Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Бориэль Сим

 

О рациональном и религиозном мышлении

Много столетий назад представления людей о себе и окружающем мире основывались на сведениях, содержащихся в религиозных трактатах – как сообщённых Самим Творцом, таким, как Тора и книги Его Пророков, так и сочинённых и утверждённых высшими авторитетами той или иной религии или конфессии. Твёрдый небесный купол со звёздами на нём и диск Солнца, вращающиеся вокруг плоской Земли, – вот сравнительно недавние по историческим меркам представления христиан о мироздании. И хотя ничего подобного в Торе не содержится, европейцев, открыто подвергавших сомнению подобные сочинения, инквизиция подвергала жестоким наказаниям. Наказания ждали и мусульман, обнаруживавших противоречия в фетвах Пророка.

Между тем грань между рациональным мышлением, с одной стороны, и основывавшимся на религиозных книгах с другой, между знанием и верой неторопливо сдвигалась благодаря научным открытиям. Быстрый прогресс науки и технологий в последние столетия, загипнотизировав многие души, породил массовое отрицание религий, Бога, сотворённости мироздания и преумножил число адептов философии атеизма. На пороге третьего десятилетия XXI столетия от рождества Христова большинство образованных людей противопоставляют «рациональное» – то, что можно обнаружить и подтвердить экспериментально, а также доказать на основе законов логики, – «иррациональному» – наукой не обнаруженному и не очевидному.

Вера в то, что Бога нет, души нет, бессмертия нет… и, вроде как дозволено всё, что не запрещено законами государства, входит в противоречие с логикой и здравым смыслом, когда дело касается явлений, не имеющих пока научного подтверждения и интерпретации, а ведь много открытий у науки впереди из ещё не обнаруженного и не осмысленного. Потому не удивительно, что атеизм порой рассматривается как разновидность своего рода религиозной веры. Учёные ведь не имеют ни малейшего представления о том, какая часть неведомого, но существующего в мироздании ими правильно понята и смоделирована, – десять процентов, один процент или того меньше.

Наука озадачена рядом важных явлений в микро- и макро-мире, природа каковых пока непонятна или моделей каковых пока не удаётся построить. Примером может служить явление гравитации. Или явление турбулентности в газах и жидкостях, мешающее двигаться с гиперзвуковыми скоростями (вспомним аппараты НЛО), пока адекватно не смоделированное. Нет единого мнения о существовании «эфира». Что уж говорить о казалось бы очевидном – о наличии у человека души, которую учёные безрезультатно пытались обнаружить в мозгу[1].

Несмотря на наличие неразгаданных тайн, картина мироздания, представленная современной наукой, величественна, исполнена высшего смысла и гармонии. “Удивительно, что большинству людей науки не нравятся поведанные людям Творцом и описанные в Торе проекции Истины. Они не верят в Бога. Сотворение мира – противно их аксиоматике. И им этого достаточно, чтобы отвергнуть Творца, а заодно и Его требования к человеку. Можно удивляться, но сие есть часть научного подхода к изучению мироздания, именуемого непредвзятым. Атеистическая гипотеза об эволюции видов есть род верований, и можно без преувеличения сказать – религия. Не получив бесспорных научных доказательств, сторонники той или иной гипотезы просто верят в неё, уважительно именуя «теорией» и уподобляясь язычникам” [1].

Между тем на сегодня, похоже, сложился консенсус относительно того, что ничто не убеждает в возможности самообразования Вселенной и возникновение разума в результате случайных комбинаций молекул и естественного отбора. Сам Ч. Дарвин, человек религиозный, в это не верил и скромно именовал свою концепцию происхождения видов на Земле гипотезой (не теорией), которую ещё предстоит подтвердить. При этом кто-то (или что-то) приоткрывает пытливым умам исследователей тайны мироздания, диктует поэтам волшебные рифмы, а композиторам мелодии – только успевай записывать? Кто? Фантастическая гармония мироздания даже в мельчайших деталях свидетельствует в пользу концепции сотворения. Не удивительно, что среди физиков становится всё больше тех, кто, подобно Эйнштейну и многим выдающимся естествоиспытателям, склоняются к этой концепции, подразумевающей существование Высшего Разума и плана творения.

В отличие от них, для большинства атеистов не существует непонятного, остающегося за пределами научных открытий, хотя исследования неведомого скромно продолжаются. Атеисты не верят ни в сотворённость мироздания и человека, ни в необходимость следования Заповедям Творца и, разумеется, – в бессмертие их собственной души. Их отношение к наличию совести у человека неоднозначно. Что до НЛО, атеисты с готовностью поверят в их существование на следующий день после официального научного подтверждения или заявления президента. Вероятно, то же произойдёт и после обнаружения учёными того, что именуется душой, совестью и бессмертием.

Например, в прошлом столетии генетика, по решению вождя державы воинствующего атеизма, была признана лженаукой, и сотни миллионов рядовых атеистов включили это в свой религиозный катехизис борцов с иными религиями. Атеизм, примитивная языческая вера, религия преклонения перед «рациональным», как и религиозный фундаментализм, были причиной многих бед человечества в эпоху технологического прогресса. Интерпретирующие по-своему, что признавать и что отрицать, что считать рациональным и что иррациональным, кого достойным жизни и кого не достойным, пролившие моря крови, ныне угрожают погружением цивилизации в пучину мракобесия.

Нельзя не признать существование весьма представительной части человечества – людей, живущих, как атеисты, но допускающих в той или иной мере существование Высшей Силы, бессмертие души и наказание за грехи. Их веру можно охарактеризовать формулой «фифти-фифти». Среди тех, кого можно назвать «полуатеистами», мы встречаем имеющих стыд и совесть, способных на милосердие, часть из них соблюдают традиции предков, иные суеверны.

Религиозных фундаменталистов, в том числе из разряда атеистов, характеризует безграничная уверенность в правоте своих убеждений, их вера лишена скромности учёных, мудрецов и пророков. Их не смущает ничтожность масштаба людских проблем и убеждений на фоне масштабов мироздания, постигаемого наукой. Например, по последним астрономическим данным, в нашей Галактике, Млечном Пути, – около 250 миллиардов звезд. Число планет, пригодных для биологической жизни (экзопланет) в ней оценивается в 100 миллиардов, из которых от 5 до 20 процентов «землеподобные». А сколько таких галактик, в том числе больших нашей? Только в видимой части Вселенной находятся несколько миллиардов галактик с сотнями миллиардов звёзд в каждой! Их не смущает то, что смущает учёных, – непонятное, например, свойства недавно обнаруженной «тёмной материи», масса которой во Вселенной преобладает, а также существование малоизученных чёрных дыр, поглощающих звёзды вместе с планетами, только в нашей галактике таковых миллионы и наличествует небольшая, но активная поблизости. А куда попадают атеисты после смерти тела? Как отразятся их прижизненные грехи на их посмертной судьбе? Это не интересует подобную категорию людей, уверенных в правоте собственного рационального мышления, в том числе духовно малоразвитых, бессовестных, лживых и бессердечных, иные из них готовы сражаться за свои «убеждения» с оружием в руках и готовы к небытию, каковое может наступить в любой момент по самой нелепой причине. Но нелепа вера без надежды на спасение души и воскресение. Нелепа жизнь без страха греха, не достойная сотворенного по образу и подобию Творца.

Ответы автора на вопросы, отчего всё это происходит, в чём высшая цель быстротечной жизни на этой планете и что нас ждёт после неё, читатель найдёт в трилогии «Пять жизней на Земле. Эволюция душ», а также в разделах «Новые науки о человеке и человечестве» и «Институт духовнократии», составленных из фрагментов трилогии.

 

Литература:

1. Бориэль Сим. Пять жизней на Земле. Эволюция душ. Книга первая. – Израиль: ICL, 2008. 176 стр. ISBN 9789659119202 (Кн. 1, Гл. 4: http://www.facets.ru/articles10/4435.htm)

2. Бориэль Сим. Пять жизней на Земле. Эволюция душ. Книга вторая. – Израиль: ICL, 2009. 212 стр. ISBN: 9789659119226 (Кн. 2, Гл. 4: http://www.facets.ru/articles12/5124.htm)

 

Примечания:

[1] «Сознание души не является свойством мозга, продуктом его деятельности, потому не удивительно, что наука не смогла локализовать его в нём. Врачи, занимающиеся лечением так называемых душевных болезней, ничего не ведают о душе, а область знаний, именуемая психологией, дающая людям советы, как себя правильно вести, о чём думать и что говорить, не подозревает о наличии у человека совести…

«Душевными болезнями» обычно ошибочно именуют определённые проблемы мозга, то есть тела человека, разворачивающиеся на фоне тех качеств души, коими она обладает. Неверно квалифицировать, например, проблемы памяти или нестандартное поведение как проблему души. А вот запутанность мировоззрения, отсутствие представлений об истинных целях человеческого существования, неуважение к Нравственному Закону, завистливость, алчность, чёрствость, жестокость, равнодушие к бедам и страданиям окружающих – это то, что можно квалифицировать как проблемы души, как её изъяны. Души людей, признанных абсолютно здоровыми, поражены этими коварными и заразными недугами.

Близнецы похожи телом и многим из того, что свойственно телу, включая наследуемые интеллектуальные способности. Однако черты характера, то есть особенности души, у них разные, иногда очень.

Бессмертная душа человека, свободная и независимая по своей сути, после воплощения в теле оказывается обречённой испытывать все тяготы, связанные с земной жизнью, а также ограничения и страдания, обусловленные физической природой тела и его состоянием, именуемым словом «здоровье». При том, что тело для души есть не более чем земной сосуд и инструмент» [2].

 

 


№82 дата публикации: 08.06.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019