Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Неожиданный взгляд
на родословную Н. К. Рериха

Что известно и что предполагается

Вначале определимся с ожидаемым взглядом. Обратимся к сведениям, выписанным по данному вопросу автором из энциклопедии Википедия:

1. Фамилии «Рерих» и производные от неё фамилии довольно широко распространены в Европе.

2. Так же на карте Европы встречаются схожие географические названия.

3. Биографы, близкие к семье Николая Рериха, писали о его принадлежности к древнему скандинавскому роду, связанному с именем Рюрика, а также о том, что в переводе с древнескандинавского фамилия означает «славой (Rö) богатый (Rich)».

3. Профессиональный генеалог М. А. Таубе считал, что фамилия Рерих могла происходить от нижненемецкого слова Röhrig (по-немецки читается как «Рёриг).

4. Некоторые исследователи советского периода утверждали, что представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России. Современные исследования данное утверждение опровергают. Некоторые авторы указывают на дворянский костромской род Рерихов как возможных предков Рериха.

5. Достоверно известно, что предками Николая Рериха по матери были псковские купцы из старинного города Остров, по отцовской линии – вольные люди, ремесленники из прибалтийских немцев. Его дед Фридрих Рерих служил управляющим поместьями в Курляндии, затем – архивариусом Лифляндской Контрольной палаты в Риге, отец Константин Фёдорович был нотариусом Санкт-Петербургского окружного суда. Н. К. Рерих получил личное дворянство на службе в Императорском Обществе поощрения художеств.

6. Герб. «В начале 1890-х годов Николай Рерих нарисовал «Герб семьи Рерихов». Современные исследования установили высокую степень сходства рисунка «Герб семьи Рерихов» с гербом XV века немецкого рода Рёреров (die Rörer) из «Гербовника Зибмахера-Фюрста» (1703 года издания). Похожий герб в XV веке имел род Rohrer, а также род von Froerich в Померании, в XIX веке – Александр Рерих (Roehrich Alex., 1850, Libau).

Характерны неоднократные значительные изменения частей герба, использованного семьёй Рерихов, что противоречит коренным условиям существования фамильного символа рода».

Если отмеченное выше соответствует действительности, то чем можно объяснить столь «неустойчивое» отношение в роду Рерихов к собственному гербу, попытки изменить символику изображения?

 

Герб Александра Рериха из Либавы (Лиепаи), 1850 г., страница из книги "Beitrag zur Baltischen Wappenkunde...", Max Mueller, 1931, Riga.

Герб рода Рерихов из одного письма Н. К. Рериха в Латвию. (Архив Латвийского общества Рериха).

 

 

Герб, удивляющий необычностью

Как бы там ни было, но автору не встретилась в публикациях о родословной Рерихов попытка интерпретации герба. Тем не менее, на щите герба мы видим две звезды Давида, а под ними три ветви, по-видимому, хвойного дерева. Вероятно, символизирующие торжество жизни. На вершине герба, как бы завершающий его изображение, помещён обнажённый по пояс человек. Человек держит в левой руке видимо оливковую ветвь, известный символ мира, а правую руку «утвердительно» упирает в бок. На что же должна указывать «человеческая» часть герба, судя по расположению, весьма существенная? На открытость? Независимость? Незащищённость перед миром рода Рерихов? И всё же наиболее информативной представляется центральная часть герба, а именно, две «звёзды Давида». Что же могут означать шестиконечные звёзды? Обратимся к трактовке значения энциклопедии: «Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке».

 

 

Два начала

  • Гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх).
  • Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала (макрокосма), которое стремится к земле, и земного начала (микрокосма), стремящегося к небесам.

 

 

Четыре

  • В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) – воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
  • По другой трактовке шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света – севером, югом, востоком и западом».

Как видим, герб рода Рерихов на самом деле непрост, наполнен глубоким смыслом, связанным с космосом, символизирует божественное управление всем миром. Не приходится сомневаться, что такая трактовка символики герба рода Рерихов вполне соответствует той миссии, которая развернулась перед семьёй Н. К. Рериха в ХХ веке. Миссии создания нового учения, Учения Живой Этики, в связи с активизацией на планете Земля энергии Эры Водолея.

 

 

Почему не заинтересовался родословной?

В последние годы интерес к родословной Н. К. Рериха значительно возрос, множатся и публикации и комментарии на эту тему. В связи с этим я спрашиваю себя: «Почему ранее не заинтересовался изучением родословной Н. К. Рериха»? Почему мысленно согласился с тем, что род Рериха берёт начало от рода древнего Рюрика? Только ли из-за близости в названии фамилий? Только ли из-за понимания, что, пройдя сквозь толщу тысячелетия, прозвище Рюрик вполне могло обратиться в Рорик, а затем в фамилию Рерих? А может быть, из вполне объяснимого желания считать род Н. К. Рериха «благородным», исторически важным, наидревнейшим? Поскольку благородной и исторически важной явилась деятельность самого Н. К. Рериха… Возможно, определённую роль сыграло и стихотворение Николая Асеева «Рерих», где имеются такие строчки: «Тому, кто шёл на безымянный берег, в могилу клали меч, копьё и лук. Кто ж на щиты тебя поднимет, Рерих, последний, может, рюриковский внук?» Поверил стихотворению, благодаря слухам, написанному «на смерть» Рериха. Стихотворение было прочитано 14 октября 1918 года на вечере, посвящённом памяти выдающегося человека. Но только однажды мне встретился документальный «момент», указующий на связь Н. К. Рериха с древностью. В известной книге-дневнике З. Г. Фосдик читаю: «…Перед отъездом на вокзал к Н.К. подошёл простой русский рабочий-механик и говорит ему: «Ведь вы князь Рюрик из дома Рюрика». Когда Н.К. спросил, откуда у него такие сведения, тот ответил, что он масон и ему многое понятно из каталога Н.К.» (стр.93).Что же из этого следует? Не существует замечаний, указывающих на возражения Н.К. по поводу древнейшей родословной связи «Рюрики-Рерихи». К возможности существования подобной связи Н.К. относился сдержано. Не утверждал её, но и не отрицал. Возможно, осторожно намекал на возможность подобной связи. Но и только! И, во всяком случае, никогда не утверждал о существовании «родовитой» связи. Из описанного случая встречи Н.К. с рабочим-масоном следует, что Н.К. понимал знаки масонов и пользовался ими. Так почему же автор ранее не взялся за разработку темы «родословная Рериха»? Из-за предчувствия, что проделанная работа закончится нулевым результатом? Проследить движение рода Н. К. Рериха удастся, в лучшем случае, на 200-250 лет. А князь Рюрик отстоит от ХХ века более чем на тысячелетие!

 

 

Переход к взгляду неожиданному

Не перспективнее и не продуктивнее ли в таком случае заняться исследованием наглядного превращения фамилии «Рюрик в Рорик, а затем Рорик в Рерих»? Но для этого придётся осуществить сравнительное изучение фамилий с использованием в качестве инструмента исследования науку под названием психолингвистика. В энциклопедии читаем: «Психолингви́стика – дисциплина, которая находится на стык психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году».

Согласно новому знанию, сформированному на стыке наук, а это всегда несёт новые возможности, каждая буква алфавита имеет собственное внутреннее содержание, особенное качество, индивидуальное свойство. И в этом случае такое важное понятие как фамилия человека, составленная из букв алфавита, может быть представлена рядом «особых качеств», которые в последовательном прочтении выявляют её особый смысл, «направленность фамилии», а значит, и «направленность судьбы» человека.

 

 

Инструмент исследования

В качестве инструмента исследования вниманию читателя представляю психолингвистические таблицы (полностью они приведены в книге автора «Звёздные тайны России»). С помощью таблицы имеется возможность сразу же ответить на вопрос: как следует правильно писать фамилию: Рерих или Рёрих, через «Е» или же через «Ё»? Для этого обратимся к психолингвистическому содержанию указанных букв. Буква «Ё» предполагает «энергичность самовыражения и проявление эмоций». Бесстрастное, даже не улыбающееся лицо Н. К. Рериха, которое мы видим на его многочисленных изображениях, отвергает букву «Ё» в принципе. А буква «Е»? Эта буква к фамилии вполне подходит, ибо означает «самовыражение и обмен идеями», к тому же «посредничество и умение войти в мир тайного». С буквой «Е» перед нами предстаёт живойН. К. Рерих

Ниже представлен рабочий фрагмент таблицы «Смысловое значение букв алфавита» (полностью таблицы помещены в книге автора «Звёздные тайны России»).

 

 

 

 

 

Меняет ли фамилия человека?

Сравним с помощью табл.3 выявленное в историческом времени изменение характера фамилий Рюрик, Рорик и Рерих. Из результатов исследования имеем:

Рюрик: «Упорное стремление к истине, идеалам свободы и братства и самоуверенность тонкой духовности, укрепляются выносливостью силы духа».

Рорик: «Упорное стремление глубокого чувства и тонкой духовности укрепляются выносливостью силы духа».

Рерих: «Упорное стремление к самовыражению и обмену идеями романтичной тонкой духовности и чувственности является основой преуспевания в жизни и завоевания авторитета собственными силами».

Нетрудно видеть, как в течение тысячелетия менялся характер фамилий. Если предок Рюрик, прежде всего, человек познающий, то предок Рорик, человек глубоко чувствующий, а современный Рерих, человек самовыражения и обмена идеями. А разве не замечается в обозначенном ряду логика эволюционного развития рода? Сначала следует познать (Рюрик), затем познанное прочувствовать (Рорик) и только затем, наработанное предками, подытожить, самостоятельно выразить и обменяться возникшими идеями (Рерих). Последнее определение в отношении семьи Н. К. Рериха как нельзя лучше представляет семейную «батарею» из четырёх человек. «Кубок четырёх», как определил Махатма Мория семью Н. К. Рериха. Семью, в стремлении выполнить необычайной трудности возложенное кармическое задание. А именно: в начале новой Эры явить человечеству новую идею, идею Учения Живой Этики. Кстати, из выявленного характера прозвища Рюрик, становится понятно, почему носитель идеалов свободы и братства Рюрик не мог отказать славянам в просьбе помочь в правлении. И по первому зову пришёл на помощь нашим далёким предкам. Перейдём к сравнению изменений фамилий на основе изменения действия:

Рюрик: «Вовремя проявленная настойчивая самопожертвенность порождает скрытый романтизм проницательности и тайны».

Рорик: «Упорное стремление выдающийся семьи порождает скрытый романтизм проницательности и тайны».

Рерих: «Способность в нужный момент проявить характер для посреднического проникновения в мир тайного, порождает скрытую романтику, чувствительную к мнению окружения».

Как видим, в действиях князя Рюрика речь идёт о самопожертвовании, что вполне понятно, если принять во внимание историческое согласие «володеть и княжить» разрозненными и воюющими друг с другом племенами славян. В действиях рода Рорика, прежде всего, отмечается семейственность, что возможно следует воспринимать, как существование кармически связанных членов рода. Что касается семьи Рерихов, то действие семьи заключается в том, чтобы в нужный момент проявить характер для посреднического проникновения в мир тайного. Всё это, как известно, и произошло на самом деле. Вероятно, всё отмеченное предощущалось родом Рерихов на протяжении последних столетий. Эту версию поддерживает и содержание герба рода. Но реально проявилось лишь к началу ХХ века и воплотилось в семье Н. К. Рериха. Именно тогда наступил «нужный момент», совпавший с мировыми катаклизмами ХХ века. Семье Н. К. Рериха, озабоченной созданием Учения Живой Этики, потребовалось проникнуть в мир тайного Учителей Белого Братства. В этой связи становится понятным и посреднический характер действия семьи Н. К. Рериха.

 

 


№67 дата публикации: 01.09.2016

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020