Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

«Остерегайтесь предательства» [1]

1 мая 2016 г. – Пасха – Праздник Светлого Христова Воскресения

 

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды (фрагмент). 1304–1306

 

Считаю явление предательства наихудшим [2].

Листы Сада Мории. Зов

 

Нужно, наконец, распознать, как разнообразно

предательство. Кроме классического поцелуя,

найдутся другие изысканные виды предательства [3]

Иерархия

 

Каждый год во время Страстной Недели, в преддверии Пасхи – Праздника Воскресения Духа, мы вспоминаем земную жизнь одного из Величайших Светочей Мира – Иисуса из Назарета. Воплощение Света и Любви, – преданный своим учеником Иудой за тридцать сребреников, – Он принял жестокую, мучительную смерть, распятый на кресте.

Само имя «Иуда» стало нарицательным и означает высшую степень зла – ту бездну, ниже которой пасть уже невозможно.

 

* * *

Откроем Евангелие…

Иисус заранее знал, что Его ожидает. Он говорил ученикам: «…Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» [4].

В это время иудейские старейшины и первосвященники уже задумали схватить Иисуса. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» [5].

Что толкнуло Иуду на предательство? Как известно, «мелочей нет». У Иуды была слабость – он любил деньги. Возможно, в то время у него уже возникло сомнение – а придёт ли то Царство Небесное, которое предвещал Иисус? И если придёт – то скоро ли? И стоит ли его дожидаться? А может, лучше добыть денег и прожить свою жизнь в благополучии?

Как опасны «малые» недостатки на Пути духовного восхождения, указала Наталия Дмитриевна Спирина в Слове «Стебель травы»: «Многое уже изжито, явлено овладение собой, открывается доступ к высоким энергиям, но осталось одно непреодолённое свойство, какая-то слабинка; силы тьмы, пользуясь этим недосмотром, проникают в сознание, как микробы в открытую рану, и вызывают гниение и разложение. Если вовремя не пресечь этот губительный процесс, он разрастается до таких размеров, которые приводят к непоправимой катастрофе.

Классическим примером является Иуда. Он был учеником Христа, а для этого надо было иметь немалые духовные достижения и накопления. Но одно свойство не было изжито и таилось в глубине души – корысть и, как сказано в Евангелии, «бес вошёл в него». В результате Иуда пошёл и продал своего Учителя за горсть монет» [6].

 

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495–1498

 

Евангелие повествует, как накануне Пасхи, в Страстной четверг, Иисус собрал учеников Своих на праздничную трапезу – «Тайную вечерю».

«Когда же настал вечер… сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал» [7].

Тогда Иуда встаёт и уходит в ночь.

 

Н. К. Рерих. Чаша Христа. 1925

 

А Иисус вместе с учениками идёт в Гефсиманский сад. Он Чует приближающийся ужас крестных мук и взывает к Отцу Небесному: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» [8] Но преодолев минутную слабость, Говорит: «…Впрочем не как Я хочу, но как Ты» [9]. В смертной тоске Он Просит учеников поддержать Его, молиться вместе с Ним. Но, слабые, они засыпают…

Иисус «тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.

И, когда ещё говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его» [10].

 

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды. 1304–1306

 

Но когда Иуда увидел, что Учителя приговорили к распятию, он вдруг осознал – что же он наделал! И он не выдержал этого ужаса…

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную.

Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился» [11].

Страшную судьбу Иуды после смерти описал А. С. Пушкин в стихотворении «Подражание итальянскому» [12]:

 

Как с древа сорвался предатель ученик,

Диявол прилетел, к лицу его приник,

Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной

И бросил труп живой в гортань геенны гладной...

Там бесы, радуясь и плеща, на рога

Прияли с хохотом всемирного врага

И шумно понесли к проклятому владыке,

И Сатана, привстав, с веселием на лике

Лобзанием своим насквозь прожёг уста,

В предательскую ночь лобзавшие Христа.

 

Гениальный Данте Алигьери (1265–1321) в «Божественной комедии» описывая круги ада, которые спускаются всё ниже и ниже в соответствии с тяжестью проступков грешников, в самом низу – в центре Земли – помещает Люцифера (Сатану), грызущего предателя Христа – Иуду.

Более тяжкого греха, чем предательство своего Учителя, нет на Земле!

 

* * *

В наше роковое время, на переходе от Кали юги (Чёрного века) к Сатия юге – Новой Эпохе Света, по всему миру идёт эпидемия предательств… Они бывают сознательные и бессознательные. Сознательные – самые страшные, так как задумать предательство – означает уже совершить его. Задумавший преступление – уже виновен, и бумеранг – обратный удар – неотвратим.

Предательства бывают великие и малые… Предать Родину, продав врагам государственные секреты; предать друга, разболтав доверенную тайну; предать из трусости, умолчав о чём-то очень важном… Распространённая ныне необязательность – пообещать и не сделать, договориться о встрече и не прийти – тоже, своего рода, предательство…

Разнообразны предательства в семьях: супружеские измены – предательства близких, их любви и доверия… Предательство, если мать бросает ребёнка или дети своих немощных родителей «сдают» в дома престарелых. Предательство – оставить жену или мужа, если они заболели и стали беспомощными…

Но если даже в обычной жизни «предательство не может быть терпимо» [13], то ответственность принявших Учение Живой Этики многократно возрастает. «Главное предательство знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн» [14].

 

* * *

Сейчас мысль приобретает особое значение. Основная борьба Света и тьмы происходит в сфере мыслей и чувств. Помимо собственных несовершенных мыслей идёт мысленный тёмный натиск на каждого, стремящегося к Свету. Надо отслеживать и убирать каждую мало-малейшую мысль, которая может привести к предательству.

В книге «Озарение» говорится: «Скажите новым – надо осознать ответственность за мысли. Прежде отвечали за действие, потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли. (…) Неужели урчание тигра может быть хуже предательского мышления? Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму. За мысль приобретает мучение дух, ибо нет различия между словом и мыслью» [15].

Учение советует трезво оценивать себя, не заноситься, не гордиться, постоянно изучать свой внутренний мир, быть честными перед самим собой, подмечать свои несовершенства и заменять их положительными качествами. Чтобы самому не допустить предательства, надо понять, что к нему могут привести самые, казалось бы, безобидные свойства, на которые и внимания не принято обращать…

Учение предупреждает: «Забывчивость, рассеянность, двойственность, любопытство принадлежат к несовершенствам, которые следует искоренять. Любое из них можно признать, как предательство, ибо из них рождается самое низкое. Нужно понять, как неизбежны последствия их для самого себя. Малое сознание тонет в ошибках и особенно идёт ко дну, пытаясь оправдаться, иначе говоря, солгать самому себе. Можно следить по многим жизням, как цветёт сад последствий. Нужно рано или поздно убедиться во вреде ошибок. Главный пробный камень будет сознание – нет ли предательства?» [16].

Особенно бережно следует относиться ко всему, что касается Иерархии Светлых Сил.

«Потому нужно запомнить, что ущемление Иерархии есть предательство; что отношение безразличия к Иерархии есть предательство; что неревностное усмотрение явления, касающегося Иерархии, есть предательство – так Мы утверждаем, что ответственность должна быть за каждое произнесённое слово, за каждый поступок, за каждое действие. Как не утвердиться в огненном порыве к Иерархии! Ведь самый сокровенный огонь – Иерархия! Потому пусть каждый вдумается, как лучше служить Иерархии без явления самости, ущемления, легкомыслия и установленных формул обывателями» [17].

Иногда думают, что сейчас, когда астрологически Новая Эпоха уже началась, и Сатана удалён с Земли и даже из Солнечной системы, то и тёмных уже опасаться не надо. Но оставшаяся агонизирующая тьма особенно активна и перед своим концом пытается увлечь за собой многих хороших, но слабых и шатких в преданности Свету людей. Испытания усиливаются и становятся всё более изощрёнными.

Сейчас особенно необходимы особая духовная бдительность и постоянное совершенствование! При этом происходит «закрытие… доступа тёмным к себе и в себя, недопущения их губительной победы над светом и в самом человеке, и в его окружении» [18].

«Что могут тёмные? Только раздувать то, что в нас уже есть; увеличивать отрицательное до погибели дела или человека. Всё отрицательное даёт им доступ. Ярчайший пример – Христос и Сатана, который не имел в Христе ничего и потому был бессилен» [19].

 

С. Н. Рерих. Христос с учениками. 1930–1940-е

 

«Каждый должен поразмыслить – что в нём может дать доступ тьме, то есть что может погубить его.

Аскетизм препятствовал проникновению тьмы через тело, потому оно умерщвлялось; но оставалось проникновение через астральное тело – тело чувств и желаний. Здесь вместо умерщвления нужна подмена низших чувств более высокими.

Раздражения – спокойствием,

гордыни – смирением перед Ликом Высшим,

самости – сочувствием.

В Агни Йоге дана целая школа подобной трансмутации. Трансмутация – не пышное слово, а трезвая работа над собой, методика самопреодоления» [20].

 

Против предательства вооружимся ПРЕДАННОСТЬЮ!

 

Наталия Спирина

 

Преданность Тебе мне оставь

Н. К. Рерих. Цветы Мории

 

Оставь лишь преданность Тебе –

Пред ней померкнут достиженья!

В таком огне нет места тьме,

В такой твердыне нет сомненья,

По красоте ей равной нет...

Так перед солнцем гаснет свет

Луны, и звёзд, и всех планет! [21]

 

3 апреля 2016. Новосибирск

 

Примечания:

1. Листы Сада Мории. Зов. 7 августа 1922.

2. Там же, 18 апреля 1922.

3. Иерархия, 250.

4. Матф. 26:1,2.

5. Там же, 26:14–16.

6. Спирина Н. Д. Стебель травы / Спирина Н. Д. Отблески–1995. Новосибирск–Екатеринбург, 1997.

7. Матф. 26:20–25.

8. Там же, 26:39.

9. Там же.

10. Там же, 26:45–50.

11. Там же, 27:3–5.

12. Пушкин А. С. Подражание итальянскому. 1836: http://pushkin.niv.ru/pushkin/stihi/stih-814.htm

13. Агни Йога, 311.

14. Там же, 98.

15. Листы Сада М. Озарение, II–VII–1.

16. Иерархия, 250.

17. Там же, 218.

18. Спирина Н. Д. Стебель травы / Спирина Н. Д. Отблески–1995. Новосибирск–Екатеринбург, 1997.

19. Спирина Н. Д. «Что могут тёмные?» 6 марта 1994 г. / Спирина Н. Д. Отблески–1994. Новосибирск–Екатеринбург, 1997.

20. Там же.

21. Спирина Н. Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2010. С. 39.

22. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 


№66 дата публикации: 01.06.2016

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020