Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Марш маркитантов

Несть войны, иже не для третьяво чину.

Нил Сорский

 

В нашем народе тема войны никогда не уходила из повестки дня. Война – чуть не единственное, чем мы грозим и гордимся. И чем страшнее потери – тем выше гордость. Кто б такие были все александры невские, суворовы и жуковы, если б за их спинами не маячили легионы убиенных ратников?

Мне скажут, что у других народов в этом деле – не лучше. И я соглашусь. И другие народы гордятся военными победами и поражениями.

 

"Что же вы не ушли от погони

Наверху Бранденбургской стены,

Боевые немецкие кони –

Колесница минувшей войны?"

 

И, похоже, колесница эта останавливаться не собирается. Уже написаны миллионы книг, сняты тысячи фильмов и спектаклей по теме "Не убий", – а войны и не думают прекращаться.

И возникает вопрос: что же на войнах такого привлекательного, что они, как вошь солдата, сопровождают человека во всех исторических эпохах? Что это – политика, религия, физиология?..

Увы, всё просто, как трёхгранный штык.

Войны – это чистая коммерция, бизнес. Причина войны, causa belli, возникла сразу, как появилась у homo sapiens личная собственность. Зачем тратить силы на выделываение шкур, если они, выделанные, уже есть у соседнего племени?

Простой просчёт показывал, что собрать самцов из прайда и накачать их патриотизмом намного дешевле, чем разводить коз, обеспечивать их кормом, обучать умельцев сдирать с них шкуру и отбеливать её.

Пришёл, увидел, победил. Дёшево и результативно.

В 1379 году Папа Римский Григорий XI вызвал к себе мальтийского рыцаря Арчибальда де Жиле и благословил его на поездку в Тавриду. Там, дескать, готовится к походу в Залесскую Русь орда кнехта Мамая. "Твоя задача, – напутствовал Наместник Бога на земле, – не воевать, а захватить пушные магазины Великого князя Московского. Всё, что найдёшь – бери себе. А мне привезёшь все княжеские запасы шкурок зверька Mustela erminea".

И рыцарь, собрав отряд искателей наживы, отправился в Крым. Тут сразу возникает ещё вопрос. Что есть поход Мамая на Русь? Попытка Орды поставить Димитрия Ивановича на колени, утвердить себя в самой Золотой Орде или исполнение желания Папы пограбить московские лабазы? Можете сколько угодно убеждать меня, что это был поход в бой на какие-то идеалы. А я вижу в нашествии Мамая чисто коммерческую операцию. У тебя, князь Димитрий, что-то есть, а мы идём это что-то отнять. Поскольку так дешевле, чем просто купить.

Точно так же 22 июня 1941 года Гитлер пошёл в СССР отнимать его добро. Не смешите меня сказками о том, что он хотел уничтожить большевизм. Ему этот большевизм был – до мягкого места. Вы разверните карту боевых действий первых месяцев войны. И увидите, что вся кампания нацелена не на победу, а на грабёж. Пока группа армий "Центр" почти топталась на месте, целя на Москву – группы армий "Юг" и "Север" рванулись на Киев и Псков. С Украины фашисты сразу начали вывозить промышленное оборудование, чернозём, культурные ценности и рабочую силу. А на северном направлении Гитлера интересовал даже не Ленинград. Гитлер были мистик, и перед ним, помимо коммерческих, стояли мистические цели. И в районе Пскова его интересовал скромный местный заводик по производству напитка...из иван-чая. Именно того пития, что за тысячу лет до того поднесли калики перехожие Илье Муромцу, и которое сделало его богатырём. Вы можете не верить, но на операцию по захвату и вывозке завода вместе с оборудованием и персоналом Гитлер бросил четыре(!) дивизии. Именно те, что заблокировали чуть позже Ленинград.

Но Сталин был такой же мистик. И заводик по производству богатырского напитка велел взорвать. Фигу получил Гитлер, а не закваску для вскармливания нибелунгов.

Вообще, нравится нам или нет, но мистических целей войны Гитлер достиг. Ему было важно водрузить нацистский флаг на Эвересте. Эта вершина, согласно немецкому эпосу, отражённому в Старшей Эдде, открывает для героев путь в Валгаллу – блаженное и вечное убежище полубогов и героев. Гитлер и его присные были уверены, что все погибшие немецкие солдаты обрели покой в открытом для них немецком раю. И сами со временем метили туда же.

Но при этом Гитлер оставался примитивным торгашом. И его армия была откровенно грабительской армией. Она тянула в Германию всё, до чего дотягивалась. Станки, нефть, уголь, картины, иконы, млеко, яйки... Ради Германии Гитлер ограбил всю Европу. Он диалектику учил не по Гегелю, а по Мольтке-старшему. Но поклонником Мольтке был и Сталин. Он тоже предпочитал умственные построения прусского теоретика войн использовать для захвата земель Западной Украины и Белоруссии, Финляндии, Восточной Пруссии и Курильских островов. И если вы скажете, что судьбы этих земель решались на полях сражений – я возражу. Их судьбы решались в тиши кабинетов несколькими самыми бессовестными и циничными торгашами мира. Именно ради процедуры раскройки политической карты и велись эти войны. И совсем неважно, как они назывались при этом – захватническими, освободительными, справедливыми или несправедливыми.

Ибо справедливых войн нет. Как писал средневековый истории Гуго Гроций – никакая война не имеет оправданий. Ибо история не знает случая удачных войн. Всякая военная победа троична. В оперативном плане она выглядит триумфальной. В тактическом – нейтральной. В стратегическом – провальной. Поглядите нынче на Россию и Германию. В 45-м не вызывала сомнения наша победа. В 90-е мы осознали, что наша победа равна поражению. Нынче даже сравнивать нельзя уровень жизни в Германии и России. Стратегически мы проиграли.

И этот проигрыш был заложен ещё в то время, когда власть в стране захватили большевики. Они оказались способными торговать Родиной куда как проворнее, чем царские сатрапы. Эти сами гнали в Европу и Германию всё, чего дотягивалась их загребущие руки. Власть для большевиков была не политическим, а именно коммерческим рычагом. Когда они растранжирили тысячелетние богатства русской казны и монастырей, они начали продавать страх. Ибо угроза устроить мировую революцию есть не что иное, как шантаж. А шантаж – это постоянный спутник бизнеса. Но как только Сталин и его подельники почувствовали, что земля уходит из-под ног – то тут же заголосили: "Родина-мать зовёт!" Почему-то Родина-мать никого не звала, когда гребли невинных людей в лагеря, а детей делали сиротами. Родина-мать молча глядела на выборы без выборов. Родина-мать молчала, когда её жителей провозгласили винтиками.

А как только клюнул жареный петух – тут она и спохватилась. И спасать её пошли те самые подросшие сироты, чьи родители были винтиками и врагами народа.

И спасли. Но опять не Родину, а властвующих торгашей. Солдат-победитель возвращался домой с пустым вещмешком и медалью "За отвагу". А торгаши грабили разбитую Германию живым и мёртвым. Ведь и воевали-то ради того, чтобы пустить её на поток и разграбление! Старинный мировой обычай всех мародеров. Генералы везли вагонами, маршалы составами. Певцы победы – паркетные писатели нарочно ехали в мае сорок пятого года в Германию, чтобы не опоздать к дележу. Генералиссимусу досталось полмира. А народу-победителю достался в награду председатель колхоза Трубников и подвешенные под рёбра полудохлые коровы. Ау, Родина-мать, чего ж ты не позвала народ к победному дележу?

Да потому не позвала, что о ней самой торгаши забыли с последним выстрелом войны. Торговля закончилась, стороны разошлись баш-на-баш.

...А тьмы Мамая шли на Русь, устраивая на Кальмиусе и Молочной, Тихой Сосне и Оке гати и броды и прорубая просеки в вековых лесах. Орда тучей наплывала на Русь, но самих воинов была в ней лишь шестая часть состава. А пять шестых – это грабители, нацеленные поживиться на Руси после разгрома Москвы. Были здесь татарские отцы семейств со скрипучими пустыми арбами, впряжёнными комолыми волами, еврейские менялы на двухколесных шатких, закрытых шкурами возках, шли суфии с именем Пророка на устах, стайками порхали по людскому массиву греческие проститутки... Четыре повозки с купленными в Константинополе тяжеловозами в упряжке гнал с ордой рыцарь Арчибальд де Жиле. Он и его люди шли без оружия, лишь в белых плащах с красными крестами на них. Рыцарь изначально исключил для себя возможность воевать. Он был готов только грабить или торговаться. Тысячегорлый рёв скота, гонимого за войском ради пропитания кочевой орды, наводил ужас на Русь.

Чем тогда всё кончилось на Непрядве – мы хорошо знаем. Совсем по Гуго Гроцию, в оперативном плане Димитрий Московский наголову разгромил Мамая. В тактическом плане – уже через два года Тохтамыш дотла сжёг Москву. В стратегическом плане – спустя 838 лет мы живём в государстве, устроенном по жестоким законам орды.

Всегда проигрывал народ и выигрывали торгаши.

А рыцарь Арчибальд де Жиле во всё время сражения стоял со своими людьми в стороне и ждал, чем всё кончится. Он не проигрывал в любом случае. Если бы разбили Димитрия – он пограбил бы пушные магазины. А после победы Димитрия рыцарь беспрепятственно проехал в Москву. И в великокняжеских лабазах запросто обменял у жадного дьяка запасы нужных ему шкурок за четыре золотых солида и баклагу с некий богатырским напитком, дающий человеку бессмертие и ощущение непроходящего лёгкого опьянения.

И спустя три месяца рыцарь широким жестом бросил к ногам Папы Григория XI искрящийся мех из Московии. Это были шкурки горностая.

 

 


№83 дата публикации: 02.09.2020

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020