Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Приглашение на выставку
«Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха»

 

Из анонса к выставке, открывшейся 8 августа 2018 года в Москве в Музее Рерихов: «Редкая жанровая работа у Святослава Рериха обходится без образа женщины, которая так или иначе постоянно присутствует на полотне, демонстрируя «божественное проявление» земной жизни. И это не удивительно для художника-мыслителя, сделавшего девизом всего своего искусства поиски пути к запечатлению идеальной красоты. В женских образах Святослава Рериха ярко проявилось и его собственное духовное богатство, щедро наделяющее зрителя идеями гуманизма и чувством гармонии».

 

«Твердыня Тибета»

В советские времена творческая интеллигенция зачитывалась романом И. Ефремова «Лезвие бритвы», где поднимались нетривиальные вопросы мироустройства и существования человека. Например, такой: «Нет ли общего понятия прекрасного для мира животных и мира людей»?

Творчество Святослава Рериха, культ у художника женского начала, станет намного ближе и понятнее, если познакомиться с очерком И. Ефремова «Твердыня Тибета», где речь идёт о художнике Даярам Рамамурти. Нетрудно предположить, что в очерке писатель отразил чаяния художников Николая и Святослава Рерихов, поскольку писал: «Великий друг Индии, русский художник Николай Рерих – тот смог осилить и передать, вместить в себя этот взлёт тяжких масс самой матери Земли в небо, навстречу потокам Солнца днём или огням далёких звёзд – ночью» (1, стр.348).

 

Пережившие времена культуры Крита и Эллады

 

 

Итак, женщина – божественное проявление земной жизни. Но почему именно женщина Индии? Не потому ли, что древнее проявление земной жизни дольше всего «задержалось» в Индии? В Индии, как в зеркале, человечество и сегодня представляет далёкое прошлое: «Древний творческий гений индийского народа, составивший бессмертную славу страны на протяжении более двух тысячелетий, переживший культуру Крита и Эллады, во все века черпал свои силы в неистощимом богатстве чувств человека, находившегося в теснейшей связи, единстве с природой. Из земли и Солнца, подобно буйной растительности тропиков, вливались в людей созидательные силы, требовавшие выхода в искусстве» (1, стр.348).

 

 

Герой Ивана Ефремова «загорелся идеей создать скульптурный – образ прекрасной женщины своего народа, открыть тайну красы ненаглядной в сочетании идеала Шри и Рати – любви и страсти, Лакшми и Нанди – красоты и прелести, которая была бы так же понятна всем, как древние творения, но ещё ближе, ещё роднее для современных людей, а не легендарных героев Махабхараты и Рамаяны».

То же самое можно сказать и о художнике Святославе Рерихе, «загоревшимся идеей» отразить в художественном творчестве вечную женственность. Но почему именно женщины и женской красоты?

Иван Ефремов: «Этот вопрос обычно задавали европейцы на индийских художественных выставках, поражённые, как много места занимает в живописи тема женщины, прекрасной возлюбленной, гордой девушки, заботливой, погружённой в раздумья о будущем матери».

И поясняет: «Европейцы ещё не понимают, что в основе духовной культуры последователей индуизма лежит пережившее тысячелетия со времён матриархата представление о женщине, о женском начале как об активной силе природы в противовес пассивному мужскому началу».

Писатель приходит к выводу: «Женщина ближе к силам и тайнам природы, чем мы, мужчины» (1, стр. 350).

Вот почему и на картинах Святослава Рериха «женщина изображается полной творческой энергии, жизненных сил, близкой к буйному цветению природы, созидающей и разрушающей, покоряющей и инициативной». Как это изображено на 36 картинах выставки Святослава Рериха «Вечная женственность в искусстве», выставке, которую обязательно следует посетить.

 

Литература

1. Иван Ефремов. Лезвие бритвы. М.: Изд. «Правда», 1988.

 

Фотографии картин автора.

 

 


№75 дата публикации: 02.09.2018

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020