Грани Эпохи

этико-философский журнал №85 / Весна 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Елена Уварова

 

Ещё раз о Голуни – столице русов

С момента написания предыдущей статьи появились новые данные, которые потребовали некоторого переосмысления материала.

 

1

Достаточно многие знают, что в древности у славян существовал город с таким названием – Голунь. Он долгое время был столицей Русколани – страны русов.

История этого города тесно сплетается с историей славянских родов, которая в Велесовой книге начинается исходом из Семиречья. Вот как это записано о скифах-славянах: «Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Ирийских из Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех своей конницей и (затем) пошли в землю Сирии. И там остановились, а после шли горами, и снегами, и льдами и притекли в степи со своими стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры».

Видный востоковед Макс Мюллер писал, что Семеро рек представляет старое ведийское наименование самой Индии. Она и является прародиной славян. Велесова книга отмечает, что состоялся исход за 1300 лет до Германареха (351 – 375 гг.).

Велесова книга является настоящим историческим кладезем. Это книга новгородских волхвов девятого века, посвящённая богу Велесу.

У каждого народа в период его становления были свои мудрые правители, которые впоследствии в народных преданиях, легендах превращены в богов. На Востоке таких правителей называют Учителями. Мудрые правители были и у древних славян. Один из них и был Велес.

Книга объясняет, почему мы называемся славянами: «Так мы шли и не были нахлебниками, а были русскими – славянами, которые богам славу поют и потому суть славяне».

Во время исхода во главе некоторых славянских родов шёл Орей: «И вот отец наш Орей шёл перед нами, а Кий вёл русов, и Щек вёл свои племена, а Хорев своих хорват, и шли они из земель тех».

По Велесовой книге Кий вел русов, Хорев вёл хорват, а Щек был родом из иранцев и вёл чехов. Получается, чехи относились к иранским племенам.

Часть славянских родов вел Кисек. Кисек отвёл свои роды на юг, в Крым, а Орей – севернее. И увёл их далеко и там сказал: «Здесь мы воздвигнем град. Отныне здесь Голунь будет, которая прежде была степью и лесом».

Получается, что Голунь начали строить уже в IX веке до н.э.

 

2

На севере славянами был основан Новгород. Велесова книга так описывает эту легенду: «И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о распре великой на востоке и так сказали:

«Идём в землю Ильмерскую!»

И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли они на север, и там Славен основал свой город. А брат его Скиф был у моря, и был он стар, и имел сына своего Венда, а после него был внук, который был правителем южных степей».

«После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы там пребываем».

Ильмерцами Велесова книга называет литву, которые были русам как братья, хотя и не были славянами.

Эта легенда во многом совпадает с историей, приведённой в Мазуринском летописце (ПСРЛ, т. 31. Л., 1968), как отмечает переводчик Велесовой книги А. И. Асов.

"Лета 3099 (2591 до н.э.) Словен и Рус с роды своими отлучашася от Ексинопонта (Чёрного моря) и от роду своего и от братии и хождаху по странам вселенныя, яко крылатии орли прелетаху пустыни многие, ищуще себе места на селение; и во многих почивающе мечюще их, и нигде же не обретоша себе селения. 14 лет пустыя места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомаго, последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры. Тогда волхование повеле им наследником места того быти. И старейший Словен с родом своим и со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же Волхов проименовасе во имя старейшаго сына Словенова, Волхома зовома.

Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого езера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня..."

Получается, что Новгород один из старейших городов русских и что исход, описанный в Велесовой книге, не был первым.

Жили славянские племена и на Дону, и на Ра-реке (Волге).

Но вернёмся к Орею. Он и Кисек объединяют свои земли. С ними поселяется некоторая часть чехов, а севернее живут борусы (вероятнее всего, белорусы), которые также входят в государственное объединение, получившее название Русколань, со столицей Голунью. Велесова книга описывает это так: «Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными и создали (Русколань) великую. Рождена была Русколань близ Голуни, где стало у нас триста городов и сёл – дубовых домов с очагами. Там и Перун наш, и земля наша».

Располагалось это древнее государство в Крыму, Европейской части России и Белоруссии.

Кий, дошедший до Днепра, взял там укреплённый град, в котором пребывали иные славянские роды. Территория со столицей Киевом называлась Русью: "Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь собралась воедино..."

Щек и Хорев уходят к Карпатским горам: "И там были другие города, построенные иными, и нажили иные соплеменники богатство великое.

И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и до Голуни и там основались".

«И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был Лебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда – также двадцать, затем Сержень – десять.

С теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысячами-тьмами на сынов наших и грядущих на нас и на вас».

А до Голуни от Карпатских гор довёл славянские роды Бобрец: «И вот воевода Бобрец повёл русских в Голунь и обрёл после смерти чин в храбром войске Перуна – это мы не забудем никогда, ибо мы – сыны отцов наших и имеем любовь к их памяти».

«И вот та Голунь была градом славным и имела триста городов сильных, а Киев-град имел меньше: десять городов сильных на юге, немного сёл – и всё».

В то время Русколань процветала, а Голунь была столицей.

 

3

Где же примерно искать Голунь?

Велесова книга упоминает город Воронежец, входивший в состав Русколани, который был уничтожен готами:

"И вот был Воронежец местом, где готы усилились. А Русь там билась, и в том граде нас было мало. И так после битвы, сожегши его в прах и пепел ветрами развеявши во все стороны по полям, (готы) сие место оставили.

Не благословляйте ту землю русскую! Не озирайтесь на неё, но и не забывайте её!

Там же кровь отцов наших лилась, и потому мы по праву приходили туда. И от этого Воронежца слава течёт по Руси, и её Сварог имеет".

 

4

В произведении Валентина Сидорова "Людмила и Вангелия" приводится интересная беседа его с прорицательницей Вангой из Болгарии: "Помню, с какой детальной точностью описывала она мои родные места под Воронежем, где я постоянно бываю и где на фоне столь привычного для меня пейзажа работаю над стихами.

Но, как всегда, сначала вопрос:

– Что такое Дон? Я слышу слово Дон.

Я отвечаю: Дон – это река.

– Вижу холм. Вижу реку. Вижу тебя на холме. Река быстрая-быстрая.

Я подтверждаю. Движение воды здесь настолько стремительно, что невозможно плыть против течения.

– Река широкая? – спрашивает Ванга. – Сколько метров?

– Метров сто, – рассеянно отвечаю я.

Но Ванга тут же опровергает меня:

– Шире. Говорят, что двести – двести пятьдесят метров.

Я соглашаюсь, потому что это, пожалуй, больше соответствует действительности.

– А что за памятник на холме?

– Военным лётчикам.

– А почему около него вижу космонавтов?

– В его открытии принимал участие космонавт Береговой.

С неожиданной силой, обращаясь ко мне:

– Ты здесь должен бывать постоянно. Этот холм особый. Чтобы почувствовать его токи, надо ходить босиком. Тут находится целебный источник. Постоянно держи в своей памяти реку, холм, памятник.

После минутной паузы:

– В России много священных мест. Этот холм тоже освящён. Здесь трижды бывал святой Сергей и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест. Поэтому ты должен чувствовать себя здесь как в церкви. Ты должен приходить сюда, чтобы получать силу от святого Сергея.

Пройдёт пять лет, и эти слова Ванги (к тому времени полузабытые) воскреснут в моей памяти, и вот почему. На соседнем холме начнутся раскопки. Почти сразу экспедиция наткнётся на остатки древнерусской крепости. Возникнет гипотеза, что это и есть тот самый летописный Воронеж, следы которого считались безвозвратно утерянными. Руководитель экспедиции профессор Пряхин поделился со мной планами на будущее. Оказывается, они намечают провести раскопки и того бугра, который служил мне своеобразным рабочим кабинетом. По их предположению, там находится княжеское захоронение. Предварительная рекогнисцировка уже проделана. Внизу у подножия бугра они обнаружили небольшой родничок, о существовании которого я не подозревал. Вместе с Пряхиным я спускался к этому родничку и пил из ладоней чистую ледяную воду. А сам думал: не тот ли целебный родник, о котором говорила мне Ванга?"

 

5

В Центральном Черноземье, на берегах реки Дон (на территории древней Русколани) находят исключительно много городищ древних славян, которые были промышленно развитыми.

Можно смело сказать о наличии в бассейнах Донца и Дона единого горно-металлургического центра. Причём во II тысячелетии до н.э. металлургические поселения являлись не только наиболее значительными на территории нашей страны, но одними из самых крупных по территории среди мировых систем такого рода (Черных Е. Н. Металлургические провинции и периодизация эпохи раннего металла на территории СССР // Советская археология, 1978. – №4. – С. 72–73).

Как отмечает доктор исторических наук, археолог Анатолий Дмитриевич Пряхин, в нижнем течении реки Воронеж по правому берегу известно более десяти крепостей (городищ) и курганных могильников древнего периода. Ещё одно городище того же времени есть в черте современного Липецка. Все они образуют единую цепочку укреплений городищ-крепостей, продолжающихся вниз по Дону.

Приведу пример Семилукского поселения городского типа на правом берегу Дона недалеко от впадения в него реки Воронеж, описанного А. Д. Пряхиным (Археология... Наследие. – Воронеж: Центрально-Черноземное издательство, 1988 г.).

Городище занимает мыс правого берега реки Дон, который возвышается над уровнем поймы на 40 м. Сама площадка мыса удлинённой формы. Длина укреплённой части мыса около 200 м. С напольной стороны укрепления часть городища ограничена валом и рвом.

Общая занятая городищем древнерусского времени территория была примерно четыре-пять гектаров, а его укреплённая детинцевая часть занимала площадь более одного гектара.

С 1984 года получены свидетельства нескольких сменявших друг друга посёлков: эпох ранней и средней бронзы (первая четверть – начало второй четверти II тысячелетия до н.э.), а также IV – III веков до н.э. и большая серия материалов древнерусского времени.

Сохранившийся ров имеет ширину 7 – 8 м, а вал – 5 – 7 м. По валу когда-то располагались деревянные оборонительные конструкции (древнерусский период).

На территории городища некоторые постройки были двухэтажными. Они имели срубную конструкцию. Печи глинобитные.

Одна полностью исследованная усадьба занимала площадь более 200 кв.м.

Хозяева отдельных усадеб занимались различной деятельностью. В одной из них жил гончар, в другой – ювелир, хозяин третьей занимался рыболовством.

На окраине городища открыты остатки керамического горна. Привозной посуды было немного. Найдены обломки изготовленного в Византии сосуда.

Во время раскопок обнаружены разноцветные изделия из стекла – браслеты, бусы. Большая их часть изготовлена в Древнем Китае, несколько бус – в Византии.

У археологов создалось впечатление, что данное городище возникло как сторожевой форпост, контролирующий низовье реки Воронеж. Оно оберегало подступы к южным районам Рязанской земли.

Семилукское городище могло выполнять функции административного центра.

А. Н. Москаленко отстаивала мысль, что к концу X века многие городища того времени были покинуты их жителями. Что происходило в то время, мы узнаем немного позже.

 

6

Итак, много древних поселений найдено вдоль реки Дон. Но где, возможно, находилась столица Русколани Голунь?

Валентин Уваров в статье "Русь" считал, что место Голуни может быть в южной части Среднерусской возвышенности. Почему? Кроме того, что там найдено много древних поселений, там же начинается несколько рек, больших и малых. По ним можно пройти в любую часть европейской России, во все бассейны рек: Дон, Днепр, Ока, Волга и т.д.

"Таким образом, мы можем смело заявить о том, что мы нашли в Европейской части России место, которое является её естественным природным центром. Наши пращуры, в поисках земли для поселения, люди, знающие многие науки и много умеющие, не могли не оценить оборонного и стратегического значения Среднерусской возвышенности, позволяющего быстро, используя реки и речки, достигать любой точки подконтрольных им земель, а также прекрасных природных условий, плодородных почв, дающих возможность вести высокодоходное хозяйство, поселились здесь".

Возможно, Голунь находилась в Воронежской или Белгородской области, где сходятся большие и малые реки.

 

7

От начала основания Голуни проходит пятьсот лет.

«И после стояла та земля (Русколань) пятьсот лет, а затем началась между русичами усобица, и враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой беспокойство и разлад».

«И крови много там лилось оттого, что была распря великая за посевы и пашни по обе стороны от Дона и до гор Русских, и до пастбищ карпатских».

«Мы решили строить сто городов: Хорсунь (Херсонес) и иные, затем возведённые. Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге, а борусы на севере много претерпели. Потому что (враги) не хотели нашего породнения, чтобы русские роды соединились. А в Русколани те же два рода оборонялись в Суроже, и звали сурожане русов и борусов на битву и борьбу. И была (суровой) эта битва и борьба».

Действительно, в III веке до н.э. греки захватывают черноморский город Сурож (Судак), основанный таврами (тиверцами). Велесова книга так описывает это событие: «Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить на наши торжища. И прибывая, всё осматривали, и, видя землю нашу, посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и торговли.

И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу прибрали к рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что греки празднуют, а славяне на них работают. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь мы снова должны были её добывать, проливая кровь свою, чтобы она опять стала родной и богатой».

А. И. Асов, переводчик Велесовой книги, отмечает: «Именно тогда в греческом мире стали популярны сюжеты из скифской и киммерийской истории, легенды о гипербореях», которые эллины заимствовали у славян.

Велесова книга повествует о возвращении русами земли, занятой греками: «Это Греция пришла на ту землю и осела на ней, и не заботилась о Руси. И вот русы вынули мечи и напали на греков и отогнали их от своих морских земель».

С приходом нового тысячелетия в Русколани острой остается проблема междуусобицы: «За десять веков забыли мы, кто – свои, и потому роды стали жить отдельными племенами. Так образовались поляне, а на севере – древляне, они же все русичи из Русколани, которые разделились как безумные. И из-за этого пришла на Русь усобица».

«А там (на юге) греки напали на нас, как только Борусь от нас отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она продолжалась). Сто раз возрождалась Русь – и сто раз была разбита от полуночи до полудня (от севера до юга)».

«От утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, и ждали, когда придёт добро. А оно не придёт никогда, если мы силы свои не сплотим и не дойдёт до нас одна мысль, которую глаголет нам глас праотцев. Внимайте ему – и потому ничего другого не делайте! И тогда пойдём мы в степи наши бороться за жизнь нашу, ибо мы – воины княжеские, а не скоты бессловесные, которые не ведают (что творят)».

В IV веке Русколань страдала от гото-славянской войны: «И тут Германарех пришёл к нам и напал на нас. И так нас сравняли с землёй, когда мы бились».

«И вот омоем телеса наши и души наши, чтобы была чистою русская Голунь, где сильно бьются и на врагов наводят страх и изумление. Ибо от пастбищ, где овцы ходят, простирается земля на день пути до иных, где творится иное, где были мы в старые времена, где одолели нас… В русских городах вопиют нам, и мы решились идти и смотреть смерти (в глаза)…

Почтите сына моего, который умер за неё».

Сто двадцать лет продолжалась война.

Отвоевал Тавриду и освободил сурожан великий князь Русколани Бус из рода Белояров.

В IV веке с севера нападают готы, Гуларех, а с юга – гунны. Русколань распадается на отдельные княжества.

В Велесовой книге написано: «Тут Русь поднялась своей силою и отразила гуннов, сотворив Край Антов и Скуфь Киевскую». И готы этого устрашились «и ушли к своему краю».

В это же время в Суроже появляется христианство. Византийцы использовали его для порабощения Причерноморья.

В 80–90-х годах VI века князь Криворог был вынужден совершить поход на Сурож, ибо греки в нём захватили власть. Славянские храмы были разорены, и боги славянские были повержены во прах. Князь Криворог выступил в защиту древней славянской веры.

Белояр Криворог победил греческое войско, но это уже мало что значило. Сурож, согласно Велесовой книге, перестал считаться русской землёй несмотря на то, что в нём в основном жили славяне, ибо по вере он стал греческим.

«Белояр Криворог напал на них (греков) и разбил их. Тут греки, как лисы, стали вертеть хвостом, давая Криворогу золотое руно и коней серебряных. И тот Криворог остался в Сурожи. Греки же были в Голуни, а Криворог (не) догадался, что Русь открыта там. И тогда греки напустили на нас воинов в железных бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей на землю и не было числа стенаниям русским».

«И так Голунь нашу мы оставили врагам. И та Голунь кругом была защищена, но враги притекли прямым путём.

И мы должны были наши грады кругами ставить, так же, как и отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу. И всякий отрок-воин припадал к земле и целовал её и там же умирал. И на степь нашу не шли воины, потому что, куда бы они ни пошли, – нигде не нашли бы укрытия».

 

8

В VII веке Голунь была свободна от греков, но на земли Русколани проникают хазары. Вот как их появление описано в Велесовой книге: «Явился коган, и он не радел о нас. Сначала он пришёл с купцами на Русь и были они велеречивы, а потом стали злыми и стали русичей притеснять».

В IX – X вв. был в степи боярин Скотень, «живший своим трудом, и не попал он под власть хазар. И потому что был он иранцем, он попросил помощи у иранцев. И они прислали конницу и разбили (хазар). Рассказывают, что некоторые русичи остались под хазарами, а некоторые добрались до града Киева и там поселились. Те же русичи, кто не хотел ходить под хазарами, пошли к Скотеню.

И так Русь собралась на равнине. Иранцы с нас издревле не брали дань, а также разрешали русским жить по-русски. А хазары русичей брали на работы, взимали с нас дань и брали и детей, и жён, и очень зло били и творили зло.

И тут готы пришли и напали на Русь, а Скотень был рядом… И он препоясался мечом, и пращуры наши выступили против них, и тогда иранская конница потекла к ним и разбила готов. И были готы рассеяны и бежали с поля, ибо кровь тут лилась русская черемная. И землю ту мы забрали. Растеклась Русь по готской земле, и мечами мы уничтожили всякого и земли их себе присвоили.

И тут хазары напали на нас, утративших вече, и «пояли» нас. И тут русичи ринулись в битву, как львы, говоря: «Мы пропали, если о нас не позаботится Перун». И он помог нам. И готы были побеждены, а до них первыми – хазары были низвержены в прах и рассеяны. И тут Русь затихла, но говорили мы: то ли ещё будет.

Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца. И там срам они поимели, и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза глядят.

И в тот раз готы переместились и отошли на север и там изгнали язов, идя далее, ибо Русь устроилась на их земле, взятой и русской кровью политой».

Хазары потом боялись подходить и не нападали на Русколань, опасаясь, что утвердятся готы.

Описание событий тех лет мы встречаем уже и в русской летописи: «В год 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав это же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял».

 

9

В книге Александра Иванченко «Путями великого россиянина» (С.-П., 2006) имя Святослава дано как «СвЕтослав Игоревич (так правильно – СвЕтослав, в дохристианской Руси не было имен с корнем «свят»)».

Александр Иванченко рассказал ещё об одной очень интересной вещи – великокняжеской печати Светослава: «Теперь ещё раз очень внимательно посмотрим на лицевую сторону печати Светослава.

Весь её центр занимает двухвильник Перуна и Даждьбога. Над ним вверху рукоять меча – печать воина. Нижним клином двухвильник почти касается буквы Р. По сравнению с остальными знаками она слишком мала и одна – «сам себе род». Светослав говорит, что брачными узами он не связан и своей семьи у него никогда не будет, а, следовательно, не может быть и кровных наследников.

Вспомним, что рисунок этот он делал в 960 году, когда ему исполнилось 18 лет, а Владимиру, которого современная история считает сыном Светослава, – четыре».

«Этот уникальный документ говорит о многом и позволяет чётко определить, что в наших летописях связанное с именем Светослава является домыслом, главным образом в тех вставках, которые привнесены в них более поздними переписчиками. Например, в Ипатьевском списке то место, где после ряда уклончивых формулировок, касающихся внуков великой княгини Ольги, Светослав вдруг прямо назван отцом Ярополка, – очевидное самовольство переписчика. Либо он просто не подумал над тем, что дописывал, вознамерившись, наверное, уточнить текст Сильвестра и не обращая при этом внимания на великокняжескую печать Светослава. Между тем и на оборотной её стороне ни малейшего намёка о возможных своих законных наследниках он не даёт. Да и откуда им было взяться? Даже если предположить, что последнего из них, Владимира, он прижил с блудницей Малкой-Малушей в тринадцатилетнем возрасте, то получается, что отцом Ярополка он стал десяти-одиннадцатилетним ребёнком, поскольку после Ярополка был ещё Олег».

Вспомним, что князь был тогда избираемой должностью, а не передаваемой по наследству. Ярополк был также избран на эту должность и несколько лет правил в Киеве, но живший в то время Владимир был обуян желанием властвовать. Он понимал, что его не изберут на княженье, и тогда решил захватить власть силой.

 

10

Александр Иванченко, опираясь на нехристианскую летопись, датой убийства Ярополка называет начало второй декады красеня (июня) 978 года. Это уже истории известно. Но о самом убийстве нехристианский источник рассказывает иначе. Ярополк убегал из Киева в Голунь, которая никогда не выдавала тех, кто искал за её стенами убежища. Однако Владимир вместе с варягами и Блудом настигли и убили Ярополка ещё в пути. Позже об этом узнали голунцы. Поэтому Владимир с помощью Блуда, знакомого жителям Голуни, обманом сумел войти с варягами в город, сжёг и разорил его дотла.

Была стёрта с лица земли древняя столица Русколани! Она стала серьёзным препятствием для Владимира на пути к власти. Продолжай существовать Голунь, Владимир не смог бы насильственно ввести христианство на территории нескольких княжеств. Голунь была вольным городом, где на дух не переносили византийских проповедников. Так из-за предательства, как часто бывает в истории, была погублена древняя Голунь. На этом можно было бы поставить точку в рассказе о великом городе русичей, но становится понятным, что при таком повороте история Руси продолжилась совсем по другому сценарию.

Что же произошло дальше? Владимир приходит к власти силой, так как не может надеяться, что его изберут князем добровольно. Придя к власти, Владимир имеет мало шансов остаться князем, а этого очень хочется! Тогда Красное Солнышко делает ставку на христианство, ведь ему нужно избавиться от волхвов, чей нравственный авторитет на Руси очень высок.

Владимир, этот невежда и ненасытный в блуде человек, как отзывается о нём Лаврентьевская летопись, проливает реки крови, насаждая в некоторых русских княжествах христианство. С этого времени в Киеве во множестве появились византийские монахи в чёрных рясах, «которые несли сюда не только знания, но и немалые богатства», – как отмечается в энциклопедии «Исчезнувшие цивилизации».

Князь же Владимир – Красное Солнышко направляет в Константинополь шесть тысяч воинов-русов в качестве императорского войска. Так что сделка Владимира с Византией оказывается взаимовыгодной.

 

11

Стоит ещё раз подчеркнуть, что христианство было введено лишь в нескольких княжествах Руси. Остальные княжества этого не сделали. Поэтому в 985 году Владимир воевал, как пишут, с «болгарами». На самом же деле Владимир воевал со славянами-русичами. Более того, в 994 – 997 гг. он повторно выступил против волжско-камских булгар, как отмечает история, то есть он наводил порядок в непокорных русских землях, а название Русколань и столица Голунь вычеркнуты из истории нашей страны. Вообще истории Руси до христианства теперь не существует! Именно из-за происходившей тогда бойни жители покинули, как отмечала А. Н. Москаленко, поселения в Русколани.

На карте XI века Русь, принявшая христианство, занимала только территорию с севера до Киева Европейской части Руси. Остальная часть, как записано христианскими летописцами, называлась Печенежским ханством.

Интересная вещь, никто толком не знает, кто такие печенеги X – XI вв. Печенеги – это союз нехристианских племён. Скорее всего, это было полупрезрительное название. Они нападали на Киевскую Русь. Их считали варварами, мятежниками. Так, например, богатырь Челубей, начавший Куликовскую битву, назван печенегом.

Итак, печенеги – какие-то новые народы. А куда делись русичи, не принявшие христианства? В том-то и дело, что они остались на территории, названной затем Печенежским ханством, где мирно уживались как кочующие народы, так и наши предки-русичи – воронежцы, белгородцы, волжане и т.д., которые свято сохраняли веру своих предков.

Для защиты от печенегов Владимир был вынужден в X веке построить длинный Змиевый вал, которым отделился от непокорных славян-русичей.

По описываемому периоду истории можно сделать следующие выводы:

 

  1. Князь Владимир был разрушителем собственного государства. Сейчас археологами найдено много остатков городищ в Белгородской, Воронежской, Липецкой областях. Эти городища были разрушены примерно тысячу лет назад. Многие из них попросту были сожжены во время походов Владимира, т.к. города были деревянные.
  2.  

  3. Не произошло крупного объединения вокруг Киевской Руси. Киев не стал объединяющим центром, он, наоборот, стал центром разъединения русских людей на долгое время. Никто из русских городов не хотел объединяться с Киевом, поэтому Русь в то время была такой куцей, раздробленной, а Новгород – всегда независимым. Те города, которые были тогда присоединены, – присоединены насильно. Позже центром объединения станет Москва.

 

Летом 1013 года польские войска Болеслава Храброго выступили походом на Киевскую Русь. Болеслав хотел свергнуть Владимира и поставить на его место Святополка, старшего сына Владимира. Святополк был женат на польской княжне. В этом походе участвовали и печенеги. Велика была их ненависть к Владимиру. Об этом походе пишет Королюк в своей книге «Западные славяне и Киевская Русь» (М., 1964, изд. «Наука»). Но в этом походе произошла жестокая резня между поляками и печенегами. Далее печенеги не участвовали. В этом причина неудачи этого похода.

Святополк в 1015 – 1018 гг. был дружен с печенегами.

В 30-е годы XII века дробление Древнерусского государства пошло ускоренными темпами. На территории Киевской Руси образовались самостоятельные государства. Русь была развалена. Спасти её могли только неординарные меры.

 

12

В тридцатые годы XIII века начинается нашествие монголо-татар, которые стремительным потоком заняли все русские области, кроме новгородского севера. Если рассматривать это нашествие непредубеждённым взглядом, становится ясно, что оно спасло Русь от окончательного поглощения окружающими государствами и от растворения славян среди других народов. Конечно, с течением времени многие положительные явления меняются на свою противоположность. Так получилось и с монголо-татарским игом.

С 1147 года впервые в летописях упоминается Москва. Начинается её быстрое возвышение в XIV веке. Уже Иван Калита сумел обезопасить своё княжество, собирая дань для ордынских ханов.

Однако раздробленной Руси, находившейся под игом, нужен был новый импульс для объединения и обретения независимости. Такой мощный духовный импульс был дан великим заступником и строителем Земли Русской Сергием Радонежским.

В своей обители Сергий заложил основу общинного жития на Руси. Его воспитанники монахи были общинниками, которые проводили принципы общины в жизнь. Это и было началом крестьянских общин на Руси. Новые обители учеников Преподобного также становились ячейками духовной культуры.

Трудно переоценить значение его благословения князя Дмитрия перед Куликовской битвой, которая подняла дух народа и послужила основой для появления такого понятия, как русский народ. Воспитав учеников нового типа, Сергий много сделал и для очищения самого облика Христа, а значит – и всего христианства. Долго действовало на Руси это мощное духовное влияние Сергия на христианство.

Но вот пришёл пятнадцатый век. В 1453 году турки-мусульмане разрушили православную Византию, а в 1480 году прекратилась данническая зависимость Москвы от Орды.

Подражая Византии, первым называет себя царём Иоанн IV (Иван Грозный). Правил он с 1547 по 1584 год. Сведения о нём очень противоречивы. Но что бы ни говорилось, несомненен его огромный вклад в объединение, укрепление Руси. В 1552 году он присоединяет к Руси Казань, а через четыре года – Астраханское ханство. В 1558 году были взяты двенадцать городов в Ливонии и среди них – Нарва, Дерпт.

Нет нужды объяснять, что Иван Грозный почти восстановил территорию дохристианской Руси, то есть выполнил свою самую важную миссию как правителя русских людей. Чего это ему стоило, уже другой вопрос, ведь ему пришлось преодолевать мощное как внутреннее, так и внешнее противоборство.

Так была почти восстановлена древняя территория русичей (Крым будет присоединен в XVIII веке), которую нам, русским людям, завещано хранить. Будем помнить и о древней когда-то существовавшей Русколани, как и о её столице Голуни.

 

 


№78 дата публикации: 01.06.2019

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020