содержания.

…Когда было Указано, что человек в день суда даст ответ за каждое сказанное слово, имелось в виду то обстоятельство, что ни одна энергия, приведённая в действие, не исчезает бесследно, но приносит свои следствия в созвучии с её характером и, прежде всего, породителю своему, ибо кристалл приведённой в действие энергии остаётся в ауре породителя. Если пустая болтовня недопустима вообще как хула на дух человека, то совершенно непозволительна она в устах того, кто коснулся основ, ибо тогда каждое слово имеет особую силу, и если эта сила нехороша, то каковы же следствия!! Архат бережен с каждым словом, зная, что это сила, производящая действие. Уже можно было отметить, как по мере роста огней произносимые слова оказывают на людей особенно сильное воздействие и особенно длительное. Позднее даже простые слова понесут в себе как бы приказ, побуждающий людей их выполнять или им следовать. В слове скрыта огромная потенциальная сила. Ею можно пользоваться сознательно.

 

1957. 567. (Дек. 10). Также следует понять, что решатель – сам, а не кто-либо другой, так как карму решения даже Учитель без особых на то причин на себя не возьмёт. Спрашивая совета, надо иметь в виду то, что мудрый, давая совет, всегда оставит свободу выбора. Стремление же людей возложиться и нагрузить карму решения на советующего вкоренилось столь сильно и глубоко, что в каждом обращении за советом или помощью скрыто ярое желание тягость кармы переложить со своих плеч на другие, и именно того, кто даёт совет. При обращении за советом по линии Иерархии это следует иметь в виду.

 

1959. 1. …Заранее Знаем всё, чему надлежит быть, познание это Сокровенно. Несвоевременное оповещение может нарушить течение событий, ибо вызовет вмешательство тёмных. Даже о планах своих и прогнозах лучше молчите. Слишком много противодействия. Высказать всё – значит ослабить, освободить напрасно и пустить по ветру энергию, нужную для осуществления того, о чём неразумно болтает язык. Слово речённое есть энергия израсходованная. Мудрый любит дружбу с молчанием. Глупый болтает без меры. Печать Тайны и молчания лежит на Сроках Священных. Через ступень молчаливости тоже надо пройти. Как же иначе накопить силы. Говорите лишь то, что необходимо, и тогда, когда это нужно. Много бед происходит от не к месту сказанных слов. Потому о Сроках не принято говорить в Братстве. Потому вам Указуем полюбить дружбу с молчанием. Многое, говоримое человеком, – неверно, многое искажает действительность. Нет правды в обычных словах, ибо отражают временное состояние и понимание сознания, но не действительность.

 

1959. 50. Растущие огни вызывают усиленную реакцию в людях при каждом соприкосновении с Нами. Потому осмотрительны будьте в словах и действиях ваших. Помня, что слово серебро, а молчание золото. Контроль над словами означает контроль над мыслью – это самый необходимый контроль. Собой овладеть невозможно, если не контролируется мысль. Отсюда Указ о постоянном дозоре. Отсюда ненужность и вред пустой болтовни. Под контроль берутся движения во всех оболочках. Руки махают, болтает язык, и яро себя уявляет паяц в человеке. Достоинство духа надо понять не отвлечённо, но в жизни каждого дня, и утвердить неотменно. Преображение человека есть результат упорной и долгой работы над собою и обуздание всех оболочек, ибо не раб их человек, но хозяин.

 

1959. 138. (Апр. 14). Силу имеет Слово Моё, посланное вам и воспринятое вами. Эта мощь выкристаллизованной мысли запечатлена в Учении данном. Повторение Его освобождает эту силу скрытую слова и делает её достоянием читающего сердца. Не мозгом, но сердцем воспринимается этот огонь. И тогда это чтение сердцем сопровождается сиянием ауры, уявляющимся по степени углублённости и силы огненного процесса. Даже повторение Учения в себе умножает мощь духа. Хорошо запомненное, и даже выученное наизусть, то или иное положение из Учения возрастает в силе воздействия на огненную сущность человека, ибо Учение это – от огня, и сияет огнями кристаллизованной мысли. Как бы огненные кристаллы мысли бессмертной собраны в строках Его и запечатлены навсегда. Вот почему так настойчиво Говорю о повторении. Опытный путник вечного пути в Беспредельность понимает, какое сокровище дано человеку Учением Жизни, и черпает из него непрестанно, не утомляясь кажущимися повторениями и повторными погружениями сознания в мудрость веков. Не иссякнет Светоносный Источник, ибо дан на века, на тысячелетия служить насыщению духа огнём. Сделайте опыт: взяв любимое положение из Учения, углубленно его повторяйте, мыслью в него проникая и сердцем, и почуете прилив новой силы, словно Луч Света касается вас, силу несущий и Огнь. Потому Говорю: «Берегите жемчужины эти как огненное сокровище, питающее тело Света». Да! Да! Да! Бессмертная Триада питается этим Светом-Огнём, и человек, нашедший этот неиссякаемый Источник огненных струй светоносных, уже не возжаждет вовек. Мостом счастья в царство вечного Света Называем Учение Жизни. Оно так и есть. Опыт покажет, сколь жизненны эти слова и сколь практичны в применении яром. Много дано, много, много больше того, что вмещает сознание современного человека, но дано на века, на будущее, на всю Манвантару, на целую расу, на смену идущую прежней. Потому черпайте, не боясь, что иссякнет Источник, и чем больше черпнёте, тем огненней будет струя и богаче. Сердцем учитесь читать, но не глазами. Светоносным Называем такое чтение. Очень полезно оно и питательно очень. И хорошо при чтении этом духом отрешаться от трёх, в духе поверх трёх поднимаясь. Мысль огненная – поверх тела, поверх чувств, поверх мыслей текущих, земных. И тогда можно говорить о процессе перенесения Бытия в мысль.

 

1959. 197. (Июнь 7). Пиши о значении слова. Не само слово, но энергия, вкладываемая в него, даёт ему силу; попугай тоже повторяет слова, но лишены они силы. Не в слове, но в мысли, сопровождающей слово, сосредоточена вся его сила. Если слово без мысли, в нём нет ничего. И многие говорят такими словами. Это слова праздные. Сильная, яркая мысль, заключённая в словах, будет воздействовать яро. Значит слова — контейнеры мыслей. Надо ещё короче говорить. Краткости речи можно учиться. Мысль может быть конденсирована в краткой формуле или законе. Сосредоточение на них соединяет сознание с самим резервуаром мысли. Этим полезно и плодоносно размышление об основах жизни, выраженных краткими формулами. Например: «не временные мы, но беспредельные», «творческий труд – радость», «как вверху, так и внизу», «что посеешь, то и пожнёшь», «полюсность явлений – основа проявленного мира». С одной стороны, надо говорить как можно короче, с другой – не расточать огненной энергии в словах, прекратить пустословие. Слово и речь даны человеку как двигатель эволюции. В древности процесс принятия пищи считался священным. Явление речи тоже священным можно считать. Отсюда торжественность. Она утверждается в мыслях, словах, и делах, и в понимании великого назначения человека на Земле и в мирах. Слово блюдите.

 

1959. 273. (Гуру). От слов перейдём к делу. Если отбросить слова, останется жизнь. Молчание – сила, ею можно пользоваться умело. Молчание есть сосредоточение силы на мысли. Молчаливая мысль сильнее речённого слова. Учитесь действовать в молчании и молчанием – это метод принятого ученика.

 

1960. 66. (Март 10). Утверждаем всегда, но не Отрицаем, ибо только утверждением можно достичь. Осуждение и отрицание – не Наши методы. Зачем осуждать и тем вызывать ненужное и ярое противодействие, или к чему отрицать, когда добрым утверждением можно добиться результатов гораздо больших. Утверждение покроет собою то, что подлежит осуждению и что отрицается, как негодное, и поднимет сознание на следующую ступень понимания, когда недостатки того или иного явления сами осудят себя самоочевидностью убедительной. К чему, например, осуждать многословие чьё-то и кражу чужого времени, когда можно сказать о краткой, чёткой, красивой чеканности речи, в ясных и точных словах передающей излагаемую мысль. Никто не решится утверждать пользу многословия, пустословия, но болтун будет одёрнут и осуждён утверждающим мысль примером. И так следует поступать всегда и во всём. Даже дружественная критика часто вызывает нежелательные чувства. Утверждение же обычно принимается спокойно

 

1960. 253. (Окт. 17). …Применение следует отличать от расточения. Болтливость её расточает, молчание накопляет, сдержанное, скупое, продуманное слово её нагнетает. Итак: расточение, нагнетение и накопление – три вида обращения с нею. Расточать и нагнетать её можно всегда, но накопление требует времени. Лучший накопитель – молчание. Но пень тоже молчит, но энергии не накапливает. Значит, молчание молчанию рознь. Исключаются праздные и ненужные слова. Слишком много ненужного говорится – это прежде всего. Затем то, что передаётся в сотне слов, надо ухитриться сказать в десяти или ещё меньше, сконцентрировав содержание в самых немногих.

 

1960. 323. (Дек. 7). Молчание создаёт лучшие условия для накопления сил духа. Каждое слово, обращённое к другому человеку, ставит нас в зависимость от него и обязывает к чему-то и поворачивает всё мышление в определённый канал. За первым словом обязательно следует второе, за ним третье, и так далее. Молчание же не обязывает ни к чему. Молчащий свободен в выборе своих мыслей. Особенно эта зависимость сказывается сильно, когда приходится выслушивать целые потоки чужих словоизвержений, ненужных и скучных. Получается томление духа. Крадущие чужое время и силы на болтовню являются, кроме того, и пространственными вредителями, ибо засоряют пространство мысленной слизью. Можно принять за правило говорить только тогда, когда это нужно, и то, что нужно, избегая лишних слов. Культура речи требует точности и краткости выражений, а следовательно, чёткости и определённости мышления. Умение ясно, чётко и кратко выразить свою мысль будет показателем дисциплинированного мышления. По словам человека можно легко судить о том, как дисциплинирована его мысль. Люди обычно не понимают, что речь есть явление огненного порядка, и потому нуждается она в строгом контроле воли. Часто астральный паяц уявляет себя в ненужном яро эмоциональном словоизвержении. Не может состояться ни равновесия, ни спокойствия, ни сдержанности, ни самообладания, если не обуздан язык. Язык мой – враг мой, – когда им владеет паяц. Сколько сожалений о не к месту сказанном слове, сколько ссор и разногласий и раздражения из-за несдержанных слов. Эту сферу огненной человеческой активности следует упорядочить путём понимания того, что ответственен сказавший за каждое слово перед собой и пространством. Слова можно уподобить документам, неосмотрительно разбрасываемым повсюду, каждый из которых может быть предъявлен тому, кто его выдал. Слово не исчезает, но остаётся в пространстве как огненный знак, связанный нитью со своим породителем. Пустые слова сору подобны. Чем их больше, тем больше этого сора, которым окружает себя человек и в окружении которого живёт. Свою собственную ауру прожигают не только беспорядочными движениями, но и такими же словами. Много несообразностей в поведении человека. Недаром народная мудрость золотом считает молчание. Многое надо заново пересмотреть в обывательском обиходе, и многое в корне исправить. Некоторые понимают, каким насыщенным и многозначащим может быть молчание. Разговор без слов, общение молчаливое будет преддверием к общению в Тонком Мире. Насыщенное огненное молчание есть признак большой культуры духа.

 

1961. 210. (Сент. 1). Слова, основанные на знании действительности, или Космической Правды, а также и мысли, облечённые этими словами, резко отличны от мыслей и слов болтуна. Основание первых глубоко, и корни его касаются Света и сами светлы, в то время как пусты и серы и темны вторые. Потому слова и мысли Служителя Общего Блага отличны от мыслей обычных людей. Как бы светлые нити соединяют Служителя Света с основами жизни. Потому не бывает безразличного отношения к тому, что исходит от Наших людей. Если их каждое слово воздействует сильно, то сколь же осмотрительны должны быть слова. Ведь за словом стоит мысль, усиленная огнём центров и впечатляющая особенно глубоко. Поэтому не нужны лишние слова, не нужны слова праздные, не нужны слова, которые лишены целесообразности. Культура речи и слов – наука будущего. Осознание двух миров даст понимание двустороннее: понимание видимого и невидимого процесса речи и слов. Серые тени вокруг болтуна и отсутствие света, вспышки чёрных огней и дымных зигзагов – в ауре служителя тьмы, но светлые токи, сиянье и звёзды и мыслей лучи – от ауры светлого духа. Ведь каждое слово есть вспышка огня, бегущего по нервам, электротоку подобно. Ибо огонь проявлен уже в плотном теле. Но невидимая сторона произносимого слова глубже, шире и затрагивает все оболочки. Весь организм человека резонирует на произнесённое слово. И не только его организм, но и организм слушателя. Некоторые слова, самый тембр голоса, его магнетизм успокаивают, дают радость, бодрость, здоровье; другие, наоборот, раздражают, подавляют и вносят дисгармонию. Воздействует так или иначе каждое слово.

 

1961. 336. Пословица «Слово серебро, а молчание золото» указывает на глубину народной мудрости, запечатлённой в формуле краткой. Испытание способности сознательного молчания и утверждение контроля над речью необходимо пройти на пути овладения огненной мощью. Психическая энергия не может быть накапливаема, если болтает язык. Психическая энергия не может накапливаться, если болтаются руки и ноги, если так называемые нервные движения не подчинены контролю воли. Каждое движение тела есть явление огненное. Контроль над ними означает контроль над огнём. Так сдержанность речи, движений и жестов и всех чувств вообще и всех проявлений эмоций и над ними суровый контроль будет путем царственной йоги.

 

1961. 344. (М.А.Й.). …Каждая ошибка и каждая болтливость или излишние слова свой вред принесут неотменно, и придётся платить. Никогда ещё сдержанность и молчаливость не приносили вреда. Врата открываются лишь на настойчивый стук. Но настойчивым может быть и любопытство, и бесплодная жажда новизны. И это надо суметь различить и отличить от голода духа. Свои глаза, своя зоркость, своё сердце подскажут, как поступать. Но надо, чтобы они были на страже. Жизнь ставит в такие условия, когда опереться можно лишь на себя. Близкие себя не оправдали. Друзья оказались вреднее врагов. Утешение в том, что не все. И всё же, несмотря ни на что, светильник погаснуть не должен. Но… сам решатель, сам же ответчик и сам же судья.

 

1962. 11. Книги Учения Жизни Написаны разными ритмами и во многих ключах, но воздействие их очень мощно, ибо тайною речи владели те, чьи руки писали страницы, и Те, Кто Диктовал. Был раньше священный язык, слова которого имели особое звуковое, то есть огненное, значение. Этот язык жив и поныне, но доступен он лишь имеющим право на вход в Наши Башни.

 

1962. 47. Очищение от мыслей нечистых, очищение от мыслей праздных, случайных, идущих извне и нарушающих установленный строй сознания, будет подготовкой его к тому, чтобы весь этот хлам заменить более ценным материалом. Следует также избегать думания о явлениях случайного порядка, вторгающихся в жизнь. Конечно, с неизбежным приходится мириться и отдавать ему должное. Но всё ненужное решительно выбрасывается из сознания. Столько надо вместить, понять и усвоить, что сору, рухляди и сторонним вещам места уже не остаётся. Много времени освободится и много новых возможностей предоставится. Также и говорить надо ещё меньше и ещё содержательнее. Необходимости говорить нет никакой, ибо все обычно очень любят говорить сами. Так что молчание будет всегда приветствоваться собеседником, которому обычно всегда хочется говорить самому. Но лучше и от этих словоизвержений уклоняться, когда они не имеют строительного значения. Иногда дать возможность излиться тоже полезно, дабы не было взрыва. Но мудрость и золотая середина во всём.

 

1962. 187. …Раскрытость сознания и словоговорение вместо сближения лишь отдаляют. Молчание и сдержанность – накопители сил. Сдержанная молчаливость усиливает магнит духа. Не поддавайтесь усилиям ещё не готовых заставить вас говорить. Если же условия вынуждают, умейте говорить, ничего не сказав, то есть не выдавая сокровенного. Можно произнести много слов и ничего не сказать. Можно выразить мысль, выдав только необходимую толику её содержания, если того требуют обстоятельства. Выболтать всё – значит внести разрушение в своё собственное сознание.

 

1964. 31. Сколько раз Говорил, что каждое праздное слово вредно безусловно. И всё же язык продолжает болтать. Как же овладеть мыслью, если не овладеть сперва языком. Оккультная сила звука велика. Она может быть, как и всякая сила, разрушительной или созидательной. Знаете примеры, когда болтливые люди заговаривали себя многословием до болезни и смерти. Знаете, что многие заговаривают себя до головной боли, припадков и полной исчерпанности психической энергии. Но это крайности. И всё же каждое речённое слово – или собиратель или расточитель огненной силы. Без контроля над словом, а значит, и контроля над психической энергией, овладения ею не достичь. О словах произносимых помыслим.

 

1964. 477. (Сент. 16). Также следует помнить, что каждое сказанное слово есть трата психической энергии, и люди, страдающие недержанием речи, часто заговаривают себя до болезни, то есть до потери равновесия. Отсюда перл народной мудрости о том, что «молчание – золото». Многословие и, особенно, пустословие Нами осуждены как нецелесообразная растрата огненной силы человека. Пусть каждое слово будет как удар молота по наковальне, звук которого далеко несётся в пространство. Многие мечутся, хватаясь за разные книги, но подошедший к Учению Владык уже не станет тратить драгоценных минут на то, чтобы пытаться найти большую мудрость в книгах, написанных кем-то. Когда полученное от Нас будете раздавать людям, помните, что даётся им Свет, но не огонь светильника, который зажжён в вашем сердце. Если Свет отдаётся, людям будет светло. Если отдать свой светильник, тьма вас обступит, а без огня, который бездумно и легкомысленно отдан, во тьме не пройти. Потому Сказано: раздавайте, но мудро.

 

1965. 125. (М.А.Й.). Не будем жалеть Светом своим поделиться с другими. Кто сказал, что для того, чтобы поделиться Светом, надо о нём говорить. Свет излучает аура, а излучения передаются и воздействуют молча. Научимся молчаливому даянию. Проповедь отошла в прошлое, лекции об Учении тоже. Остаётся жизнь и слово живое. Но слово, произносимое молча, сильнее произносимого языком. Молчаливая жертва сильнее. Молчание двигает, в то время как слово может пролететь мимо. И не всякое слово или слова можно всегда сказать вслух. Но молчаливая вибрация Света, передаваемая излучениями ауры, никогда не остаётся без следствия. В молчании и молчанием можно больше сказать и сделать, чем сделает сотня пустословов и болтунов.

 

1965. 306. (Июль 31). Взаимодействие человеческих аур – процесс очень сложный. При каждом соприкосновении происходит это воздействие одной ауры на другую. Ауры взаимно или осветляются или отемняются. Ничто так не размагничивает ауру, как болтовня и ненужные разговоры. Так как большинство людей очень любят говорить, то не так уж трудна сдержанность даже при общении с людьми. Слушающий всегда меньше теряет даже при различии излучений. Охрана собственных накоплений от попрания их невежеством – обязанность ученика.

 

1965. 464. (Окт. 23). Пусть они говорят, что хотят, они ничего не знают. Но знающий пусть говорит то, что Хочу Я. Знание Моё непреходящее. И через тысячу лет слово Моё сохранит свою силу, как сохранили её зёрна пшеницы, найденные в древних гробницах. В них сущность жизни – Огонь. И слова Мои – огненные тоже. Неумирающая сила слова зависит от качества, силы, степени и напряжения Огня, вложенных в него. Та же сила и в слове печатном, если оно от Огня. Много печатных листов с пустыми словами. Пустые оболочки порождают пустые слова. Но слово Моё – огненно. Поэтому и Записи эти будут читать и почерпать от их огненности. Поэтому и воздействие их на сознание мощно. Оно загорается от этих слов, и дух питается ими. Ценность, смысл и значение слов – в их огненности. Искры и вспышки огней рассеяны по страницам Великих Писаний, не умирают во времени книги такие. В этом также кроется и отличие великих писателей и поэтов. Огонь – символ жизни. Живем и восходим Огнём.

 

1966. 20. (Гуру). Сила слова, как устного, так и письменного, велика, если оно насыщено огнём. Когда достигнута эта степень огненности, следует быть очень осмотрительным, внимательным и осторожным со всем, что произносит язык. Воздействие таких слов на другие сознания очень сильно, а также и реакция на них. И тогда Говорим: лучше молчание. К тому же оно – накопитель психической энергии. Считаем большим достижением, если ученик не произнёс ни одного лишнего или ненужного слова.

 

1966. 500. (Авг. 25). Часто так называемое первое впечатление есть не что иное, как голос сердца. Редко бывает оно ошибочным. Как же иначе проникнуть под внешнюю завесу слов. Порою слова служат не для выражения мысли, но для прикрытия её. Прикрывают они и бессердечие, и бездушное отношение, и жестокость. Много слов говорится, но мало делается дел благих. Будут указывать, как должны вы поступать, и что делать, и как относиться к людям, но тот, кто знает свой путь, чужими голосами не отвлечётся. Если хотите иметь суждение правды, судите не по словам, но по делам и поступкам. Сущность человека выражается в них. А слова часто, как листья сухие, отлетают и разносятся ветром. Но нужны и терпимость к несовершенствам окружающего и вмещение в сознание своё тех, кто ещё не может вместить. А главное, поверх всего – дружелюбие. Куполом собственного понимания покрывается человеческое недомыслие. Бесполезны слова там, где нет желания их применить. Дырявый сосуд не наполнить.

 

1966. 501. (М.А.Й.). Не имеющему нечего дать, но имеющий неизбежно ощущает утечку психической энергии после каждого соприкасания и отдачи. Это явление неизбежно. Забота лишь о том, чтобы получающий не был дырявым сосудом и чтобы выдача энергии не превышала известных пределов. Накапливается огненная сила для того, чтобы ею делиться с другими и им помогать. И то, и другое требует очень большой осмотрительности. Ответственность велика за каждое слово, насыщенное огнём. Пустословие состоит из потока пустых слов, лишённых энергии Агни. Но огненное слово налагает ответственность на говорящего. Над каждым надо подумать, прежде чем его произнести.

 

1966. 523. (Сент. 5). …Считают, что нужно обязательно говорить, чтобы заслужить доброе отношение со стороны окружающих. Это неверно. За молчаливую сдержанность уважают гораздо больше, чем за болтовню. Ведь болтовня – это недопустимая трата психической энергии. Сущность молчаливости благодетельна тем, что сдерживает стремящуюся пролиться попусту драгоценную энергию. Не менее вредны и так называемые нервные движения.

 

1966. 541. (М.А.Й.). Даже малое Указание, принятое и исполненное, уже приближает к цели далёкой. Но исполнителей так мало. Больше говорящих. Говорят, и принимают слова за дела, и довольствуются ими, утопая в самоудовлетворении. Как приятно побеседовать всласть о высоких предметах и успокоиться на этом с сознанием исполненного долга. Через испытание говорливостью тоже надо пройти. Кто-то на этом и останавливается. Печальна судьба таких говорителей. Не уподобимся им. Учитель Требует действия и приложения Его Указаний. К чему же тогда все старания, если на практике не применено ничего?

 

1966. 695. (Нояб. 28). Нужно очень остерегаться пожирателей психической энергии. Они часто приносят болезни, и не только при личном контакте, но и на расстоянии. Может быть, станет более понятным, почему Мы Избегаем общения с жителями низин. Людей можно разделить на дающих и берущих. Первые благодетельствуют людям, наделяя их своей психической энергией, вторые поглощают её, лишая людей спокойствия, здоровья и равновесия. Нужно очень осмотрительно относиться к людям и поменьше говорить. Молчаливость ведь тоже щит, и щит очень надёжный. Говорливость из так называемой вежливости недопустима в ученике. Пусть уж лучше обидятся, чем будет допущено расточение силы. Вообще считаться с человеческими условностями и предрассудками стоит порою много дороже, чем пренебречь ими. Болтливость и самообладание, или власть над собою, – несовместимы. Можно иногда спросить себя, не слишком ли дорого платим за несдержанность и болтливость.

 

1967. 253. (Май 6). …Нередки случаи, когда даже ученики, получившие заряд силы от Учителя, растрачивают его на дела, не совместимые с Учением Света. Учение говорит о мудром даянии. О неметании бисера Сказано достаточно ясно – это условие тоже необходимо иметь в виду. Только неопытность стремится выболтать до конца. И зачем тратить силы без цели, если можно с пользою промолчать. О молчаливом воздействии, о действии молчанием в Учении сказано мало, но это не уменьшает мощного влияния сосредоточенного, собранного молчания на психику окружающих. Сознательное молчание означает концентрацию и аккумулирование психической энергии. Очень характерно при этом отметить, как остро и быстро реагируют люди на подобное молчаливое, сдержанное воздействие. Не видимый глазом тонкий обмен излучений, происходящий при этом, очень интересно наблюдать. Мощь молчания возможна только при наличии равновесия. Тогда воздействие просто неодолимо. Оно допустимо не для подавления чужой свободной воли, но как защита от противных враждебных явлений, или тогда, когда требуется оказать помощь нуждающемуся человеку. Молчание и отсутствие внешней активности не есть бездействие. Действие нужно понять широко. Молчание включает в себя и приведение к молчанию собственного астрала, когда он ничем и никак не выявляет себя ни внешне, ни внутренне. Это, пожалуй, самое трудное, ибо эта ярая оболочка не желает подчиняться приказу воли и стремится реагировать на всё, и всё переживать, и тратить энергию по мелочам на вещи, не заслуживающие внимания. Как часто суетливые мелочи обыденности затемняют собою то, что для человека должно быть превыше всего. И даже понимание этого не укрощает ярой и строптивой оболочки астральной. Нужны более суровые меры и крепкая узда на всех чувствах.

 

1967. 438. (Авг. 2). …Результаты сдержанности слов и эмоций проявляются уже через несколько дней. Обратите внимание на то, как некоторые люди истощают и убивают себя несдерживаемой, распущенной болтливостью. Словно одержимые, готовы они празднословить часами, требуя при этом к себе внимания. В древности празднословие считалось грехом. Многословием ныне страдают как в общественной, так и в политической жизни. Нужно научиться говорить много короче. За обилием слов теряется их ценность. Разбавленное водой молоко пить не любят. Почему же допускаются разбавленные речи? Безответственность человеческая в этом отношении очень велика. Прежде чем открыть рот, следует кратко подумать и вместо каждых десяти слов сказать только одно. Условная вежливость, требующая ненужных слов, особенно вредна. Слово – это огонь, оформленный в звуке. Преступно без цели и смысла болтать, уязвляя пространство. Мы Требуем сдержанности речи и слов от Наших учеников.

 

1967. 529. (Сент. 15). …Мелкие привычки – враги. В привычках кристаллизован огонь, потому нелегко с ними бороться и их побеждать. Многие люди страдают недержанием речи. Переломить себя и утвердиться в качестве молчаливости и сдержанности для них почти невозможно.

 

1968. 255. Болтливость есть не что иное, как распущенность психической энергии, вызывающая её утечку и расточение. Применение психической энергии в малом научит применять её и в большом.

 

1968. 438. (Авг. 2). Часто можно наблюдать, как быстро изнашивается тело и без всяких заболеваний, если напряжение огней слишком велико. Поэтому Мы особенно Рекомендуем сдержанность, которая означает способность контролировать внутреннее напряжение. Безудержное пылание недопустимо. Путь Агни Йоги есть путь овладения пламенем. Будучи существом огненным, человек не может подниматься выше известной ступени, не овладев в себе огненной стихией. Все действия человека огненны, потому контроль распространяется на все действия. Результаты сдержанности слов и эмоций проявляются уже через несколько дней. Обратите внимание на то, как некоторые люди истощают и убивают себя несдерживаемой, распущенной болтливостью. Словно одержимые, готовы они празднословить часами, требуя при этом к себе внимания. В древности празднословие считалось грехом. Многословием ныне страдают как в общественной, так и в политической жизни. Нужно научиться говорить много короче. За обилием слов теряется их ценность. Разбавленное водой молоко пить не любят. Почему же допускаются разбавленные речи? Безответственность человеческая в этом отношении очень велика. Прежде чем открыть рот, следует кратко подумать и вместо каждых десяти слов сказать только одно. Условная вежливость, требующая ненужных слов, особенно вредна. Слово – это огонь, оформленный в звуке. Преступно без цели и смысла болтать, уязвляя пространство. Мы Требуем сдержанности речи и слов от Наших учеников.

 

1969. 90. (Фев. 12). Сколько ненужного говорится обычно в течение дня. За каждым произнесённым словом стоит мысль, а за словом ненужным – ненужная мысль. Поэтому контроль над всем, что говорится, означает также и контроль над мыслями. Ошибочно думать, что сдержанное молчание вызовет осуждение или недоброжелательство, скорее, наоборот – уважение и даже трепет перед непонятным, ибо люди обычно не знают контроля ни над мыслями, ни над словами. Препятствием к осуществлению этой сдержанности будут рефлексы, давно установившиеся психические привычки болтать без удержу или говорить, не контролируя ни качество, ни количество слов. Нужно научиться говорить ещё меньше и так, чтобы мысль, выраженная словами, была чеканной и краткой. Как много люди везде говорят, и особенно во время сборищ. Поэтому так мало и невнимательно слушают их, так как нет чеканности и чёткости мыслей и сердце не вложено в них. Нет худшего заблуждения, чем подчиняться условностям и думать, что в силу нелепой вежливости надо обязательно говорить. Особенно вредно, когда человек болтает потому, что не может уже удержаться, ибо потерял над собою власть и явно страдает недержанием речи. Это означает полную распущенность психической энергии и постоянное её расточение. Обычно это состояние заканчивается болезнью. Каждая обузданная мысль и сдержанное слово будет накоплением психической энергии. И сдержанность есть не что иное, как сознательное аккумулирование в организме огненной силы. Подчёркиваю, сознательное, ибо пень тоже молчит, но энергии не накапливает.

 

1969. 150. (Гуру). Теперь, когда неистовствует распущенная тьма на пространствах планеты, когда окружены тьмою, путь остаётся лишь кверху. Но если, нарушая завет молчаливости, начинаете что-то говорить, когда к этому нет суровой необходимости, то говорением своим тотчас же открываете себя и подставляете под удар тёмных, которые сторожат каждую возможность, чтобы его нанести. Уже замечали, что даже в ответ на добрые слова получали удар, а по каналу разговорчивости проникало зло, и даже безвредные или нейтральные слова истолковывались во зло. Поэтому надо взять за правило говорить только в случае, когда это необходимо или неизбежно, и притом говорить только самое нужное и ничего лишнего. Лучше промолчать, чем говорить из так называемой ложной вежливости. Воздержитесь от празднословия любою ценой и тем защититесь от злых воздействий со стороны.

 

1969. 355. (Гуру). Опыт жизни показывает, сколь полезна воздержанность в словах и от каких опасностей она иногда избавляет. Ведь можно достичь такой ступени, чтобы не произносилось ни одного лишнего слова, а произносимые – обдумывались бы, прежде чем их произнести. Особенно вредны слова, произносимые в состоянии всякого аффекта, не говоря уже о словах злобы или ненависти. Они прилипают к ауре и несут в себе непредсказуемые следствия. Ответить на злобное обращение полным спокойствием и светом ненарушенных излучений ауры – значит пресечь действие или течение нежелательной кармы. Хорошо быть фокусом, сталкиваясь с которым угасают бессильно вспышки злобных, дымных, тёмных огней.

 

1969. 504. (Окт. 8). «В многоглаголании несть спасения» – формулу эту можно с пользою взять на вооружение духа. И важно решить, для кого говорить: для себя и собственного удовольствия или для слушающего, исходя из его нужд и интересов. Если думать не о себе и своём желании поговорить, а о собеседнике, словоизвержение сократится намного. Многоговорящие или не думают о тех, с кем говорят, или же не вкладывают в свои слова энергии сердца. И зачем много слов, когда огни в действии. О культуре речи придётся много сказать, ибо не понимают любители поговорить, что этот дар эволюции заслуживает самого серьёзного и вдумчивого отношения. Но как бы то ни было, но ученик должен являть сдержанность речи и не произносить ни одного лишнего слова. Эта сдержанность научит контролю как над словами, так и над мыслью. Сдержанность касается не только слов, но и чувств человека. Как важно, как неотложно важно научиться ими владеть! Ведь овладение чувствами означает овладение своими огнями. Не двинуться дальше, собою не овладев. Как же иначе накапливать Агни? Пустые оболочки даже и не дают себе труда подумать о том, что их опустошило. Накопившими и собравшими Хочет видеть Учитель своих учеников. В действительной помощи людям израсходованная психическая энергия восстанавливается быстро и растёт при отдавании, но безответственное разбазаривание драгоценной силы недопустимо.

 

1970. 132. Если хотите, чтобы Я Вошёл в ваши сердца, очистите сердца от всякого сора. По силе желания очистить сердце и степени действительного его очищения нетрудно судить об искренности и напряжении устремления. Словесные уверения или самые прекрасные намерения, не утверждённые в применении, бесплодны и результатов не дадут. В этом вред прекрасных, но не осуществлённых, хотя и благих намерений. Они являются самообманом, прикрывающим безволие и бессилие бороться с собою за искоренение нежелательных накоплений. Насколько даже малое очищение сознания полезнее самых возвышенных, красивых, но не сопровождающихся делами слов! Кого хотят обмануть сладкоговорители? Кого бы они ни хотели, но обманывают лишь только себя, ибо расплачиваться за обман будут они и заплатят сполна. Ценим слова, родившиеся в результате применения Учения в жизни. В сущности говоря, человек имеет право говорить о том, а главное, поучать тому, что утвердил он рукой и ногою своею, то есть тому, что совершил сам, и тому пути, по которому прошёл своими ногами. Легко поучать с чужих слов. Но такие поучения не доходят до сердца. Но врезается в сознание слово, запечатлённое делами. Очищение сердца, утверждённое соответствующими поступками, оделяет дух несломимою силою противления злу и обуславливает неуклонное и прочное продвижение его по пути.

 

1970. 572. (Сент. 12). Как не надо себя вести, можно учиться на окружающих. Не раз были свидетелями пустой, безответственной болтовни, которая не принесла никому никакой пользы и только засорила пространство. Пусть это научит тому, как надо взвешивать каждое своё слово, прежде чем что-то сказать. Не расходовать понапрасну энергию – задача ученика.

 

1970. 593. (Сент. 19). Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения качества сдержанности и молчаливости. Самые, казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости. Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли, что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры? А вы помолчите и посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот – улучшит и принесёт желаемые следствия.

 

1970. 678. (Гуру). Когда человек излагает самые прекрасные и возвышенные мысли, постарайтесь выяснить, как он прилагает в жизни то, о чём говорит. В самых мелких подробностях поведения выявляется характер человека. Будьте очень внимательны, и именно к мелочам, и тогда за набором пушистых изречений выглянет истинный лик говорящего.

 

1970. 762. (Нояб. 26). Да! Это верно. Легче всего говорить о том, как люди должны себя вести и как поступать, особенно если говорящий сам ничего не применил на себе из своих наставлений. Но известно, что поучающий чему-то и не применивший этого на себе имеет себе осуждение. Это во-первых. А во-вторых, подобное поучение лишено силы и внутренней убедительности. Лучше, если говорящий будет излагать мысли без всяких поучений, но так, чтобы логический вывод из услышанного наталкивал человека на правильные действия.

 

1971. 248. (Апр. 30). Даём направление мысли, но думать надо самим. Кто же за вас может продумать то, что должны сделать вы.

…Всё, что почерпнёте из книг Учения, требует собственного размышления. Взятое у других и не ассимилированное сознанием – остаётся лежать втуне. Попугаи тоже повторяют чужие слова, но без понимания их. Не уподобимся. И надо, чтобы каждое произносимое слово шло прямо от сердца, иначе пусто оно. Много говорится пустых слов. Мир страдает пустословием. Когда-то придётся держать ответ за каждое праздное слово.

 

1971. 297. (Май 22). Как совместить неизбежность и щедрость раздачи даров духа с суровой сдержанностью, бережностью и умением хранить доверенное? Только соизмеримостью и неуклонным выполнением Указа не зазывать на свой двор. Не в многословии успех, но в горении сердца и в умении вкладывать его огни в произносимые речи. Пусто и неубедительно слово, лишённое огня сердца, то есть психической энергии. Много таких слов наполняют пространство. Умение вложить в немногие точные, ясные и чеканные слова глубочайшее содержание – искусство Архата. Веками живут эти огненные формулы и питают души людей, не теряя своей силы.

 

1971. 490. (Гуру). Себя уявлять, говорить о себе то, что интересует себя, но не собеседника, хочет именно самость. Молчаливостью и сдержанностью надевается узда на неё. Просто пищи ей не даётся, чтобы не потворствовать её желаниям. Часто промолчать можно и с пользою для себя и без вреда для других.

 

1972. 232. (Май 15). Если в домашнем быту утвержден контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Очень не полезно убеждение, что надо говорить «из вежливости». Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью. Пусть уж лучше говорит собеседник, если не может себя удержать от слов излишних. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется созвучие. И тогда оно благодетельно. Сдержанность речи – особенно ценное качество йога. Люди страдают многословием. А за слова приходится отвечать. Мудрое собеседование не есть болтливость. Оно плодоносно, если не допущено явление исчерпанности.

 

1972. 233. (М.А.Й.). «Язык мой – враг мой», и такое бывает. Тем более нужен суровый контроль над словами, за каждое из которых придётся отчёт дать когда-то. Даже молитва существует для удержания языка от празднословия. Но не помогает ничто, и язык продолжает «язвить пространство», навлекая на человека неизбежные следствия. Люди, давшие зарок молчания, знали, что они делают и почему. Собранная ими таким путём психическая энергия была следствием духовной дисциплины. Болтливость и Йога несовместимы.

 

1972. 234. (Гуру). Вот посетил друг после более тридцатилетней разлуки и говорил беспрерывно до полной исчерпанности сил. Подумайте, полезна ли была подобная болтливость и не были ли результаты её разрушительны, хотя и говорил он о вещах, близких сердцу и имеющих касательство к Учению.

 

1972. 430. (Авг. 3). Характер устремлений определяет направление эволюции духа. Много ненужного людьми говорится, и много этим вреда приносится пространственно. Пространство засоряется празднословием и блудословием. А ответ придётся держать за каждое произнесённое слово. Астрал ненавидит всякий контроль и сдерживание. Обуздание языка ускоряет подчинение его (то есть астрала) воле. Обет молчания имел глубокое значение. Молчаливость и сдержанность (сознательные) есть знаки победы. Ради каких мишурных, призрачных и жалких ощущений допускает идущий эти поблажки, за которые придётся платить. Поблажки астралу недопустимы. Целесообразность – во всём. Великая цель и усилий требует великих. Мелкотравчата суета. Или кто-то надеется этой цели достигнуть, не вложив в устремление все силы свои?

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020