Грани Эпохи

этико-философский журнал №91 / Осень 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Валентина Дудко

 

Общее Благо

Опубликовано: газета «Свет», США, Январь 1944 г.

 

 

Все Великие Учителя заповедали нам работать не для себя, но для общего развития, общего процветания, общего блага. У многих, однако, возникает недоумение: что понимать под общим благом, какое понятие добра будет наиболее исчерпывающим. Если бы мы помнили, что для каждой эпохи и даже для каждого отдельного человека существует своё понимание совершенства, вне зависимости от степени развития и сознательности, – то вопрос этот отпал бы сам по себе.

Мы предоставили бы каждому осуществлять свой идеал и пытались бы только вносить свою лепту в общую постройку. Мы не спорили бы о способах, а заботились бы о чистоте цели. И если цель – познание самого себя, осознание в себе Бога, то способы должны бы считаться второстепенными деталями.

Однако это не так. Много несогласий, недоразумений и даже кровопролитий происходит во имя … общего блага. Начиная со снобизма и шовинизма и кончая политическими и религиозными прениями, – люди под флагом общего блага вносят общий раздор. Ибо общее благо людей нетерпимых сводится к понятию блага ограниченного: «думайте так, как думаю я, и вам будет хорошо!» нетрудно проследить, насколько пагубна такая нетерпимость. Прекрасен патриотизм, основанный на разумной и здоровой любви к своей стране. Но ведь разумность, прежде всего, исключает нетерпимость и самомнение. Как скоро вкрадывается самомнение, – патриотизм превращается в жуткий шовинизм. В результате – войны, ненависть и регресс страны. Прекрасно сознание своих сил, развитие их и совершенствование. Такое сознание обуславливает рост индивидуальный и общественный. И, однако, как скоро сознание своих сил порождает чувство превосходства, получается вульгарный снобизм и опять падение.

Припоминается наш русский снобизм. Снобизм был отличительным явлением в среде нашей аристократии: почти брезгливое отчуждение от других классов; тесная сплочённость своего круга; демонстративный и смешной переход на французский язык в присутствии «плебеев»; оскорбительное лорнирование «низших существ», осмелившихся сунуться к их превосходительствам; и много подобных подробностей практиковалось среди сливок нашего общества. Конечно, бывали и истинные рыцари благородства, которым чужда и смешна была всякая условная мишура. Яркий пример – Лев Толстой. Но сколько, однако, Толстых?

У нашей интеллигенции тоже был свой особый снобизм: презрительно-критическое отношение ко всем идеологиям, несозвучным данному моменту. Даже крестьяне были не чужды своеобразного снобизма: если и завидовали они богатым, то ведь и от души их презирали: «известно, баре они, где им понять-то!», «на то они и господа, чтобы, значит, дурить», «с жиру бесятся» и т.д., и т.д. Каждый считал, что он знает нечто лучшее и правильное по сравнению с другими. О результатах мы все знаем. Больные, горькие были результаты.

Молодая советская Россия вначале была не чужда своего пролетарского снобизма. Но великие страдания и творческое напряжение трансмутируют этот снобизм в сознание своих сил. И благо такой стране.

Россия много раз падала и вставала. Но всегда держалась великая Русь своими исключениями, не обывателями: Русь богоискателей, пылких идеалистов, светлых подвижников. И эти чистые люди создавали общее благо без шума, без споров, без недоразумений.

Очевидно, что понятие общего блага совершенно исключает нетерпимость и эгоизм, и что невозможно строить общее благо по предвзятому плану.

Христос сказал просто: «возлюби ближнего своего, как самого себя», т.е прояви максимум терпимости.

Много профанируется понятие любви к человеку и человечеству. Так что обыватели даже обижаются: «легко любить человечество, пусть любят нас маленьких со всеми нашими недостатками». В этом есть доля правды: часто увлечёнными громкими идеями люди становятся теоретиками и уходят от жизни с её нуждами и страданиями. Истинные создатели культуры, однако, что, работая жертвенно для человечества, они сохраняют чарующую простоту и доступность дял отдельных людей.

Видя дальше и больше, зная много, они, тем не менее, с величайшим тактом и бережностью обходят недостатки встреченных людей. Но их терпимость не переходит в потакательство, ибо вся их жизнь и работа служат действенным примером борьбы с пороками.

Такие отдельные чистые люди и являются двигателями человечества и работниками на общее благо. Они есть у каждого народа, а близки они всем народам всего мира, ибо их жизнь полна бескорыстия, простоты и любви. И если мы хотим сделать понятие общего блага не фразой, а насущной потребностью, мы должны следовать примеру отдельных прекрасных людей, а не подчиняться гипнотической власти общепринятых идей.

Мы должны учиться для знания, а не для того, чтобы нас знали; мы должны держать это знание смиренно и скромно и давать его только стучащимся, но не выставлять его триумфально на базаре; мы должны бороться, прежде всего, с собой, со своим тщеславием и искренно чему-то учиться у каждого; по-детски мы должны быть довольны своей судьбой; мы должны смотреть на услуги другим как на естественную обязанность и никогда не ждать благодарности; мы должны развивать великое искусство распознавания: уметь отличать красоту от позолоты, знание от мудрствования, любовь от пристрастия и т.д., и т.д.

Короче, чтобы работать на Общее Благо, мы должны работать над собой. Бескорыстное творчество бесконечно и многогранно, а общее правило только одно: помнить, что дела наши будут оценены другими, а не нами, и потому работать бескорыстно, не заботясь ни о результатах, ни о наградах.

Майами Бич, январь 1944 г.

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020