Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Сказ про славного купца Кузьму Минина

и героя-воеводу Дмитрия Пожарского, и что из этого вышло

К 200-летию создания и открытия знаменитого монумента. –

 

Из энциклопедии: «Кузьма́ Ми́нин (Кузьма́ Ми́нич Минин); согласно Никоновской летописи – Козьма Минич Минин Сухорук; вторая половина XVI века – 21 мая 1616) – организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611–1612 в период борьбы русского народа против польско-литовской и шведской интервенций, российский национальный герой».

«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (1).

Из энциклопедии: «Князь Дми́трий Миха́йлович Пожа́рский (1 ноября 1578 – 20 (30) апреля 1642) – русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов. Его имя навсегда войдёт в историю нашей Родины как имя человека, любившего великой любовью свою Отчизну и сделавшего всё от себя возможное, чтобы не допустить её порабощения иноземными захватчиками.

 

 

«При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

…В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.

28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве. 21–24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III.

К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города».

 

О памятнике

«Памятник Минину и Пожарскому – первый скульптурный монумент Москвы, установленный на Красной площади 200 лет назад в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году. Памятник создавался на народные пожертвования, и работа над ним продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года.

Скульптурная группа из двух фигур и круглого щита была отлита 5 августа 1816 года в литейной мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Скульптуры высотой 4,5 метра были выполнены по уникальной для того времени технологии плавки из восковой модели за один приём.

 

 

О создателе памятника.

Ива́н Петро́вич Ма́ртос(1754–1835) – русский скульптор-монументалист, академик Императорской Академии художеств.

Читаем: «В 1805 году Мартос избирается почётным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». К моменту вступления в Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин.

«Но гений Мартоса, – писал «Сын Отечества», – всех счастливее и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее изобразил памятник Спасителям России. Проект его удостоен Высочайшего одобрения». Однако работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».

Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

 

Некоторые подробности

Читаем: «Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его ещё в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше – в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение. В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента. Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве.

 

Часть 1. Гороскоп создания скульптуры Минину и Пожарскому

 

 

Судьба Скульптуры находится в знаке «Скорпион», управляется Марсом в «Деве» при чрезвычайно важном влиянии Юпитера, точно отметившимся на моменте рождения (ASC).

Марс проявляется в сфере «Карьеры и Профессии», но при этом конфликтует с Луной и Ураном. Тот факт, что Марс в «Деве», предполагает «энергию и ловкость в любой работе, в ручном труде и ловкость в обращении с острыми инструментами», чтополностью соотносится с характером и результатом работы, а именно, с созданием скульптурного изображения (3, стр. 38)

При этом отмечается, что работа ведётся точная, близкая к совершенству, следовательно, творческая и предельно взыскательная. Вспомним: «Скульптуры высотой 4,5 метра были выполнены по уникальной для того времени технологии плавки из восковой модели за один приём». 100% попадание тайнознания в реальную действительность!

 

Работа идёт трудно

Напряжённые отношения Марса с Луной и Ураном могут означать: работа идёт трудно, возможна нервозность, связанная с разногласиями с начальством и сотрудниками. Вероятно, Скульптор проявляет независимость, желает делать скульптуру по своему замыслу, но ему мешают, навязывают своё мнение. Замысел памятника возникает не сразу, настроения меняются, одна идея заменяет другую. Возможна неустойчивая ситуация вокруг создаваемой Скульптуры».

Тезис, найденный в микрокосме, подтверждается свидетельством: «Работа над памятником из-за финансовой стороны вопроса затянулась. Фактически началась она только в 1812 году, «в то время, когда предлежала великая работа вновь спасать Отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию».

Печальная финансовая сторона вопроса подтверждается незавидным положением Урана в Доме «Денег» (II дом), предполагающим «беспорядочные финансовые обязательства, бесхозяйственное обращение с деньгами, конфликт из-за неуплаченных долгов, неожиданную бесцеремонность и разногласия с друзьями» (3, стр. 57).

 

Поиск необычного ракурса Скульптуры

Между тем, идёт поиск необычного ракурса, что приводит создателей в возбуждение. Такова общая психологическая картина предпринятой работы.

Из описания: «Скульптура воплощает собою те идеалы высокой гражданственности, патриотизма, личной сознательности и сыновнего долга перед родиной, которые подвигли её прототипов совершить свой подвиг. Герои её – представители народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первый стоит во весь рост, энергично откинув руку, указывая в этом призывном жесте на Москву, которую нужно отстоять от польских захватчиков. Он вручает своему собрату по оружию меч, чтобы тот как полководец возглавил войска народного ополчения»

Найдём ли, рассматривая иные реалии микрокосма, подтверждение сказанному? Обратимся к содержанию рабочего гороскопа создания Скульптуры (см. ниже).

Координата Марса совпадает с чувствительной точкой «Конфликты» (12), а вокруг Луны арабскими точками формируется «тезис»: «Удача в профессии находится в опасности» (5-13-63). Да и Уран соседствует с точкой «Нахождение Потерянного» (45). Однако на «теле» явленной Скульптуры (I дом) имеется и ряд благоприятных арабских точек: «Высокая оценка» (8), «Оккультизм» (15), «Бракосочетание» (76), «Страсти» (62). Точка «Счастье», расположенная в 18 градусе «Льва», в Доме «Религии и Философии» (IX дом), напрямую указывает, что счастье создания Скульптуры носит религиозно-философский оттенок, близка к Солнцу, а значит и к жизненной энергии создания Скульптуры.

Весьма неожиданна картина-символ точки «Счастье»: «Химик проводит эксперимент перед студентами», что означает: «Исследуя скрытые процессы природы, человеческий ум испытывает трепет открытия». Психоаналитик допускает, что здесь можно говорить об алхимии (2, стр.119).

 

Рабочий гороскоп создания Скульптуры

 

 

В этом случае находит объяснение тот факт, что точка «Оккультизм» (15) расположена в I доме, в самой сути создания Скульптуры (5, стр.53).

 

Иван Мартос в образе Матери

Обратимся к иным картинам-символам микрокосма. Картина-символ Марса в 11 градусе «Девы» весьма любопытна: «В своём ребёнке мать видит воплощение своего глубокого желания иметь сына».

«Кто есть кто» в означенном символизме? В данном случае Мать – скульптор, а Ребёнок – созданная скульптура. Это понятно. И означает глубокое желание Ивана Мартоса «видеть» в Скульптуре родного сына, наследника и продолжателя дела. В формулировке психоаналитика это означает «действенную силу устремления, бесконечного обновления идеалов подчинении жизни внутреннему свету» (2, стр.131).Однако и здесь символизму находится жизненное подтверждение!

Из описания Скульптуры: «Усиливают впечатление фигуры мужские. Это отец, отдающий армии двоих сыновей. Такой сюжет ввёл не случайно Мартос. Памятник Минину и Пожарскому прославляет ещё один подвиг русского оружия – Отечественную войну 1812 года. В армии Кутузова сражался и погиб один из сыновей скульптора. Изображая сцену родительского благословения, автор памятника подчёркивает духовную связь и преемственность поколений, славные традиции подвига».

Итак, Скульптуру создаёт Мать, а Родина-Мать является символом России. Следовательно, Скульптуру создаёт народ России и в центр композиции ставит героя из народа, что так же следует из описания: «Фигура Минина привлекает к себе внимание в первую очередь. Она образует смысловой центр памятника. Своим знаменитым жестом Кузьма зовёт весь народ – не только современников, но и будущие поколения – отстоять Отечество от любого посягательства на его независимость. Описание памятника Минину и Пожарскому строится на исконно русских и античных традициях. Это ещё больше возвеличивает подвиг народных героев. Характерно, что именно простолюдина, посадского человека выбрал скульптор для основы композиции.

 

«Забастовщики окружают фабрику»

Тезис Луны «Удача в профессии находится в опасности» полностью соотносится с картиной-символом Луны в 8 градусе «Близнецов»: «Возбуждённые забастовщики окружают фабрику». Это может означать, что не всё благополучно в процессе создания Скульптуры. Помимо материальных сложностей, могла проявиться «разрушительная сила честолюбивого ума по отношению к органической целостности человеческих отношений». (2, стр.81). Вероятно, в процессе создания Скульптуры у Ивана Мартоса могли появиться опасные конкуренты с «разрушительной силой честолюбивого ума».

 

Неизменное благо Юпитера

Безусловно, наибольший вклад в создание Скульптуры внёс Юпитер, сопровождаемый точкой «Коммерции и Коммуникации» (26) и со своей стороны причастный к сбору народных денег. Так и есть! Юпитер в «Скорпионе» «замешен в делах связанных с общими фондами и финансами, сбором пожертвований». Важно и то, что в создании Скульптуры, возможно, проявился интерес к оккультному, получения наследства в знак благодарности за оказанные услуги» (3, стр.45). Таким образом, вопрос «оккультного» в создании Скульптуры прозвучал трижды. О каком наследстве России может идти речь? О могучем наследстве патриотического движения россиян, проявившемся в освободительной войне против армии Наполеона.

Из описания монумента: «Основание своего произведения он украсил двумя аллегорическими барельефами. Лицевой рассказывает о том, как Минин собирает пожертвования для народной армии. Автор изобразил скорбные и величавые фигуры женщин в кокошниках – крестьянок и боярышень, отдающих свои ценности на нужды войска. Их коленопреклоненные силуэты символизируют святость поступка».

 

 

 

Но главное заключается в том, что Юпитер Скульптуры внушает народу оптимизм, уверенность в своих силах. Скульптура любима народом, а потому популярна. Причём с годами популярность Скульптуры, её достоинство, только увеличиваются. Это счастливая Скульптура, которой «благоволят боги». И это гарантия того, что спустя столетия, никому не придёт в голову убрать с Красной пощади Скульптуру «Минина и Пожарского».

 

Часть 2. Гороскоп открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве

 

Об открытии памятника читаем: «Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года при участии императора Александра I и членов императорской семьи. Сначала монумент установили на Красной площади напротив Верхних торговых рядов. В 1931 году памятник, ставший помехой для демонстраций и парадов, передвинули к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), где он сейчас и находится».

 

 

 

Гороскоп открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве

Рождение Памятника на Красной площади происходит знаке «Рак» (ASC), при этом «Слава и Репутация» приходится на знак «Рыбы» (МС). Это означает, что Памятник представляет «тесную связь с родиной и семьёй, желает сохранять своё ближайшее окружение, берёт близких под опёку и защиту» (4, стр.23).

Что касается «Славы и Репутации» Памятника как прообраза России, то следует подчеркнуть «эмоциональный, зависимый от внешних влияний характер, поэтическую и мистическую натуру, видящую вещи ясно и без иллюзий». Репутация Памятника формируется на «проявлении богатой фантазии и живого воображения, но вряд ли уверена в правильности выбранного пути, а главным условием успеха видит эмоциональную вовлечённость в карьеру. Это сильно интуитивная натура, готовая видеть в людях в первую очередь всё самое лучшее» (4 стр.287).

 

Памятник, как прообраз России

Судьбой Памятника управляет Луна в «Водолее» и Доме «Утрат и Наследства» (VIII дом). Луна в падении. Это может означать «нежелание менять устоявшийся уклад жизни, привычки, являет легко ранимую и сочувствующую душу. К своей судьбе относится пассивно, однако, вмешивается в чужую жизнь».

Далее: «Россия способна чувствовать потребности людей, приветлива ко всем, желает полной свободы действий. Россия – место встреч друзей и общественных мероприятий» (3, стр. 26). Вместе с тем, Россия чувствительна к невидимым силам, склонна проявить интерес к спиритизму. Её финансовые дела находятся под влиянием партнёров».

Последний тезис объясняет, почему в микрокосме, вокруг рождения Памятника-России (ASC), группируется множество чувствительных точек (см. ниже рабочий вариант гороскопа).

Но как следует относиться к тому, что «наговорила» Луна рождения? Хорошо относиться, поскольку рядом с Луной расположилась арабская точка «Успех» (74). На Моменте рождения «восседают» три арабские точки, что формирует тезис: «Высокой оценке России (8) представляет опасность (63) со стороны убивающей планеты (52). И точка «Счастье» в 14 градусе «Близнецов» переходит в область «Лишений и Страданий» (XII дом). Рядом стоит точка «Мать» (3), что указывает на врождённый характер России в ситуации со счастьем в (5, стр.53).

 

Рабочий гороскоп открытия Памятника, как продукт исследования алхимика XXI века

 

 

Обратимся к содержанию важных картин-символов Момента рождения Памятника и Луны, как управителя судьбы и Памятника и России. Рождение в 17 градусе «Рака» являет замечательную картину «Ростка, произрастающего из семени», что указывает на «жизненное стремление актуализировать прирождённые потенции».

Итак, Россия прорастает, выходит из семени, её росток пробивает кору почвы и появляется на свету (2, стр.103). Памятник Минину и Пожарскомурастёт. Вместе с ним исторически растёт и Россия.

Что касается Луны, то картина-символ в 10 градусе «Водолея» представляет «Человека, который на время стал воплощением популярного идеала, нечто заставляет увидеть, что как личность, он не есть этот идеал». Замысловато? Замысловато.

Но между тем весьма серьёзно, поскольку относится к судьбе России. О чём речь? Речь о «потребности видеть в человеческих существах личности, а не экран для проецирования собственной мечты или идеала». Отсюда возникает главная проблема в судьбе России: кризисная потребность новой оценки себя» (2, стр.207).

Комментарий автора. Популярный исторический идеал России ХХ века – построение коммунистического общества. Но Россия показала миру, что она «не есть тот идеал», а значит, построение коммунистического общества в России остаётся собственной мечтой или идеалом. Проблемой современной России по-прежнему остаётся необходимость «видеть в человеке личность», а не общую серую и безликую массу, окрещённую в последние годы иностранным словом «электорат».

 

Разговор о Памятнике переходит в разговор о России

В микрокосме открытия Памятника особенно важна «группировка» из четырёх планет, оседлавших в «Рыбах» «Славу и Репутацию». Это Солнце, Венера, Сатурн и Плутон в благоприятном влиянии Юпитера.

Венера хороша, ибо она в возвышении, наивысшее развитие находит в любви, чувствует связь со всем живым, душа её способна отождествлять себя со всеми формами человечества. И это замечательно. Но возможно ощущает себя мученицей. При этом способна рождать знаменитости в искусстве, а профессия в искусстве принесёт России признание» (4, стр.36).

Юпитер придаёт Венере «хорошее самочувствие и добродушие, сильные социальные тенденции, искусство на религиозные темы и тонкий стиль выражения, положительное отношение к людям и умение с ними общаться» (4,стр.93).

Сатурн в «Рыбах» ставит Россию в проблематичное положение, напоминает о карме, пугает воображение, мучает воспоминаниями прошлого. Отсюда следует предположить, что Россия способна к глубокой медитации, что умиротворяет душу. Что касается карьеры России, то Сатурн проявляет силу, требует удовлетворения профессиональных амбиций, предрекает успех через неприкосновенность морали и неустанный труд (4, стр.52).

Кстати, о труде и морали: «Главное непонимание будет в том, что труд есть отдых. Отменить придётся многие развлечения. Главное надо понять, что произведения науки, искусства есть образование, но не развлечение. Ряд развлечений должен быть уничтожен как рассадник пошлости» (6, п.63).

Положение Сатурна указывает на то, что России необходимо «осторожно относиться к своим принципам, иначе бесчестие и карма, следует тщательно анализировать мотивы стремления к власти. Отсюда же происходит «дальновидность России, организационный талант и достижение руководящих позиций в политике».

 

Россия в образе «духовного вождя»

Благо Юпитера, пролитое на Сатурн, формирует «интересе к религии, философии, желании оказать помощь попавшим в беду». А главное, возможность создать «равновесие жизненного пространства и консолидации общественных дел в сочетании с осторожностью и оптимизмом». Близкая «дружба» Солнца с Венерой и Сатурном в сфере «Репутации» обещает России «оптимизм и любовь к жизни, красоту самовыражения в искусстве, склонность к развлечениям. Однако Сатурн серьёзно тормозит движение, требует для свободного развития тяжёлый труд и самодисциплину.

Что касается влияния Плутона на «Репутацию», то, вероятно, Россия способна проявить «высокоразвитую волю и сильное стремление к успеху, явиться в образе «духовного вождя при реформах существующих структур власти». Может прославиться способностью «исцелять, предвидеть и предсказывать». России рекомендуется заниматься политикой, поскольку она умеет обращаться с сильными мира сего. Стремление России к лучшему миропорядку создаёт для неё мощных друзей и врагов» (3, стр.65).

Однако у России имеется трагическое «но». Негатив, идущий от Марса, предполагает диктаторство, «стремление добиться цели любой ценой, применяя силу, проявляя необычайную смелость, жизнь под девизом «Действуй или умри»(3. стр. 101).

Остановимся на Марсе подробнее. Известно, что сознание России «тяготеет» к Марсу, относится к «красной планете» не равнодушно. Положение «близнецового» Марса сопровождается точкой «Опасность» (63) и опасность видится в «склонности к спорам и полемике, духу противоречия и раздражительности». Здесь Россия представлена в образе «политзаключённого», который рискует попасть в изоляцию».

Комментарий автора. В этом отношении тайнознание особенно зримо проявилось в жизни и судьбе России ХХ века, в истории становления и развития СССР.

В заключении рассмотрим картину-символ точки «Счастье» Памятника, а тем самым и счастья России: «Преодолевая физическое пространство и социальные различия, два человека общаются телепатически».

Согласимся, тезис представляется неожиданным, но тем и интересным. То, что Россия способна «преодолевать физическое пространство» не новость. Как и то, что Россия без труда преодолевает «социальные различия».

Но кем являются упомянутые «два человека»? Тайну «двух человек» автор предоставляет разрешить воображению читателя. Что касается комментария картины-символа психоаналитиком Дэйном Радьяром, то оно следующее: «Способность преодолеть ограничения существования в теле». Это означает, чтоРоссии, вероятно, следует «преодолеть границы культуры и эго» ( 2, стр. 84).И если это произойдёт, то Россия обретёт выстраданное счастье.

 

И что из этого вышло

А вышло то, что в результате исследования частного вопроса создания Скульптуры и Памятника автор, неожиданно для себя, обнаружил черты России-Матушки прошлого и настоящего, разглядел черты «лица не общего выражения».

Россия, безусловно, являет «тесную связь с родиной и семьёй, желает сохранять своё ближайшее окружение и берёт близких под опёку и защиту». Тут, как говорится, и к гадалке не ходи. Верно и то, что счастье России «носит религиозно-философский оттенок» (любим мы, россияне, прилюдно рассуждать на темы философии и религии). И то, что Россия проявляет поэтическую и мистическую натуру, зависима от внешних влияний так же соответствует действительности, россияне чутки к тому, чтоо них говорят и думают заграницей.

А разве не является национальной чертой России богатая фантазия и живое воображение (вспомним, наследие замечательных русских сказок), но при этом неуверенность в правильности выбранного пути (вечныепереживания по этому поводу)? Приготовности видеть в людях в первую очередь всё самое лучшее… Согласимся и с тем, что душа России чувствует связь со всем живым, способна отождествлять себя со всеми формами человечества.

Усмотрено автором в лице России грустное, но, видимо, неизбежное: как только задумывается большое дело, так в одночасье, неведомо куда исчезают большие государственные деньги, концов не найти. И то, что делу творца-россиянина непременно находятся «вставляющие палки в колёса», завистники честолюбивого ума.

Но это частности. По настоящему порадовало автора обнаружение у России склонности к искусству на религиозные темы и тонкий стиль выражения, проявленный в прославленной иконописи, а так же способностьРоссии рождать знаменитостей в искусстве, что профессия в искусстве принесёт ей признание». Примеров чему в разных областях искусства несть числа. Закончу безусловным тезисом о том, что современная Россия обязана проявлять, и проявляет «дальновидность, организационный талант и достижение руководящих позиций в политике». О чём сегодня говорит весь мир.

 

Литература

  • С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8.
  • Дейн Радьяр. Астрологическая мандала. М: Сампо, 2006.
  • Френсис Сакоян, Льюс Экер. Большой учебник астрологии. М., 1991.
  • Феликс Феличко. Энциклопедия домов гороскопа. М.: РОСТ, 2006.
  • Ян Кефер. Практическая астрология. Донецк: «Вежа», 2006.
  • Книга «Община» УЖЭ, Новосибирск: «Алгим», 1991.

 

 


№80 дата публикации: 02.12.2019

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020