Грани Эпохи

этико-философский журнал №85 / Весна 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Тайны и загадки мощей святого Александра Свирского

Часть 5. Невероятные приключения мощей Святого Александра
в России ХХ века

Окончание, см. начало Часть 1 и Часть 2, Часть 3 и Часть 4.

 

Что есть религия?

Наступил ХХ век, а с ним и богопротивные времена. Советскими властями в качестве идеологического оружия своевольно взято на вооружение известное выражение Карла Маркса «Религия – опиум для народа». Что означало – зло для народа происходит от религии.Ссылаясь на авторитет великого философа, превратно понятые слова взяли за основу атеистического воспитания народа. Бога нет, человек всему хозяин, всё позволено, отчитываться за содеянное не перед кем.

В работе«К критике гегелевской философии права» Карл Маркс писал: «Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».

Однако в комментарии читаем: «На доиндустриальном этапе развития, который и есть "бессердечный мир", религия играла ведущую роль, была "сердцем". И сравнение с опиумом обозначает роль религии не как наркотика, а как обезболивающего, призванного облегчить муки пациента-обывателя». Итак, религия призвана облегчить муки страдающего человека, в этом заключается её роль.

Из личного опыта. В 1977 году автор этих строк в качестве учителя химии был направлен на работу в среднюю школу высокообразованного подмосковного города. Молодого преподавателя с дипломом университета, полного сил и желания передавать детишкам знания, директриса обязала вести в 8-х классах… «атеистический» кружок. Из каких соображений? Видимо, считала, что «чудеса химии» должны свидетельствовать против «чудес религии». Кружок «Юный химик», хотя и состоялся, но, увы, просуществовал недолго…

Итак, религия по мысли Карла Маркса являлась утешителем человека, помощником в борьбе за выживание, единственной опорой в жизни. Помните: «На Бога надейся, но сам не плошай!». Но большевики, провозгласив мир «сердечным», отказались он вековой народной опоры и передали власть в руки человека, идеолога и политика.

Однако вернёмся к книге Аллы Добросоцких «Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского» (1).

Читаем: «После 1918 года, ознаменованного разорением святынь, разгоном и расстрелом монахов, храмы были заколочены, а окна бывших братских келий лишь чернели пустыми глазницами. Монастыри вытеснили тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, в разные времена размещавшиеся здесь» (стр.37).

Из личного опыта. В начале 80-х годов нас, группу инженеров НИИ, отправляли на сельхоз работы в подшефный подмосковный совхоз. Среди прочего, предстояло очистить церковь от залежей хранимого там зерна. Зерно, доходившее местами до пояса, было навалено на каменный пол. Никогда не забуду, как брал мешок, насыпал в него лопатой зерно, невольно поднимал голову вверх и видел, как на меня со стен с укоризной смотрели иконы и лики святых. На минуту становилось не по себе. Но только на минуту…

 

Из хроники борьбы с мощами Святого Александра Свирского

1918 год

5 января – взятие большевиками власти в Петрозаводске, Олонце, Лодейном поле.

Февраль – направление в монастырь отрядов для описи имущества, изъятия хлеба и ценностей, взыскания налогов и отчуждения земель.

11 октября. На заседании Олонецкого ГИКА принято решение о передачи «восковой куклы» в губернский музей. Исполнить 15 октября.

20 октября – расстрел чекистами в качестве контрреволюционеров и саботажников архимандрита Евгения, иеромонаха Варсонофия, иеромонаха Исайя, священника Алексия Перова.

23 октября. В монастырь вошёл вооруженный отряд ВЧК во главе с латышским стрелком Августом Вагнером. Монастырь ограбили, ценности изъяли, вскрыли раку преподобного Александра Свирского, вынули мощи, но увезти не смогли. Мощи в музей не доставили, но скрыли от посторонних глаз.

11 декабря. Новая чекистская комиссия прибыла осматривать мощи. И на этот раз подивилась полной сохранности тела.

19 декабря. Выездное заседание в Лодейном поле Губисполкома с принятием решения «реквизировать мощи Александра Свирского».

20 декабря. По личному распоряжению Зиновьева принято постановление об изъятии из монастыря мощей преподобного Александра Свирского. Тайная отправка мощей с кипарисовым гробом в Лодейное поле. Гроб поставили в часовню при больнице под замок ЧК.

21 декабря. Епископ Петрозаводский Иоанникий пишет возмущённые письма в 4 инстанции и патриарху Тихону в защиту поруганного монастыря. Начинается расследование.

27 декабря. Попытка подделки мощей и отправление фальшивых черепа и три зуба Оскаром Кантором (ЧК) на судмедэкспертизу в Питер…

 

1919 год

20 января. Письмо в ВЧК управляющего делами СНК В. Бонч-Бруевича с просьбой принять меры и подвергнуть виновных к «строжайшей ответственности».

4 февраля. Образован VIII ликвидационный отдел Народного комиссариата юстиции.

Февраль. Начало ликвидационной компании.

18 февраля. Мощи проходят экспертизу в судебно-медицинском подотделе Обуховской больницы (архивный ЦГА документ Комиссариата здравоохранения).

21 февраля. Ответ Наркомпроса. Письмо-резолюция заведующего археологическим отделом Удалёнкова: «Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в храме… просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности» (стр.54).

В этот же день на полях резолюции известный искусствовед академик П. П. Покрышкин написал: «Охранять эти мощи и все материалы передать мне».

25 августа 1920 года. Постановление Наркомюста «О ликвидации мощей». Было совершено 58 кощунственных вскрытий «по почину и настойчивому требованию самих трудящихся» во время которых раскрыли якобы «целый ряд мошеннических действий, при помощи которых служители культа обманывали народные массы».

В 1919 году мощи Александра Свирского не были уничтожены, но следы мощей затерялись.

 

1946 год. Экспонаты, в том числе и мощи святых из Московского музея религии и атеизма отправлены в аналогичный Ленинградский музей.

28 марта 1948 года. Из письма директора Музея истории религии СССР, доктора исторических наук В. Бонч-Бруевича заместителю директора Музея религии АН СССР М. Шахновичу: «…Также о мощах, которые к вам тоже прибудут: доставьте их куда посохраннее, без всякой огласки и все в одно место – сухое и удалённое от крыс. Надо за ними посматривать… Никому их не показывайте и не разглашайте …эти предметы находятся под охраной государственной тайны …выставлять их не нужно».

 

Пророческое письмо с Валаама и история поиска пропавшей святыни в конце ХХ века

В конце 90-х годов прошлого века душой поиска мощей Святого Александра явилась инокиня Леонида (Сафонова), женщина, сочетавшая в себе редкое качество: научную компетентность и православную духовность. Она закончила Ленинградский госуниверситет, стала кандидатом биологических наук и 30 лет занималась исследовательской работой в НИИ имени Пастера. Область её интересов – работы по биологии клеток и тканей организма человека. Однако перед защитой докторской диссертации… неожиданно ушла в монастырь. Непредсказуемый, судьбоносный поворот судьбы. Но такой ли уж непредсказуемый?

 

Июль 1997 года. Монахи монастыря Александра Свирского получают письмо с Валаама: «Как только официально откроют монастырь Александра Свирского, – сразу Господом будут возвращены мощи святого» (стр.71). Поразительное, сбывшееся пророчество!

12 сентября. В день представления Святого Александра замироточила специально написанная к празднику аналойная икона. В этот же день наместник монастыря отец Лукиан сказал инокине Леониде: «Матушка, Вам нужно будет поработать в архиве, поискать мощи преподобного Александра» (стр.72).

14 декабря. Монастырь Александра Свирского получает официальный статус.

Так, с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, начался нескончаемый поиск мощей по архивам Ленинграда и Москвы. Поиск ничего не давал, пока путь розыска не привёл в Военно-медицинскую академию (ВМА) Санкт-Петербурга, в музей при кафедре нормальной анатомии, где были собраны 10 тысяч анатомических препаратов.

Именно там, пользуясь статусом учёного-биолога и без труда найдя общий язык с сотрудниками ВМА, инокиня Леонида, в конце концов, нашла сохранённые и тщательно обегаемые мощи Александра Свирского, искусно спрятанные… за шкафом. Долговременным ангелом-хранителем мощей явился академик Владимир Николаевич Тонков, человек глубоко верующий, в прошлом статский советник Императорской медицинско-хирургической академии (предшественницы ВМА). Он и явился «тайным хранителем мощей вплоть до 1954 года, года его смерти. Власти об этом не догадывались».

30 декабря. Инокиня Леонида с отцом Лукианом посещают анатомический музей и встречаются с мощами святого. Мощи доставляются в СМЭС – в лабораторию судебно-медицинской экспертной службы.

Встаёт важнейшая задача: убедиться в том, что найденные мощи принадлежат именно Александру Свирскому. И это, в конце концов, удалось доказать. Доказать убедительно.

Хотелось бы обратить внимание на следующее свидетельство: «Состояние плоти настолько отличается от известных науке естественных мумий (не говоря уже об искусственных), настолько нарушает закономерности посмертного распада тканей человеческого организма, что это вызывает полное недоумение учёных».

Антрополог Ю. Д. Беневолинская пишет: «Исследуемое тело монолитное, целое, не подвержено тлению, цвет тела – восковой. Поражает сохранность тела».

Кандидат биологических наук инокиня Леонида: «Преподобный почил в 1533 году. Подкожные ткани его тела за 470 с лишним лет не уплотнились, а остались рыхлыми и воздушными. При высыхании жидкостного слоя мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов из клеток и волокон, а пространство между тканевыми волокнами заполнилось воздухом – поэтому мы видим такую пористость, белоснежность ткани. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объём. Этого невозможно достичь никакими способами искусственного бальзамирования – наука таких метолов не знает. Такое по всем законам биологии невозможно. Лёгкое, воздушное, почти невесомое, тело не утратило своего объёма, лицо, кисти рук и ступни – такие же, как были при жизни. Уникальность, не имеющая аналогов в мире. Почему произошло именно так? Это невозможно объяснить, это тайна Божия…»

 

Из области предположений автора

Судя по всему, основой «феномена» Святого Александра Свирского явились, по-первых, безупречный, образцовый монашеский образ жизни, во-вторых, бессчётные и проникновенные молитвы, обращённые к Богу и Богом услышанные, поскольку «дух святой живёт в тебе чистоты ради сердца твоего».

Но имеется значение и другой важнейший фактор. Это встреча на исходе 1507 года со Святой Троицей, встреча, имевшая для последующего физического и духовного состояния тела святого, по-видимому, беспрецедентные последствия. Под уникальным энергетическим воздействием («осиянный свет»), длившимся, вероятно, всего лишь несколько минут, «затрепетавший» святой, тонкие тела которого подверглись небывалым по мощи вибрациям, прожил последующие 26 лет жизни. В совокупности названные факторы и определили особенную видоизменённую структуру и сохранность тела Александра Свирского. Однако этому вопросу будет посвящено специальное послесловие. Но вернёмся к дальнейшему эзотерическому исследованию. Для этого имеются две даты разницей в два дня.

Первая – 28 июля 1998 года, дата подписания Акта о передачи мощей РПЦ. Вторая – 30 июля 1998 года, дата открытия мощей для обозрения и поклонения народу. Проведём сравнительный анализ строения микрокосмов обеих дат.

 

 

Микрокосм подписания Акта рождается в 4 градусе «Весов», управляется Венерой, Луна приближается к моменту рождения, Солнце занимает 5 градус «Льва». Картина-символ момента рождения весьма любопытна: «Группа молодёжи, сидящая вокруг лагерного костра в духовном единстве». Что же означает современная и много значимая картина? Оказывается, «необходимость объединиться с теми, кто родственен по духу при вступлении на непроторенные дороги, освещённые ещё неуверенным светом зарождающейся интуиции новых ценностей» (2, стр145).

В указанной атмосфере и подписывался Акт о передаче мощей РПЦ. Похоже? Ещё как похоже! Причём делается это при живом воображении и богатой эмоциональности, по-женски впечатляет и трогает (Луна). При этом жизненная энергия Солнца означает «потребность рассмотрения того, что мы в состоянии сделать в значительно более широкой перспективе».

Перейдём к анализу микрокосма даты открытия мощей для посещения народом.

 

 

В этом случае рождение происходит в 6 градусе «Весов» и знаменует «Человека, который следит за тем, чтобы его идеалы приняли конкретную форму в его внутреннем видении».

Кто же этот символический человек?Это Святой Александр Свирский. Вернее, его мощи. Мощи живые! Живые духовно! И святой следит за тем, чтобы его идеалы были исполнены народом. При этом Луна с «Весах» приблизилась к Дому «Благосостояние» (II дом), а Солнце перешло в 7 градус «Льва».

Это означает, что мощи чувствительны к словам и реакциям близких людей», то есть к словам и реакциям посещаемого народа, что, опять-таки, указывает на духовную жизнь мощей. И, между прочим, при этом имеется указание на то, что мощи нуждаются в финансовой поддержке.

Картина-символ жизненной энергии Солнца дня посещения мощей воистину прекрасна: «Созвездия ярко сияют на ночном небе», что знаменует «силу фундаментальных духовных ценностей, относящихся к общечеловеческому в человеке и ко всем архетипам» (2, стр113).

 

Специальное послесловие

Приведённые ниже избранные выписки из эпистолярного наследия Е. И. Рерих могут дать правильное направление к пониманию и толкованию феномена особого состояния тканей мощей Святого Александра. Заголовки выдержкам из писем и подчёркивания даны автором.

 

Трепет, или вибрация, – одновременно и Свет

«Трепет, или вибрация, – одновременно и Свет, ибо Свет есть движение Материи, – слагает формы. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... В нём была жизнь, и жизнь была Свет человеков...» – в этом вся глубина оккультного знания».

Том 4. Письмо № 5.

Слово есть вибрация

25. «К чему говорить – «Аум», если можно сказать – «молитва»? В сущности это то же самое, только по древности и утончению созвучие «Аум» будет сильнее по вибрации. Пусть созвучие около высшего Понятия будет обдумано. Слово есть вибрация, такие созвучия нужны для гармонии пространства. Подвижники молятся не о себе».

Том 4 № 51.

Вибрация лежит в основе мирозндания

«Сама материя есть лишь сгущённая вибрация или Великое Дыхание, которое пульсирует в Пространстве даже во время Пралайи. Вспомните, как Великий Владыка заботится о повышении вибраций. Главная мощь ауры – в её насыщенности психической энергией высокого качества. Аура являет электромагнитное поле энергий, действующих в нашей сущности. Магнит ауры может быть мощен, и нет предела этой мощи Великого Духа».

Том 8, № 244.

О влиянии вибрации на состояние психической энергии

«В нашем клеточном веществе, окружающем ядро, содержатся хромосомы и ещё так называемые хондриомы, и эти элементы по своим качествам являются своего рода приёмниками различных электрических волн, идущих отчасти из глубин космического пространства, и, конечно, главным образом вибрируют на нашу психическую энергию – последнее замечание моё. От вибраций таких хромосомов и хондрионов, приёмников электрических волн, зависит, по мнению Лаховского [Георгий Лаховский, биолог и врач], самая жизнь организма. Замедление или прекращение идущих через них электрических вибраций означает болезнь и смерть…

…моральные учения получают совершенно неожиданно биологическое основание».

Том 5, № 123.

О вибрациях

«Вибрации тонкого тела много тоньше вибраций физических, и преждевременное запечатление тончайших вибраций на мозговом аппарате без предварительного укрепления нервных мозговых центров и сердца грозит серьёзными последствиями и даже преждевременным уходом».

Том 7, №188.

Скорость вибраций в Тонком Мире

«Ведь скорость вибраций в Тонком Мире настолько превышает нашу физическую способность восприятия, что, если часто насиловать физический мозг для запечатления в нём всех переживаний в Тонком Мире путём повышения его вибраций, то скорая смерть неминуема».

Том 3, № 220.

Макрокосм и микрокосм едины

«Говоря о Лицах Троицы оккультным языком, раз Макрокосм и Микрокосм едины, то каждый человек представляет из себя не только первое, второе или третье лицо троицы, но, именно, он заключает в себе всю троицу, ибо как иначе понять триаду Атмы, Буддхи и Манаса в нём?»

Том 5, № 50.

Человек вмещает в себе всю Троицу

«Итак, Дух Христа – Величайший в своём многоликом оявлении. Вы хотите связать с Ним Второе Лицо Христианской Троицы. Я не люблю таких разделений[1]. Раз Микрокосм – человек[2] есть отображение Макрокосма, то[3], значит, в нём заключена вся триединая основа Мироздания, то есть человек вмещает в себе всю Троицу. Истинно, Христос – носитель такого Триединства, ибо Он соединил в Себе всю гармонию Космического Бытия. Он – Держатель, Хранитель и Творец!»

Том 8, № 70.

 

Литература

  1. Алла Добросоцких. Тайны и загадки мощей чудотворца Александра Свирского.
  2. Дейн Радьяр. Астрологическая мандала, Москва: Сампо, 2006.

 

Примечания:

[1] В другой редакции письма: Вы хотите связать с Ним Второе Лицо Христианской Троицы, но я лично не люблю таких разделений и придерживаюсь основы древнейшего Учения – Макрокосм и Микрокосм едины.

[2] В другой редакции письма: Потому, если человек-микрокосм.

[3] В другой редакции письма частица отсутствует.

 

 


№87 дата публикации: 01.09.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020