Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Чем хуже, тем лучше, и один в поле воин

Земная мудрость есть

вражда против Господа.

ГАЙ 1963 г. 226.

 

Впервые фразу: «чем хуже, тем лучше» услышал много лет назад до знакомства с Учением Жизни, и с недоумением пытался понять её смысл. Ведь всё вокруг говорило о том, что нужно жить так, чтобы всячески избегать худшего развития событий. Та же житейская мудрость утверждает, что и «один в поле не воин», то есть в одиночку ничего путного нельзя достичь. Кроме этого, в настоящее время на страницах некоторых форумов имеются различные интерпретации темы, вынесенной в заголовок настоящей статьи. Поэтому представляется актуальным изложить подробно то, что Сказано в Учении Жизни по этим вопросам. А кратко и своими словами, суть Сказанного заключается в том, что чем хуже обстоятельства вокруг человека, тем они лучше для его духовного восхождения, ибо последнее и является смыслом жизни человека и целью его воплощения. Процесс духовного восхождения происходит индивидуально, когда человек в одиночку, как бы один в поле, борется со своими недостатками.

Теперь рассмотрим более конкретно, что Сказано об этих подходах в самом Учении Жизни.

 

ГАЙ 1965 г. 105. (Гуру). «Друг, помни, что чем хуже, тем лучше; чем трудней, тем быстрей, чем темнее вокруг, тем ближе Свет Высший. Один полюс явлений усиливает другой. В этом мощь Света, чем яростнее нападения и натиск тьмы, тем больше возможностей его удержать. Лишь бы силы найти устоять во Владыке. Но силы найдём, ибо Позвал Сам».

 

ГАЙ 1952 г. 214. «Чем тревожнее и беспокойнее становятся все и всё вокруг, тем мощнее возрастает и утверждается спокойствие сознания в своей несломимой непоколебимости. И каждое проявление беспокойства вовне, в окружающем мире, пусть служит поводом и причиной установить его твердыню внутри. Эту формулу – «Чем хуже, тем лучше» – надо принять в жизни как мощнейшее условие нагнетения внутренней силы и сознания своего могущества. Можно их, эти «хуже», так прямо и рассматривать как усилителей, как бы черпая и беря из них силу свою по закону полюсности, прилагая принципы тактики Adversa. Пусть один полюс беспокойных явлений утверждается вовне, внутри он вызывает свой антипод, свою противоположность – осознание великого спокойствия, великой неприкосновенности, и неуловимости, и недвижности центра, стержня, духа, смотрящего на мятущийся мир вовне из неприступной твердыни Вечности цитадели Молчаливого Свидетеля. Так всё служит во благо восходящему духу: и день и ночь, и мрак и Свет, и добро и зло, и радость и горе, и друзья и враги, и тишина и бури. Всё родит в его глубине творящий созидательный отзвук. Кристалл непоколебимого внешним сознания лишь напитывает свою сущность новыми элементами, непрерывно обогащая его».

 

ГАЙ 1953 г. 231. «...Состояние постоянно и непрерывно побеждающего сознания должно стать огненным укладом жизни. Каждая ошибка или поражение не ошибка и не поражение, но лишь преддверие следующей за ним более полной и осознанной победы. Поражение надо понять как возможность накопления и собирания сил для новой победы над тем же. Оно, поражение, тотчас же обнаруживает, где было незащищённое место, где была оявлена слабость и чему надо противопоставить более сильное напряжение огня духа. Если его почему-либо не хватило сегодня, то его будет достаточно завтра, когда сознание соберёт к тому нужные силы. Потому жизнь лучший учитель. Потому всё служит для восхождения. Потому чем хуже, тем лучше. Утвердить равновесие, а, следовательно, и мощь духа в условиях невыносимых и его не утерять будет победой огненной. Именно надо возрасти духом на всё противодействующее и не склониться ни перед чем».

 

ГАЙ 1971 г. 276. (Гуру). «Формула «чем хуже, тем лучше» имеет очень глубокое значение. И в самом деле, что может быть хуже состояния человека, распятого на кресте? И всё же именно благодаря этим страданиям распятый разбойник обратился к Спасителю, и Спаситель Сказал, что разбойник будет вместе с Ним в Высших Сферах Тонкого Мира. Спросят: а почему же второй разбойник не имел этих следствий? Но ведь одних страданий мало, необходимо обратиться или устремиться к Высшему и последовать за Ним».

 

ГАЙ 1967 г. 169. (М. А. Й.). «Нужно, нужно, нужно всё же достичь такого состояния, чтобы никакие внешние обстоятельства не нарушали спокойствия духа и не выводили его из равновесия. Трудно это необычайно, но под ударами непрерывными или постоянными устанавливается иммунитет духа. Даже можно сказать себе, что чем хуже, тем лучше, то есть что, в конце концов, именно эта повторность ударов даст закалку клинка духа. Ведь жизнь – это лучший учитель. Человек особенно жалок и беспомощен, когда он теряет равновесие. Жалок вид его ауры, беспомощно опустившей свои излучения, разбросанной и погасшей. Человек особенно беззащитен в эти моменты и особенно подвержен нападениям тёмных. Всеми силами духа будем стремиться к тому, чтобы собою владеть, несмотря ни на что и вопреки всему, что случается или может случиться вовне».

 

ГАЙ 1971 г. 463. (Авг. 1). «Сознание живёт тем, что его наполняет. Наполнение сознания теми или иными мыслями и чувствами зависит как от внешнего окружения, так и от внутреннего его состояния и устремлённости духа. Карма обычно ставит человека в наилучшие для продвижения условия. Утверждение «чем хуже, тем лучше» исходит именно из этого понимания. Земному человеку плохие обстоятельства его жизни могут казаться бедствием, но духу они полезны именно для его возрастания. Интересы внешнего человека и внутреннего так различны. Часто страдания и прочие испытания скорее приводят к цели совершенствования, чем счастливая жизнь. Мудрый радуется трудностям жизни, понимая, что это есть путь кратчайший».

 

ГАЙ 1954 г. 061. «...Удар вызывает искру. Так и удары жизни высекают огонь духа, пока он не превратится в самоиспускающее лучи пламя. Техника Учителя основана на том принципе, что в огне под ударами куётся клинок духа и закаляется в холоде. Эта смена внешних и противоположных воздействий, смена быстрая и неожиданная, способствует лучшей обработке доброго металла. Дух крепнет с каждым ударом и принимает нужное оформление (элементов, в нём заключённых). Не будет преувеличением сказать, что для сильного духа формула «Чем хуже, тем лучше» может служить формой усиления его мощи. Нужно лишь осознать, что всё в духе, и дух над всем и превыше всего, и нерушима его мощь. Если спокойствие утверждается любой ценой и любой ценой поддерживается, то это означает, что примат духа утверждён. Так рождается господство духа над стихийной материей и власть. Факир может показать феномен, но это не достижение. Равновесие духа, явленное в вихрях и хаотическом смятении плотного мира, ценнее всех феноменов, до которых так охочи малоопытные путники. Феномены не цель, но лишь неизбежное следствие власти, достигнутой над собой. Сами по себе значения не имеют и, по существу, не нужны. Высшие способности есть результат роста духа и так же естественны, как и обычные. В процессе эволюции необычное становится обычным и исключение – общим достоянием».

 

ГАЙ 1951 г. 209. «Писать будем. Счастье в нас самих. Очень легко быть счастливым, когда всё есть и всё хорошо обстоит. Нет. Ты попробуй быть счастливым, когда нет ничего и всё плохо, когда в пустыне жизни и плоть корчится в пароксизме страдания. Как же иначе научимся мы преодолевать материю? Не в розовых пуховых подушках благополучия – в буре, в холоде, в голоде, в нужде, в битве, в боли от ударов и ран закаляются Мои воины, когда нет ничего, когда один, во мраке, один на один с тьмою, потерявший всё, когда все чудовища выползли из нор, окружили и замкнули круг свой. О воинах Говорю, не о слизняках и ничтожестве. В благополучии каждый согласен преуспевать и совершать путь свой. Не надо таких воителей – хороши до первого поворота. Где же стойкость? Где неуклонность? Тепличные цветы вянут и гибнут от первого сурового дуновения жизни. Не надо тепляков. Суровый, закалённый, не останавливающийся ни перед чем, не смущающийся ничем, готовый на всё, лишь бы не отступить назад, во тьму – вот он, Мой воин и ученик. Было плохо – будет ещё хуже, было тяжко – будет ещё тяжелее, было невыносимо больно – будет ещё больнее, и всё-таки надо идти, и всё-таки преуспевать, несмотря ни на что, вопреки всему. Это Наш путь. Путь тернистый и трудный. Если тебе тяжка твоя ноша, то что же скажешь ты о Ноше Спасителя? Или полагаешь, что Ему легко было нести Свой Крест среди гогочущей и глумящейся толпы озверевших двуногих, под ударами и плевками? Ты что же думаешь? Получить дары Беспредельности и все Сокровища Вселенной за несколько лет кисло-сладких усилий, подмоченных и отемнённых роком? Где же соизмеримость? На великих путях и меры прилагаются великие, и великие подвиги, и труды великие, и великие страдания. Платят все. А на последней ступени завершения плата особенно тяжка. Ведь это последняя. Говорю не о Великой добровольной Жертве – это миссия уже Высших – не о них, а о людях, заканчивающих путь земной эволюции. Тяжек последний расчёт с Землёй, и велика плата. Последний расчёт с земной материей, расплата навсегда. Только Мои, только ближайшие, только в боли и невероятных трудностях закалённые и испытанные, только они отваживаются на этот последний путь. Не пигмеям думать о нём. Куда им выдержать, робеющим от каждого противодействия и препятствия и поникающим в унынии. Мои воины, вперёд, вперёд все, со Мной к победе. Все боли, все трудности, все препятствия даются для преодоления. И лишь сильным, преодолевшим, победителям открывается заветная дверь. Но знайте, кто со Мной, тот всегда победитель. Владыка, с Тобою идём, с Тобой победим. Идём к победе».

 

ГАЙ 1960 г. 220. (М. А. Й.). «План Владыки непреложен. Он будет осуществлён. Он осуществляется яро, но пути Его воплощения в жизнь неисповедимы, и усмотреть их нелегко. Они изменчивы, как игра света на море во время восхода, но цель их одна – наступление Света. Не надо лишь ограничивать утверждение Новой Эпохи на планете своим предвзятым представлением о том, как это должно совершаться. Все представления будут ошибочны, ибо Высшую Мудрость нельзя втиснуть в человеческий мозг. Но будет суждённое время, и очень приблизились сроки. Каждое действие, совершённое в понимании происходящего и в созвучии с ним, правильно. На глубоком понимании немногих строится здание Нового Мира. Остальные хотя и призваны на постройку, но не знают ни размеров её, ни цели конечной. Знающий же не упустит ни мгновения, чтобы руку свою приложить там, где даётся возможность. Так пусть глаз будет открытым, и ум не омрачён фантомами Майи. На чуткое ухо пошлём полезные мысли. На поворотах укажем, куда повернуть. Суровое время, нагрузка на них, на немногих, тяжка. Один в поле воин – ведь это уже подвиг. Во взаимоустремлении и взаимопонимании силы растут. Лишь бы не оторваться. В действиях надо явить бесстрашие, достоинство духа и целеустремлённость, соизмеримость с Планом Владыки. Переустройство Мира идёт стремительно. Много ещё неожиданностей впереди, но все они во благо Новому Миру. Мир старый уйдёт, и нет такой силы, которая смогла бы его удержать, ибо Иерархия против».

 

ГАЙ 1962 г. 255. «Себеслужением заняты все, но кто же занят служением людям? Их так немного, Служителей Света. Кто был, все пострадали; кто есть – страдают и будут страдать до тех пор, пока не утвердится Свет на Земле. Подвиг бывает открытый, видимый многим. Но много труднее подвиг другой, молчаливый, невидимый людям и совершаемый в одиночестве отрешения от всем видимых действий. Он много труднее хотя бы тем, что даже некому передать знание, которое напитывает пространство и служит без исключения всем, кто может его воспринять. Молчаливое пространственное служение, творимое в полной безвестности и отрешении от внешней активности, совершается молча, без слов. Трудность в том, что никто не придёт и не принесёт понимания творимого в этом подвиге Действа. А кто подойдёт, те осудят и отойдут в непонимании. Потребность внешнего действия будет велика, но невозможность во внешнем себя уявить молчаливого подвига не облегчает. Мир и пространство мыслью питать, насыщая их Светом, – задача не каждому духу по силам, даже из близко стоящих ко Мне. Потому молчаливое пространственное Служение ставится Нами высоко. И помощи ждать неоткуда. Один в поле воин – таково условие Служения Свету».

 

ГАЙ 1952 г. 409. Момент сейчас особо ответственный. Лояльность в этот трудный час – удел преданных. Нам она сейчас нужна до крайности. Непоколебимым столбом пламени должен встать каждый воин ближайший. А ученик и посланный – десятикратно – как далёкая сторожевая башня, но не простая, а вооружённая всеми средствами защиты и нападения: Лучами Моими, тончайшими огненными энергиями, лучами своими, из своего микрокосма исходящими. Башня сильна живой огненной связью со Мной и силою Моею стоит, как многотысячная рать. «Один в поле не воин». Нет, воин. И именно один, но вооружённый Владыкою, но один видимо и окружённый невидимыми сотрудниками и невидимыми силами, сослужащими по слову Моему».

 

ГАЙ 1972 г. 187. (Гуру). «Выбравший наитруднейшее быстрее достигает. Почему надо бояться трудностей, когда они не что иное, как даваемые ускоренные возможности? Несказанно утончается дух страданиями и болью. И как можно понимать чужие страдания, если самому их не испытать? И как можно помогать людям, не имея такого понимания? Всё живое проходит через страдания и достигает ими, даже срубленное дерево. Дерево можно срубить и уничтожить, но нельзя уничтожить жизнь, заключавшуюся в нём. И птицу, и животное можно убить, но не искру жизни, давшую им жизнь. Умерли все животные и растения, когда-то жившие на Земле, но жизнь не умерла и продолжает эволюционировать, оживляя и одухотворяя всё новые и новые формы, более совершенные, чем те, которые предшествовали им».

 

ГАЙ 1971 г. 502. (Гуру). «Не чудно ли, что вчерашнее сильное, но краткое заболевание имело весьма ощутимые и полезные следствия: была пробита крепкая стена плотных условий, и явления Тонкого Мира стали более доступны, восприятия утончились и обострились. Каждое заболевание для устремлённого духа очень полезно и плодоносно, ибо усиливает дух и близость его к Надземному Миру и Иерархии Света. Недаром в древности болезнь называли «Посещением Господа». И это действительно так, если духовное состояние соответствует. Но при всех обстоятельствах болезнь, разрежая и ослабляя плотное тело, приближает человека к бесплотному миру. Многие перед смертью долго хворают, чтобы тем легче был отрыв от Земли. Чем больше огорчений, неприятностей и страданий в мире земном, тем больше радостей в Мире Надземном. Двуполюсность вещи единой уявляет в этом себя».

 

ГАЙ 1971 г. 727. (М. А. Й.). «Самое неприятное, самое огорчающее, самое трудное оказывается и самым полезным для возрастания духа. Но одного понимания недостаточно. Надо ещё научиться извлекать из всего этого опыт и уроки жизни, столь необходимые для будущего. И когда это применено практически, то есть понято в применении, теряют тогда житейские обстоятельства обычную свою власть над человеком. Сами обстоятельства остаются и, быть может, даже углубляются, но отношение к ним совершенно меняется. Искренне говорит тогда ученик: «Какой ценный урок я извлёк из данного, весьма неприятного, но столь полезного для меня, опыта».

 

ГАЙ 1969 г. 096. (Гуру). «Дух в силе своей возрастает под сильным воздействием противных обстоятельств. И чем сильнее противодействия, тем быстрее рост. Нельзя допускать, чтобы они могли сломить дух. Нужно стоять до конца, как доблестный воин, не выпускающий оружия из рук, пока бьётся сердце. Духом сломиться – значит, потерпеть поражение от жизни, и остаться при разбитом корыте, и вернуться обратно ни с чем. Не о победе над чем-то вовне говорится, она часто не зависит от человека, но – о победе над собою, о том, чтобы дух не был сломлен ничем. При кажущемся внешнем поражении можно быть победителем мощным».

 

ГАЙ 1969 г. 097. «Видите сами, как утеснение от людей приближает ко Мне. И чем больше утеснений и отягощений, тем быстрее сближение. Не понимают в своём большинстве ко Мне устремлённые духи, сколь полезны эти утеснения и отягощения обстоятельствами. Они яро возжигают огни духа. Ведь даже кремню требуется удар со стороны, чтобы вызвать искру. Аналогия полная. Как возрастал дух воинов Наших от постоянной борьбы и сражений, от преследований и гонений и несломимого противостояния тьме. Всё слабое, колеблющееся, шатающееся, сомневающееся отпадало, не выдерживая нагнетения. Кто любим, тот и испытуем особенно сурово. Но радость у Нас победителя встретить, и радость у Нас послать ему Луч счастья».

 

ГАЙ 1968 г. 044. (М. А. Й.). «Через страдания должны пройти все идущие к Свету. Этот закон неизбежен. Потому на страдания лучше смотреть как на путь к Свету кратчайший и, проходя через них, не омрачаться этой неизбежностью, а встречать её с пониманием. Нужного утончения не достичь, если не пройти через тернии жизни. Сурово и мужественно примите эту трудную неизбежность».

 

ГАЙ 1968 г. 047. (М. А. Й.). «Многие стремятся уйти от страданий. По-человечески это вполне понятно. Даже Сам Спаситель Сказал: «Да минует Меня Чаша сия», но при этом Добавил: «Впрочем, не так, как Я Хочу, но как Ты», предав Себя всецело Воле Пославшего. Решение в этом. Можно сделать всё, чтобы избежать страданий, но перед неизбежным нужно всё же склониться без ропота, ожесточения и жалоб. Победа над неизбежным в том, чтобы пройти через него, не угашая огней духа».

 

ГАЙ 1968 г. 049. (М. А. Й). Главное – это сохранить и удержать осознание силы своей, несокрушимости своего духа, нерушимости и неуязвимости ничем внешним его внутренней огненной сущности. Под градом ударов и в самых неблагоприятных обстоятельствах можно удержать это осознание силы. Тело героя может погибнуть в неравном бою, но дух его будет победным. И Спаситель распятый мир Победил, хотя и казалось кому-то, что победа осталась на стороне тьмы. Важно понять, что и победа, и поражение – в духе. Поражение в духе немыслимо, недопустимо, ибо это означает потерю всего. Можно лишить человека всего, могут сыпаться на него удары судьбы, но, если дух несокрушим, если духом не захочет он сломиться и духом поникнуть, он выйдет из испытаний огненным победителем. Внешние удары и внешний ущерб значения не имеют, если не сломлен дух. Об этом противлении духом и в духе, об этой не сломимой ничем стойкости духа говорит Учение Агни Йоги и к нему призывает тех, кто понял, в чём заключается сущность победы над миром. Не в том дело, чтобы жить хорошо, беспечально и в благополучии тихом и мирном, а в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на какие трудности, препятствия, отягощения и мучительства, выстоять в духе и пройти через всё, умножив силы свои и возрастая духом на все противодействующее. Боль или страдания, нанесённые тёмной рукой, не считайте поражением и ущербом или потерю – утратой. Всё это неважно, если дух устоял и стал только сильнее от этих ударов, кующих его мощь. Перенесите все значение и смысл борьбы в область духа и поймёте, что нет ничего в мире, что могло бы сокрушить дух суждённого победителя».

 

1968 г. 051. (Янв. 31). «От ученика требуется возрасти духом на все препятствия, которые ставит жизнь перед ним. По мере их преодоления они усиливаются, чтобы сделать силу его преодоления ещё более мощной. Если что-то не поддаётся, надо усилить напряжение психической энергии. Не для того растут трудности, чтобы его сокрушить, а для того, чтобы сделать его сильным. И не бояться, но радоваться будет опытный путник даваемым возможностям умножить огни духа».

 

ГАЙ 1968 г. 120. (Гуру). «Если удастся научиться удержать равновесие при самых неблагоприятных условиях, то хранить его в жизни обычной будет уже много легче. Каждый ученик хочет стать закалённым воином, но процесс закалки обычно вызывает неприятные чувства и даже недовольство, то есть, говоря другими словами, хотелось бы приобрести нечто, не заплатив за него. Но даром ничего не даётся, всё приобретается опытом, испытаниями и страданием. Больше заплативший больше получит».

 

ГАЙ 1968 г. 157. (Гуру). «Уже Говорилось о том, что при неумелом сочувствии и жалении жалеемый и жалеющий – оба попадают в яму беспросветности. Так что и жалеть надо умеючи. Сострадание заключается совсем не в том, чтобы заразиться и омрачиться переживаниями страдающего человека, а в том, чтобы, сохранив своё равновесие и светлое, и бодрое состояние духа, поднять страдальца до себя и тем осветлить его, облегчить его состояние и дать импульс поднять сознание из той ямы, в которую оно погрузилось. Надо научиться светлому состраданию, не позволяющему опускаться во время помощи вниз».

 

ГАЙ 1967 г. 067. (Фев. 20). «Вот прошёл ещё один день, и можно спросить себя, что сделано в течение этого дня, чтобы стать ещё ближе ко Мне. Может быть, ничего? Приближаемся мыслью и в мыслях. И отдаляемся тем же путём. Незримое Присутствие определяется не лёгкостью жизни или благополучием, скорее, наоборот. Несчастие считается посещением Господа. Терновый венец – символ жизни духовной. Назовите тех из преуспевших, кто имел беспечальное существование. Страданиями запечатлевается жизнь духа. Не знают счастья земного избравшие её. И если кто-то, несмотря на всё это, всё же знает радость, то радость эта не от мира сего. Это есть приобщение духа к радости Сфер Высших. Давно Сказано: “И печаль ваша будет в радость”».

 

ГАЙ 1966 г. 756. (М. А. Й.). !Ориген томился в темнице, Кампанелла тоже. Не равнодушие и бессердечие Иерархии выявились в том, что тяжко страдали эти герои и подвижники духа, а высшие законы развития духа, требующие пройти через земную Голгофу для утверждения Света в мире земном. Все страдали и были мучимы и терзаемы тьмою, против которой они восставали!.

 

ГАЙ 1966 г. 374. (М. А. Й.). «Будем смотреть на всё, отягощающее дух, не как на нечто препятствующее восхождению, но как на то, что яро ему способствует. Да, да, именно на огорчения, страдания, неприятности, уколы, удары и всё то, на что часто так щедры люди, как на условия продвигающие. Тогда уже будет легко из каждого извлекать пользу и силу и идти, не колеблясь, не останавливаясь и не являя смущения. Тогда воистину всё препятствующее будет служить нам. Этим путём идёт победитель. Путь духа победный – нам радость».

 

ГАЙ 1966 г. 167. (М. А. Й.). «Когда огненная пентаграмма пылает всеми огнями, рассеивается окружающий мрак, исчезают громоздившиеся, как горы, преграды, закрывшие горизонты Света, и белые крылья вырастают у духа, и готов он ими взмахнуть. Это состояние подъёма явно указывает на то, насколько относительно всё, касающееся условий земной жизни. Всё в духе, всё зависит от духа, и всё продолжается духом, и самое непреодолимое может мгновенно исчезнуть, как дым, ибо и преодоление – в духе. Магнит не будет магнитом, если не будет иметь противоположного полюса. Дух не поднимется выше и огней не зажжёт, если не будет обременён обстоятельствами. Отягощение духа обстоятельствами есть непременнейшее условие подъёма и восхождения. Без полюсов проявление огней невозможно. Наличие противоположностей обуславливает их. Следует очень отметить явление превосходства духа, в огнях которого отступают и сгорают призраки Майи. Дух превыше всего. Дух животворит своими огнями. Примат духа есть основа жизни сознания. Ибо всё проходит, и всё пройдёт, но дух пребывает вовеки.

 

ГАЙ 1966 г. 132. (М. А. Й.). «Противные обстоятельства имеют несколько особенностей, о которых следует знать. Первое – это то, что они временны, и если твёрдость решения их преодолеть превышает их длительность, то и победа над ними обеспечена. Второе – это то, что сила противодействия у сильных духов нагнетает противодействующую огненную энергию, которая, нарастая, разрушает преграды противодействия. Если первая или вторая попытка не даёт желаемых следствий, то N-ая (энная) попытка их не может не дать. Только упорство и настойчивость явите поставленной цели достичь. Ведь Сам Владыка Сказал, что ныне всё достижимо. Именно в окружении тьмою надо неслыханное упорство явить и огненную силу преодоления».

 

ГАЙ 1966 г. 096. (Фев. 12). «Лучше стоять на своих собственных ногах, лучше плавать в своём челне. Лучше идти самому, чем на поводу. Лучше, лучше надеяться на свои силы, чем на чужие. Щит Света не всегда к нашим услугам. Как же тогда, когда его нет? Даже шлем, щит и оружие Света нуждаются в умении пользоваться ими. Рука нужна твёрдая, чтобы держать щит. Закалка духу нужна. Смена противоположных условий служит такою закалкой. Сперва друзья и близкие около. Потом одиночество. Сперва явная опека и защита, потом без них. Так на чередовании противоположностей закаляется Дух. Палаты дворца и угол сапожника – хорошая иллюстрация изменения условий воплощения. Так же характерно для ускорения опыта разнообразие быстро меняющихся внешних условий данного воплощения. В этом можно усмотреть заботу Того, Кто Ведёт. Но нужно доверие, чтобы использовать до конца даваемые возможности. Без доверия Водящей Руке они теряют свой смысл».

 

ГАЙ 1966 г. 087. (М. А. Й.). «По законам полюсности всё, что причиняет человеку горе или страдание, может стать своею противоположностью. Следует только лишь знать, что рычаг – в руках человека. Сознание определяет своё отношение к вещам, но не вещи. Стоит только понять, что то, что угнетает волю и служит источником слабости, может её нагнетать и делать человека сильнее, когда власть явления над сознанием утрачивается и оно становится свободным и уже само определяет, какого рода воздействие разрешает оно и какого рода не допускает. Власть над внешними воздействиями именно в этом и заключается. Тот, Кто Сказал, что Он Победил мир, даже пальцем не Пошевелил в защиту Себя и не Оказал видимого воздействия на окружающее. И однако Он действительно Был Победитель, ибо Победа Его заключалась в Победе над Собою, в том, что рычаг отношения к явлениям внешним Он Держал твёрдо в руках и Поворачивал так, как Решала Его Воля. Таким образом, только победивший себя, только владыка своего собственного микрокосма может стать победителем мира. Ибо тот побеждает всё, кто самого себя сумел победить».

 

ГАЙ 1966 г. 086. (Фев. 7). «Человек из пространства может вызывать не только Свет или тьму, радость или горе, но и любое чувство. Принцип вызова основан на созвучии. Обычный человек поддаётся тем или иным чувствам бесконтрольно, часто становясь объектом для пространственных воздействий, то есть воздействий, идущих из невидимых сфер как от развоплощённых сущностей, так и от воплощённых, посылающих свои чувства в пространство. Если настроить свой аппарат на волне радости или горя, то восприятия пойдут соответственно. Но можно настраивать себя на любой лад и тем вызвать такие же волны из окружающих сфер. Можно быть безвольным резонатором, отвечающим на созвучные волны. А можно, наоборот, крепко держать в руках ключ, настраивающий сознание на определённую, устанавливаемую волей, волну. Сильный обуславливает сам характер получаемых восприятий, слабый ветровому флюгеру подобен. Собственно говоря, защита от нежелательных сторонних воздействий и заключается в собственной установке сознания в определённом ключе. Бесстрашному сердцу не созвучны эмоции и мысли страха. Без мыслей и здесь невозможно. Мыслью вызывается и устанавливается состояние сознания на эмоциональной волне. Жизнь любит сильных и им помогает. Всякие признаки слабости или безволия недопустимы. В свои руки берёт сильный дух состояние и настроенность своих оболочек. Любое отношение к любому явлению зависит не от явления, но от человека. Если два человека могут – один радоваться, а другой горевать по поводу одного и того же события, значит, дело не в событии, а в людях. Так, дана власть человеку в свободе судить о явлениях жизни и устанавливать по своей воле отношение к ним. Можно начать учиться менять отношение к чему-либо на противоположное, хотя бы оно само по себе и не изменялось. Так, можно начать радоваться тому, что недавно ещё огорчало, и находить новые возможности там, где громоздились преграды. Корень горя и радости не в вещах и явлениях внешних, но в самом человеке, которому дана власть от начала времён над всем, что вне его.

 

ГАЙ 1966 г. 085. (Гуру). «Тяжко? А вы представьте себе, что испытывает человек на костре, или на арене, терзаемый дикими зверями, или в сырой и зловонной темнице без света, или страдая от голода и холода, или идущий в атаку под шквальным огнём, или прикованный цепью в подземных шахтах на рудниках прошлого, или проданный в рабство. И станет полегче. Всё дело в состоянии сознания. Для горящего сердца самые трудные условия и печали будут в радость».

 

ГАЙ 1966 г. 058. (Гуру). «Ларец для тех, кто, пройдя через горнило земных испытаний, сумеет удержать Серебряную Нить связи с Учителем. Испытания на прочность связи одни из труднейших. Для кого-то это были костры, пытки, растерзание зверями, для кого-то одиночество и лишение привычных условий, для кого-то богатство и власть. Для каждого своё, но не менее трудное, чем для другого. И выдержавшие прошли через всё, не порвав связей духа. Удержать Серебряную Нить много труднее, нежели её установить. Об этом следует думать, ибо земная жизнь есть проверка стойкости духа, подготовка его для жизни в Надземном».

 

ГАЙ 1966 г. 040. (М. А. Й.). «Как бы ни был отягощаем дух обстоятельствами, справедливость всё же требует признать, что именно эти трудности и отягощения особенно плодоносны тем опытом и знаниями, которые они приносят. И чем они напряжённее и невыносимее, тем более дают они богатые и ценные следствия. Получение и приобретение пропорциональны плате. Но многие платить не хотят, хотят получать просто так, нахватавши поверхностных сведений о возможностях достижений и о скрытых способностях, заложенных в человеке. Но даром ничего не даётся, всё надо заработать и за всё заплатить. Путь достижений нелёгок. Боящийся трудностей жизни или мечтающий о лёгкости достижений, не подходи!»

 

ГАЙ 1966 г. 037. (М. А. Й.). «Превосходство духа утверждается на противодействиях окружающей среды. Оно может достигать такой силы, что даже физические страдания утрачивают над сознанием власть и перестают ощущаться. Ведь все ощущения относительны и условны. Загипнотизированному человеку или даже просто под внушением можно произвести операцию без ощущения им боли, из этого видно, что ощущения могут быть контролируемыми волей, чужой или своей. Путём долгого опыта жизни и страданий утверждает дух свою власть над собою, то есть над своими оболочками. Идущие к Свету рано или поздно утверждают её».

 

ГАЙ 1963 г. 287. (Июнь 8). «Трудно сочетать своеволие астрала с устремлением к Высшему Облику. Одно исключает другое. И всё же ритм устремления нельзя нарушать. Томление духа необходимо для преодоления того, что томит. Конечной победы придётся добиваться любою ценой, ибо, когда закончится жизнь в теле, невозможно даже подумать о том, чтобы отдать себя во власть произволу астрального начала. Освобождённый от тела, он устремится к удовлетворению всех своих ненужных желаний, и если они невысоки, то духу высот не достичь. Обуздание астрала утверждается в теле земном».

 

ГАЙ 1961 г. 049. (Март 16). «За опыт надо платить, и чем ценнее опыт, тем дороже плата. Но так как в будущее, кроме опыта жизни, ничего не возьмём, то за неотъемлемое достояние своё можно и заплатить, и даже немалую цену. И разумно ли сетовать на то, что, приобретя опыт нужного порядка, оказываемся малоопытными в другом и снова платим, но уже за новое познавание жизни и человека. Разнообразию опыта порадуемся и о плате не будем тужить, ибо этим путём приобретаем то, что остаётся при нас навсегда. Длинно познавание человека, и прежде чем научиться читать его как открытую книгу, на опыте, горьком порою, приходится долго учиться. Не следует верить или не верить, умиляться или не умиляться – следует просто знать. Без опыта знания не бывает. И если урок слишком уж горек, значит, то, чему он научает, особенно ценно. Так будем заботливо и тщательно укладывать на полку опыта то, что даёт жизнь. В этом давании нужно усмотреть мудрое руководство Учителя. Бесцельно ничто не бывает. Имеет значение всё. И каждая встреча наполнена смыслом. Можно даже спрашивать себя: а чему учит данное явление жизни или встречный прохожий и даже друг. Поток не реален, но учит он реальному знанию, как трагедия Шекспира в театре. Сутратма – актёр, а жизнь – это сцена. И надо лишь только понять, что всё происходящее на жизненной сцене временно, конечно и преходяще, равно как и любая исполняемая Сутратмою роль. Считая же текущую жизнь за единственную реальность, допускаем роковую ошибку и принимаем призраки за действительность. Это легко доказать: где всё то, чем жили и что яро переживали лет тридцать тому назад. И люди, и обстоятельства из жизни ушли, и чувства погасли, и кончилось всё. Но всё это переживая, не думали, как не думаем и ныне, что «даже и это пройдёт». Но «это» пройдёт непреложно и исчезнет как дым, а Сутратма, сменивши одежды и грим, снова ревностно будет выступать в новой роли, о прежнем забыв, и снова принимая за реальность очередной призрак Майи. Мудрость учит тому, чтобы познать преходимость всего окружающего, за исключением того, что называем вечным основанием жизни. Ибо на нём воздвигается духа твердыня, обитель его, сущая вечно».

 

ГАЙ 1961 г. 350. «Творить можно либо в покое, либо в напряжении. Аура полного покоя и аура высокого напряжения почти одинаковы. Быстро вращающаяся турбина кажется неподвижной. Если творчество не состоялось в покое, благодаря вторжению внешних условий, может состояться оно, когда напряжение достигает того предела, за которым преодолеваются напряжённо волны мешавших воздействий. Ещё и ещё напрягайте энергии духа своего, когда что-то, вторгаясь, мешает творить. Полюса – покой и напряжение. Они творчески плодоносны, но беспокойное напряжение сил разрушительно очень и желаемых результатов не даст. Доктрина напряжения – доктрина огненная. Можно приветствовать всё, что напрягает энергии духа в мощном порыве творить. Почему приветствуются трудности? Почему Говорю, нагружайте сильнее Меня? Почему благословенны препятствия? Да! Да! Да! – потому, что при этих условиях напрягаются огненные энергии духа и происходит возрастание его. Дух растёт в напряжении огненном. Потому Говорю: ещё и ещё напрягайте силы свои в преодолении ступеней жизни. Просто по ним не взойти. Каждая настоящая ступень преодолевается во имя будущей. Преодоление жизни – так называем явление восхождения духа. Эти ступени преодоления заключены в нём, в спирали духа, в спирали пройденных им жизней и тех, через которые будет он проходить. Или преодолеть, или спуститься обратно – неподвижности нет, равно как и пустоты. Преодоление есть путь законный. Не Знаем иного пути. И узкая тропа, ведущая в жизнь, также является путём преодоления: борьба и преодоление, преодоление и победа. Никто не может лишить человека возможности двигаться дальше, ибо путь восхождения духа пролегает внутри. Если что-то мешает и не даёт устремляться, оно залегает внутри, в неизжитых энергиях духа, подлежащих преодолению. Светлые наслоения духа его продвигают вперёд, тёмные продвижению яро мешают. Забота о том, чем облекает себя человек на пути в Беспредельность. Много бесполезного груза, и часто, вместо освобождения от него, добавляется новый. Об освобождении от неполезной поклажи следует думать, каждый день, каждый час выбрасывая из сознания за ненадобностью всё, что может его отяжелить бесполезно».

 

ГАЙ 1961 г. 317. (Окт. 10). «Сын Мой, плодоносность мысли есть следствие единения. Чем глубже и непрерывнее оно, тем мысль богаче. Синтез тоже даст новые мысли, ибо обобщение даже двух родит третью. Кроме того, течение мысли созвучной зависит от предварительной настроенности сознания. Перед записью хорошо предпослать мысль о желаемом её направлении: как бы даётся задача осветить поставленную перед собою проблему. Действует при этом магнетизм устремлённой мысли, которая, притягивая к себе, извлекает из пространства созвучные ей элементы. Можно производить опыты над явлениями притяжения мыслей. Не следует рассматривать это явление как какое-то чудо или невозможность. Закон мысли прост: она растёт, если сознание сосредоточивается на ней известное время. Чем длительнее и упорнее сосредоточение, тем сильнее и рост. Не чудо, но действие закона, когда растущие мысли зла влекут породителя своего в бездну. Сколько чудовищных извращений создаётся растущею мыслью, наслаивающей один образ за другим. Они питают сознание, сознание в свою очередь питает их, и клубок этих тёмных сплетений увеличивается, как снежный ком. Тот же закон приложим и к мыслям от Света. Их также можно растить, устремляя на них сознание. Это путь роста обычный. Когда же установлен контакт с Учителем Света и утверждён ритмом, новые поступления мысли становятся подобными струе неиссякаемого источника, из которого можно черпать всегда. Можно окружить себя сиянием мыслей светоносных и в них пребывать, не отвлекаясь по сторонам. Много отвлекающего вокруг человека, много подбрасывается преднамеренно тёмной рукой, много препятствий и много камней на пути. Нет дороги без терний. Условие одно – идти, идти, идти, несмотря ни на что, идти при всех условиях и во всяком окружении. Все условия служат лишь ступенями непреклонности воли, к Свету идущей. Когда путь бесповоротно решён, остановить уже не может ничто. Ошибкам научаемся улыбаться, когда родится понимание того, что каждая ошибка учит чему-то и может быть использована для целей восхождения. Глупому ошибки не впрок, умному даже ошибки – как вода мельнику на колесо. Когда положительно всё: и тёмные, и светлые силы – начинает служить человеку, тогда и ошибки – ничто. Потому пусть крепнет сила решения идти до конца, не останавливаясь ни перед чем; и будет тогда далёкая цель достижима».

 

ГАЙ 1959, 104. «Сын Мой, не давай временному в тебе заглушать ростки вечной мысли. Мысли временные, мысли преходящие, мысли земной суеты душат огни вечной мысли, навязывая себя сознанию воображаемой нужностью своею. Ненужность и преходимость их легко доказать, стоит лишь передвинуть сознание на несколько лет вперёд. Ощущение будущего отбросит легковесные мысли и поможет освободиться от них. Кончается и кончится всё, что нас гнетёт и терзает, свой плод принося. И самое тяжкое и болезненное даст самые ценные кристаллы отложений огня. Люди без этих накоплений – пустые оболочки. Опытный путник предпочтёт путь самый тяжкий и будет радоваться ему, хотя бы и изнемогало тело его от непосильной ноши. Радость тягостям и отягощениям духа есть мудрая радость. Радость есть особая мудрость – так заповедано. Сын Мой, радуйся трудному пути – верный знак внимания Самого Владыки. Силы найди над малостью самости духом подняться. И силы твои будут расти, пока радость победы над жизнью не затопит сознание Светом. Радостью трудностям жизни иди, жизнь побеждая».

 

ГАЙ 1953,2,623. (Дек. 18). «Жизнь человеческая представляет собою длинную цепь явлений, через которые надо пройти. Ни роста, ни формы носа, глаз и ушей нельзя изменить. Нельзя изменить ни родителей утверждённых, ни родственников, ни многих других условий. Многое не зависит от воли человека. Так или иначе, но через явление суждённое надо пройти. И если это надо, и если оно неизбежно, и если изменить ничего уже нельзя, то не лучше ли проходить через него красиво? Предположим, что смерть неизбежна, не лучше ли встретить её спокойно, с гордо поднятой головой, чем дрожать униженно от страха и валяться в ногах у мучителей своих, безнадёжно вымаливая снисхождение. Конец один и в том, и в другом, и во всяком случае, ибо жизнь кончается смертью. Не лучше ли встретить её героем? И так во всём, что неизбежно. Через жизнь предначертанную надо пройти. Лучше пройти её, даже тяжёлую, с улыбкой, сохраняя достоинство духа, чем быть базарной куклой базарной очевидности, которую дёргает за верёвочки каждый сумевший их взять в руки. Будем тревожимы постоянно, пока не утвердится огненный иммунитет духа к внешним воздействиям. Сегодня беспокойства, завтра беспокойства, без конца беспокойства и страхи, пока дух не скажет себе: хочу достоинство своё, хочу власть над собою, хочу независимость равновесия своего освободить от тирании преходящих условий. Сколько тяжкого, неприятного и беспокойного преподносила жизнь, и всё же стоим. Неистребимость сущности своей надо понять. Всё пройдёт, и даже и воспоминаний не останется о прошедшем, но дух, единый и вечный, не могущий ничем быть уничтоженным, остаётся с нами, ибо человек – это дух. И если дрожит сердце от очередного преходящего призрака, представьте себе ещё более горший, ещё более страшный, и мысленно пройдите через него, как приличествует герою. Мысленное преодоление условий очень полезно. Это как бы план действия, к исполнению намеченный. То, что должно случиться, случится обязательно, будем мы плакать или смеяться, бояться или нет. Но, встретив неизбежное в спокойствии и равновесии духа, победителями становимся. Распластавшись же в бессилии, мокрой тряпке подобно, теряем нахождения свои и обрекаем себя на повторное испытание тем же, пока успешно не пройдём через него. Бесцельность ненужных переживаний надо понять, и если через что-то необходимо пройти, надо пройти, как подобает ученику Владыки. Достоинства своего на мелкие чувства, переживания и эмоции не разменивайте. Они уничтожают кристаллы огня накопленного. Они обворовывают и расхищают сокровище психической энергии. Они превращают окружающих вас в жалких марионеток своих страстишек, они базар делают реальностью жизни и подменяют действительность очевидностью. Тот, кто сумеет достоинство своё сохранить в малом, сохранит его и в великом. Если бы люди поняли, сколько драгоценной силы бесцельно растрачивается по пустякам. Качества духа суть конденсаторы, накопители и аккумуляторы огненной энергии. Не румяная добродетель, но гора неразграбленная, но ларец закрытый, но твердыня духа, энергиями огня нагнетённая, ибо качества духа – собиратели огненной мощи. Великую силу может накопить в себе человек, сознательно аккумулируя свою электромагнитную силу. И те самые условия, которые заставляют обывателя растрачивать силы свои на ненужные и вредные переживания и эмоции, делая его жертвой случайных обстоятельств, помогают тому, кто знает, как накапливать силы свои, извлекая их из всех противовосставших комбинаций преходящих сочетаний материи. Любому условия можно силы свои отдать и – попусту, от любого условия можно силы почерпнуть и – с пользою. Вот прибежал вечно напуганный обыватель с вестью устрашающей. Примите её спокойно, храня полное равновесие. И сила ваша умножится. А он побежит дальше, ища очередную жертву, и сам будучи ею, и притом безнадёжной. Помогите, если можете. Но паяцу внутри не позволяйте кривляться и ломаться по прихоти каждого встречного, как это ему страстно хочется. Ибо астральный двойник обезьяне подобен. Нельзя неразумному животному, носителю низшей оболочки, давать власть над собой, даже в угоду первому встречному или окружающим людям, под властью его живущим. Потому изгоняются страхи, беспокойства, волнения, опасения, раздражения, недовольства, склонность к пересудам и слухам и все прочие, столь же вредные вещи, за их полной ненужностью, бесцельностью и несоизмеримостью, а главное, потому что именно они являются расхитителями огненного сокровища психической энергии, которую надо накоплять сознательно и твёрдо. Не годится паяц на пути к Братству. Также не нужны и рабы кого бы и чего бы то ни было».

 

ГАЙ 1953,2,443. «Не будем печаловаться, проходя через жизнь в условиях тяжких. Через жизнь надо пройти, какова бы она ни была. Легко ли, трудно ли, не всё ли равно, если дух знает своё назначение. И в пути бывают переходы и лёгкие, и трудные. Бывают и опасные ночные, когда опасность подстерегает на каждом шагу. Но надо дойти до цели. Нельзя остановиться: ни на круче, ни на краю пропасти, ни на узкой тропинке. Остановку, ночлег и отдых можно сделать в условиях благоприятных. А в пути надо идти, не задерживаясь, ибо срочен путь и желанна далёкая цель. Дошедших ждёт и кров, и тепло, и уют, и забота. Правда, она не оставляет и в трудном пути, но пройти его надо ногами своими, хотя и в лучах заботы. Хотел бы встретить скорее, но есть предел сил человеческих и выносливости, и дойти надо, не надорвав сил. Многие думают идти по пути, устланному цветами, забывая, что на камнях цветы не растут и бесплоден песок пустыни жизни. Сурово и твёрдо, зная неизбежность земного пути, устремляется дух закалённый вперёд, не останавливаясь и не смущаясь ничем. «И через это надо пройти», – говорит закалённое сердце, преодолевая очередное задание. Случайно ничто не бывает, и если жизненный узор слагается особым рисунком, то не очередное ли нахождение его цель? Трудность всяких новых условий заключается в том, что их надо ассимилировать, настроить гармонично, преодолеть и подчинить устремлённым токам воли, и притом так, чтобы воля определила их тонус. Ведущую роль можно передать случайностям внешних условий, но это не будет решением задачи, ибо воля Архата подчиняет себе хаос и разбросанность внешних воздействий. Словом, очередную задачу преодоления каждого нового отрезка пути надо осознать и, осознав, выйти снова победителем, ни на миг не теряя направления и цели. Учитель Любит видеть, как ничто не смущает непоколебимую силу уверенности духа, который знает свой путь. Кто и что может его заступить? Случайные прохожие, или сопутники, или временность комбинаций случайных условий, которые завтра исчезнут, как дым, заодно с прохожими? Нет! Путь заповедный не преступит никто и ничто, если осознана мощь неистребимой, неуничтожаемой сущности человека. Руку Даю. Проведу невредимо. Дойдём до положенного. Я Сказал».

 

ГАЙ 1953,2,458. (Сент. 23). «Узлы Света нормируют правильное и равномерное распределение его по поверхности планеты. Получается как бы плат изолирующий, или заградительная планетная сеть. Узлами передачи являются трансформаторы аппарата человеческого организма, несущего на себе упор напряжения огненной энергии мощной динамо-машины духа Ведущего Иерарха планеты. Нести на себе упор нагнетения огненной энергии могут лишь натуры огненные, но ноша велика, ибо мерою нагружения является предел напрягающий. Это есть высшая форма Служения человека, требующая особого утончения организма. Лучи должны преломиться, то есть быть трансмутированы. Не преломлённые сознанием, они иссякают для Земли, улетая в пространство. Растения гибнут без эманации света. Они тоже поглотители, трансформаторы и распределители праны. Также отмирает и часть планеты, лишённая узлов передачи, или центров распределяющих. Если бы из некоторых мест были удалены эти центры, немедленно бы прорвался подземный огонь. Конечно, каждый человек воспринимает свет, ибо без него не может существовать даже его физическое тело. Антитезой света является абсолютная тьма, исключающая какие бы то ни было формы жизни. Даже тёмные, свет отрицающие, живут его отблесками, подрубая сук, на котором висят. Даже самый потемневший, чтобы быть видимым и существовать, должен иметь в себе какое-то смутное и слабое подобие света-огня. Иначе он будет ничто. Пусть этот огонь будет тускл, дымен и мрачен, но искры его искажённые всё же от того же Единого Света. Свет во всех. «И если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма?» – так Спрашивал Учитель, зная их, Свет поносящих. Итак, жизнь, всякая жизнь есть утверждение той или иной степени огня, являющегося, в свою очередь, модификацией того же Света, ибо Свет есть его высшая форма, и форма именно огненная, но уже недоступная в сокровенной огненности своей для глаза земного и даже тонкого. Ибо призматическое зрение, или зрение, преломляющее огни кристаллов тончайших энергий, есть высшее достижение духа на вашей планете. Не преломлённые огненным глазом, они не существуют для сознания. Мир Огненный закрыт для низшего сознания. Но цель человека на Земле именно ассимилировать сознанием Огни Высшие и область Незримого сделать реальностью. Воздействие пространственных огненных лучей будет усиливаться, дабы смогли зазвучать на них все. Провод, не выдержавший напряжения, перегорает. Значит, он негоден. Негодные организмы перегорят. Сказал: негодные из жизни уйдут. Царство грядущего Света есть Эпоха особого напряжения огненных энергий, которые насытят жизнь. Гнилые оболочки обречены на перегорание, то есть уничтожение. Потому не будем огорчаться нагнетениям непомерным, ибо они приуготовляют наш аппарат к постепенной их ассимиляции. Также будем помнить и о пределе напрягающем. Кто-то захочет избежать необходимости огненной. Но спасения не будет, даже самый воздух вдыхаемый будет насыщен огнём. Спасение – в посильной ассимиляции Света, срочной и неотложной, ныне уявляемой в грозном преддверии грядущего. Самому главному найдём время и место. Перед катастрофой готовность сознания должна быть явлена».

 

ГАЙ 1953,2,471. «Сын Мой, за достижением всегда следует закрепление достигнутого и испытание прочности достижения. И если испытание не выдерживается, достигнутое отнимается и надо достигать вновь, в условиях уже более трудных. Не кто-то, стоящий над, отнимает, но сам оступившийся лишает себя плода своих трудов. Потому отступление недопустимо. Потому моменты постыдной слабости непростительны. Слишком уж велика цена за попустительство и поблажку собственной слабости. От ученика требуется твёрдость не только на гребне подъёма, но и во впадине волны, вызываемой ритмическим продвижением сознания. Сохранить равновесие духа в любой точке оборота спирали будет уже победой. Взлёты и падения духа должны приобрести законность и ритм. Корабль, неуклонно несясь к цели, идёт, опускаясь и поднимаясь на волнах, но ни хода своего не останавливает, ни направления своего не теряет. Волнообразного ритмического движения не избежать, но надо, чтобы оно происходило в пределах допустимой законности. Иначе – не движение вперёд, но отступление. Умение красиво встречать волны достигается опытом. Опытный пловец никогда не теряет направления, хотя бы очередная волна и закрыла горизонт будущего. Неопытный сядет на берегу и будет ждать у моря погоды. Но опытный не остановится и не устрашится видом бушующих стихий. Всё дело не в условиях, но в опытности, умении и твёрдости воли. Так или иначе, но через жизнь данную и испытания посылаемые надо пройти. Не лучше ли пройти через них победителем, ибо поражение вовсе не избавляет от тягости испытания и не облегчает пути, а, как раз наоборот, утяжеляет несказанно. Поэтому иного выхода нет, как только добиться победы. Надо осознать неизбежность победного пути. Надо понять, что некуда больше идти, как только от победы к победе. Путь отступления, или путь падения в бездну, – невозможен. Уже невозможен, ибо граница, когда возврат в прошлое возможен, уже перейдена. И прежде чем она не перейдена, Мы в ученики не Берём. Назад возврата нет, путь остался лишь вперёд. И лишь только победный и преодолевающий все трудности, каковы бы они ни были. Очередную волну надо встретить с сознанием неизбежной победы. Я волю победительную, неотступную, непреложную, как движение светил, Утвержу. Сознание, понуждаемое астралом, хочет потолочься в малом закоулке саможаления и слабости, но даже и это недопустимо, ибо только сознание силы своей приличествует тому, кому дан меч духа. Потому надо напрячь волю и, собрав силы, в борьбе уже закалённые, ещё с большей твердостью и уверенностью устремиться вперёд. Жалкие слова слабости и умаления не спасут и не облегчат, и жалобы не помогут. Выход один: вперёд, вперёд, вперёд; вперёд, без оглядки и колебаний, только вперёд, ибо впереди – Я, идущий за своею звездой. Тоска неизбежна, а также – и острое ощущение окружающего несовершенства и давлений, особенно тяжких. Но сила пара может быть явлена лишь под давлением, и чем оно сильнее, тем мощнее сила его действия. Условия ускоряющие не почтём за несчастье, ибо Свет впереди, но не тьма. Не Оставляем без заботы и внимания ни на миг, но среди тяжких нагнетений не всегда можно ощутить лёгкое и незаметное касание Руки Учителя. Этого нельзя и по человечеству, ибо, опираясь слишком, можно веру в силы свои утерять. Не возложение, но борьба и победа заповеданы, мощь кующие. Итак, сын Мой, Вижу тебя победителем мощным, торжествующим над всеми условиями течений противодействующих. Силу Даю и спокойствием Насыщаю. Знай всегда и помни: и переживём, и достигнем. Всё переживём, счастья заповеданного достигнем, ты и Я, который в тебе. Забота – о пловцах бесстрашных и смелых, не боящихся ничего. Наши пловцы берега счастья достигают в положенный срок. Также помни, что ты у Меня. Много Моих, могущих произнести эту спасительную формулу. Но произнесший чудною нитью связуется с Твердыней Света. Свет Близости Моей сделай более явным, чем тьма окружающая. Ибо Я Победил тьму, которая ныне пытается обессилить и победить тебя, и тебя, победителя, Мною суждённого, сделать ползающим и пресмыкающимся перед ней, скольких уже сломившей. Победу Вижу начертанной на челе, ибо в минуты особого нагнетения особо ярко и явно начинают разгораться огни центров. Не нарушь их сияния несоответствующим состоянием сознания, дабы не ввергнуться в разорение. Как печально видеть вместо победных огней центров опущенные серые перья поникшей ауры. Сын Мой, радуюсь победе твоей, ибо Утвердил её Сам».

 

ГАЙ 1952,2,647. «Нет, нет, нет! Не может быть победы без борьбы и преодоления. Нет их – нет и победы. А так же и силы – без трудностей побеждённых. Плоды победы хочет иметь каждый. Ну а как быть с платой? Надо же, наконец, понять, что по плате и достижение. Кто больше заплатит, больше и получит. Есть любители бесплатных получек, но нет среди них великих. Огорчения дня добавим к Чаше нахождений. Легко плыть по течению, и плывут все. Но ученик идёт против, и всегда вверх. Идти вверх – значит, идти против течения. Значит, неизбежно давление встречной струи. Чем быстрее продвижение, тем сильнее напор встречных течений. Законы во всём одинаковы. Сетовать на это нецелесообразно. Но причины давления противных стихий надо знать. Это – показатель прогресса. Признать собственную слабость и поражение равносильно предательству пути. Но, сцепив зубы и собрав все силы, ринуться дальше будет знаком победы. Да, трудно! Но кому же легко из тех, кто идёт впереди? Гигантами духа Зовём их, пробивающих путь. С меньшими заботами и трудностями пойдут идущие позади. А младенцев понесут на руках и в пелёнках. Много таких младенцев и с длинными бородами и седых. Ученик, крест приявший, не младенец. И крест Света тяжек. Носители Света есть носители бремени земного. Тяжесть планеты несут. Невместно с подвигом явление протеста и непонимания закона. Подвиг свершается без ропота. Путь устлан терниями, и больно ногам. И стенает дух в тисках плоти. И скрежет зубовный раздирает уши. Рычит тьма на носителя Света, и он встречает её один на один лишь мощью восставшего духа. Но горит луч над челом победителя. Но неугасим Свет. Но Рука Владыки над ним, неотступно идущим во Имя Моё».

 

В заключение статьи рассмотрим картину В. М. Васнецова из Третьяковской галереи [1]: «Один в поле воин», которая была написана художником в 1914 году.

 

В. М. Васнецов. Один в поле воин

 

В 1921 году В. Гиляровский написал стихотворное посвящение этой картине:

 

Один в поле воин –

Один богатырь.

Его не пугает бескрайняя ширь,

Пусть стрелы летят в него грозною тучей,

Не страшно ему: удалой и могучий

Летит исполин – в поле воин один.

 

Н. Рерих в своей статье [2] высоко оценил творчество Васнецова. Вне сомнения, что у Васнецова, как у всех гениальных людей, был открыт или хотя бы приоткрыт один огненный центр, что давало ему возможность видеть то, что другим людям недоступно. Представляется, что в рассматриваемой картине символически изображён всадник-воин, который в одиночестве стремительно несётся в будущее, в духе удалый и могучий, преодолевая град вражеских стрел-противодействий, готовый поразить копьём невидимого врага, который для него, несомненно, есть собственный «дракон самости».

 

Ведь победно бороться в одиночестве можно только с самим собой. Одиночество чувствуется с точки зрения Плотного мира. Но с учётом наличия Трёх миров, человек никогда фактически не бывает одинок. У каждого из нас, на все воплощения, есть Космические Руководители, которые незримо Ведут нас по жизни и Допускают только такие трудности, которые нам по силам преодолеть. Ибо Их цель, как сказано выше, не сломить, а укрепить дух человека.

Будем признательны и благодарны Им!

 

Литература:

1. Один в поле воин, https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8734

2. Н. Рерих. Виктор Михайлович Васнецов,

http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204005540.phtml?p_ident=ltext_0204005540.p_1601085057

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, февраль 2022 г.

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020