Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Валентина Дудко

 

Психическая энергия

Опубликовано: газета «Свет», США, 1945 г.

 

Валентина Дудко

 

Каждый человек гораздо сильнее, гораздо находчивее и производительнее, чем он себя считает. В большинстве случаем человек считает не тем, чем он является на самом деле. Люди недооценивают свои силы, не по скромности, а по неведению. В глубине нашего сознания скрыты творческие возможности, о которых мы часто не подозреваем. Человек знает о внешнем мире гораздо больше, чем о своём внутреннем мире. То, что нас окружает, мы легко познаём через чувственные восприятия; то, что внутри нас, требует гораздо более тонких восприятий.

Для опознания тонких энергий требуется тонкая познавательная сила. В каждом из нас есть эта чудесная сила, но мало кто употребляет её сознательно.

Все гипнотизёры, целители, магнитезёры употребляют эту силу иногда сознательно, иногда бессознательно. Великие пророки и святые пользуются этой силой вполне сознательно и творят истинные чудеса.

В официальной науке одним из первых обратил внимание на эту силу француз Эмиль Куэ[1]; его лечение самовнушением не что иное как осознание в себе скрытой силы, которая, если ей дать волю, может излечить организм от заболевания. Куэ, как известно, излечил тысячи людей силой мысли. Он настойчиво внушал своим пациентам, что в них находится чудесная сила, которая должна быть приведена в действие. Силу эту Куэ определил как подсознательность.

Многие религиозные философы называют эту силу Божественным Сознанием. Такое определение, пожалуй, очень удачно, ибо наша внутренняя сила сознательно и благоговейно направленная, неизменно связывает сознание с Космическим Сознанием, с Божественным Разумом, с тем, что мы называем Богом.

Интересны записи скромного французского монаха брата Лоренс. Этот монах постригся в Париже (в 1666 году). Он был в глубоком смятении и меланхолии и был уверен, что «нет ему спасения». Однако он боролся со своим унынием, старался логически мыслить. Он рассуждал: «я постригся в монахи только из любви к Богу. Буду ли я спасён или нет, я знаю, что отдаю себя на Волю Божию, и делаю всё только Его Именем».

Повторяя эту мысль неоднократно, Лоренс пробудил в себе свою высшую силу, которая сделалась чудесным звеном между его маленьким разумом и Космической Мудростью. Отныне он воспрянул духом и весь его страх и уныние оставили его. Если ему случалось сделать что-нибудь доброе, он обращался к Богу: «Ты благословил меня на добро, без Тебя я не смог бы это сделать!» Если же ему приходилось делать ошибки, он тоже обращался к Богу: «Я никогда не смогу исправиться, если Ты оставишь меня. Ты и только Ты сможешь залечить мои духовные раны и только Ты сможешь уберечь меня от ошибок». И опять мир входил в его душу, и он больше не беспокоился о содеянном, отдавая всё на волю Бога.

Восточная философия и Учение Живой Этики определяют нашу скрытую силу как психическую энергию.

«Неисчислимы индивидуальные выражения психической энергии. Сама энергия всё та же, основной закон её незыблем, но в то же время нет двух существ с одинаковым выражением её»[2].

Это замечательнее определение скрытой нашей силы подчёркивает, что сила эта сама по себе безлична. Можно сделать психическую энергию орудием к созидательному творчеству и самоусовершенствованию или разрушительной силой, в зависимости от носителя этой энергии, от его воли. Ведь начиная с Люцифера и кончая любым из его прототипов, – все эти «злые творцы» обладали большим количеством психической энергии, но употребляли её во зло и разрушение.

«Куда можно направить энергию, если воля и мысль устремлены ко злу? Естественно, мощь потечёт по мрачному каналу. Кто хочет низшее, тот его и получит!»[3]

От нас зависит повысить или понизить качество своей психической энергии, от нас зависит вообще ничего о ней не знать и жить бледно, инертно, без малейших усилий духа.

Легче всего понять психическую энергию как стремление к духовности. Человек, сознательно устремлённый к высшим идеалам, очень повышает качество своей психической энергии.

Все мы чувствуем наличие скрытой психической силы в окружающих нас людях и даже предметах.

Сами предметы, конечно, не имеют значения, но многие из них действуют на нас в зависимости от качества наслоений, накопленных на них. Отсюда – чудотворные иконы, точно как и «несчастные» вещи.

Часто очень умные и вежливые люди нагоняют на нас тоску и уныние, несмотря на весь их лоск и складные речи. И всем нам известны люди, которые нисколько не стараются нас занимать и развлекать, но в обществе которых нам легко и радостно. И ещё очень характерная особенность психической энергии: эта скрытая сила безошибочно определяет удельный вес сказанного и писанного. Часто два человека говорят совершенно то же самое. И мы вдруг чувствуем, что слова одного нас укололи, оскорбили, а слова другого не только не причинили боли, но даже ободрили нас! Очевидно, важны не слова, а побуждения, не внешний вид сказанного, а внутреннее отношение к нам. То же с написанным. Один автор трогает нас, зажигает, заставляет думать; другой даже более талантливо выражает свои мысли, но оставляет нас безучастными. Психическая энергия оставляет свой отпечаток – это то, что написано «между строк» и что каждый чуткий человек безошибочно угадывает.

Нет рамок и правил для развития психической энергии. Каждый человек знает свои особенности и каждый должен избрать себе свой идеал и стремиться к нему.

Но всем нам полезно помнить простую профилактику духа. Следить за мыслями и за словами. Если в душу входят раздражение и злоба, очень полезно вспомнить, что «это не я». Я – от Бога, а Бог ясен, невозмутим, покоен. Если вползёт в мысли страх, опять полезно вспомнить, что это недостойно нашей божественной природы, что истинное наше я не знает ни страха, ни сомнений. Если похоть и страсть к услаждениям обуревают душу, то тоже помогает мысль о том, что наше божественное сознание, наша психическая энергия может достойно проявиться только через чистоту.

Наша мысль склонна порхать с предмета на предмет, поэтому нужно напрягать всё внимание на качество мысли.

Точно так же нужно выбирать свои слова.

Слова – это резюме наших внутренних усилий, наших мыслей и чувств. К слову нужно относиться бережно. Наша народная мудрость хлёстко отметила: «слово не воробей – вылетит, не поймаешь» и – «у кого что болит, тот о том и говорит».

Высочайшее достижение, когда человек может вполне обуздать свой язык. Отличный способ к этому: научиться говорить приятное, доброе и ласковое, пользуясь каждым удобным случаем. Это не так просто, ибо часто на пути «приятного обхождения» человек впадает в досаднейшую слащавость, ханжество или любезную светскость.

Поэтому, прежде всего, нужно блюсти суровую простоту и чистоту речи. Но совершенно необходимо научиться говорить хорошо о людях и говорить положительное, радостное людям в глаза. Для того, чтобы хорошо отзываться об отсутствующих, требуется своего рода щедрость: так же, как мы должны давать деньгами, мы должны давать словами: не скупясь, не урезывая, не боясь повредить себе.

Замечательно, что часто наша психическая энергия пробуждается от доброго слова: если даже слово не было нами прочувствовано, когда мы его сказали, то оно почувствуется после, оно создаст известный образ и поведёт сердце к этому образу.

Тем более хороши слова, идущие «от души». Они вдохновляют на прекрасное и того, кто говорит, и того, кому говорится. Доброе слово – не лесть, не любезность, не условная вежливость. Доброе слово чувствуется по тому впечатлению, которое оно оставляет: если человек ободрится, обрадуется, почувствует себя сильнее, значит, слово было истинно добрым.

Как часто человек может на всю жизнь окрылить и вдохновить вовремя сказанным добрым словом!

И сколько есть погибших талантов, сколько унылых людей, потому что кто-то когда-то парализовал их попытки жестоким, насмешливым или просто легкомысленным словом.

Самые страшные враги психической энергии – это раздражение, страх, зависть, сомнение, вообще все сильные отрицательные эмоции.

Раздражение и гнев, прежде всего, разрушают самого гневающегося. Те, кто позволят себе поддаться раздражению, запирают себя в заколдованный круг: всё им кажется неправильным, неприятным, ужасным. Все во всём виноваты, лишь они одни, разгневанные, правы. Раздражение подтачивает жизненные силы: чем больше раздражение, тем меньше сил и энергии. Человек слабеет и становится в тягость себе и другим.

Есть раздражение, которое не переходит в явный гнев и притаивается в мозгу и в душе. Оно ещё хуже. Такое раздражение делает человека беспощадным критиком и ненавистником. Он требует от всех совершенства и не делает ни малейшего усилия для собственного самоулучшения. Человек становится циником и самым несчастным, одиноким и «непонятым» существом.

Страх не менее вреден для психической энергии. Он парализует волю и делает человека беспомощным. Цивилизованный человек боится всего: бедности, болезни, общественного мнения. Чем больше он боится, тем ближе он к опасности. Страх подтачивает физические и нравственные силы.

Если с гневом нужно бороться сильным усилием воли: подавить его, не поддаваться ему, не сделаться его послушным орудием, – то со страхом требуется обратная тактика: не нужно его подавлять, а нужно спокойно (и даже с некоторым любопытством!) заглянуть в него, исследовать его природу. И чаще всего оказывается, что бояться-то нечего. Нужно только начать делать именно то, чего мы больше всего боимся, и страх пройдёт. Зависть и сомнение – тоже опасные спутники.

Чтобы бороться удачно с завистью, очень полезно чаще останавливаться на том хорошем, что есть в нас и у нас. Т.е. не тащить свою желчь, сравнивая себя с более счастливыми, а сравнить себя с несчастными.

Сомнение настолько же ужасно, насколько здоровая пытливость прекрасна. Сказано: сомневающийся в чём-нибудь одном, сомневается во всём.

Мысль и психическая энергия чудесные и самые реальные наши друзья, если мы согласимся с ними дружить. «Человек представляет из себя то, что он думает». Будем думать радостно, чисто, мирно: изгоним мысли о слабости, мысли нездоровые и непродуктивные. И мы приведём в действие нашу скрытую силу.

«Стремление к высшим достижениям окрыляет дух и нагнетает запас психической энергии. Ведь огнеподобие психической энергии нуждается в явленном применении, поэтому огненное устремление является таким мощным нагнетением психической энергии»[4].

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

Комментарии:

[1] Эмиль Куэ (фр. Ėmile Coué, 1856–1926) – французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении.

[2] Живая Этика, Аум, 598.

[3] Живая Этика, Аум, 374.

[4] Живая Этика, Мир Огненный, ч. III, § 411.

 

 


№91 дата публикации: 01.09.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020