Грани Эпохи

этико-философский журнал №88 / Зима 2021-2022

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Огонь Москвы весенний

Посвящается памяти москвички Татьяны Лобачёвой (Херсоновой).

 

Город строился не по плану заморского зодчего, а по прихоти каждого домохозяина. Улицы были неправильные, где чересчур узкие, где не в меру уж широкие, множество переулков, закоулков и тупиков часто преграждались строениями.

М. И. Пыляев «Старая Москва».

 

Старые камни говорят тогда, когда молчат и песни, и предания, когда уже ничего не говорит.

Н. В. Гоголь.

 

Святый Георгий на коне против того-ж, как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий чернаго змия.

Герб Москвы. Высочайше утверждён 20.12.1781 года.

 

Часть первая

Вотчина-усадьба становится городом

Города в одночасье не рождаются. Особенно древние. Легко определить дату рождения современного города, например, по «высочайшему указанию» правительства или по первому вбитому строителями колышку и натянутой палатке... Но как быть с Москвой, Суздалем, Владимиром? Пойди, разберись в лабиринте веков! И всё-таки это возможно, если призвать на помощь такую всемогущую науку, как космобиология.

Принято считать, что в 2012 году Москве исполнилось 865 лет с момента основания. Это не совсем верно. Конечно, если подходить к вопросу «по большому счёту», с точки зрения той же космобиологии. Если быть точнее, то следует считать, что исполняется 865 лет с момента, когда суздальский князь Юрий Долгорукий призывал на пир в вотчину-усадьбу под именем Москва союзника и друга Северского князя Святослава Ольговича. Дата призыва – 1147 год – и есть дата первого, летописного упоминания о Москве. Но мы вынуждены уточнить: речь идёт о Москве, как о населённом пункте, но не городе. Хотя бы потому, что жилое место с названием «Москва» существовало десятилетия и до известной исторической пирушки. Более того, из опыта археологических раскопок в центре Москвы сотрудников профессора Александра Векслера, первого главного археолога столицы, следует, что «Москва» на несколько столетий старше упомянутой даты. Факты? Они имеются. Когда первоначально строили Храм Христа Спасителя, нашли клад серебряных арабских монет с датами 862 и 866. Входит, уже тогда Москва торговала с арабами? Были и такие находки, возраст которых определялся радиоуглеродным методом в интервале 815 – 930 лет и в 775 – 845 лет. Ещё находка: вислая печать киевского князя, присланная в Москву в период с 1093 по 1096 год. Называет главный археолог и «близкую сердцу» автора цифру 1156 год, и вот в каком контексте: «Когда мы работали в Кремле при строительстве Дворца съездов, был найден ров, который к 1156 году был засыпан. Значит, до этого там стоял град княжеский» (см. «АИФ» 52, 2011 г).

В контекст заявленных ранних московских дат хорошо вписываются исторические даты Руси, выстроенные руководителем «Фонда темпоральных проблем, анализа и прогноза» Павлом Владимировичем Свиридовым (см. книгу П. В. Свиридова «Миф эпохи Водолея»):

 

Зарождение славянского этноса – около 81 года.

Формирование славянского этноса – около 297 года.

Русь языческая – около 513 года,

Русь дохристианская (складывание государства) – 729 год,

Киевская Русь – 837 –1053 год, где отмечена пороговая дата 945 год.

 

Как видим, обозначенные исторические периоды ранней Руси хорошо соотносятся с московскими находками. Кстати, историческая дата Руси 297 год, согласно математическим расчётам автора, выявляется в работе «Исторические циклы развития Руси-России». Но вернёмся к важной дате 1156 год, где упомянуто «зарывание рва вокруг Москвы».

 

 

Предположение на этот счёт такое: когда было поселение Москва (до 1156 года), то надобность во рве была великая, а когда в 1156 году обнесли поселение частоколом, огородили, явили ГОРОД, то надобность во рве отпала, ров засыпали. И эту гипотезу, как видим, подтверждает и профессор Александр Векслер.

Однако считать 1156 год датой рождения города Москвы имеются и другие серьёзные основания. В указанный год по распоряжению князя Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский не только обнёс усадьбу-вотчину частоколом и тем самым придал усадьбе Москва чёткие границы. Были и другие важнейшие события.

 

 

В судьбоносный для Москвы год в вотчину-усадьбу была посажена княжеская дружина. Таким образом, в 1156 год Москва приобрела и другую важнейшую черту города – наличие в нём вооруженной силы, гарнизона. Разумеется, указанные события в один год произошли не случайно, явились звеньями одной исторической цепи – превращения поселения Москва в город Москва. Но это ещё не всё!

Оказывается, в тот же год, согласно летописям, в Москве было построено строений в 5-6 раз больше, чем за всю предыдущую историю вотчины-усадьбы. А это уже, согласитесь, не символический, а прямой показатель города!

 

Стихия и солнечный знак Москвы

Всё существующее, согласно европейской философской традиции, относится к одной из четырёх стихий, которыми с глубокой древности считались ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ и ВОДА. Имеет свою стихию и город Москва. Какую же? Интуиция указывает на стихию огня. Причин для этого несколько. Начнём с того, что образ Москвы и символически и исторически связан с огненной стихией. Москва горела несчётное число раз и, всякий раз сгорая дотла, возрождалась к жизни. Как легендарная птица Феникс, обновляясь и становясь ещё величественнее и краше. Стихия огня как бы впиталась в «плоть и кровь» Москвы.

У московского огня есть отличительная особенность: он никогда не был погребальным, но всегда очистительным и обновляющим. Москва горела не столько по причине неосторожности и безалаберности, сколько из-за строптивости и непокорности собственного характера, зависти и ненависти соседей-конкурентов, желавших Москве скорой гибели.

Москва настолько свыклась со стихией огня, что перестала бояться пламени, и если к тому призывали обстоятельства, без страха испытывала себя огнём. Как, например, в 1812 году, когда обезумевший от огня Наполеон наблюдал из Московского Кремля самосожжение Москвы.

Любопытно, что Москва, сменив дерево на камень, продолжала гореть ничуть не меньше. И это прямо указывает на органичный, природно-огненный характер Москвы. Частенько Москва горит и в наше время. Кстати, считается, что по числу пожаров Москва занимает одно из первых мест среди столиц Европы.

Используя знания космобиологии, перейдём к выявлению зодиакального знака Москвы. Известно, что стихия огня принадлежит трём знакам Зодиака: «Овну», «Льву» и «Стрельцу». Какой же из них «московский»?

Огонь «Овна» горит неутомимо, неугасимо, направленно, однако, импульсивно. Огонь «Льва» иного свойства. Это устойчивый, ровный, последовательный огонь, лишённый непредсказуемости. Огонь «Стрельца» и вовсе своеобразен: нестабильный, непредсказуемый, не долговечный: то неожиданно вспыхнет, то так же неожиданно затихнет, а то и погаснет.

Не трудно понять, что Москва далеко «не Стрелец». Остаётся выбирать между «Львом» и «Овном». «Овен» живёт под девизом «Я – есть!», «Я – существую!» и ключевым словом имеет самоутверждение. Совершенно иначе живёт «Лев». Девиз его жизни «Я – царствую!», а ключевое слово натуры уверенность. Если огонь «Овна» – символ доказательности, наступательной мощи, инициативы и смелости, то огонь «Льва» – символ самодостаточности, самоуверенности, животворящей энергии, удачливости и силы.

Как правило, «Лев» озабочен «собой любимым», своим внешним видом, тем, как «выглядит» перед другими. И все ли, должным образом, относятся к его врождённому авторитету.

«Овен», в отличие ото «Льва», не почивает на лаврах, борется за первенство, доказывает своё превосходство. «Льву» борение вовсе не обязательно, поскольку согласно природе рождения, считает выше других. Могла ли Москва состояться как «Лев»? Нет, не могла. Будь она «Львом», то убаюканная надуманным природным превосходством над другими удельными княжествами, никогда бы не выбилась в первые города великой Руси. Следовательно, Москва – «Овен».

 

 

Всё познается в сравнении

Психотипом «Овен» управляет планета Марс. Если сопоставить атрибуты и эпитеты города Москва и планеты Марс, то окажется, что они однотипны. На эмблеме города Москва изображён Георгий Победоносец, воин-защитник, пронзающий копьём Змея.

 

Герб города Москва



Древнее изображение Марса

Достойно удивления, что на гербе города Москва Георгий изображён одетым в плащ синего цвета, в то время как на древних иконах цвет плаща Георгия красный, соответствующий природе рождения города Москва. Изображение символического плаща синим цветом недопустимо, требует исправления, как нехарактерного для города Москва.

 

 

Итак, одет Георгий Победоносец в плащ ярко-красного цвета, голову покрывает боевой шлем, конец копья украшает язык пламени. Но хорошо известно, что и в атрибуты бога войны Марса так же входит боевое копьё, голову украшает шлем, а в руке он держит горящий факел, как авторитета, просвещённости и власти.

Эпитеты Марса подобны эпитетам «Овна»: хранитель, умиротворитель, победитель. Планета Марс красного цвета, но ведь и охранитель Москвы в одеждах красного цвета! Да и сама Москва всецело соотносится с красным цветом, поскольку главная площадь именуется «Красной». В сознание россиянина на протяжении веков органически вошло словосочетание «Красная Москва». Иного и представить невозможно!

Зададимся вопросом, с каким цветом визуально воспринимается человеком стихия огня? Конечно же, с красным, в котором мы, прежде всего, готовы видеть красоту огня. Нетрудно согласиться с тем, что некрасивого огня не бывает, даже если он страшен и убивает, то и в этом случае полон какой-то внутренней тайной красоты и величия, правоты и силы.

 

 

Москва белокаменная

«А Москва белокаменная?» – напомнит читатель. Верно, был у Москвы такой исторический эпитет, но недолгое время. И возник он по необходимости и, следовательно, оказался для Москвы не знаковым, не характерным. Когда Москва стала одеваться в белый камень, тогда и возникло видовое определение «белокаменная». Понятно, что камня иного цвета в те времена не существовало. Со временем Москва потеряла «белокаменность» и, одевшись в искусственный красный кирпич, тем не менее, символически приблизилась к природному красному цвету. В наши дни определение «Москва белокаменная» вызовет лишь недоумение и навеет мысли о давней московской истории.

Вот что пишется в книге «Москва в творчестве А. М. Васнецова»: «Стены Благовещенского и Архангельского соборов, колокольня Ивана Великого были раскрашены под кирпич красно-коричневым колером». Понятно, что если бы не было внутренней необходимости, никто бы и не стал этого делать.

Итак, мы пришли к выводу, что Москва – «Овен» и её стихия – огонь. В таком случае легко объяснить факт, что, начинаясь с небольшой усадьбы Юрия Долгорукого, Москва – «Овен» в порыве самоутверждения и желания доказать своё подлинное, а не мнимое превосходство, всего за полтора столетия сумела опередить более именитые и заслуженные российские города. Такие, например, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Новгород, Тверь, Кострома…

 

 

Во главе городов российских

Видимо, силён был «овенский» огонь, если, начинаясь поселением на безвестных речушках Москва и Неглинная, Москва сумела оспорить первенство у городов-ветеранов российской истории, расположенных не где-нибудь, а на берегах великой матушки-Волги.

Следовательно, суть московских побед заключена в самой Москве.

В характере Москвы, в космобиологии рождения, «Овну» приписывается такая черта, как «активность, направленная вовне». Именно такую активность и проявила Москва – «Овен», сумев опередить многое и многих. Отметим и тот факт, что исторический этап «Овна» соотносится с централизацией государственной власти, с тенденцией к объединению, монотеизму, что было продемонстрировано Москвой, сплотившей вокруг себя удельные княжества. Памятуя слова Н. М. Карамзина, «кто был в Москве, знает Россию», сможем ли, рассмотрев космобиологию рождения города Москва, подойти в какой-то мере к определению психотипа русского народа? Это важно.

 

 

Марс миролюбивый

Начнём с рассмотрения особенностей Марса, который на Руси никогда не отличался агрессией и не «жаждал крови». В древности славянский Марс имел название «Ярило» и считался богом весеннего плодородия, покровителем земледельцев. Не отсюда ли берут начало такие характерные черты русского народа, как миролюбие и миротворчество?

Итак, характеристика Москвы-«Овна» выстраивается следующая: мужественна, страстна, бесхитростна, вдохновенна, жизнелюбива.

Кроме того: легко воодушевляема, обновляема, наивна, рождена руководить и действовать. Среди слабостей Москвы назовём «разбрасываемость» в намерениях, желание объять необъятное, отчего зачастую возникает трудность в реализации задуманного.

Можно привести немало исторических примеров легкомысленности и непредсказуемости Москвы, в результате которых столица попадала в безвыходное положение. Однако всегда находила достойный выход!

Другая врождённая слабость города Москва – склонность к излишеству и безрассудству. Не проявляется ли эта черта и в наши беспокойные дни? Однако в чём же заключается сила Москвы?

 

 

Сила Москвы

Москва-«Овен» никогда не страшилась унижений и оскорблений, никому не объясняла мотивы своих поступков. Москву действительно трудно было понять стороннему наблюдателю. Тем более, что смысл исторической жизни Москва всегда искала в одиночку.

Говоря о Москве, мы вправе говорить и о России, как выразительнице русского духа. Однако верно и то, что «Москва – ещё не Россия». На Москву, как и на Россию, распространяется формула Ф. Тютчева: «Умом Москву не понять, аршином общим не измерить». Москва, как символ России, в стремлении познать себя, пройти все испытания, не убоявшись саморазрушения и самоистребления. В истории Москвы бывало и такое! Но всё с одной целью: определить истинные пределы своих сил и возможностей, которые кажутся Москве безграничными.

Глубока вера Москвы в истину, в особую историческую миссию, которую надлежит нести по праву первопроходца. Над Москвой, по-видимому, распростёрта рука Бога, и Москва подсознательно это чувствует. Вот почему, оказываясь в безвыходном положении, Москва полагается только на себя, на природную интуицию, на заступничество иконы Божьей матери. И спасение ищет в себе самой. Угрозы и опасности Москва встречает «лицом к лицу», не подчиняясь доводам рассудка. Таков город Москва, столица России, начало Руси великой.

 

 

Часть вторая. «Зри в корень!»

Итак, установлено, что город Москва родился в марте 1156 года. Можно было бы ограничиться символическим вхождением Солнца в первый градус Овна и на том закончить исследование, построив микрокосм рождения города. Но можно пойти дальше, интуитивно поискать для рождения Москвы более приемлемую космопланетарную ситуацию. За базовый вариант примем начало вхождения Солнца в знак «Овен», что происходит 14 марта.

 

 

В таком случае выявляется, что «Карьера и Профессия» Москвы находится в знаке «Рыбы», что для Москвы совершенно не характерно. Да и невозможно, поскольку «вода» с «огнём» не соседствует. Отсюда вывод, главную ось микрокосма из знака «Рыбы» следует перевести в «родной» знак «Овен». Желанный переход происходит 16 марта.

Кроме того, второй вариант «симпатичней» первого ещё и тем, что главная ось микрокосма попадает в знак «Лев» и таким образом, весь микрокосм Москвы приобретает стихию огня. Оказывается, что Москва вся охвачена символическим огнём!

Однако в этом случае возникает множество не характерных для Москвы напряжённых аспектов, которых быть не должно. Это означает, что в поисках следует идти дальше.

Рассмотрев микрокосмы, составленные на 15, 16, 17 марта, остановимся на варианте 18 марта, как наиболее характерном для новорождённого города Москва.

 

 

Символический микрокосм рождения города Москва

 

В содержании микрокосма на указанную дату постараемся определить характерные национальные черты будущих москвичей, а с ними и россиян, поскольку… «кто был в Москве – знает Россию» (Н. М. Карамзин).

Содержания обзора градусов микрокосма параллельно сравним с содержанием соответствующих картин-символов. При этом обратим внимание, на соответствие смыслового содержания обзора градусов и картин-символов. Под упоминаемым в обзоре градусов ключевом слове «Человек» будем иметь в виду «Город Москва».

 

Момент рождения: «Указывает на удивительную личность, наделённую пониманием очень сложных вещей. Плодовитый, мощный и обходительный – такой человек способен соизмерять свои силы, направляя их на благо или во вред окружающим. Это символ Водительства».

Картина-символ: «Инфекционное распространение индивидуального опыта».

 

Солнце: «Указывает на того, кто склонен слишком полагаться на мир материальных вещей и уповать на могущество, которое эти вещи дают их обладателям».

Картина- символ: «Новые измерения бытия мобилизуют творческие усилия».

 

Карьера и Профессия (она же Слава и Репутация): «Указывает на смелого и великодушного человека, чьё чувство долга, вопреки опасности, зовёт его на помощь слабым. Если возникнут какие-либо экстремальные ситуации, то на него всегда можно положиться как на лидера. Цели такого человека являются и духовными, и в то же время в высшей степени практичными. Это символ Благородства».

Картина-символ: «Участие во всеобъемлющей жизни».

 

Меркурий: «Указывает на праздного мечтателя, любителя удовольствий – человека, наслаждающегося приятной и лёгкой жизнью. Ему гарантированы удачи, однако такой человек не прилагает собственных усилий для того, чтобы приумножить их. Его душа – романтична, любит искусство и совершенные формы. Это символ Роскоши».

Картина-символ: «Способность трансформировать естественный недостаток потенциальности в равновесие и внутреннюю ясность».

 

Луна: «Указывает на обладателя осторожного и созерцательного ума – человека вдохновенного, целеустремлённого, наделённого хорошей памятью, способного восстановить разорванные звенья, соединяющие прошлое с настоящим, видящего в нынешней утренней заре отражение далёкого прошлого. Из-за внешних очень напряжённых событий, возможно и ожидаемых, но не таких стремительных, какими они кажутся, его идеалы подвергнутся испытаниям и могут быть разрушены. Это символ Уподобления».

Картина-символ: «Способность видеть сигнатуры скрытого во всём, что привлекает внимание. Это и есть истинное ясновидение».

 

Сатурн: «Указывает на мягкого и одухотворённого человека, остро ощущающего порочность этого заблудшего мира, который действительно мог бы стать Божьим Раем, где люди были бы честны и добры друг к другу. Такой человек не должен позволять окружающим втягивать себя в рискованные предприятия и во всевозможные формы азартных игр. Он идеалист в душе и обладает достаточными пророческими способностями, чтобы предвидеть то, что может произойти. Это символ Сострадания».

Картина-символ: «Удостоверение аристократического статуса, на каком бы уровне не выражала себя «знатность» в культурных странах».

 

Юпитер: «Указывает на человека, которого Судьба наделила властью над окружающими, однако обстоятельства могут заставить его подчиняться силам более могущественным, нежели он сам. Необходимость может вынудить этого человека променять самое дорогое, что у него имеется, на внешние преимущества; но те люди, с которыми он вступит в соглашение, знают этому цену. У этого человека – редкая, своеобразная жизнь, но он не из тех, кто абсолютно свободен. Это символ Ответственности».

Картина-символ: «Призыв к участию служения расе в приближающемся эволюционном кризисе».

 

Марс: «Указывает на того, кто предоставляет другим заниматься работой, выполнять которую он должен сам. Такой человек любит роскошный образ жизни, вполне соглашаясь с тем, чтобы только получать, не потрудившись, как следует ради этого. Он может выдвинуть собственную философскую концепцию для защиты своих деяний и будет поддержан на всём протяжении его нынешнего земного воплощения. Это символ Застоя».

Картина-символ: «Способность расширить сознание благодаря обретению устойчивой точки обзора на более высоком уровне».

 

Венера: «Указывает на человека, который будет отмечен врождённым талантом, предназначенным для достижения важной цели. Он, настроенный благожелательно и будучи щедрым по отношению к другим людям, окажется чрезвычайно удачливым в своих предприятиях. Этот человек достаточно осторожный искатель и исследователь, не так-то легко принимающий реформы и перемены. Это символ Открытия».

Картина-символ: «Ясное понимание ценности индивидуального отклика на каждый вызов жизни».

 

Итак, подведём итоги выявленных основных черт характера новорождённого города. Рождённая Москва склонна к водительству и благородству, роскоши и уподоблению, состраданию и ответственности, открытиям и …застою.

Наполним указанные определения частью наиболее значимого и характерного содержания.

 

Новорождённая Москва способна соизмерять свои силы, направляя их на благо или во вред окружающим, склонна слишком полагаться на мир материальных вещей, чувство долга, вопреки опасности, зовёт её на помощь слабым. Москва участвует во всеобъемлющей жизни, гарантированы удачи, однако не прилагает собственных усилий для того, чтобы приумножить их, способна восстановить разорванные звенья, соединяющие прошлое с настоящим, видящего в нынешней утренней заре отражение далёкого прошлого.

 

Идеалы Москвы подвергнутся испытаниям и могут быть разрушены, она остро ощущает порочность заблудшего мира, не должна позволять окружающим втягивать себя в рискованные предприятия, удостоверяет аристократический статус, на каком бы уровне не выражала себя «знатность» в культурных странах.

 

Судьба наделила Москву властью над окружающими, однако обстоятельства могут заставить подчиняться силам более могущественным, нежели она сама. Она призывает к участию служения расе в приближающемся эволюционном кризисе, любит роскошный образ жизни, вполне соглашаясь с тем, чтобы только получать, не потрудившись, как следует ради этого, будет отмечена врождённым талантом, предназначенным для достижения важной цели.

 

 


№93 дата публикации: 05.03.2023

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020