Грани Эпохи

этико-философский журнал №86 / Лето 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Поэт Александр Блок
в предчувствиях Матери Мира

Кто она, Прекрасная Дама Александра Блока, воспетая в цикле стихов 1901-1903 годов? Желанная земная женщина? Женщина неземная, мечта, зачастую встречающаяся у впечатлительных поэтов? Женщина-символ?

Но символ чего? Какой смысл вкладывал поэт в определение «Прекрасная»? Красивая? Абстрактно-идеальная? Каковой нет и не может быть на самом деле?

 

 

«Ты всему Дательница!»

Знакомясь с циклом стихов о Прекрасной Даме, где оба слова написаны с большой буквы, приходишь к заключению, что поэт имел в виду Даму, которая помимо отношения к поэту (вернее, отношения поэта к ней ) принадлежит всему человечеству, обретает всемирное, космическое значение, обнаруживает черты Матери Мира…

Этот вывод вполне согласуется с такой несомненной чертой Блока, как способность к пророчеству и ясновиденью:

 

«О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь[1]

 

Сверхчуткость в восприятии земного и надземного мира привела Блока к воспеванию неземной Прекрасной Дамы, а именно Матери Мира. Такова наша гипотеза. Нина Берберова в биографической книге «Блок и его время»[2] пишет: «К 1898 году его захватила одна идея: Вечная Женственность стремится воплотиться в его поэзии не как объект зарождающейся любви, но как смысл и цель мироздания». Как видим, гипотеза находит подтверждение…

При этом биограф отмечает удивительную черту натуры Блока: «Ему не свойственны ненасытная любознательность, жажда знаний, обычно присущие юности. Да и впоследствии он не пристрастился к чтению, чужие мысли его не увлекают. Лишь собственные чувства, помыслы, волнения отражены в его творчестве». Что же отсюда следует? То, что образ Прекрасной Дамы не был привнесён Блоку извне, а явился порождением его внутренней жизни, работы уникального микрокосмоса. Кто же она, Прекрасная Дама Блока или Матерь Мира, воспетая Еленой Рерих?

«Символ Матери Мира, дающей всему дыханию Космоса форму и назначение, претворяющей ядро в неисчислимые проявления, увенчал нашу Землю красотою. Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних как Земля, как Солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты, всему Дательница! Ты, всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление Пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой! (Надземное, 38.)

Определение Е. И. Рерих сущности Матери Мира находит подтверждение в стихотворении Блока, написанном 30 мая 1901 года:

 

…Пусть всем я чужд, в саду моём

Звенит и буйствует природа.

Я - соучастник ей во всём!

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

 

Но путь к Матери Мира вряд ли был бы возможен без любви и трепетного почитания Александром Блоком собственной матери. Нина Берберова пишет: «Дороже матери он никого не знал. Тайные узы, соединявшие их, никогда не порвутся».

Итак, от тайных уз к собственной Матери Блок переходит к тайным узам с Матерью Мира…

 

 

Лазурные дни или мрак грядущих дней?

18 сентября 1901 А. Блок написал:

 

Встали надежды пророка -

Близки лазурные дни.

Пусть лучезарность востока

Скрыта в неясной тени.

 

О приближении каких «лазурных дней» писал поэт на пороге ХХ века? Ответ космобиолога из века XXI будет таков: на пороге научно-технической и социально-политической революции поэт всем своим существом уловил набирающую силу космическую энергию Водолея, которая незримо обещала надежды на лучшее будущее человечества, на «лазурные дни» планеты Земля.

По мнению Блока «лучезарность» новых времён должна была прийти с Востока, оттуда, откуда восходит Солнце, и, следовательно, являет собой «великую творческую силу нашей сущности», то есть проявление Матери Мира. Вот почему у поэта и возник образ величественной Прекрасной Дамы…

«Надежды пророка», казалось бы, более чем обоснованные, но «скрытые в неясной тени», увы, так и остались надеждами. О какой же «неясной тени» говорил Блок? И в ней ли было всё дело? Именно в ней! Спустя 15 лет привходящая и набирающая силу (отчего и породила надежды) космическая энергия «свободы, равенства и братства» Водолея на равных вступила в яростную схватку с ослабевшей и уходящей, однако отчаянно сопротивляющейся космической энергией «лишений и страданий» эры Рыб, столетия которой подходили к концу.

 

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи...

 

Схватка борьбы привнесённых на планету Земля антагонистических космических энергий (неволя-свобода) породила хаос общественно-политической жизни стран и народов, отчего наступило время кровавых мировых войн и революций. Вот почему не осуществились предсказанные Блоком «лазурные дни», которыми слегка повеяло на начале века. Вот почему очень скоро поэтом был вынесен новый приговор Времени: «Под знаком равенства и братства здесь зрели тёмные дела».

27 февраля 1914 года А. Блоком записано трагическое пророчество: «О, если б знали, дети, вы, холод и мрак грядущих дней!»

 

 

Двуликое одиночество поэта

3 февраля 1901:

 

И тихими я шёл шагами,

Провидя вечность в глубине.

Душа молчит. В холодном небе

Всё те же звёзды ей горят.

Она молчит, - и внемлет крикам,

И зрит далёкие миры,

Но в одиночестве двуликом

Готовит чудные дары,

Дары своим богам готовит

И, умащённая, в тиши,

Неустающим слухом ловит

Далёкий зов другой души...

 

Строки поэта «провидя вечность в глубине» и «душа… зрит далёкие миры» указывают на то, что в образе в Прекрасной Дамы поэт запечатлел именно образ Матери Мира, вселенский образ Творческой силы.

Душа «в одиночестве двуликом» - душа в одиночестве земном и надземном. Душа, принадлежащая двум мирам, Душа, живущая в двух мирах одновременно.

 

Душа в стремленьи запоздала,

В пареньи смутном замерла,

Какой-то тайны не познала,

Каких-то снов не поняла...

 

Но причудливы, неисповедимы движения Души, всё чаще порождающие у А. Блока недовольство, а то и отчаяние перед жизнью…

 

Вселенная во мне

 

Всё бытиё и сущее согласно

В великой, непрестанной тишине.

Смотри туда участно, безучастно, -

Мне всё равно - вселенная во мне.

Я чувствую, и верую, и знаю,

Сочувствием провидца не прельстишь.

Я сам в себе с избытком заключаю

Все те огни, какими ты горишь.

Но больше нет ни слабости, ни силы,

Прошедшее, грядущее - во мне.

Всё бытиё и сущее застыло

В великой, неизменной тишине.

Я здесь в конце, исполненный прозренья,

Я перешёл граничную черту.

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту.

 

По признанию поэта его стихи, «начиная с 1897 года, можно рассматривать как дневник». Что же пишется в стихотворном «дневнике» Блока? В поэте «исполненном прозренья» заключена вся «вселенная, а так же прошедшее и грядущее». Жизнь от начала до конца! Но какую «граничную черту» перешёл Александр Блок? И какого «условного видения», сигнала ждал поэт, чтобы «отлететь в иную пустоту»? О какой «великой и непрестанной тишине» говорит Блок? Ответ будет таков: поэт ждёт видения Матери Мира, великой творческой силы в нашей сущности, чтобы отправиться на вечное свидание с пригрезившейся Прекрасной Дамой.

 

Небесное умом не измеримо,

Лазурное сокрыто от умов.

Лишь изредка приносят серафимы

Священный сон избранникам миров.

 

Александр Блок - избранник мира, способный воспринимать «священные сны», которые изредка приносят серафимы. Умом обывателя постичь «небесное» и «лазурное» невозможно, а значит, творческая космическая красота и сила сокрыта от земного восприятия.

 

 

Российская Венера и обет невольничьих служений

29 мая 1901 в Шахматово поэт устремляет взор к России:

 

И мнилась мне Российская Венера,

Тяжёлою туникой повита,

Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,

В чертах лица - спокойная мечта.

 

Она сошла на землю не впервые,

Но вкруг неё толпятся в первый раз

Богатыри не те, и витязи иные...

И странен блеск её глубоких глаз...

 

Отчего же туника России так тяжела? Загадочно звучит строка «она сошла на землю не впервые». Что имел в виду поэт? Ясно прочерчен тревожный образ России, без меры нерадостный, однако бесстрастный в чистоте и спокойной мечте. Нерадостным он остаётся и по сей день и, думается, ещё долго пребудут таковым…

30 мая 1901:

Кто уследит в окрестном звоне,

Кто ощутит хоть краткий миг

Мой бесконечный в тайном лоне,

Мой гармонический язык?

Пусть всем чужда моя свобода,

Пусть всем я чужд, в саду моём…

 

Одинок поэт в мучительных исканиях, в свободе предчувствовать Матерь Мира… И никому не дано не то, чтобы понять, но даже почувствовать толику того, что чувствует поэт, поскольку язык поэта заключён в «тайное лоно».

 

22 февраля 1902:

 

Я знал, задумчивый поэт,

Что ни один не ведал гений

Такой свободы, как обет

Моих невольничьих Служений.

Заповеданных лилий

Прохожу я леса.

Полны ангельских крылий

Надо мной небеса.

 

Непостижного света

Задрожали струи.

Верю в Солнце Завета,

Вижу очи Твои.

 

Поэт верит в Солнце Завета, видит в небесах задрожавшие струи непостижного света, видит ангельские крылья и очи Матери Мира.

 

 

Примечания:

[1] Шрифт выделен автором.

[2] Нина Берберова. Александр Блок и его время. М.: Издательство «НГ», 1999.

 

 


№53 дата публикации: 10.03.2013

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020