Грани Эпохи

этико-философский журнал №86 / Лето 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Калнс Лидия Петровна,

член Латвийского Общества Рериха

 

Воспоминания члена Общества друзей музея Н. К. Рериха 30-х годов
Калнс Лидии Петровны

Интервью

 

Когда Вы начали посещать Общество Н. К. Рериха, созданное в 30-х годах?

Я начала посещать Общество вместе с моим мужем Осташовым Сергеем Владимировичем в конце 1938 года. Рекомендацию для поступления в Общество дала нам мать мужа Осташова Фелиция Викентьевна, которая являлась одним из старших членов Общества, переписывалась с Еленой Ивановной Рерих и многим способствовала духовному развитию группы друзей гор. Даугавпилса, в которую входили также старшие члены Общества Зильберсдорф Е. А., Веретинский И (старший), Барун Фёдор Сафонович и Барум Ефрем Сафонович, а также рядовые друзья Молчанов, Сосновский, Крупко, Веретинский А. (младший) и другие.

Фелиция Викентьевна Осташова (по профессии педагог) для нас с мужем являлась не только матерью, но и духовным учителем, она приобщила нас к вопросам Живой Этики уже с молодых лет. Это явилось как бы подготовительным шагом для вступления в Общество.

 

Ваши первые субъективные ощущения поступления в Общество?

Эти ощущения трудно передать, настолько я была тогда взволнована, переступая порог этого священного в моём понятии места. С благоговением и огромным почитанием смотрела я на каждого старшего члена, считая себя недостойной находиться среди них.

 

Кого из старших членов Вы помните, и кто оставил на Вас особое впечатление?

Естественно, председатель Общества Рудзитис Рихард Яковлевич. Помню его как необычайно скромного, деликатного, простого в обращении человека. Но под этой внешней простотой чувствовалась огромная динамическая духовная сила, твёрдая воля, определённость цели и выбранного пути. Он сильно заикался, но кода ему нужно было произнести важную речь, он настолько дисциплинировал свою волю, что полностью от этого недостатка освобождался.

Секретарь Общества Лукин Гаральд Феликсович в то время ещё молодой человек (что-то 32–33 г.) оставил тогда на меня впечатление энергичного, принципиального человека с большим огнём и незаурядным запасом психической энергии.

Помню Блюменталя – весьма подвижного человека; почти всегда улыбающийся, оптимистично настроенный, наделён чувством юмора, лёгкий в общении человек. Мне говорили, что Лукин Г. Ф. и Блюменталь являлись сторонниками советской власти, и вообще само Общество считалось сочувствующим Советскому Союзу. Некоторые члены посещали общество Латвийско-советской дружбы. (Кажется, называлось ВОКС’ом.)

В противоположность Блюменталю был Вайчуленас Кл. – медлительный, уравновешенный, очень добрый человек с внутренней духовной силой. Вёл группу по изучению книг Живой Этики. Оказывал большую материальную помощь Обществу, также, как и Мисиньш.

Помню Клизовского А. – высокий, худощавый, с серебристой бородкой, по натуре удивительно скромный человек, даже немного застенчивый, малословен, с добрым взглядом и с большой внутренней интеллигентностью. Написанная им книга может служить незаменимым помощником в предварительном ознакомлении и уяснении основ Учения Живой Этики. Части этой книги в рукописях периодически высылались для ознакомления Елене Ивановне Рерих. В целом книга была посвящена ей. Клизовский А. писал: «Своему Светлому Гуру ЕЛЕНЕ ИВАНОВНЕ РЕРИХ, которая вдохновляла на труд, направляла мысль, будила сознание и щедро делилась своими познаниями из области высшего знания, с чувством глубокой благодарности и искренней сердечной признательности, свой труд «Основы Миропонимания Новой Эпохи» посвящает автор».

Очень жаль, что после последовавших арестов его дальнейшая судьба осталась для нас неизвестной.

Вспоминается Валковский – сентиментальный человек, мог очень легко растрогаться и даже прослезиться. Был деликатен в общении с людьми.

Стыпрайс – полностью оправдывал свою фамилию (на латышском яз[ыке] – сильный). По профессии педагог. Очень сильный, реальный, волевой человек, с твёрдым характером и пламенным сердцем. Помню его глубоко посаженые проницательные глаза. Приходилось мне бывать у него в Елгаве, где он работал и проживал с семьёй (уже после ликвидации Общества) в годы немецкой оккупации. Имел двух детей и очень милую, женственную жену, тоже члена Общества. Дети воспитывались с раннего детства в духе Живой Этики. В быту соблюдалась чистая вегетарианская пища, бессолевая диета, приготовление пищи на пару, хлеб грубого помола пшеницы и т.п.

После полного разрушения гор. Елгавы во время войны и отступления немцев, никто из нас больше не знал о его дальнейшей судьбе.

Драудзинь Екатерина Яковлевна – «мамочка» или «Катыня», как мы её нежно называли. Пользовалась всеобщей любовью и уважением. В полном смысле слова являлась неутомимым тружеником. Оставила после себя бесценный труд, как «Тематический словник Живой Этики», «Записи о психической энергии», «Размышления о переходе в Тонкий Мир» и другие работы.

Незаменимым её помощником являлась Пормалис Мета Яновна – человек, наделённый необычайно тонкими внутренними качествами. Это человек, к которому тянулись и тянутся все, знающие её. Человек эрудированный, знающий в совершенстве пять языков: латышский, русский, немецкий, французский и английский. Человек, обладающий чувством юмора, что делает с ней общение лёгким и интересным.

Среди старших членов Общества была и верный спутник жизни Рихарда Яковлевича Рудзитиса – Элла Рейнгольдовна Рудзите (артистка Лиепайского театра), которая до сегодняшнего дня с благоговением хранит память её великого друга. Э. Р. Рудзите также была репрессирована.

Вспоминаются ещё и такие имена, как Буцен, Мисиньш (муж и жена), Звайгзне, Эмилия Виестурс (артистка), а также артистки Ариня, М. Я. Лицис-Риекстынь, М. Ведринская.

Посещали ещё Общество ст[аршие] члены Айя Виестуре, Ренкуль, Крауклис О. Н., Либерт, Слётовы (муж и жена), Якобсоны Бруно и Каролина. Бруно Яковлевич Якобсон часто выступал с музыкальными произведениями на вечерах Общества.

Помню Макарова А. А. – в то время молодого офицера с открытыми восторжёнными глазами. Приходили Сусины (муж и жена) и др. Приезжали часто гости из Литвы, Эстонии и Даугавпилса.

 

Что можете рассказать о работе Общества?

По четвергам обычно занимались группы по изучению книг Живой Этики. Вели группы: Клизовский, Валковский, Стыпрайс, Крауклис, Драудзинь. Мы с мужем посещали группу, которую вела Ольга Никаноровна Крауклис. Мы читали книги Учения, обсуждали прочитанное, а дома в письменном виде приготавливали, как кто понимает параграфы. В нашей группе занимались: я с мужем, Аншевицс Э., Стребейко, Трофимова И., Маркова Н. и её муж Марков А., Хофмейстер.

По воскресеньям были общие собрания. Все группы собирались вместе. Прочитывались письма, посылаемые из Индии Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами. В письмах Елена Ивановна отвечала на задаваемые ей вопросы по Живой Этике. Иногда по воскресеньям устраивались литературно-музыкальные вечера, на которых выступали профессиональные артисты и оперные певцы. Читались лекции, рефераты. Часто выступала Зента Мауриня с её философским уклоном.

Принимала участие в этих мероприятиях и самодеятельность Общества. Часто выступала артистка Рижской русской драмы старший член Общества Мария Андреевна Ведринская. Пел Дравниек Александр Оттович, играл на пианино Бруно Яковлевич Якобсон. Однажды помню, пела Катенева Ольга Александровна с Шумахер дуэт Лизы и Полины их оперы «Пиковая дама», иногда они выступали и с сольными номерами. Пела также Аншевиц Эмилия Климентьевна. Принимали участие в самодеятельности и другие лица, фамилии которых я уже не помню. В Обществе была постоянная экспозиция Н. К. и С. Н. Рерихов. Устраивались выставки картин, например, Чурлениса, Пурвитиса, Розенталя и др[угих] мастеров.

В действительные члены Общества принимались кандидаты после не менее годичного пребывания в Обществе. Незадолго до ликвидации Общества большим событием было для меня, когда я получила Изображение Вл[адыки], вручённое мне в Комнате Учителя Рихардом Яковлевичем Рудзитисом.

Особенно торжественно проходили в Обществе памятные дни (24 декабря и 24 марта). В круглой арке (продолжение зала), на столе, утопающем в цветах (по большей части – фризии), стояли канделябры с зажжёнными свечами, курились ароматные индийские палочки, стояло Свящ[енное] Из[ображение], и звучала чаще всего музыка из опер Вагнера – «Лоэнгрина» и «Парсифаля» – или Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Эти произведения особенно любила Елена Ивановна Рерих.

Хочется ещё добавить, что Обществу принадлежал книжный магазин, имелась своя пекарня, где испекался хлеб из грубого помола зёрен пшеницы.

 

Что можете рассказать о судьбе картин и книг после ликвидации Общества?

Если не ошибаюсь, то ликвидация произошла в начале 1940 г. Как это происходило, мне неизвестно, т.к. в этом принимали участие ст[аршие] члены Общества. Мне известно только, что когда началась война и вошли в Ригу немцы, то некоторые друзья Общества стали спасать картины и книги, вывозя их в более надёжное место, т.к. советские организации по ликвидации Общества ещё не успели перенять ценности. Например, мне известно, что картины были вывезены в Межапарк в собственный дом ст[аршего] члена Мильды Яновны Лицис-Риекстынь, у которой был соответствующий для этой цели погреб – чистый, сухой, с центральным отоплением. Вот таким образом через всю Ригу в несколько приёмов были перевезены картины вручную на двухколёсной тачке. Перевозил их Калнс Арвид Юльевич и, кажется (точно не знаю), Карклиньш – музыкант из оперы. После окончания войны картины были переданы соответствующим советским учреждениям.

Книги, главным образом, были размещены в квартире у Е. Драудзинь и у Бруверис в Огре, в принадлежащем ей частном доме, остальные книги по частям были розданы другим членам для сохранения.

После начавшихся арестов членов Общества книги были конфискованы органами МГБ, и только незначительная часть книг уцелела у некоторых лиц.

 

Продолжали ли общаться члены Общества после ликвидации его?

Да, продолжали встречаться с друзьями во время немецкой оккупации и далее, вплоть до начавшихся арестов. За это время к нам присоединились и некоторые новые друзья, которые впоследствии также были репрессированы.

Встречаясь, мы продолжали изучать книги Живой Этики, отмечали памятные дни. Помню один из памятных дней у Рудзитиса Р. Я. В торжественной обстановке играли на скрипке Карлис Лиепа и Арвид Янсон – духовные друзья, в то время профессиональные музыканты оперы. Встречались также у Е. Я. Драудзинь в её квартире по ул. К. Маркса. Приезжали туда иногда и гости из Даугавпилса, Литвы и Эстонии. Также встречались на квартире у Калнс Арвида Юльевича, в результате чего образовалась систематическая группа по изучению книг Живой Этики. В неё входили: М. Ведринская, М. Лицис-Риекстынь, Ариня, Ренкуль, О. Катенева, В. Крупко, Л. Андерман, Э. Швальбе, К. Лиепа, И. Лиепа и я с мужем.

В 1925 году мой муж умер, а через восемнадцать лет в 1963 году ушла с земного плана и мама мужа Осташова Фелиция Викентьевна.

 

Когда начались аресты?

Аресты проходили в три приёма (кажется, с 1948–1950 гг.). Насколько мне известно, сначала был арестован Р. Я. Рудзитис, затем, кажется, Лукин Г. Ф. Во вторую очередь попали Драудзинь Е. Я., Якобсон Б. Я., Калис А. Ю., Швалбе Э. К., Андерман Л. Я., Приселков В. В. В третью: я, Катенева О. А., Пормалис М. Я., Пормалис К., Валковский, Якобсон К. Я., Берзиньш, Трофимова И. В., Бруверис.

 

Встретили ли Вы в заключении кого-либо из друзей?

В лагере в Воркуте встретились с Л. Я. Андерман, затем Якобсон К. Я., Э. Берзиньш. Затем их через месяц перевезли в другое место. Хочу здесь остановиться на трагично сложившейся судьбе у Эрики Берзиньш, которая незадолго до начавшихся арестов познакомилась с некоторыми членами Общества, что и послужило поводом для её ареста.

Грузовая машина, которая из лагеря везла её вместе с другими заключёнными на работу, на железнодорожном переезде во время пурги попала под поезд. Очень много было убитых и покалеченных, в том числе пострадали и Э. Берзиньш, у которой поездом отрезало правую руку по самое плечо.

Мы с Катеневой Ольгой Александровной оставались всё время вместе до самого освобождения.

Когда нас в лагере начали выпускать за зону, мы иногда посещали ст[арших] членов Общества Слётов Л. Б. и Слётова А. А., которых из заключения уже освободили, но оставили в Воркуте на вольном поселении. У них встречались с Калнс А. Ю. и иногда с Лукиным Г. Ф.

Здесь хочу добавить, что по возвращении в Ригу из заключения я стала женой Калнс Арвида Юльевича.

Зная его на протяжении многих лет, могу сказать, что это был человек, который стремился к сокровенным знаниям на протяжении большей части своей сознательной жизни. Это был человек эрудированный в самом широком понятии этого слова. По профессии являлся высококвалифицированным юристом. Многие годы посвятил глубокому и всестороннему изучению философской мысли Живой Этики и щедро делился своими познаниями с единомышленниками. Самый тесный контакт поддерживал с Рудзитисом Р. Я., Драудзинь Е. Я., Осташовой Ф. В. и др., с которыми делился своими сокровенными мыслями, пополняя свои внутренние духовные качества.

Жаль, что так преждевременно оборвалась его жизнь. Как видно, годы, проведённые в заключении, не прошли мимо. Так и не пришлось ему дожить до сегодняшнего дня, когда он мог бы приложить свои глубокие знания Учения Живой Этики и применить организаторские способности на ниве возрождения Общества им. Н. К. Рериха.

 

Когда вернулись после заключения в Ригу? Встретились ли с кем-нибудь из друзей и встречаетесь ли сейчас?

Стали возвращаться в основном в 1956 году, а некоторые вернулись немного раньше. В сентябре 1956 года были все реабилитированы.

После возвращения из заключения встречались между собою, поддерживали контакты и с друзьями [из] Эстонии, Литвы, Москвы и городов Латвии. Особенно яркие воспоминания остались у меня, когда мы встречались в доме Драудзинь Е. Я. «Лачплеши» в Юмправе, где она так мечтала создать подобие Общины.

Старых друзей осталось мало. Стараемся по возможности навещать друг друга. Из членов общества 30-х годов осталось в Риге 7 человек и двое в Даугавпилсе.

Полагаю, что старые друзья бережно донесли Великий Свет до новых поколений. Теперь слово за молодёжью!

[Конец 1980-х годов]

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока) (источник)

 

 

Приложение

Из книги Карклиня Инга-Галина. Капли живой воды.

Через семью Калнс я получила «Воспоминания» Лидии Петровны Осташевой-Калнс, которые привожу дословно:

«О семье моего первого мужа Сергея Осташева рассказ следует начинать с Фелиции Викентьевны, его матери, – пишет Лидия Петровна. – Она была прекрасным педагогом, воспитавшим не одно поколение достойных учеников. С Учением Живой Этики она была знакома много раньше нас всех – ещё до создания Латвийского Общества им. Н. К. Рериха... Для меня и для моего первого мужа Сергея Осташева, умершего в 1945 году от туберкулёза на 37-м году жизни, Фелиция Викентьевна была истинной духовной матерью и наставницей в жизни. Она лично переписывалась с Еленой Ивановной Рерих и способствовала духовному развитию группы друзей Латвийского Общества в городе Даугавпилсе. В её группу входили и старшие члены Рижского Общества: Е. М. Зильберсдорф, Ф. С. Барун, И. Вертинский (старший). Особое внимание Ф. Осташева уделяла молодёжи, интересующейся Учением Живой Этики, среди которых учительница особенно выделяла А. Крупко, Вертинского-младшего... Когда для меня с мужем по её совету пришла пора поступать в Рижское Общество Н. К. Рериха в конце 1938 года, она дала нам рекомендации».

К сказанному о Фелиции Викентьевне добавлю, что её знали не только в Латвии, с ней в молодости встречалась учительница с Украины (город Житомир) Софья Мариановна Якубовская и назвала её при встрече со мной и Элзой Швалбе в 1957 году «выдающимся психологом – воспитателем детской духовной морали».

О себе Лидия Петровна Осташева-Калнс рассказала очень кратко: «Родилась я 9 марта 1912 года в Варшаве. Отец мой – Петерис Изак, по национальности латыш, по специальности строитель, мать – полька. Вскоре после моего рождения они переехали в Петербург. Начальное образование я получила в польской школе, а затем, когда родители переехали на родину отца в Латвию, я поступила в Коммерческое училище. Мне было 19 лет, когда я вышла замуж за Сергея Осташева, тогда же вместе с ним начала посещать кружок Живой Этики в Риге, руководимый востоковедом Владимиром Анатольевичем Шибаевым. Тогда же я познакомилась с доктором Феликсом Денисовичем Лукиным... С благодарностью и любовью вспоминаю своего первого мужа Сергея Осташева, унаследовавшего от матери доброту и отзывчивость сердца, преданность Учению. Был он одарённым человеком, успешно занимался живописью.

Из старших членов Латвийского Общества 30-х годов на меня сильное впечатление произвёл сын д-ра Феликса Лукина Харальд Феликсович – молодой врач, член-корреспондент научного исследовательского института «Урусвати». Это был энергичный, очень честный, прямой и откровенный человек... Хорошо помню Александра Ивановича Клизовского. Это человек высшего благородства души и обширных знаний... Ему шёл 65-й год, но во всём была видна старая офицерская школа: всегда подтянутый, галантный, малословный. В памяти моей сохранился также образ необыкновенно мужественного человека, талантливого литератора-публициста и психолога Зенты Мауриня... Её лекциями мы все восхищались: более эрудированного лектора я не встречала... Состояли мы с Сергеем в младшей группе Общества, которую возглавляла Ольга Никаноровна Краклис... Особенное внимание она уделяла самостоятельной работе членов группы, в частности письменным домашним заданиям на тему прочитанной литературы. После ареста и суда по делу рериховцев, уже вдовой, я находилась в одном лагере с Ольгой Александровной Катеневой-Нейман в Воркутинском районе. Когда нас в 50-х годах стали выпускать в зону вольного поселения, я встретилась там и сблизилась духовно с избранником сердца Арвидом-Михаилом Калнсом...»

 

 


№86 дата публикации: 01.06.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020