Грани Эпохи

этико-философский журнал №91 / Осень 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Багдад, город мира Богом данный

Для большинства американцев Багдад – всего лишь ещё один пыльный, истерзанный войной ближневосточный городок из сводок теленовостей.

Дэн Браун «Происхождение»

 

 

От автора

Изучая историю рождения, развития и падения Багдада, понимаешь, как повезло исследователю с выбором темы. Предмет для работы уникальный! К тому же известна точная дата рождения и падения Багдада, что для космобиолога имеет решающее значение. В предвкушении получения результатов, предстоит ответить на множество вопросов, которые, видимо, не интересуют американцев.

Почему именно Багдад явился «колыбелью цивилизации», и на территории Ирака возникли первые в истории человечества поселения? По какой причине Багдад оказался «плавильным котлом», в котором смешивались культуры, империи, нации, религии и философские учения?

Что определило проект будущего города, чуда архитектуры, названного «величайшим строительным проектом». Более того, «центром мировой торговли и науки мусульманского мира». И, наконец, найдётся ли причина падения великого города мира, упадка и разграбления Багдада монголами?

 

История Багдада

Википедия: «Небольшие поселения на территории современной иракской столицы, по данным археологических раскопок, существовали уже в XIX–XVIII вв. до н.э. Багдад был основан на западном берегу реки Тигр 30 июля 762 года и первоначально имел форму круга в плане; строительство города как столицы государства Аббасидов началось по распоряжению халифа Абу Джафар аль-Мансура. После захвата власти в Арабском халифате Аббасиды решили перенести столицу из Дамаска на восток, ближе к Хорасану, служившему оплотом их сторонникам. Кроме того, новая столица была ближе к географическому центру халифата, значительно расширившего в VII–VIII веках свои восточные пределы.

В IX–X веках Багдад превратился в наиболее крупный культурный и экономический центр ближневосточных территорий. Здесь довольно быстро и успешно развивались ремесленное производство и торговля с другими странами».

 

 

 

Часть первая. Рождение Багдада

Символический микрокосм рождения Багдада

 

Обратимся к содержанию микрокосма символического рождения Багдада, которое произошло в «Скорпионе», судьбой управлял Марс, а жизненная энергия носила солнечный, «львиный» характер.

Момент рождения открывает картину-символ: «Массивный скалистый берег выдерживает тяжёлые удары моря». Символ хороший, указывающий на то, что Багдад «очень медленно поддаётся изменению и сколь связывающей и прочной может стать общественная жизнь, в которой есть сила и устойчивость, необходимые для социальной жизни человека, пока не открываются новые горизонты». Ключевое слово Багдада – стабильность, устойчивость.

Выявленная устойчивость действительно проявилась, поскольку, подорванный на 45 году жизни несчастным историческим событием, Багдад в течение 450 лет медленно деградировал, пока окончательно не сдался завоевателям.

Управляющий Судьбой сильный Марс находится в Доме «Наследство» (VIII дом), оказывая благоприятное влияние на Солнце и «Карьеру» (МС). Содержание Марса обещает городу богатство идей, активность и агрессивность ума, остроту и критичность мышления, способность к технике и механике. Кроме того, склонность к спорам и полемике, железную волю, агрессивность в отношении чужих денег в общем фонде, оставляет опасность насильственной смерти в войнах и конфликтах.

Рядом с Марсом чувствительная точка «Ущерб бизнесу» (51), а так же «каскад» иных точек, смысл которых читается так: «Братья и сёстры популярны и удачливы, но склоняются к опухоли» (4, 64, 75, 23).

Аспекты Марса с другими планетами формируют «способность проводить проекты в жизнь, руководить, сотрудничать и общаться с друзьями, при этом Багдад становится исходной точкой профессиональной деятельности, даёт хорошие шансы для карьеры».

Читаем: «С появлением халифата Аббасидов, Ирак становится центральным регионом мусульманского халифата. В VIII веке аббасидский халиф аль-Мансур заложил будущую столицу халифата – город Багдад».

 

Символ достижения и спокойствия

Если представить Багдад в образе гигантского Человека, то обзоры градусов Момента рождения и управителя рождения Марса дают впечатляющие результаты.

В первом случае символ указываетна«исключительно одарённого Человека, обладающего особым талантом в естественных науках и способного воплотить даже смутные идеи древних философских учений в осязаемые формы торжествующего материализма. Неудачи не пугают его, так как он знает, что успех приходит после многих ошибок».

Город-Человек «старается достичь цели и не поддаётся сомнениям». Это символ Достижения.

Читаем: «Багдаду также суждено было стать центром науки мусульманского мира. Сюда со всех концов халифата стекались учёные как религиозных, так и светских наук. Здесь халиф Харун ар-Рашид основал знаменитый академический центр «Байт аль-Хикма» (Дом мудрости), который аккумулировал научные достижения всего мира. В этом университете постоянно переводились научные труды с греческого, сирийского, индийского и персидского языков».

Во втором случае символ «представляет город в образе Человека безмятежного и миролюбивого, одарённого прекрасным воображением и творческими способностями. Где бы он ни был, его присутствие действует успокаивающе, и поэтому многие тянутся к нему. Как правило, замыслы такого человека удачливы. Возможно также, что он много путешествует. Это символ Спокойствия.

 

Жемчужина мусульманского мира

Но подтвердит ли обнаруженную тенденцию положение Венеры в Доме «Науки, Философии и Религии» (IX дом)? Это особенно важно, поскольку Венера оказывает благожелательное воздействие на Момент рождения Багдада, а так же облагораживает «союз» Сатурна и Урана.

Венера сообщает Багдаду любовь к философии, религии, искусству и знакомство с партнёрами на основе этой любви, предпочтение отдаёт иностранцам, другим расам и религиям, пытаясь обратить в свою веру, образованы, изучают историю искусств и культуру. Это и есть причина, по которой Багдад прибрёл репутацию жемчужины мусульманского мира, «плавильного котла», в котором смешивались культуры, империи, нации, религии и философские учения. Примером проявления Венеры в жизни Багдада является знаменитая архитектура, результат гармонии выражения и понимания искусства. Более того, имеется указание на то, что Багдад – художник с необыкновенными способностями, у которого эстетизм подкреплён реальным выражением (Венера – Сатурн). Вместе с тем, город является ловким дельцом, умеет зарабатывать, причём необыкновенным способом (Венера – Уран).

 

Рабочий вариант символического микрокосма рождения Багдада

 

Создавать в духовной области новое

Жизненная энергия Багдада носит «львиный» характер. Это означает, что Багдад заряжен силой, которая благодетельно действует на всё живое, авторитетом и властью, стремлением к самовоплощению, развитию внутреннего принципа власти, потребностью создавать новое в духовной области.

Картина-символ Солнца воистину замечательна: «Ранним утром росинки сверкают искорками, когда Солнце заливает лужайку». Символ представляет «возвышенные чувства, поднимающиеся в душе индивидуума, успешно прошедшего через долгую ночь, испытавшую его силу и веру».

Обзор градуса Солнца указывает «на храбрую, бесстрашную и великодушную личность, чья врождённая широта души настроена на служение окружающим и ставящую благополучие другого человека выше собственного комфорта. Против него направлена зависть, и людская злоба повернула к нему свой звериный оскал. Такой Человек будет подвержен многим, в том числе смертельным, опасностям, но долг для него превыше всего». Это символ Смелости.

При этом Солнце находится в гармонии с Луной, что «обещает благоприятные возможности, хорошее здоровье и жизненные силы, бесконфликтное развитие».Однако одной смелости против звериного оскала может и не хватить…

Читаем: «В январе 1258 года монгольское войско окружило Багдад. Оборона города была абсолютно неэффективна, поэтому уже меньше чем через неделю монголы установили контроль за стенами города».

 

Юпитер под влиянием «Злой Фортуны»

Положение Юпитера представляется благополучным, но оказывается под влиянием Злой Фортуны (Крест судьбы). И что бы это значило, если рядом находится чувствительная точка «Повреждение» (31)? Юпитер силён и обещает Багдаду пристрастие к философии, религии, воспитанию, поездкам, чужим культурам, развитие собственной философии и системы мышления, деловитость и стремление к развитию, богатству и приобретению владения. Благотворное влияние Юпитера на Солнце предполагает уверенность в себе и великодушную помощь другим, соблюдение нравственных и религиозных норм. Откуда же в таком случае ждать повреждения?

Картина-символ Юпитера благостна: «Мать ведёт маленького ребёнка шаг за шагом по крутой лестнице», что предполагает социальную заботу о менее развитых членах общества.

В чём же дело? Возможно, присутствие Злой Фортуны объяснит обзор градуса Юпитера? Читаем: «Указывает на Человека, интеллект которого богат и разнообразен, но отличается рассеянностью и неорганизованностью. Такой Человек наделён некоторыми выдающимися качествами и прекрасными интеллектуальными возможностями, однако слаб в методах их практического применения». Это символ Накопления Опыта. Но, кроме того, имеется картина-символ «Злой фортуны», которая поможет внести в вопрос ясность. Оказывается, негатив усматривается в социокультурной драматизации и пропаганде Багдада, которая порождает форсированный рост. По сравнению с другими столицами Багдад является «акселератом», развивающимся бурно, в обгон эволюции, что привлекает к нему особое внимание. Главным образом, внимание недругов, от которых и следует ждать «повреждение». На формирование индивидуальности Багдада влияние оказал Плутон под благотворным влиянием Меркурия. Плутон способен изменять социальные течения, обычаи и события, проявлять интерес к естественным и оккультным наукам, оптимально развивать умственные способности.

Как видим, Багдад благоприятным рождением обязан Космосу, предназначен долгому и плодотворному развитию. Что же погубило благородство Багдада? Силы Багдада подорвала борьба правителей за власть, но об этом речь впереди.

 

Засилье Дома № 3 чувствительными точками

Из всех Домов микрокосма рождения Багдада наиболее заселённым чувствительными точками оказывается Дом «Способа жизненного самовыражения». Куда относятся такие понятия, как письма, учёба, отношения с родными. О каких чувствительных точках идёт речь? Точка «Счастье» (Колесо Фортуны) имеет отношение к точке «Женитьба» (58), а так же к родственной точке «Бракосочетание» (76). В Доме имеются точки «Развод» и «Мальчики» (41, 57), точка «Оккультизм» (15), точка «Образование и Воспитание» (10).

Картина-символ ключевой точки «Счастье» впечатляет: «Закутанный покрывалом пророк говорит, охваченный Божией силой», что понимается как «способность быть устами откровения, трансцендентной волей и истиной, определяющей будущие действия».

Однако в Доме находится серия точек серьёзного негатива: «Судьба в опасности обезглавливания путём убийства» (14, 63,34, 20). О каком убийстве может идти речь, если убийство роковым образом повлияло на судьбу Багдада? Вопрос серьёзный, на который имеется ответ в истории Багдада.

Читаем: «После смерти халифа Харуна в 809-м г. н.э., аль-Мамун убивает своего брата аль-Амина в борьбе за власть. Междоусобица медленно истощала власть в Багдаде. Кроме того, с востока вплотную к границам халифата стала продвигаться империя Чингизидов, которая к тому времени уже подчинила себе значительную часть Средней Азии и Китай. В январе 1258 года монгольское войско окружило Багдад».

 

Конфликт в Доме «Сотрудничество»

На сферу партнёрства и сотрудничества Багдада существенное влияние оказывает «союз» Сатурна и Урана (VII дом), а так же негативные аспекты указанного «союза» на Солнце и Меркурий. Показательно, что картина-символ Дома «Сотрудничество» представляет непостоянство всех материальных и социальных связей, что отражено тезисом «междоусобица медленно истощала власть в Багдаде».

Конфликтующие аспекты Сатурна предполагают предательство, врагов и осуждение, а именно «препятствие в самовыражении, гордость и свободу любой ценой, ожесточенных врагов, упрямство и высокомерие». Подводит Багдад и жажда независимости, при которой развод неминуем. Однако Уран частично поправляет ситуацию в лучшую сторону, не даёт разгуляться тенденциям Сатурна, склоняет к дисциплине, подлинной свободе, исходящей из ответственности, к умению строить новое на основе старого. Серьёзная угроза ожидается от самовозвеличивания Багдада, опасных случаев и резкости поведения. Недаром в Доме «Сотрудничество» находится чувствительная точка «Суд» (38).

Итак, Багдад в благоденствии прожил всего 44 года (до 806 года), но после рокового убийства Аль-Мамуном брата, 450 лет развивался по нисходящей линии, пока не пришёл в окончательный упадок.

 

 

Часть вторая. Падение Багдада

В январе 1258 года монгольское войско окружило Багдад.

Википедия: «Оборона города была абсолютно неэффективна, поэтому уже меньше чем через неделю монголы установили контроль за стенами города. 10 февраляхалиф сдался на милость военачальника монгольской армии Хулагу, в надежде сохранить за собой хотя бы какую-нибудь власть. Хулагу потребовал разоружить армию халифа и вывести её из города. Халиф покорился и, к ужасу очевидцев, в городе началась жуткая резня. Халифу оставалось только беспомощно наблюдать. По разным данным, в резне было убито от 200 до 600 тысяч жителей города. Байт аль-Хикма и его знаменитая на весь мир библиотека были сожжены. Книги из библиотеки были выброшены в Тигр, а его воды от чернил стали чёрными. Система оросительных каналов города была разрушена. Когда Хулагу вошёл в дворец халифа, он спросил у аль-Мустасима, почему он тратил огромные средства казны на роскошь, вместо того, чтобы укреплять оборону города. Халиф аль-Мустасим ничего не смог ответить Хулагу, кроме: «Такова воля Бога». Хулагу ответил: «То, что с тобой сейчас случится – тоже воля Бога». 20 февраля Хулагу вывел из города свои войска, которые уже не могли терпеть зловония множества разлагающихся тел на улицах и в домах. Халифа ждал ужасный конец – его по приказу Хулагу затоптала монгольская конница. Единственная «почесть», которая была оказана для представителя династии правителей, заключалось в том, что его поместили в кожаный мешок. По поверьям монголов, проливать королевскую кровь на землю означало навлечь на себя несчастья».

Какими же явились аккорды агонии? Они рождались в «Близнецах», управлялись Меркурием, «Репутацию» обрели в «Водолее» (МС). Как покажет ниже приведённый рабочий вариант микрокосма, «Карьера и Репутация» оказалась к негативу чувствительная, обременённая множеством характерных точек.

Картина-символ Агонии указывает на «необходимость прояснить свой опыт посредством активных контактов со сходно-настроенными индивидуумами». Этого со стороны Багдада как раз и не происходило.

 

Символический микрокосм падения Багдада

 

Багдад прояснил свой опыт в борьбе с монголами. Прояснил катастрофически. Показательно, что в этом случае на АСЦ находятся чувствительные точки с тезисом «Продвижение к опасности» (17, 63).

На это же обстоятельство указывает картина-символ Момента Агонии (АСЦ). Картина, прямо скажем, вполне натуральная: «Раненый солдат, извлекающий стрелу из своей руки; поблизости воет собака».

Что же конкретно отражено в символе Багдада 1258 года? Это «воинственная и импульсивная Личность, попадающая в тяжёлые переделки по причине неугомонного характера. У такой Личности богатое воображение, но склонное двигаться рутинными, ошибочными и бесполезными путями. В таком случае необходимо самоограничение, упражнения по умственной концентрации и решимость задействовать всю агрессивную энергию для более высоких целей. Это символ «Нетерпеливости».

Картина-символ Управителя судьбы Меркурия обнаруживает «Фигуру в маске, которая выполняет ритуальные действия в мистерии». Таким образом, падение Багдада является мистерией, причём падением ритуальным. Действующее лицо падения скрыто, «фигура в маске». Что же происходит?

А происходит вовлечённость Багдада в «издревле установленные паттерны деятельности, направленные на высвобождение коллективных сил». Надо думать, высвобождение коллективных сил монголов. Багдад обречён на падение, поскольку исчерпал силы в эволюционном развитии. В этом и заключается «глубочайший оккультный смысл социальных процессов».

Показатель жизненной силы Солнце былой силы не имеет, на Солнце «Злая фортуна» и точка «Беда» (33). Картина-символ Солнца являет «Бабочку, вылупляющуюся из куколки».

Символ означает «способность полностью трансформировать своё сознание радикальным изменением повседневной жизни и типов отношений». Иными словами,символ указываетна необходимость восстановить силы в борьбе за жизнь. По сути, это символ надежды, поскольку на падении Багдада «крест не ставится». Падший Багдад не безнадёжен в случае, если удастся трансформировать сознание и радикально изменить повседневную жизнь. Начать историю сначала.

Багдаду предстоит метаморфоза, инициация, вхождение в более высокую сферу сознания. Но для этого потерявший силы и заблудший Багдад должен погибнуть. Ситуацию отслеживает серия чувствительных точек, связанных с положением Солнца: «Злая фортуна» несёт «Смерть», «Повреждения», «Страсти», в чём заключается «Коренное Изменение» (33, 31, 62, 67).

Багдад образца 1258 года лишён жизненной силы, что подчёркивает «обнявший» Солнце Сатурн, «тормозящий самовыражение и честолюбие, обрекающий на тяжёлый труд, вселяющий комплекс неполноценности».

Момент Агонии Багдада (АСЦ) сопряжён с «Вхождением в общественные отношения» (Восх. Лун. узел), картина-символ которого указывает на «способность преодолеть ограничения существования в теле». Как видим, и это указывает на то, что Багдад не безнадёжен, у него может быть будущее, не всё окончательно потеряно. Причём надежда на выход из жесточайшего кризиса носит фатальный характер (2). Однако, на пути к иной жизни может быть всё, что угодно: «замешательства, неудачи, иллюзорные притязания, самообман».

 

Рабочий вариант символического падения Багдада

 

Положение сильного Марса в кризисный период склоняет к «бездне нравственного падения, притом, что даже смерть не устрашает». И это притом, что рядом с Марсом находится точка «Смерти» (33).

Венера оказывается в Доме «Смерти и Наследства» (VIII дом), конфликтует с Юпитером, что предполагает ситуацию «брака из-за денег, жажду наслаждений и любви к роскоши, расточительность и финансовые убытки». И это также находит историческое свидетельство.

Читаем: «Байт аль-Хикма и его знаменитая на весь мир библиотека были сожжены. Книги из библиотеки были выброшены в Тигр, а его воды от чернил стали чёрными. Система оросительных каналов города была разрушена. Когда Хулагу вошел в дворец халифа, он спросил у аль-Мустасима, почему он тратил огромные средства казны на роскошь, вместо того, чтобы укреплять оборону города. Халиф аль-Мустасим ничего не смог ответить Хулагу, кроме: «Такова воля Бога».

Имеется и третий признак того, что Багдад не безнадёжен, что у него не всё потеряно. На это указывает картина-символ Дома «Лишений и страданий» (XII дом). Картина-символ такова представляет «Висячий мост над ущельем».

Содержание символа очевидно: Багдад оказался на краю пропасти и готов рухнуть вниз, но… судьба оставляет возможность перекинуть мост над ущельем, тем самым дать новую жизнь, преодолеть препятствия и достичь эволюционной связанности, равно как и пространственной экспансии.

 

Век ХХ. Жизнь и судьба Багдада в определении Космоса

Читаем: «В 1940–1950-х годах в городе многократно проходили массовые народные выступления против империалистической государственной политики, росло национально-освободительное движение, к которому примкнули тысячи жителей столицы. Самые многочисленные народные волнения имели место в Багдаде в 1948, 1949, 1952 и 1954 годах. Революционные события, развернувшиеся в Ираке в середине 1950-х годов, привели к упразднению монархической власти Хашимитов и образованию в июле 1958 года независимой Иракской Республики, столицей которой был провозглашён Багдад. В конце 1960 – начале 1970-х годов в городе была произведена национализация всех промышленных предприятий, за исключением нефтяных. В 1980–1990-х годах в результате военных конфликтов в Персидском заливе (сначала между Ираком и Ираном, а впоследствии между Ираком и Кувейтом) хозяйственно-экономическая деятельность в столице была осложнена».

 

И в XXI веке

В ходе Иракской войны в апреле 2003 года Багдад был занят боевыми частями армии и морской пехоты США, впоследствии в город вошли воинские подразделения некоторых других стран международной коалиции. Позже оккупационные регулярные иностранные вооружённые силы были выведены, и контроль над городом был передан местной власти, которая по-прежнему использует помощь иностранных военных и полицейских советников.

 

 


№88 дата публикации: 01.12.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020