этико-философский журнал №83 / Осень 2020
Владимир Калуцкий,
член Союза писателей России
Ещё за деньги люди держатся,
Как за кресты держались люди
Во времена глухого Керженца,
Но вечно этого не будет
Николай Асеев
Раскольничий Спас, XVII век
Студенты близнецы Пётр и Павел Ореховы к курсовой работе по теме церковного раскола искали у меня в бумагах описание старообрядческого богослужения. И тут из Вейделевки позвонила директор тамошнего музея Марина Ушатова, пригласила на интересную встречу. А я к месту вспомнил, что в тамошних краях есть целое раскольничье село – Ровны называется. Недолго собираясь, с братьями-историками, Надеждой Леонидовной Ивановой из Белгородского государственного музея народной культуры и ребятами из литературного клуба «Календарь», бирюченского Дома детского творчества, мы подрядили микроавтобус – и отправились в путешествие к неведомому раскольничьему Iсусу. Так и пишется доныне Божье имя в книгах старого письма.
* * *
…И вот оно – село Ровны! Лежит себе на пологих холмах, от края до края открытое Божьему взору. А Бог тут свой, древлий, византийский. И храм в селе непривычный глазу, будто оставшийся от старинных былин. Верьте – стоит побывать и в селе, и у храма. И в самой церкви Покрова, надо постоять под суровым взорами аскетичных святых, написанных так, как писали Асклепий, Парамша и Андрей Рублёв ещё до времён Нила Сорского и Степана Разина.
Об этом селе с духом византийского двуперстного православия знал из рассказов всё той же Марины Михайловны. Она тоже приехала с нами. Мне показалось тогда, что и для самой госпожи директора музея ровненский храм и вся строобрядческая округа – terra incognita. Она, как и мы, пока ещё не знала, что храм недавно обворовали и прихожане настороженно относятся теперь ко всякому стороннему человеку.
Встретили нас в местной школе, провели в музей. Сошлись сюда и учителя, и дети, и сельские жители. И пока учительница-экскурсовод рассказывала нам историю села и храма, мы, гости, начали осознавать, что погружаемся в некую неведомую бытийность. Ну, во-первых – здесь не просто краеведческий музей – а музей старообрядчества. Осознание того, что находишься среди прямых продолжателей дела протопопа Аввакума, придавало нашей встрече налёт таинственности, ощущение провала во времени. И говор хозяев, и степенность детей и взрослых, и умиротворённость, разлитая по коридорам школы – всё было непривычно, хрупко… И лишь звонок моего мобильника, как злой сигнал другого мира, на миг расколол хрусталь встречи. Но я укоротил аппарат, а хозяева сделали вид, что ничего не слышали.
В храм от школы двинулись пешим порядком. А нам попутно рассказали, что село Ровны возникло ещё в XVII веке как протест приверженцев неистового протопопа на церковный раскол . И тогда же они срубили свой храм по образцу тех, что сияли некогда куполами по все Великой, и Малой, и Белой Руси.
И вот она перед нами – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Даже обшитая недавно грубыми железными полосами, церковь хранит очертания шатрового строения в контурах пирамиды (такая на всю епархию есть ещё только в селе Верхососна – там она сохранилась первозданно). Покровский храм в Ровнах даже внешне выпадает из общей картины известных нам по Белгородчине храмов. А уж изнутри!..
На паперти встретили нас старообрядцы – мужчины и женщины. Не скажу, чтобы костюмами они сильно отличались от крестьян окрестных деревень – но в их обычном одеянии виделась удивительная опрятность. В движениях и речи легко читаемые самодостаточность самоуважение. Объяснить этого не могу – но гостеприимные ровненцы как-то сразу обозначили грань между собою нам – людьми иного мира.
А что мир тут особый – это мы поняли сразу за порогом храма. Если слово боголепие имеет особое содержание, то тут мы его и увидели. У меня нет таланта Лескова для описания рукотворных ликов, сияющих в церкви (не к месту будь помянуто, я мельком вспомнил о ворах, отсохни им руки). А хранительница церкви, матушка Матрона Ефтихиевна указала взором на тёмные квадраты от недавних икон среди золотой россыпи образов: «Тут был Иоанн Богослов. С краю – малая иконка Аввакума. Ушли старцы работать в стан разбойников».
Боже мой! Я только что жестокосердно бранил в душе воров – а святая женщина жалеет их, потому что они нуждаются в том, чтобы украденные иконы «работали в их стане»!
Одно православие – а какая разная любовь!
В храме – смиренное молчание. А нарочно под телекамеру (с благословения матушки допущенную под купол) церковный хор устроил песнопения.
И сколь согласны были звуки мужских и женских голосов – надо было слышать! Но меня просто заворожили и голос, и деяния регентши хора. Женщина пела, ведя пальцем и глазами по странице громадной книги с особой музыкальной записью. Я впервые видел такую нотную грамоту, хотя уже знал о крюковом письме. Над слогами церковнославянских букв стояли большие значки, вроде флажков (отсюда и название – знаменный распев), и касаясь каждого знака регентша брала свой звук. Под её управлением рождалась молитва. Да такая, что образное выражение мороза по коже становилось совершенно ощутимым.
…Мои студенты не выключали диктофоны. И у этих людей, векам гонимых и властью, и официальной церковью, мы не заметили и тени обиды на наш мир. Они нас простили! За пожарища бесчисленных скитов, за изгнание с Родины. За нынешнюю бытовую скудость их храма, в который богатеи нового времени не вкладывают денег (отдачи в долларах не будет). И живёт храм Покрова в Ровнах лишь на молитвах да малых возможностях самих прихожан. Ещё одна матушка – Матрона Ивановна – и тут находит только добрые слова:
– Объявился добрый человек. Я как-то пожалилась новому купцу. Дескать – гниёт дерево – да и забыла об этом . А Господь не забыл – через время глядим – едут машины с железом. Храни его Бог, купца. Хоть как-то – залатали мы дыры железными листами. Нету лепоты – да хоть почти не дует.
И главная тревога стариков даже не о храме. Они уходят – носители древлей веры. А молодёжь, хлебнув запредельной жизни, часто не возвращается к убеждениям Аввакума. «Уже и наши девки ходят с голым пупками», – сетует приход. А как удержишь островок веры, если даже священник сюда приезжает лишь по большим праздникам?
…Воистину, что имеем – не храним. Мы возвращались с ощущением возвышенности, и пристыженности. Мы ехали из села, где в сердцах хранят любовь вселенскую, бескорыстную. Их молитвы – за себя и за нас. В их мире доллар ничего не стоит, а лик Иоанна Богослова тёмной ночью уходит с ворами из храма, чтобы проповедовать заблудшим. Их поп совершает Таинства не за деньги, а в силу самого Таинства, как это делал Iсус Христос. Ведь первая буква в имени Спасителя – это не грамматическое расхождение с официозом, а имя совсем другого Христа – Нищего Человека и Всемогущего Бога.
В руках Iсуса и остаётся приход Покрова. На Него Единого уповают прихожане. И я сопереживаю им в надежде, что перетерпят они и нынешнее лихо, что с карты Родины не исчезнет золотое пятно ровненского прихода. Без него она, Родина – станет тускнее. «И где чада мои претерпевают, претерплю и аз, грешный». – сказал Аввакум, погребаемый в земляной яме.
* * *
Братья Ореховы написали свои курсовые, но защитить их не получилось. Я прочёл преподавательскую резолюцию по углу работы Петра: «Представленный материал не соответствует богословской трактовке, исследователь игнорировал работу к.и.н. Е. В. Аникеевой «Отличия в богослужебной практике старообрядческой и современной православной церквей». Подпись: к.и.н. Е. В. Аникеева».
И вот что я подумал. Ровны в целом не отвечают сложившимся представлением о современном селе. Подумать только: около сотни дворов – а дали Родине Героя Советского Союза и двух полных кавалеров Ордена Славы!
Самоё село явно не вписывается в нынешнюю историческую трактовку. И это ему приговор.
№64 дата публикации: 09.12.2015
Комментарии: feedback
Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore
Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...
Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru
copyright © грани эпохи 2000 - 2020