Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Файнлейб

 

Неизменность и прочность Основ Учения Жизни

Каждый, осознавший Основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей.

Знаки Агни Йоги, 153.

 

Существует разные подходы к тому, что считать Основами Учения Жизни. Из собственного опыта представляется, что Основы состоят из Знаний, исходящих из одного и того же Источника, и изданных массовым тиражом в следующем виде:

 

1. «Агни Йога», полученная от Великого Владыки путём яснослышания Еленой Рерих, записанное и затем изданное в 14 томах в Риге и Париже в период с 1924 по 1938 годы.

2. «Грани Агни Йоги», полученные от Матери Мира, Великого Владыки, Матери Агни Йоги (Е. Рерих), Гуру (Н. Рерих) путём яснослышания Борисом Абрамовым, и записанные им в 1951 – 1972 годах. Эти записи были изданы после смерти Б. Абрамова в 21 томах издательством «Алгим», в период с 1993 по 2015 годы. Составителем этих томов были Б. Данилов, а после его смерти – Н. Величко.

 

Дополнительными источниками, связанными с Основами, являются: брошюра «Напутствие Вождю»; письма и книги Е. Рерих; картины, статьи и книги Н. Рериха; картины и высказывания С. Рериха; «Учение Храма», в 2-х томах, изданные МЦР в 2001 г.; книга А. Клизовского «Основы миропонимания Новой эпохи».

 

Существуют как минимум два вопроса, которые интересует многих: это отношение Учения к «Тайной Доктрине» Е. Блаватской и ценность записей Б. Абрамова «Грани Агни Йоги". Ответы на них даны ниже.

 

«Могут спросить, в каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую?

Скажите – каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает в себе «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон…» («Мир Огненный», ч.1, 79).

 

Относительно ценности записей Б. Абрамова в «Гранях Агни Йоги» (ГАЙ) есть довольно много высказываний, часть из которых приводится ниже.

 

ГАЙ 1968 г. 074. (Гуру). «Ценность этих записей в том, что написаны в одном ключе, что и Учение, и в полном созвучии с последним. До сих пор не было ещё написано рукой человеческой ничего, подобного им».

 

ГАЙ 1953 г. 206. «Писаниям твоим нет цены. И нет ничего, чему можешь их уподобить или с чем сравнить. Печать необычности лежит на каждом слове. Силу их лишь в действии осознаешь, и в действии на умы человеческие. Равнодушных не будет: или осудят, или вознесут. Не возносящие вознесут, но осуждающие. Потому сумей оценить и понять будущих супротивников и воздать им должное. Они твои лучшие помощники. Без них потопят согласившиеся свет слов твоих в море обычности. И многие из них, несогласившихся, дадут явление ярых друзей. Не отгони друзей переодетых. Придётся иметь много глаз. Но помни всегда – одиночеству никто не изменит».

 

ГАЙ 1972 г. 116. «Тебя обвинят в заимствовании мыслей из Учения, даже приведут заимствованные слова и изречения, не поставленные в кавычки. Не смущайся этими обвинениями, но прямо скажи: “Да, это совершенно верно. Всё, что содержится в этих записях, взято или из Учения или от Учителя. Моего ничего нет, ибо до Учения я не написал ни одной строчки. Записанные же мысли Учителя не мои и не принадлежат мне. Я просто явился передатчиком и уловителем того, что мне удалось воспринять. Моего нет ничего. Кому не хочется их читать, пусть не читает, но не мешает желающим почерпнуть из них то, чего нет в другом месте или что изложено там очень сложно”».

 

Последнее утверждение особенно актуально, что видно из ниже приведённого Наставления:

 

ГАЙ 1969 г. 636. (Гуру). «Даже то, что было дано людям сто лет тому назад, уже не созвучно моменту в некоторых деталях и подробностях изложения, но требует новых форм, отвечающих духу времени. И новое людям даётся в формах таких, которые будут в течение долгих веков отвечать потребностям человечества и удовлетворять их по мере дальнейшего роста и развития сознания. Поэтому не будем удивляться, что многое в книгах Учения ещё не доступно пониманию. Учение дано вперёд на огромный период времени и будет усваиваться в соответствии с поступательным движением человечества. Основная особенность его положений – неисчерпаемость, впрочем, как и каждого истинного Учения в его Первоосновах».

 

Теперь рассмотрим, что сказано в ГАЙ относительно Основ Учения Жизни.

 

ГАЙ 1955, 611. «Основы нужны, как фундамент строению. Если Основы подточены, как удержать строение? Потому даются Основы как нерушимое основание жизни, на котором только и возможно построение жизни. Основание должно лечь прочно и навсегда. Его надо оберечь от возможности разрушения, ибо без основания всё построение, как бы хорошо оно ни было, оказывается на песке. Повторяйте и укрепляйте Основы. Вихри будут, и ветры подуют, и надо, чтоб дом духа устоял. Вся прочность постройки зависит от прочности основания, и если даже вверху придётся что-то изменить, улучшить или упрочить, то можно это делать лишь на прочном фундаменте. Неизбежна смерть, то есть смена оболочек, и неизбежен Мир Тонкий как следующая ступень существования, и этого ничто в мире изменить не может. Следовательно, каково бы ни было положение в настоящий момент, момент перехода в иной мир неизбежен. Так и жизнь надо располагать, чтобы была она соизмеримой с действительным положением вещей в условиях и при наличии двух миров. Право на сознательное существование отнять от человека никто не может, кроме него самого. Неотъемлемо Право Космическое. Властны люди порою над физической стороной жизни ближних своих, но не над областью духа и мыслью. Могут влиять, но лишь в известных пределах. Чем сильнее дух, тем менее зависим от внешних условий. И предание духа Владыке освобождает от тирании внешних обстоятельств. Эта свобода возможна лишь тогда, когда Основы непоколебимы. Потому берегите Основы. Церковь Основы заменила догмами. Но догмы – это положения, установленные людьми, а Основы – непоколебимые и непреложные принципы жизни, или Начала, базируясь на которых проявлено и проявляется всё, что есть в мире. Законы – это рамки проявления всего, что существует. Всё проявляется в рамках своих законов, ведомых или не ведомых людям. Законы физики или химии до человека существовали. Закон, выражающийся в плотных явлениях, сам не является явлением плотным. Рушение материальных явлений не может разрушить закон. Космические Законы и будут основанием, нерушимым основанием жизни, подчиняясь которым проявляется человек на Земле. Потому нерушимое надо искать в Космическом, но не во временном и не в личном. Рушимо всё, даже солнечные системы. Так отделим вечное от временного, нерушимое от рушимого и на первом и будем строить нерушимый дом духа».

 

ГАЙ 1971 г. 546. (Сент. 4). «Нужно очень ярко и сильно представлять себе различие между непоколебимостью Основ и переменчивостью и текучестью мыслей, чувств, настроений и всевозможных изменений вокруг событий. Камень Вечного Основания Жизни может служить надёжным фундаментом для всех построений во все времена. Река жизни течёт в океан Беспредельности, и не меняют её течения мелкие струи и воронки обратных движений, ибо все они уносятся вперед мощным потоком основного движения. Потому и Сказано, что «Солнце прейдёт и Луна, но ни одна йота не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё». Течение Космических Законов, в рамках которых проявляется жизнь и все ее формы, можно рассматривать как непреложность уявления Космической Воли, то есть мощи Космического Магнита. Кто идёт против Него, навлекает на себя в конечном итоге кармический обратный удар».

 

ГАЙ 1966 г. 525. (Сент. 6). «Основы покоятся на Беспредельности, ибо относятся к Сферам огненной действительности. Касаясь Основ, касаемся самой Беспредельности. Потому область, охватываемую Основами, исчерпать нельзя. Закон спирали относится тоже к Основам времени. Ведь время тоже спирально, ибо никогда не повторяет себя, хотя и «возвращается ветер на круги своя». Это уже новые круги, аналогичные прежним, но не те же самые. Сходство ветров спирально, несмотря на их аналогию, тождества не являют. Эволюция сущего тоже спиральна. Наступающий Новый Век уже был когда-то в далёком прошлом и так же, как и теперь, возводил человечество на новую ступень Лестницы Эволюции. Но эта ступень была иная, и люди были другие, и условия жизни, и сама планета была не та. Так повторялось во времени. Циклы повторяются, восходя по спирали. Универсален этот закон и охватывает и подчиняет себе все стороны жизни. Полюсность, или диалектика проявленного мира, тоже универсальна. Двуполюсна и спираль эволюции. Как по одной можно подниматься, так по другой опускаться. Знаете не только подъём, и расцвет, и продвижение целых народов, но и вырождение и упадок непреуспевших. Знаете восхождение духов Носителей Света и знаете идущих вниз, в бездну, спускающихся всё ниже и ниже с каждым новым воплощением. Спираль нисхождения или падения духа – в действии. Знаете разлагающиеся Луны и тех, кто суждён им и идёт на них, опускаясь всё ниже и ниже. В спирали времени каждое явление идёт путём либо интеграции, либо дезинтеграции. Даже психическая энергия в человеке либо нарастает, либо расточается. В спирали времени всё достижимо, ибо зёрна Света растут, принося урожай небывалый».

 

ГАЙ 1970 г. 008. (Янв. 3). «Когда Основы прочно заложены в сознании, его уже не может поколебать ничто: ни личные переживания, ни отягощения обстоятельствами, ни сгущение токов, ни тёмные нападения. В трудную минуту на Основы можно всегда опереться. Они не изменят, ибо неизменяемы и постоянны. Именно в них запечатлено непреходящее. Поэтому Даётся Совет их повторять, ибо, когда колеблется всё, на них нужно утверждаться ещё крепче. И когда рушатся личные миражи или построения, и когда рассыпается в прах очередная иллюзия Майи, Основы непоколебимо остаются прибежищем духа. Какие сюрпризы ни подносила бы жизнь, знайте твёрдо, что «и это пройдёт», пройдёт всё, и придётся идти в Мир Надземный, прекрасный, расставшись с очевидностью плотной, но унося Основы с собою. И там, среди преходимости тонких условий, они дадут опору и помогут сохранять непоколебимое равновесие. Сила Основ в том, что восходят до Огненного Мира и покоятся на непреходящем. Когда Говорил о Камне Вечного Основания Жизни, имел их в виду. Чем чаще к ним возвращаться, тем прочнее утверждается на них сознание. Пали Вавилон, Рим, Византия, но Основы от этого не поколебались. Умрёт и перестанет существовать личность, проявленная в том или ином теле, но Основы от этого не претерпят никаких изменений. Изменится всё, и Новый Мир победно войдёт в жизнь человечества, но Основы останутся по-прежнему непоколебимыми и неизменяемыми. Утвердиться можно только на них».

 

ГАЙ 1970 г. 502. (М. А. Й.). «Великий План остаётся неизменным при всех условиях, и подвижность Великого Плана не влияет на непоколебимость его Основ. В этом понимании и будем встречать волны событий. И тогда никакие подробности, водовороты и разные действия не введут уже в заблуждение и не заслонят собою течения великого потока Эволюции Сущего».

 

ГАЙ 1969 г. 146. (Март 9). «Поучительно наблюдать, как трудно человеку разбираться среди хаоса нагромождений всевозможных теорий, мнений, убеждений и представлений обо всём том, что окружает сознание. Для того и даются Основы, чтобы было на что опереться, и от чего исходить в своём мышлении, и что противопоставить потоку человеческих заблуждений. Сколь они велики, не трудно увидеть, если посмотреть, какое множество теорий и учений было отброшено в прошлом, и подумать о том, сколько их будет отброшено в будущем. Каким бы покрывалом ни прикрывалось заблуждение – научным, философским, религиозным, обывательским, политическим или каким-либо другим – заблуждение останется заблуждением, противоречащим Основам. И если множества принимают заблуждение за истину, истиной оно не становится. Нужно ещё крепче утвердиться на Основах. Мышление, исходящее от них и от них логически развивающееся, избежит множества ошибок, столь свойственных людям. Носители Света во всём, что Они Совершали, исходили от Основ. Их мудрость, переживающая века, устояла против времени, и непредвзятое сознание продолжает черпать от неё и поныне, в век электроники, кибернетики, радио и космонавтики. Основы непоколебимы и вне времени, и истинная наука никогда не будет в противоречии с ними».

 

ГАЙ 1969 г. 509. (Окт. 10). «Снисхождение входит в симфонию качеств духа как неотрывная часть. Оно близко и терпимости, и состраданию, и неосуждению. Это основное качество Бодхисаттвы. Нелегко являть снисхождение в отношении людей очень несовершенных. Но ведь ради них приходят на Землю Великие Духи и ради них претерпевают страдания. Не может быть снисхождения без любви. Ведь само слово указывает на то, что более высокое сознание спускается вниз до более низкого с тем, чтобы помочь ему подниматься. И Учитель Снисходит к ученикам, чтобы их научить восхождению. Это качество трудно тем, что требует соизмеримости и умения говорить и дать по сознанию и его вместимости. Мудрость Учителя позволяет давать такие формулы и в таком выражении, что может от их неисчерпаемой глубины почерпнуть и большое и малое сознание по своей способности вместить, и может почерпать многократно, всё более и более расширяя понимание и всё же не исчерпав формулы до конца. Обычную формулу можно прочесть один раз или несколько, но строки Учения можно читать без конца, находя всё новые и новые сокровища по мере того, как сознание читающего растёт. Чеканные формулы Великих Учителей живут веками, не исчерпанные до конца в своей глубокой мудрости. Они и не могут быть исчерпаны, ибо для этого надо, чтобы человек, пытающийся их постичь до конца, поднялся бы до высоты сознания Владыки. И тогда начинаются толкования, и пояснения, и нагромождения на Основах. И уже сто или двести лет спустя Жемчужины Мудрости начинают меркнуть в наслоениях творений обычных умов человеческих. Но, несмотря на груды томов и писаний, в первоосновах, заложенных Провозвестником, всё же можно отыскать эти Жемчужины».

 

ГАЙ 1968 г. 116. (Фев. 28). «Много подробностей обихода способствует тому, чтобы сонастроенность аппарата духа не нарушалась. Одно из них – это отсутствие суеты и торопливости. Второе – независимость от чужих настроений и умение защититься от них. Третье – удержание в сознании главного направления и памятование о нём постоянное. Каждый человек, воплощаясь, берёт на себя добровольно определённое задание, чаще всего касающееся его собственного усовершенствования. Но в суете и сутолоке жизни забывает об этом, то есть забывает о том, ради чего он пришёл на Землю. Тогда земное пребывание теряет смысл и жизнь становится бесцельной. Замена цели данного воплощения иллюзиями Майи будет величайшим самообманом, и многие ему поддаются. Лучше научиться утверждать действительность здесь, на Земле. Для этого надо прежде утвердиться на Основах. Основы Учения – как фундамент для здания, без них не устоять. Основы – как канва, по которой вышиваются узоры. Узору можно дать любой рисунок, но без канвы, без основы нельзя. Когда нагнетение становится невыносимым, устоять можно лишь на Основах. Например, Основы – это наличие трёх миров и неизбежность пребывания в каждом из них. Если на этом утвердиться непоколебимо, то может ли что-либо происходящее в мире земном, даже самое тяжкое и трудное, лишить человека осознания того, что земная жизнь со всеми её переживаниями – лишь очень небольшая часть его существования и что главное и более длительное существование – это в Мире Надземном. Такой человек, утвердившийся на Основах, и мерки другие применит ко всему, что его окружает, и относиться будет ко всему не так, как обычные люди. Его понимание будет не от мира сего, но от мира действительности огненной. Вспомните слова: “Царство Моё не от мира сего”».

 

ГАЙ 1968 г. 520. (Окт. 29). «В процессе эволюционного развития человечества различные Учения, даваемые Иерархией Света, никогда не противоречат одно другому и не отрицают друг друга, так как являются только разными гранями Единого Сокровенного Учения, только частично выдаваемого людям. Учение идёт ступенями, уходящими в Беспредельность, и потому никогда не является законченным, конца Учение не имеет. Догматизм означает законченность и кристаллизацию положений того или иного Учения в законченных, неподвижных и застывших формах. Потому догматизм разрушителен для эволюции выдаваемых Иерархией Света знаний. Неизменяемость и прочность Основ Учения не означают их мёртвой неподвижности, на которой процветает догматизм, но указывают, что дальнейшее развитие и развертывание Учения и углубление его основываются на прочном фундаменте. Каждый Учитель, дающий Учение, Приносил в мир нечто новое, не отрицающее, но дополняющее данное прежде. Учение очень трудно оберегать от искажения и злотолкования, ибо каждое столетие образует на нём различные наслоения, часто искажающие его первоначальный смысл. Велика разница между учеником Учителя и последователями Его, из числа которых появляются толкователи и исказители того, что было дано Первоучителем. Толкователи много причинили вреда и много способствовали тому, чтобы под грузом их интерпретаций затемнялся первоначальный, простой и чистый смысл Учения. Так называемые общепризнанные защитники, поборники и апологеты Истины, как правило, не знали её и не имели к ней доступа. Защитниками Истины, оберегающими Учение от искажения, могут быть только очень близкие к Первоучителю духи, и только они могут охранить Учение от искажений».

 

ГАЙ 1971 г. 644. Все течет, все изменяется, ибо все находится в постоянном движении. Ни на каких переживаниях утвердиться нельзя. Непоколебима только Лестница Иерархии. Это надежная и прочная опора. Это одна из Основ, на которой зиждется все. Все же остальное – сны преходящие. Все это было, прошло и быльем поросло. Порастет и происходящее ныне, и текущее через сознание. Но неизменяем Владыка. На Нем и утверждайтесь.

 

ГАЙ 1967 г. 136. (Гуру). «В объединении сознаний – ключ к постижению действительности. Невозможно объединиться, если не отойти от своего мира куриной очевидности. Следовательно, объединение сознаний требует известной степени отрешения от себя. Так, видим, что Завет, данный Спасителем, действителен и поныне и, быть может, ещё более нужен и актуален, чем когда бы то ни было. Основы, заложенные две тысячи лет тому назад, получают в Учении дальнейшее раскрытие и углубление, разворачивая кольца всё той же единой спирали истинного познания. Учение едино от начала времён. Объединение сознаний происходит через понимание этого единства».

 

ГАЙ1972 г. 102. (М. А. Й.). «”Солнце прейдёт и Луна, но ни одна йота не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё” – этим пониманием происходящего на планете и идите через жизнь. И будет путь ваш прям и неуклонен. Люди бросаются от одной крайности к другой, от неверия и отрицания к утверждению, от незнания к знанию. Но мудростью заповедан срединный путь. Мудрость не знает этих аритмичных качаний. Цель определена Законом, который зиждется на непоколебимых Основах. И что бы ни происходило на Земле, судьбы человечества определены Космическими Законами на все времена его существования».

 

ГАЙ 1964 г. 628. (Дек. 20). «Непреложность и Подвижность Плана покоятся на Неподвижности и Неизменности Основ. При всех изменениях Основы остаются неизменными. Неизменны они и во времени. Определительные могут меняться, одни понятия заменяются другими, нарождаются языки, но основы остаются всё теми же. Для Сокровенного Знания Предпочитаем сензар, ибо не подлежит изменчивости обычных языков и богат понятиями, совершенно отсутствующими в современных языках. Тем легче, пользуясь им, оберечь и сохранить основы от искажения. Этим хорош язык символов, хотя трудно оберечься от злотолкования их. Много забот и труда требуется, чтобы охранять Сокровенное Знание для будущего. Дать его в невежественные руки – значит подвергнуть опасности уничтожения. Кто-то протестует против символики записей и древних легенд. Но если бы этого не было, их не только бы исказили, но и уничтожили совершенно. Ученье невежества очень воинственно и нетерпимо. Нужда вынуждает охранять Сокровенное всеми способами».

 

ГАЙ 1965 г. 493. (Гуру). «Следует обратить внимание на то, что Наши установки во времени не меняются. Потому их можно спокойно принять на вооружение сознания. Меняются взгляды людей, их мнение, отношение к жизни, научные теории, убеждения и всё, что составляет психический багаж человека, но положения жизни, выдвинутые Нами и насыщенные Учением Живой Этики, столь же прочны и надёжны и столь же неизменны в своих Основах, как и само Учение Жизни. Можно порадоваться этой устойчивости непреходящей. Основы непреходящего, которые люди найдут в наших книгах и творчестве нашем, в наших полотнах, и то, что оставили мы после себя, могут быть твёрдою опорою в жизни для тех, кто следовать хочет нашим путём. Ради них и для них жили мы, ради них и трудились и ради них оставили мы на Земле то, что создано было нашими руками».

 

ГАЙ 1953(1)134. (Март 12). «Ни прошлое, ни настоящее, ни будущее, но вечное есть Основа сущего. И формой Вечности в преходящем является Закон. Закон двойственных противоположностей в единой вещи, законы чисел, законы геометрических построений, законы Циклов, Кругов, Манвантар – все эти незримые принципы, не имеющие формы, и веса, и цвета, суть формы выражения вечного во временном. Они являют собою аспект вечной Жизни. Может погибнуть планета и исчезнуть без следа, но законы построения, роста и жизни кристаллов, точно математические и на законах стереометрии основанные, останутся жить в пространстве, чтобы снова где-то воплотиться в видимых формах кристаллов. И так во всём, ибо всё подлежит закону. Сказано: Бог есть любовь. Скажем: Бог есть Закон. Не о людских измышленных законах говорится, но о видимом проявлении материи в рамках закона везде, где есть материя. Из состояния Хаоса вливаясь в рамки закона, творение приобретает стройные законченные формы и из небытия переходит в бытие, из Хаоса в жизнь. «Только поняв законы меры, числа и геометрии, можно вступить в храм познания», – так Говорил Пифагор. Зная законы больших и малых Циклов, можно предвидеть формы уявления жизни планеты в аспекте течения истории жизни народов. И сущность процесса во всём одна и та же. Единое в нём – двойственное, порождающее третье и четвёртое начало, квадрат, круг, спираль восходящая и кольца её, уходящие в будущее и дающие ряд циклических аналогичных уявлений. Так материализм младенческий французских энциклопедистов сменяется волной романтизма и устремления к незримому и неведомому, чтобы, выродившись в туманный мистицизм, вернуться снова к материализму диалектическому, уже более глубокому и жизненному, чтобы, в конце концов, понять (уразуметь), что сияющие вершины материи Люциды и материи Матрикс уходят в высочайшие области духа. Так оборачивается спираль своими противоположными точками окружности и даёт во времени свой новый высший оборот. Явление от себя идёт к своей противоположности, порождая переходную третью точку и, породив её, даёт новую, этой последней противоположную, но родственную по существу, и, замкнув окружность и движимая импульсом эволюции, порождает во времени не замкнутый круг, но именно спираль эволюционного движения. И растения, и животные, и человек, и атомы подчинены закону спирального циклического движения. Так лишь в форме закона постигается Вселенная. Ибо Космос есть материя, выраженная в рамках закона. Закон – везде».

 

ГАЙ 1972 г. 337. (М. А. Й.). «Высочайшие слои светоносной материи и самые глубинные в основании не затрагиваются разновесием стихий и дисгармонией, порождённой человечеством в целом. Есть в Космосе сферы устойчивости непоколебимой. И везде царствует и действует Закон. И что бы ни происходило на Земле, и что бы ни порождалось человечеством, но «Солнце прейдёт и Луна, но ни одна йота не прейдёт из Закона, пока не исполнится всё». Эту нерушимость вечного во временном надо понять, чтобы непоколебимо устоять среди вихрей земных. И дух тоже вечен и нерушим, равно как и Основание Сущего. Камень Вечного Основания Истины остаётся нерушимым на все времена, как бы ни безумствовали люди».

 

Ниже приводятся Наставления, как познавать Учение Жизни.

 

ГАЙ 1968 г. 531. (Ноябрь 4). «Перечитывая Учение всё снова и снова, ощущает дух всё новые и новые глубины его. Это свидетельствует о том, что сознание расширяется. Исчерпать до дна мудрость Учения невозможно, ибо надо для этого дорасти до высоты сознания Дающего. В словах Спасителя находите ту же неисчерпаемую мудрость, она проникает все Великие Учения, данные раньше. Не может остановиться в углублении своего понимания огненно устремлённое сознание, ибо конца нет и Учение не даёт законченных формул. Лестница Света имеет начало, но не имеет конца. Этим сознанием и идите, и станет тот путь, на который вступил дух ваш, путём бесконечным. Не временны Мы, но беспредельны, и беспределен путь восхождения духа».

 

ГАЙ1971 г. 505. (М. А. Й.). «Всё даваемое и данное раньше следует перечитывать вновь, ибо многое не усвоено и не утверждено. Ведь записи даются и на настоящее, и на далёкое будущее, и повторение «укрепляет основу». Всё, что дано, невозможно усвоить в одной или даже нескольких жизнях, ибо давалось для всех».

 

ГАЙ 1964 г. 483. (Сент. 20). «Учение Живой Этики дано Владыками Мудрости. Чтобы понять его до конца, надо достичь ступени Владык. А до тех пор Учение можно читать много раз и, по мере расширения сознания, находить в нём всё новые и новые мысли. Если сознание успело насколько-то расшириться с момента последнего чтения данной книги Учения, в ней будет снова найдено нечто, как бы совершенно новое. Если сознание не продвинулось и осталось на прежней ступени, очередное чтение ничего не даст, и читать будет неинтересно. Поэтому при росте духа каждое новое чтение книг Учения будет давать всё новые и новые нахождения. И по их качеству можно судить о продвижении духа. Если при повторении, то есть следующем чтении, книга полна новизной, указанной выше, значит, сознание поднялось по витку спирали на следующий (уровень) или выше. Если кажется, что всё уже известно и нового ничего нет, сознание за этот промежуток не успело достаточно расшириться. Кроме того, спиральное чтение книг Учения, когда книги читаются одна за другой в последовательном порядке, более плодоносно, ибо тогда сознание следует ритму нарастания и углубления даваемого материала».

 

ГАЙ 1969 г. 112. (М. А. Й.). «Учение Жизни предназначено для всех. Поэтому нельзя ожидать, чтобы выдано было сокровенное. Многое дано завуалировано, но его надо уметь распознать. Да, существуют в сокрытых надежно книгохранилищах рукописи и книги, содержащие в себе Знание, не доступное массам. Крупицы его можно найти и в книгах библиотечных, но только крупицы. По некоторым параграфам книг Учения можно видеть, как осторожно касаются они того, что сокровенно. Могу в утешение сказать, что хотящий Знания получит его, если пройдёт испытания, дающие право на вход».

 

ГАЙ 1970 г. 009. (М. А. Й.). «Перечитывать записи очень полезно, ибо это помогает вспомнить то, что было забыто, или то, что не было приложено в жизни. Невозможно усвоить сразу всё, что даётся, ибо на это требуется время, необходимое для ассимиляции. Если проследить жизнь среднего человека, нетрудно увидеть, что за всю свою земную жизнь он изменяется сравнительно мало и что свои характерные особенности, крепко в него вросшие, он уносит с собою и дальше. И даже думающие, что они преобразили себя, часто остаются почти такими же, как и при воплощении. И только огненно устремлённые духи успешно освобождаются от многих из своих недостатков и несовершенств. Нужно неукротимое устремление, которое движет вперёд с такой быстротой, что всё тяжкое, плотное и неизжитое ранее не выдерживает скорости движения и начинает отпадать. Учитель Говорит: устремитесь, ибо силою устремления преодолевается всё».

 

ГАЙ 1964 г. 483. (Сент. 20). «Учение Живой Этики дано Владыками Мудрости. Чтобы понять его до конца, надо достичь ступени Владык. А до тех пор Учение можно читать много раз и, по мере расширения сознания, находить в нём всё новые и новые мысли. Если сознание успело насколько-то расшириться с момента последнего чтения данной книги Учения, в ней будет снова найдено нечто, как бы совершенно новое. Если сознание не продвинулось и осталось на прежней ступени, очередное чтение ничего не даст, и читать будет неинтересно. Поэтому при росте духа каждое новое чтение книг Учения будет давать всё новые и новые нахождения. И по их качеству можно судить о продвижении духа. Если при повторении, то есть следующем чтении, книга полна новизной, указанной выше, значит, сознание поднялось по витку спирали на следующий или выше. Если кажется, что всё уже известно и нового ничего нет, сознание за этот промежуток не успело достаточно расшириться. Кроме того, спиральное чтение книг Учения, когда книги читаются одна за другой в последовательном порядке, более плодоносно, ибо тогда сознание следует ритму нарастания и углубления даваемого материала».

 

ГАЙ 1966 г. 232. (Апр. 5). «Широта и размах Учения Жизни таковы, что могут удовлетворить каждое сознание, устремлённое к Свету. Не всё может быть выдано на печатных страницах. Сокровенное не выдаётся. Тайное знание передаётся из уст в уста. Кроме того, положения Учения представляют собою как бы намётку, или начало, которое можно развивать по направлениям, созвучным духу. Учение представляет собою аспект Беспредельности, а Беспредельность нельзя ограничить ничем. Узкая тропа жизни приводит к космическим путям. Многое сказано между строк, и чуткое сердце воспринимает свободно. Поэтому при наличии устремления Учение можно читать много раз, и каждый раз находить нечто новое. Сознание растёт, расширяется понимание, и то, что раньше оставалось незамеченным, уже не проходит мимо. Разные настроения, разные часы утра, вечера и дня дают разное освещение. И когда Учение читается десятилетиями, угол зрения меняется, освещая с другой стороны то, что казалось хорошо известным. Спиральное чтение, то есть чтение книг Учения в последовательном порядке, позволяет сознанию расширяться в законной последовательности и даёт много больше, чем чтение беспорядочное. Не возбраняется при таком чтении брать дополнительно ещё одну, наиболее звучащую в данный момент, книгу Учения и взять из неё то, что наиболее прочно и длительно закреплено в сознании и что останется с человеком, когда он освободится от тела. Утешение в том, что доступ в хранилища знания возможен и в Мире Надземном. Доступ к знанию открыт для хотящих его».

 

ГАЙ 1964 г. 2. (М.А.Й.). «Откуда мы черпаем свою уверенность в непреложности Огненного Будущего? Из знания Космических Законов. Не верим, но знаем. Это знание мы пронесли через жизнь, бережно оберегая его от попрания пятою неверов. Трудность в том, что, с одной стороны, надо оберечь сокровенное, с другой – поделиться доверенным сокровищем с другими. Сокровенное Знание, выданное неосмотрительно и недостойным, тяжким ярмом ложится на шею дающего. Значит, надо раздавать мудро. От предателей не застрахован никто, даже Высокие Духи. И это следует учесть. Но придут они, наследники Сокровенного Знания, им можно раздать, не оберегаясь, но соблюдая лишь постепенность и способность сознания вмещать. Условие остаётся неизменным – давать по сознанию.

 

Ниже представлен краткий рассказ из собственного опыта познавания Основ Учения Жизни.

Этот процесс начался где-то в 2003 году после похорон старшего брата, который скоропостижно скончался в достаточно молодом возрасте. Меня мучил вопрос: «Что такое смерть?» В Интернете на этот вопрос было множество ответов. Так произошло знакомство с «Тайной Доктриной» Блаватской, книгами Бэйли и других философских авторов, а также с Учением «Агни Йога» плюс «Грани Агни Йоги». Объяснения, данные в Учении, представились намного более убедительными, более доступными в понимании, чем это делалось в теософической литературе. На выбор этого направления среди других возможных ушло несколько месяцев, но после этого стало понятным, что познавание Основ Учения Жизни даёт ответ не только на поставленный вопрос, но и позволяет начать движение по собственному духовному совершенствованию по всем вопросам Сущего.

Изучение материалов Учения началась с чтения томов «Грани Агни Йоги» и сопровождалось:

– на 1-м этапе – копированием наиболее привлекательных мыслей. Так возникла самодельная, карманного масштаба, книжечка под названием: «Учение Жизни. Заветы и Указы», содержащая порядка 140 страниц.

– на 2-м этапе – копирование полных страниц доступного для понимания текста, которые откладывались в файлах под названием: basis_1,2,3,4,5. И таких страниц набралось около 400.

– на 3-м этапе – копирование страниц с наиболее важными, с моей точки зрения на тот момент, материалами для каждого тома. Таких папок набралось в объёме 15 штук.

– на 4-м этапе перешёл к чтению томов «Агни-Йога» с копированием наиболее захватывающего материала по каждому тому. Накопленный материал занял несколько больших папок и составляет тысячи страниц.

– на 5-м этапе перешёл к ещё одному прочтению всех имеющихся материалов по Основам Учения Жизни с созданием тематических файлов, которые дают ответы на вопросы, затрагиваемые многократно в Учении Жизни. Таких тематических файлов было создано порядка 35 единиц.

Следует отметить что каждый этап изучения занимал не менее двух-трёх лет, и его реальная продолжительность зависела от наличия свободного времени. Каждый следующий этап познавания становился более длительным, ибо то, что раньше не привлекало внимание, оказывалось значительным при повторном чтении. Это свидетельствовало о расширении сознания. Параллельно с изучением материалов Учения непрерывно делались попытки использовать накапливаемые знания в реальной жизни. Эти попытки с переменным успехом продолжаются и до сегодняшнего времени. В некоторых вопросах, безусловно, есть значительное продвижение, но в целом, как справедливо отмечено в Учении, чтобы перестроить духовную суть «ветхого» человека, обычно одной жизни не хватает, но начатое на Земле, легко может быть продолжено и у других сферах Бытия.

 

В заключение отметим следующие Наставления:

 

ГАЙ 1966 г. 011. (Янв. 5). (М. А. Й.). «Только применение на собственном опыте в жизни знаний, даваемых Учителем, даёт право на то, чтобы поделиться с другими, если это целесообразно. Чувствуете временами ценность получаемых знаний и невозможность раздать своё духовное богатство, ибо пусто вокруг. В подобном положении оказывались все Носители Света, как большие, так и малые. Так было всегда. Огорчаться слишком не будем, ибо существует пространство, которое видит, и слышит, и запечатлевает всё. Если бы знали, сколько невидимых духов ловят светлые мысли и почерпают от них. Слишком много места уделяли мы тёмному полюсу жизни. Помыслим теперь о Светлом. Созвучные духи мыслями Света живут и входят в контакт с созвучными им сознаниями воплощённых, когда сознания этих последних устремляются к ним. Зов снизу, ответ сверху. Можно сознательно привлекать к себе сотрудников светлых из Тонкого Мира, если подняться устремлением мыслей до них. Не могут спускаться они в условия плотного мира, ибо физического тела не имеют, но мыслью бесплотной до них, не имеющих плоти, можно подняться. Мысль материальна, тонкие тела материальны, материя везде, но в различных степенях уплотнения. Разницу между плотью, то есть плотной материей физического тела, и материей тонкого надо понять, а также и то, что виды незримой, светящейся материи существуют не менее реально, чем плотной».

 

Знаки Агни Йоги, 153. «Каждый, осознавший Основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону, он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни, лишь в стремлении восставшего духа. Для поворота эволюции нужно перестроить всю жизнь. Недоступно это тому, кто не готов в духе принести земле. Но, между тем, этот дар имеет значение для окончания земного пути. Из наиболее древних заветов Веданты Мы знаем этот освобождающий принцип. Но перед обновлением эволюции Наша обязанность твердить об этом двигателе».

 

Об этом же говорят и слова, по праву приписываемые Н. Рериху [1]: «Каждый, познавший Основы Сокровенного Учения Жизни, должен передать своё знание кому-то, кто сможет понести его дальше. Это закон жизни. Это закон Архатов. Это закон учеников, и больших, и малых. Следуя ему, надо позаботиться о будущем. Что знало бы человечество, если бы эти Основы не были передаваемы людям из века в век. Истинно, погрязли бы они безнадёжно во тьме отрицаний, зла и невежества. Каждый должен передать полученное знание дальше».

 

Вышеизложенное объясняет причину подготовки настоящей и других статей, связанных с Учением Жизни, и базирующихся на созданных ранее тематических файлах.

 

Литература:

1. Грани Агни Йоги, http://google-ya.narod.ru/book1/agni5.html

 

Подготовил:

Александр Файнлейб.

Израиль, июль 2022 г.

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020