Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Людмила Матвеева,

руководитель Общины «Крылья Духа»

 

Духовность, медиумизм и психизм

 

Человечество творит своё достижение своим устремлением.

А.Й., Беспредельность, ч.1, 225.

 

 

За двадцать лет изучения Живой Этики мне в своих размышлениях пришлось многократно возвращаться к затронутым в ней вопросам. Одним из них является вопрос взаимоотношений человека с Тонким Миром, в котором мы принимаем участие своими мыслями и ведём свою, для большинства невидимую земным зрением, духовную жизнь.

Полагаю, никто из прикоснувшихся к эзотерической основе Учения не сможет сказать, что оно не произвело в нём особенных перемен, выразившихся в утончении сознания и чувств, а у кого-то, помимо этого, - в раскрытии ранее неизвестных ему его собственных психических особенностей. Не будет преувеличением сказать, что большая часть новичков на первых порах именно эти особенности и считает признаком своего духовного роста, и нередко останавливается в дальнейшем своём развитии, суть которого состоит в нравственном очищении от многочисленных и глубоко укоренившихся недостатков.

В Учении и в Письмах Елены Ивановны Рерих мы находим достаточно слов-предостережений по поводу медиумизма и низшего психизма - опасности, которая подстерегает неофита, увлекающегося психическими феноменами без должного внимания к своим нравственным качествам. Неопрятность души является причиной недостойных поступков, поэтому каждый вдумчивый и ответственный последователь Живой Этики строго инспектирует свои скрытые мотивации, понимая, что только безупречное состояние души может быть гарантом встречи с Учителем и только под Его контролем может происходить гармоничное развитие духовного начала.

Вместе с тем, в Живой Этике достаточно много сказано о том, что Тонкий Мир должен быть осознан нами при жизни; что неизбежно нарастание психических феноменов, и подтверждением служит увеличение числа людей с выдающимися психическими особенностями, какими, например, обладала болгарская ясновидящая Ванга. Многочисленная литература, дающая представления об энергетической системе человека, подстегнула интерес к скрытым свойствам и возможностям; движимые любопытством и тщеславием дилетанты устремились к развитию психических сил, а в результате пришли к психическому расстройству, поэтому мы имеем такое обилие лже-посвящённых, лже-учителей и «продолжателей» Агни Йоги.

Так или иначе, но мы вынуждены иметь дело с проявлением психической деятельности человека и, поскольку постоянно стоит вопрос о том, как к этому относиться, - принять или отринуть, допустить или подвергнуть сомнению, - необходимо выработать некие критерии, которые помогут нам пройти по этому «минному полю» невредимыми.

Самым точным барометром, позволяющим дать верную оценку психическим феноменам, которые с приближением Тонкого Мира будут становиться частью нашей естественной жизнедеятельности, является беспристрастная и честная оценка мотивов, побуждающих нас к сотрудничеству с ним. И тут, без сомнения, имеет смысл сказать, что все признаки тщеславия, самодовольства, самолюбования и стремления к самовознесению будут служить дверями к медиумизму и психизму. И в то же время при условии чистоты мышления, те же самые тонкие проявления нашей психики могут быть благословением небес, если руководящим принципом жизни стало служение Иерархии.

 

Способность человеческой психики к общению с Тонким Миром дала миру многих пророков, ясновидцев и исполнителей высшей божественной миссии, и, безусловно, это были люди высочайшей нравственности и образцы полного самоотречения во имя Общего Блага. Мы знаем многих героев и подвижников таких, как Жанна Д’Арк, Сергий Радонежский, Иисус Христос, которые имели контакты с Высшим Духовным миром, и чей образ жизни представлял собой торжество духовной чистоты.

В наше время, когда эволюция устремляет всё человечество к новой ступени, на которой сближение миров является неизбежностью, побуждающей нас к сознательному участию в этом процессе, изучение психожизни человека находится в аморфном состоянии; более того, на мой взгляд, это положение искусственно поддерживается. Доказательством служит уже то, что при первых же признаках проявления психожизни, человек, который решился сделать её содержание достоянием гласности, тут же становится носителем позорного ярлыка «контактёр», то есть уже сам факт общения с Тонким Миром признаётся чем-то греховным, низким и предосудительным. Но разве не имели именно «контакты» с Высшими Разумами наши Учителя? И не является ли столь огульное обозначение, используемое для унижения человека, в котором каким-либо образом проснулись естественные психические способности, оскорбительным и для Них, так как именно с помощью психических контактов были записаны такие книги, как «Живая Этика» и «Тайная Доктрина»?

Нетерпимость и неуместная воинственность в среде последователей Живой Этики грубо вторгается в святая святых человека - в его душу. Судьями, как правило, становятся люди, стоящие бесконечно далеко от элементарного понимания этики, такта и нерушимости свободы воли. Навязывая свои понятия и представления, построенные на отсутствии личного опыта постижения психожизни, они отрицают и ставят под сомнение этот опыт у других. Но мы должны помнить, что в Тонком Мире имеет своё продолжение только то, чему было положено начало на Земле. Если здесь человек не приложил усилий для сближения с Тонким Миром, то, придя туда по окончании своего земного пути, он будет там так же слеп, глух и беспомощен. Поэтому интерес к Тонкому Миру должен быть, скорее, оправдан, чем осуждён, а безразличие к нему равносильно безразличию к сокровенной стороне Жизни, являющейся основой Жизни в целом.

«Урусвати знает, что качество терпимости есть одно из основных условий продвижения. Каждый знак терпимости должен быть оценен. Разве Мы могли бы помогать людям без высшей терпимости? Каждое горение должно быть использовано для Общего Блага. Самым убийственным будет мёртвое безразличие. Истинно, иногда ярый отрицатель может быть скорей оправдан, нежели бесчувственное безразличие.

Мы иногда улыбаемся отрицателям, ибо в каждом отрицании есть доля утверждения, но льды безразличия не дают цветов. Вот почему выделены горячие и холодные, но отвергнуты тёплые. Каждый отрицатель не согласится, что он может помочь тому, кого он отрицает. Как рассказать ему, что он полон огня и что его холод может претвориться в великий жар? Обычно отрицания сменяются утверждениями - так бывает с вопросами бытия. Но льды тех, которые в "Откровении" названы тёплыми, тают не скоро.

Несчастье в том, что таких тёплых очень много. Породители космического сора, они своей аморфностью мешают эволюции. Они меньше всего выносят из уроков Тонкого Мира. Мы не можем помочь им, ибо нет огненных излучений, которые были бы проводом для воздействия. Сколько добрых стрел притупляется о чешую аморфности! Скорей можно вызвать искру от отрицателя, нежели разбить панцирь безразличия. Огонь может пробить там, где есть борение.

Нужно научиться различать каждую малую частицу энергии и обратить на неё заботливое внимание. Люди кричат: "Он не наш, распни его!" - Глупцы, он не ваш, но огненный. Только невежды тушат свет, чтобы остаться во тьме, и тогда будут жаловаться на жестокую судьбу.

Мыслитель учил, чтобы умели различать даже малейшую частицу энергии: "Будьте зодчими бережными"» (Надземное, 381).

 

Мы должны понимать, что без способности к восприятию Тонкого Мира мы никогда не сможем быть полноценными сотрудниками Иерархии. Ведь никто не будет кричать нам в уши или давать письменные указания по поводу того, куда движется эволюция и какие мы сами должны совершать в связи с этим действия. Только с помощью тонких органов чувств можно улавливать утончённые вибрации Высших Сил, чтобы перевести их на наш обычный земной язык и воплотить в действия.

«Каждая стремительность насыщается огнём духа. Творчество духа соучаствует в огненном строительстве Космоса. Как же можно обособиться от всего космического творчества, когда человечество есть творческий исполнитель Космической Воли! Потому нужно развивать в себе созвучие с Высшими Силами, ибо без устремления к созвучию нет творчества. Так человечество должно утвердиться в понимании Высших Сил и примкнуть к Высшей Воле». (Иерархия, 72.)

Но именно сотрудничество с Высшими Силами и ставится под сомнение всякий раз, когда человек заявляет о своём духовном опыте, и самый веский аргумент против этого только один: этого не может быть. Но если отказывать человеку в его духовном росте, то нужно ставить под сомнение и само Учение, призывающее человечество в целом к сближению с Иерархией.

Представители волны последователей Живой Этики конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века - сегодня уже люди почтенного возраста и многолетнего опыта. За плечами у них по 20-30 лет вдумчивого и ответственного отношения к Учению. Неужели за столь долгий срок все их усилия не привели ни к чему, что является следствием изучения оккультных законов, - к духовному прозрению и осознанной духовной жизни?

Можно предположить, что скромность заставляет их молчать о своих способностях, но разве Иисус скрывал свои возможности? Вероятно, в этом вопросе, когда естественное свойство человека становится необходимым и действенным началом для осуществления духовной революции в обществе, подобная скромность уже несколько неуместна - так же, как неуместна скромность в способности быть хорошим врачом, учителем или музыкантом. Мастер своего дела знает себе цену, и в этом нет ни тени самолюбования, но лишь справедливая оценка вложенного труда.

«…Отказавшись от страха, предрассудков и лицемерия, можно приобщиться к жизни незримой. Можно наблюдать, как ясновидение и слышание развиваются без трёх врагов». (Агни Йога, 354.)

Было бы полбеды, если бы только страх стать жертвой одержания или всеобщей подозрительности и насмешки был причиной того, что замалчиваются многие, заслуживающие внимания феномены, говорящие о реальном сближении двух миров. Но дело ещё и в том, что закидывание камнями честных исследователей, пытающихся поделиться своим опытом с единомышленниками, в полной мере отвечает инквизиторским методам средневековья. Это говорит о том, что в движении, основанном на идеях Живой Этики, работает противодействующая Учению сила, в задачу которой входит угашение нашего устремления не только к теоретическому, но и к опытному методу познания. К сожалению, и в научном мире действуют силы, противодействующие работе учёных, исследования которых направляются в область Тонкого Мира: теория торсионных полей вызвала ожесточённое противостояние и моральное преследование исследователей. Механизм торможения передовой мысли и опыта везде один и тот же.

А между тем в Живой Этике именно к опытному методу познания направляются наши поиски, обращая внимание человека на самые простые факты из нашей жизни:

«Если кто начнёт жаловаться на неощутимость Тонкого Мира, укажите, насколько это заявление неправильно. Крылья Тонкого Мира касаются людей гораздо чаще, нежели принято думать. Но сами люди отгоняют невидимых мух и незримую паутину. Также часто люди борются с навязчивой мыслью и оборачиваются с вопросом - кто звал меня? Множество тонких, но вполне реальных ощущений наполняют жизнь. Многие из них, в силу физической реальности, могут быть изучены даже сравнительно грубыми приборами. Ощущение невидимых паутин на лице, как знаете, бывает длительно и резко ощущается. Казалось бы, для врачей, занятых изысканиями в области психических явлений, должно быть очень значительным это ощущение. Почему же они не испытывают таких людей посредством разных аппаратов и на пульсацию, и на качество секреций, и на сердце, и на кожную восприимчивость? Тонкий элемент может показывать и какие-то колебания около наблюдаемого. Так ощупью можно начинать полезное наблюдение, но главная трудность в том, что обычно опыт делается спорадически, без железного неуклонного терпения. Тонкий Мир нуждается в устремлении, но не в судорогах». (Сердце, 480.)

Однако эта рекомендация столь мало принята во внимание, что можно с полной уверенностью сказать: Живая Этика и Законы, в ней озвученные, по-прежнему мало осознаны и ещё меньше применены. Это обстоятельство наводит на мысль, что половинчатость, которой мы отличаемся в следовании Указаниям Учителя, задерживает естественное и планомерное освоение Тонкого Мира, а без сознательного сотрудничества с ним не может осуществиться План одухотворения физического мира Земли.

Табу, добровольное наложенное нами на нашу духовную жизнь, не может являться ничем иным, как духовным самоубийством и с этим трудно не согласиться, когда читаешь следующие слова:

 

«…Особенно человечество должно учиться на переживаниях, исходящих из высших сфер и пережитых на Земле…» (Беспредельность, 1-5)

В четырнадцатой книге Живой Этики есть такой примечательный параграф:

«Урусвати знает сущность психожизни. Даже невежды и тупые упрямцы не могут отрицать существование психического мира, но пытаются скрыть его под нелепыми наименованиями. Конечно, нельзя ожидать, чтобы такие двуногие могли осознать великое значение психожизни. Даже более развитые люди не умеют применять психожизнь во всём её значении.

Нужно усиленно напоминать человечеству, что эволюция усиливает работу психожизни. И нужно научиться улавливать вибрации такой высшей энергии.

Человек знает, что психическая энергия спасает его от болезней и от сомнений и уныния. Но, кроме таких важных врагов, психическая энергия может преображать всё существование. Также психическая энергия вводит человека в Надземный Мир. Утверждая новое сознание, можно усмотреть влияние психической энергии на всех подробностях быта, но для этого следует явить уважение к такому основному явлению.

Человек слишком занят механическими сторонами жизни и лишает себя мгновенного озарения. Может человек найти минуту, чтобы мысленно переключиться на высокую тональность, но для этого нужно освоить значение психожизни.

Опять Мы предлагаем школьным учителям указать на красоту психожизни. Многие ли из учителей могут сознать сами значение психожизни? Пусть человечество облегчит существование учителей, чтобы они могли уяснить себе сущность психожизни. Теперь мир находится в таком смущении, что необходимо твердить о начале психожизни.

Мыслитель утверждал: "Мир Психический стучится у входа, спешите открыть"» (Надземное, 868).

Разве не с достаточной ясностью сказано нам о значении психожизни? Тем не менее, с удивительной лёгкостью некие «авторитеты» из числа последователей Живой Этики причисляют к медиумизму и психизму всё, что не стало их собственным достижением. Наверное, самым ярым противником и хулителем психических свойств человека является один из пороков души человеческой - зависть. Завистник всегда и во всём будет видеть только рога дьявола, не давая себе отчёта в том, что этим он выражает самую отвратительную черту своей собственной самости.

Не пришла ли пора задуматься о том, что исключительно интеллектуальный путь изучения Живой Этики и есть половинчатость, в силу которой некому будет нести духовное Знание последующим поколениям, потому как только теоретическое познание не даст возможности развить духовные, психические свойства человека, отвечающие качествам человечества шестой расы? Этот вопрос имеет существенное значение и в связи с тем, что именно с помощью одухотворённого сознания происходит изменение формы, в которой воплощается человек. Эволюция предполагает утончение человеческого тела за счёт активизации в нём работы огненных центров, но без развитой психической энергии, действующей направленно, невозможно произвести эти преобразования.

«(…) Назначено Космосом соотношение между формой и устремлением, потому можно сказать, что идущее время и устремление магнита принесут формы новые. Человек больше всего являет непонимания в задачах своего выражения и, считая себя безответственным, порождает формы, соответственные сопротивляющемуся сознанию». (Беспредельность, ч. 1, 141.)

«Говоря о формах соответствующих, можем указать на те выявления, которые утверждают только частично сознательное выражение. Формы эти творятся, как части и только лишь лично направляющее сознание приводит к желательной форме. Тогда как и во всём Космосе, при только частичном принятии сил, посланных магнитом, получается комбинация негармоничности. Когда дух может воспринимать тысячелетиями силы космического магнита, тогда он есть та высшая гармония. Законна сила духа, идущего красотою, и силы расступаются перед творчеством сознательного явленного магнита. Дух соединяется с магнитом Космоса, утверждаясь, как сила магнита, свойственного направлению эволюции» (Беспредельность, ч. 1, 142).

Таким образом, духовный опыт становится орудием, с помощью которого человек сам будет изменять формы своих тел, сообразуя их со средой обитания, а также создавать формы для воплощения идей Высших Сфер. Действия человека, направленные по пути собственного одухотворения, отвечают притяжению Космического Магнита, поэтому на законном основании происходит расширение его сознания и обогащение духовной жизни. Становясь духовно разумным, просвещённым и деятельным, он успешно преодолевает ту часть своего пути, на которой ему угрожают соблазнами и совращением существа низших слоёв астрального мира.

«Когда человек разъединяется с силами космического магнита, тогда он постигает только утверждение физического существования. Не будучи связанным с высшими энергиями в духе, человек, истинно, разрушает свои лучшие возможности. Только сознательное принятие существования магнита, объединяющего дух с высшими энергиями, может приблизить человека к закону космического магнита. Формула средоточия человека на планете так не отвечает действительности. Соединение тел пространства и огня духа лежит в основе всего сущего» (Беспредельность, ч.1, 136).

Собственно говоря, если бы в человеческом обществе процесс массового устремления к Высшему Миру протекал в сознательном сотрудничестве как по вертикали, так и по горизонтали, то и Тонкий Мир уже давно был бы расчищен от скоплений тёмных, развращённых сознаний, и, следовательно, было бы меньше угрозы с его стороны для новичков, начинающих свой духовный путь на Земле. Тогда было бы больше оснований полагать, что все контакты с Тонким Миром несут исключительное добро, и по мостам такого сотрудничества больше проливалось бы небесного света в плотные слои Земли.

 

«Вся космическая жизнь пронизана тонкими энергиями. Устремлённое творчество в вечной вибрации создаёт формы Бытия. Вселенная так унизана сокровищами! Ту струю являет Космос, которая затрагивает каждый устремлённый дух. Тонкие энергии требуют тонкого понимания, при котором утверждается явление вибрации с космическим магнитом. Творя, дух соединяется с космическим магнитом. Слои пространственного огня утверждают слои земных планов. Но нужно усмотреть, как расходится утверждение с воспринятым. Когда истина идёт с планом Владык, тогда усмотрите каждую космическую вибрацию. Когда же истина утверждается, как человеческое неразумие, тогда получение энергии лишь сводится к явлению противоположному. (…)» (Беспредельность, 1-145.)

Итак, психожизнь человека - его законное право, естественная особенность и отличительная черта. Учение Живой Этики направлено прежде всего на духовное развитие человека, поэтому самое время определиться с термином «духовность». У многих оно является понятием, заключённым в пределах интеллекта, религии и культуры. Однако духовная красота человека украшает все эти сферы жизнедеятельности, а не наоборот. Среди людей, занимающихся религиозной, интеллектуальной и культурной деятельностью, достаточно тех, кто совершает самые отвратительные преступления. Без сомнения, происходит это именно от низкой духовности, то есть от слабого проявления чистой, божественной воли духа. Следовательно, духовностью нужно считать то, что является проявлением нашего высшего Я, что есть нашей божественной сущностью. Именно деятельность нашего высшего Я и являет собой нашу психожизнь. Но, чтобы она была осознана, необходимо установить тонкую связь с нашим высшим Я. Без перенесения сознания в его сферу, то есть в свой собственный духовный мир, сделать это невозможно. Таким образом, без освоения Тонкого Мира мы не можем быть полноценными сотрудниками ни там, ни здесь. Эту истину нам придётся усвоить и согласиться с тем, что кульминацией нашего духовного пути на Земле является именно соединение в самих себе двух миров. Только таким образом «небо может опуститься на Землю».

Конечно, немало при изучении духовного мира человека и Тонкого Мира в целом будет так называемых духовных аферистов. Однако научное исследование Высших Миров посредством изучения духовного мира человека не должно быть отменено только потому, что аферисты компрометируют это направление, скорее наоборот, имеет смысл поторопиться честным учёным, пока дельцы от науки их не опередили по всем направлениям. Думается, что, рассматривая психожизнь человека как новую науку, уже давно пора собирать по крупицам все проявления из этой области, и беспристрастно, без предвзятости и фанатизма, исследовать. Эти исследования в будущем будут иметь важнейшее значение, потому что творческая мощь человека заключается именно в его духе, и люди, владеющие ею в совершенстве, будут устоями государств и сотрудниками по кооперации с дальними мирами.

«Когда дальние миры простираются перед человеческим сознанием, то появляются новые понятия измерений. Когда даже на планете можно усмотреть формы, творимые лучшими энергиями, то как же не явить сознание утончению форм? Совершенствование продолжается, направляясь к Беспредельности. Ритм совершенствования так устремлён к ритму космического магнита! Ведь не внешнее устремление, но развитие путём психожизни!

Мы знаем случаи, когда творчество видимо не проявлялось, но дух носился, творя. Дух может создать целую мировую эволюцию, устремляясь к творчеству психожизни. Конечно, так проникает в сферы дух высших явлений. Но дух, не сгармонизированный с космическим магнитом, может создать только противоположное явление. Токи высших сфер присущи утверждающему пространственный огонь в духе» (Беспредельность, ч. 1, 152).

В Письмах Елены Ивановны Рерих очень напряжённой нотой звучит тема предстоящих на Земле катаклизмов. Несмотря на то, что обширные бедствия были разбиты на ряд меньших во второй половине прошлого века, угроза глобальной катастрофы не только не миновала, но, по всей видимости, может в не менее угрожающей форме возникнуть снова. И основания для этого весьма прозаичны: за семьдесят истекших лет Учение так и осталось не применённым в полном объёме, основные направления эволюции духа не осознаны и не получили развития в той мере, которая позволила бы Высшим Силам приложить свою мощь к творческой деятельности человека. По закону Кармы Владыки не могут вмешиваться в дела человечества, даже бережно понуждать нас в нужном направлении Они не имеют права, поэтому и сказано «руками и ногами человеческими». Они могут законно приложить свою могучую силу только там, где мы сами напрягаем творческие возможности, поэтому так важно, к чему мы стремимся и насколько точно стараемся исполнить все Указы.

Пространственные токи и огненные энергии, постепенно входящие в атмосферу Земли, смещают старые, отжившие пласты. Это космическое явление не может пройти без видимых и ощутимых явлений на Земле. В движение пришло всё: стихии, люди, животные и растительный мир. Пертурбации в Космосе отзываются на всех организмах, а поскольку человек есть носитель космических энергий, то пертурбации в его внутренней сфере так же неизбежны. Сознательное стремление к обновлению своего естества приобщает человека к эволюционной волне, отказ и промедление ставят под вопрос его существование.

«Все законы, ведущие к утверждению смещения, зиждутся на Общем Благе. Каждая новая энергия пространственно устремлена к принятию творческого качества. Потому из хаоса устремляются энергии, и каждое космическое течение может дать творчество. Только принцип Космического Магнита утверждает смещение. Там, где мощь Космического Магнита действует, там целесообразность творит. Потому можно утверждать, что когда старое заменяется новым, то космическая целесообразность применяет жизненные законы» (Беспредельность, ч. 2, 494).

«…Стремительность потока смещения не пугает дух, закалённый в бою. Так, когда старые и отживающие энергии смещаются новыми, сердца огненные знают всё значение великого времени. Смещение энергий насыщает пространство. На пути к Миру Огненному утвердим закон смещения энергий и созидания новых великих путей» (Мир Огненный, ч. 3, 239).

Таким образом, становится понятно, что мы призваны утвердить принципиально новый подход в духовном развитии человека. Устаревшие формы религий не удовлетворяют самостоятельно мыслящего и духовно растущего человека потому, что до настоящего времени они не давали человеку возможности осознать своё место в Мироздании как творца и сотрудника. Это объясняется тем, что нельзя было преждевременно открыть Закон Мысли как Закон Мира: склонность к взаимоуничтожению могла дать обратный созиданию результат. Ужасы двух мировых войн разбудили в душе человечества жажду к миру и красоте, и в промежутке между ними в мир пришло Учение, раскрывающее значение и мощь мысли. Но мысль - духовное существо Тонкого Мира, поэтому наряду с Учением о мысли были даны знания о духовных законах Тонкого Мира, позволяющие человеку не вслепую, а на научной основе и сознательно вступить с ним в сотрудничество. От того, как глубоко мы сможем понять и развить это сотрудничество, зависит наше настоящее положение и наше будущее.

«Смещение пространственных тел - так называем творчество космического магнита. Ведь, наглядно видим, как смещаются земли и воды. Ведь, видим, как смещаются расы и все эволюции законно. Как же не приветствовать смещение! Насколько прекрасно для духа смещение земного существования на высшие сферы! Те планы, о которых так явно говорят, как о недостижимых, могут стать, истинно, достижимыми. Космическое смещение и человеческий магнит предопределяют напряжение новых форм. Творчество смещения так объединяется с космическим магнитом!» (Беспредельность, ч.1, 159).

Взаимоотношение человека с Тонким Миром выражается в его взаимоотношении со своим собственным духовным миром. Это даёт возможность сознательного участия в жизни Тонкого Мира, и чем более осознанным будет это участие, тем более сознательным будет переход развоплощёного духа в мир тонких измерений после окончания очередного этапа земной жизни. Конечно, будет проявлением крайнего невежества насильно форсировать это качество духа и сознания, но ещё большим невежеством является замалчивание этой стороны жизни и запугивание страшилками, присущими самым низшим слоям астрального плана. При достаточном устремлении к духовному совершенству и трансмутации самости, все низменные страсти отмирают и делают человека неуязвимым для растлителей, поэтому нет никакой необходимости в сокрытии и отрицании возможности сношений с существами, находящимися в околоземных сферах и на дальних мирах. Более того, именно к этому сотрудничеству должен быть подготовлен человек, потому как сказано: «После общины к дальним мирам».

Участие дальних миров в эволюционном развитии землян является неизбежным и необходимым. Земля не может больше совершать свой обособленный путь в Мироздании; обособление земного человечества и разобщение с Законом Единства уже не однажды вызывало глобальные катаклизмы, стиравшие с лица Земли высокоразвитые цивилизации. Мы подошли к той же опасной черте, и только сознательное сотрудничество с Высшими мирами может спасти нас от этой участи.

 

«М... много магнитов на земле оставил, потому Говорю - Моим путём легко идти. Работа на соединение с высшими планетами требует, чтоб на планетах были духи, сгармонизированные в сознательной работе. Обычно запрос снизу и ответ сверху. Чем выше, тем более соединения. Создавшаяся изолированность должна быть, наконец, введена в суждённый круг. Иначе не только Земля, но и Марс и Сатурн отстают в развитии.

Почему на Юпитер идут лишь немногие, тогда как атмосфера Земли положительно загромождена?

Хочется сказать - милые путники, взгляните кверху, и если, вместо иллюзий Земли, вы захотите лететь дальше, то и крылья вырастут. Между тем, вы запрудили теми же жалкими лачугами весь астральный план. Та же клевета, то же призрачное курение, но вы забыли, что от ваших призраков чад идёт. Лучи солнца меркнут через ваши пиры отупения. Пустые оболочки создают пустые оболочки.

Но представьте: если бы призраки тянулись к созиданию прекрасного движения, то лучи из санитаров превратились бы в лучи света.

Именно мысль творит за пределами земли, потому учитесь управлять мыслями». (Озарение, 2-8-15).

Но когда задаёшься вопросом «как осуществить это сотрудничество?», в сознании возникает лишь один вариант ответа: мысль человека должна быть направлена в Пространство. Направленная с незыблемой верой, разве не принесёт она соответствующий ответ? Но как охарактеризовать нам эту связь, если не употреблять уже скомпрометированное понятие «контакта»?

Наша беда заключается в том, что по старому обычаю мы с водой выплёскиваем и ребёнка. Напуганные эпидемией одержания, мы предпочитаем отказать себе в развитии духовных сил, чтобы не подвергнуть себя этому риску и, тем более, не стать объектом для «авторитетного» диагноза «контактёр» от перестраховщиков и тушителей сердечных огней.

Конечно, можно было бы не выносить на общий суд свой духовный опыт и трудиться одиноко в тишине своих кабинетов и келий. Но народное просвещение было и остаётся самой насущной задачей, поэтому наше участие в соединении двух миров не может замалчиваться и осуществляться силами одиноких сотрудников тогда, когда необходимо приложить всю меру совместных усилий. Спасение Земли заключается именно в привнесении в её атмосферу энергий Высшего Мира посредством человека, и сотрудничество подобного рода не может быть ограничено лишь культурной деятельностью, оно предполагает прямой и естественный контакт с представителями дальних миров. Обмен духовными энергиями одинаково полезен двум сторонам, так как не все миры, являясь выше нас духовно, столь же развиты интеллектуально; взаимовыгодное сотрудничество даст новый, оздоровительный импульс для всей системы миров.

«Не много внимания уделяют люди Миру Незримому. Нужно сознательно приучиться понимать его присутствие во всём. Пространство можно рассматривать как провод к Мирам Незримым, но наблюдающим за нами». (Сердце, 60.)

«Вне всяких границ человеческих вспыхивают пространственные искры. Так же поверх уставов земных долетают дальние зовы. Разве не просыпаетесь иногда с необычными словами в сознании, разве не слышите имена неземные? Немало встреч в Тонком Мире. Немало проводов с огненными областями. И часто зовут нас те, кто раньше или в будущем суждены к встрече. Не беден мир земной, если мы не будем сами ограничивать его. Немало учат нас древние о возможностях преображения и о связи с Высшим Сознанием. Непростительно, если мы пребудем в животном состоянии. Ведь животные, хотя и чуют Мир Тонкий, но не сознают его. Люди же должны осознать связь с дальними мирами - в этом их отличие и могущество. Но если люди закрывают сознание, они не только вредят себе, но даже Общему Бытию» (Сердце, 264).

Со времени издания последней книги Учения прошло уже несколько десятилетий. Какие мы видим результаты, которые можно было бы считать нашим вкладом в эволюцию? Увы, их нет. Первая волна последователей, поддерживаемая основоположниками Учения, раздвигала горизонты своего и народного мышления достаточно успешно. Но пришло время, и все основоположники оставили земной план, предоставив нам самостоятельно растить свои духовные силы и строить стены здания Нового Мира.

Однако вместо сосредоточения на духовной основе Учения, последователями следующей волны всё внимание было перенесено на второстепенные задачи, и в итоге сегодня мы имеем прекрасно содержащиеся музеи, но не имеем духовной школы, которая должна была разрабатывать и проводить в жизнь основные идеи Учения по одухотворению человека. Таким образом, не состоялся институт духовного наставничества, зато преуспевают функционеры, которые успешно осуществляют коммерческую деятельность, приспособив Учение под свои личные интересы.

Отчасти не без их участия происходит постоянный психологический прессинг в адрес тех, кто осмелился выразить иную точку зрения на задачи движения, а также, так или иначе, обозначил свой духовный потенциал. Способность к общению с Тонким Миром попала в разряд особо преследуемых. Но давайте зададимся вопросом: не это ли прокрустово ложе является главной причиной того, что до сих пор мы не пришли никуда? Да и куда можно прийти и что можно сделать с обрубленными конечностями?

«Напрасно люди жалуются на оторванность от Тонкого Мира. Многие видят тонких жителей. Многие улавливают речи потусторонние. Многие слышат ароматы неземные. Можно назвать явления бесчисленные как среди людей, так и среди животных. Только упорное предубеждение мешает людям понять действительность. Сколько людей было спасено указаниями из Тонкого Мира. Сколько государственных действий решалось по указанию Свыше. Не только древние эпохи дают тому примеры, но и самое недавнее прошлое может дать самые неоспоримые факты таких постоянных сношений. Земля не может быть изолирована от всех Миров. Даже земные, плотные чувства против всех невежественных суеверий проводят чувства Тонкого Мира. Когда же сознание утончится, тогда можно ждать ценных сближений, которые будут совершенно естественными» (Мир Огненный, ч.2, 422).

И наконец, обратим своё внимание на наш сон. Разве не переходим мы самым естественным образом в Тонкий Мир во время сна? Разве приходит нам в голову называть это своё состояние нездоровым? А ведь сонное состояние есть тот самый «контакт» с Тонким Миром, которого мы так избегаем в бодрствующем состоянии. Не будет преувеличением сказать, что все светлые чувства, вынесенные нами из сна, являются для нас добрыми предвестниками, вселяющими в нас существенную долю оптимизма и светлых надежд. Так почему мы одно и то же состояние приветствуем в одном случае и отвергаем в другом? Не проще ли проявить больше суровости к своим нравственным качествам и тем самым оградить себя от опасности одержания, чем, оставаясь во власти пороков, отказывать себе в естественном духовном развитии?

«Урусвати знает значение момента между сном и бодрствованием. Это мгновение называется алмазом сознания. В течение такого переходного состояния сознание человека одинаково принадлежит и плотному, и Тонкому Миру. Если бы люди сознательно отнеслись к таким прозрениям, многое облегчилось бы при изучении психической энергии.

Для осознания священного момента не нужно никакого таинственного посвящения. Каждому даётся возможность приобщиться к двум мирам, если только несчастная свободная воля не толкнёт человека к мёртвому отрицанию. Мы не любим слово "смерть" и все от него производные. Но все невежественные отрицатели могут быть названы мёртвыми.

Правильно замечено, что для осознания алмазного мгновения нужна особая вибрация. Но и такая вибрация порождается через чистое устремление. Но для такого устремления нужно сознательное познание. Не магия и не колдовство почуять прекрасное мгновение. Когда человек приносит в плотный мир впечатления из Тонкого Мира, он может предчувствовать и Врата Огненные. (…)» (Надземное, 120).

И последнее: каждый из нас мечтает взглянуть в глаза Учителя… Каждый в глубине души надеется, что ведом Им… Но как же может это осуществляться, если не будут развиты тонкие психические свойства при безупречной душевной чистоте? Наивно полагать, что, оставаясь деревянными и ограниченными, мы сможем воспринимать Его утончённые вибрации, Его мысль, Его чувство. «Руководить можно и на расстоянии…» - сказал Он в Учении, но думается, что для этого совершенно необходимо развить в себе особую утончённость, которая и позволит объединяться с Его Сознанием через наше высшее Я.

«Во всём происходит движение, так же вибрирует Руководство. (…) Высшее Руководство и невидимо, и неслышимо. (…) Не удивляйтесь, что руководимые нередко вообще не признают руководства. Истинно, Руководитель этим не огорчается. Учитель плавания поддерживает вновь плывущих и ободряет, шепча: "Вы сами плывёте". Так бывает во всех областях. (…)» (Агни Йога, 490).

 

 


№54 дата публикации: 07.06.2013

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020