Грани Эпохи

этико-философский журнал №87 / Осень 2021

Читателям Содержание Архив Выход

П. П-ий

 

Последователи Рериха в Риге

Опубликовано: Газета «Новое русское слово», Нью-Йорк, 1 октября 1936 г.

 

 

Общество • Его издания • Куинджи и Дягилев • Совет Эйнштейна •

Как из одной комнаты вырос 29-этажный дом

 

В Риге есть Рериховское общество. Некоторые называют его иначе: «Белое братство». Членами этого общества являются и латыши, и русские, и немцы. От времени до времени в Риге выходят и книги Рериха. 12 лет тому назад были изданы его «Пути благословения», потом, в 1931 г. выпущена книжка «Женщина», – её издало «Латвийское общество имени Рериха». В прошлом году появилась книга: «Н. К. Рерих». Сейчас вышел том самого Рериха: «Врата в будущее», – в ней он говорит и о Латвии: «Мы радовались, когда при Латвийском Обществе появилась идея кооперативной пекарни». Добрым словом вспоминает и о председателе этого общества, д-ре Лукине. Словом, поклонники и последователи Рериха работают, при том давно, и в Риге.

Его идее посвятил немало времени Р. Я. Рудзитис. Кстати сказать, – скоро выйдет его книга о красоте, спасающей мир, – один из самых значительных мотивов рериховской проповеди. В Нью-Йорке основан большой Институт Объединённых Искусств с многими иногородними отделами.

Интересно: есть даже класс журнализма при этом институте.

Заветы, проповедь, наставления и призывы Рериха овеяны верой в силу и красоту идеализма. Рерих борется с захватами материализма, и эта борьба протекает во имя этики и культуры. Без них «человечеству грозит возвращение в звериность и хаос». Своей мысль, сердцем, мечтой и совестью человек соприкасается с вечностью через уединённость и созерцание. Эйнштейн советовал студентам временно уединиться на маяки для того, чтоб сосредоточиться на чистой науке.

Келейность, чистота, идеализм всегда прокладывали и проложат светлую дорогу в будущее, – как будто не ново. Но Рерих развивает свои мысли не только теоретически. Их он неизменно иллюстрирует фактами и примерами, взятыми из жизни, и тогда эти иллюстрации становятся убедительным доказательством – свидетельствами личного духовного опыта. Рерих не хочет искать или изобретать неведомые пути, открывать миру неожиданные истины. Он стремится укрепить наше сознание, нашу веру в признание вечной ценности мудрых старых заветов, нетленных истин, правил и велений добра.

Вот он говорит о клевете. Это – болезнь. Клевета – ложь. Она рождается легкомыслием, злобой или невежеством, – безразлично, её вредоносность не утрачивает своего значения. Известный художник Куинджи был в плохом отношении с Дягилевым. Зная это, какой-то художник передал Куинджи сплетню о Дягилеве. Но не всегда порицающий нашего врага становится другом. Куинджи выслушал рассказчика и крикнул: «Вы – клеветник!» Тот стал оправдываться: он не сочинял сплетни, он только передал её, и то без умысла, только для сведения. Куинджи был неумолим: «Вы принесли эту гадость мне, значит, Вы и есть клеветник». Так и у Рериха всегда. В своих книгах и поучениях он говорит как будто о знакомом, даже элементарном, о том, что все мы слышали, что давно знаем. Но тут важна не сама теорема, а ход и приёмы её доказательства.

Рерих заражает читателя своей собственной верой. Он настойчив. За каждым тезисом его проповеди вырастает, возникает и убеждает жизненно яркий пример. С холодного неба теории истина сходит на землю, облекается плотью, начинает жить реальной, осязательной жизнью. Большой художник Рерих привык мыслить образами. Моралист – он хочет не рассуждать, а внушать. Он не философ, его миссия иная. Это голос верующего, и свою веру Рерих жаждет передать другим.

Конечно, он ни на минуту не хочет отрицать значения отвлечённой мысли, горячо мечтает, чтобы её значение и мощь были поняты и оценены самыми широкими массами: «Прекрасно, облекшись в мужество, признать величие мысли и всех проводимых ею в действие энергий». Но больше всего, страстнее и глубже Рерих дорожит культурными ценностями человечества. Отсюда – Пакт Рериха и его Знамя Мира. Только идеализм может мечтать о том, чтоб договаривающиеся страны поддерживали и защищали культурные завоевания человечества так, как Красный Крест охраняет от физических страданий.

В 1915 г. Рерих сделал доклад Николаю II и вел[икому] кн[язю] Николаю Николаевичу, и оба доклада были приняты с большим интересом. Правда, военные действия продолжались, а культурные ценности, по-прежнему, разрушались, – значение и смысл проповеди от этого не могли пострадать. Одна за другой созывались Международные Конференции Пакта, в 3-ей Конвенции, собранной в Вашингтоне, участвовали дипломатические представители 36 государств.

Рерих неутомим. В 1921 г. он основал свой «Институт Объединённых искусств». Он состоял ровным счётом из одной комнаты, но уже через 8 лет дело расширилось почти чудесно. Вместо одной комнаты возродилось монументальное строение – 29-этажный Дом Мастера, и среди друзей и советников этого общества и музея есть такие имена, как Свен Гедин, Рабиндранат Тагор, Мосарик Эйнштейн.

Дело, конечно, не в том, что на одной из нью-йоркских улиц поднялся ещё один небоскрёб, воздвигнутый буквально из ничего. Его внушительное значение в другом. Это – показатель не только воли, не только победной силы энтузиазма, но ещё и живое, наглядное опровержение укоренившегося, но ошибочного взгляда на идеализм, как на мечтательное бессилие, надземное парение, как на иллюзию, оторванную от человеческих дел и судеб. Может быть, из всех осуществлений и заветов Рериха этот вывод предстанет самым важным, неопровержимым и внушительным. Да, в мир пробивают себе дорогу не только практическая сметка, изобретательность и механичность. Рядом с ними победоносно и неустранимо вливается в мир волна целительного воздуха, струение идеалистических порывов и свершений.

Опять и снова: современности, людям, нашим дням, нашим ослеплениям сейчас нужны настойчиво эти напоминания власти и духа, о его непобедимости, его ценности и свете.

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 


№87 дата публикации: 01.09.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020