Грани Эпохи

этико-философский журнал №90 / Лето 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

К Серафиму Саровскому являлась в Храм Богородица

Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.

Святой Серафим Саровский

 

Исследование жизни и судьбы Святого Серафима Саровского начну с давней авторской публикации, поскольку, как известно, новое – это хорошо забытое старое. Речь идёт о небольшом очерке, опубликованном в 2008 году (1, стр.226).

 

 

В Дивеево за благодатью

«В Дивеево, где пребывал преподобный и чудотворец всея Руси Серафим Саровский, находятся знаменитые святые источники. Серафим Саровский был великим провидцем и исцелителем, молитвы которого были услышаны Господом.

По знаменитой канавке, которой он окружил монастырь, прошла Богородица, а дальше этой канавки чёрные силы не подступают».

 

 

Рассказывают удивительный случай, которому были сотни свидетелей – паломников: «Привозят в Дивеево мальчика. Его лицо страшно искажено и ни один врач не может определить причину недуга. У мальчика огромные распухшие уши и такое же лицо. В Дивееве множество источников и во всех искупали мальчика, но результата не было. Родители с молитвой обошли все храмы, поговорили со священниками, заказали молебны. Находились там около месяца. Но и это не помогало. Перед отъездом, на прощанье, решили в последний раз искупать мальчика в источнике Серафима Саровского. Это была последняя надежда. И вот… Родители опустили в источник уродца, а вынули здорового мальчика на глазах у многочисленных свидетелей. Произошло чудо» (1, стр.226).

Находит ли объяснение чудесному излечению недугов Серафим Саровский? Как это было в широко известном случае излечения мальчика в источнике его имени? Ответы на вопросы поищем в высказываниях Преподобного Серафима:

Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги – ничего.

У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.

Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.

Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: всё где-нибудь да прозябнет, и возрастет, и плод принесёт, хотя и не скоро.

Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

 

 

Был такой случай

Однажды, будучи с Владимиром (имя моего приятеля) в командировке в Екатеринбурге, мы решили посетить место расстрела царской семьи, Храм-памятник на Крови. Экскурсовод завела группу в величественный Храм и приступила к рассказу. И тут оказалось, что в Храме находится рака с мощами Святого Серафима Саровского. Женщины по очереди принялись подходить к раке для общения со Святым. Неожиданно к раке приблизился Владимир, затем склонившись над стеклом, произнёс несколько слов. Это произошло столь неожиданно, что я не успел запечатлеть момент общения, но снимок раки, конечно же, сделал. И вот, когда группа покинула Храм, на мобильник Владимира последовал звонок. Сотрудница, принимавшая нас в Екатеринбурге сообщила, что с Владимиром хотела бы познакомиться одна интересная женщина. И надо сказать, Владимир, человек достойный, но по жизни одинокий, несказанно обрадовался звонку. В результате встреча Владимира с «неожиданной» женщиной состоялась, и вскоре приятель обрёл долгожданную «половину». Но это не всё!

 

Рака Серафима Саровского. Фото автора

 

По возвращению в Москву в разговоре вспомнился Екатеринбург и Владимир признался, что в Храме, склонившись над ракой, попросил Святого помочь в обретении семейного благополучия. Начало чему, безусловно, было положено обращением за помощью к святому Серафиму. Затем выяснилось ещё одно обстоятельство, связанное с именем Святого. Оказалось, что из гостиницы к месту работы мы постоянно проходили мимо красивейшего храма. Впоследствии выяснилось, что это был храм Серафима Саровского.

 

 

«В здоровом теле – здоровый дух»?

Итак, по мнению Серафима, чтобы иметь здоровое тело, следует иметь здоровый дух. Однако на этот счёт известна латинская поговорка, смысл которой несколько иной: «В здоровом теле – здоровый дух». Что, думается, не всегда соответствует истине. Однако значительно реже здоровый дух обнаруживается в теле болящего человека. Всё относительно… И всё же залогом телесного здоровья является именно здоровье духовное, основанное на радости мироощущения, вере в лучшее, милосердии и заботе о ближнем, бесконечном терпении и упорном труде, как подчеркнул Серафим, «внутреннем делании и заботе о душе своей». С позиции дня сегодняшнего основой здоровья является достаточный запас психической энергии, беречь и преумножать которую, призывает Учение Живой Этики. Иными словами, человеку по мере сил необходимо приближаться к животворящему источнику всего сущего, к Господу Богу, а лучше сказать, к Божественной Сущности, которая единственно способна сотворить Чудо и наградить сотворением чуда того, кто упорно продвигается в познании Божественного. На определённом этапе такой человек обретает способность чудотворчества. Как это произошло с Серафимом, по благим делам причисленному к лику Святых.

Из энциклопедии: «Серафи́м Саро́вский(в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках – Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск – 2 (14) января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории».

 

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево

 

 

Что есть чудотворство?

 

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Борис Пастернак

 

Обратимся к фактам биографии Серафима. «В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.

Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел».

В первом случае привлекает внимание возраст 7-ми лет (первая седьмица жизни), когда произошло падение Прохора с колокольни. Магическая сила числа 7 известна с глубокой древности. С точки зрения космобиологии, первые семь лет жизни проходят под знаком Овен, стихии огня и выражаются спонтанной, пылкой, темпераментной энергией, когда ребёнок заявляет миру: «Я – есть!». В эти годы с полной нагрузкой работают все органы чувств, в том числе и интуиция, сравнительно недавно обнаруженный шестой орган чувства. А это позволяет надеяться, что со временем будет обнаружен и седьмой орган чувства. Важно и то, что падение произошло на месте бывшего храма Преподобного Сергия Радонежского, на месте торжества русского духа, на месте намоленном. Не потому ли упавший с колокольни Прохор остался невредимым?

Во втором случае приложение к иконе Божьей Матери во время крестного хода могло благотворно сказаться на психо-эмоциональном состоянии тяжело больного Прохора, положить начало выздоровлению. Однако на полное выздоровление повлияла не только чудодейственная икона. Юного Прохора впоследствии ожидали тяжкие испытания, о которых сложилось впечатление, что они посылаются с определённой целью: «В 1780 году тяжело заболел, всё тело его распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая продолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи болезнь принесла много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».

 

 

Невольное сравнение

И здесь напрашивается сравнение судьбы Прохора Мокшина, будущего Серафима Саровского, с судьбой учителя из Калуги Константина Циолковского, будущего основоположника отечественной и мировой космонавтики. С той разницей, что по причине тяжёлой болезни у юного Кости развилась глухота.

Уйдя от мирской суеты в просторы беззвучия, Константин, как и Прохор, получил «много душевной пользы». Кстати, к «душевной тишине» после выздоровления потянулся и Серафим, о чём будет сказано особо.

Таким образом, Серафиму и Константину тяжёлая болезнь в конечном итоге явилась во благо, поскольку первому позволила «узреть Бога», а второму, в «Грёзах о земле и небе», решиться на беспрецедентное заявление: «Космос подобен добрейшему и разумнейшему животному» (1, стр. 311).

Из биографии: «В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). (По версии автора родился всё же в 1759 году). Очень рано потерял отца. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг – мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре.

В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи».

Казалось бы, ничего необычного в начале биографии Прохора не наблюдается. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу, но и это не удивительно.

Но одно из ряда вон выходящее событие всё же произошло: «Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным.

Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания».

Жаль, что дата судьбоносного нападения на Серафима в биографии не упоминается. По той причине, что астролог лишён возможности исследовать важнейшее обстоятельство жизни Святого.

 

 

Лучше помалкивать

Из биографии: «В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года».

По этому поводу имеется высказывание Е. И. Рерих: «Древние заветы говорят <...> молитва – величественное объединение души с её Создателем» (3).

Из признания Серафима: «Когда мы в молчании пребываем, враг диавол ничего не успеет относящегося к потаённому сердца человеку: сие должно разуметь о молчании в разуме. Оно рождает в душе молчальника разные плоды духа. От уединения и молчания рождаются умиление и кротость. В соединении с другими занятиями духа молчальничество возводит человека к благочестию. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом. Ты только седи в келье своей во внимании и молчании, а Господь готов сделать тебя из человека ангелом: «На кого воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66, 2). Плодом молчания, кроме других приобретений, бывает мир духовный. Молчание учит безмолвию и постоянной молитве, а воздержание делает подвижника не развлекаемым. Наконец, приобретшего сие ожидает мирное состояние. Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом».

Из биографии Серафима: «После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы».

 

 

К вопросу о «спорных мнениях»

Любопытно, способно ли астрологическое исследование разрешить так называемые «спорные мнения» жизни и творчества Святого?

Например, отражено ли в микрокосме рождения заявление о том, что Серафим «никаких письменных сочинений после себя не оставил»? Или такой вопрос: почитал ли Серафим старые обряды?

 

 

Микрокосм рождения Прохора Мокшина

Прежде всего, следует уточнить дату рождения. Анализ содержания гороскопов, составленных на предлагаемые даты 30.07.1754 и 30.07.1759 гг. показывает, что последняя дата является наиболее приемлемой для натуры и характера Серафима. Обратимся к содержанию составленного гороскопа (см. ниже).

Символ рождения указывает на то, что судьбой Святого управляет Венера (рождение в знаке «Весы»), имеющая отношение к «Деве» и дому «Общественных отношений (XI дом). Однако для Венеры это не самое выгодное положение, поскольку имеется указание на возможность по всему излишне критического отношения.

При этом связи завязываются через групповую деятельность, проявляется приветливость, возможность иметь много друзей среди женского пола и людей искусства, желание выразить себя в творчестве и общественном плане. Это «спокойная» Венера, наделяющая чувством порядка и равновесия, справедливости и благородства, понимания нужд обездоленных и готовность им помочь. В картине – символе Венеры в 8 градусе «Девы» обнаруживаем: «Пятилетний ребёнок на первом уроке танца».

Что следует понимать как «научение использованию способности к эмоциональному самовыражению в соответствии с культурной нормой» (1, стр.129). И здесь, пожалуй, находится ответ на вопрос, придерживался ли Серафим церковной культурной нормы или же склонялся к симпатии старых обрядов?

 

 

Читаем: «Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с чётками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях – и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом).

Как видим, налицо явное противоречие, которое проявится при анализе содержании положения Белой Луны микрокосма рождения.

Белая Луна (Селена) в «Раке» заставляет поклоняться и подчиняться законам своего народа и великим традициям предков, родительского дома и собственного очага, продолжая их в том же духе. Успех и удача ожидается лишь на родине, в родном доме. Для этой цели Селена усиливает чувствительность, восприимчивость и впечатлительность, честолюбие и беззаветную любовь ко всему старому, бывшему прошлому, а также чувство долга, обязательности и ответственности в отношении близких. Как видим, в представленном тезисе мотив «старообрядчества» в определённом образе просматривается.

Однако, с другой стороны, считается, что положение Селены в Доме Науки и Религии (IX дом) вероятно «порождает жажду знаний о других культурах и мировоззрениях, о традициях других народов. Здесь с малых лет укрепляется чувство уверенности, что счастье ждёт впереди, далеко от родного дома, родины, и это гонит вдаль, помогая преодолевать большие просторы».

Как видим, налицо явное противоречие!Последний тезис в биографии Серафима, безусловно, не проявлялся. И это заставляет предположить, что реально отразилось в судьбе Серафима именно содержание Селены в «Раке». Но, видимо, нашло отражение и положение в IX доме, поскольку рядом с Селеной расположились чувствительные точки «популярности образования и воспитания» (№ 1064), что, вероятно, соотносится с тезисом «порождает жажду знаний о других культурах и мировоззрениях».

Положение Чёрной Луны (Лилит) в XII доме, безусловно, объясняет такие важные черты жизнетворчества Серафима как тягу к полному уединению и молчаливости.

Читаем: «Человек с таким положением Лилит в гороскопе, встречаясь с обманами, страхами, иллюзиями, утопическими идеями, сразу видит истинную причину, следствие и результат. В результате ему открываются глаза в первую очередь на самого себя. Поэтому таким людям легче всего анализировать происходящие вокруг события в полнейшем одиночестве, способов достижения которого у них предостаточно. Уединённые места, изолированные учреждения – вот где он начинает видеть изнанку прежде всего самого себя. Он начинает задумываться, что ему необходимо для личностного самовыражения, для личной активности, чтобы быть в единстве с этим миром, а не оторванной частицей. Готов ли он жить по правилам данного общества, следовать не только своей выгоде? Или, действуя наперекор, он может столкнуться с тем, что одиночество, изоляция будут вынужденными и необходимыми. И уже в таком положении он будет анализировать себя и свою жизнь. Крайние проявления – полнейшее одиночество, уход в себя, религию, запредельные мечты».

Что, как понимаем, произошло с Серафимом, проявлявшим «крайние состояния»: ушёл на многие годы в затвор, в полное 15-ти летние уединение и молчание. При условии ежедневной молитвы, которая способствует «объединению души с Создателем».

Содержание Дома «Смерти и Наследства» (VIII дом) вызывает интерес в связи с «нападением» на Серафима злоумышленников, после которого батюшка едва остался жив (см. ниже).

 

 

Рабочий гороскоп-символ как продукт алхимического исследования XXI века

 

 

В Доме находятся связанные чувствительные точки «Наследства» и «Партнёрства» (№ 6-59), понимаемые таким образом: благодаря сотрудничеству и «партнёрству» с прихожанами формируется будущее «наследие» Святого. Здесь же обнаруживаем взаимосвязь точек «фатальности и смерти» (№ 2-33), что в принципе указывает на то, что Святому фатально угрожала смертельная опасность.

Показателен Дом Религии и Философии (IX дом), где Восходящий Лунный узел соединён с точкой «Сотрудничество» (№ 28), что следует понимать как «сотрудничество с народом на почве религии». Но здесь же имеется точка «Коренное изменение» (№ 67), которую можно рассматривать как неприятие установленных религиозных взглядов и склонность к принятию взглядов старообрядчества. Но, по всему судя, этот вопрос Серафим не читал принципиальным, проявляя миролюбие и соглашательство с тем и другим.

Из биографии: «Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит».

В этой части исследования необходимо обратиться к содержанию Дома «Славы и Репутации» (Х дом, Ось МС JC), отмеченного точками «Завершения» (№ 16), «Внезапной удачи» (у Солнца №75) и «Увольнения» (№ 69) вблизи Меркурия. Автору представляется, что указанное положение чувствительных точек следует понимать как «завершение» сомнения властей по вопросу канонизации Серафима, поскольку получена рекомендация царствующей фамилии («Внезапная удача»). Обнаруженное «Увольнение» от Меркурия хорошо согласуется с многолетним уединением, молчанием и отсутствием письменного наследия Серафима.

На этот счёт предположения астрологии подтверждаются событиями, последовавшими после смерти Святого: «По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги – весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и, безусловно, укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет – образ святого Серафима. …11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления».

Таким образом, в вопросе канонизации Серафима Саровского церковь решилась на уступку властям, чего ранее не наблюдалось. Как бы там ни было, но народ и ныне идёт на поклон к батюшке Серафиму. Причём идёт в массовом порядке. В полном соответствии с призывом Святого: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите! Как вам время, вы и идите, и чем чаще, тем лучше. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да всё горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому всё и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдёт! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Это ли не признак действительной Святости батюшки Серафима?

 

 

Литература

1. А. И. Херсонов. Звёздные тайны России, Москва: Бослен, 2008.

2. К. Э. Циолковский. Грёзы о земле и небе, Тула: Приокское книжное издательство, 1986.

3. Письма Е. И. Рерих, том 8, № 186.

 

 


№83 дата публикации: 01.09.2020

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020