Грани Эпохи

этико-философский журнал №89 / Весна 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Венец Света

Учение Живой Этики о труде

Опубликовано в другой редакции: Перед Восходом: Издание Сибирского Рериховского Общества. – Новосибирск. 1997, № 7. – С. 6–8.

 

Н. К. Рерих. Сотрудники (Святой Сергий). 1940

 

Спросят: «Когда же приготовиться к работе?»

Скажите: «Не теряя часа». (…)

«Как же работать в это время?»

Скажите: «Умножив качество труда» [1].

Озарение

 

Размышляя об общине, мы неизбежно приходим к понятию труда. Труд – основа жизни, без него не может существовать ни отдельный человек, ни сообщество людей. Много внимания уделяется в Учении этому великому принципу.

Труд – и физический, и умственный, и духовный труд в работе над собой – главное условие достижения успеха на пути совершенствования.

По мысли Н. К. Рериха, люди делятся на разрушителей (служителей тьмы) и созидателей – тружеников, творцов, сотрудников Светлых Сил. И Учение Живой Этики обращено к «трудящимся» – так сказано в книге «Община».

Учение утверждает: «Каждый труженик есть благодетель человечества» [2].

Жизнь в общине предполагает постоянный труд. Этот созидательный труд на Общее Благо имеет свои особенности: это труд добровольный, сознательный, радостный, ритмичный, напряжённый и бескорыстный. Именно такой труд накапливает психическую энергию, усиливает творчество и приносит человеку подъём духа и радость бытия.

«Только Наши люди поймут, как жизнь соединяется с трудом, получая от него силы преуспеяния» [3]. Все великие Подвижники – это, прежде всего, великие труженики.

«Истинно, век чёрный кончится возглашением Общины! Сергий рубил её топором, Бёме колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил» [4].

Преподобный Сергий Радонежский для духовного продвижения применял только труд и молитву.

Вот что говорится о труде в книге «Мир Огненный». «Труд может быть четырёх родов – труд с отвращением, который ведёт к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд преданный и любовный, который даёт жатву благую и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии» [5].

Особое внимание обращено в Учении на качество труда: «Каждый труд может быть улучшаем» [6]. Вспомним завет Святослава Николаевича Рериха: «Каждый день будет делать своё дело немного лучше, чем вчера».

«Каждая работа имеет творческую область. (…) Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда» [7]. «Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг» [8].

Молитвенный труд, труд как приношение Высшему – имеет совершенно особое значение. «Невежество может полагать, что непрерывное общение с Иерархией может отвлекать от устремления к самому труду… Только Источник вечный углубляет значение совершенствования. Нужно установить эту пламенную меру труда. Само приближение к Миру Огненному требует познания труда земного как ступени ближайшей. Мало кто из трудящихся может распознать свойство своего труда, но если бы труженик устремился к Иерархии, он немедленно подвинулся бы к ступени высшей. Умение поселить в сердце своём священную Иерархию есть тоже умное делание, но такое делание приходит через труд. Не тратя времени лишь для себя, можно среди труда приобщиться к Иерархии. Пусть Владыка живёт в сердце. Пусть он станет неотъемлемым, как само сердце. Пусть дыхание вдыхает и выдыхает Имя Владыки. Пусть каждый ритм работы звучит Именем Владыки» [9].

«…Постоянное общение с Иерархией даёт высшее качество труду» [10].

Учение указывает, что «лучший отдых есть перемена труда».

«Гармония труда настолько нужна, что в Братстве на это обращают особое внимание. (…) Утверждаю, что мудрая смена занятий повысит качество труда. Братство учит заботливому отношению к труду» [11].

Община – это школа коллективного труда. Совместный труд имеет очень большое значение.

«Учитель рад, когда коллективный труд возможен. Отрицание коллективного труда есть невежество. (…) Пока личность страшится собирательного труда, она ещё не индивидуальна, она ещё пребывает в удушении самости. Лишь истинное распознавание нерушимости свободы может дать приобщение к коллективу. Только таким истинным путём взаимоуважения придём к согласному труду, иначе говоря, придём к действенному добру. В этом добре зажигается огонь сердца, потому так радостно каждое проявление труда согласного. Такой труд уже необычайно усиливает психическую энергию. Пусть он заключается лишь в краткой совместной работе, хотя бы кратко вначале, только бы в полном согласии и в желании преуспеяния. Сначала от несогласованности явление утомления неизбежно, но затем комплекс силы коллективной удесятерит энергию. Так в малых ячейках можно протолкнуть прототип мирового преуспеяния» [12].

«Нужно испытывать способность к сотрудничеству, начиная с самых обиходных работ. Ошибочно полагать, что сотрудничество состоится при великих делах, если оно не состоялось даже на обиходных. (…)

Невозможно даже мыслить о Братстве, если человек не рад принять участие в общем труде» [13].

«Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. (…) Ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. Прост закон, но сколько искажений вокруг него! Явление человеческой близости духа обусловлено многими причинами, как духовными, так и кармическими, но под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении… (…) Так на пути к Миру Огненному общинники должны понять, что можно продвигаться законом общего труда – другого мерила нет!» [14].

«Труд – венец Света» [15].

 

Взирай на дело, не на плод,

Твори, не требуя награды;

Пусть трудовой прольётся пот

Для роста огненного сада.

Любовь к работе – стимул твой;

И предначертанный Судьбой

Священный долг – твоя отрада [16].

 

 

29 июня 1997 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Листы Сада М. Озарение. Введение.

2. Агни Йога, 322.

3. Там же, 347.

4. Листы Сада М. Озарение. 3–VI–4.

5. Мир Огненный II, 118.

6. Аум, 510.

7. Там же, 301.

8. Надземное, 174.

9. Мир Огненный II, 118.

10. Там же.

11. Братство, 591.

12. Мир Огненный I, 288.

13. Братство, 108.

14. Мир Огненный III, 35.

15. Община, 117.

16. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. – Новосибирск, 2010.

 

 


№63 дата публикации: 01.09.2015

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020