Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Чудотворная Влахернская икона
спасает Константинополь от нашествия русичей (860 г.)

Продолжаем тему «Чудотворные иконы», начатую в журнале «Грани Эпохи» № 91, 92, 93.

 

В памяти автора упоминание о Царьграде осталось благодаря великой поэзии, а именно пушкинской «Песне о Вещем Олеге».

Итак, волхв наставляет правителя новгородской земли и будущего киевского князя:

 

«Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны, и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе».

 

Правда, высокая оценка воителя относится к позднему победному походу Олега Вещего к 907 году.

Читаем: «В 907 г. Олег организовывает поход к границам Византийской Империи. Князю удалось собрать поистине огромное войско, в которое входили представители практически всех племён. Вниз по Днепру спустилось 2000 ладей. Общая численность войска достигала 80 000 человек. Огромная армия без особых проблем добралась до самого Константинополя, грабя и разоряя византийские земли. Император вынужден был выплатить огромный выкуп и предоставить небывалые преференции русским торговцам. По возвращению из столь удачной экспедиции, Олег был прозван Вещим».

 

А тогда, в 860 году…

Википедия: «Поход руси против Византии 860 года – нападение русовна окрестности византийской столицы Константинополя в июне 860 года.

Военный поход известен по византийским, европейским и древнерусским источникам. Описание похода на Константинополь в наиболее ранней древнерусской «Повести временных лет» заимствовано из византийской хроники («летописанья греческого») Продолжателя Амартола».

Читаем: «В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т.н. Брюссельскую хронику в которой содержалось упоминание о походе русов, и называлась точная дата 18 июня 860 г.

«Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».

Итак, Царьград в 860 году спасла от разрушения святая Богородица. Росы или русы, как их называли, нападали на Византию и в 970 году, но тогда дело закончилось мирным договором. И вскоре после этого, в 988 году, началось крещение Руси. Встаёт вопрос: не являются ли означенные даты звеньями одной исторической цепи, когда христианство повлияло на проявление воинственности соплеменников?

Однако византийская хроника иначе, в более выгодном для себя свете, представляет набег русов: «В это время народ норманнов на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились».

Далее читаем: «Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краёв земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал нападение русов, которое посчитал карой Господа за грехи жителей: «Ибо те, кому некогда казался невыносимым один лишь слух о ромеях, подняли оружие на саму державу их и потрясали руками, разъярённые, в надежде захватить царственный град, словно гнездо».

 

Фреска из церкви Ризоположения

в Московском Кремле. 1644 год

 

Чудесное спасение Константинополя c помощью Ризы Богоматери

Итак, захватить и разграбить Царьград в 860 году, несмотря на сильное войско, русам не удалось, в чём видится защита славного города Богородицей. Для целей исследования события методами космической биологии указана точная историческая дата – 18 июня 860 года, в которой автор надеется обнаружить указание на чудодейственную защиту Царьграда (Константинополя) иконой, написанной евангелистом Лукой.

 

Подробности отступления русов

Читаем: «Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь: «Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения. Неожиданным оказалось нашествие врагов – нечаянным явилось и отступление их…»

Фотий подчёркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копьё! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать …

Спасение города находилось в руках врагов, и сохранение его зависело от их великодушия. Город не взят по их милости и присоединённое к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

 

Чрезмерная судорожность и сумасбродство

Согласно обнаруженному микрокосму события (см. ниже), спасение Константинополя происходит в знаке «Весы» с картиной-символом Момента рождения (АСЦ), означающего «бессмертие архетипической деятельности, раскрываемого совершенной и преданной жизнью».

При этом психоаналитик подчёркивает: «Здесь обнаруживается и становится бессмертным совершенство индивидуальной деятельности.

Происходит освящение, соединение «святости» и «жертвы».

О бессмертии какой деятельности может идти речь? Деятельности, раскрываемой совершенной и преданной жизнью? Ответ может быть только один: о чудесном спасении города с помощью Ризы Богоматери.

А что может иметься в виду под соединением «святости» и «жертвы»? Вероятно, распространение святости Ризы Богоматери на жертву происходящего, на население осаждаемого города, что и явилось причиной отступления русов.

С точки зрения содержания чувствительных точек (ЧТ), отмеченных на Моменте рождения события, происходит «Катастрофа Бракосочетания»(24,76), которую можно понять, как необходимость отступить от планов захвата Константинополя и вхождения в город. Попросту бежать.

Одной из причин бегства, предположительно является воздействие на событие негативных энергии Солнца и Урана.

В результате со стороны русов предполагаются попытки повелевать и вести себя непонятным образом, являть судорожную чрезмерность и сумасбродство, что находит подтверждение в описания событий патриархом Фотием.

 

Символический микрокосм «странного» отступления русов

 

Неожиданная удача в изменении планов

Картины-символы Солнца и Урана, отмеченные в Доме «Карьеры и Профессии» (МС), весьма существенны, поскольку окружены тремя ЧТ, формирующими тезис: «Слава и репутация (русов) находится в опасности, преследуется Злой фортуной, тем не менее, представляется неожиданной удачей» (11, 63, 75).

Картина-символ содружества планет такова: «На корабле матросы спускают старый флаг и поднимают новый». Символ следует понимать как радикальную перемену приверженности, выраженную символическим актом: точка, после которой нет возврата.

 

 

Рабочий вариант символического микрокосма спасения Иконой Константинополя

 

Это означает, что чудотворная икона провела «красную черту», установила границу, остановила нападение, заставила повернуть вспять, совершила в планах русов радикальную перемену. Но что на это «скажет» ЧТ «Коренное изменение» (67)? Явится ли содержание важнейшей ЧТ подтверждением смелому предположению?

Перед нами открывается картина-символ «Росток, прорастающий из семени». Символ представляет развитие многоуровневых потенций, исходящие из первоначального семени, жизненное стремление актуализировать прирождённые потенции.

Что бы это могло означать? О каких прирождённых потенциях может идти речь? О том, что для русов не характерна агрессия захватчика? Что первоначальное семя русов являет миролюбие? И чудотворная икона в решающий момент битвы пробудила в русах изначальное миролюбие, актуализировала прирождённые потенции и тем самымзаставила повернуть вспять?

В таком случае прав оказался патриарх Фотий: «Спасение города находилось в руках врагов, и сохранение его зависело от их великодушия».

 

Показательная «дружба» планет

Обратимся к «содружеству» Солнца и Урана, важного для «Славы и Репутации» события. Во-первых, положение Урана предполагает присутствие «необычной профессии и известности». И это вполне соотносится с необычной «профессией и известностью» чудотворной иконы евангелиста Луки. При этом сама Икона представляется руководящим деятелем гуманитарного устремления, возможно желающего отличиться и получить признание. Любопытно, что при этомимеется указание, что неожиданная известность иконы может смениться неожиданным забвением. Как это понимать?Как неожиданное исчезновение чудотворной иконы из поля зрения общества, а потом, через какое-то время, неожиданное появление? Вероятно.

Как это действительно случилось с иконой Божьей матери в период упадка Константинополя. Икона исчезла, а спустя столетие чудесным образом обнаружилась в Казани (1579 г.).

Энергии Урана находятся не в ладах с энергиями Юпитера, из чего следует предположить, что икона представляется адептом, собирающимся спасать человечество, а в союзе с Солнцем переживать оккультные силы и работать с ними, действовать решительно и внезапно, проявлять необычные способности, что имеет отношение к гениальности.

 

Когда мать необыкновенная личность

Итак, исследование затронуто понятие «оккультизм» (15). Но что конкретно может означать «оккультизм», если речь идёт о чудотворной иконе?

Например, наплыв новых потенциальностей после кризиса. Видимо, и у чудотворных икон случаются периоды кризиса, а когда кризисы проходят, потенция возвращается с новой силой. Это склоняет автора к выводу, что чудотворные иконы представляют живые организмы, а не нечто неизменное и застывшее. Видимо, чудотворные возможности икон со временем могут меняться.

Союз Солнца и Урана в делах политической борьбы (МС) благотворно поддержан энергиями ряда планет. Так, от энергии Сатурна следует ожидать проявление политических амбиций, способность брать на себя ответственность, практически воплощать оригинальные идеи, организованно сотрудничать, проявлять самодисциплину и сознание долга.

От энергии Луны обещаются благоприятные возможности, проявление патриотизма и бесконфликтное развитие, умение освобождаться от прошлого. Любопытно указание на то, что в ситуации предполагаемого воздействия чудотворной иконы, мать является необыкновенной личностью, а связь с женщиной может дать необыкновенные шансы продвижения вперёд.

Не эти ли благотворные шансы благодаря Ризам Девы Богоматери получил Константинополь? Не она ли, Богородица, предоставила Константинополю необыкновенные шансы продвижения вперёд?

 

Икона живая. С неповторимым характером

Особое внимание следует уделить положению Венеры в Доме «Религия» (IX). В этой ситуации проявляется любовь к религии и философии, знакомство с партнёром (Константинополем) через религию, предпочтение к иностранцам, желание обратить в свою веру.

Показательно, что рядом с Венерой находится ЧТ «Сексуальное влечение» (72). При этом картина-символ Венеры означает использование неблагоприятных условий для развития характера и трансцендентной установки по отношению к окружающему.

Как это понимать? Икона воспринимается как живое существо, имеющее характер, который следует развивать? Возможно, с помощью чрезвычайных ситуаций, требующих участия чудотворных сил Иконы. И если это так, то, повторимся, иконапредставляется не как нечто постоянноеинеизменное, а как подвижное, живое, когда энергетический потенциал и возможности Иконы, могут меняться в ту или иную сторону. Икона «дышит».

Точно так же, как в различные периоды жизни энергетический потенциал меняется у человека. Разница заключается в том, что у чудотворной иконы заложенные возможности имеют божественное, в то время как у человека – природное происхождение. Примеры истории убеждают, что чудотворные иконы, благодаря проникновенным молитвам людей, проявляют милосердное и деятельное участие в спасении народов от варварского нападения захватчиков. В данном конкретном случае, Венере «помогают» благотворные энергии Сатурна и Нептуна.

 

Икона в образе Венеры

В первом случае икона представляется художником с необыкновенными способностями, серьёзного, с постоянными чувствами, умеющим отказываться от своего счастья ради чувства долга и счастья других.

Во втором случае, Икона проявляет тонкое воображение, чувства с религиозным оттенком, сочувствие и понимание людей, легко идёт на связи с людьми мистических наклонностей.

Что, согласитесь, имеет к чудотворной иконе непосредственное отношение.

На реальность присутствия иконы в исследуемом событии указывает положение Сатурна, несущего ответственность за происходящее (войну) и желание познакомиться с важными и влиятельными людьми для укрепления своего положения (чудотворной иконы), оказания помощи тем, чьи профессиональные дела нуждаются в одобрении обществом (дела Константинополя).

Показательно, что рядом с Сатурном расположилась ЧТ «Женитьба» (58), что можно понять как участие Иконы в делах защиты Константинополя.

 

И в образе красивой женщины

В заключение приведу пример из обзора градуса Венеры, как управителя судьбы события: «Красивая женщина раздает хлеб толпе голодающих. Позади неё в дымке белого света Высший Разум водружает ей на голову корону, сделанную из неизвестного прозрачного металла».

Приведённый символ указывает на того, кто считает милосердие высочайшей из добродетелей, – душевное милосердие, милосердные помыслы, благие дела. Когда великодушный поступок совершён, когда милостыня роздана для нужд других и во имя облегчения страданий других, когда в слове и деле присутствует подлинное бескорыстие, – тогда мистическая корона, омытая священным светом, занимает своё место на голове. Это символ Славы.

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020