Грани Эпохи

этико-философский журнал №86 / Лето 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Кому астрология «перешла дорогу»?

(Или почему современные представители науки и церкви выступают против астрологии).

«То была традиция вражды ко всему, что несёт в себе тайну, традиция высокомерного изобличительного «всезнайства».

…Если же отвлечься от этой традиции и проследить творческую линию великих, гениальных естествоиспытателей, то очень скоро убедишься, насколько глубоко и проникновенно воспринимали они тайны универсума, поражаясь им и их созерцая».

Иван Ильин, философ. Собрание сочинений, том 8, стр538.

 

Какие доводы дают право современным учёным и служителям церкви называть астрологию «лженаукой», а астрологов «шарлатанами»? Чтобы разобраться в вопросе, необходимо обратиться к истории развития науки, религии и философии, а заодно к примерам противостояния, благо таковых достаточно.

Итак: «Астрология – величайшая наука человечества или величайшее его заблуждение»? Попытаемся ответить на вопрос, тем более, что в наши времена запрет на иное мнение не приветствуются. Начнём с науки.

 

«Платон друг, но истина дороже».

Знаменитая фраза «Платон мне друг, но истина дороже» означает, что для учёного самое важное это истина. Истина, оказывается, важнее дружбы между великими людьми. Латинское выражение «Amitus Plato, sed magis amica veritas» встречается в книге древнегреческого философа Аристотеля «Пикомахова этика».

…Как облака по небу проплывают один за другим столетия, а значимость выражения Аристотеля остаётся неизменной. Для настоящего учёного во все времена главенствует приоритет истины, всё остальное «от лукавого». Истина в отношении астрологии так же выше невразумительных толкований её противников.

 

Путь астрологии.

Путь астрологии – путь борьбы за выживание и продолжение рода человеческого. Ответы на проклятые вопросы бытия первобытные люди искали, вглядываясь в звёздное небо. Иного было не дано. Астрология создавалась лучшими умами человечества и являлась результатом накопления, систематизации и осмысления знаний в ходе неизбежного эволюционного эксперимента. По мере развития сознания человечества ложные представления в астрологии постепенно исчезали и в «сухом остатке» оставались знания, получившие подтверждение практикой жизни. Так, с помощью астрологии, создавался «золотой фонд» миропонимания человечества. Не об этом ли, в том числе, сказано философом Сенекой: «Чрез тернии к звёздам»?

Итак, наблюдение, осмысление, уточнение, переосмысление, дальнейшее развитие, утверждение и передача тайных знаний из поколения в поколения – вот долгий и извилистый путь астрологии по странам, народам и континентам.

Могла ли астрология ошибаться? Конечно, могла. И ошибалась! А разве науки, построенные не на космических, а на земных законах, не заблуждались? Если обратиться к изучению истории развития отдельных наук, таких, как астрономия, физика химия, медицина, биология, нетрудно убедиться, как драматично, а подчас и трагично, происходило добывание научной истины.

Философ Иван Ильин пишет: «Можно сказать, серьёзный учёный приступает к исследованию с чувством, что он стоит перед лицом великой тайны, а завершает свой труд с убеждением, что он не справился с этой тайной – не познал её до конца».

 

Если был рассвет, то будет и закат.

Как же случилось, что астрология со временем «сдала позиции», утратила повсеместный авторитет и заслуженное влияние? Вот именно, со временем. «Виной» тому явились новые времена. Времена, которые заставили человека обратить внимание не только на небо, но и на грешную землю, понять по каким законам устроена жизнь на земле. Однако знания, обретённые наблюдением за звёздами, по закону преемственности не могли быть отвергнуты и однажды замениться «земными» знаниями. Известно, что многовековое развитие алхимии, тесно связанное с оккультными науками, в дальнейшем определило успехи в области экспериментальной химии и медицины.

 

На смену средним векам.

Однако особое значение в истории развития человечества обрела эпоха, названная Возрождением или Ренессансом.

Википедия: «Возрожде́ние, или Ренесса́нсимеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится – в Италии – на начало XIV века (повсеместно в Европе – с XVXVI веков) – последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века».

 

Итак, времена Возрождения человечества всколыхнули буквально все стороны жизни, особенно жизни духовной: искусство, философию, религию, науки. Причём науки возродились в новом качестве. Появился тип учёного – экспериментатора, учёного, получившего возможность проверить подлинность добытого знания опытным путём. Считалось, что если повторный опыт не подтверждает результатов первоначального опыта, то добытое знание не является истиной.

 

Корнелий Агриппа

Френсис Бэкон

 

Первопроходцем в добыче научной истины явился английский учёный Роджер Бэкон (1290 г.), который попытался соединить мистическое озарение с физическим экспериментом. Но это был первый и робкий шаг.

Далее, немецкий учёный Корнелий Агриппа (1535 г.) разработал теорию Лунно-Земных связей. Но затем разочаровался в астрологии, написал книгу «О недостоверности и суетности наук». Увы, попытки соединить знание небесное и земное подчас принимали драматический характер. Почему так? А потому, что «всякое научное толкование мира – это всего лишь шаг в глубины его, которые ни исчерпать, ни измерить, потому что таинственность их – это не плод нашего воображения, а объективно предстоящая нам сущность вещей» (Иван Ильин, т.8, стр.538).

 

«В одной берлоге двум медведям не ужиться».

Первым среди равных следует назвать английского учёного, современника Шекспира и, как оказалось, Великого Учителя, Фрэнсиса Бэкона (1561–1625), отца зарождения эмпиризма и материализма, философа периода Позднего Возрождения, и начала Нового времени.

Согласно Бэкону научное познание, должно опираться на индукцию и эксперимент. Как раз то, что невозможно осуществить в деятельности астролога. Что касается Шекспира, то в его произведениях, к нашему удивлению, находим упоминания множества астрологических истин.

В результате с появлением новых наук наметилась вначале неприязнь к наукам «тайным», а затем ревнивое отрицание последних. Астрология теряла в обществе авторитет, подвергаясь критике учёными-экспериментаторами, которые могли в отличие от астрологов представить весомые доказательства. Но гонимая астрология долго не сдавалась, поскольку ещё в XVIII веке в университетах Европы продолжал читаться курс астрологии. Затем древняя наука окончательно превратилась в бедную «золушку»…

…Автором этих строк замечена интересная закономерность: среди критиков и противников астрологии ни в давние времена, ни в нынешние вы не найдёте представителей химии и медицины. Более того, видные современные астрологи вышли именно из среды научной химии или медицины, или смежных с ними наук. Среди них встречаются известные профессора, доктора наук, лауреаты Государственных премий. Курьёзный случай. Однажды редактор журнала «Наука и религия» попросил видного советского химика, доктора наук, лауреата Ленинской премии, написать разгромную статью против астрологии. Добросовестный учёный взялся за изучение предмета и… принёс в редакцию восторженную статью «обеими руками за астрологию». Спустя несколько лет, поработав на ниве астрологии, учёный защитил по астрологии докторскую диссертацию. Звали учёного Феликс Казимирович Величко, автор множества книг по астрологии. Однако имеются случаи, когда астрологией увлекались не только химики, но даже учёные механики и математики.

 

Каков он, «образ» гонителя астрологии?

Давно замечено: чем шире мировоззрение учёного, чем более универсально миропонимание, тем менее категоричен учёный в оценках и утверждениях (среди нынешних гонителей астрологии встречаем специалистов узких направлений наук).

Неудивительно, что учёных с мировыми именами, благосклонно относившихся к астрологии, история знает великое множество. Среди них встречаются философы, богословы, поэты, писатели, художники, естествоиспытатели у которых вы не найдёте категоричных высказываний против астрологии. В почётном списке на протяжении 500 лет звучат имена Альберта Великого, Фомы Аквинского, Карнелиуса Меланхтона, Мишеля Настродамуса, Николая Коперника, Парацельса, Галлилея, Френсиса Бэкона, Иоганна Кеплера, Иоганнеса Морина, Бенедикта Спинозы, Готфрида фон Лебница, Иоганна Гёте, Вальтера Скотта, Иоганна Пфаффера и многих других (1).

Почему же светочи мировой науки не возвысили голос против астрологии? Ответ простой: они не считали астрологию «лженаукой».

 

Родиться под счастливой звездой.

Обратимся к историческим примерам. Великий драматург Вильям Шекспир, безусловно, понимал, что эманации звёзд оказывают влияние на новорождённого, формируют характер, а с ним и судьбу. В одном из сонетов читаем: «Кто под звездой счастливою рождён, гордится славой, титулом и властью, а я судьбой скромнее награждён и для меня любовь источник счастья» (№ 25).

Более того, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте знал толк в астрологии. И, судя по всему, знал астрологию глубоко, во всех подробностях. В автобиографии «Поэзия и правда» Гёте знакомит читателя с особенностями собственного рождения: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий мне благоприятствовало: Солнце, стоявшее под знаком Девы, было в зените; Юпитер и Венера взирали на него дружелюбно, Меркурий – без отвращения, Сатурн и Марс ничем себя не проявляли; лишь полная Луна была тем сильнее в своём противостоянии, что настал её планетный час. Она-то и препятствовала моему рожденью, каковое могло свершиться не ранее, чем этот час минует. Сии добрые предзнаменования, впоследствии высоко оценённые астрологами, вероятно, и сохранили мне жизнь: из-за оплошности повивальной бабки я родился полумёртвый, и понадобилось немало усилий для того, чтобы я увидел свет. Это обстоятельство, так встревожившее мою родню, пошло, однако, на пользу моим согражданам, ибо дед мой, шультгейс Иоганн Вольфганг Текстор, озаботился учредить должность городского акушера и ввёл, вернее, возобновил обучение повивальных бабок, что, надо думать, сохранило жизнь многим явившимся на свет после меня».

 

Два академика, но мнение такое разное.

Вряд ли современные хулители астрологии наберутся храбрости открыто выступить против авторитета Михайло Ломоносова, «отца» российского научного эксперимента, «нашего первого университета». Между тем великий учёный в «Письме о пользе стекла» куратору Московского университета И. И. Шувалову писал: «Наука только бы выиграла, коль точно знали бы мы небесные страны, движения планет, течение Луны» (1752г).

 

 

Более того, по мнению учёного «Под видом ложным сих почтения богов закрыт был звёздный мир чрез множество веков». Каковыми представляются заветные желания М. Ломоносова?

 

Читаем:

«Устами движет Бог. Я с Ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзну.

Свидения ума священного открою.

Я дело стану петь несведомое прежним.

Ходить превыше звёзд меня влечёт охота.

И облаком нестись, презрев земную низость» (1747).

 

Между тем, в статье «Астрология и лженаука» физик-теоретик академик Виталий Гинзбург пишет: «В книге В. Г. Сурдина “Астрология и наука” убедительно показано, что астрология – не наука, а умершая наука, псевдонаука или лженаука. Все эти три используемые в печати характеристики астрологии правильны, но я предпочитаю последнюю из них. Более того, астрологию можно назвать “эталонной лженаукой”. Имею в виду, что на примере астрологии особенно ясно видны некоторые черты лженауки вообще».

В чём же заключается особенность отвергающего астрологию учёного, по мнению выдающегося философа?

Иван Ильин пишет: «Если он фрагмент своего познания считает изначальной, самодовлеющей величиной, он теряет глубинную тайну и предмета, и его содержания, потому что лишает его целостности, упрощает и омертвляет его. Тогда чувство ответственности в нём неустойчиво и слабо, а наблюдения его – близоруки, поверхностны, рассудочны… Такого учёного обычно называют самонадеянным «толмачом», который горазд что хочешь объяснить» (т.8, стр.542).

Но разве астрология может «умереть»? Устареть может, но умереть никогда. Ибо в астрологии заключена истина-тайна. Потому-то не умирает астрология и сегодня, а получив новые жизненные силы, новое дыхание, по праву называется научной астрологией. Тем не менее, дабы не раздражать скептиков-догматиков, именует себя на новый лад: космобиология, космохимия (последний термин широко использует в работах Е. И. Рерих), а старинное понятие гороскоп заменяет микрокосмом. Но суть, конечно, не в этом.

 

 

Астрология и религия

История церкви знает немало имён широко образованных богословов, ничего не имевших против астрологии. Из Библии известно, что рождение Иисуса Христа было предсказано астрологами (волхвами). Примеров, когда богословы заинтересованно относились к астрологии, достаточно.

Популярный американский писатель, лектор, философ-мистик и масон в отношении церкви к астрологии пишет: «Среди святых прорицателей можно назвать нескольких астрологов-священников: Сикст IV, Юлий II, Иоанн ХХ, Александр IV, Лев Х, Павел III, Климент VII и Каликст III» (2). И добавляет: «Четыре величайших за время истории завоевателя: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингисхан и Наполеон свято верили в то, что миром правят Небеса» (2, стр34).

Например, Святой Климент Римский (100 г. н.э.), сподвижник и друг апостола Павла, занимался разработкой астротеологии, астротеургии, астротеофинии.

Теолог Ориген (255 г. н.э.) предпринимал попытки совместить христианство и астрологию (1).Однако попытки, видимо, не имели продолжения. Имело место иное: фанатик христианства Патриарх Феофил, ярый противник астрологии, уничтожил Александрийскую библиотеку, в огне безвозвратно погибли древние труды по астрологии. Впрочем, история рождения и гибели Александрийской библиотеки довольно запутана. Сегодня об этом пишут следующее: «Сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом – многовековая традиция».

Любопытно, что Святой Августин Блаженный, ранний христианский богослов и мыслитель (354–430) первоначально являлся сторонником астрологии, но затем, благодаря теологическим доктринам, оказался её противником.

Известно, что средневековый немецкий философ, теолог и учёный Альберт Великий занимался астротеологией. Одна из поздних попыток безуспешного примирения астрологии и религии приходится на 1280 год. И Ватикан так же не спешил отказаться от астрологии. В 1450 году астрологией в Ватикане занимался папский кардинал Айли, при этом совершил значительное открытие, касающееся Сатурна и Юпитера (1).

При дворе русского царя Алексея Михайловича состояла выдающаяся личность, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, наставник детей русского царя по имени Симеон Полоцкий.

Читаем: «В 1671 г. учёный, монах-базилианин и придворный астролог, поэт Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) наблюдал неподалеку от Марса новую яркую звезду. Согласно рассказу "О зачатии...", Симеон составил гороскоп зачатия будущему царю на следующий день после того, как царь Алексей Михайлович «соизволил совокупиться с великою государыней царицею». Изучив гороскоп, астроном-астролог предсказал царю и пол ребёнка, и точный день его рождения (30 мая)». Чему, прямо, скажем, могут позавидовать и современные астрологи.

 

 

На Руси к выдающимся церковным личностям относился Феофан Прокопович, русский богослов политический и духовный деятель, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный учёный. А так же ректор Киевской академии, архиепископ Псковско-Великолукский и Нарвский, епископ Православной Российской церкви. Сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович «решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия. Он требовал свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами».

Понятно, что у знаменитого богослова вы не найдёте об астрологии худого слова. Найдёте совсем иное.

Иван Ильин пишет: «Совсем иначе обстоит дело у того, кто способен ощущать Божественную тайну космоса и восторгаться ею. С неё начинал и Аристотель, к исследованию сущности вещей его подвигали изумление и восторг. Это изумление было предвосхищением тайны Вселенной и в тоже время предчувствием Бога». К таковым с полным правом можно относить Феофана Прокоповича и Михайло Ломоносова.

 

 

Знать уставы неба.

Известный современный астролог, ректор негосударственной Астрологической академии в Москве Михаил Борисович Левин, прирождённый математик. Он окончил механико-математический факультет МГУ, что не помешало вначале увлечься астрономией, а затем и астрологией.

В статье «Астрология и религия» учёный пишет: «…Обратимся к иудаизму. Иудаизм – первая монотеистическая религия, на почве иудаизма возникли христианство и мусульманство. Священные книги иудаизма почитаются последователями обеих этих религий, важнейшие из этих книг под названием Ветхого Завета вошли в христианский канон. Как же относится Ветхий Завет к астрологии? В ветхозаветных текстах мы не найдём запретов на астрологию, хотя не найдём и прямых указаний, что надо заниматься астрологией. Но есть много косвенных свидетельств того, что астрология была вполне нормальным занятием во времена пророков. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Всевышний говорил с пророками напрямую, а с остальными через пророков или через знамения. И одним из важнейших знамений были знамения астрологические. Первое указание на это мы находим в самом начале Библии, в первой главе книги Бытие. В этой главе говорится о сотворении мира, и в четырнадцатом стихе мы читаем: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов…". Значит, язык светил дан Творцом, чтобы люди могли читать в их расположении небесные знамения. И в других книгах Ветхого Завета мы часто встречаем астрологические и алхимические термины. В 38-й главе книги Иова Господь, обращаясь к Иову, спрашивает его: "Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас (Большую Медведицу) с её детьми?" (стихи 31–32). Здесь речь идёт о том, как действуют эти созвездия. И дальше: "Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?" (стих 33). Мы видим, что знание астрологии (уставов неба) не считается в Священном Писании грехом».

 

Аргументы церкви против астрологии.

Далее М. Б. Левин отмечает аргументы, по которым церковь запрещает астрологию: «Православные священники говорят, что заниматься астрологией – это грех».

Аргумент первый: христианину запрещено предвидеть будущее.

«Но это вовсе не так. В Евангелии от Матфея, в 16-й главе Иисус даже упрекает фарисеев в том, что они не умеют различать знамений времени: "И приступили фарисеи и саддукеи, искушая Его, просили показать им знамение с неба”».

Аргумент второй: нельзя избегать испытаний, которые Бог тебе посылает.

«Но такое может сказать только человек, у которого очень мало веры. Кому по силам избежать того, что послано Богом? История пророка Ионы показывает всю безнадёжность таких попыток».

Аргумент третий: запрещается поклоняться небесным светилам, за помощью надо обращаться к Творцу, а не к небесным силам – его созданиям.

«Тот, кто поклоняется светилам, – язычник. Да, действительно, тот, кто поклоняется светилам, – язычник. Но астролог поклоняется светилам не больше, чем врач вирусам, или физик – электронам. Небесные тела для астролога то же, что градусник и рентгеновский снимок для врача, или тесты для психолога – это средство, чтобы понять состояние человека».

 

Ревнуйте о дарах духовных.

Автор этих строк неоднократно находил в Новом Завете места, указывающие на уважительное отношение ближайших учеников Христа к познанию звёздного неба, призыв пророчествовать.

Так, в Первом послания к коринфянам Апостола Павла, глава 14 (1, 2, 3), читаем: «Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому, что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Так бывает во всех церквях у святых».

Итак, говорящий на незнакомом языке, в том числе и астролог, обращается к Богу и говорит людям в назидание, увещание и утешение. Разница заключается в том, что верующий человек, не владеющий языком астрологии, обращается к Богу с помощью установленной молитвы, а учёный – астролог творит собственную молитву с помощью знаний астрологии, что категорически не нравится богословам, противникам астрологии. Причина понятна: идёт ревностное соперничество в попытках приблизиться к Богу.

 

Однако в Первом послании Апостола Павла к коринфянам, глава 15 (40, 41) читаем: «Есть тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных. Иная слава Солнца, иная слава Луны, иная звёзд. И звезда от звезды разнится». О чём это? О том, чтознания о звёздах и планетах следует изучать, чем собственно и занимается астролог.

 

Литература

(1). А. Ф.Стеклов, А. П. Видьмаченко. История астрологии, и её вклад в мировую культуру. Луганск, 1995.

(2) Мэнли Холл. Астрология. Ключи к познанию. М.: «Сфера», 2004.

 

 


№89 дата публикации: 02.03.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020