Грани Эпохи

этико-философский журнал №86 / Лето 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Вивекананда как явление
«почтового голубя»

Истинно, преждевременная смерть Вивекананды может быть оплакиваема всеми, и Индией особенно, хотя она ещё не осознала этого. Вивекананда мне ближе Рамакришны, ибо он был почитателем Будды и любил говорить: «Я слуга слуги слуг Будды». Для Вивекананды смерть была истинным освобождением из земного ада, но возможно, что даже он сожалел потом, что его подвиг остался как бы незаконченным. Он многое мог ещё укрепить, ибо он был носителем Луча Будды.

Е. И. Рерих, Письма, т. 7, № 115.

 

Столь непохожие жизни

Если сравнивать основные этапы жизни Наренды, а это настоящее имя индийского философа Вивекананды, то нетрудно заметить разительное отличие от жизни его земного Учителя. Рамакришна прошёл через крайнюю бедность, в школе, не видя в том смысла, учился без прилежания, в грамоте не преуспел. Иное дело Наренда, который, много и охотно учился, стремился к широкому образованию и, казалось, желал овладеть премудростью всех наук.

Но в конце трудного пути оба пришли к одному итогу: посвятили жизни служению человечеству. Причём настолько безоглядно и самоотверженно, что прожили на белом свете обидно мало.

Из энциклопедии: «Свами Вивекана́нда (имя при рожденииНарендрана́тх Да́тта (12 января 1863, Калькутта, Бенгальское президентство – 4 июля 1902, Белурский монастырьвблизи Калькутты) – индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны (Рамакришна Матх) и Миссии Рамакришны».

Вивекананда, помимо Учителя «земного», имел наставника «небесного», Учителя авторитета недосягаемого. В одном из писем Е. И. Рерих приводит суждение Владыки в отношении медиатора В. Л. Дудко, где упоминается и Вивекананда: «Вы являете собою необыкновенно интересный субъект для ярого космического изучения, ибо можете оявить много интерес:ных сокрытых свойств человека».

В отношении Вивекананды сказано следующее: «Недоумения рассеются, когда ярая научится разбираться в словах и личностях, произнесших их. Яро уявляются две Личности – Мой ученик Вивекананда, и Моя посылка достигает иногда её смущённое сознание. Явление слов Вивекананды яро принадлежит ему, и яро Я могу сотрудничать с ним.

…Но яро скажи ей об опасности одержания для неё (Л. В. Дудко, автор), если ярая отойдёт от Вивекананды, Мастера и ученика Моего, уявленного на Земле для запечатления Учения Рамакришны и основ Индуизма». Е. И. Рерих, Письма, т. 9, № 88.

В приведённом письме обозначено «кто есть кто», а главное, дана высокая оценка Мастеру Вивекананде, чётко обозначена его кармическая задача.

Из биографии: «Даже в детстве он проявил развитой ум и острую память. Он практиковал медитацию с того же раннего возраста. Учась в школе, он показывал хорошие результаты в учёбе, а также в различных играх.

…В 1879 году Нарендра поступил в Президентский колледж (Presidency College) в Калькутте для продолжения учёбы. Проучившись там один год, он перешёл в Шотландский церковный колледж и изучал философию. В течение курса он изучал логику, западную философию и европейскую историю».

Перед нами открывается картина социально активного, жизнелюбивого и поначалу, казалось бы, далёкого от религии молодого человека: «Он организовал любительскую театральную студию и гимнастический клуб и брал уроки в фехтовании, борьбе, гребле и других видах спорта. Он также изучал инструментальную и вокальную музыку. Он был лидером среди своих друзей. Даже когда он был молод, он подверг сомнению обоснованность суеверных обычаев и дискриминации, основанных на кастовых различиях и религии».

Однако, уже в молодые годы, имея ум склонный к размышлению, Наренда, начинает задумываться о несправедливости общественной жизни. Но больше всего интересует вопрос: «Видел ли кто-нибудь Бога воочию»? Вопрос Наренда задавал многим и в течение многих лет. Оказалось, что Бога не видел никто. Кроме одного человека. Этим человеком явился будущий Учитель Рамакришна.

 

Судьбоносная встреча

Из биографии: «По этой причине он вступил в Брахмо-самадж, влиятельное религиозное движение того времени, руководимое Кешаб Чандра Сеном. Но приходские молитвы и религиозные песни Самаджа не могли удовлетворить желание Нарендры осознания Бога. Он спрашивал лидеров Брахмо-самадж: видели ли они Бога? Он никогда не получал от них удовлетворительный ответ. Примерно в это время профессор колледжа У. Хасти рассказал ему о Рамакришне из Дакшинешвара».

…Нарендра впервые встретил Рамакришну в ноябре 1881 года. Он задал Рамакришне тот же вопрос, который он задавал другим религиозным лидерам: видел ли он Бога. Рамакришна немедленно ответил: «Да, я видел Бога, подобно тому, как я вижу тебя, только более ясно». Нарендра был поражён и озадачен. Он чувствовал, что слова этого человека были честными и вышли из глубин его опыта. Он начал часто посещать Рамакришну».

Как истинный учёный, Наренда не мог поверить на слово: «Он проверял всё, что делал и говорил Рамакришна, но учитель был терпелив, снисходителен, весел и полон любви. Он никогда не просил Нарендру, чтобы тот отказался от здравого смысла, и он встречал все аргументы и исследования Нарендры с бесконечным терпением. По прошествии времени, Нарендра принял Рамакришну, и когда это случилось, его принятие было искренним. В то время, как Рамакришна преимущественно учил философии двойственности и пути бхакти<других его учеников, он учил Нарендру адвайта-веданте<, философии не-дуализма».

 

Учитель умер. Да здравствует Учитель!

Потребовалось пять лет общения Наренды с Рамакришной, чтобы окончательно уверовать в Бога. И отречься от всех соблазнов жизни, чтобы истово служить Богу. В августе 1886 года у Рамакришны развился рак горла, и Учитель ушёл из жизни...

Наступил черёд Наренды возглавить группу учеников, принявших монашеские клятвы. Они обосновались в Калькутте, в Баранагоре и основали монастырь Ордена Рамакришны, затем, прося подаяния, пустились в путешествие по Индии, «пройдя вдоль и поперек весь Индийский субконтинент».

С 1890 годаНаренда называет себя новыми именами, и таких имён появилось несколько. В этот период идёт поиск наиболее значимого, точного псевдонима. И, в конце концов, Наренда находит его: «Утверждается, что принять имя Вивекананда, которое значит на санскрите «блаженство различения», было предложено ему махараджей Кхетри перед его отправкой в США».

Итак, Вивекананда заявляет о себе, как о человеке «блаженства различения». То есть, умения различать, что к чему и от этого испытывать блаженство. Точнее сказать, выявлять и познавать истину, отчего испытывать радость и смысл жизни, называя это блаженством. Имя Вивекананда выбрано более чем удачно, поскольку содержит глубокий философский смысл жизненных устремлений Наренды.

 

Знакомимся с символом микрокосма рождения.

Как и в случае с Рамакришной, у Йога Вивекананды рождение происходит в стихии Огня (знак Овен), причём при сильнейшем Марсе, как управителе Овна, к тому же «возглавившем» момент рождения. Этим безусловным отличием объясняется невероятная энергия Вивекананды, требующая выхода наружу, острое желание взять инициативу на себя, вести за собой других, что неизбежно должно привести к перерасходу жизненной энергии. Более того, у Вивекананды предполагается «яркая вспышка» жизненной энергии, своего рода выброс «солнечного протуберанца», в результате чего на завершение напряжённой духовной деятельности может не хватить ни энергии, ни выдержки, ни терпения.

 

 

На печальное обстоятельство отчасти указывает и Е. И. Рерих, когда пишет: «Возможно, что даже он сожалел потом, что его подвиг остался как бы незаконченным». Незаконченным по причине, что «сгорел как свеча»…

В микрокосме рождения обозначены трудности общения Марса с Солнцем и Венерой, что предполагает «проявление гнева и импульсивности, сильные инстинкты и безудержные страсти». Страсти, заложенные в момент рождения, однако, реальное проявление которых, хотя и с большим трудом, возможно сгладить усилиями разума, воли и истового служения Богу.

Картина-символ рождения, а с ним и Марса микрокосма, находится в 28 градусе знака «Овен» и представляет «Большую аудиторию, которая встречает исполнителя, который не оправдывает её ожиданий».

Читатель, вероятно, помнит, что подобная картина уже встречалась, когда речь шла о знаменитых алхимиках. На что же указывает символ? Символ, вероятно, указывает на то, что для Вивекананды важна необходимость зрелого приготовления и самокритики. И «чувство ответственности за то, что породят его действия в тех, кого заставили ожидать значимых результатов». Таково понимание картины-символа психоаналитиком Дэйном Радьяром (1, стр.60).

 

Ум, открытый для всего нового

Для учёного, философа и человека религии особенно важно содержание Меркурия микрокосма, а он в данном случае испытывает близкое влияние Венеры, гармоничное воздействие Нептуна и благотворное влияние Сатурна.

В первом случае следует ожидать «изысканную речь и такое же письмо, литературные способности, дипломатию в обиходе, понимание связей и отношений» (2, стр.78).

Как видим, налицо имеется объективный фактор, сдерживающий предполагаемое проявление гнева и немилости Марса.

Во втором случае может проявиться «тонкое воображение художника, склонности с религиозным оттенком, сочувствие и понимание людей, союзы с людьми мистических наклонностей, любезность в обиходе» (2, стр.92). И это второй важный фактор, противостоящий возможной агрессии Марса.

В третьем случае могут обнаружиться «задатки деятеля искусства, с чувством ритма, равновесия, пропорций, справедливость и благородство, понимание нужд обездоленных и готовность им помочь» (2, стр.106).

Присмотримся к Меркурию рождения в 4 градусе знака «Водолей» и выявим следующую картину-символ: «Индийский йог, демонстрирующий свою целительную силу».

Как говорится, попадание «не в бровь, а в глаз», попадание наиточнейшее, безусловное.

И означающее: «Умелое использование духовных энергий для восстановления естественной гармонии, нарушенной негармоничными попытками человека преодолеть природу посредством ума» (1, стр.204).

Однако одного ума для «преодоления природы» недостаточно. Для этого необходима помощь духовных энергии. Причём умелое использование, в чём как раз и преуспел Вивекананда.

Положение Меркурия замечательно тем, что подле него расположились чувствительные точки «Славы и Репутации» (№11) и «Споров» (№ 39), что, по-видимому, как раз и связано с умелым использованием духовных энергий, которые не могут не вызывать дискуссии и споры.

 

Рабочий вариант микрокосма рождения Вивекананды,
как продукт деланья «печурки» Алхимика XXI века

Представим читателю микрокосм рождения Вивекананды, комментируя характерное положение некоторых ключевых точек. (3, стр.53).

 

 

В трудовых буднях и в состояния здоровья (VI дом) – тайные враги (№ 70). В данном случае «тайный враг» – сам Вивекананда, безоглядно растрачивающий жизненные силы.

  • Та же тема прослеживается в доме Сотрудничества (VII дом), куда попадают точки «Конфликтов» (№12), «Опасности» ( № 63), «Огорчения в здоровье» (Крест «Злой фортуны»).
  • Что касается карьеры и репутации (Х дом), то здесь источник «Популярности» (№ 64) Вивекананды, которая приносит ощущение Счастья («Колесо Фотуны»).
  • В отношении Лишений и Страданий (XII дом) можно предположить, что оные явились следствием «Коренного изменения» (№ 67) в «Высшем образовании» (№ 49).

Имеется любопытная фотография, на которой рядом с Вивеканандой запечатлён гений электротехники Никола Тесла, который, как и человек «блаженства различения», умело использовал духовные энергии для восприятия и разработки научных идей. Идей, явленных из Космоса и воплотившихся в уникальных образцах электротехники. Идей, явившихся нежданно и негаданно для самого Тесла. Как данность.

 

Слева направо: Анагарика Дхармапала, Свами Вивекананда и Никола Тесла. 1893 год.

 

Поездка в США

Однако, вернёмся к биографии Вивекананды: «Он вошёл в тесный контакт с культурой других регионов и различных классов людей в Индии, заметил отсутствие равновесия в обществе и тиранию высших каст по отношению к низшим кастам. Он осознал потребность в омоложении нации, для того, чтобы Индия выжила как таковая.

…Вивекананда отправился в Мадрас и рассказал о его планах для Индии и индуизма молодёжи Мадраса. Они были впечатлены личностью и идеями молодого монаха и стали уговаривать его поехать в США, чтобы представить индуизм на Всемирном парламенте религий. Таким образом, при помощи его друзей из Мадраса, раджи Рамнада и махараджей Майсура и Кхетри, Вивекананда отправился в своё путешествие в Америку».

…Вивекананда выступил в 1893 году на Всемирном парламенте религий в Чикаго, где ему устроили овацию в начале его речи, когда он обратился ко всем со словами: «Сёстры и братья Америки». Прибытие Вивекананды в США многие считают отправной точкой в начале интереса к индуизму на Западе.

О пребывании Вивекананды в США своеобразно упоминается в письме Е. И. Рерих: «Скажите нашим ближайшим друзьям, если будут спрашивать мнение о новом спасителе, что ни один истинный учитель, ни один радж-йог (практикующий раджа-йогу («царственную йогу») – систему развития духовных сил, основанную на управлении и контроле функциями ума, – А.Х. ) не приедет сейчас ни в Америку, ни в Европу. Последним истинным вестником-индусом приезжал Свами Вивекананда, но разве оценили его по достоинству при жизни и разве нашёл он поддержку своим идеям? Нет, ибо невежеству ближе лжепророки и обманщики, им нужно нечто, что бы поражало и щекотало их грубое восприятие» (т. 1, №132).

Как видим, отмеченное астрологией существо микрокосма рождения в полной мере проявилось в жизни и творчестве Вивекананды. И всё-таки удалось ли человеку «блаженства различения» избежать «затаившегося» в натуре негатива Марса?

Как и следовало ожидать, не удалось. О чём можно судить по упоминанию в биографии: «В течение нескольких лет после Парламента он основал центры веданты в Нью-Йорке и Лондоне, читал лекции в основных университетах и всюду, куда бы он ни приезжал, разжигал интерес Запада к индуизму. Его успех не обошёлся без конфликтов, большинство из которых были связаны с христианскими миссионерами, к которым у него было жёстко критическое отношение. После четырёх лет постоянных турне, чтения лекций и ретритов на Западе он вернулся в Индию в 1897 году».

 

Противник астрологии

Увы, Вивекананда не жаловал тех, кто пытался понять «логику звёздного неба». И на то была серьёзная причина. В биографии читаем: «Вивекананда не был сторонником популярных в то время парапсихологии, астрологии и т.п., (один пример этому можно обнаружить в его речи «Человек – творец своей судьбы», ПСС, Том 8) говоря, что эта форма любопытства не помогает в духовном прогрессе, а препятствует ему».

Можно согласиться с тем, что «астрология и не помогает в духовном прогрессе», зато являясь наукой всеобъемлющей, способна раскрыть тайны духовного развития. Доказательством чему служит работа автора о жизни и творчестве «противника астрологии».

Но спросим: прав ли Вивекананда, преувеличивая собственные возможности и отвергая самокритику? Конечно, человек творец своей судьбы, но… творец в определённых пределах. Судьба по закону кармы предначертана Богом-Космосом в момент воплощения. Поэтому «черновик» судьбы – данность, не зависящая от человека. И знать эту данность, ох, как необходимо. «Противник астрологии» Вивекананда черновик судьбы не читал. И напрасно. Человеку, в сотворчестве с Богом, даётся возможность «переписать черновик» судьбы. Но для этого «черновик судьбы» следует знать. С помощью астрологии, которую Вивекананда отвергал.

Остановимся подробнее на том, о чём горевала Е. И. Рерих: на преждевременном уходе Вивекананды. Следуя за Учителем Рамакришой, прожившим короткие 50 лет, Вивекананда прожил ещё меньше. Всего 39 лет.

 

Любовь, как принцип искупления

«…Большие Духи в своей ярой устремлённости к принесению максимума помощи пренебрегают осторожностью и излишней выдачей своей психической энергии открывают себя тяжким заболеваниям и тем сокращают свою жизнь, как было с Рамакришной и Вивеканандой» (т. 7, № 115).

Для понимани указанного тезиса следует обратиться к VIII дому, Дому Смерти и Наследства Вивекананды, отметив, что в 15 градусе знака «Стрелец» находится Восходяший Лунный узел и чувствительная точка «Судьбы» ( № 14).

Дом Смерти расположен в 29 градусе знака «Скорпион» и являет картину-символ: «Индейская женщина защищает перед вождём жизнь своих детей». Не эта ли символическая защита детей мира исчерпала жизненные силы Вавекананды и явилась причиной раннего ухода? Поскольку картина-символ означает «любовь, как принцип искупления» (1, стр.171).

Обратимся к пояснению символа психоаналитиком: «Принцип целостности в человека – Душа – работает для уравновешения или смягчения великой кармы. В религиозных терминах это – Мария, Мать, рассматриваемая как Посредница в постоянном заступничестве ради потерявших путь индивидуумов».

Восходящий Лунный узел указывает на особенность вхождения человека в отношения с Обществом и там же отмечена судьба Вивекананды (точка № 14), представленная картиной- символом в 22 градусе знака «Лев»: «Почтовый голубь, выполняющий поручение».

Что за поручение несёт Обществу Вавекананда в образе почтового голубя? Оказывается, поручение «высокой духовности, развиваемой на службе человечеству» (1, стр.120). В этом по сути и заключается Судьба человека «блаженства различения».

И последнее: год смерти Вивекананды выпадает на 28 градус знака «Дева», вплотную подходит к Дому Работы и Здоровья (VI дом), конфликтует с Ураном в 17 градусе знака «Близнецы». Та же ситуация в принципе наблюдалась и у Рамакришны…

Год смерти Вивекананды обретает картину-символ «Плешивый человек, захвативший власть», что в расшифровке символа означает «полную власть личности в моменты, требующие решения». Итак, имеется полная власть Вивекананды в момент фатальной угрозы его здоровью и жизни. Полная власть в момент принятия решения продолжать ли и далее безоглядно тратить скудные запасы психической энергии или же поберечь силы. Комментируя символ, Дейн Радьяр пишет: «Как в религиозной, так и социально-политической и культурной жизни бывают моменты, когда устарелые паттерны порядка и культурной утончённости должны быть радикально и безжалостно изменены» (1, стр.140).

 

Памятник Вивекананде в Мумбае

 

Вывод очевиден: во власти Вивекананды было решить, как распределять силы для выполнения кармического задания. Поберечь психическую энергию или растратить до срока. В то время, как «всё подчиняется силе воли - Божественной, но человеческой в исполнении».

 

Некоторые принципы и суждения Вивекананды

– Бог один, отличаются лишь его имена. Одни называют его Аллахом, другие – Богом, кто-то Брахманом<, кто-то Кали<, кто-то – Рамой, Хари, Иисусом, Буддой.

– Идеи адвайта-веданты могут быть не только философски возвышенными и духовными, но и сугубо практическими и имеющими общественное, даже политическое значение.

– На какой основе мы считаем себя лучше или хуже, или даже лучше или хуже, чем другие? …Эти различия растворяются в ничто, в свете единства, которое йог испытывает в состоянии Самадхи.

– Никто не может быть истинно свободен до тех пор, пока не свободны все.

– Следует стяжать святость, быть бескорыстными и иметь веру в себя.

– Каждая личность является божественной сама по себе.

– Служение Богу, видя Его присутствие в бедных людях.

– Неутомимая работа для спасения других может быть истинным признаком просветленного человека.

– Необходимо строгое разделение между религией и государством (церковью и государством).

– Религия не должна вмешиваться в такие вопросы как, например, брак, наследство.

 

Литература

1. Дейн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006.

2. Френсис Сакоян, Льюс Экер. Большой учебник астрологии. Москва, 1991.

3. Ян Кефер. Практическая астрология. Донецк: «Вежа», 2006.

 

 


№77 дата публикации: 01.03.2019

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020