Грани Эпохи

этико-философский журнал №86 / Лето 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

Варяжский князь из Ташкента

Рерих видит Россию как чудесный,

единственный на земле, край,

куда по воле судьбы, текут пути

многих странников мира, где

сталкиваются достояния народов

далёких и, даже, незнаемых друг

другу – из этих столкновений

родилось великое и прекрасное

зрелище русской древней культуры. [1]

Сергей Эрнст

 

Н. К. Рерих. Князь. 1916. Дерево, темпера. 35,5 х 44,5.

Государственный Музей Искусств Узбекистана. Ташкент.

 

Необычная картина Николая Константиновича Рериха «Князь», написанная в 1916 году, находится в Ташкенте, в Государственном Музее искусств Узбекистана.

Читаем музейное описание:

«Композиция построена как эскиз к театральной декорации с образом героя в костюме князя или варяга. На фоне стилизованного растительного орнамента, изображающего сад с ланью и фантастической птицей… крупным планом – профильное поплечное изображение мужчины с мужественным лицом в красной шапочке и красном плаще, с серьгой в левом ухе».

Добавим, что княжеская красная шапка с заострённым верхом по нижнему краю расшита крупным жемчугом (?) по светло-коричневому канту, крупная золотая серьга имеет вид широкого кольца и украшена большим красным камнем (шпинелью? рубином?). Красный плащ покрыт золотистыми узорами в виде кругов и розеток, обшит по краю широкой белой полосой и узкой коричневой тесьмой и скреплён на груди большой круглой золотой или позолоченной фибулой в виде броши.[2]

Князь молод и безбород, у него тонкие и длинные, закрученные кверху усы, широкие брови, густые тёмно-русые волосы, спадающие отдельными прядями на плащ, большие светло-карие глаза и длинный тонкий нос характерной формы. Вид у него не воинственный, а сосредоточенный, он погружён в глубокие думы…

За ним – причудливые белые, золотистые и тёмно-зелёные арабески сплетений листьев изысканного декоративного фона, напоминающего о Византийских орнаментах. Среди этого сказочного сада – птица, похожая на орла и необычная лань…

Яркий контраст тёмно-красного одеяния и золотисто-зелёного фона даёт звучный и радостный цветовой аккорд. Безупречно композиционное мастерство Николая Константиновича – он гармонично сочетает крупную голову князя и сплошной ковёр мелких струящихся завитков листьев, а изящный поворот головы лани линейным ритмом подчёркивает строгий профиль героя.

 

* * *

В Государственном Музее Искусств Узбекистана эта работа носит название «Голова молодого варяга». Но в монографии Сергея Эрнста 1918 года, изданной при жизни Николая Константиновича, в списке за 1916 год приведено авторское название «Князь», которое и будем использовать [3].

Необычна эта работа потому, что с начала 1900-х годов Н. К. Рерих редко изображает крупным планом лица героев своих картин. Можно насчитать чуть больше десятка таких «крупноплановых» работ из огромного художественного наследия мастера [4].

Известно, как прекрасно знал историю Николай Константинович Рерих. Будучи археологом, он на своих картинах изображает одеяния, украшения, и другие детали эпохи с исторической точностью. Не случайно современники говорили, что его картины о древней жизни надо помещать в учебники истории – как подробные иллюстрации.

Судя по золотому украшению с драгоценным камнем, красному плащу с золотой фибулой и красной шапке, расшитой жемчугом – перед нами человек знатный. Только знатные и богатые люди могли носить цветную одежду, тем более красную, так как в те времена красители (особенно пурпур, дающий тёмно-красный цвет) стоили очень дорого.

 

Рюрик Князь Игорь Вещий Олег

Варяжские князья на Руси – Рюрик, Игорь, Вещий Олег

 

Рерих назвал картину «Князь», а не конунг и не ярл, как называли правителей в древней Скандинавии [5]. Значит, перед нами правитель одного из княжеств древней Руси. Как считают историки, первые князья на Руси в IX–X веках были варягами (древне-скандинавскими воинами). Возможно, что Рерих изобразил лицо историческое…

 

* * *

Трудно сейчас представить, как выглядели варяжские князья, правящие на Руси в IX–X веках, хотя в летописях встречаются их описания… Но внешне, судя по приведённым иллюстрациям из исторических хроник, первые князья и их потомки были похожи друг на друга, и Рериховский князь имеет с ними сходство.

И легендарного Рюрика, и Вещего Олега, и князя Игоря, и князя Святослава Храброго обычно изображают в боевых доспехах и шлемах, с оружием в руках. Но их одеяния были варяжского типа, они почти не менялась на протяжении веков и вошли в быт русских князей более позднего времени.

Как были одеты знатные варяги (викинги) в древние века историки узнали из раскопанных курганов, где сохранились остатки тканей и украшения.

«Мужские туники или рубахи (возможно, туника надевалась поверх рубахи), могли, судя по изображениям, быть и облегающими, и широкими. Их могли носить с поясом или без него. Они были из тонкой шерсти и льна, с красивой шёлковой окантовкой, пояса были с нарядными пряжками. Плащи делались из плотной шерстяной ткани. Они были квадратного покроя и присборены у правого плеча, с тем, чтобы рука, держащая меч, была свободна. На плече или груди плащ скреплялся большой застежкой-фибулой. Складки плаща ниспадали спереди и сзади. Плащи иногда украшались вышивкой. Одеяние дополнялось шерстяной остроконечной или круглой шапочкой…

Плащи застегивались красивыми фибулами из золота, серебра или бронзы. Чаще всего такие фибулы имели продолговатую или округлую форму, либо форму трилистника. Круглые фибулы были в моде особенно в 900-х годах нашей эры» [6].

 

Скандинавские круглые фибулы:

 

Фибула круглая. Бронза. IX-X вв Фибула-брошь. Золото. Сарматы I в Фибула. Литьё. Скандинавия IX-X вв

Фибула. Бронза. IX-X в. Фибула-брошь. Золото. Фибула. Литьё. IX–X вв.

 

Рерих изобразил только головной убор князя и верхнюю часть плаща с круглой фибулой. Но они вполне соответствуют описанию одеяния знатного варяга и древнерусского князя.

Художник писал: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век… Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкали ждать всё лучшее, всё крепкое с севера. Долго только ладьи с пёстрыми парусами, только резные драконы были вестниками всего особенного, небывалого. Культура северных побережий… говорит нам не о проходной культуре севера, а о полной её осёдлости. Весь народ принял её, весь народ верил в неё» [7].

 

* * *

Декоративный фон, на котором изображён князь, напоминает о Востоке, о Византии… Вспомним, как древнерусские князья в своих походах доходили до столицы Византии Царьграда (Константинополя).

Византийский стиль в искусстве формировался, начиная с IV века, под влиянием греческого, римского и персидского искусств. И затем распространился на Руси. В Византийском и древнерусском орнаментах преобладают растительные мотивы, часто встречаются листья аканта [8] и «византийские цветы». Иногда они образуют «букеты», которые плотно заполняют всё пространство, подобно восточному ковру.

Такие стилизованные византийские мотивы наблюдаются на декоративном фоне картины Н. К. Рериха.

 

Византийский орнамент

 

Орнамент из листьев аканта

 

Византийский орнамент

 

Орёл Лань

Птица (орёл?). Лань

Н. К. Рерих. Князь. Фрагменты. 1918

 

Среди декоративных листьев фона – птица, похожая на орла, и лань. В византийских орнаментах орёл – символ царской власти, олицетворяет дух человека, способный взлететь к Небесам. А лань, с языческих времён олицетворяющая Солнце, в христианстве символизирует бегство души от мирских соблазнов.

 

Н. К. Рерих. Князь Игорь. Эскиз костюма

к опере А. Бородина «Князь Игорь». 1914

 

* * *

Но уже с 1909 года Рерих работает над сюитой, посвящённой опере «Князь Игорь» А.Бородина… С. Эрнст пишет: «Прекрасно-лирический строй «Слова о полку Игореве» надолго полюбился художнику – в 1914 году он снова пишет эскизы для «Князя Игоря», столь же сильные и одушевлённые в своих полных, ликующих красных, синих, зелёно-золотистых и жёлтых тонах, как и волнение древней повести о делах тайных и грозных. По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера» [9].

Художник тонко чувствует и прекрасно передаёт на своих холстах самобытную красоту древнерусского искусства, расцветшего в Киевской Руси, и вобравшего в себя многие иноземные веяния. Рерих писал: «Скандинавская стальная культура, унизанная сокровищами Византии, дала Киев, тот Киев… который по традиции долго считался матерью городов» [10].

Глядя на изображение князя Игоря (на эскизе костюма для оперы А. Бородина), мы узнаём детали древнерусского (варяжского) одеяния, а черты лица Игоря (здесь он изображён гораздо старше) напоминают молодого героя картины «Князь». Но выводы делать рано.

Изобразил ли Рерих на картине «Князь» историческое лицо? Или это обобщённый образ? Пока ответа нет…

Но прекрасное гармоничное сочетание строгого, скандинавского и пышного, восточного, византийского стилей, которое так мастерски отобразил Николай Константинович, было присуще Киевской Руси и придавало неповторимое художественное своеобразие всей древнерусской культуре.

 

Именно в этом таится очарование картины Николая Рериха «Князь», которое навсегда захватывает и покоряет…

 

Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам Государственного Музея Искусств Узбекистана (Ташкент) и Председателю Ташкентского Рериховского Общества Монасыповой Надежде Рауфовне за предоставленное цветное изображение картины и её музейное описание.

 

12 июля 2014 г.

Новосибирск

 

Примечания:

1.Эрнст С. Н. К. Рерих. (Биографический очерк). Петроград: издание Общины Св.Евгении, 1918. С.83.

2. Фибула (лат. fibula, скоба) – металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным. Мода на фибулы менялась достаточно часто. По фибулам в захоронениях можно точно датировать эпоху. За годы археология выработала точную периодизацию по фибулам.

3. Эрнст С. Н. К. Рерих. С.127.

4. Из «крупноплановых» вместе с реалистическим «Мужским портретом» (1900) и «Князем» (1916), можно вспомнить «Уходящий век» (1900-х), рисунок «Колдун» (1905) и «Колдун» (1909). И ещё несколько работ, написанных уже после отъезда Н. К. Рериха из России – «Атлант» (1921), «Сон Востока» (1921), «Явление срока» (1925–1926), а также «Монгольский лама» (1925–1926), «Тибетка» (1927), «Тибетский лама» (1927», «Лама» (старый) (1942) и «Лама» (молодой) (1942).

5. Ко́нунг (др.-сканд. konungr) – древнескандинавский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король.

Ярл (др.-сканд. Jarl) – высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств, ярлы стали доверенными лицами конунга и осуществляли его власть на местах.

6. Роэсдаль Э. Мир викингов: Викинги дома и за рубежом. СПб., 2001. С. 32-37.

7. Рерих Н. К. Радость искусству. 1908. Цит. по: Эрнст С. Н. К.Рерих. С.84.

8. Акант (греч. akanthos) – орнаментальный растительный мотив в форме стилизованных листьев и стеблей аканта – травянистого растения из семейства акантовых, произрастающим в Средиземноморье. Форма его листьев, с несколькими острыми концами, напоминающими чертополох, послужила основой для рисунка. Мотив возник в античном искусстве. В стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве.

9. Эрнст С. Н. К. Рерих. С.80.

10. Рерих Н. К. Радость искусству. 1908. Цит. по: Эрнст С. Н. К. Рерих. С.84.

11. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов http://gallery.facets.ru/

 

 


№61 дата публикации: 04.03.2015

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020