Грани Эпохи

этико-философский журнал №88 / Зима 2021-2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов,

член Союза журналистов Москвы,

бакалавр астрологии

 

«Время собирать камни»

Судьба наследства семьи Н. К. Рериха глазами неравнодушного человека

 

Писать на эту тему нелегко, но необходимо. Болезненная тема погибающего наследства семьи Н. К. Рериха в СССР, а затем и в России, затронула тысячи соотечественников. Затронула ментально, морально, эмоционально. Вызвала ощущение растерянности, недоумения, недоверия, противостояния и ожесточения, оставила ощущение горечи. Автора этих строк затронула в особенности, поскольку в начале 2000-х годов неожиданно сблизился с судьбой и творчеством семьи Н. К. Рериха. Произошло это после, казалось бы, случайного (но случайного ли?) знакомства с книгой Павла Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Не просто прочитав, а основательно поработав над книгой, понял, какой грандиозной личностью мирового масштаба явился ранее для автора малоизвестный художник Николай Рерих, через какие судьбоносные испытания пришлось пройти его семье.

 

 

Часть первая. Начало

В 2011 году, после знакомства с удивительной книгой Павла Беликова, многое изменилось и жизни автора этих строк. Тот год оказался рубежным, определил дальнейшее направление моей судьбы. Хаотичные, непонятные, таинственные события вокруг имени Н. К. Рериха воспринимались с непреходящей тревогой. Несмотря на то, что воспринимал происходящее глазами рядового человека. Во взаимных обвинениях противоборствующих сторон было непонятно, кто прав, а кто виноват. Однако владея знаниями космической биологии (астрологии), имел возможность посмотреть на происходящее с профессиональной точки зрения. И не мог не задать себе вопрос: «Почему так произошло?»

В наши дни, не вдаваясь в массу противоречивых подробностей, пришло время разобраться в происходящем, подвести некий итог. Дать, памятуя о главенстве истины, честный ответ, причём ответить не только себе, но и участникам событий. Тем, кто и сегодня находится по разные стороны баррикад. Имею в виду Минкульт России и МЦР.

Работая над содержанием символических микрокосмов рождения членов семьи Н. К. Рериха, отметил, что наследству на Родине предстоит пройти через «ЛИШЕНИЯ и СТРАДАНИЯ». Иного не дано. И хотя причин тому можно найти немало, коренная причина проста и понятна. Особенно тому, кто однажды вставал перед необходимостью принимать наследство, переживать болезненные отношения с родственниками. МЦР и Минкульт родственниками не являлись, однако благодаря разворачивающимся событиям заявили своё категорическое право на уникальное наследство.

 

Где родился, там и пригодился

Из переписки Николая Рериха и Елены Рерих следует настойчивое стремление переехать на Родину, в СССР. Сегодня это кажется странным, эмоциональным, непродуманным решением. Об этом, например, читаем и в газете «Сов.секретно» (статья «Рерихи. Трудный путь домой»): «В 1938 году Рерих писал в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины. Нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, получив в конце 1938 года от Николая Рериха, которого он знал лично, очередное письмо, обратился за указаниями напрямую к Сталину. Генсек был категоричен. На письме наркома «о разрешении приезда Рериху со всей семьёй» и приёме в дар его картин Сталин написал: «Не отвечать(14.05.2013 г.)

В наши дни решение Сталина представляется мудрым, правильным. СССР в конце 30-х годов жил в состоянии тотальной подозрительности и недоверия, страну захватила вакханалия доносов и чисток. Погибнуть «за зря» ничего не стоило. Страшно представить, если бы семья Н. К. Рериха получила разрешение на переезд в СССР, попала в круговорот хаоса общественно-политической жизни, своими глазами увидела происходящее. Для них это была бы трагедия. Итак, Сталин не отказал, но и не разрешил. Видя происходящее в стране, во многом сам являясь причиной происходящего, не захотел «связывать» своё имя с именем человека известного всему миру, брать на себя тяжёлую ответственность.

В 1945 году Н. К. Рерих писал в правительство повторное прошение на переезд. И опять безрезультатно. И, слава Богу. Видимо, там, на самом «верху» помогли спасти Рерихов, продолжить великую миссию.

В 1948 году Н. К. Рерих уходит из жизни. В 1955 году заканчивает земное существование Е. И. Рерих, предварительно разделив огромное наследство между сыновьями Юрием и Святославом.

В 1955 году во время визита Хрущёва и Булганина в Индию, Юрий Рерих встречается с лидером СССР, выражает желание вернуться на Родину. И получает от идеолога «оттепели» согласие. Понятно, что приехать в СССР следовало не с пустыми руками, а со своей частью наследства. А далее…

 

 

Часть вторая. Наследство Юрия Рериха в Москве

Читаем: «В августе 1957 года старший сын Рерихов – 55-летний Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) – переехал на постоянное место жительство из Индии в Москву. Он привёз половину наследства своих родителей – около 500 картин Николая Рериха, литературные архивы матери и отца, а также собственную коллекцию буддийских древностей (танки, статуэтки, манускрипты и т.д.), собственные литературные материалы по буддизму и тибетологии и около 5000 томов книг».

Итак, 1957 год. Первая часть наследства семьи Рерихов оказалась в Москве. Как же отнеслось к бесценному, но, прямо скажем, обременительному дару государство? К подаренному по завещанию «народному достоянию»? На Руси на этот счёт имеется множество выражений, каковых вряд ли встретишь в иных странах. А именно: «спустя рукава», «кое-как», «так себе», «ни шатко, ни валко». Без особой радости. Подарили и подарили. Поскольку духовное сокровище требовалось осмыслить, понять, наконец, что оказалось в руках государства, какова цена «подарку». Более того, решить вопросы по размещению и сохранению наследства, управлению наследством. А это проблемы! И немалые. Проблемы, которых по лени, некомпетентности или трудности осуществления высокие чиновники испокон веков побаивались, а потому отправляли «в долгий ящик».

Учёного Юрия Рериха действительно встретили достойно, дали хорошую трёхкомнатную квартиру, машину, дачу, работу по редкой специальности. Спасибо за это Н. С. Хрущёву. Но что делать с обширным наследством, которое привёз выдающийся учёный? Его разделили на две части: самую лучшую Ю. Н. оставил себе, разместил на квартире проживания. Среди прочего, 187 картин. Вторую часть 432 картины, Ю. Н. передал в Государственный музей под обещание чиновников Минкульта создать для картин музей Н. К. Рериха, где бы отдельно хранились подаренные картины. Обещание осталось на бумаге. О нём быстро забыли. Картины раздали по учреждениям, поместили в запасники. Словом, «народное достояние» к народу дорогу не нашло. Стоит ли удивляться, если это в чиновничьей традиции? Пообещали и забыли. Согласно философии общежития при социализме: «Народное значит, всеобщее, значит ничьё».

Первую часть наследства постигла трагическая судьба. После смерти Ю. Н. часть наследства, что находилась в квартире, стала присваиваться людьми, не имеющими к наследству отношения. Более того, дариться, продаваться, разворовываться. При полном попустительстве органов власти. И не удивительно, что вскоре приняло криминальный характер. Квартира оказалась местом преступления, где совершились два убийства (2004-2008 г). Тех самых, алчных посторонних людей.

1974 год. Между тем, С. Н. отправляет письмо министру культуры Петру Демичеву с требованием спасти наследство брата от разграбления, поставить уцелевшее под строгий контроль, в том числе, и контроль силами общественников. Никаких мер принято не было. Кто в этом виноват? Виновато государство, равнодушие безответственных чиновников, тех, кто не принял мер по наведению порядка. Святослав Рерих услышан не был. Итак, первая часть наследства практически погибла. Погибла самым позорным образом при участии, вернее, при полном безучастии государства. И это, подчеркну, в спокойные, благополучные годы существования СССР, когда не было привходящих непредвиденных обстоятельств.

Наконец, дошла очередь дарения наследства Святослава Рериха. Какое решение мог принять в сложившейся ситуации даритель? Видя и лично пережив то, что произошло с наследством старшего брата? Ответ очевиден: дарение наследства безответственному государству исключается. Передавать наследство следует в руки полной здорового энтузиазма, внимательной, неравнодушной, заинтересованной общественности.

 

 

Часть третья. Наследство Святослава Рериха в Москве

Увы, и это не менее болезненная страница в решении вопроса «наследство должно принадлежать народу». Страница, которая не окончена и пишется и в наши дни. Страница, запутанная юридически и практически. Запутанная массой противоречивых мнений и поступков, где каждая из сторон считает себя «правой». Но что при этом руководит поступками? Большой вопрос. При том, что наш суд, как известно, «самый справедливый в мире». Решает якобы, «не по букве, а по духу» закона. На этот счёт народная мудрость дала свою оценку: «Закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».

1978 год. Начало написания печальной страницы. В тот год, благополучно угробив часть наследства Юрия Рериха, Минкульт СССР занялся прямыми обязанностями. Высшее учреждение культуры государства обратилось к Святославу Рериху с просьбой дать разрешение на показ в СССР части наследства, разрешить с выставками картин объехать музеи страны. Коль наследие должно «принадлежать народу». Хорошая, здравая идея, от которой С. Н. вряд ли мог отказаться. Возможно, согласился, но с тревогой, хотя и с воодушевлением. Так 288 картин, принадлежащих Святославу Рериху, «проехались» по городам СССР: Одесса, Львов, Таллинн и др. Что же дальше? А дальше картины нашли приют в Москве, в Государственном музее Востока, оказавшись в запасниках музея. Причём считается, что после «турне по городам и весям», 6 картин бесследно исчезли. Были в деле хранения картин и другие неприятные метаморфозы. Всего не перечесть. Удивляться не приходится, зная, что в разные годы вскрылись скандальные хищения и в других музеях. В частности, в Эрмитаже. Согласно традиционно русского: «Воруют господа, воруют…»

 

Московский журналист (слева) в гостях у Влади́мира Андре́евича Ро́сова, российского историка-востоковеда, кандидата философских наук, доктора исторических наук, заведующего отделом наследия Рерихов Музея Востока

 

В горячие годы перестройки

Начинается время правления Михаила Горбачёва, и на встрече с идеологом «перестройки, свободы и гласности», Святослав Рерих обращается к Генеральному секретарю ЦК КПСС принять свою часть наследства. Но передаёт наследство не государству, а общественному Музею, независимому от произвола государственных чиновников. Объявляет о создании Советского фонда Рерихов. Ожидаемое и единственно разумное решение правообладателя, поскольку у наследства должен быть конкретный и рачительный хозяин. Генеральный секретарь ЦК КПСС соглашается.

1989 год. В газете «Советская культура» выходит тревожная статья Святослава Рериха «Медлить нельзя!», которая чётко, во избежание кривотолков, определяется воля наследника и дарителя:

  • Создать «автономный» музей, неподчинённый Минкульту и Государственному музею Востока.
  • Найти место для размещения наследства (впоследствии выбранную им «Усадьбу Лопухиных»). Власти с дарителем соглашаются.

19 марта 1990 года С. Н. высказывает волю, ставшую завещанием: из Государственного музея Востока изъять, ранее переданные туда 288 картин и отправить в ведение Советского фонда Рерихов. Увы, воля-завещание дарителя оказалась «гласом вопиющего в пустыне». Услышана не была. Однако на то была наисерьёзнейшая причина, обусловленная форс-мажорными обстоятельствами. Не до картин было чиновникам, не до наследства Рерихов, когда рушились устои самого государства, основа жизни народа, разваливался «великий и могучий» Советский Союз. Скажете, «перст судьбы»? Совпадение трагических обстоятельств? Именно так. И тут виноватых искать не следует. Измученного трагическими событиями в СССР, Святослава Рериха хватило на принятие ещё одного усилия.

В 1992 году С. Н. пишет письмо мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой передать Усадьбу Лопухиных на баланс или в длительную аренду образованному им МЦР. Просьбу, увы, оставили без внимания. После чего С. Н. напишет письмо президенту Борису Ельцину с повторной просьбой официально передать коллекцию картин Рерихов из Музея Востока в МЦР. И тут осечка. Услышан не был. Можно ли представить тогдашнее психо-эмоциональное состояние затравленного чиновниками С. Н.? Это была личная трагедия, определённая эзотерикой как «лишения и страдания».

В 1993 году Святослава Рериха не стало. Последнего и самого заинтересованного дарителя наследства. Как писал известный поэт: «Они ушли и всё разрешено…» Наступило непредсказуемое, хаотичное правление президента Ельцина. Под популярным слоганом: «Берите столько, сколько можете унести». И брали, и уносили. То, что «принадлежало народу», то есть никому. И частные лица, и государственные чиновники действовали в атмосфере правового беспредела. В том числе, и в культуре. Что уж говорить о наследстве Рерихов, цены которому по-настоящему тогда не представляли и представить не могли? Но хорошо понимали, как в законодательстве найти для себя выгодную лазейку. И такую лазейку чиновники нашли. Оказывается, наследство передавалось в Советский фонд Рерихов, а ведь… ничего советского не осталось. Значит, юридически документ не безупречен. По букве закона. А по «духу»?

Что же остаётся? Оставить, согласно воле Святослава Рериха, подаренное наследство в общественных «руках» МЦР? А с какой стати? Если наследство предназначено народу… в лице государства. Примерно таковыми были рассуждения чиновников. И эта логика сработала. С этого момента между Минкультом и МЦР началась битва на наследство. Одни нападали, другие защищались. Нападало государство, МЦР вставал на защиту.

 

 

Часть четвёртая. Битва за наследство

Представьте себе, что многомиллионное наследство (в валюте США) «сваливается с неба» и приземляется на просторах Отечества. Накануне развала и прекращения существования СССР. Наследство не только немыслимой материальной ценности, но и ещё более немыслимой духовной ценности, о которой чиновники едва ли догадываются, а если и догадываются, то немногие. Наследство попало в страну, в которой пустые магазинные полки, работы нет, перспектив на будущее нет, в народе царит «разброд и шатание». Наследство попало в страну, общественно-политическая и экономическая система которой находилась в агонии. До картин ли тут? Пусть и стоящих многие миллионы долларов? Хотя… вскоре задумались и об этом.

Н. К. Рерих завещал передать наследство русскому народу, на благо которого, по большому счёту, жил и работал. Но народ – понятие абстрактное, неопределённое. Население. Что же остаётся? Вариант один: передать наследство власти, которая представляет народ. Надеясь, что власть разумно и рачительно распорядится подаренным сокровищем. Но этого не случилось. Власти СССР в то время предстояло делить не духовное (дух идеологии социализма вышел вон), а ощутимое материальное наследство: заводы, фабрики, земли, рудники и т.д. Наследство народа, реальное и жизненно необходимое. Это и занимало умы политиков и высшего чиновничества. В те окаянные годы плелись интриги, старались, кто мог, «урвать кусок пожирнее». В политику пришли новые люди, новые чиновники, с новым «мышлением», с новыми амбициями, с непомерными аппетитами, с новым отношением к «частнику».

2013 год. Министр культуры России Владимир Мединский (зам. Владимир Аристархов) «по горячим следам» пишут президенту В. В. Путину «возмущённое» письмо о том, что следовало бы забрать в пользу государства из «частных рук» МЦР наследство семьи Н. К. Рериха. Основание? Оно простое: картины должны принадлежать народу, а значит, государству. И получают резолюцию президента: «Прошу обеспечить интересы государства». С той самой резолюциидля действий Миккульта открылся зелёный свет, по существу, была получена грамота на вседозволенность.. Между тем, читаем: «МВД обнаружило в работе первого замглавы Минкультуры Владимира Аристархова и его брата Андрея, возглавлявшего «Реставрационные компании», признаки злоупотребления должностными полномочиями и их превышения».

Началась непримиримая война за обладание наследством. Для того, чтобы «изъять» наследство из МЦР и передать в пользу «государства», было сделано мыслимое и немыслимое. В средствах не стеснялись. Всё просто. Сильный – всегда прав, а наш суд – самый справедливый в мире.

 

Тот самый 2017 год

2017 год стал годом «экспроприации» наследства в МЦР. Рубежный год. В октябре того же года в усадьбе Лопухиных, в здании «захваченного» МЦР, состоялась выставка картин Рерихов, названная «Свет с Востока», а заодно историческая конференция нового хозяина «Усадьбы Лопухина», Государственного музея Востока.

 

За столом слева направо: Л. М. Гиндилис, А. П. Лосюков,
Т. К. Мкртычев, Д. Н. Попов, С. Ю. Ключников, Н. А. Тоотс

 

Автор присутствовал на конференции, возлагал большие надежды на изменение положения к лучшему, ещё не зная всей печальной предыстории дарения. После чего сделал и опубликовал фоторепортаж, который назвал «Ваза Прошлого и ваза Будущего» (журнал «Грани эпохи», №71 от 17.10.2017).

Увы, прозрение пришло значительно позднее. И сегодня понимаю, что 2017 год для одних явился годом надежды и подъёма, для других – чёрным днём траура по утраченному наследству, попранию воли Святослава Рериха.

 

«Есть о чём подумать…»

Бывший Президент МЦР, ныне Президент НРК А. П. Лосюков
и директор Музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге А. А. Бондаренко.
Фото автора

 

В 2017 году у автора теплилась надежда на лучшее будущее наследства, поскольку восприятие деятельности МЦР многими оценивалось как негативное. Но уже тогда, находясь на конференции, взял слово, и сказал от лица астролога, что новый директор Музея Рериха Тигран Мкртычев, согласно одного из символов микрокосма рождения, являет картину «Бизнесмен, сидящий за столом». Присутствующие улыбались, видимо, не понимая смысла сказанного. Не совсем понимал смысл и сам автор. Но не зря говорят: время всё расставляет по местам. Проходит несколько лет, и появляется ошеломляющая новость: при участии Тиграна Мкртычева в здании МЦР проводился корпоратив, а по-простому, цыганская гулянка, которой «бизнесмен за столом» охотно предоставил помещение. Надо думать, не бесплатно. Пьянка, на которую со стен Музея взирали картины Рерихов…

И ещё неизвестно, чьё преступление перед духовностью явилось большим: МЦР отдать на откуп банкиру Булочнику символы «Знамени мира» или же, соблазнившись деньгами, и пустить в святая святых разгулявшихся цыган. Одно другого стоит.

 

 

Часть пятая. МЦР со всеми «за» и «против»

 

 

А что же МЦР? Так ли уж идеален и безупречен был в деятельности тогдашний Международный Центр Рерихов? Расскажу о собственных, может быть, поверхностных и субъективных впечатлениях. Ещё до того как разразилась война за наследство и МЦР жил благополучной, полнокровной жизнью, автору этих строк пришлось близко познакомиться с МЦР.

 

Юрий Рерих

Святослав Рерих

Фото автора

 

К тому времени у автора вышла из печати книга «Звёздные тайны России» (2009 г), где в главе «Россия – родина моя» помещён очерк «Чудесное в жизни Николая и Елены Рерих». И поскольку автор был заинтересован в сближении с деятельностью МЦР, то однажды набрался храбрости и посетил «центр духовной жизни». Волновался, решив познакомиться, как мне тогда казалось, с «небожителями», показать книгу, публикацию о Рерихах. Словом, заявить, что автор книги для МЦР человек не чужой и не случайный. Для начала представился вице-президенту Центра Александру Витальевичу Стеценко. Руководитель МЦР приветствовал появление журналиста и желание быть полезным. Начало положено. После чего стал регулярно посещать МЦР, бывал на бесплатных концертах молодых дарований, на выставках, облюбовал книжный магазин МЦР, никогда не уходил без покупок. Впечатление об МЦР сложилось самое благожелательное. До тех пор, пока не проявил самостоятельность, не написал восторженную заметку о работе МЦР. А. В. Стеценко, по-видимому, о факте писания статьи доложили, вице-президент взъярился и накинулся с бранью: «Кто тебе позволил?! Да как ты смеешь?! Что за самоуправство за моей спиной?!»

Словом, устроил выволочку. Оказалось, что МЦР живёт в режиме строгой цензуры. Ну, ладно, думаю, досадная неприятность, не более.

Далее решил познакомить сотрудников МЦР с написанной книгой, с очерком о Рерихах. Что скажут? Как воспримут? Оставил книгу. Волновался. Через три для обещали позвонить. Наивным человеком был автор книги. Проходит неделя. Звонка нет. Поехал в МЦР узнать, в чём дело. С трудом, через третьи руки, разыскал оставленную книгу, которую, не говоря ни слова, передают автору. В недоумении беру книгу в руки, пробую листать и вижу, что в нескольких местах страницы остались склеенными. Понятно, что книгу никто не открывал. Настроение сразу упало. И закралось сомнение: «И это люди, приглашающие к духовному сотрудничеству? Те, что живут по заветам Рерихов?»

 

Друг или враг?

Походит ещё какое то время, и со стороны доходят нелестные суждения о МЦР, о методах правления идеолога Центра Л. В. Шапошниковой, о которой, в то время, признаюсь, ничего не знал. Сегодня сожалею, что уважаемый учёный и Генеральный директор МЦР в те годы оказался вне сферы творческого внимания автора. Однако, прочитанная недавно работа Л. В. Шапошниковой на тему космологии, по моему мнению, принадлежит глубокому философу, мысли которого всецело разделяю. Мысли, о которых сам не однократно писал. Вспоминаю, что на конференции 2017 года о Л. В. Шапошниковой, как об учёном, было, сказало немало хорошего.

Вот фрагмент публикации Л. В. Шапошниковой, столь понравившийся автору: «Настоящий период нашей эволюции, требует развития космического сознания и перехода на новый, более высокий её виток. Подобные эволюционные движения, связанные с изменениями сознания человечества, в истории нашей планеты происходили не однажды. И каждый раз это было связано с энергетическими космическими импульсами, в которых отражалось космическое творчество, сопровождавшееся новой энергетикой, новыми воплощениями на Земле и, наконец, новыми учениями. Сейчас для нас наступил такой момент».

Между тем, читаю: «Людмила Васильевна Шапошникова – первый вице-президент Международного центра Рерихов, генеральный директор Музея имени Н. К. Рериха, президент Благотворительного фонда Е. И. Рерих, академик Российской академии естественных наук, академик Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского и Российской экологической академии, индолог, писатель».

И ещё: «Советский и российский писатель, востоковед, общественный деятель, кандидат исторических наук, заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Что и говорить, большой, уважаемый, преданный делу Рерихов человек. Глубокий учёный, по праву взявший на себя нелёгкие обязанности по сохранности наследства. К тому же доверенный С. Н. Рериха. Сейчас с улыбкой вспоминаю день, в котором, будучи в МЦР, надеялся на интервью с Л. В. Шапошниковой. Увы…

 

МЦР. Памятная встреча с А. Н. Анненко (с журналом в руке)

 

Но вот беда! Стали доходить слухи и разговоры о том, что в МЦР царит диктатура, проявление культа личности. Ни о каком товариществе и речи не идёт, инакомыслящих сотрудников не терпят, увольняют, и таковых оказывается немало. Л. В. Шапошникова со скандалом избавляется от неугодных, несговорчивых. В категорию таковых попал критически настроенный к руководству МЦР, ученик и воспитанник Павла Фёдоровича Беликова, известный абаканский журналист Алексей Анненко.

Словом, должных «свободы, равенства и братства» в МЦР не было. В чём же причина? Вспоминаю гётевское «Себя избегнуть тщетное старанье». А как «избегнуть себя» Л. В. Шапошниковой, которая, согласно астрологии, родилась с психотипом «Львицы»? Которой, сколько не дай, всё будет мало. Да и благодарности вряд ли дождёшься. Не зря в народе говорят о «львином куске». Вот она, самость проклятая, которая ломала судьбы не только обычных земных учителей, но и Великих Учителей. Чего стоит хотя бы история жизни Френсиса Бэкона, закончившего свои дни в опале.

После более подробного знакомства с МЦР многое стало понятно. И почему без всякого объяснения А. В. Стеценко набросился в ярости на пришедшего «со стороны» инициативного журналиста. И почему книгой автора, написавшего о семье Н. К. Рериха, никто в МЦР не заинтересовался. Декларируемые заветы Рерихов на бумаге были одни, в жизни проявлялись другие. МЦР со временем, пользуясь закрытостью и неприкосновенностью, превратился в бюрократическое сообщество, где, видимо, гордились не причастностью к духовному наследию Рерихов, а «собой любимыми» на фоне великого наследия. Что и говорить, соблазн был велик. МЦР явно нуждался в изменении методов правления, очищения от взыгравшей самости возгордившихся руководителей. Полной перестройки.

 

Это внутри. А что снаружи?

Непосредственным поводом для прекращения деятельности МЦР явилась теснейшая связь руководства МЦР с нечистым на руку банкиром Борисом Булочником.

Читаю: «Председатель правления Мастер-банка.

В 1987 году Борис Булочник вернулся на родину, основал торговый кооператив, из которого в начале 1990-х годов вырос Мастер-банк.

Член правления Международного центра Рерихов.

В 2004 году президиум Российской академии естественных наук принял Булочника в состав академии в качестве советника и наградил его дипломом и почётным знаком академии за заслуги в развитии науки и экономики России. Активный общественный деятель и меценат.

Следует признать, что Борис Ильич Булочник сделал немало полезного для деятельности МЦР. В частности, на его деньги выпускалась культовая книга П. Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии». Книга, столь повлиявшая на судьбу автора этих строк. Но… банкир-меценат попал в криминальную историю, в том числе, связанную с картинами Рерихов.

В статье «Махатма-банк» читаем: «Эмблема финансового учреждения содержит элемент рериховского «Знамени Мира» (три точки в круге символизируют триединство прошлого, настоящего и будущего в вечности) – символ рериховского религиозно-философского учения «Живая Этика». Да и название банка, «Мастер», скорее всего, обозначает Мастера Мориа, которого Николай Рерих считал своим духовным Учителем. Первое упоминание о Мастере (Махатма Мориа) – одном из «Учителей Мудрости», содержится в книгах основателя теософского учения Елены Блаватской, чьи идеи были близки Рерихам.

«Мастер-банк», как известно, добился немалых успехов. В 2010 году занимал второе место в рейтинге «Самые надёжные из 100 крупнейших российских банков», составленном журналом «Профиль».

Но в ноябре 2013-го ЦБ отозвал у банка лицензию. Тогда же в рамках дела о незаконном обналичивании двух миллиардов рублей в офисах банка прошли обыски. По данным ряда СМИ и экспертов в финансовой сфере, «Мастер-банк» немало преуспел на поприще незаконного обналичивания средств.

Обильное финансирование, по мнению источника «Ленты.ру» в Минкульте, привело к тому, что МЦР разошёлся с остальными последователями рериховского учения. Центр привык к собственной исключительности».

 

Только вдумайтесь! Под эмблемой «Знамя мира» и имени Великого Учителя Мастера Мории, творились тёмные финансовые делишки. Что же произошло? Современные нувориши в качестве прикрытия взяли на вооружение святые духовные понятия и до поры до времени процветали. Потом наступил крах. Мог ли после этого существовать опозоренный причастностью к махинациям МЦР? Нет, конечно.

И это был серьёзный повод к прекращению деятельности МЦР, для которого настали чёрные дни. И, в свою очередь, весомый повод развернуться в «отъёме» наследства государственным чиновникам. Автор этих строк оказался свидетелем и процедуры захвата здания МЦР, и постоянным пикетам протеста у закрытых ворот МЦР, и попыткам фотографировать выходящих из здания «врагов». Не исключаю, что у кого-нибудь из пикетчиков на фото запечатлелась и личность автора…

В дни жёсткого противостояния я не понимал, что наследство Рерихов попадает «из огня в полымя». Бывшие руководители МЦР сегодня считают, что пали жертвой беспредела государственных чиновников. Это так и не так. Плохо, конечно, что наследство перешло в руки государства, которое продолжает заботиться о наследстве «кое-как». И тому имеются многие факты, наблюдаемые в последние годы. Например, недавний пожар в здании МЦР, по праву утратившего «место под Солнцем». Правда, нынешний, надеюсь, обновлённый МЦР, наученный горьким опытом, уже не тот, что был «при Булочнике». Учёл промахи. И, надеюсь, готов сотрудничать с властью на новой основе. Что же делать? Искать третий, компромиссный путь, который бы удовлетворил запросы и государства, и взбудораженной многострадальной общественности. А она, общественность, с нетерпением ждёт разрешения конфликта, единственно правильного, мудрого решения. Уже сегодня следует без промедления садиться за стол переговоров и находить компромиссное решение. Была бы добрая воля. Пришло время «собирать камни».

 

 


№94 дата публикации: 01.06.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020