Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Облачения Девы Марии в исследовании космической биологией

Пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове её был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже ещё крепче бережётся: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.

Хождение Стефана Новгородца

 

Википедия: «Ри́за Богоро́дицы – почитаемая в Православной церкви реликвия, одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование – «Положение честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 (15) июля».

 

Храмовая икона «Положение Ризы Богоматери».

Церковь Ризоположения из села Бородава.

Мастерская Дионисия(?),1485 год. Кирилло-Белозерский музей.

 

Читаем: ««Гробные одеяния» Богородицы упоминаются в «Слове об Успении» Иоанна, архиепископа Солунского, составленном между 610 и 630-ми годами. Описывая последние часы жизни Богородицы, автор отводит особую роль апостолу Иоанну Богослову. Восхищённый от Ефеса Духом Святым апостол первым узнает о скорой смерти Пресвятой Девы Марии, которая просит сохранить Её тело от враждебно настроенных иудеев и ведёт его «в хранильницу свою, показа ему погребальныя Ризы, и все сущее въ жилищи ея, глаголющи: «Чадо Иоанне, веси яко ничтоже имамъ на земли, токмо погребальныя своя две Ризы, еста же две зде вдовицы, егда же изыду от тела, даждь едину коеиждо». Заповедав две свои Ризы вдовицам, Мария сама свидетельствует, что они являются Её погребальными одеяниями. Согласно «Сказанию Мелитона Сардийского», получив от ангела весть об Успении, Она оделась в эти «новые одежды», которые останутся в гробу после того, как она «изыдет от тела» и вознесётся во плоти.

«Всё погребальное», вместе с принесённой ангелом пальмовой ветвью, она показывает и всем другим собравшимся в Её доме апостолам. Нет сомнений, что именно их видит в пустом гробу в Гефсимании апостол Фома, не успевший к Успению и явившийся только через три дня после погребения. Указание на апостола Фому и другие подробности позволяют думать об обращении Иоанна Солунского к латинской редакции «Слова» V века, приписываемого Мелитону Сардийскому. Ряд важных подробностей заключает в себе другое латинское сказание об Успении Богоматери, легендарный автор которого называет себя Иосифом Аримафейским.

В нём говорится, что тело Богородицы, положенное в склепе Иосафатовой долины, было взято ангелами на небо. Видевший это Фома, чудесным образом перенесённый на Масличную гору из Индии, молил возносящуюся Богородицу о благословении, и тогда к ногам его упал пояс, который опоясывал тело при погребении. Апостолы не поверили рассказу Фомы и, чтобы убедить неверующего, открыли гроб, – но он оказался действительно пустым. В полученном поясе они признали ленту, которой скрепили смертные Ризы Пресвятой Девы Марии.

Таким образом, и пояс следует относить к комплексу погребальных одежд. Предание об оставлении Богоматерью Риз, изложенное в «Слове» Иоанна Солунского, использует преподобный Иоанн Дамаскин во «Втором Похвальном Слове на Успение Богородицы».

 

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

 

Почитание в России

Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке. Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских Великих князей.

 

Церковь Ризоположения в Московском Кремле

В честь праздника Ризоположения было построено множество храмов и монастырей, в том числе в Московском Кремле. Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына. (Не путать с Ризой Господней, положенной в Москве в 1-й пол. XVI века). После изъятия церковных ценностей советской властью реликвия попала в музеи Московского Кремля.

 

Праздник патриарха Фотия

Итак, 2 июля 860 года, чудотворную Ризу Божьей матери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма. Для воспоминания события святым Патриархом Фотием было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

 

 

 

Символический микрокосм возвращения Ризы в храм г. Влахерны

 

 

Анализ микрокосма

Обратимся к содержанию обзора градусов ключевых планет и двенадцати Домов микрокосма, имея в виду, что условное упоминание в обзоре понятия «Человек» в данном контексте означает «Риза Богоматери».

Для Солнца (жизненной энергии) «указывается на личность, ведущую свои дела с ловкостью и находчивостью. Такой человек будет стараться изо всех сил для того, чтобы удержать достигнутое. Жизнь этого человека не обойдётся без разочарований, но он не из тех, кто любит медлить и ждать. Его философия базируется на чувстве самосохранения. Это символ Пренебрежения.

Для Венеры, как управителя судьбы «указывается на человека, чьи мысли будут направлены на обеспечение себя хорошим материальным положением в старости, он будет тяжело трудиться ради исполнения своих желаний. Любовь такого человека к спокойствию пострадает, и штормовые ветры невзгод потрясут его точно так же, как дерево сотрясаемо ураганом. Тем не менее, он борется во мраке и при свете Солнца, встречаясь с грустью и печалью на своём пути. Это символ Приземленности.

Для Дома «Отношение к материальному» (II) «указывается на личность, которую чрезвычайно притягивают далёкое прошлое, поэзия и жизнь людей в древние времена. Его душа нередко, мысленно и в сновидениях, отправляется в далёкие старые дни. Тем не менее, этот человек, скорее, практик, чем мечтатель, и если понадобится, может продемонстрировать и агрессивность, и воинственность. Это символ Древности.

Для Дома «Способ жизненного самовыражения» (III) «указывается на высокий интеллектуальный уровень. Этот человек – прирождённый учёный, добивающийся известности и признания. Ему доступны высокие уровни духовности, и он будет разделять взгляды одной из эзотерических школ или использовать нетрадиционные знания. Это символ Роста.

Для Дома «Место жительство» (храм во Влахернах (IV) «указывается на личность, которой нелегко угодить и нередко не считающуюся с чувствами окружающих. Он должен постоянно стараться поддерживать все доброе и развивать свои лучшие качества). Это символ Неудовлетворённости.

Для Дома «Естественные желания» (V) «указывает на личность с сильным характером, способную совершать как добрые, так и злые поступки. С ранних лет такому человеку придётся бороться с враждебным окружением, что приведёт его к пониманию путей, ведущих к желаемой цели. Это символ Сомнения.

Для Дома «Жизненной борьбы» (VI) «указывается на человека притягательной силы, настойчивого и решительного, который прокладывает себе путь, жертвуя своим «Я» ради удовлетворения амбиций. Этот человек отождествляет себя с великой целью или великим замыслом, распространяя знание в одном случае и даруя наслаждение – в другом. Это символ Провозглашения.

Для Дома «Признание в обществе» (VII) «указывается на романтику и перемены. Мысли, чувства и обстоятельства жизни этого человека будут подвержены колебаниям. С годами, когда его тело состарится, Высшее Начало заявит о себе и обольщения молодости не смогут больше властвовать над ним. Множество путешествий и удивительных приключений придётся пережить ему в тонких и плотных мирах. Это символ Странствования.

Для Дома «Отношение к смерти» (VIII) «указывается на личность, обладающую многим благодаря работе и повседневной практике, но ей не хватает внимательности для того, чтобы сберечь свои заработки от алчности окружающих. Он может стать жертвой обмана или предательства, и ему никогда не следует полностью доверяться окружающим, особенно в тех случаях, когда его собственное благополучие находится под угрозой. Это символ Заблуждения.

Для Дома «Религия» (IX) «указывается на ласкового, милосердного и достойного уважения человека, который пожертвует собой и своими желаниями для того, чтобы помочь несчастным и страдающим. Счастливый и жизнерадостный посреди кромешной тьмы – такой человек станет благословением и наградой на вашем жизненном пути. Это символ Заботы.

Для Дома «Славы и Репутации» (Х) «указывается на человека, который, совершенно не смущаясь тем, что встречает сопротивление, препятствия и трудности, благодаря своим собственным усилиям приобретёт влияние и займёт важное и ответственное положение в избранной им сфере. Это символ Непобедимости.

Для Дома «Вхождение в общественные отношения» (XI) «указывается на человека необычных и оригинальных умственных способностей, с ярко выраженной склонностью к раскрытию научных тайн. Хотя он отличается совершено нетрадиционными методами в своих исследованиях, ему не удаётся получить признания со стороны учёных-начётчиков, однако людей истинного знания всегда будет притягивать к нему. Это символ Самоанализа.

Для Дома «Лишения и страдания» (XII) «указывается на человека, занимающего пророчеством и древними искусствами. Лишённый гордыни и мелочности, он добьётся уважения, будучи одним из самых опытных толкователей. Такой человек докажет верность духовных ориентиров, и прежде всего большинству простых людей – ведь именно с их помощью и ради них он благоденствует. Это символ Предвидения.

Итак, согласно обзору содержания градусов вероятного микрокосма возвращения Ризы в храм г.Влахерны обнаруживаются ключевые определения: Пренебрежение, Приземлённость, Древность, Рост, Неудовлетворённость, Сомнение. Кроме того, Провозглашение, Странствование, Заблуждение, Забота, Непобедимость, Самоанализ.

 

Комментарий автора к проявленному ряду

Риза Богородицы пренебрегает возможными разочарованиями.

Приземлённость проявляется в беспрерывном служении земным делам.

Древность обнаруживается в притягивании далёкого прошлого, жизни людей времён Иисуса Христа.

Рост наблюдается в способности пролить свет на многие непонятные вопросы современной науки.

Неудовлетворённость может возникать, как следствие постоянной заботы поддерживать доброе и развивать свои лучшие качества.

Сомнение может проявляться в отношении того, что до конца представляется неясным.

Провозглашение представляется в отождествлении себя с великой целью или великим замыслом.

Странствование обнаруживается в путешествиях и удивительных приключениях в тонких и плотных мирах.

Заблуждение связывается с возможностью оказаться жертвой обмана или предательства.

Забота проявится в жертвовании собой и своими желаниями для того, чтобы помочь несчастным и страдающим.

Непобедимость окажется следствием проявления воли, устремлённой навстречу труднодостижимой цели.

Самоанализ способствует убеждению в верности духовным ориентирам, служению большинству простых людей.

 

Трудный ответ на главный вопрос

Автор предвидит недоумённый вопрос читателя: «Почему в анализе микрокосма не представлен Первый, самый важный Дом, определяющий характер события, возвращение Ризы Богородицы в храм во Влахернах?

Вопрос законный, однако дать на него ответ в начале исследования возможности не представляется.

Дело в том, что для Дома «Глубинная сущность события» (I) автором обнаружилось явное противоречие: «Указывается на того, кто пострадает, главным образом, из-за недостатка уверенности в себе, от невозможности реализовать свои силы и вследствие непонимания собственных возможностей. Несчастья могут обрушиться на здоровье этого человека и на его финансы, поставив его в такое опасное положение, избежать которого он может только при помощи устойчивого волевого сопротивления. Это символ Робости.

О какой предполагаемой робости Ризы Богоматери может идти речь? Неужели подобное возможно? Для ответа на вопрос попробуем вникнуть в суть исторических событий того времени.

Читаем: «Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами в 626, персами – в 677, арабами – в 717 годах. Особенно знаменательны для нас события 860 года, тесно связанные с историей Русской Церкви. 18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошёл в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842–867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. «Город едва не был поднят на копьё», – говорит в другой своей проповеди Патриарх Фотий.

В этих условиях было принято решение спасать церковные святыни, и прежде всего – святую Ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега залива.

После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда – храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов.

Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. В поминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.

Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на её место, в раку Влахернского храма.

 

Комментарий автора

Трудно согласиться с тем, что Риза Богородицы могла проявить недостаток уверенности в себе, от невозможности реализовать свои силы и вследствие непонимания собственных возможностей.

Как раз наоборот! В былые годы Риза Богородицы неоднократно и несомненно доказывала чудесные возможности на полях сражений. И на этот раз не имеется оснований подозревать Ризу Богородицы в робости.

 

Рабочий вариант микрокосма возвращения Ризы в храм г. Влахерна

 

Да, победа была завоёвана. Но только ли при помощи устойчивого волевого сопротивления Ризы Богородицы? Нет, конечно. Надо признаться, что этот момент слабое место исследования. Однако возможно найдётся объяснение «нестыковке» теории и практики жизни при дальнейшем рассмотрении вопроса? По какой причине Риза Богородицы предполагаемо могла оробеть при возвращении в храм?

 

Когда духовное превращают в материальное

Рассмотрим содержание Дома «Слава и Репутация» (МС).

В этом случае «погоду делает» союз энергий Солнца и Венеры. Это главное и характерное в отношении Ризы Богородицы.

И выражается оно в том, что Ризой, вероятно, проявляются качества «художника и дипломата, радостное и оптимистичное проявление любви к жизни». Правда, при этом жизненная энергия (Солнце) соседствует со «Злой фортуной», традиционно приносящей огорчения и болезни.

Картина-символ «Злой фортуны» указывает на необходимость материализовать представление об исполнении. И это не что иное, как указание на то, что при возвращении Ризы в храм происходит материализация её духовного содержания. С этим вероятно и связано огорчение Ризы, испытывающей робость при возвращении в Храм.

К этому имеет отношение некое «Коренное изменение» (ЧТ 67).

В чём его суть? Она представлена картиной-символом «Росток, произрастающий из семени». Символ указывает на жизненное стремление актуализировать прирожденные потенции. Потенции, которые в случае материализации духовной наполненности, не могут быть в должной мере проявлены. Итак, объяснение «странного» содержания обзора градуса Первого дома находит объяснение. Это происки «Злой фортуны».

 

Что происходит в Доме «Религия»?

В этом случае влияние оказывают энергии Марса и Урана, причём энергии Марса более существенные. Это может означать, что Риза, возвращённая в храм, богата идеями, настроена критично, готова решать социальные и религиозные проблемы, осторожно реформировать, претворять принципы на деле, готова к поездкам и путешествиям. То есть, находится в состоянии всеоружия. Есть основание предполагать, что Риза связана с военными кругами, при этом отождествляет себя с религиозной доктриной. Последние два тезиса, как нельзя лучше идентифицируют именно Ризу Богородицы, как объект исследования.

О том, что вернувшаяся в храм Риза, вначале чувствует себя «неуютно», свидетельствует ЧТ «Повреждение» (31). В то время, как ЧТ «Путешествие» (9) указывает на то, что встав на защиту христианства, Риза совершает путешествия по религиозным мотивам. В этом и проявлена ЧТ «Слава и репутация» Ризы Богородицы (11).

Аспекты Марса указывают на религиозную практичность, помощь пострадавшим и неудачникам, возможность миссионерской помощи (Юпитер). При этом проявляется духовная энергия и острота ума, целеустремлённая и продуктивная решительность (Меркурий).

Что касается энергии Урана, имеющей отношение к ЧТ «Брак-партнёрство» (59), то представляется возможность передовым мыслям в религии, отношению к оккультизму, страсть к путешествиям, необходимость в смене впечатлений и приключений. Вероятно, пленяют тайны давно прошедшего, дальних миров, но и утопического будущего, предвидения будущих неизбежных изменений в пользу более гуманного общественного строя.

Аспект с Сатурном предполагает воплощение оригинальных идей, проявление самодисциплины и сознания долга, сотрудничество в организациях.

Обратимся к содержанию упомянутого оккультизма. ЧТ «Оккультизм» (15) открывает грандиозную картину-символ: «Новый континент, поднимающийся из океана», что представляет наплыв новых потенциальностей после кризиса. Это тема для отдельного размышления.

 

Связь с определённым престижем

Но что покажут картины-символы отдельных планет? Для Марса «Знаменитый пианист даёт концерт», что означает индивидуальное свершение в исполнении социальной функции, которая связана с определённым престижем. И это вполне согласуется с деятельностью Ризы Богоматери.

Для Урана символ означает способность расширить сознание благодаря обретению устойчивой точки обзора на более высоком уровне.

…Войдём мысленно в храм во Влахернах, где законное место заняла Риза Богородицы. Рассмотрим содержание Дома IV, отмеченного ЧТ «Образование и воспитание» (10). Планеты в Доме отсутствуют, и это означает, что воздействие на храм извне не производится и влияние не оказывается. Храм живёт сам по себе, своей внутренней жизнью и под опекой Ризы находится в безопасности.

При этом картина-символ храма почти натуральная: «Древний барельеф, высеченный в граните, остаётся свидетельством давно забытой культуры». Что же это может означать?

 

 

Символ может означать: храм в Влахернах – место, где извлекают то, что имеет вечную ценность и способствуют уходу несуществующего».С чемтрудно не согласиться.

 

Особенности «сотрудничества» Ризы Богородицы

Это вопрос Дома VII, где расположились Плутон и индивидуальность Ризы (Нисходящий Лунный узел), а так же сфера распространения влияния Юпитера. Картина-символ Дома «Признание в обществе» такова: «Образующая треугольник летящая стая диких гусей».

В этом случае символ понимается как идеалистическое доверие ментальному образу универсального порядка.

Рассматривая символ, психоаналитик указывает на космический порядок в противоположность социальному порядку.

Положение Плутона, энергия которого негативно влияет на Солнце, заставляет предположить, что сотрудничество Ризы с прихожанами, общественные связи резко меняют жизнь. Риза притягивает людей с оккультными наклонностями, проявляя чувство справедливости и потребность учиться конструктивному сотрудничеству.

В чём же видится вероятный негатив? Возможно, в том, что Риза временами властна и повелительна, что можету прихожан вызывать протест.

Обратимся к картине-символу Плутона. Перед нами «Две полные достоинства старые девы, сидящие в молчании».

Что именно скрывается в столь выразительном символе?

Ключ к символу представляет способность трансформировать естественный недостаток потенциальности в равновесие и внутреннюю ясность». Иными словами, речь идёт о достойном отступлении внутрь, что, вероятно, и связано с обращением материального в духовное.

При замечательном влиянии энергии Юпитера на «сотрудничество», которое предполагается искренним и благожелательным, приносящим счастье и благополучие. Благодаря разумности взглядов, сотрудничество предполагается длительное и продуктивное.

Представление о Ризе Богоматери соотносится с указанием на «брак с богатым и видным человеком», проявление самоотверженной любви, способностей в области переговоров и посредничества.

Обнаруживая символ Юпитер, отмечаем картину: «Человек, смотрящий на кристалл». В символе заключено развитие внутреннего понимания органической целостности. При этом Юпитер гармонично связан с Меркурием, порождая череду ЧТ, среди которых «Опасность Опухоли» (23, 63) и «Продвижение к женитьбе» (17, 58).

Следует подчеркнуть, что обнаруженная гармония энергий вполне реалистично обрисовывает облик Ризы Богородицы. Здесь великодушие и быстрота соображения, когда идеи доводятся до понимания. Склонность к политике и законности, путешествие в далёкие страны на деле, сотрудничество в домашних условиях (в храме), дом оборудуется для общественных сборищ (храм).Тезис «Продвижение к женитьбе», видимо, следует понимать как сближение путешествующей Ризы с близкими христианам.

 

В заключение рассмотрим вопрос соответствия содержания Ризы Богородицы с важнейшим чувствительным точкам (ЧТ) микрокосма. Не встретится ли в этом случае противоречия?

 

ЧТ «Счастье» – потребность видеть в человеческих существах личности.

ЧТ «Судьба» – глубокая забота социальной группы о безопасности индивидуумов.

ЧТ «Высокая оценка Любви» – перестройка и обновление сознания после кризиса с помощью первоначального Откровения Истины.

ЧТ «Профессия» – социально принятое высвобождение индивидуальных или групповых агрессивных инстинктов.

ЧТ «Фатальность» – возвышенное чувство хорошо сделанной работы в истинно совершенной жизни.

ЧТ «Удача» – мужество, необходимое, чтобы встретить кризис, в который повергает социальная амбиция.

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020