Грани Эпохи

этико-философский журнал №90 / Лето 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

История Руси в знаках отличия

Из словаря: «Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В русском языке это слово появилось в XVI–XVII веках. Герб – символ, знак отличия, эмблема государства».

 

Часть 1. Гербы в России появились давно

 

Энциклопедия: «Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своём начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (14621505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На её лицевой стороне изображён всадник, протыкающий копьём змия, на оборотной – двуглавый орёл».

 

Орёл далёкого прошлого

«Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые известные нам его изображения датируются XIII веком до н.э.

Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей. Затем двуглавый орёл обнаруживается в Мидийском царстве древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии, во времена правления мидийского царя Киаксара (625585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орёл был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы Константинополя в 330 году двуглавый орёл стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орёл появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога».

 

Русь и Византия

Читаем: «Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом – годом, когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь».

В авторской концепции указанный период совпадает с ведомым Меркурием 5-м циклом развития Руси под лозунгом «Да здравствует община и Киевская Русь с зачатками государственности!» (8731017). Таким образом, в исторических события Руси, безусловно, проявился «характер» Меркурия, с подвижностью, общительностью, посредничеством и обменом информацией (1).

Читаем далее: «Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...»

 

Благодаря высокому браку

То, что будет утверждаться ниже, вызывает у автора определённое сомнение. Дело в том, что расчёты циклов развития Руси относят исторический период под девизом ««Да здравствует Русь, обновлённая византийским влиянием – основа развития русского этноса» к периоду с 1017 по 1161 годы и циклу Венеры. Это довольно близко подходит к упомянутым датам 957988 годы (1).

Между тем читаем следующее: «Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года». Как «не имеется»? Что за странный 300-летний «перерыв» во влиянии Византии на Русь? Да и возможно ли такое? Резко и вдруг…

Исторические факты говорят об обратном: в 1039 на Руси построили Софийский собор, 1046 заключили мир с империей. 1051 год дата назначение Иллариона русским митрополитом, открытие первого народного училища для детей. При Великом князе Ярославе Владимировиче «Мудром» (10191054) распространилось христианство, установились новые границы, основалась метрополия, издавался Сборник древних законов «Русская правда», обозначились права и обязанности христиан. Тот же характер исторических событий проявился и при Великом князе Владимире Мономахе (11131125). Это ли не влияние на Русь Византии?

 

Важные последствия

Однако читаем далее: «Римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых, состоялась в 1472 году. Брак этот не привёл Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

 

 

Царь всея Руси

Далее: «В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, «самодержец» представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчинённого никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб двуглавый орёл (который комбинируется с прежним московским гербом изображением Георгия Победоносца. Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением её развития на гербе».

 

 

Орёл с закрытым клювом

«Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орёл на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орлёнка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Фёдором и Иваном Борисовичами Волоцкими».

В авторской концепции развития Руси указанный период попадает на начало 9-го цикла развития, ведомого планетой Марс (14481592). Что вполне объясняет факт раскрытия на гербе Руси клюва орла под влиянием агрессивного Марса (1).

 

Орёл с раскрытым клювом

Читаем: «В царствование Василия III Иоанновича (15051533) двуглавый орёл изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки зрения, то можно сказать, что орёл начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашёл воплощение в теории монаха Филофея «Москва Третий Рим», известной из послания монаха Василию III».

 

Корона в честь победы

«В царствование Иоанна IV Васильевича (15331584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орёл на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней».

Итак, на гербе Руси появилась корона. Но поразмыслим над особенностью изображения креста. Почему крест изображался именно с восьмью концами? Не связано ли это с нумерологией числа 8? По версии автора цикл развития Руси под № 8 и влиянием Сатурна попадает на период с 1305 по 1449 годы (1). Однако изображение восьмиконечного креста появляется лишь столетие спустя. Нестыковка? Тогда в чём причина нестыковки? Задержка в событийном проявлении символа числа «8», вероятно, явилась следствием особой инерционности развития исторических событий того периода.

Читаем: «На лицевой стороне печати, на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом– личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV, взяты из Псалтыри, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла – щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращён в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам».

 

 

Часть 2. Гербы царизма

Орёл «встрепенулся» и расправил крылья

Википедия. «Рома́новы – русский боярский род, носивший такую фамилию с конца XVI века; с 1613 года династия русских царей и с 1721 года – императоров всероссийских, а впоследствии – царей Польши, великих князей Литвы и Финляндии, герцогов Ольденбурга и Гольштейн-Готторпа и великих магистров Мальтийского Ордена. Отреклись от престола в марте 1917 года».

Читаем: «21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Фёдоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орёл на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила своё объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо восьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Итак, крест с 8-ю концами прошедшего цикла развития Руси естественным образом исчез из изображения герба, поскольку в нумерологии число 8 число денег. Появилась Святая троица, знак того, что Русь в новом цикле развития движется от материального характера к приоритету духовного.

 

 

«Показали себя всей Европе»

Читаем: «Алексей Михайлович Романов (1645–1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нём Россия смогла «показать себя» всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла.

…У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах – скипетр и держава».

Однако обнаружим ли важнейший «переход» в жизни Руси в микрокосме рождения Герба? В первой выявленной даты рождения Герба, а именно 24.12.1667 года (по старому стилю 14.12.1667) как даты УКАЗА о ГЕРБЕ Алексея Михайловича Романова. Это важно.

 

 

Микрокосм герба России династии Романовых.

Герб Романовых рождается в активном знаке Овен, имеет природу огня, находится в Доме «Сотрудничество» и знаке «Весы, что указывает на сильную потребность в совместных делах, однако сила ослаблена поскольку «Весы» не лучшее место для Марса. Герб – инициатор социальных дел и требует активных партёров.

Картина-символ Марса указывает на необходимость «принятия необходимого установления постоянных ритмов социальной деятельности». Иными словами, хаос и непредсказуемость российской жизни с приходом к правлению Романовых должна обрести некую форму, установленный порядок, постоянный ритм существования.

Картина-символ Момента утверждения Герба: «Человек, смотрящий на кристалл». Резонно предположить, что этим человеком является Михаил Романов, в котором «зарождаются ментальные способности и требование сконцентрировать внимание».

В этом случае весьма убедительна картина-символ Карьеры и Репутации Герба: «Человеческая душа, жаждущая нового опыта, стремится к воплощению». Речь идёт о новом опыте Михаила Романова в управлении Россией, желание, используя власть, испытать и утвердить себя.

 

 

На характер Герба оказывает влияние «дружба» Луны с Юпитером, за которой стоит «сострадание и великодушие, желание делать добро, что в совокупности с деятельностью политика обещает хорошую карму, которую может подпортить расточительность и склонность к разгулу». Герб находится на службе у религии и воспитания, но возможно и развитие комплекса мессии.

Вдумаемся в содержание столь динамичного символа, в котором всё радует. И то, что Русь Романова – «Лётчик». И то, что Русь находится в движении, «пролетает», а не стоит на месте. И то, что Русь «следует своим курсом», а не подстраивается под кого-то. И то, что Русь не страшат «скрывающие землю облака».

Перефразируя психоаналитика, определим смысл картины-символа следующим образом: «Способность Руси обрести силы и умения, позволяющие, преодолевая природные ограничения, действовать в ментально-духовной сфере» (3, стр.223).

С характером Руси действительно соотносятся «природные ограничения», которые необходимо преодолевать. Эти ограничения и сегодня являются тормозом в движении России.

Это первый «звоночек» в подтверждениеистины, что Русь поворачивается от решения сугубо материальных проблем к решению проблем в духовной сфере.

Итак, судьбой Герба Романова управляет Юпитер, расположенный в характере Герба (I дом), облагороженный Солнцем и Венерой, несущий благо «Карьере» и «Репутации» (Х дом).

Данный фрагмент микрокосма означает « способность Руси руководить, обновлять философию, воспитание и другие духовные вопросы». И делать это «с оптимизмом и уверенностью в себе с репутацией авторитета в области религии, философии и образования, имеет достойный вид и испытывает Божью милость» (2). Здесь же читается возможность «успеха в различных видах искусств, особенно в области религиозного искусства для выражения религиозных или философских идей, а так же удачная политическая карьера». Как тут не вспомнить школу русских богомазов, всемирно известную «Троицу» Рублёва!

И это второй «звоночек», свидетельствующий о движении Руси в область духовной сферы.

 

Оклад Бориса Годунова

Но что по этому поводу «скажут» картины-символы Юпитера, Солнца и Венеры? Термин «Человек» в трактовке психоаналитика будем заменять равнозначным словом «Русь».

В таком случае картина-символ Юпитера в 26-м градусе «Овна» указывает на то, что «Русь обладает большими дарами, чем может нести». Символ означает: «Русь одержима потенциальностью». Русь может многое! Потенциально многое.

Для Солнца в 23 градусе «Стрельца» выявляем картину-символ: «Группа иммигрантов, выполняющих формальности при въезде в новую страну». Любопытный символ. Романовы представлены в образе «иммигрантов».

Таким образом, Романовы для Руси «новые люди». Для Руси, которая встаёт на новый, более духовный путь развития. В трактовке психоаналитика «Русь сознательно принимает пути новой стадии опыта и готова к возможностям, которые она предоставит» (3, стр.183).

Обратимся к картине-символу Венерыв 28 градусе «Стрельца» близкой «Репутации» Герба: «Старый мост через красивый поток до сих пор постоянно используется».

В трактовке символа Дэйном Радьяром: «Постоянные элементы в обществе, отображающие способность значимо связывать одарённость отдельных индивидуумов с повседневными потребностями коллективности» (3, стр.185).

Для Руси постоянные элементы в обществе царствующая династия Романовых, которые …способны «связывать одарённость отдельных индивидуумов с повседневными потребностями коллективности». Одарённость отдельных фамилий в разные эпохи царствования хорошо известна историкам: Шереметьев и Черкасский, Долгоруков и Матвеев, Ромодановский и Толстой, Брюс и Остерман, Татищев и Шувалов, Орлов и Потёмкин-Таврический.

 

 

Часть 3. Герб Российской империи и следующий за ним

Википедия. Алекса́ндр III Алекса́ндрович (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург – 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) – император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 [13] марта1881 года. Сын императора Александра II и внук Николая I; отец последнего российского монарха Николая II.

Придерживался консервативно-охранительных (националистических) взглядов и проводил политику контрреформ, а также русификации национальных окраин. Заключил франко-русский союз. При его правлении Россия не вела ни единой войны, за что он получил прозвище Миротворец.

Читаем: «В настоящее время российский Герб, высочайше утверждённый 3 ноября 1882 г., есть в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу».

Как видим, Герб Российской империи выдался весьма громоздким, витиеватым, не внятным и для восприятия затруднительным. В ряду метаморфоз Герба России выявляется вторая важная дата 3 ноября 1882 г.

На указанную дату составим микрокосм Герба Российской империи. Герб рождается в «Стрельце», судьбой заключительной стадии царизма управляет Юпитер. Но какой Юпитер? Юпитер, не имеющий связи с иными планетами, стоящий потеряно, одиноко, в полном бездействии. Юпитер, который не имеет возможности проявления. Это более чем симптоматично, поскольку прямо указывает на историческое неблагополучие Российской империи.

 

 

Момент рождения Герба представляется оптимистичным, однако омрачён аспектом Урана, отчего в управлении Россией следует усматривать сумасбродство, которое не даёт хороших отношений между царствующей династией и обществом. Кроме того, «Репутация» Герба, для которой существенно положение Марса, испытывает напряжённое влияние Луны и Нептуна. В этой части микрокосма предполагается поведение династии, раздражающее общество, что вредит карьере и доброму имени царизма, подсознание становится трудно понимаемо (2).

Повторимся: управитель судьбы Герба «выключен» из исторического процесса. И хотя царизм пытается для народа явиться приветливым и благожелательным, но добрые намерения не находят реального воплощения.

Важному для «Репутации» Герба Марсу враждебен Сатурн, а это склоняет династию к тирании, демонстрации превосходства насилием, агрессивным поступкам. Имеется предположение, что с целью затушевать комплекс неполноценности.

Солнце Герба не в ладу с Нептуном, что порождает предрассудки, основанные на прошлом опыте, излишнюю эмоциональность и больное воображение, что ведёт к разочарованиям. Царизм Российской империи жаждет от народа восхищения и признания, находится от народа под сильным впечатлением. Но при этом заблуждается, ведёт жизнь хаотичную и беспорядочную, испытывает манию величия и нереальные амбиции (Луна, Нептун). К тому же привержен медиумизму, культам и паранормальным явлениям, от которых следует держаться подальше (2).

В указанных аспектах вероятна ситуация плохого здоровья, эмоционального взрыва и госпитализации. В этой части автору вспоминается история взаимоотношений с царской семьёй старца Григория Распутина.

Любопытно, каким образом в столь сложной и негативной ситуации представятся картины-символы элементов микрокосма. Например, момента рождения Герба в 25 градусе «Стрельца», в котором читается «бессознательное предвосхищение зрелого опыта человечества». Или «Карьера и Репутация» в 15 градусе «Скорпиона», сообщающая о «первых шагах развития ума, стремящегося настроиться на более высокий уровень человеческой эволюции». Последний тезис наводит на мысли о предполагаемых путях развития России в отсутствии большевизма. Но это из разряда «если бы, да кабы».

Более чем любопытна картина-символ «изолированного» Юпитера (1 градус «Рака»): «На корабле матросы спускают старый флаг и поднимают новый». Как видим, картина вполне реалистичная, проявленная в исторических событиях, напоминающая о «братишках матросах, который в бомбы играют, как в мячики», о легендарном крейсера «Аврора».

Таким образом, в Гербе Российской империи ещё в 1882 году заложена «радикальная перемена приверженности, выраженная символическим актом: точка, после которой нет возврата» (3, стр.94). Упомянутая точка явилась точкой отречения царизма от власти, поставленной историей весной 1917 года. Таким образом, в отсутствие царизма возникла насущная необходимость «корректировки» Герба Российской империи.

 

Герб России времён Гражданской войны

Википедия. Александр Васильевич Колчак (1874, Александровское – 7 февраля1920, Иркутск, Российское государство) – русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900–1903), флотоводец (1915–1917), вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель Российского государства и Верховный главнокомандующий иностранных интервентов из Сибири был выдан в Иркутске командованием Чехословацкого корпуса местным властям в обмен на свободное продвижение чехословацких эшелонов и союзных военных миссий во Владивосток. 7 февраля 1920 года был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета вооружёнными силами Российского государства (ноябрь 1918 – январь 1920). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Адмирал (1918). Во время отступления белых войск и эвакуации Герб России времён Гражданской войны был учреждён адмиралом Колчаком в Уфе 23.09.1918 года в и просуществовал около двух лет.

Рассмотрим символический гороскоп рождения Герба Колчака. Обращает на себя внимание обилие красных напряжённых аспектов планет, что соответствует переживаемому Россией периоду яростной Гражданской войны. России, «кровью умытой».

Герб рождается в «Стрельце», судьбой России Колчака управляет Юпитер в «Раке» в доме «Смерти и Наследства» (VIII дом).

В этом случае, в отличие от царского, Юпитер хорош, возвышен, и указывает на заботу о Родине и народе России, старание вернуть Россию на правильный путь развития.

Адмирал – патриот, ожидающий выгоды от наследства России. Благо Юпитера поддержано благом влияния Меркурия и Луны, за которыми предполагается «набожность и сочувствие, искренняя любовь к русскому народу, нежелание ехать за границу, хотя там бы Колчаку лично повезло». Это «философ, способный к абстрактному мышлению, интеллектуал и учитель. Основа образа его жизни – оптимизм» (2). Однако Солнце поражено Плутоном, Сатурн – Марсом, Марс – Ураном. Это серьёзный негатив Герба Колчака, не оставляющий надежды на длительное существование.

Перед нами ситуация «навязывания другим своей воли, властность и повелительность, непримиримость борьбы с большевизмом, суровость, когда честолюбивые планы разбиваются».

 

 

Предполагается «тяжёлый и опасный труд, грозящий смертью несчастный случай в военных делах». Имеется указание на то, что адмирал «требует свободу себе, но не признаёт её за другими, не хватает здравого смысла и умного планирования». В окружении Колчака возможен бунт. И такой бунт действительно произошёл, реализовался в событиях восстания чешского корпуса и предательстве Колчака, передачи его в руки большевиков.

 

 

Памятник Колчаку в Иркутске

В заключении остановимся на трактовке картин-символов некоторых элементов микрокосма Герба Колчака.

Для момента рождения Герба в 1-м градусе «Стрельца»: «Желание напомнить о ценности борьбы, на которой основана цивилизация и групповые достижения».

Для Юпитера, как управителя судьбы Герба Колчака в 1 градусе «Весов»: «Сила воли в формировании характера».

Для Солнца в 29-м градусе «Девы»: «Каждый индивидуум, группа или большая единица должна идти своим собственным путём к коренному знанию, которое одно лишь создаёт истинную картину возрождения» (3, стр.140).

 

 

 

 

 

Литература

  • «ГЭ», № 71, осень 2017 года, «Числовой код истории России».
  • Френсис Сакоян, Льюс Экер «Большой учебник астрологии, Москва, 1991.
  • Дэйн Радьяр «Астрологичесая мандала», Москва, Сампо, 2006.

 

 


№81 дата публикации: 01.03.2020

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020