Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Топорная работа

Последнюю и самую крупную нагрузку этот мост испытал в январе 1943 года. Наступая на Бирюч, советская танковая колонная упёрлась в Тихую Сосну. От противоположного берега её отделял старый деревянный мост. И тогда свою «тридцатьчетвёрку» на чёрные дубовые брёвна бросил механик-водитель Иван Андреевич Гузенко. Многотонная машина уверенно прошла по настилу, а мост даже не дрогнул, не прогнулся. Старинная переправа выдержала, пропустила через себя и танки, и автоколонны, и многочисленные фронтовые технические службы. А к исходу дня немцы были выбиты из города.

Так рассказывал мне уже в семидесятые годы сам Иван Андреевич Гузенко. Ему, жителю пригородного села Садки, повезло освобождать родные места. Он вспоминал:

– Сколько себя знаю – старый мост через Тихую Сосну всегда был надёжной переправой. Отец рассказывал, что сооружение последний раз ремонтировали «в тот год, когда царь-Миротворец умер». То есть – в 1894 году. А до того мост уже стоял больше ста лет. Он был сооружён из местного дуба, что растёт в Казённом лесу. Так вот, когда на танке подъехал к переправе, сомнений не имел – выдержит мост. Я его знал до последнего брёвнышка – мальчишкой нырял с него в реку, а потом с отцом упряжки волов гоняли с глиняными горшками на станцию Бирюч и в Хлевище.

И ещё рассказал Иван Андреевич, что уже после войны, в 1954 году, был он свидетелем ремонта моста:

– Тогда обновили перекрытие, помост. Воронежские инженеры обследовали опоры и признали, что «они ещё сто лет прослужат».

И вот минуло шестьдесят лет...

Я стою на знаменитом мосту и кожей чувствую, как он умирает. Мост был обречён тридцать лет назад, когда в полукилометре через Тихую Сосну перекинули бетонную переправу. Там оказалась главная дорога, связывающая город с пригородной слободой Засосна, по новому мосту пошёл весь пассажиро- и товаропоток. А старый мост оказался ненужным. Пройдёт ещё лет двадцать – и от него не останется даже гнилых столбиков.

А жаль.

В конструкции Засосенского моста мы теряем жемчужину отечественного мостостроения. Исток этого ремесла теряется ещё во временах языческой Руси, когда славянские плотники освоили хитрые способы вязания деревянных кружев из могучего морёного дуба. Именно тогда разновидность засосенского моста получила название «гребля», или «мосты на греблях». В зависимости от количества опор, на которые опирались пролётные строения, они различались на однопролётные или многопролётные. Засосенский мост – многопролётный. Местная гребля устроена в широкой пойме реки и представляет собой подобие грунтовой дороги. В средней части оставлена прорезь для устройства однопролётного моста, устоями которых служат опоры-срубы. Последовательно выступающие бревна береговых устоев образовали почти арочную конструкцию. Для того, чтобы мост не всплывал во время паводков, по краям настила были уложены булыжники. Поверх гóродней в продольном направлении уложены прогоны из брёвен, в свою очередь, на них в поперечном направлении устроен сплошной накат из брёвен – настил проезжей части. От плотников требовалось создать прочную опору для проезжей части, которая в то же время могла бы выдержать бурный поток воды в весеннее половодье. Засосенский мост логично дополнял систему оборонительных сооружений южного порубежья. Чтобы воспрепятствовать врагам перейти мост, достаточно было разобрать или даже сжечь деревянный настил моста. Затем он легко восстанавливался.

Словом – Засосенский деревянный мост через Тихую Сосну – настоящий шедевр русского зодчества. Жаль, что исчезает вместе с Бирючом. Ещё десяток лет – и на месте превосходных здешних мостов и зданий в русском стиле останутся корявые бетонные новоделы без имени и истории...

 

На снимке: рёбра умершего моста через Тихую Сосну между г. Бирюч и с. Засосна

 

 


№86 дата публикации: 01.06.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020